Психолого-педагогические аспекты изучения генетики в школе
Это, как правило, наиболее обширная и наименее однородная часть
класса. Некоторые средние ученики приближаются по своим знаниям и
обучаемости к сильным, а некоторые – к слабым учащимся. Весьма разнообразны
учащиеся и по уровню действенности интереса. Вместе с тем именно средние
ученики наименее заметны в классе. Среди них меньше всего «ярких
личностей», нуждающихся в усложненных заданиях или вызывающих сильную
тревогу со стороны учителей, ученической общественности, родителей. Они
нередко остаются в тени, что противоречит важнейшему принципу
индивидуального подхода – вниманию к каждому ученику.
Первая группа. Учатся на «4» и №3». Уровень познавательной
самостоятельности высокий(высокая обучаемость сочетается со средним уровнем
организованности). Интерес к учению потенциальный.
Эта группа учащихся отличается от второй группы сильных учеников,
во–первых, несколько худшей успеваемостью, а во–вторых, более низким
уровнем действенности интереса к учению.
Основное направление в индивидуальной работе – воспитание устойчивого
интереса к учению, формирование потребности в систематическом преодолении
трудностей самостоятельной работы.
Вторая группа. Учатся неровно. Уровень познавательной
самостоятельности высокий (способные, «несобранные», хотя изобретательные в
организации самостоятельной работы). Интерес к предмету отсутствует.
Как правило, эти ученики – за пределами школы активные и
жизнерадостные- отмалчиваются на уроке, редко выполняют домашние задания.
Они вполне могли бы успевать на «хорошо» и «отлично», но школьные занятия
представляются им нередко скучными, малозначительными, подавляющими
«свободу творчества», отталкивающими строгим «казенным» контролем и т. п.
Основное направление в индивидуальной работе – пробуждение интереса к
предмету.
Третья группа. Представители этой группы встречаются редко. Уровень
познавательной самостоятельности средний. Интерес к учению неглубокий,
очень прилежны. Учатся, как правило, на «4» и «3».
Эта группа школьников характеризуется добросовестностью,
старательностью, стремлением к пунктуальности, но страдает недостаточным
умением учиться и отсюда – перегрузкой заданиями. Она отличается от третьей
группы сильных учеников более низкой обучаемостью, нередко более узким
кругозором, большим количеством ошибок в способах учения, худшими ответами
на уроках и, понятно, более низкими отметками.
Таким учащимся нередко свойственны замедленность, скованность мысли,
недостаточное развитие речи, неуверенность в себе.
Основное направление индивидуальной работы – обучение рациональным
способам учения, расширение умственного кругозора.
Четвертая группа. Учатся посредственно. Уровень познавательной
самостоятельности средний. Интерес к учению потенциальный.
Эти ученики выделяются, пожалуй, только тем, что их большинство.Их
нельзя назвать ни старательными, ни ленивыми, ни самостоятельными, ни
беспомощными, ни эрудитами, ни невеждами. И вместе с тем каждый из них
индивидуально неповторим.
Основное направление в индивидуальной работе с такими учениками –
превращение потенциального интереса в действенный; повышение уровня
обучаемости.
Пятая группа (представители этой группы встречаются редко). Уровень
познавательной самостоятельности средний. Интерес к учебному предмету
отсутствует. Нередко получают плохие отметки, хотя четвертная оценка не
бывает ниже «3».
Такие учащиеся, как правило, отличаются неаккуратностью, неумением
организовать свое время для самостоятельного учения, труда и отдыха. Иногда
они напускают на себя маску равнодушия, беспечности, хотя на самом деле
испытывают недовольство результатами своей деятельности (направляя его
часто по адресу взрослых). Имея возможность самостоятельно решать типовые
познавательные задачи, такие ученики к концу четверти обычно прилагают
немало усилий, чтобы исправить плохую отметку. Именно этим они прежде всего
отличаются от представителей первой группы слабоуспевающих учеников,
которые нередко не в силах исправить «двойку».
Основное направление в индивидуальной работе – пробуждение интереса к
предмету, повышение организованности в учении.
Шестая группа. Уровень познавательной самостоятельности низкий.
Интерес к учению направлен не столько на знания, сколько на процесс
овладения ими. Очень прилежны. Учатся на «3».
Эта группа похожа на четвертую группу учащихся, отличающихся высокими
показателями в учении. Обучаемость представителей шестой группы средних
учеников значительно ниже, умственный кругозор более узок; они сидят за
уроками, почти не отдыхая, что ведет к порочному кругу: усиливается
«интеллектуальная пассивность», требующая в свою очередь большего времени
на подготовку домашних заданий.
Основное направление в индивидуальной работе – формирование под
непосредственным руководством учителя рациональных способов учения;
правильное чередование труда и отдыха.
Слабые по успеваемости учащиеся (учатся на «2»и «3»).
Эти учащиеся, как правило, вызывают наибольшую озабоченность учителя и
нуждаются либо в специальных мерах, побуждающих к учению, либо в регулярных
занятиях по предупреждению и устранению пробелов, либо в том и другом.
Большинство слабоуспевающих учеников отличаются низким уровнем
познавательской самостоятельности.
Вместе с тем было бы неверным считать, будто все слабые ученики
характеризуются низким уровнем познавательной самостоятельности и, в
частности, медлительны. Эта часть школьников, также как сильные и
среднеуспевающие, весьма разнообразна.
Первая группа. Уровень познавательной самостоятельности средний, при
среднем уровне обучаемости обычно низкий уровень организованности). Интерес
к учению отсутствует. Учатся на «2» и на «3».
Основное направление индивидуальной работы – формирование
положительного отношения к учению, ликвидация пробелов в знаниях и способах
учения.
Вторая группа. Представители этой группы встречаются довольно редко.
Учатся неровно, нередки «двойки». Уровень познавательной самостоятельности
высокий (решают без помощи извне доступные учащимся познавательные задачи;
«разбросаны», но изобретательны в организации познавательной деятельности).
Интерес к предмету отсутствует.
Такие ученики, - как правило, индивидуально яркие, – увлекаются
спортом, техникой, искусством, противопоставляя эти занятия школьным.
Основное направление в индивидуальной работе – предупреждение или
устранения «смыслового барьера» в отношениях с учителями или родителями;
усиление контроля за учебной деятельностью.
Третья группа. Представители этой группы встречаются редко. Учатся на
«3» и «2». Уровень познавательной самостоятельности средний (уровень
обучаемости нередко ниже среднего, стремятся уложиться во время, но не
получается). Интерес и учению потенциальный. У таких учащихся часто
наблюдается неуверенность в собственных силах, вызываемая неудачами
(генерализация несущественных признаков в новых познавательных условиях,
ошибки в переносе навыков и т. п.); при одобрении, как правило, повышается
познавательная активность.
Основное направление индивидуальной работы – поддержание уверенности в
успехе, повышение уровня обучаемости.
Четвертая группа. Уровень познавательной самостоятельности низкий.
Интерес к предмету потенциальный. Учатся на «2» и «3».
Для этих учащихся, как правило, характерны «умственная пассивность»,
реминисценция при воспроизведении заученного, затрудненность перехода, от
самостоятельных работ по образцу к реконструктивным и вариативным, не
говоря уже о творческих. (П. И. Пидкасистый); нередко наблюдается
неуверенность в себе, колебания между активностью и апатией.
Основное направление индивидуальной работы – система дополнительных
занятий по выработке рациональных способов учения, активизация внимания на
уроках.
Пятая группа. Это весьма распространенная группа учащихся, но среди
старшеклассников представители этой группы встречаются редко. По
большинству предметов имеют оценки «2» и «1». Уровень познавательной
самостоятельности низкий. Интерес к предмету отсутствует.
Слабоуспевающие ученики данной группы находятся на низшем уровне
обучаемости и воспитуемости; это наиболее трудные ученики.
Основное направление индивидуальной работы – формирование
положительного отношения к учению; временное облегчение учебных заданий,
чтобы затем «втянуть» в работу; система дополнительных занятий;
репетиторство для выработки основных приемов учения. [42] 63-80
В интеллектуальной сфере учащихся средних и старших классов отмечается
недостаточная сформированность самостоятельности мышления, осознанного
владения приемами и способами умственной работы. Треть детей испытывает
трудности при самостоятельном овладении даже элементарной умственной
деятельностью. Из-за неудовлетворительного развития смысловой и образной
памяти учащиеся часто прибегают к механическому запоминанию, многие не
владеют самыми необходимыми навыками запоминания. Они плохо умеют
конкретизировать теоретические положения, обобщать, сравнивать, делать
самостоятельные выводы. Это затрудняет учение и делает его неинтересным. В
среднем лишь 22 процента школьников средних и старших классов имеют
устойчивый интерес к учебным предметам, у большинства сформированного
активного интереса к учебе нет. Для значительной части учащихся характерно
преобладание ориентации не на получение знаний, а на оценку.
Единственный выход из этого положения – радикальная перестройка
содержания и методов обучения, максимально учитывающая индивидуальные
особенности и интересы учащихся и дающая простор их собственной умственной
и социальной инициативе. [18 а ]
Учебная программа представляет собой государственный документ, которым
устанавливается содержание и объем знаний, умений и навыков по отдельным
предметам и определяется последовательность их прохождения по годам
обучения. На основе программ пишутся учебники и ведется работа в школах. В
программах имеется объяснительная записка, в которой раскрываются задачи
изучения данной дисциплины, указывается ее место в общей системе предметов,
изучаемых в школе, содержатся рекомендации об использовании основных
средств и методов при преподавании данного предмета, а также относительно
организационных форм работы с учащимися. Во многих программах даются и
рекомендации по проведению внеклассной работы, приводится список литературы
для дополнительного чтения учащихся.
В основной части программы материал распределен по годам обучения,
указывается как общее число часов, отведенных на изучение его в году, так и
количество часов, отведенных на изучение его в году, так и количество
часов, которое отводится на работу над каждой темой или разделом курса. [8]
с.-37.
Большое значение при составлении программ имеют рациональные способы
расположения материала, последовательность разделов и тем, отвечающие
познавательным возможностям учащихся.
В построение программ сложилось два пути: концентрический и линейный.
Концентрический путь предполагает двукратное или трехкратное прохождение
одних и тех же, разделов курса с постепенным расширением и углублением их
содержания. Такую программу можно схематически представить в виде кругов
разного размера, наложенных друг на друга. В условиях, когда объем
образования ограничен либо начальной, либо восьмилетней школой, концентризм
неизбежен, потому что для каждой завершенной ступени обучения требуется и
известная завершенность образования. С переходом на всеобщее среднее
образование необходимость в концентрическом построении программ отпала.
Программы строятся по линейному принципу, который предусматривает
последовательное и равномерное распределение материала по всем годам
обучения, и содержание предмета как бы втянуто в одну линию, представляет
звенья единой цепи. 3- 248.
В новых программах специально выделяются межпредметные связи,
существующие между близкими курсами. Изучение их строится таким образом,
чтобы изложение материала одного предмета давалось с учетов необходимости
опоры на знание другого предмета. Этот подход дает возможность расширять и
углублять знания, способствует всестороннему раскрытию изучаемых явлений и
закономерностей, позволяет увидеть общие и единые основы различных научных
фактов и явлений.
В новых программах предусмотрено усиление и внутри предметных связей,
чем обеспечивается более прочное овладение учебным материалом, усвоение его
в системе. В этих целях по всем основным разделам предусмотрены обобщающие
темы, а при ведении новых тем делаются ссылки на необходимость установления
связей с предшествующим материалом.[8]: С – 39.
1.4.СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1.4.1. Анализ учебных программ.
Так как применение дифференцированного подхода в изучении генетики
проводилось нами в обычной общеобразовательной школе, то в работе
проанализирована соответствующая программа.
В основу программы положен историко-логический подход, согласно
которому общебиологические закономерности рассматриваются по уровням
организаций, начиная с молекулярного и кончая биосферным. Каждая тема
логически связывается с предыдущей, что дает возможность показать учащимся
развитие фундаментальных биологических наук; реализация исторического
принципа помогает осознать современные достижения биологии как этап в
развитии науки. Каждый предыдущий раздел программы проводит учащегося к
пониманию последующего, планомерно развивает общебиологические понятия в
процессе изучения данного курса. Например, только после изучения основ
молекулярной биологии, цитологии, закономерностей наследственности и
изменчивости учащиеся подходят к вопросам современной теории эволюции,
закономерности которой на современном этапе развития науки можно раскрыть
только при помощи данных популяционной генетики.
Благодаря, принятой логике ее построения школьными хорошо
ориентируются в сложных мировоззренческих вопросах возникновения и эволюции
органического мира в процессе антропогенеза, в закономерностях явлений,
происходящих в биосфере.
Строгая почасовая разбивка тем программы необязательна, так как
учитель должен быть хозяином программы. Глубина раскрытия каждой темы, ее
насыщение фактически материалом является основной работой учителя и зависит
во многом от уровня его подготовки.
Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ
общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед
биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающего
среды и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому
воспитанию молодежи.. Для повышения уровня полученных знаний, а также для
приобретения практических навыков, программой предусматривается выполнение
ряда лабораторных работы.
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний
играет организация учебной деятельности школьников на уроках правильный
выбор учителем методов, приемов и средств обучения.
Основной формой изложения нового материала должна стать лекция. Но так
как лекция в чистом виде довольно утомительна для школьников, то
используется лекция-беседа.
Так как в программе дается примерное распределение материала по
разделам и темам, то необходимо составить тематическое планирование по
генетике, которое устраивало учителя, предложить соответствующие задачи к
каждому уровню по генетике, исходя из принципа дифференцированного подхода
в обучение.
Исходя из данного тематического планирования были составлены задачи
для поурочного использования их при изучении генетики.
Учебная программа и учебники определяют границы и объем знаний по
каждому отдельному предмету и тем самым являются исключительно важными
руководствами в работе учителя, организующего учебный процесс.
Учебник – один из основных источников получения учащимися знаний и
овладения определенной системой умений и навыков. Учебник содержит более
полное и глубокое раскрытие общего содержания предмета. Он по существу
является воплощением содержания обучения, формой существования содержания.
Учебник – это книга для ученика, являющаяся важнейшим инструментом учения.
Он должен не только помогать учащимся в освоении разбиваемого в классе (или
выделенного для самостоятельного изучения) учебного материала, но и
развивать его интерес к данному предмету, стимулировать желание и
самостоятельному приобретению знаний в данной области в будущем.
Учебник вместе с тем служит и методическим ориентиром учителю,
определяя логику и последовательность введения системы понятий, глубину их
раскрытия, распределение времени между отдельными частями вводимого
учебного материала. Он служит для него кратчайшим руководством в работе.
Все действующие сейчас учебники в той или иной степени отражают
рассмотренные выше общие принципы, положенные в основе определения
содержания образования, и служат средством реализации основных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|