МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль компьютерных игр в успешной адаптации младших школьников к условиям школы

    экспериментирование, игра-воображение и т.д.). Проявляются во всей полноте

    такие процессы как: мышление, представление, память и т.д., возникают и

    функционируют на уровне прогноза становления личности новые горизонты

    развития. Горизонты развития – это не только зона ближайшего развития (по

    Л.С. Выготскому), а своеобразный прогноз развития личности, данный в

    содержании познавательной мотивации. (7,34).Это весьма тонкий

    психологический процесс, который еще будет изучаться многими учеными. Он

    характеризует одно из главных психологических позитивных последствий

    компьютеризации – возможность постоянного биографически-обозримого

    расширения горизонтов личности.

    Компьютер как интеллектуальное орудие в этом отношении принципиально

    отличается от книги. Книга – средство накопления знаний, но не оперирования

    ими. Человек оперировал знаниями во все века, а сейчас надо понять, что

    компьютер – среда для накопления знаний, а также для оперирования и обмена

    знаниями с другими людьми. Знания же безграничны, сам человек определяет

    эти границы, но оперирование, то есть раздвижение границ, беспредельно.

    Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности

    ребенка и придает ему более высокий социальный статус. У детей (у которых

    установлены компьютеры), появляется новое направление общения – они активно

    обсуждают компьютерные игры, свои достижения и промахи при выполнении

    трудных заданий. Значительно обогащается детский словарь, дети легко и с

    удовольствием овладевают новой терминологией. Все это способствует развитию

    речи детей, значительно повышает уровень произвольности и осознанности

    действий. Но главное состоит в том, что существенно возрастает самооценка

    ребенка. Дома, во дворе он с достоинством рассказывает товарищам обо всех

    «тонкостях» работы на компьютере, который выступает как эффективный способ

    самоутверждения, повышения собственного престижа. Успехи в компьютерных

    играх позволяют детям значительно повышать свой рейтинг и даже выходить в

    лидеры. Все это в целом способствует возникновению эмоционального комфорта,

    чувства более полноценной жизни, что чрезвычайно важно для нормального

    развития личности ребенка.

    Навыки или умения, связанные с управлением, существенно отличаются от

    других навыков и умений, прежде всего своей познавательной частью. Они в

    большей степени, чем какие-либо другие, требуют ориентировки на

    существенные отношения условий задания. В связи с этим они могут

    приобретать чрезвычайно обобщенный характер и легко переноситься в новые,

    необычные обстоятельства. Простейшие виды такого рода умений складываются

    уже в дошкольном возрасте.

    Особое значение в этом процессе приобретают компьютерные игры, в

    которых у детей формируются обобщенные умения управлять разнообразными

    ситуациями на дисплее опосредованно – с помощью клавиатуры, манипуляторов

    «мышь» и «джойстик» или других средств управления. Большую роль в

    формировании таких умений играют специально созданные для этого

    компьютерные игры «Колобок», «Давай познакомимся» и др.

    В условиях компьютерной игры значение приобретает умение планировать

    свои действия, предвосхищать их результат. Значительно усложняется процесс

    детской деятельности: дети должны действовать руками, нажимая пальцами

    кнопки клавиатуры, что требует от ребенка усиленного внимания и

    специфических навыков, и одновременно наблюдать за изображенными на экране

    изменяющимися предметами и явлениями. Часто результат нажатия на ту или

    иную клавишу сказывается не сразу и проявляется в чрезвычайно

    опосредованной, сложной форме, вызывая цепную реакцию событий на экране.

    Создается принципиально новая связь между ручными действиями ребенка и их

    результатом. Именно этот момент оказывает мощное влияние на общее

    психическое развитие детей, формирует у них новую позицию в отношении

    познания и изменения окружающего мира. Именно этот момент оказывает мощное

    влияние на общее психическое развитие детей, формирует у них новую позицию

    в отношении познания и изменения окружающего их мира.

    Одна из основных способностей ребенка, лежащая в основе, как

    умственного развития, так и других линий развития, – это способность к

    построению (осознанному или интуитивному) все более сложных структур

    собственной внешней деятельности, а затем и деятельности внутренней,

    психической. Эту способность можно рассматривать как одну из форм

    проявления общей фундаментальной способности саморегуляции. В качестве

    примера можно привести специальные методики использования компьютерных

    программ «Сложи узор», «Калейдоскоп».

    Развитие данной способности в значительной мере определяет широту и

    глубину взаимодействия ребенка с окружающим его миром, т.е. определяет как

    общую психическую активность. Эта способность – универсальная, поскольку

    решение фактически любой более Илии менее сложной задачи требует выделения

    определенной последовательности целей, их иерархирезации, отражения в плане

    представлений всей динамики изменения условий, в которых эти цели даны.

    Все предлагаемые компьютерные игры способствуют формированию у детей

    данной умственной способности, обеспечивающей понимание интеллектуальных

    задач, принятие их ребенком, что является необходимым условием

    развертывания детской деятельности.

    Особое значение при этом имеют представления, отражающие основную цель,

    на достижение которой направлена деятельность ребенка. Если ребенок нечетко

    представляет себе, что требуется получить в ходе решения той или иной

    задачи, то процесс мышления вообще может не развернуться или развертывается

    совсем в другом направлении, чем это необходимо в данных условиях. Именно

    четкое представление конечного результата, который должен быть получен в

    ходе решения, позволяет ребенку целенаправленно анализировать условия

    задачи. Оценка результатов удачных и неудачных действий происходит на

    основе их сопоставления с заданным результатом.

    Вместе с тем процесс мышления практически невозможен без учета тех

    условий, в которых дана цель. Действия детей, не учитывающих этих условий,

    как правило, носят хаотический характер и не приводят к получению заданного

    результата.

    В дошкольном и младшем школьном возрасте следует отметить своеобразную

    динамику восприятия цели и условий. Часто восприятие детьми цели насколько

    доминирует, что это отрицательно сказывается на восприятии условий, – они

    пытаются достигнуть цели «напролом», не учитывая условий. Когда взрослый

    обращает внимание ребенка на условия, тот, знакомясь с ними, теряет цель,

    иначе говоря, для ребенка цель и условия, в которых она дана, выступают как

    два не связанных между собой явления.

    В сложных задачах у детей можно наблюдать конфликтные отношения при

    восприятии цели и условий, в которых дана эта цель. Лишь постепенно у детей

    формируется общая умственная способность направленного анализа условий с

    точки зрения основной цели действия. Использование компьютерных игр

    стимулирует формирование подобных умений. Дети учатся расчленять основную

    цель деятельности на вспомогательные цели, устанавливать связи между ними и

    конкретными условиями задачи.

    Ряд игр («Конструктор») направлен на формирование у детей способности

    самостоятельно ставить перед собой цели и самостоятельно их достигать. В

    этом процессе у детей формируется очень важная деятельность творческого

    экспериментирования. В ходе такого экспериментирования дети выступают как

    создатели новых объектов. Они ставят перед собой (явно или неявно) новые

    все более усложняющиеся цели и пытаются их реализовать. В этом процессе

    формируется новая более сложная структура деятельности, характеризующаяся

    соподчинением основных и вспомогательных целей.

    Различные формы детского творческого экспериментирования способствуют

    развитию любознательности детей, пытливости их ума, формируют

    интеллектуальные способности.

    Специфика наглядно-действенного мышления заключается в тесной

    взаимосвязи мыслительных и практических действий. Если ребенку по каким-

    либо причинам не дают действовать руками, то и задача оказывается

    нерешенной. В процессе этой формы мышления имеют место последовательные

    взаимопереходы от практических преобразований предмета к анализу

    результатов и построению на основе полученной информации последующих

    практических действий, осуществление которых дает новую информацию о

    познаваемом объекте и т.д.

    Таким образом, основная функция наглядно-действенного мышления

    заключается в практических преобразованиях предмета или явления и получении

    исходных сведений о его скрытых свойствах и связях.

    Такой анализ качественных особенностей пробных и ошибочных действий, в

    соответствии с результатами этого анализа требуют развертывания

    определенных мыслительных операций, которые выступают как одна из важных

    сторон мыслительной деятельности детей.

    Связь наглядно-действенного мышления с практическими преобразованиями

    ситуации обусловливает его сильные и слабые стороны. Возможность

    преобразования детьми реальных объектов ограничена, часть свойств может

    быть обнаружена лишь в процессе оперирования представления об этих

    объектах. Такое оперирование выступает как наглядно-образное мышление с

    относительной свободой формирования и изменения данных представлений.

    Важным условием возникновения наглядно-образного мышления является

    формирования у детей умений различать план реальных объектов и план

    моделей, отражающих эти объекты. С помощью таких моделей ребенок

    представляет себе скрытые стороны ситуации. В процессе использования

    моделей у детей формируются особые действия с двойственной направленностью

    – они осуществляются ребенком на модели, а относятся им к оригиналу. Это

    создает предпосылки «отрыва» действий от модели и от оригинала и

    осуществление их в лане представлений.

    Большие возможности в этом отношении раскрываются при работе детей с

    компьютером. В процессе действий с изображенными на экране предметами и

    явлениями у детей формируются гибкие, подвижные представления и образы,

    которые служат основой для перехода от наглядно-действенного к наглядно-

    образному мышлению.

    §4. Общая характеристика детских образовательных компьютерных программ

    Анализ программного обеспечения, рекомендуется детям дошкольного и

    младшего школьного возраста (как в нашей стране, так и за рубежом),

    показывает огромные возможности компьютерных игр для общего

    интеллектуального и эмоционально-личностного развития детей и их обучения.

    Существует множество программ, специально предназначенных для обучения

    отдельным предметам: математике, художественной литературе и развитию речи,

    родному и иностранному языкам и т.д. Есть также развлекательные программы,

    не содержащие педагогических заданий, но которые также могут эффективно

    применяться в образовательных целях благодаря разнообразным методическим

    приемам.

    Как правило, все детские игровые компьютерные программы носят

    развивающий характер.

    Вместе с тем, в разнообразном ассортименте детских программ выделяется

    большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально

    создаются для использования в образовательных целях. Это и отдельные

    программы, и наборы программ, которые представлены в виде отдельных

    коллекций, подсистем, пакетов, серий – в зависимости от степени их

    «общности».

    Существует много различных подходов к систематизации компьютерных

    программ. Уже само название «игровые программ для школьников» показывает их

    место в общей массе программного обеспечения ПК – программы ориентированные

    на детей дошкольного и младшего школьного возраста, примерно от 3 до 9-10

    лет. Игровые по форме, они учитывают, что игра – это ведущий вид

    деятельности у детей данной возрастной категории.

    Классификация программ нужна не только для удобства потребителя:

    педагогам легче ориентироваться во всем богатстве программ, если рубрики

    сразу дают ответы на вопросы типа «Какие программы способствуют развитию

    речи?», «В каких программах есть изображения животных?», «Есть ли

    программы, в которых управление осуществляется только 3-4 клавишами?» и

    т.д. Она облегчает отбор требуемой программы по различным критериям.

    Классификация необходима и для разработчиков: по ней видно, например,

    что еще нет программ, направленных на формирование у детей той или иной

    способности, или программ, в которых бы были нужные для обсуждения

    персонажи.

    Программы можно делить на подгруппы, исходя из разных критериев:

    возрастного, сюжетной тематики, уровня сложности игровой задачи, сложности

    управления, задач развития умственных способностей и других характеристик.

    Но в первую очередь все образовательные программы для детей можно

    сгруппировать в следующие классы:

    1) развивающие игры;

    2) обучающие игры;

    3) игры-экспериментирования;

    4) игры-забавы;

    5) компьютерные диагностические игры;

    Рассмотрим подробнее каждый из классов этих программ(32,55):

    а) развивающие игры.

    Это компьютерные программы так называемого «открытого» типа,

    предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных

    способностей, целеполагания, способности мысленно соотносить свои действия

    по управлению игрой с создающимися изображениями в компьютерной игре, для

    развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития. В

    них нет явно заданной цели – они являются инструментами для творчества, для

    самовыражения ребенка. К программам этого типа относятся:

    Различного рода графические редакторы, в т.ч. «рисовалки», «раскрашки»,

    конструкторы, предоставляющие возможность свободного рисования на экране

    прямыми и кривыми линями, контурными и сплошными геометрическими фигурами и

    пятнами, закрашивания замкнутых областей, вставки готовых рисунков,

    стирания изображения, коррекции рисунка другими способами;

    Простые текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и

    печати текста;

    «конструкторы сред» с разнообразными функциональными возможностями

    свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в

    т.ч. те, которые служат основой создания «режиссерских» компьютерных игр;

    «музыкальные редакторы» для ввода, хранения и воспроизведения простых

    (чаще одноголосых) мелодий в нотной форме записи;

    «конструкторы сказок», совмещающие возможности элементарных текстового

    и графического редакторов для формирования и воспроизведения

    иллюстрированных текстов древовидной или сетевой структуры.

    Такие игры предполагают множество педагогических методик их

    использования.

    б) обучающие игры.

    Это игровые программы дидактического («закрытого») типа, в которых в

    игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. К

    этому классу относятся игры, связанные с формированием у детей начальных

    математических представлений; с обучением азбуке, слого - и

    словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо, родному и

    иностранным языкам; с формированием динамических представлений по

    ориентации на плоскости и в пространстве; с эстетическим, нравственным

    воспитанием; экологическим воспитанием; с основами систематизации и

    классификации, синтеза и анализа понятий.

    в) игры-экспериментирования.

    В играх этого типа цель игры и правила не заданы явно – скрыты в сюжете

    игры или способе управления ею. Поэтому ребенок, чтобы добиться успеха в

    решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию

    цели и способа действия, что и является ключом к достижению общего решения

    игровой задачи.

    г) игры-забавы.

    В таких играх не содержится в явном виде игровые задачи или задачи

    развития (это видно из названия группы). Они просто предоставляют

    возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на

    экране результат в виде какого-либо «микро-мультика». К этой группе, в

    частности, можно отнести популярную серию программ типа «Живые книжки».

    д) компьютерные диагностические игры.

    Игры, перечисленные в пунктах а,б,в можно считать диагностическими,

    поскольку опытный педагог и, тем более, психолог по способу решения

    компьютерных задач, стилю игровых действий смогут многое сказать о ребенке.

    Однако, более строго, компьютерными диагностическими методиками

    считаются лишь реализованные в виде компьютерной программы валидизированные

    психодиагностические методики. При этом такая программа фиксирует заданные

    параметры, запоминает их в памяти компьютера, затем обрабатывает и

    результаты обработки также сохраняет на диске. В дальнейшем эти результаты

    выводятся на экран дисплея, либо на печатающее устройство для интерпретации

    психологом, либо такая интерпретация может быть заранее запрограммирована и

    выведена автоматически компьютером. Результаты диагностики могут выводиться

    в виде рекомендаций учителей и родителей.

    К этому классу программ относятся также компьютерные методики экспресс-

    диагностики различных функциональных систем детского организма, позволяющие

    в считанные минуты выявлять патологию, отклонения от нормы и затем

    направлять детей с отклонениями на дальнейшее обследование или лечение в

    специализированные медицинские учреждения. Компьютерные диагностические

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.