МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • РАЗВИТИЕ И ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

    РАЗВИТИЕ И ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

    Волгоградское государственное образовательное учреждение

    Волгоградский социально-педагогический колледж

    Кафедра педагогики

    и психологии

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    РАЗВИТИЕ И ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

    Работу выполнила студентка

    группы 4 «Д»: Ефремова

    Т.В.

    Научный руководитель:

    Тонкодубова О.И.

    Волгоград - 2002

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение 3

    Глава I. Мышление как один из основных познавательных процессов личности

    в подростковом возрасте. 5

    § 1. Общее представление о подростковом

    возрасте и видах мышления 5

    § 2. Мышление как один из основных познавательных процессов личности

    подростков 25

    § 3. Особенности развития и диагностики мышления в подростковом возрасте

    43

    Глава II. Мышление как один из основных познавательных процессов личности

    в подростковом возрасте. 57

    § 1. Исследование мышления в подростковом возрасте 57

    § 2. Рекомендации по развитию мышления в подростковом возрасте 66

    Заключение 73

    Литература. 76

    Приложение 1 77

    Приложение 2 78

    Введение

    Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития

    ребенка, развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с

    отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях,

    которые составляют чувственную основу мышления.

    О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает

    отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и

    правильно действовать в соответствии с ними.

    Так как мышление – высшая форма отражения мозгом окружения мозгом

    окружающего мира, наиболее сложный познавательный процесс познания мира,

    свойственный только человеку, то очень важно развивать и исследовать

    развития мышления у детей на всем этапе обучения их в школе. В процессе

    обучения в школе совершенствуется, и способность школьников формулировать

    суждения и производить умозаключения. Суждения школьника развиваются

    постепенно от простых форм к сложным, по мере овладения знаниями и более

    сложными грамматическими формами речи. Актуальность нашей работы состоит в

    том, что лишь в подростковом возрасте под влиянием обучения ученик

    начинает отмечать вероятность или возможность наличия или отсутствие какого-

    либо признака, той или иной причины, явления, что связано с пониманием

    того, что факты, события и действия могут быть следствием не одной, а

    нескольких причин.

    К подросткам приходит умение правильно рассуждать, обосновывать и

    доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно. И

    особенно интенсивно способность к рассуждению и доказательству, абстрактное

    мышление начинают развиваться с изучением широкого круга

    общеобразовательных предметов также в подростковом возрасте, поэтому данная

    тема представляет особый интерес для нашего исследования.

    Цель нашей курсовой работы: выявить основные закономерности развития и

    диагностики мышления в подростковом возрасте.

    При этом перед нами поставлены следующие задачи:

    1. Обобщить материал о подростковом возрасте и видах мышления.

    2. Рассмотреть мышление как один из познавательных процессов личности

    подростков.

    3. Определить особенности развития и диагностики мышления у детей в

    подростковом возрасте.

    4. Провести исследования мышления у подростков.

    5. Составить рекомендации по развитию мышления в подростковом возрасте.

    При написании работы были использованы следующие методы научно-

    педагогического исследования.

    1. Метод научного познания – способ добывания, выявление достоверных,

    убедительных фактов о реальной действительности, знаний между

    существующих между явлениями связях и зависимостях, о закономерных

    тенденциях их развития, способ обобщения добытых сведений и их оценки.

    2. Наблюдение – это метод психологического исследования, рассчитанный на

    непосредственное получение нужной информации через органы чувств.

    3. Методы конкретно-социологического исследования – методы тестирования и

    статистической обработки полученных данных.

    4. Теоретическое исследование и его методы – анализ оценка, приведение в

    систему эмпирического обобщенного материала с позиций определенного

    мировоззрения.

    5. Обобщение передовой практики – вычленение наиболее существенных черт,

    особенностей передового или новаторского опыта.

    Данная работа предназначена для учителей и преподавателей колледжа.

    Глава I. Мышление как один из основных познавательных процессов личности в

    подростковом возрасте.

    § 1. Общее представление о подростковом

    возрасте и видах мышления

    Прежде чем обсуждать то, что характерно для развития и диагностики

    мышления в подростковом возрасте, попытаемся определить, чем психологически

    отличается этот возраст от младшего школьного возраста, от юношеского

    возраста и от взрослых людей.

    От младшего школьного возраста подростковый (12 – 14 лет) отличается

    тем, что он фактически представляет собой начальный шаг на пути перехода от

    детства к взрослости. По этой же логике возрастного развития юность

    является заключительным шагом на этом пути и сама делится, как минимум , на

    три периода: ранний юношеский возраст (охватывает XI – XI классы школы),

    средний юношеский возраст (включает первые годы жизни человека по окончание

    школы, с 17 – 18 лет до 22 – 23 лет) и старший юношеский возраст

    (охватывает годы с 23 – 24 до 28 – 29 лет). За пределами 30-летнего

    возраста начинается длительный период взрослости.

    Отрочество – так по старинке называют подростковые годы –

    характеризуется усилием независимости детей от взрослых людей, причем во

    всех сферах поведения. Если младший школьник, несмотря на его чрезвычайную

    внешнюю подвижность и кажущееся непослушание, всё еще полностью зависим от

    взрослых людей, которые, если они достаточно авторитетны, могут влиять на

    психологию и поведения ребенка, то подросток гораздо более независим и

    менее податлив внешнему психологическому влиянию, особенно со стороны

    взрослых людей, родителей и учителей. Эта независимость, однако,

    относительная и скорее напоминает негативистическую, вполне ещё детскую

    ассоциацию на слова и действия взрослого человека, чем взвешенный

    самостоятельный поступок.

    Отрочество характеризуется повышенным вниманием ребенка к самому себе,

    к своей внешности, к самопознанию и к самовоспитанию. Если у большинства

    младших школьников ещё фактически нет особого, независимого от мнения

    взрослых людей отношения к себе отличается психологическим многоцветием:

    ребенок знает от части правильно может оценивать себя как с положительной,

    так и с отрицательной стороны, видя свои достоинства и недостатки. Такое

    отношение, помимо прочего, противоречиво. Подросток, с одной стороны,

    может видеть и оценивать себя как вполне достойно, заслуживающего уважения

    человека, а с другой стороны – как личность, обладающую личными реальными

    недостатками, от которых необходимо избавляться. Но и в этом подросток чаще

    всего проявляет себя не как взрослый человек, он по-детски преуменьшает

    свои недостатки.

    Существенное отличие подростков от младших школьников можно усмотреть в

    особенностях нормативного сознания и нормативной регуляции поведения. Если

    младший школьник в своем поведении и внутренних регулятивных установках

    ориентирован на социальные нормы, задаваемые взрослыми, и практически ещё

    не реагирует на внутригрупповые возрастные нормы (те, которые устанавливают

    его сверстники), то подросток в этом плане ориентирован на сверстников,

    причем нормы поведения для него существуют не только в персонифицированном

    виде (как задаваемые авторитетными сверстниками или более старшими детьми,

    выступающие в роли лидеров), но в так называемой социализированной форме.

    Поясним сказанное.

    Персонифицированной называют социальную норму, ввязываемую в сознании

    данного человека с другим лицом, которое утверждает эту норму и требует её

    соблюдения. Так младшие школьники принимают и выполняют нормы,

    персонифицированные в личности учителя, родителя, директора школы. Каждая

    такая норма является императивом для младшего школьника именно потому, что

    она исходит от авторитетного для него человека.

    Социализированной называют норму, которая в сознании человека не

    связывается с требованиями отдельных лиц, а представляется как общее

    правило, принятое людьми, не зависимо от того, что по этому поводу думают

    отдельные личности. Социализированная норма существует в мак называемой

    безличной форме. Такими являются , например, нормы права, морали, правила

    поведения, принятые в обществе.

    Итак, источником нормативной регуляции и нравственной оценки поведения

    для подростков становятся социализированные нормы. Но это еще не есть

    полностью социальные, возрастные и безличные нормы – такие, которые

    принимаются взрослыми людьми. Для подростков это – лидерские или групповые

    нормы, принятые в референтных группах, нормы, которых нет не в младшем

    школьном возрасте и не в характерных для юношей, тем более – взрослых

    людей. Хотя такие нормы уже не являются персонифициронными, но в тоже время

    они еще не полностью оторваны от определенного разделяющего их круга людей,

    т.е. по существу выступают переходные от детства к взрослости.

    Стремление к личному авторитету среди сверстников и физическому

    самосовершенствованию, характерное для подростков в отличии от школьников,

    порождает у них активный поиск образца для подражания, который они находят

    среди старших по возрасту детей и взрослых людей одного с ними пола.

    Возникает то, что в социальной психологии называется поролевой

    идентификацией. Это явление характерно не только для отрочества, но и для

    ранней юности.

    От младших школьников подростков отличает также переход от игровых к

    реальным социальным ролям. Если младшие школьники ведут себя в жизни

    непосредственно и естественно, то подростки начинают пробовать себя в

    различных жизненных ролях в компаниях сверстников и взрослых людей вне

    ситуаций совместных игр (роль лидера, роль знатока, роль умельца, просто

    роль взрослого в отличие от роли ребенка). Особенно подросткам нравится

    играть роль взрослых людей среди старших по возрасту.

    Перейдем от краткого описания психологии подростков к определению

    понятия мышления и его основных видов.

    Природа и виды мышления.

    Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять.

    Понять – это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое

    главное, существенное в них. Понимание обеспечивает наиболее сложным

    познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания,

    активную форму творческого отражения и преобразования человеком

    действительности. Мышление порождает такой результат, какого в самой

    действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.

    Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно

    понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся

    представлений.

    Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в

    том, что оно практически всегда связано с наличием проблемной ситуации,

    задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта

    задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы

    чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе

    сенсорной информации делают определенные теоретические и практические

    выводы. Оно отражает бытие не только отдельных вещей, явлений и их свойств,

    но и определяет связи существующие между ними, которые чаще всего

    непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и

    явлений, связи между ними отражаются в обобщенной форме, в виде законов,

    сущностей.

    На практике мышление как отдельный психический процесс не существует,

    оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в

    восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих

    процессов обязательно связаны с мышлением, и степенью его участия в этих

    познавательных процессах определяет их уровень развития.

    Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом

    является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом может

    выступать понятие.

    Понятие – это форма мышления, в которой отражается общие и существенные

    свойства

    предметов и явлении. Иными словами, понятие – это совокупность существенных

    свойств

    предмета. Например, у стула много признаков; цвет, материал, размеры,

    мягкость. Но

    существенными являются только те, которые и делают стул стулом. Ими

    являются: предмет

    мебели, создан для сидения, у него имеется опора для спины. Это и есть

    самые существенные

    признаки этого понятия, его содержание. В понятие «дерево» входят все

    признаки, присущие

    дереву, и не входит то, что характерно только для березы, или ели, или дуба

    и пр.

    Отражая общее, существенное, закономерное в предметах или явлениях

    действительности,

    понятие выступает высшей ступенью отражения мира. Понятие обозначается

    словом, которое

    есть чувственная, материальная оболочка понятия. Мыслить понятиями значит

    мыслить

    словами. Слово заменяет предмет, но в каком-то определенном смысле. Ведь на

    слово «стул»

    не сядешь, и словом «хлеб» сыт, не будешь. В чувственном познании человек

    знакомится с

    самими предметами и явлениями действительности, которые и Обобщает затем

    данным

    понятием. Владеть понятием значит владеть всей совокупностью знаний о

    предметах и

    явлениях, к которым относится данное понятие.

    Большинство имеющихся у нас понятий усваиваются в готовом виде от других

    людей.

    Однако овладение понятием не простая «передача» знаний, например, от

    взрослого ребенку.

    Усвоение понятий, овладение ими сложнейший процесс. Он имеет самое прямое

    отношение

    к развитию мышления, как всего человечества, так и каждого конкретного

    человека. Здесь все

    поколения людей большую часть понятий получают от предшествующих поколений,

    усваивают эти понятия, углубляют, уточняют, обогащают и на основе уже

    своего опыта и

    знаний создают новые понятия о тех предметах и явлениях действительности, о

    которых

    предшествующие поколения еще не создали понятий.

    У детей овладение понятием в значительной степени зависит от опыта, на

    который они

    опираются. Значительные трудности возникают тогда, когда новое понятие,

    обозначаемое

    определенным словом, не согласуется с тем, что уже связано с этим словом у

    ребёнка, т.е. с тем

    содержанием данного понятия (часто неправильным или неполным), которым он

    уже владеет.

    Чаще всего так бывает в тех случаях, когда строго научное понятие,

    усваиваемое детьми в

    цоколе, расходится с так называемым житейским, донаучным понятием, уже

    усвоенным ими

    вне специального обучения, в процессе повседневного общения с другими

    людьми и

    накопления личного чувственного опыта (например, птица это животное„которое

    летает,

    поэтому бабочки, жуки, мухи Относятся к птицам, а курица, утка — Нет, они

    не летают. Или:

    хищные животные «вредные» или «страшные», например крысы, мыши, а кошка не

    хищник,

    она домашнее животное, ласковая).

    В усвоении понятий особенно важна правильная организация чувственного

    опыта учащихся.

    Чем абстрактнее понятие„тем труднее опереться на материал, который можно

    показать детям,

    тем больше приходится пользоваться рассказом о вещах, которые могут помочь

    усвоению

    абстрактного ПОНЯТИЯ.

    Таким образом, образование понятий, переход к нему от чувственных форм

    познания

    сложившийся процесс, в котором принимают участие сравнение, анализ, синтез,

    абстрагирование, обобщение и более или менее сложные формы умозаключений.

    Важная роль

    в усвоении понятий принадлежит его определению. Определение содержит

    указание наиболее

    существенных признаков предмета или явления, составляющих суть данного

    понятия,

    раскрывает отношение его к другим, более общим понятиям. В определении

    фиксируется

    наиболее важное, что должно быть усвоено при овладении понятием.

    Итак, существенные признаки понятий это свойства и отношения, при

    утрате, отсутствии или изменении которых предмет или явление становятся по

    своей природе

    или в каком-то важном отношении иными. Несущественные признаки влекут за

    собой

    появление лишь внешних, частных характеристик и отличий без изменения

    существа предмета

    или явления.

    Мышление – сложнейшая и многосторонняя психическая деятельность,

    поэтому выделение его видов осуществляется по разным основаниям.

    Во-первых, по характеру решаемых задач и зависимости от направленности

    на практику или теорию можно говорить о теоретическом и практическом

    мышлении.

    В-третьих, по степени развернутости и характеру протекания процесса

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.