Преемственность и перспективность в работе по русскому языку между I-III (IV) (на материале внеурочной предметной деятельности) (и V-VI классами (Диплом) MS Word'2000)
43. Маранцман В.Г. Школьные факультативы как процесс общения учеников с
искусством//Поиск новых путей. – М.: Просвещение, 1989. – 246 С.
44. Мирецкая Н.В. Сопряжение: Комплексная работа по эстетическому
воспитанию в школе. – М.: Просвещение, 1989.
45. Михайлова С.Ю. Сценарий вечера-игры «По морям, по волнам…»//РЯШ. –
1995. - №6. – С.51.
46. Михайлова С.Ю. Устный ученический журнал «Язык мой, давай с тобой
дружить!»//РЯШ. – 1996. - №1. – С.48.
47. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие
для студентов/М.Р. Львов, Т.Г. Ралцаева, Н.Н. Светловская – 2-е изд.,
перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 415 С.
48. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов/Под ред.
Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. – в 2ч. Ч.2. – М.: Просвещение,
Владос, 1994. – 228 С.
49. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов
пед. институтов по специальности №2101 «Русский язык и литература»/М.Т.
Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. –
М.: Просвещение, 1990. – 368 С.
50. Методические проблемы развития педагогической науки/Под ред. П.Р.
Атутова, М.Н. Скаткина, Я.С. Турбовского. – М.: Педагогика, 1985. – 240
С.
51. Неделя русского языка//РЯШ. – 1998. - №3. – С.50-56.
52. Орг А.О. Материалы для проведения олимпиад по русскому языку//РЯШ. –
1993. - №6. – С.59.
53. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение,
1980. – 208 С.
54. Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 1984.
55. Пастушенкова Л.И. Организация внеклассной работы в школе с учащимися 4-
8 классов. – Калинин, 1973. – 78 С.
56. Пахомова Е.М. Классный час в начальной школе//Начальная школа. – 1985.
- №5. – С.62-63.
57. Педагогика/Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина. – М.: Просвещение,
1986. – 336 С.
58. Педагогика/Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – 479 С.
59. Педагогика высшей школы: Учебное пособие/Под ред. Н.М. Пейсакова.
-–Издательство Казанского университета, 1985. – 192 С.
60. Педагогика школы/Под ред. чл.-кор. АПН СССР Г.Н. Щукиной. – М.:
Просвещение, 1977. – 384 С.
61. Педагогика школы: Учебное пособие для студентов педагогических
институтов/Под ред. проф. И.Т. Огородникова. – М.: Просвещение, 1978. –
320 С.
62. Петрова Н.А., Коростенко Е.Н. Олимпиада в аспекте ее контрольных
функций//РЯШ. – 1997. - №6. – С.46.
63. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: (сб.
статей из опыта работы). Пособие для учителей/Сост. А.Н. Матвеева. –
М.: Просвещение, 1982. – 128 С.
64. Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение,
1966. – 207 С.
65. Программа «Русский язык» для общеобразовательных учреждений. – М.:
Просвещение, 1996.
66. Программы средних общеобразовательных школ. Начальные классы. 1-3
классы. – М.: Просвещение, 1988.
67. Программа факультативного курса «Наши имена» для учащихся VI
класса//РЯШ. – 1991. - №1. – С.111.
68. Пузанкова Е.Н. Развитие языковых способностей учащихся на внеклассных
занятиях по русскому языку в V классе//РЯШ. – 1995. - №1. – С.41.
69. Пушкарева М.Д., Снежневская М.А. Связь классных и внеклассных занятий
по литературе V-VI классы. – М.: Просвещение, 1963.
70. Ратникова М.М. Турниры смекалистых//РЯШ. – 1992. - №1. – С.49.
71. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт./Гл. ред. В.В.
Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993. – 608 С.
72. Савин Н.В. Педагогика: Учебное пособие для учащихся педагогических
училищ по специальности №2001. – М.: Просвещение, 1972. – 303 С.
73. Сластникова А.Б. Задания для проведения олимпиады по русскому
языку//Начальная школа. – 1996. - №6. – С.19.
74. Скаткин М.Н. К вопросу о законах, принципах и правилах в
педагогике//Советская педагогика. – 1947. - №5. – С.17.
75. Соловьева М.Л. Занимательность на уроках русского языка в V
классе//РЯШ. – 1991. - №6. – С.31.
76. Сорокин Н.А. Дидактика: Учебное пособие для студентов педагогических
институтов. – М.: Просвещение, 1974. – 222 С.
77. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М.:
Просвещение, 1980. – 415 С.
78. Успенский М.Б., Голованова М.В., Кеворкова З.Т. Когда закончились
уроки. – СПб.: Просвещение, 1992.
79. Ушаков Н.Н. Кружковая работа по русскому языку. – М.: Просвещение,
1979. – 224 С.
80. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.
– М.: Просвещение, 1971. – 176 С.
81. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.
– М.: Просвещение, 1978. – 192 С.
82. Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку. – М.:
Просвещение, 1985. – 175 С.
83. Федоренко Л.П. Принцип обучения русскому языку: Пособие для учителя. –
М.: Просвещение, 1973.
84. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 3-е изд. перераб. и доп.
– М.: Юрист, 1997. – 512 С.
85. хрестоматия по методике преподавания русского языка: организация
учебного процесса по русскому языку в школе: Пособие для учителя/Авт.
сост. Б.Т. Яковлева. – М.: Просвещение, 1991. – 308 С.
86. цыплакова Е.Д. К вопросу о преемственности//Начальная школа. – 1991. -
№10. – С.85-87.
87. Шанский Н.М. В мире слов. – М.: Просвещение, 1981.
88. Шарапова О.Ю. Материалы для внеклассной работы по лексике, фразеологии
и словообразованию//РЯШ. – 1995. - №4. – С.51.
89. Шарапова О.Ю. Фонетический КВН//РЯШ. – 1997. - №2. – С.50.
90. Шварц И.Е. Педагогика школы: Учебное пособие. Часть I. Общие основы.
Дидактика. – Пермь: Просвещение, 1968. – 282 С.
91. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптативная модель (Теоретические основы и
практическая реализация). – М.: Новая школа, 1996. – 352 С.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. II КЛАСС.
Слово Напоминайкину.
Многие слова языка имеют родственников. У одних слов их много, два-
три (роща-рощица, тополь-тополек-тополиный), у иных – несколько десятков,
например у слов сад, лес, свет, ход и др. Многим самым близким
родственникам будет глагол напоминать, а у Знайки и Незнайки – знать. Найти
однокоренные слова не всегда просто, но этому надо учиться, вдумываться в
незнакомые вам слова, отыскивать их родственников. Попытайтесь это сделать.
1. Четыре пословицы.
Найдите в пословицах родственные слова. Как вы понимаете эти
пословицы? Ученье – свет, а не ученье – тьма. Ум да разум надоумят сразу.
Думай, да чтобы не передумывать. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело
делается.
2. О суффиксах.
Ветер, ветерок, ветрище,
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути.
(Я. Аким)
?Чем отличаются друг от друга ветер, ветерок, ветрище? Подберите
новые группы родственных слов с похожими суффиксами.
3. Родственники.
- Вы кто такие?
- Я – Гусь, это – Гусыня, это – Гусята. А ты кто?
- А я ваша тетя – Гусеница.
?Права ли Гусеница? Почему ее нельзя принять в эту «семью»
родственных слов?
4. Знаете ли вы?
Слова копейка и копье были когда-то родственными, потому что на одной
из первых русских монет изображался всадник с копьем. От этого слова и
образовалась потом копейка.
В русском языке было слово ряха. Так называли аккуратного человека.
Ну, а как называют неаккуратного, вы знаете.
УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ.
1. Родственные слова обязательно должны быть близкими по смыслу и иметь
общую часть: гора, горка, горец, горный, но горе, горевать, горюшко,
горемыка.
2. Новые слова образуются с помощью суффиксов (вода-водяной, водяной-
водянистый), приставок (город-пригород, писать-написать), приставок и
суффиксов сразу (гора-пригорок, снег-подснежник).
3. Умение быстро подбирать родственные слова очень важно: оно помогает
понимать значение этих слов и правильно их писать.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
СТРАНИЧКА ИЗ «ВЕСЕЛОГО ЗАДАЧНИКА» II КЛАСС.
1. Барометр упал.
- Мама, сегодня дождь пойдет!
- Почему ты так думаешь?
- Барометр упал.
- А ты откуда знаешь?
- Да как же, я сам его уронил.
?Значение какого слова не понимал мальчик?
2. Не достал!
Выстирала мать рубашки и говорит Мише:
- Неси, сынок, повесь на солнце, пусть сохнет.
Унес Миша и тотчас вернулся с рубашкой в руках.
- Почему ты не повесил? – спросила мать.
- Не достал до солнца.
?Где должен был повесить Миша выстиранные рубашки?
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
УГАДАЙКА. II КЛАСС.
1. Пословицы и поговорки.
Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках: Спеши не спеши,
а поторапливайся; приятелей много, а друга нет; переливает из пустого в
порожнее?
2. Четырьмя буквами.
Какими синонимами (из четырех букв) можно заменить такие слова:
приятель, противник, солдат, шагать, красный, доктор, работа?
3. Второе название животного.
Каких зверей называют так: косой, косолапый, серый, рыжая, сохатый?
4. Назовите по-другому.
Названия каких животных и птиц мы вспоминаем, чтобы назвать храбреца,
задиру, хитреца, увальня, безбилетника?
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. III КЛАСС.
I тур.
1. Расставьте знак ударения в словах: статья, магазин, призывник,
ненавидеть, инструмент, щавель, цемент, одобрить, положить (4
балла).
Для справки: свёкла, но не свекла(.
2. Подберите и запишите к каждой схеме по 2 слова:
, ,
(1 слово – 1 балл).
3. Запишите данные слова в родительном падеже множественного числа:
носок, туфля, чулок, яблоня, весло, апельсин, капля, знамя,
ботинок (5 баллов).
4. Распределите имена существительные по родам: мозоль, какао,
фланель, толь, шоссе, полынь, туннель, повидло, ферзь, тюль (4
балла).
5. Запишите данные словосочетания одним словом-синонимом. Очень тихий
разговор - …, плод дуба - …, водитель автомобиля - … (2 балла).
II тур.
1. Подберите антонимы к словам: мягкий - …, натуральный - …,
снаружи - … (2 балла).
2. Составьте сочетания типа «прилагательное + существительное» со
следующими словами: … кофе, … сирень, … шампунь, … простыня, …
кенгуру, … Сочи, … эскимо, … такси (5 баллов).
3. Запишите данные словосочетания близким по значению глаголом:
а) задирать нос - …;
б) бить баклуши - …;
в) высасывать из пальца - … (3 балла).
4. Разберите по составу слова: забежал, розочка, синеватый (3 балла).
5. Запишите 3 слова, в которых букв больше, чем звуков, и 3 слова,
где звуков больше, чем букв (4 балла).
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
ОЛИМПИАДНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1. Запишите 3 слова, в которых букв больше, чем звуков (2,5 балла).
2. Допишите слоги так, чтобы первый слог был безударным (3,5 балла). Сос
___, гр ___, вр ___, кр ___, те ___.
3. За один раз в слове изменяют только одну букву и образуют цепочку слов
(5 баллов). Например: от слова сыр к слову ход. Сыр->сын->сон->сор->хор-
>ход. Придумайте свою цепочку слов. Ток-> … ->кот. Дом-> … ->сыр.
4. Впишите, где нужно, непроизносимую согласную (3 балла).
Трос…ник радос…ный
праз…ник вкус…ный
прекрас…ный чес…ный
5. Зачеркните буквы, которые нельзя писать в этих словах (4 балла).
Ге(н,нн)адий, гру(п,пп)а, оди(н,нн)адцать, ко(л,лл)ектив,
две(н,нн)адцать, ю(н,нн)ый, хло(п,пп)ок, дро(ж,жж)и – название продукта.
6. Зачеркните знаки, которые нельзя писать в этих словах (3,5 балла).
С(ь,ъ)емка, в(ь,ъ)ет, сем(ь,ъ)я, об(ь,ъ)яснение, солов(ь,ъ)и,
об(ь,ъ)езд, весел(ь,ъ)е.
7. Найдите и подчеркните существительные, которые во множественном числе
имеют оконцание –и(-ы) (5 быллов).
Учитель доктор колесо
фонарь волна зверь
век шофер гимназист
8. Соедините стрелкой –ТЬСЯ или –ТСЯ с нужными словами (1,5 балла).
Учит…ся всегда пригодится.
Мы любим занимат…ся спортом.
Смелый к победе стремит…ся.
9. Составьте из букв слова (4 балла). А, з, д, н, а ___, л, е, в, в, о
___, в, а, х, н, е, р ___. Укажите, какой частью речи они являются.
10. Найдите и запишите лишние слова. В скобках укажите причину (5 баллов).
Народ дочка
отрок дар
11. Просклоняйте словосочетание (2,5 балла).
И.п. родная дочь
…
12. Впишите имена существительные 2 и 3 склонения, которые оканчиваются на
шипящую (3 балла).
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
13. Соедините стрелками части речи и члены предложения с их названиями (3,5
балла).
Имя существительное
Глагол
Подлежащее
ЧАСТИ РЕЧИ Имя прилагательное ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Предлог
Сказуемое
Местоимение
14. Поставьте необходимые запятые в данных предложениях (2 балла).
Она чрезвычайно быстро перепрыгивает с ветки на ветку прыгает с
вершины дерева на землю.
Он оттолкнулся собрался с силами заколотил веслами по воде.
Когда Маугли исполнилось десять лет о нем узнал тигр Шер Хан.
15. Подумайте и решите задачу (7 баллов).
В словах кашне (шарф) и пенсне (очки без дужек) есть общая часть
не. Эти слова пришли к нам из французского языка, где слово кашне
означает «прячь нос», а пенсне – «держи за нос». В словах кашпо
(красивая ваза для цветочного горшка) и кашне – общая часть каш. Можешь
ли ты сказать, что значит эта часть во французском языке, если по –
означает «горшок», а не – «нос».
16. Соедините стрелкой выделенную часть слова с ее названием (1 балл).
С товарищами
приставка корень суффикс окончание
Дополнительное задание.
17. Выделите дугами (сверху и снизу) слова, спрятавшиеся в слове (7
баллов).
сороконожка
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
ЗАНЯТИЕ КРУЖКА «ВСЕ О ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ» VI КЛАСС.
Цели.
1. Закрепить знания, полученные при изучении темы «Прилагательное»;
сообщить сведения, облегчающие употребление отдельных правил.
2. Развивать логическое и творческое мышление, воображение, произвольное
внимание, когнитивную память.
3. Воспитывать любовь к русскому языку, познавательный интерес,
любознательность.
Средства обучения: грамматическое лото, светофорики.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Сегодня мы проведем последние занятия нашего кружка, которое
называется «Все о прилагательном». Наша цель – повторить изученное
и раскрыть еще неразгаданные тайны.
1. Прилагательное ли прилагательное? (инсценировка).
Госпожа Простакова из комедии «Недоросль» И.Д. Фонвизина хочет показать
как учен у них сын Митрофанушка. Митрофан говорит, что он знает из
грамматики, отвечает: «Много. Существительна да прилагательна».
- Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
- Дверь? Которая дверь?
- Вот эта.
- Эта? Прилагательна.
- Почему же?
- Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя
дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.
- Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что он
прилагается у глупому человеку?
- И ведомо.
- А как вы ответите на вопрос, что такое прилагательное?
2. Разминка.
- Слова какой части речи записаны?
глазки Китай
близнецы Авий
стена Анюта
конюшни Сиам
- По какому признаку разделены на две группы?
- К нарицательным существительным первого столбца найдите имя
собственное из второго столбца, которое само или прилагательное, от
него образованное, в сочетании с определяемым нарицательным
существительным образует фразеологизм.
- Что обозначают полученные фразеологизмы?
- Хотите узнать как возникло выражение «Авгиевы конюшни»?
Сообщение ученика:
В древней Греции жил царь Авгий. Он был страстным любителем лошадей.
Три тысячи коней стояли в его конюшнях. Однако стойла, в которых они
стояли, не чистились целых тридцать лет и по крыши заросли навозом.
По счастью, на службу к царю Авгию поступил легендарный силач Геракл,
которому царь и поручил очистить конюшни, ибо не под силу это было сделать
никому другому.
Геракл был не только могуч, но и умен. Он отвел в ворота конюшни
реку, и бурный поток вымыл оттуда всю грязь.
Выражение «авгиевы конюшни» мы употребляем, когда хотим сказать о
крайней запущенности, загрязненности.
3. Какое прилагательное лишнее?
Красивый, старый, вечерний, умный.
- Почему?
- Какие прилагательные называются качественными?
- В чем выражается тот факт, что качественные прилагательные
обозначают признак, который может быть в большей или меньшей
степени?
- Образуйте от прилагательного «красивый» простую сравнительную и
простую превосходную степень.
Краси(вее, краси(вейший (чтение хором).
- Запомните как правильно произносятся эти слова.
- Знаете ли вы легкий способ определения качественных прилагательных?
- Если к прилагательному можно подставить слово «очень», то это
прилагательное качественное.
4. Задание для умников.
- Я утверждаю, что одно словосочетание лишнее. Какое? Почему?
Вишневый сад, вишневое варенье, вишневое платье.
- Граница между качественными и относительными прилагательными очень
подвижна и условна. Когда прилагательное употреблено в
дополнительном, художественном смысле, основанном на сравнении, оно
переходит в качественное.
ИГРА
- Поднимайте сигнальную карточку, когда услышите качественное
прилагательное.
Золотой перстень, золотые кудри, золотой человек, золотая цепочка;
мраморный пол, мраморное море; железный человек, железный гвоздь,
железное здоровье; стальные мускулы, стальная воля, стальная игла;
деревянный дом, деревянный голос.
- Что интересно в последнем названном прилагательном?
- Вам очень просто будет вспомнить слова-исключения, если вы
запомните загадку:
Поля стеклянные,
Межи деревянные,
Ручки оловянные. (оконная рама)
- Что это?
- Как пишутся слова-исключения?
5. Конкурс поэтов.
- Вставьте пропущенные прилагательные, не нарушив рифмы.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора
Воздушной паутины ткани
Блестят как сеть из серебра.
(И. Бунин)
- Зачитайте свои варианты. Послушайте как написал поэт.
6. Послушайте шуточное стихотворение «Кто не может жить без НЕ».
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положенье?
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые росли забудки.
И погода стояла настная.
И гуляла собака счастная,
И виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне на встречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
- Почему стихотворение вызвало смех?
- Вспомните алгоритм «Правописание НЕ с прилагательными».
7. Грамматическое лото.
Играем в парах. Необходимо с прилагательному с «НЕ» подобрать синоним –
прилагательное без «НЕ».
-----------------------
[pic]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|