РАЗВИТИЕ И ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Далее для подростка характерно очень заметное, даже бурное развитие
самостоятельности, критичности мышления. Это совершенно новая сфера
развития мыслительной деятельности подростка в отличии от младшего
школьника.
Под влиянием школьного обучения, общего, характерно для него роста
самосознания, у подростка развивается умение и потребность самостоятельно
мыслить. Подросток стремиться иметь своё собственное мнение, свои взгляды и
суждения по целому ряду вопросов, не полагается во всём на авторитет
родителей, учителей или учебника, критически относится к ним, часто
«находит ошибки» в суждениях учителя или в материале учебника, склонен к
спорам и возражениям, причем в весьма категорической форме. «Что пишут в
книжках – я не верю. В жизни я вижу другое», «Я не согласен с тем, что
Герасим («Муму» И.С. Тургенева) поступил честно, сдержав своё слово и
утопив Муму. Надо было уйти с нею в деревню»; «Не верно, что кислород не
горит – я сам видел на строительстве, как по шлангу шёл кислород, который
очень хорошо горел »; «Вряд ли температура человеческого тела – 36 - 37
0С. Ведь тогда равная температура воздуха или воды нами не ощущались, а
горячую воду, если нагреть до 36 0С!» - такие суждения типичны для
подростка, характерны для учащихся V – VII классов.
Разумеется, из сказанного не следует делать вывод о том, что подростку
свойственен «критический нигилизм», что он начисто отвергает всё, что чужая
мысль не может быть для него авторитетной. Но у подростка появляется
тенденция не слепо принимать её, а убеждаться в её справедливости, в
точности с аргументации.
Самостоятельность мышления – это очень ценное качество, которое учитель
всячески должен поддерживать и развивать. Не следует высмеивать не удачные
на первых порах попытки младшего подростка самостоятельно, с критических
позиций рассматривать то или иное положение, надо тактично разъяснять
подростку ошибочность его суждений, тем более, что самокритичность мышления
у подростков развивается позже, чем критичность.
Однако необходимо иметь в виду, что стремление к самостоятельности
мышления в сочетании с незначительностью жизненного опыта, ограниченностью
круга знаний подростка иногда приводит к схематизму и формализму в его
мышлении, попыткам мыслить готовыми схемами, неумению учитывать
изменившиеся обстоятельства, к тенденции неправомерно применять усвоенные
правила и принципы к новым условиям.
Отметим также, что развитие критичности мышления у подростка может
пойти по пути «формирования «аутированного критицизма», своеобразной
привычки не столько самостоятельно мыслить, сколько сомневаться, спорить,
возражать, ставить вопросы, отстаивать заведомо ошибочные положения. Не
стремление к истине, а сам процесс «скрещивания аргументаций»! иной раз
совершенно бесплодный, привлекает в этом случае подростка. Разумеется, это
– нежелательная линия развития. В этом случае учитель должен тактично и
умело показать бесплодность, ненужность подобных споров и возражений и
показать другое «поле применения» для воспитания умений самостоятельно и
критически мыслить.
Изменения в диапазоне и содержании мышления
За счет появления новых и совершенствования старых когнитивных умений
диапазон мышления подростков становится значительно шире, а содержание
мышления — богаче и сложнее. Поскольку подростки теперь могут рассматривать
противоречащие фактам ситуации, для них часто новым увлечением становится
чтение научной фантастики и просмотр фантастических фильмов. Они даже
экспериментируют с оккультизмом, культами или измененными состояниями
сознания, вызванными любым способом, от медитаций до употребления
наркотиков. Абстрактное мышление оказывает влияние не только на эти занятия
и на изучение естественных наук и математики, но и на то, как подростки
анализируют социальный мир. Далее мы подробнее рассмотрим цели приложения
усовершенствованных когнитивных способностей подростков, в том числе
тенденцию к анализу мира и семьи.
Изучение мира и семьи. Способность понимать противоречащие фактам
ситуации влияет на отношения между родителями и детьми. Подростки
сравнивают образы идеальных родителей с реальными родителями, которых они
видят ежедневно. Часто они критически относятся к социальным институтам,
включая семью и своих родителей.
Поэтому с этот период отрочества неизбежно возрастает количество
семейных ссор. Многие исследователи считают, что битвы, которые разгораются
по поводу таких повседневных дел, как работа по дому, одежда, учеба и
семейные обеды, служат полезной цели. Они позволяют подростку на
сравнительно незначительных проблемах проверить степень своей независимости
в безопасной семейной обстановке. Фактически, слово переговоры стало одним
из важнейших слов в психологии отрочества и юности. Вместо того чтобы
говорить о бунте и болезненном отделении подростков от семьи, многие
психологи теперь предпочитают описывать этот период, как время, когда
родители и подростки договариваются о новых отношениях между собой.
Подросток должен получить большую независимость в своей жизни; родители
должны научиться смотреть на своего ребенка как на равного, имеющего право
на свое мнение человека.
Для большинства подростков взаимодействие между этими конфликтующими
потребностями происходит в рамках заботливых, тесных отношений со своими
родителями.
Особенно в старшем подростковом возрасте может вырасти интерес к
социальным политическим и моральным проблемам.
Более совершенные когнитивные способности, которые развиваются на
протяжении отрочества, помогают молодым людям сделать профессиональный
выбор. Они в состоянии проанализировать варианты, как реальные, так и
гипотетические, а также оценить свои таланты и способности. Но
профессиональный выбор становится реалистическим не раньше, чем в конце
юности, основываясь частично на честной самооценке и реальных вариантах.
Стремление постичь себя и подростковый эгоцентризм. Одним из аспектов
мышления на уровне формальных операций является способность анализировать
собственные мыслительные процессы. Подростки, как правило, широко
пользуются этой возможностью. Они стремятся постичь не только себя, но
также разобраться и в других людях. Способность учитывать мысли других
людей, в сочетании с повышенным вниманием подростков к собственным
метаморфозам, ведет к особого рода эгоцентризму. Подростки склонны
полагать, что они и их поведение столь же интересны другим людям, как и им
самим.Не умея дифференцировать чувства других людей, подростки в то же
самое время поглощены своими собственными чувствами, считая, что их эмоции
уникальны и никто другой никогда не переживал и не будет переживать таких
страданий или такого восторга, как они.
Моральное развитие. Взрослея, подростки вынуждены сталкиваться с
аспектами морали, с которыми они еще не встречались. Например, поскольку
они теперь могут вступать в половые отношения, им приходится решать, что
секс значит, для них и хотят ли они начать половую жизнь до вступления в
брак. Им приходится оценивать поведение и установки своих сверстников,
которые иногда употребляют наркотики. Им приходится решать, важно ли хорошо
учиться; хотят ли они приспосабливаться к обществу, где успех измеряется в
основном деньгами, какую роль играет религия в их жизни. В результате
мышление подростков начинает выходить за рамки их прежних узких интересов и
касаться более широких вопросов, которые будут иметь определяющее значение
в их взрослой жизни.»
Итак, параллельно физиологическим и социальным изменениям происходит
также изменение когнитивных способностей подростков. Когнитивные изменения
в отрочестве характеризуются развитием мышления на уровне формальных
операций. Этот тип мышления необходим для абстрактного мышления, не
привязанного к существующим в данный момент конкретным условиям внешней
среды. Вследствие роста метакогнитивных умений, таких как текущий
самоконтроль и саморегуляция, подростки могут размышлять о своих
собственных мыслительных процессах и о мышлении других людей. Сторонники
информационного подхода к развитию также утверждают, что подростки
приобретают метакогнитивные умения, которые, в свою очередь, влияют на
эффективность их познавательных стратегий.
По мере совершенствования и расширения когнитивных способностей подрост
ков содержание их мышления также становится более широким и сложным. Но
умение логически обрабатывать материал часто развивается у подростков
стихийно. Развитие таких умений должно стать специальной задачей учителя.
От этого зависит не только успеваемость, глубина и прочность знаний, но и
возможность дальнейшего развития интеллекта и способностей подростка. Об
этом и пойдёт речь в следующем параграфе.
§ 3. Особенности развития и диагностики мышления в подростковом
возрасте
Особенности развития мышления подростков.
В предыдущих параграфах мы уже упоминали о том, что для подростка всё
большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способ
устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире –
в системе исторически обусловленной реальности человеческого существования.
Он психологически погружен в реальности предметного мира, образно-знаковых
систем, природы и социального пространства. Изучаемый в школе и специальных
заведениях материал становится для подростка условием для построения и
проверки свих гипотез. Конечно, такое погружение в реалии человеческого
бытия происходит постепенно, наращиваясь к концу подросткового – началу
юношеского возраста.
Подросток, погружаясь в социальную среду, непрестанно трансформирует
свои высшие психические функции и присваиваемую систему знаков. Это
обстоятельство изменяет мышление. Поэтому можно сказать, что социальная
жизнь трансформирует интеллект через воздействие трёх посредников: языка
(знаки), содержания взаимодействия субъекта с объектами (интеллектуальные
ценности) правил предписанных мышлению (коллективные логические или
дилогические нормы). В этом случае присваиваемые социальные отношения
вырабатывают новые возможности мышления.
В подростком возрасте, с 11 – 12 лет вырабатывается формальное
мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной
ситуацией; он может, чувствуя себя легко, ориентироваться только на одни
общие посылы независимо от воспринимаемой реальности. Иными словами,
подросток может действовать в логики рассуждения.
Подросток может совершать гигантский по своему качеству скачок – он
начинает ориентироваться на потенциально возможное, а не
на обязательно очевидное. Благодаря своей новой ориентации он
получает возможность вообразить все, что может случиться, — и очевидные, и
недоступные восприятию события. Тем самым повышается
вероятность того, что он разберется в действительно происходящем.
Стремление открыть реальное в возможном предполагает, что
подросток смотрит на возможное как на совокупность гипотез, требующих
проверки и доказательств.
Подросток уже может, как это делает взрослый, подвергать переменные
комбинаторному анализу, методу, гарантирующему составление исчерпывающего
перечня всех возможностей.
Мы можем набросать примерную схему того, как размышляет подросток.
Он начинает с организации различных элементов «сырых» данных методами
конкретных
операций... Затем этим организованным элементам придается форма утверждений
или
предложений, и они могут комбинироваться разными способами между собой...
Далее комбинации трактуются как гипотезы, подлежащие подтверждению или
опровержению в последующем исследовании.
Гипотетические вопросы составляют область возможного при решении
задач; и подросток считает своей задачей определение реального положения
вещ
их последовательной эмпирической проверки.
Подросток становится способным не только представлять возможные
различные пути преобразования данных для эмпирического
испытания, но может и логически истолковывать результаты эмпирических проб.
Помимо того что подросток способен «парить» над действительностью
посредством планирования и контроля своих свободных
фантастических построений, он научается прекрасно рефлектировать
свои умственные действия и операции и получать от этого интеллектуальные
эмоции.
Конструкция теорий подростка всегда обнаруживает, что он овладел
способностью к
рассуждающему мышлению и в то же время, что его мышление позволяет ему
вырваться
из области настоящего и вторгнуться в область абстрактного и возможного.
Это
вовсе не означает, что формальные структуры сначала образовались сами по
себе, а уже
затем стали применяться как средство приспособления там, где они доказали
свою соци-
альную и индивидуальную пользу. Оба процесса — развитие структуры и
повседневное ее
применение — относятся к одной и той же реальной действительности, и именно
благодаря
тому, что формальное мышление играет такую существенно важную роль с
функциональной точки зрения, оно и достигло столь общей и логической
структуры.
Но логика не оторвана от жизни, она есть только выражение
операциональных координаций, имеющих важное значение для действий.
То, насколько быстро подросток способен выйти на уровень теоретического
мышления, определяет глубину постижения им учебного
материала и развитие его интеллектуального потенциала. Во всяком
случае, в отрочестве престижно быть преуспевающим в интеллектуальной
деятельности.
Теперь обратимся к вопросу, как можно способствовать развитию мышления.
В первую очередь необходимо отметить особую роль самоорганизации, осознание
приёмов и правил умственной деятельности. Подросток должен с достаточной
ясностью понимать сущность умственного труда, осознавать хотя бы основные
его приемы. Если у него нет желания и умения, организовывать свою
умственную деятельность он обычно не достигает высокого уровня развития
мышления даже при самых благоприятных задатках и хороших условиях. Для
повышения продуктивности мыслительной деятельности можно использовать
умение управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание
оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных
ассоциаций, максимальное включение, как образных, так и символических
компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, а также
снижение излишней критичности при оценке результата, - всё это позволяет
активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным.
Важным моментом стимуляции мышления детей в подростковом возрасте
является создание и укрепление мотивации. При этом содержание мотива может
быть весьма разнообразным, начиная от жизненной необходимости и кончая
желанием получить интеллектуальное удовольствие. Причём практика показала,
что если задача определена собственными интересами, она значительно
сильней и длительнее побуждает к преодолению трудностей решения, чем
навязанная извне. Важную роль здесь играет повышенная потребность
подростков в самостоятельности и принятии решений.
Устойчивая мотивация даёт неоценимые преимущества, так как позволяет
ребенку, столкнувшегося при решении задачи с трудностями, время от времени
переключать свою деятельность на другие задачи, не упуская из виду и
первую. Такое переключение выступает как профилактическая мера,
предохраняющая подростка от переутомления, и как способ временной
концентрации внимания на побочные (относительно первой задачи) свойства
ситуации, среди которых подчас срывается в выход из тупика.
Вместе с тем следует отметить, значительную роль играет сила мотива.
Так слабая мотивация не обеспечивает достаточной развёрнутости
мыслительного процесса, и наоборот, если она слишком сильна, то нарушает
использование полученных результатов при решении других задач.
Отсюда следует практический вывод: состояние повышенного напряжения
снижает способность подростка применять твердо, усвоенные ранее методы к
новому материалу.
Завышенная значимость результата препятствует пере
носу принципов решения на новые задачи, что
для поведения человека в экстремальных условиях
пример на экзамене.
Поддержанию оптимальной мотивации способствует постепенное наращивание
сложности
сильных для данного ребёнка. Двигаясь от успеха к успеху, он укрепляет
уверенность в себе и способность преодолевать все большие препятствия.
Эмоциональное перевозбуждение может приводить
к появлению другого отрицательного момента в мысли-
тельном процессе — тенденции к стереотипизации. Хотя
решение простых задач может и улучшиться, но выполнение сложных всегда
ухудшается. В этом смысле ситуация конкуренции не способствует решению
сложных мыс-
лительных задач. Существуют различные способы
создания оптимальной мотивации. Иногда целесообразно
подростку бросить вызов — побудить его к преодолению
трудностей. Для этого можно предложить трудную задачу
и раззадорить его с тем, чтобы он испытал в ней свои силы,
использовал свои возможности полностью, открыл для
себя радость успешного совершения трудной работы.
Впервые испытав удивительное чувство полной поглощенности работой и
преодоления интеллектуальных трудностей, многие пытаются возродить это
положительное эмоциональное состояние и впоследствии. Когда человек долго
предпринимает попытки решить задачу, он неизбежно
расширяет привлекаемую для ее решения информацию,
далеко выходя за пределы содержания задачи. При этом
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|