МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психолого-педагогические аспекты изучения генетики в школе

    знаний использовать в сочетании с традиционными.[49].

    1.2.2 Тестирование

    Тестирование в последнее время становится очень распространенным

    методом контроля. Суть тестирования заключается в постановке перед

    учащимися некоторой системы вопросов, отвечая на которые учащиеся проявляют

    уровни учебных знаний и умений, психического развития, социального опыта.

    Основным достоинством тестов является их объективность. Однако в них

    не учитываются психолого – педагогические особенности и требования процесса

    обучения (повышения оценки на один балл слабому учащемуся, иногда снижение

    сильному с целью повышения мотивации к занятиям и т.д.). Кроме того,

    процесс тестирования весьма трудоемок и отнимает у учителя много времени.

    Тест – это средство, которое позволяет выявить уровень и качество

    усвоения. Он состоит из задания и эталона его выполнения, т.е. образца

    полного и правильного выполнения. Так как каждое задание состоит из какого

    – то числа операций, ведущих к решению теста, то при сравнении ответа

    учащегося с эталоном соотносят число правильно [37] выполненных учащимися

    операций теста (П) и общее количество операций в тесте(О). Это дает

    возможность определить коэффициент усвоения (К) данного материала

    К=П/О

    Максимальное значение коэффициента может быть 1, минимальное, т.е.

    Когда учащийся не выполнил ни одной операции правильно, - О. Значение

    коэффициента колеблется от 0 до 1. Чисто формально кажется, что коэффициент

    усвоения легко можно сопоставить с любой шкалой оценки(пятибалльной,

    десятибалльной, и т.д.) К примеру, при использовании пятибалльной шкалы

    можно предположить, что пятерка ставится при значении К=1 или К=0,9,

    четверка (хорошо) – при К=0,8-0,7, тройка (удовлетворительно) – при К=0,6 –

    0,5. Однако, как показали исследования, такое механическое перенесение

    значения коэффициента усвоения на пятибальную систему не может считаться

    правильным. Основной причиной этого является описанная далее

    незавершенность процесса обучения. Удовлетворительным, т. е.

    удовлетворяющим минимальным требованиям, может считаться только усвоение с

    К = 0,7[37].

    Формы тестовых заданий

    Различают четыре основные формы тестовых заданий:

    1. Закрытое задания, в которых ученик выбирает один или несколько

    правильных ответов из предложенных вариантов.

    2. Задания на соответствия

    3. Задания на установление правильной последовательности

    4. Отрытые задание, в которых ответ конструирует сам ученик [51].

    Закрытые задания

    Задания данного типа составляются следующим образом : кратко

    формируется задание, и предлагается несколько вариантов(4-5) вариантов

    ответов, один из которых правильный. При меньшем числе вариантов ответов

    довольно высока вероятность случайного угадывания. При этом нужно иметь в

    виду, что каждый альтернативный ответ должен быть правдоподобным, основным,

    например, на типичных ошибках учащихся.

    Текст задания должен быть написан разборчиво или, лучше, напечатан.

    Перед серией таких заданий дается инструкция к их выполнению.

    Тесты с выбором одного правильного ответа

    При выполнении таких тестов учащиеся выбирают из предложенных

    вариантов ответа один, по их мнению, правильный, и записывают в тетрадь

    стоящую около него букву.

    Задание с выбором ответа не всегда имеют форму вопроса, а даются в

    утвердительной форме.

    Часто подобные задания используются, чтобы проверить, овладели ли

    школьники биологическими терминами и понятиями. Легче учащимся выполнить

    задание, в котором дается определение и предлагается выбрать его название.

    Значительно сложнее задания, в которых дается термин, а учащимся

    необходимо выбрать его правильное определение.

    Среди заданий с выбором одного ответа наиболее сложны тесты, в которых

    предлагается выбрать из ряда правильных ответов один, характеризующий

    главный признак: основную причину биологического явления или процесса,

    значение органа и т. д. Ученику в этом случае предстоит определить наиболее

    точный ответ.

    Подобные тесты позволяют выявить полноту и глубину знаний, учат

    школьников анализировать явления или процессы, выделять главное. Поэтому

    их[51] можно использовать для проверки повышенного уровня усвоения.

    Тесты с выбором нескольких правильных ответов

    Характер мыслительной деятельности школьников усложняется при

    выполнении тестовых заданий, в которых дается несколько правильных ответов.

    В этом случае общее число ответов увеличивается до пяти – семи, число же

    правильных ответов школьникам не сообщается. Тестовые задания подобного

    типа побуждают учеников к аналитической мыслительной деятельности, в основе

    которой лежит воспроизведение знаний. Поэтому задания такого рода могут

    широко использоваться для проверки результатов обучения на обязательном для

    всех уровне овладения учебным материалом. Обычно такие задания не требуют

    выстраивания ответов в определенной последовательности, так как от этого их

    сущность не меняется.[51]

    Задания на соответствие

    Суть этих заданий заключается в необходимости установить соответствие

    элементов одного множества элементам другого. При этом слева в столбец

    записываются 2 – 5 понятий, формул, определений и т.д., пронумерованных

    цифрами; справа – желательно в два раза большее число ответов, обозначенных

    буквами. Каждому понятию или определению из левого столбца должен

    соответствовать один правильный ответ в правом столбце. Оба столбца должны

    иметь названия. В этом случае правильный ответ состоит из двух пунктов.

    Такие задания чаще всего применяются при текущем контроле. Все

    соответствия данного задания, как правило, рассматриваются как единое

    целое, и, если допущена хотя бы одна ошибка, ученик получает ноль баллов,

    как не знающий материал в целом.[51]

    Задание на установление правильной последовательности.

    Эти задания используются для проверки знаний о последовательности

    действий; процессов, суждений, вычислений и т. д. Перед такими заданиями

    дается инструкция: установите правильную последовательность. Затем

    приводятся название задания и основные его элементы в правильной

    последовательности. Перед каждым элементом ставят треугольник, в который

    ученик вставляет цифру (ранг), указывающий на порядок действия. Если ранги

    расставлены правильно, то учащийся получает один балл, в случае хотя бы

    одной ошибки – ноль.

    Выполнение этих заданий требует сложной мыслительной деятельности,

    поэтому на первых этапах изучения биологии они могут даваться для проверки

    знаний отдельным школьникам, желающим иметь по биологии хорошую отметку и

    интересующимся этим предметом. Однако в дальнейшем подобные задания можно

    использовать и для проверки знаний на базовом уровне, для определения

    достижения стандарта[51].

    Открытые задания

    Перед формулировкой задания дается инструкция: дополните. В этой форме

    заданий не дается готового ответа, он конструируется учащимися. При этом

    нужно формулировать такие задания, чтобы в ответе содержалось 1 –2 слова,

    числа, формулы и т.д.Предлагаемый ответ должен быть точным и кратким,

    поэтому нужно очень внимательно составлять текст задания. Для ответа

    отводится столько места, сколько для этого необходимо.

    Методика составления открытых заданий довольно проста. Вначале

    разработчик формулирует вопрос, затем записывается полный предполагаемый

    ответ. Из ответа исключается ключевое слово (число, формула) которое ученик

    должен потом выписать, и формулируется тестовое задание. Число таких

    заданий в тесте бывает, как правило, небольшим. Они считаются более

    трудными для выполнения учащимися, чем закрытые задания; в этом случае

    вероятность отгадать правильный ответ равна нулю.

    Каждая из рассмотренных форм заданий имеет свои достоинства и

    недостатки, поэтому их выбор зависит от специфики учебной дисциплины, от

    цели задания и применения теста(текущий, итоговый контроль) и даже от

    ориентации на ручную или машинную обработку данных.

    Оценка качества усвоения материала

    Естественно, что усвоение материала учащимися может быть совершенно

    разным. При этом значения коэффициента усвоения (к) могут колебаться от 0

    до 1. Однако исследования показали, что не во всех случаях увеличение

    коэффициента на какую – то величину означает в конечном счете лучшее

    усвоение. Оказалось, что при низком значении коэффициента 0,1;0,3; 0,4; и

    так до 0,7 его величина почти не играет никакой роли. Это связано с тем,

    что при усвоении с коэффициентом (к) меньше 0,7 учащийся в последующей

    деятельности совершает систематические ошибки и не способен к их

    исправлению. Такое усвоение непрочное и в последующем стремится к распаду,

    если не проводить дополнительной работы по усвоению.

    Материал может считаться усвоенным, только если коэффициент усвоения

    (к) равен или больше 0,7. В этом случае учащийся в своей последующей

    деятельности способен совершенствовать свои знания – он способен к

    самообучению. Процесс обучения, который позволяет учащимся усваивать

    материал с коэффициентом усвоения равным или большим 0,7 получил в

    педагогике название завершенного. Принято считать, что при к = 0,7 процесс

    образования уже можно считать завершенным. Значение к=0,7 показывает, что

    при таком усвоении учащийся совершает достаточно много ошибок (до 30%),

    однако он имеет объективную возможность их исправлять и находить

    самостоятельные правильные варианты решений. [37].

    Биологический диктант

    Быстро проверить знания учащихся всего класса по важному разделу,

    параграфу учебника можно при помощи биологических диктантов. Для проверки

    домашнего задания учитель составляет вопросы по материалу параграфа,

    выделяя самые главные положения. Вопросы формируются так, чтобы ответы были

    предельно краткими. Учащиеся пишут порядковый номер очередного вопроса и

    дают краткий ответ. Темп опроса регулирует преподаватель, ориентируясь на

    средних учеников. Он читает текст или использует магнитную ленту.

    После первых занятий по генетике накапливается много терминов, без

    четкого знания которых затрудняется усвоение нового материала. Поэтому

    целесообразно дать диктант по генетическим терминам.

    |Термины |Ответы |

    |1. Гибрид |1.Помесь |

    |2.Гамета |2.Половая клетка |

    |3.Гаплоидная клетка |3.Клетка с одинарным набором хромосом |

    Преподаватель диктует термины, а учащиеся, ставя порядковые номера,

    дают определения (см. табл.)

    и т. п. до 16 терминов в одном диктанте[2]

    После изучения ряда тем целесообразно провести фронтальную письменную

    проверочную работу обобщающего характера (в течение 10 – 15 минут), чтобы

    выяснить степень их усвоения у всех учащихся. Такие работы составляют по

    вариантам, включающим один – два вопроса по разным разделам изученной темы

    или ряда тем.

    Недостатки проведения подобного типа работ состоят в том, что их

    проверка требует от преподавателя много времени, так как учащиеся допускают

    грамматические ошибки, которые необходимо исправлять. Однако при этом

    учитель получает возможность проанализировать знания всех учащихся и

    ошибки, допущенные отдельными учениками.

    Систематически проверяют не только знание учащимися теоретического

    материала, но и их практические навыки по постановке опытов, использованию

    микроскопа, умение пользоваться определителями, решать задачи. Например,

    при изучении раздела «Генетика» для проверки степени усвоения довольно

    сложного материала решаются дополнительные задачи.[2]

    1.2.3. Генетические задачи

    Решение задач имеет огромное значение при изучении таких школьных

    предметов, как математика, физика и химия; это одно из самых действенных

    средств повышения активности познавательной деятельности учащихся.

    В изучении общей биологии решение задач имеет немаловажное значение.

    Неправильно было бы полагать, что школьников следует сначала научить самой

    генетике, а потом уже решению задач. В действительности же решение задач по

    генетике - не столько цель, сколько эффективное средство, обеспечивающее

    отчетливое понимание и твердое усвоение этого трудного раздела.

    Задачи по генетике, вводимые после или при изучении какой – либо темы

    по генетике способствуют более глубокому пониманию и прочному усвоению

    важнейших положений теории, наглядно иллюстрируют многообразие ее

    практических применений, значительно повышают интерес к курсу и привлекают

    к нему симпатии школьников.При правильном методическом подходе решение

    задач по генетике значительно облегчает изучение курса.

    О составлении и использовании генетических задач

    Все генетические задачи, какой бы темы они не касались (моно- или

    полигибридное скрещивание, аутосомное или сцепленное с полом наследование,

    наследование моно – или полигенных признаков) сводятся к трем типам:

    расчетные, на определение генотипа, на определение характера наследования

    признака.

    1. Расчетные задачи

    В условии расчетной задачи должны содержаться сведения о характере

    наследования признака (доминантный, полудоминантный или рецессивный,

    аутосомный или сцепленный с полом и др.), прямо или косвенно (через

    фенотип) должны быть указаны генотипы родительского поколения. Вопрос

    расчетной задачи касается прогноза генетической и фенотипической

    характеристик потомства. Если для задачи выбирается вид с низкой

    плодовитостью (например, млекопитающее), то целесообразна такая форма

    вопроса: «Какова вероятность рождения потомка с ….. фенотипом(генотипом)?»

    Если речь идет о растениях или животных, плодовитость которых исчисляется

    десятками или сотнями особей, уместен вопрос: «Какое потомство ожидается от

    такого скрещивания?» - или : «Какая часть потомства будет …. фенотип

    (генотип)?»

    Приведем пример задачи расчетного типа:

    «У человека ген полидактимии (многопалости) доминирует над нормальным

    строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену

    полидактимии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого

    ребенка».

    Решение расчетной задачи начинается с записи ее условий и обозначения

    генов. Затем определяются (предположительно) генотипы родителей. Генотип

    мужа известен, генотип жены легко установить по фенотипу – она носительница

    рецессивного признака, значит, гомозиготна по соответствующему гену.

    Следующий этап – написание гамет. Следует обратить внимание на то, что

    гомозиготный организм образует один тип гамет, поэтому нередко встечающееся

    написание в этом случае двух одинаковых гамет не имеет смысла.

    Гетерозиготный организм формирует два типа гамет.

    Соединение гамет случайно, поэтому появление двух типов зигот

    равновероятно – 1:1

    Таблицы 1,2

    Таблица №1

    Примеры моногенного исследования аутомных признаков

    |Объект |Признак |Доминантный |Рецессивный |

    |Тыква |Форма плода |Дисковидная |Шаровидная |

    |Томаты |Форма плода |Шаровидная |Грушевидная |

    | |Длина стебля |Нормальная |Карликовая |

    |Арбуз |Окраска плода |Полосатая |Гладкая |

    |Лук |Окраска чешуи |Красная |Желтая |

    |Тутовый |Окраска гусениц |Полосатые |Гладкие |

    |шелкопряд | | | |

    |Золотая рыбка |Строение глаз |Обычные |Телескопические |

    |Попугайчики |Окраска оперения|Зеленая |Голубая |

    |Норка |Окраска шерсти |Коричневая |Голубая |

    |Человек |Строение скелета|Карликовость |Норма |

    | | |Полидактилия |Норма |

    | |Слух |Норма |Глухота |

    | |Зрения |Норма |Слепота |

    | |Обмен веществ |Норма |Фенилкетонурия* |

    | | |Норма |Глюкозурия* |

    | | |Норма |Фруктозурия* |

    |* Эти болезни связаны с отсутствием определенного фермента и |

    |проявляются в отставании развития и слабоумия |

    Таблица №2

    Примеры моногенного наследования аутосомных полудоминантных признаков

    |Объект |Признак |Гомозиготы АА и аа |Гетерозиготы |

    |Редис |Форма корнеплода |Длинная, круглая |Овальная |

    |Львиный зев |Окраска венчика |Красная, белая |Розовая |

    |Куры |Окраска оперения |Черная, белая |Пестраня |

    |Крупный |Масть |Красная, белая |Чалая |

    |рогатый скот | | | |

    Решение задачи

    Р аа * Аа

    Г а Аа

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.