Преемственность и перспективность в работе по русскому языку между I-III (IV) (на материале внеурочной предметной деятельности) (и V-VI классами (Диплом) MS Word'2000)
опираться на них. Внеурочная работа, таким образом, может быть признана
своеобразной формой научной популяции.
Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико
желание школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и
насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяет ответить на
многие вопросы, интересующие детей. И в этом случае на помощь приходят
внеклассные занятия.
Несмотря на то, что конечная цель уроков и внеклассных занятий по
русскому языку – подготовить учащимся, грамотных в широком смысле слова, -
совпадает, неурочная работа имеет свои, важные для обучения и воспитания
цели и задачи.
Задачи:
- способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках
знаний, тем самым, помогая ученикам лучше усвоить программный
материал;
- совершенствовать навыки анализа различных фактов языка;
- расширять лингвистический кругозор школьников;
- воспитывать языковое чутье;
- развивать творческие возможности;
- повышать общую языковую культуру учащихся;
- развивать и совершенствовать психологические качества школьников:
любознательность, активность, волю, самостоятельность в
приобретении знаний;
- выявить одаренных в лингвистическом отношении учеников, а также
воспитывать у слабоуспевающих учащихся веру в свои силы.
Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели внеклассной
работы – развитию у школьников интереса к русскому языку как учебному
предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, к богатствам языка
и стремления настойчиво овладевать этими богатствами, воспитанию любви и
уважения к русскому языку.
Таким образом, внеклассная работа по русскому языку является
неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена
общим целям образования и воспитания учащихся. Успех решения этих целей и
задач во многом зависит от умения правильно организовывать внеурочные
занятия с детьми.
1.2. ОБЩЕПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ
РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В выборе наиболее эффективных методов и приемов при организации
внеурочных занятий учитель должен опираться на проверенные практикой и
являющиеся результатом научного обобщения принципы, которые представляют
собой «определенную систему исходных, основных дидактических требований к
процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую
эффективность» [58, C.161]. Следовательно, принципы обучения –
теоретические положения, руководствуясь которыми учитель выбирает средства
обучения:
- дидактический языковой материал;
- методы и проблемы его изучения;
- организацию обучения.
Дидактика исходит из того, что принципы обучения исторически конкретны
и отражают общественные потребности. Под влиянием общественного прогресса и
достижений науки, по мере выявления новых закономерностей обучения и
накопления опыта работы учителей, принципы обучения могут и должны
изменяться и совершенствоваться.
Сложившаяся в настоящее время методика обучения русскому языку,
ведущая свое начало от Ф.И. Буслаева и К.Д. Ушинского, опирается на
общепрактические принципы: научности, сознательности и активности,
систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности,
связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и др.
Общепрактические принципы выведены из психологии усвоения знаний вообще,
следовательно, они верны и для внеклассной работы по русскому языку.
Новейшие исследования по общей дидактике стремятся создать формулу
дидактического принципа не столько выводом из наблюдения над процессом
обучения, сколько руководством для обучающего, правилом, следуя которому он
достигает нужных результатов в обучении. Так были сформулированы принципы:
связи обучения с жизнью, преемственности, развивающего обучения,
проблемного обучения.
Но в силу своей предельной обобщенности дидактические принципы
допускают (и даже предлагают) конкретизирующие в частных методиках и их
разделах. Во внеурочной работе приобретает, например, большую актуальность
принципы индивидуального подхода к учащимся, так как здесь несравненно
больше, чем на уроке, условий для развития индивидуальных задатков,
интересов, склонностей учеников, да и сама внеклассная работа, призванная
учитывать личные запросы школьника и стремиться к их удовлетворению,
требует внимания к дифференциации и индивидуализации обучения.
Наблюдения показывают, что пренебрежение принципом систематичности и
последовательности (предполагающего логическую связь каждого элемента
учебного материала с другими, опору последующего на предыдущее и подготовку
к усвоению нового) приводит к тому, что эффективность таких занятий
оказывается весьма невысокой, учащиеся, не удовлетворяющие своих интересов,
перестают посещать их, а цепочка внеклассных занятий постоянно находится
как бы на первом, начальном этапе, не имея законного продолжения. При такой
организации внеклассной работы занятия представляют собой разовые
мероприятия, проводимые вне связи друг с другом и лишенные перспективности,
а не только систематичности. Но речь идет не только о систематичности, в
течении всего учебного года проводимой внеклассной работе, но и о
содержании внеклассных занятий. Отобранный для работы материал должен
представлять собой определенную систему знаний о языке.
Применение принципа наглядности – одно из важных условий сознательного
усвоения учащимися материала по русскому языку. Конкретизация отвлеченного
и обобщение значительного по объему, но в том или ином отношении
сопоставимого материала являются существенно важными условиями успешного
усвоения учащимся знаний и навыков по русскому языку. Конкретизация же и
обобщение достигаются путем использования различных способов наглядного
преподнесения материала, подлежащего усвоению. Осуществление принципа
наглядности на внеклассных занятиях получает дополнительные оттенки:
наглядность здесь является, например, одним из важных средств создания
занимательности – необходимого элемента внеклассной работы.
Принцип связи теории с практикой исходит из того положения, что точка
зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории
познания. Этот принцип нацеливает на более тесную связь внеклассных с
классными, когда, например, теоретический материал урока получает во
внеурочной работе дополнительное практическое подтверждение или, напротив,
внеклассная работа обобщает ряд практических правил, подводит под них
теоретическую базу.
Принцип сознательности и активности предполагает активную
заинтересованность ее результатами. Участники внеклассных занятий могут
оказаться и в роли «поглотителей» информации, и в роли активно добывающих
ее. Заинтересованность школьников незнакомыми сведениями, новыми факторами
при пассивном их восприятии обычно скоро проходит. Заинтересованность
учеников должна проявляться в увлеченности содержанием предмета через
активную деятельность. Процесс такой работы приносит творческое
удовлетворение, ощущение необходимости приобретенных знаний, желание больше
знать о предмете, углубиться в его сущность.
Применение принципа научности обучения языку предполагает сообщение
учащимся только таких сведений о языке, которые прочно установились в
современной лингвистической науке; освещение этих явлений в их
взаимосвязанности и развитии. Соблюдение принципа научности требует не
превращать внеклассную работу по предмету в род забавы, развлечения. Любой
материал, если даже он подается в необычной, неожиданной форме, должен
соответствовать научным данным. Научные сведения, адаптируемые с учетом
возрастных особенностей учеников (действует принцип доступности),
преподносятся на внеклассных занятиях без искажения и излишнего упрощения.
Когда говорим о принципе доступности, речь идет о соответствии объема,
сложности и темпа изучения реальным возможностям обучаемых в зоне их
ближайшего развития. Доступность «нужно понимать не как упрощенчество, а
как меру посильной трудности» [59, C.110], но усложнение учебной нагрузки
должно быть последовательное, вызывающее движущую силу учения и
использования познавательных возможностей и способностей обучаемых.
Материал, отбираемый для внеклассной работы, может несколько выходить за
рамки программных требований, но ни в коем случае не должен превышать
возрастные возможности детей.
Реализация принципа преемственности и перспективности в обучении
вообще и русскому языку в частности – одна из важнейших проблем, стоящих
перед методической наукой и учителями-практиками. Учитывая задачи нашего
исследования, остановимся на более подробном рассмотрении сущности данного
принципа.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ
Единый процесс обучения русскому языку имеет ряд этапов: начальные
классы, средние и старшие. Успех в освоении предмета учащимися в
значительной степени зависит от того, насколько в ходе обучения учитывается
внутренняя связь между этими этапами. Преемственность и перспективность –
вот те черты, которые во многом определяют эффективность учебного процесса.
«Это две стороны одного и того же явления: при взгляде «сверху вниз» мы
говорим о преемственности, при взгляде «снизу вверх» – о перспективности в
работе» [63, C.4]
Проблема преемственности и перспективности в обучении является одной
из методологических проблем дидактики. Она находит свое специфическое
выражение в таких закономерностях процесса обучения, называемых принципами
дидактики, как научность, систематичность, последовательности, прочность и
действенность результатов обучения и др.
Как отмечается в «Педагогике школы», «научность и систематичность в
обучении обеспечиваются преемственностью. Ее характеризуют опора на
пройденное для последовательного развития знаний, умений и навыков и
установление разнообразных связей не только между новыми, но и прежними
знаниями, как элементами целостной, единой системы» [60, C.294-295].
Преемственность между различными звеньями школы, между ее отдельными
классами, между классной и внеклассной деятельностью являются одним из
обязательных и важных условий успешного преподавания русского языка. Оно
находится в соответствии с общедидактическим требованием об обеспечении в
процессе обучения нормального перехода от простого к сложному, от легкого к
трудному, об опоре при прохождении последующего на предыдущее, о
необходимости учитывать логику предмета.
Нарушение хотя бы одного из этих требований, как показывает опыт,
болезненно сказывается на работе учащихся, учителей и школы в целом.
Сохранение преемственности в занятиях по русскому языку между III(IV)
и V-VI классами должно выражаться:
а) в таком отборе материала для изучения, при котором бы учитывалось
общее развитие учащихся, их подготовленность по предмету в целом и
конкретные знания и навыки по отдельным частным вопросам программы,
доступность этого материала для сознательного усвоения его учащимся;
б) в таком построении занятий по русскому языку (в методическом
отношении), чтобы формы и методы работы, примеры и упражнения, язык
учителя, способы объяснения нового не очень резко (особенно на первых
порах) расходились бы с теми, к каким привыкли учащиеся в I-III(IV)
классах, и чтобы был обеспечен постепенный переход к новым, более сложным
для учащихся формам работы.
Соблюдение преемственности и перспективности, то есть единства,
систематичности в обучении школьным предметам при организации внеклассной
работы, - залог эффективного усвоения знаний, приобретения прочных умений и
навыков. Недооценка, невнимание, пренебрежение со стороны учителя или школы
к вышеперечисленным требованиям, так и неумение обеспечить их выполнение,
приводят к тяжелым последствиям, сказывающимся в дальнейшем в течение ряда
лет, и часто почти непреодолимым затруднениям.
Не менее важное значение для соблюдения приемов дидактики имеет и
вторая сторона проблема преемственности – перспективность в обучении,
предполагающая ориентацию на достижение определенного конечного результата
обучения.
Перспективность, как и преемственность, обеспечивает системность,
научность, последовательность и прочность развития знаний, умений и навыков
и определяет отбор содержание и методов обучения.
Рассмотрим сущность принципа преемственности и перспективности в
обучении русскому языку.
Во-первых, соблюдение преемственности и перспективности требует
единого принципиального подхода к обучению, единых исходных позиций в
обучении родному языку.
Очень важно, чтобы учителя I-III(IV) и V-IX классов стояли на едимых
позициях в понимании этих исходных принципов, признавали их, придерживались
их в своей работе. Без этого не может быть ни преемственности, ни
перспективности.
Во-вторых, это ясное понимание того, что появляется нового в языковом
развитии учащихся на каждом этапе обучения. Речь идет о том, чтобы учителя
начальных классов отчетливо представляли, что ожидает их сегодняшних
учеников через год или два, а учителя средней школы знали, какие важнейшие
изменения происходили в языковом развития школьников за прошедшие годы.
Каждому учителю необходимо знать, что должны приобрести учащимся его
звена в I-III(IV) или в V-IX классах по русскому языку, и не выходить за
рамки необходимого как в сторону уменьшения требований, так и в сторону их
увеличения.
В-третьих, требуется тщательная стыковка между начальными и средними
классами как по отдельным грамматическим или орфографическим темам, так и
при совершенствовании речевых умений и навыков учащихся.
При реализации принципа преемственности и перспективности в обучении
нельзя не учитывать тесную связь единиц разных уровней, а следовательно, и
соответствующих разделов школьного курса. Учет внутрипредметных связей
позволяет в развитии знаний, умений и навыков ориентироваться не только на
предшествующий этап обучения, но и на те знания, умения, навыки, связанные
с изучаемой единицей языка, которые получают школьники в других разделах
курса.
Специфика предмета «русский язык» требует для реализации
преемственности и перспективности учета связи изучаемого материала:
1) с предшествующим и последующим этапами его изучения;
2) с другими разделами, где могут реализоваться, совершенствоваться,
углубляться знания, умения и навыки по данному материалу
параллельно с основным материалом раздела, и
3) с теми разделами, где учащиеся получают знания, умения и навыки,
которые используются для усвоения данного материала.
Таким образом, по отношению у процессу обучения под преемственностью и
перспективностью следует понимать соотнесение содержания и методов обучения
на каждом промежуточном этапе с предшествующим и последующим этапами и с
конечными целями и задачами обучения.
1.3. ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В I-VI КЛАССАХ
Активная заинтересованность школьников внеклассной деятельностью, не
в последнюю очередь, связана с использованием различных форм внеклассных
занятий. В течении многих лет складывались и оправдали себя на практике
такие формы, как олимпиады, кружки русского языка, устные журналы и др. В
последние годы широкое распространение получили неделя русского языка, час
занимательной грамматики, классный уголок, грамматические турниры.
Разнообразие форм внеклассной работы по русскому языку обусловлено
разноплановостью содержания, целями и задачами этой работы, неоднородностью
состава участников (по возрасту, уровню подготовленности, степени развития
лингвистического интереса, количеству участников), возможностями школы и
руководителя.
Проанализировав педагогическую и методическую литературу по теме
исследования, можно выделить следующие группы внеурочной работы по русскому
языку:
Групповые Массовые
Формы внеклассной
Работы
индивидуальные
К группе массовых форм относятся:
- рукописные журналы, стенные газеты, общеклассный или общешкольный
уголок русского языка – эти формы выполняют функцию сообщения
информации; активное участие обеспечивают лишь небольшой группе
детей, а остальные, являющиеся читателями, оказываются пассивными;
- устные сообщения-доклады, радиопередачи, устные журналы, встречи с
интересными людьми – эти формы выполняют функцию сообщения;
активное участие в подготовке – от одного исполнителя до небольшой
группы, а остальные принимают активное участие в обсуждении, что
позволяет добиться более глубокого и более активного усвоения
материала;
- вечера, утренники – формы с ярко выраженной функцией воздействия.
Количество активных участников и при подготовке, и при проведении,
особенно, гораздо больше, но и немало все-таки просто слушателей;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|