МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Преемственность и перспективность в работе по русскому языку между I-III (IV) (на материале внеурочной предметной деятельности) (и V-VI классами (Диплом) MS Word'2000)

    Преемственность и перспективность в работе по русскому языку между I-III (IV) (на материале внеурочной предметной деятельности) (и V-VI классами (Диплом) MS Word'2000)

    Хакасский государственный университет

    им. Н.Ф. Катанова

    Психолого-педагогический факультет

    Кафедра современного русского языка и методики преподавания

    Преемственность и перспективность в работе по русскому языку между I-

    III(IV) и V-VI классами

    (на материале внеурочной предметной деятельности)

    Дипломная работа по специальности

    031200 – педагогика и методика начального образования

    Студент-дипломник Морозова Оксана Николаевна

    Научный руководитель к фил. н, доцент Цыганова В.Г.

    Консультант старший преподаватель Вершинина Г.П.

    Рецензент к пед. н, доцент Острикова Т.А.

    Допустить к защите

    Зав. Кафедрой __________

    «___» __________ 1999 г.

    Абакан, 1999

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение ……………………………………………………………………………………………………………………… 03-05

    Глава 1. Педагогические основы внеурочной деятельности

    по русскому языку учащихся I-VI классов ………………………… 06-23

    1.1. Значение и место внеклассной работы по рус-

    кому языку в системе обучения ……………………………………… 06-12

    1.2. Общедидактические принципы организации вне-

    классной работы по русскому языку ……………………………… 12-19

    1.3. Формы внеурочной деятельности по русскому

    языку, используемые в I-VI классах …………………………… 19-23

    Глава 2. Организация внеклассной работы по русскому

    языку в начальной и средней (V-VI кл.) школе с

    учетом принципа преемственности и перспективности 24-55

    2.1. Методические принципы организации внеклассной

    работы по русскому языку ……………………………………………………… 24-30

    2.2. Содержание внеклассной работы по русскому

    языку в I-VI классах ………………………………………………………………… 30-40

    2.3. Пути эффективной организации внеклассной ра-

    боты по русскому языку на основе реализации

    принципа преемственности и перспективности ……… 40-55

    Экспериментальные исследования …………………………………………………………… 56-65

    Заключение ………………………………………………………………………………………………………………… 66-69

    Библиография …………………………………………………………………………………………………………… 70-76

    Приложение ………………………………………………………………………………………………………………… 77-91

    ВВЕДЕНИЕ

    Современный этап исторического развития характеризуется огромным

    динамизмом, глобальными противоречиями, радикальными изменениями во всех

    областях общественной жизни. Это ведет к возникновению неуправляемых

    процессов в различных сферах жизнедеятельности общества, требует пересмотра

    устоявшихся взглядов и мнений, в том числе, в образовании и воспитании.

    Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и

    учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной

    цели образования) на развитие ребенка, на создание условий полноценного

    проживания детства, для становления человека, способного и готового думать,

    общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные

    ответственные решения.

    В этих условиях большую актуальность приобретают проведение

    планомерной, систематической внеклассной работы по русскому языку. В

    настоящее время такая работа в школе находится не на должном уровне.

    «Родной язык – величайший наставник» [39, C.75], - звучат непреложной

    истиной слова великого педагога К.Д. Ушинского. Действительно, язык и до

    школы, и в школе обогащает и развивает духовный мир ребенка, приобщает его

    к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. С малых лет у

    детей вырабатывается чутье языка, развивается речевое творчество,

    эстетическое чувство, любовь к художественному слову. К сожалению, огромный

    образовательный потенциал родного языка используется сейчас в школе не в

    полной мере.

    Ни для кого не является секретом, что наша отечественная школа

    переживает очередной кризис. Этому много причин: и тяжелое экономической

    положение страны, и традиционно малое внимание властей к проблемам

    образования и воспитания детей, и остаточный принцип финансирования школы,

    и, по-прежнему массовая материальная необеспеченность учителя, и многое

    другое. И, как ни удивительно, - издержки Закона об образовании, согласно

    которому школа получила такую свободу действий (в определении содержания,

    форм и методов обучения и воспитания), которая при неразумном использовании

    может стать разрушительной.

    Между тем от того, как будет развиваться школьное обучение и

    воспитание ребенка, зависит очень многое. Число же проблем, возникающих в

    общеобразовательной школе, весьма велико. Одни из них носят общий характер,

    другие относятся к преподаванию отдельных учебных дисциплин.

    Все вышеуказанное не могло не сказаться на организации внеклассной

    работы по русскому языку в современной школе. Дело в том, что проблема

    организации внеурочной деятельности по русскому языку отражена в трудах

    педагогов прошлых лет: Н.Н. Ушакова, Г.И. Суворовой, Л.И. Пастушенковой,

    Б.Т. Панова и др. Особый интерес к теме наблюдается в конце 70-х – начале

    80-х годов. Однако большинство работ было посвящено вопросу формирования

    познавательного интереса к русскому языку средствами внеклассной работы.

    Наше обращение к проблеме связано с попыткой поставить вопрос об ее

    актуальности с позиции системного подхода в организации внеурочной

    деятельности, адекватного в нынешней социокультурной ситуации.

    Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения,

    появление новых видов и форм внеклассной работы также не могло не

    отразиться на видении данного вопроса

    Все перечисленные аргументы обуславливают актуальность изучения

    данной проблемы и определяют выбор темы: «Преемственность и перспективность

    в работе по русскому языку между I-III(IV) и V-VI классами (на материале

    внеурочной предметной деятельности).

    Объект: внеклассная работа по русскому языку в начальной и средней

    школе.

    Предмет: преемственность и перспективность в работе по русскому языку

    между I-III(IV) и V-VI классами.

    Цель: рассмотреть значение преемственности во внеклассной работе по

    русскому языку между I-III(IV) и V-VI классами для эффективного усвоения

    знаний, приобретения прочных умений и навыков, воспитания интереса к

    русскому языку и перспективности в VII-IX классах.

    Задачи:

    1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую

    литературу по теме исследования.

    2. Рассмотреть внеклассную работу по русскому языку в начальной и

    средней школе с точки зрения состояния проблемы.

    3. Определить условия эффективности организации внеурочной работы по

    русскому языку с учащимися I-VI классов.

    4. Выявить динамику постепенного усложняющихся – с учетом принципа

    преемственности и перспективности – форм внеклассной деятельности.

    5. Выявить зависимость повышения уровня знаний, приобретения прочных

    умений и навыков от организации систематической внеклассной работы

    по русскому языку с учетом принципа преемственности и

    перспективности.

    Гипотеза: если использовать принцип преемственности и перспективности

    во внеурочной работе по русскому языку между I-III(IV) и V-VI классами,

    приведет ли это к эффективному усвоению знаний, приобретению прочных умений

    и навыков, воспитанию интереса к предмету?

    ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ I-VI КЛАССОВ

    1.1. ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ

    ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ

    Учебный предмет в школе – «это приспособленная к изучению та или иная

    научная дисциплина или область деятельности» [49, C.21]. Основу русского

    языка как школьного учебного предмета составляет наука о русском языке, его

    история и диалектология, смежные науки – графика, орфография, пунктуация и

    др.

    По целям и содержанию знаний, сообщаемых учащимся о русском языке,

    различаются два уровня его изучения в школе: общеобразовательный и

    углубленный. Общеобразовательный уровень это курс русского языка,

    обязательный для всех учащихся средней школы. Углубленно изучают русский

    язык отдельные школьники или группы школьников, проявившие интерес к нему.

    В настоящее время в школе практикуются три формы углубленного

    изучения русского языка: факультативные занятия, внеклассная работа и

    расширенное изучение русского языка. Так как целью нашего исследования

    является рассмотрение внеклассной работы, остановимся подробнее на этой

    форме углубленного изучения русского языка.

    В педагогике дается следующее определение данного понятия:

    «Внеклассной работой называют специально организованные и целенаправленные

    занятия с учащимися воспитательного и образовательного характера,

    проводимые школой во внеурочное время» [58, C.427].

    Истоки внеклассной работы как формы углубленного изучения предмета

    восходят к литературным собраниям (XVII в.) в дворянских пансионах и

    учебных заведениях всесословного типа, где звучали произведения Ломоносова,

    Сумарокова, читались собственные сочинения и переводы воспитанников,

    ставились пьесы.

    Существует следующая закономерность: если периоды политической

    реакции в общественной жизни России сопровождались усилением строжайшей

    регламентации учебного процесса, запрещения какой бы то ни было внеурочной

    деятельности, то в эпохи либерализации, напротив, внеклассная работа

    становилась лабораторией активного поиска новых форм изучения предмета,

    творческой самодеятельности учащихся. В 20-30-е гг. нашего столетия палитра

    форм внеурочной деятельности обогатилась циклами вечеров, конференциями,

    диспутами, играми. В последующие десятилетия заметно усилилась тенденция

    комплексного использования многообразных форм внеклассной работы,

    проявившаяся, в частности, в организации постоянно действующих коллективов

    – кружков, клубов, музеев. Всероссийские праздники по предметам, проводимые

    с 1974 г., - примета масштабности современной внеурочной работы.

    Попытаемся ответить на вопрос: «Почему, несмотря на совершенствование

    программ и самого процесса изучения русского языка в школе, внеклассная

    работа остается важным каналом освоения русского языка школьниками?»

    Внеклассная работа позволяет ученикам общаться с гораздо более

    широким, чем на уроке, кругом лингвистических явлений, становится

    источником многообразных художественных впечатлений. Движущей силой

    внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке,

    регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на

    формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа

    импонирует школьнику добровольностью участия, свободой индивидуального

    выбора лингвистического материала, форм общения с искусством слова,

    способов творческого самовыражения – возможностью делать то, что хочешь и

    можешь: попробовать себя в роли корреспондента, оратора, исследователя и

    т.п. Это, по словам Б.М. Неменского, «зона свободного поиска». Здесь не

    последнюю роль играет установка на скорую реализацию личностно значимого

    замысла, на «конечный результат» – будь то КВН, лингвистический турнир,

    выпуск газеты, устного журнала, олимпиада. Наконец, во внеклассной работе

    более откровенно само общение, разноплановое, полифункциональное

    (межличностное, познавательное, художественное, творческое),

    взаимоотношения же учителя и учащихся отличает открытость и неформальность,

    атмосфера подлинного сотворчества.

    Особый интерес к внеклассной работе в современной школе объясняется

    еще и тем, что, будучи менее инерционной, нежели программное, урочное

    преподавание, она задает тон ломке методических стереотипов, рождению новых

    подходов к преподаванию русского языка, привносит дух живого диалога,

    откровения, раскрепощенности в поиск истины томимым духовной жаждой

    поколением. Внеклассная работа становится своеобразной лабораторией

    творчества преподавателя, в которой модернизируются нетрадиционные для

    учебного процесса формы общения с миром слов, адекватные нынешней

    социокультурной ситуации.

    Необходимость проведения внеклассных образовательных занятий

    постоянно подчеркивается в педагогической, и в методической литературе. Об

    этом говорится в работах Б.Т. Панова, Л.И. Пастушенковой, Е.П.

    Преображенской, Н.Н. Ушакова, Г.И. Суворовой, посвященных данной проблеме

    (см. библиографию). В опыте передовых школ внеклассная работа

    рассматривается как мощное дополнительное средство формирования интереса к

    предмету, как средство расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми

    на уроках.

    Внеклассную работу по русскому языку нельзя смешивать с особым видом

    работы школы по выполнению ею учебно-воспитательных задач, известных в

    школьной практике под названием «дополнительных занятий» или «работы с

    отстающими», организуемых для оказания помощи ученикам, которые по той или

    иной причине не усвоили программный материал и должны восполнить пробелы в

    знаниях. Тем более нельзя всю внеурочную работу подменять такими занятиями.

    Внеклассная работа имеет в виду не какую-либо часть учащихся, выделяемую по

    успеваемости или степени подготовленности, а всех учеников, так или иначе

    проявивших свою заинтересованность данным предметом. Внеурочная работа по

    русскому языку – «обязательный элемент нормальной организованной работы

    школы» [49, C.374]. Дополнительные занятия с отстающими – это экстренная

    мера, вызванная «чрезвычайными» обстоятельствами.

    Внеклассной работе по русскому языку придается огромное значение,

    потому что в системе школьных дисциплин изучение родного языка занимает

    особое место. Это определяется прежде всего его ролью в обществе. Язык не

    просто обеспечивает наше общение в любой сфере жизни. Язык – инструмент

    нашей мысли и наших чувств. Степень речевого развития – это и степень

    развития мышления, а значит, хорошее владение языком – условие успешной

    работы по всем учебным предметам. Изучение родного языка, понимание его

    структуры – естественная база для изучения иностранных языков. Родной язык

    – высшее проявление национальной жизни, национальной культуры. Степень

    включения человека в национальную культуру определяется степенью речевого

    развития, чувством родного языка. Вышеперечисленное можно подтвердить

    следующим высказыванием русского писателя А.И. Куприна: «Язык – это история

    народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и

    сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать,

    но насущной необходимостью… Русский язык в умелых руках и в опытных устах –

    красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…» [20,

    C.95]

    Овладение таким предметом, как русский язык, имеет и другие

    особенности: во-первых, язык всегда находится в распоряжении учащихся и в

    любой момент может быть использован для наблюдения; во-вторых, связь теории

    с практикой тоже является характерной чертой нашего предмета изучения, так

    как языком мы пользуемся постоянно.

    Учесть эти преимущества изучения родного языка – это значит привлечь

    внимание детей прежде всего к миру слов, повседневно употребляемых, дав им

    почувствовать, что он не менее интересен, увлекателен, сложен,

    разнообразен, чем мир растений и животных, электроники и техники.

    Воздвигнутые положения можно с успехом осуществить, организуя

    систематическую, планомерную внеурочную работу по русскому языку, начиная с

    1 класса. Необходимость проведения внеклассных занятий с младшими

    школьниками диктуется, во-первых, желанием детей узнать нечто новое о

    русском языке и, во-вторых, методическими соображениями: внеклассные

    занятия способствуют более прочному и сознательному усвоению изученного на

    уроке материала, обогащению словаря, развитию речи; внеклассные занятия

    дают возможность пробудить у школьников интерес к предмету, привить любовь

    к русскому языку; они необходимы и в плане преемственности в работе по

    русскому языку между начальными и старшими классами.

    Внеклассная работа по русскому языку, как правило, ведется в учебном

    году параллельно с классными занятиями. Однако отдельные виды внеурочной

    работы, особенно настоящие эпизодический характер, могут проводиться и в

    каникулярное время (например, олимпиада). Классная и внеклассная работа

    дополняют одна другую, и лишь в их взаимодействии возможно претворение в

    жизнь тех сложных задач, которые в настоящее время стоят перед школой.

    Обычно внеклассная работа тесно связана с уроком, но она, тем не

    менее, постоянно стремиться к некоторой автономности: к расширению и

    углублению знаний учащихся по предмету, к поискам форм, наиболее адекватно

    отражающих специфику занятий по интересам. Это кажущееся противоречие –

    тесная связь с обязательной программой и в то же время выход за ее пределы

    – составляет одну из особенностей внеклассной работы, которая призвана,

    развивая познавательные интересы ученика, учитывать эти интересы и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.