МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • РАЗВИТИЕ И ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

    мышления выделяют дискурсивное (умозаключительное) и интуитивное мышление.

    В-четвертых, по степени новизны и оригинальности и если за основу брать

    характер результатов мышления, мы можем иметь репродуктивное

    (воспроизводящее) и продуктивное мышление.

    В-пятых, мышление разделяется по действию контроля на критическое и

    некритическое мышление.

    Но рассмотрим подробнее виды мышления человека.

    Понятийное (абстрактно-логическое) мышление – это такое мышление,

    пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к задачам,

    выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым

    при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до

    конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми,

    выраженными в понятной форме, суждениях, умозаключениях. Понятное мышление

    характерно для научных теоретических исследований. Степень его логичности

    зависит от того, насколько умело и настойчиво человек контролирует и

    направляет свои мыслительные процессы, согласуя их в своей практике с

    познаваемой действительностью.

    Образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом,

    который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия,

    суждения или умозаключения, а образы. Они мысленно извлекаются из памяти,

    или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются

    работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие

    дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие

    мыслительные образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате

    манипулирования ими смог непосредственно смог усмотреть решение

    интересующей его задачи.

    Оба рассмотренных вида мышления – понятийное и образное – в

    действительности как правило сосуществуют. Они неплохо дополняют друг

    друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия.

    Понятийное мышление позволяет получить конкретное субъективное её

    восприятие, которое не менее реально, объективно-понятийное. Без того, или

    другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь

    глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким

    оно является на самом деле.

    Отличительная черта наглядно-образного мышления состоит в том, что

    мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим

    человеком окружающей действительности и без него совершаться не может.

    Мысля наглядно-образно человек привязан к действительности, а сами

    необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и

    оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного

    мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). В

    ходе познавания человек отчетливо представляет себе объект и мыслит

    наглядными образами, возникшими раньше. Вместе с наглядными образами в

    данном виде мышления используются и знания, полученные в процессе обучения

    исполнения этой деятельности.

    Образное мышление является сложным и гибким, обобщенным и свободным

    мышлением по отношению к познаваемым единичным предметами практическим

    действиям, направленным на овладение ими. Однако наглядно-образное мышление

    не в состоянии отражать сложные процессы и явления объективной

    действительности, не выражаемым каким либо наглядным образом. Например, у

    людей нет таких образов, которые непосредственно могли бы отразить такое

    понятие как «сила», «стоимость», «справедливость», «добро», «честность»,

    «истина» и др. Познание таких явлений возможно благодаря абстрактно-

    логическому мышлению.

    Наглядно-образное мышление наиболее полно и развернуто представлено у

    детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей

    занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развито у всех

    людей кому часто приходится принимать решение о предметах своей

    деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.

    Последний из обозначенных на схеме видов мышления – это наглядно-

    действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления

    представляет собой практическую преобразованную деятельность,

    осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения

    задачи в данном случае является правильное действие с соответствующими

    предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным

    производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо

    конкретного материального продукта.

    Теоретическое мышление – это вид мышления, направленный на открытие

    законов, свойств предметов.

    Практическое мышление – это мышление, направленное на воплощение

    открытых закономерностей и свойств в практической деятельности.

    Дискурсивное или умозаключительное мышление – это поэтапно развернутый

    мыслительный процесс.

    Интуитивное мышление – это быстро протекающий, с отсутствием четко

    выраженных этапов, минимально осознанный мыслительный процесс. Здесь

    окончательный результат достигается без знания или придумывания

    промежуточных этапов.

    Репродуктивное мышление – мышление, применяющее готовые знания и

    умения. Мы можем четко прослеживать ход мысли другого человека, прекрасно

    понимать ход и логику мысли писателя, ученого, разбираться в современных

    сложнейших знаниях и пр.

    Продуктивное (творческое) мышление – это мышление направленное на

    создание новых идей, на открытие новых или усовершенствование решений той

    или иной задачи.

    Критическое мышление – вид мышления, направленный на выявление

    недостатков в суждениях других людей, на оценку себя и своих возможностей.

    Некритическое мышление противоположное критическому.

    Отметим, что перечисленные виды мышлений выступают одновременно и как

    уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным,

    чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень

    развития, чем образное. С одной стороны, за такими суждениями лежит

    реальный смысл, т. к. понятийное и теоретическое мышление в фило- и

    онтогенезе действительно появляются позднее, чем, скажем, практическое и

    образное. Но с другой стороны, каждый из названных четырех видов мышления

    сам по себе может развиваться, относительно независимо от остальных и

    достигать такой высоты, что заведомо превзойдет филогенетически более

    позднюю, но онтогенетическую менее развитую форму.

    Следует отметить, что взрослый человек обычно не пользуется каким-то

    одним видом мышления в «чистой форме». Поэтому одной из задач обучения

    является формирование у учащихся переходить от одного вида мышления к

    другому в процессе рения задач. Последнее, однако, не исключает

    индивидуальных особенностей мыслительной деятельности, связанных с

    предпочтительным использованием какого-то одного вида мышления. Это может

    быть обусловлено рядом факторов: особенностями личного опыта, развития

    речи, воображения, уровнем овладения мыслительными операциями.

    Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с

    определенной логикой. Соответственно, мыслительная деятельность людей

    совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза,

    абстракции, обобщения и конкретизации. Все эти операции являются различными

    сторонами основной деятельности мышления — опосредования, т.е. раскрытия

    все более существенных объективных связей и отношений между предметами,

    явлениями, фактами.

    Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения

    сходства и различия между ними. Сравнивая предметы или явления, мы всегда

    можем заметить, что в одних отношениях они сходны между собой, в других —

    различны. Признание предметов сходными или различными зависит от того,

    какие части или свойства предметов являются для нас в данный момент

    существенными. Нередко бывает так, что одни и те же предметы в одних

    случаях считаются сходными, в других — различными. Например, при

    сравнительном изучении домашних животных с точки зрения их пользы для

    человека выявляется много сходных признаков между ними, но при изучении их

    строения и происхождения обнаруживается много различий.

    Сопоставляя вещи, явления, их свойства, сравнение вскрывает тождество и

    различие. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение

    приводит к их классификации. Классификация производится по какому-либо

    признаку, который оказывается присущим каждому предмету данной группы. Так,

    в библиотеке книга можно классифицировать по авторам, по содержанию, по

    жанру, по переплету, по формату и пр. Признак, по которому производится

    классификация, называется основанием классификации.

    Сравнивая, человек выделяет прежде всего те черты, которые имеют важное

    значение для решения теоретической или практической жизненной задачи.

    Анализ и синтез — важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные

    между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание

    действительности.

    Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления на образующие

    его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств.

    Воспринимая предмет, мы можем мысленно выделять в нем одну часть за другой

    и таким образом узнавать, из каких частей он состоит. Например, в растении

    мы выделяем стебель, корень» цветы» листья и пр. В данном случае анализ —

    мысленное разложение целого на составляющие его части.

    Анализ может быть и мысленным выделением в целом его отдельных свойств,

    признаков, сторон. Например, мысленное выделение цвета, формы предмета,

    отдельных особенностей поведения или черт характера человека и пр.

    Анализ возможен не только тогда, когда мы воспринимаем предмет или вообще

    любое целое» но и тогда, когда мы вспоминаем о нем, представляем его себе.

    Возможен также и анализ понятий, когда мы мысленно выделяем различные их

    признаки, анализ хода мысли — доказательство» объяснения и пр.

    Синтез — это мысленное соединение отдельных частей предметов или

    мысленное сочетание отдельных их свойств. Если анализ дает знание отдельных

    элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти

    элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Так, при чтении в тексте

    выделяются отдельные буквы» слова, фразы и вместе с тем они непрерывно

    связываются друг с другом: буквы объединяются в слова, слова — в

    предложения, предложения — в те или иные разделы текста. Или вспомним

    рассказ о любом событии — отдельные эпизоды, их связь, зависимость и т.д.

    Так же как и анализ, синтез может осуществляться при непосредственном

    восприятии предметов и явлений или при мысленном представлении их.

    Различаются два вида синтеза: как мысленное объединение частей целого

    (например, продумывание композиции литературно-художественного

    произведения) и как мысленное сочетание различных признаков, свойств,

    сторон предметов и явлений действительности (например, мысленное

    представление явления на основе описания его отдельных признаков или

    свойств).

    Анализ и синтез часто возникают в начале практической деятельности. Мы

    фактически расчленяем или собираем предмет, что является основой для

    выработки умения производить эти операции мысленно. Развиваясь на основе

    практической деятельности и наглядного восприятия, анализ и синтез должны

    осуществляться и как самостоятельные, чисто умственные операции. В каждом

    сложном процессе мышления участвуют анализ и синтез. Например, путем

    анализа отдельных поступков, мыслей, чувств литературных героев или

    исторических деятелей и в результате синтеза мысленно создается целостная

    характеристика этих героев, этих деятелей.

    Абстракция. Нередко при изучении какого-либо явления возникает

    необходимость выделить какой-либо признак, свойство, одну его часть для

    более углубленного познания, отвлекаясь (абстрагируясь) на время от всех

    остальных, не принимая их во внимание. Например, чтобы усвоить

    доказательство геометрической теоремы в общем виде, надо отвлечься от

    частных особенностей чертежа— мелом или карандашом он выполнен, какими

    буквами обозначены вершины, абсолютная длина сторон и пр.

    Абстракция — это мысленное выделение существенных свойств и признаков

    предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных

    признаков и свойств.

    Выделенные в процессе абстрагирования признак или свойство предмета

    мыслятся независимо от других признаков или свойств и становятся

    самостоятельными объектами мышления. Так, у всех металлов мы можем выделить

    одно свойство — электропроводимость. Наблюдая за тем, как движутся люди,

    машины, самолеты, животные, реки и пр., мы можем выделить в этих объектах

    один общий признак — движение и мыслить о движении вообще, изучать

    движение. С помощью абстрагирования мы можем получать абстрактные понятия —

    смелость, красота, дистанция, тяжесть, длина, ширина, равенство, стоимость

    и пр.

    Обобщение и конкретизация.

    Обобщение тесно связано с абстракцией. Человек не смог бы обобщать, не

    отвлекаясь от различий в том, что им обобщается. Нельзя мысленно объединить

    все деревья, если не отвлечься от различий между ними. При обобщении

    предметы и явления соединяются вместе на основе их общих и существенных

    признаков. За основу берутся те признаки, которые мы получили при

    абстрагировании, например, все металлы электропроводны. Обобщение, как и

    абстрагирование, происходит при помощи слов. Всякое слово относится не к

    единичному предмету или явлению, а ко множеству сходных единичных

    объектов. Например, в понятии, которое мы выражаем словом «фрукты»,

    соединены сходные (существенные) признаки, которые имеются в яблоках,

    грушах, сливах и др.

    В учебной деятельности обобщение обычно проявляется в определениях

    выводах, правилах… Детям нередко трудно совершить обобщение, так как не

    всегда они умеют выделить не только общие, но существенные общие признаки

    предметов, явлений, фактов.

    Конкретизация — это мысленное представление чего-либо единичного, что

    соответствует тому или иному понятии или общему положению. Мы уже не

    отвлекаемся от различных признаков или свойств предметов и явлений, а,

    наоборот, стремимся представить себе эти предметы или явления в

    значительном богатстве их признаков. По существу, конкретное есть всегда

    указание примера, какая-либо иллюстрация общего. Конкретизация играет

    существенную роль в объяснении, которое мы даем другим людям. В особенности

    важна она в объяснениях, даваемых учителем детям. Выбору примера следует

    уделять серьезное внимание. Привести пример иногда бывает нелегко. В общем,

    виде мысль кажется ясной, а указать конкретный факт не удается.

    Школьники и студенты часто затрудняются привести примеры,

    иллюстрирующие их ответ.

    Это происходит при нормальном усвоении знаний, когда усваивается (или

    зазубривается) формулировка общих положений, а содержание остается неясным.

    Поэтому преподаватель не должен довольствоваться тем, что учащиеся

    правильно воспроизводят общие положения, а должен добиваться конкретизации

    этих положений: приведение примера, иллюстрации, конкретного частного

    случая. Особенно это важно в школе и, прежде всего в начальных классах.

    Когда учитель приводит пример, он раскрывает, показывает, как в этом

    частном случае обнаруживается общее, которое иллюстрируется примером.

    Только при этом условии частное оказывает значительную помощь пониманию

    общего.

    Кроме рассмотренных видов и операций, имеются еще и процессы мышления.

    К ним относятся суждение, умозаключение, определение понятий, индукция,

    дедукция. Суждение – это высказывание, содержащие определенную мысль.

    Умозаключение – представляет собой серию логически связанных высказываний,

    из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как

    система суждений о некотором классе предметов (явлений). Выделяющая

    наиболее общие их признаки. Индукция и дедукция – это способы производства

    умозаключений, определяющие направленность мысли от частного к общему, или

    наоборот. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а

    дедукция – вывод общего суждения из частных.

    Ходя логические операции органически входят в состав мышления, оно не

    всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В

    процесс мышления часто вмешиваются, изменяя его, эмоции.

    Эмоции, однако, способны не только искажать, но и стимулировать

    мышление. Известно, что чувство придает мысли страстность, напряженность,

    остроту, целеустремленность и настойчивость. Без повышенного чувства

    продуктивная мысль столь же не возможна, как без логики, знаний, умений,

    навыков. Вопрос только в том, насколько чувство сильно, не переходит ли оно

    пределы оптимизма, обеспечивающего разумность мышления.

    В процессах мышления эмоции особенно выражены в моменты нахождения

    человеком решения трудной задачи, здесь они выполняют эвристическую и

    регулятивную функцию. Эвристическая функция эмоций заключается в выделении

    (эмоциональной, сигнальной фиксации) некоторой зоны оптимального поиска,

    пределах которого находится искомое решение задачи. Регулятивная функция

    эмоций проявляется в том, что они способны активировать поиск нужного

    решения в том случае, если он ведется правильно, и замедляют его, если

    интуиция подсказывает, что избранный ход направления мысли ошибочен.

    Кроме обычных нормальных видов мышления, приводящих к правильным

    выводам, есть особенные мыслительные процессы, дающие ложное представление

    о действительности. Они обнаруживаются у больных людей (например, у

    шизофреников), а также у тех, кто занимает пограничное положение между

    нормой и патологией или находится в состоянии так называемого замутнённого

    сознания (галлюцинации, бред, гипнотическое состояние).

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.