Преемственность и перспективность в работе по русскому языку между I-III (IV) (на материале внеурочной предметной деятельности) (и V-VI классами (Диплом) MS Word'2000)
Преемственность и перспективность в работе по русскому языку между I-III (IV) (на материале внеурочной предметной деятельности) (и V-VI классами (Диплом) MS Word'2000)
Хакасский государственный университет
им. Н.Ф. Катанова
Психолого-педагогический факультет
Кафедра современного русского языка и методики преподавания
Преемственность и перспективность в работе по русскому языку между I-
III(IV) и V-VI классами
(на материале внеурочной предметной деятельности)
Дипломная работа по специальности
031200 – педагогика и методика начального образования
Студент-дипломник Морозова Оксана Николаевна
Научный руководитель к фил. н, доцент Цыганова В.Г.
Консультант старший преподаватель Вершинина Г.П.
Рецензент к пед. н, доцент Острикова Т.А.
Допустить к защите
Зав. Кафедрой __________
«___» __________ 1999 г.
Абакан, 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………………………………………………… 03-05
Глава 1. Педагогические основы внеурочной деятельности
по русскому языку учащихся I-VI классов ………………………… 06-23
1.1. Значение и место внеклассной работы по рус-
кому языку в системе обучения ……………………………………… 06-12
1.2. Общедидактические принципы организации вне-
классной работы по русскому языку ……………………………… 12-19
1.3. Формы внеурочной деятельности по русскому
языку, используемые в I-VI классах …………………………… 19-23
Глава 2. Организация внеклассной работы по русскому
языку в начальной и средней (V-VI кл.) школе с
учетом принципа преемственности и перспективности 24-55
2.1. Методические принципы организации внеклассной
работы по русскому языку ……………………………………………………… 24-30
2.2. Содержание внеклассной работы по русскому
языку в I-VI классах ………………………………………………………………… 30-40
2.3. Пути эффективной организации внеклассной ра-
боты по русскому языку на основе реализации
принципа преемственности и перспективности ……… 40-55
Экспериментальные исследования …………………………………………………………… 56-65
Заключение ………………………………………………………………………………………………………………… 66-69
Библиография …………………………………………………………………………………………………………… 70-76
Приложение ………………………………………………………………………………………………………………… 77-91
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап исторического развития характеризуется огромным
динамизмом, глобальными противоречиями, радикальными изменениями во всех
областях общественной жизни. Это ведет к возникновению неуправляемых
процессов в различных сферах жизнедеятельности общества, требует пересмотра
устоявшихся взглядов и мнений, в том числе, в образовании и воспитании.
Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и
учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной
цели образования) на развитие ребенка, на создание условий полноценного
проживания детства, для становления человека, способного и готового думать,
общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные
ответственные решения.
В этих условиях большую актуальность приобретают проведение
планомерной, систематической внеклассной работы по русскому языку. В
настоящее время такая работа в школе находится не на должном уровне.
«Родной язык – величайший наставник» [39, C.75], - звучат непреложной
истиной слова великого педагога К.Д. Ушинского. Действительно, язык и до
школы, и в школе обогащает и развивает духовный мир ребенка, приобщает его
к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. С малых лет у
детей вырабатывается чутье языка, развивается речевое творчество,
эстетическое чувство, любовь к художественному слову. К сожалению, огромный
образовательный потенциал родного языка используется сейчас в школе не в
полной мере.
Ни для кого не является секретом, что наша отечественная школа
переживает очередной кризис. Этому много причин: и тяжелое экономической
положение страны, и традиционно малое внимание властей к проблемам
образования и воспитания детей, и остаточный принцип финансирования школы,
и, по-прежнему массовая материальная необеспеченность учителя, и многое
другое. И, как ни удивительно, - издержки Закона об образовании, согласно
которому школа получила такую свободу действий (в определении содержания,
форм и методов обучения и воспитания), которая при неразумном использовании
может стать разрушительной.
Между тем от того, как будет развиваться школьное обучение и
воспитание ребенка, зависит очень многое. Число же проблем, возникающих в
общеобразовательной школе, весьма велико. Одни из них носят общий характер,
другие относятся к преподаванию отдельных учебных дисциплин.
Все вышеуказанное не могло не сказаться на организации внеклассной
работы по русскому языку в современной школе. Дело в том, что проблема
организации внеурочной деятельности по русскому языку отражена в трудах
педагогов прошлых лет: Н.Н. Ушакова, Г.И. Суворовой, Л.И. Пастушенковой,
Б.Т. Панова и др. Особый интерес к теме наблюдается в конце 70-х – начале
80-х годов. Однако большинство работ было посвящено вопросу формирования
познавательного интереса к русскому языку средствами внеклассной работы.
Наше обращение к проблеме связано с попыткой поставить вопрос об ее
актуальности с позиции системного подхода в организации внеурочной
деятельности, адекватного в нынешней социокультурной ситуации.
Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения,
появление новых видов и форм внеклассной работы также не могло не
отразиться на видении данного вопроса
Все перечисленные аргументы обуславливают актуальность изучения
данной проблемы и определяют выбор темы: «Преемственность и перспективность
в работе по русскому языку между I-III(IV) и V-VI классами (на материале
внеурочной предметной деятельности).
Объект: внеклассная работа по русскому языку в начальной и средней
школе.
Предмет: преемственность и перспективность в работе по русскому языку
между I-III(IV) и V-VI классами.
Цель: рассмотреть значение преемственности во внеклассной работе по
русскому языку между I-III(IV) и V-VI классами для эффективного усвоения
знаний, приобретения прочных умений и навыков, воспитания интереса к
русскому языку и перспективности в VII-IX классах.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую
литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть внеклассную работу по русскому языку в начальной и
средней школе с точки зрения состояния проблемы.
3. Определить условия эффективности организации внеурочной работы по
русскому языку с учащимися I-VI классов.
4. Выявить динамику постепенного усложняющихся – с учетом принципа
преемственности и перспективности – форм внеклассной деятельности.
5. Выявить зависимость повышения уровня знаний, приобретения прочных
умений и навыков от организации систематической внеклассной работы
по русскому языку с учетом принципа преемственности и
перспективности.
Гипотеза: если использовать принцип преемственности и перспективности
во внеурочной работе по русскому языку между I-III(IV) и V-VI классами,
приведет ли это к эффективному усвоению знаний, приобретению прочных умений
и навыков, воспитанию интереса к предмету?
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ I-VI КЛАССОВ
1.1. ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ
ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ
Учебный предмет в школе – «это приспособленная к изучению та или иная
научная дисциплина или область деятельности» [49, C.21]. Основу русского
языка как школьного учебного предмета составляет наука о русском языке, его
история и диалектология, смежные науки – графика, орфография, пунктуация и
др.
По целям и содержанию знаний, сообщаемых учащимся о русском языке,
различаются два уровня его изучения в школе: общеобразовательный и
углубленный. Общеобразовательный уровень это курс русского языка,
обязательный для всех учащихся средней школы. Углубленно изучают русский
язык отдельные школьники или группы школьников, проявившие интерес к нему.
В настоящее время в школе практикуются три формы углубленного
изучения русского языка: факультативные занятия, внеклассная работа и
расширенное изучение русского языка. Так как целью нашего исследования
является рассмотрение внеклассной работы, остановимся подробнее на этой
форме углубленного изучения русского языка.
В педагогике дается следующее определение данного понятия:
«Внеклассной работой называют специально организованные и целенаправленные
занятия с учащимися воспитательного и образовательного характера,
проводимые школой во внеурочное время» [58, C.427].
Истоки внеклассной работы как формы углубленного изучения предмета
восходят к литературным собраниям (XVII в.) в дворянских пансионах и
учебных заведениях всесословного типа, где звучали произведения Ломоносова,
Сумарокова, читались собственные сочинения и переводы воспитанников,
ставились пьесы.
Существует следующая закономерность: если периоды политической
реакции в общественной жизни России сопровождались усилением строжайшей
регламентации учебного процесса, запрещения какой бы то ни было внеурочной
деятельности, то в эпохи либерализации, напротив, внеклассная работа
становилась лабораторией активного поиска новых форм изучения предмета,
творческой самодеятельности учащихся. В 20-30-е гг. нашего столетия палитра
форм внеурочной деятельности обогатилась циклами вечеров, конференциями,
диспутами, играми. В последующие десятилетия заметно усилилась тенденция
комплексного использования многообразных форм внеклассной работы,
проявившаяся, в частности, в организации постоянно действующих коллективов
– кружков, клубов, музеев. Всероссийские праздники по предметам, проводимые
с 1974 г., - примета масштабности современной внеурочной работы.
Попытаемся ответить на вопрос: «Почему, несмотря на совершенствование
программ и самого процесса изучения русского языка в школе, внеклассная
работа остается важным каналом освоения русского языка школьниками?»
Внеклассная работа позволяет ученикам общаться с гораздо более
широким, чем на уроке, кругом лингвистических явлений, становится
источником многообразных художественных впечатлений. Движущей силой
внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке,
регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на
формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа
импонирует школьнику добровольностью участия, свободой индивидуального
выбора лингвистического материала, форм общения с искусством слова,
способов творческого самовыражения – возможностью делать то, что хочешь и
можешь: попробовать себя в роли корреспондента, оратора, исследователя и
т.п. Это, по словам Б.М. Неменского, «зона свободного поиска». Здесь не
последнюю роль играет установка на скорую реализацию личностно значимого
замысла, на «конечный результат» – будь то КВН, лингвистический турнир,
выпуск газеты, устного журнала, олимпиада. Наконец, во внеклассной работе
более откровенно само общение, разноплановое, полифункциональное
(межличностное, познавательное, художественное, творческое),
взаимоотношения же учителя и учащихся отличает открытость и неформальность,
атмосфера подлинного сотворчества.
Особый интерес к внеклассной работе в современной школе объясняется
еще и тем, что, будучи менее инерционной, нежели программное, урочное
преподавание, она задает тон ломке методических стереотипов, рождению новых
подходов к преподаванию русского языка, привносит дух живого диалога,
откровения, раскрепощенности в поиск истины томимым духовной жаждой
поколением. Внеклассная работа становится своеобразной лабораторией
творчества преподавателя, в которой модернизируются нетрадиционные для
учебного процесса формы общения с миром слов, адекватные нынешней
социокультурной ситуации.
Необходимость проведения внеклассных образовательных занятий
постоянно подчеркивается в педагогической, и в методической литературе. Об
этом говорится в работах Б.Т. Панова, Л.И. Пастушенковой, Е.П.
Преображенской, Н.Н. Ушакова, Г.И. Суворовой, посвященных данной проблеме
(см. библиографию). В опыте передовых школ внеклассная работа
рассматривается как мощное дополнительное средство формирования интереса к
предмету, как средство расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми
на уроках.
Внеклассную работу по русскому языку нельзя смешивать с особым видом
работы школы по выполнению ею учебно-воспитательных задач, известных в
школьной практике под названием «дополнительных занятий» или «работы с
отстающими», организуемых для оказания помощи ученикам, которые по той или
иной причине не усвоили программный материал и должны восполнить пробелы в
знаниях. Тем более нельзя всю внеурочную работу подменять такими занятиями.
Внеклассная работа имеет в виду не какую-либо часть учащихся, выделяемую по
успеваемости или степени подготовленности, а всех учеников, так или иначе
проявивших свою заинтересованность данным предметом. Внеурочная работа по
русскому языку – «обязательный элемент нормальной организованной работы
школы» [49, C.374]. Дополнительные занятия с отстающими – это экстренная
мера, вызванная «чрезвычайными» обстоятельствами.
Внеклассной работе по русскому языку придается огромное значение,
потому что в системе школьных дисциплин изучение родного языка занимает
особое место. Это определяется прежде всего его ролью в обществе. Язык не
просто обеспечивает наше общение в любой сфере жизни. Язык – инструмент
нашей мысли и наших чувств. Степень речевого развития – это и степень
развития мышления, а значит, хорошее владение языком – условие успешной
работы по всем учебным предметам. Изучение родного языка, понимание его
структуры – естественная база для изучения иностранных языков. Родной язык
– высшее проявление национальной жизни, национальной культуры. Степень
включения человека в национальную культуру определяется степенью речевого
развития, чувством родного языка. Вышеперечисленное можно подтвердить
следующим высказыванием русского писателя А.И. Куприна: «Язык – это история
народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и
сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать,
но насущной необходимостью… Русский язык в умелых руках и в опытных устах –
красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…» [20,
C.95]
Овладение таким предметом, как русский язык, имеет и другие
особенности: во-первых, язык всегда находится в распоряжении учащихся и в
любой момент может быть использован для наблюдения; во-вторых, связь теории
с практикой тоже является характерной чертой нашего предмета изучения, так
как языком мы пользуемся постоянно.
Учесть эти преимущества изучения родного языка – это значит привлечь
внимание детей прежде всего к миру слов, повседневно употребляемых, дав им
почувствовать, что он не менее интересен, увлекателен, сложен,
разнообразен, чем мир растений и животных, электроники и техники.
Воздвигнутые положения можно с успехом осуществить, организуя
систематическую, планомерную внеурочную работу по русскому языку, начиная с
1 класса. Необходимость проведения внеклассных занятий с младшими
школьниками диктуется, во-первых, желанием детей узнать нечто новое о
русском языке и, во-вторых, методическими соображениями: внеклассные
занятия способствуют более прочному и сознательному усвоению изученного на
уроке материала, обогащению словаря, развитию речи; внеклассные занятия
дают возможность пробудить у школьников интерес к предмету, привить любовь
к русскому языку; они необходимы и в плане преемственности в работе по
русскому языку между начальными и старшими классами.
Внеклассная работа по русскому языку, как правило, ведется в учебном
году параллельно с классными занятиями. Однако отдельные виды внеурочной
работы, особенно настоящие эпизодический характер, могут проводиться и в
каникулярное время (например, олимпиада). Классная и внеклассная работа
дополняют одна другую, и лишь в их взаимодействии возможно претворение в
жизнь тех сложных задач, которые в настоящее время стоят перед школой.
Обычно внеклассная работа тесно связана с уроком, но она, тем не
менее, постоянно стремиться к некоторой автономности: к расширению и
углублению знаний учащихся по предмету, к поискам форм, наиболее адекватно
отражающих специфику занятий по интересам. Это кажущееся противоречие –
тесная связь с обязательной программой и в то же время выход за ее пределы
– составляет одну из особенностей внеклассной работы, которая призвана,
развивая познавательные интересы ученика, учитывать эти интересы и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|