Психолого-педагогические аспекты изучения генетики в школе
Психолого-педагогические аспекты изучения генетики в школе
Некоторые психолого-педагогические аспекты дифференцированного подхода к
изучению раздела «генетика»
в школьном курсе биологии
Содержание.
Введение.
Методический аспект изучения раздела «Генетика»
в школьном курсе биологии.
1. Значение проверки знаний учащихся старшего звена
по общей биологии.
2. Учет и проверка знаний и умений учащихся
по общей биологии.
1.2.1.Формы и методы учета и проверки знаний учащихся
по общей биологии.
1.2.2. Тестирование
1.2.3. Генетические задачи
1.3. Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении
1.3.1. Особенности дифференцированного подхода в обучении
1.3.2. Индивидуальный подход на уроке
1.4. Средства обучения.
1.4.1. Анализ учебных программ
1.4.2. Анализ учебников
II. Особенности обучения и психического развития старшеклассников
2.1. Общая характеристика учащихся старшего школьного звена
2.2. Общая характеристика познавательных процессов
старшеклассников
2.3. Особенности самооценки старших школьников при овладении
способами учебной работы
III. Система генетического образования в школе
3.1. Особенности изучения генетики в школьном курсе
3.2. Психолого-педагогическая характеристика испытуемых 11 «Б» класса
3.3. Психолого – педагогические аспекты изучения раздела
«генетика» с помощью дифференцированных задач
Заключение.
Библиография.
Приложение.
Введение
Биология как наука о законах жизни и методах управления этими законами
имеет большое образовательное и воспитательное значение.
В школе биология представлена рядом курсов, изучаемых в течении
нескольких лет. Одним из них является генетика, которая за последние годы
значительно развивалась, произошла как бы ее вторая революция, если за
первую считать времена после 1953 года: глобальный шаг вперед сделали
молекулярная биология и молекулярная генетика, что позволило внедрить в
практику, в промышленность многие, казалось бы, чисто теоретические
разработки в различных областях генетики. Резкое расширение интересов
исследователей и развитие многих принципиально новых методических подходов,
привели к накоплению за последние годы множества новых фактов и
представлений, касающихся генетической организации клетки, организмов.
Являясь самостоятельным разделом в школьном курсе биологии, генетика
вместе с тем неразрывно связана последовательными понятийными и
теоретическими внутрипредметными связями со всеми разделами курса биологии
– зоологией, человек и его здоровье, так как они раскрывают доступные
учащимся теории о сущности и закономерностях живой природы и образуют
единую учебную дисциплину.
Вместе с тем генетика не изолирована от других учебных предметов
естественно – научного цикла, предшествующих и сопутствующих ей по
положению в учебном плане средней школы. Учебные предметы естественно –
научного цикла представляют собой методически обработанные основы
соответствующих наук, поэтому в их содержании отражены объективные
взаимосвязи, действующие в природе и познанные науками – биологическими,
географическими, физическими, химическими и так далее. Эта дисциплина
обобщает знания учащихся по химии, физике, других биологических наук, а так
же наук смежных с ними: биохимией, биофизикой, молекулярной биологией.
Психологи изучавшие старший школьный возраст (Л.С. Выготский, Л.И.
Божович, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, А.В. Мудрик, Е.А. Шумилин, А.В.
Захарова и др.), подчеркивают рост интеллектуальных сил учащихся. Их
мыслительная деятельность характеризуется все более высоким уровнем
обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному
объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать
обоснованные выводы, связывать изучаемые явления и факты в систему.
Интеллектуальная продвинутость позволяет старшеклассникам осуществлять
глубокий анализ материала, вскрывать закономерности, выявлять широкие
аналогии, усваивать способы познания общих законов природы и общества.
У учащихся старших классов развивается умение пользоваться
разнообразными приемами логического запоминания. Существенные изменения
наблюдаются в стиле их умственной деятельности, которая приобретает все
более активный, самостоятельный и творческий характер.
В современной школе система генетического образования практически
отсутствует: нет единого мнения о месте изучения данной дисциплины в
школьном курсе, в ее содержании, а так же в методах и приемах изучения. Все
это требует разработки методических подходов и приемов в обучении.
Отсутствие достаточной наглядной базы – подбор особых средств, позволяющих
демонстрировать общие генетические закономерности.
Исходя из этого в настоящей работе поставлена следующая цель:
проанализировать особенности изучения раздела «Генетика» в школьном курсе
биологии, с учетом психологических особенностей старшеклассников.
Рабочей гипотезой в данной работе является следующее положение:
система дифференцированных практических задач, как эффективная форма
изучения общегенетических закономерностей.
Предмет изучения: методические аспекты дифференцированного изучения
генетики старшеклассниками.
ЗАДАЧИ РАБОТЫ:
1. Проанализировать методические аспекты изучения генетики в школьном
курсе.
2. Подобрать наиболее эффективные методы учета и проверки знаний учащихся
при изучении генетики.
3. Дать анализ познавательной деятельности старшеклассников.
4. Разработать систему дифференцированных заданий практического курса
генетики (система генетических задач).
Пути изучения: использование контрольных тестов, наблюдение.
Объект изучения: учащиеся 11 «Б» класса Курчатовской средней школы №6
(26 человек).
ГЛАВА I
Методический аспект изучения раздела «Генетика» в школьном курсе
биологии.
1. Значение проверки знаний учащихся старшего звена по общей биологии.
Данная группа методов предназначена для сохранения в памяти учащегося
полученных знаний и переносу их в долговременную память.
Длительное время обучение в школе проводилось по единому учебному
плану и программам, образование было одинаковым для всех и не учитывало
индивидуальные особенности учащихся. Такой подход привел к перегрузке тех
школьников, которые не могут усвоить учебный материал на удовлетворительном
уровне, и недогрузке других, к объединению их общеобразовательной
подготовки.
Попытка ликвидировать перегрузку за счет сокращения программ и
учебников не дает ощутимых результатов, так как для слабых учащихся
разгрузка оказалась недостаточной. Кроме того, она зачастую сопровождалась
нарушением логики развития понятий, сокращением фактических сведений,
изложение которых необходимо для конкретизации теоретических положений, для
обеспечения их доступности, пробуждения интереса школьников. Разгрузка
отрицательно сказывается и на сильных учащихся, так как приводит к снижению
научного уровня образования, создает для них интеллектуальный голод. В
результате как у слабых, так и у сильных учащихся падает интерес к учению и
получению знаний.
Современная наука обосновала генетическое разнообразие людей, которое
во многом определяет потенциальные возможности человека в целом. Различия
усиливаются и разными условиями воспитания, особенностями их социальной
среды. Однако средняя общеобразовательная школа не учитывает в должной мере
генетические и социальные основы индивидуальности детей.
Дальнейшее развитие школы немыслимо без интеграции знаний и
дифференциации обучения. За счет интеграции можно существенно сократить
объем фактических сведений, преодолеть перегрузку учащихся и сэкономить
время, которое целесообразно использовать для углубления знаний группы
учащихся в интересующей их области. Таким образом, интеграция знаний и
дифференциация обучения тесно связаны между собой. Их применение в учебном
процессе позволит сформировать у школьников целостное представление о
научной картине мира и дать им глубокие знания в той области, которая их
интересует в большей степени, помочь в профориентации, не выходя при этом
за рамки отведенного учебным планом времени, не создавая перегрузки. При
этом следует учесть, что все школьники должны достичь определенного
обязательного уровня общеобразовательной подготовки.
Это минимальный но вполне удовлетворительный уровень. Уровень
подготовки интересующихся тем или иным предметом учащихся, желающих в
дальнейшем продолжить образование в этом направление, может быть выше.
Дифференциация обучения и должна обеспечить разный уровень подготовки
школьников с учетом их интересов и склонностей.
Дифференциация направлена на то, чтобы в наибольшей степени обеспечить
индивидуализацию обучения, создать оптимальные условия для выявления и
развития интересов и способностей каждого школьника, противодействовать
нивелированию личности. Дифференцированное обучение должно способствовать
повышению творческого, интеллектуального и профессионального потенциала
общества за счет более рационального использования возможностей каждого
человека. Повышенный уровень подготовки школьников предполагает не только
более глубокое усвоение ими расширенного круга знаний, но и воспитание
творческой личности, формирование большого круга умений, в том числе умения
применять знания на практике, в нестандартных ситуациях.
Учет знаний учащихся по биологии очень часто проводится только путем
опроса нескольких учащихся, по материалу предыдущего урока, и притом
непременно перед объяснением нового урока. Такой опрос контролирует,
насколько хорошо ученики запомнили заданную статью из учебника и в какой
мере связно они ее пересказывают. Совершенно очевидно, что в данном случае
учет знаний учащихся является односторонним, неполным.
Текущий учет знаний по биологии должен не только выявлять знание
пройденного, но и развивать всю учебную деятельность учащихся по данному
предмету: усвоение теоретических знаний, умение применить их на практике и
специальные умения и навыки.[52]
Проверку и учет знаний можно осуществить многообразными формами, но
главную роль играют вопросы учителя. Они заставляют ученика сопоставлять,
сравнивать, связывать явления, искать причинные связи, делать выводы,
обобщать материал.
При помощи умело поставленных вопросов учитель не просто проверяет,
что удержала память ученика из прочитанного в книге, а проникает сам в
процесс овладения знаниями, происходящий в сознании ученика. На неумело
поставленные вопросы в памяти учащихся возникают отрывки разрозненных
сведений из разных отделов, не связанных логически, а это только тормозит
развитие понятий нарушением логики жизни.
Кроме устного опроса, возможны следующие формы проверки и учета знаний
учащихся:
. узнавание предложенных объектов, изображений, процессов и явлений на
таблице, выявление закономерностей на предложенных объектах, повторение
опыта, поставленного в классе на уроке,
. демонстрация объектов, коллекций, гербариев, таблиц, иллюстрирующих
ответ,
. монтирование схем из деталей схем моно и дигибридного скрещивания,
. выполнение рисунков и схем,
. решение задач,
. письменные работы,
. упражнения.
Проверка знаний и умений – важное звено в обучении биологии. Она
направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира,
овладение системой биологических знаний, необходимых для экологического и
гигиенического воспитания учащихся, на подготовку их к трудовой
деятельности в тех отраслях производства, где используются законы живой
природы. На проверку знаний и умений возлагаются следующие задачи:
обучение, воспитание и развитие учащихся.
Изучение состояния биологической подготовки учащихся – непременное
условие совершенствования учебно – воспитательного процесса.
Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к
учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности школьников и применить
достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелах в их подготовке,
позволяет учителю управлять процессом обучения.
Систематическая проверка знаний способствует выработке у школьников
установки на длительное запоминание, на выполнение пробелов в их
подготовке, на повторение и выполнение ранее приобретенных знаний в новую
систему. [49].
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Введение в школу стандарта среднего биологического образования
позволит реализовать дифференцированный подход в обучении, проводить
проверку знаний как на уровне обязательной общеобразовательной подготовки
учащихся, так и на более высоком уровне. Дифференцированный подход
способствует применению заданий на базовом и повышенном уровне. Задания для
проверки на базовом уровне должны быть не очень сложными и соответствовать
требованиям к уровню обязательной общеобразовательной подготовки
школьников. В то же время не следует ограничиваться проверкой только
минимального уровня подготовки школьников. Для учащихся, интересующихся
биологией, используются более сложные задания, ориентирующие на
разнообразные виды учебной деятельности: не только раскрывать содержание
того или иного вопроса, но и доказывать, обосновывать факты, использовать
теории для объяснения биологических явлений и т. д.
Таким образом, при составлении генетических задач, важно исходить из
дифференцированного подхода и с помощью задания выявить подготовку на
обязательном и более высоком уровне. [49].
1.2. Учет и проверка знаний и умений учащихся по общей биологии
1.2.1.Формы и методы учета и проверки знаний учащихся по общей
биологии.
Различают текущую, тематическую и итоговую (годовую)проверку знаний и
умений. Задачи обучения, воспитания и развития в наибольшей степени
решаются в ходе текущей проверки. Текущая проверка выполняет не только
контролирующую функцию, но и обучающую, развивающую, воспитывающую и
управляющую, в то время как тематическая и итоговая проверки в основном
выполняют функцию контроля и управления. Как для текущей, так и для
итоговой проверки используются различные формы, методы и приемы: устная,
письменная (текстовая, графическая, практическая).
В обучении биологии до недавнего времени применялись преимущественно
традиционные формы и методы проверки (устный и письменный опрос).
Наибольшее распространение имеет устная проверка, в результате которой
учитель сразу получает информацию об уровне подготовки учащихся. В процессе
ее проведения контроль усвоенных знаний сочетается с их дальнейшим
углублением и расширением, знания систематизируются, обобщаются, выделяются
наиболее существенные, устанавливаются их взаимосвязи. Учитель при этом
может обсудить с учащимися широкий круг вопросов, выявить, как усвоен
обязательный для всех материал, понятны ли изучаемые закономерности, ясна
ли связь теоретического и практического материала, выяснить, могут ли дети
делать выводы мировоззренческого характера, определить, насколько хорошо
они овладели умениями. Одновременно ликвидируются пробелы в учебной
подготовке школьников.
Однако устная проверка имеет ряд недостатков: она не дает возможности
сравнивать ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный
вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом. Эти недостатки
можно преодолеть с помощью тематической и итоговой письменной проверки.
Однако письменная работа, развернутые ответы на отдельные вопросы занимают
много времени, не дают учителю быстро установить обратную связь, оказать
помощь слабым учащимся. Поэтому в последние годы все более широкое
применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы
проверки с помощью открытых и закрытых тестов (тесты с выбором правильного
ответа, тесты с дополнением ответа, тесты на определение последовательности
предложенных элементов знаний, выявление правильных связей в схеме,
заполнение таблицы и др.)
Нетрадиционные формы и методы проверки имеют определенные недостатки.
Главный из них – высокая вероятность угадывания правильного ответа.
Преодолеть его можно путем повешения качества предложенных для выбора
ответов, особенно неправильных. Кроме того, ответы к тестовым заданиям
можно легко списать у товарища. Устранению данного недостатка способствует
вариативность тестовых заданий, создание банка проверочных работ.
Нетрадиционные формы проверки, как правило, не позволяют выявить умение
учащихся можно излагать усвоенный материал, строить ответ доказательно. С
помощью нетрадиционных форм проверки трудно выявить степень овладения
специфическими для курса биологии видами учебной деятельности, например
проводить наблюдения и др.
В связи с этим целесообразно нетрадиционные формы и методы проверки
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|