Ответы на билеты по технологии образования (педкласс) 11 класс
людей. Этим предметом опосредствуется отношение между людьми, создается
общение как производство общего, равно принадлежащего и тем, кто творит и
делает, и тем, кто потребляет, присваивает.
Таким образом, деятельность – часть, сторона общения, общение – часть,
сторона деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное
единство во всех случаях.
Билет №13
Вопрос 1.
Семейное воспитание.
Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности,
является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и
объединяет супругов, детей и родителей. Брак двух людей еще не составляет
семью: она появляется с рождением детей. В воспроизводстве человеческого
рода, в деторождении и воспитании заключены основные функции семьи.
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для
оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении
рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у
человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства,
ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое
образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях.
В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная
значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования,
складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и
родственников.
Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и
биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-
экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество
членов семьи, место проживания (место дома), отношение к ребенку. Все это
органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-
разному.
Каковы задачи семьи? В общем, они состоят в том, чтобы:
1. создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
2. стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
3. передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и
отношения к старшим;
4. научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на
самообслуживание и помощь близким;
5. воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».
Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:
1. гуманность и милосердие к растущему человеку;
2. вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных
участников;
3. открытость и доверительность отношений с детьми;
4. оптимистичность взаимоотношений в семье;
5. последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
6. оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на
вопросы.
Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного
воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма
и дневники; поморализировать, не говорить слишком много, не требовать
немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся
к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними
легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье
осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и
нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере
сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе,
производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности;
вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; наконец, воспитывают
отношение к миру, людям, профессии, жизни.
Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в
первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта,
внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда
сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью.
В ближайшие годы во многие семьи придет религиозное воспитание с его
культом человеческой жизни и смерти, с уважением к общечеловеческим
ценностям, со множеством таинств и традиционных обрядов.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности,
которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на
жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного
опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование,
эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это
зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного
воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное
влияние на детей. Еще Ж. -Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий
воспитатель оказывает на ребенка меньше влияние, чем предыдущий.
Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное
использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие,
показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор,
поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо
индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий
Вопрос 2.
Мышление.
Мышление – есть опосредствованное, обобщенное отражение действительности
человеком в ее существенных связях и отношениях.
Структура мышления:
1. Условные рефлексы – формируются в течение жизни.
2. Безусловные рефлексы – врожденные.
3. Интеллектуальная деятельность.
На чувственной ступени познания внешние воздействия непосредственно,
прямо приводят к возникновению соответствующих образов в нашем сознании.
Отражение объективной действительности на логической ступени познания
значительно сложнее. Оно носит не непосредственный, а опосредствованный
характер, т. е. совершается с помощью целой системы средств, которые обычно
отсутствуют на чувственной ступени познания.
Если предложить ученикам представить себе, как выглядят жилища различных
народов, то, вероятно, перед мысленным взором одних предстанут современные,
другие увидят чум, третьи – избу, и т.д. Возникшие в этом случае
представления есть результат чувственного отражения действительности. Такие
представления являются непосредственным воспроизведением тех реальных
предметов или изображений, которые имелись в прошлом опыте человека.
Процесс мышления:
1. Анализ – условное разделение на части, выделение признаков.
2. Синтез – средства для объединения отдельных элементов, которые
выделяются в результате анализа.
3. Сравнение – сопоставление объектов между собой, выявление сходства или
различия.
4. Абстрагирование – мысленное выделение какого-либо свойства, отличного от
всех других.
5. Обобщение – мысленное объединение предметов или явлений по какому-либо
признаку.
6. Классификация – разбиение множества каких-либо объектов на группы по
определенным признакам.
7. Систематизация – разбиение, а затем объединение по классам, видам.
Если изменить задание и предложить ученикам ответить на вопрос: «Что
такое жилище человека?», то для этого обязательно нужно представить себе,
как выглядят различные жилища, но этого недостаточно. Необходимо сравнить
между собою различные виды жилищ, а для того чтобы сравнить их, нужно
выделить признаки, присущие тем или иным из них. При этом, очевидно,
окажется, что одни признаки будут общими, другие – резко различными. Для
того чтобы сказать, что такое жилище вообще, нужно будет отвлечься от
особых признаков и объединить то общее, что присуще каждому из видов жилищ.
Только совершив подобные мыслительные операции, окажется возможным дать
общее определение тому, что такое жилище человека. Создание такого
определения является уже не чувственной, а логической ступенью познания,
является результатом мышления человека. Решение поставленной задачи
оказалось возможным только с помощью определенной системы мыслительных
операций.
Осуществление мышления посредством мыслительных операций характеризует
мышление как опосредствованное отражение действительности.
Кроме того, мышление всегда и обязательно строится на основе чувственного
отражения мира, т. е. образы чувственного познания являются материалом, с
помощью которого только и может осуществиться отражение на уровне мышления.
Отражение действительности на уровне мышления опосредствовано также и
словом. Вернемся к примеру. Представления конкретных жилищ возникают в
сознании человека в виде соответствующих образов. Общее же определение
жилища может быть дано только посредством слова.
Для того чтобы дать определение какого-либо явления, предмета или
события, обычно недостаточным бывает его одноразовое восприятие. Поэтому
оказывается важным накопить какой-то опыт, сохранить в памяти целый ряд
подобных представлений. Но и этого недостаточно. Чтобы определить какой-то
новый предмет, надо иметь опыт определения других объектов. Имеющиеся в
нашей памяти представления, словарный запас, необходимый для формулирования
определений, и составляют тот фонд знаний, посредством которых совершается
процесс мышления.
Мышление является опосредствованным отражением действительности и потому,
что оно всегда протекает с опорой на имеющиеся у человека знания.
Отражение действительности на уровне мышления носит обобщенный характер.
Такое обобщение является результатом анализа и сравнения отдельных
объектов, выделения и абстрагирования того, что в них является общим.
Выделяя общее, мы обычно опираемся не только на те объекты, которые
воспринимаем в данный момент, но используем и те представления, которые
имеются в нашем прошлом опыте. Чем шире, богаче прошлый опыт, тем более
широким и глубоким оказывается и обобщение человека.
Действительно, чтобы найти общее у разных предметов, должны быть
совершены анализ и сравнение этих объектов, должно совершиться отвлечение и
абстрагирование общего. Кроме того, отразить общее невозможно в виде
конкретных образов. Это может быть выполнено только в словесной форме. Все
это дает право говорить, что обобщенное отражение действительности
теснейшим образом взаимосвязано с опосредствованным характером отражения
действительности.
Опосредствованный и обобщенный характер мышления обеспечивает познание
человеком как явлений, так и их сущности Благодаря мышлению, человек
отражает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью
органов чувств, но и то, что скрыто от восприятия и может быть познано лишь
в результате анализа, сравнения, обобщения. Мышление позволяет
устанавливать различные связи и отношения. Особенно большое значение имеет
установление причинно-следственных связей, раскрытие которых, с одной
стороны, позволяет понять, как и почему возникают те или иные явления, а с
другой – создает возможность прогнозировать будущее.
Выявление существенных признаков оказывается возможным далеко не при
любом сравнении и анализе того или иного объекта. Если сравнение будет идти
только на основе чувственно воспринимаемых признаков, сущность раскрыта не
будет. Для ее раскрытия необходимо включить отражаемый объект в различные
системы связей и отношений. Так, в нашем примере для раскрытия сущности
того, что такое жилище человека, необходимо рассмотреть конкретные виды
жилищ в связи с определенными географическими, климатическими, социально-
экономическими условиями их создания, соотнести с конкретно-историческими
потребностями людей и т.д. Только в процессе установления всего
многообразия подобных связей оказывается возможным раскрыть сущность
явления. Именно раскрытие сущности явления путем включения его в различные
системы связей и отношений есть третья отличительная особенность мышления.
Формы результата мышления.
1. Суждение – мы утверждаем что-либо (положительное, отрицательное).
> общие
> частные
> утвердительные
2. Понятие – форма мышления, в которой отражаются общие и существенные
сведения о чем-либо.
3. Умозаключение
> Индуктивно (от частного к общему).
> Дедуктивно (от общего к частному).
4. Аналогия – сходство в каком-нибудь отношении между явлениями,
предметами, понятиями.
Мышление не может развиваться без общества и без речи. Именно поэтому
важно развивать свой словарный запас и именно поэтому глухонемых людей учат
общаться при помощи знаков и жестов.
Билет №14
Вопрос 1.
Ребенок в семье.
Наличие детей – один из главных показателей семьи.
Быть почтительнее к старшим – первое требование в семье.
С точки зрения семьи воспитание – такой процесс взаимодействия родителей
и детей, который должен доставлять удовольствие той и другой стороне.
Вопрос 2.
Психология как наука.
Понятие о предмете психологии
Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой
особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерности
возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как
конкретно-исторической личности в особенности. Психология изучает
внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития,
который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при
прогнозировании поведения и деятельности людей. (Сам термин психология
происходит от двух греческих слов: «психе» – душа и «логос» – слово,
учение.) Однако это краткое определение не дает еще полного представления о
психике человека как определенной реальности. Для более полного и
правильного понимания предмета психологии необходимо хотя бы в общих чертах
раскрыть сущность психических явлений, выступающих в форме внутренних
переживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому наблюдению и
именуемых психикой, а также формирование знаний о них в истории развития
человеческого общества.
Материалистическое и идеалистическое понимание психики Еще в глубокой
древности человек обратил внимание на то, что существуют явления
вещественные (окружающая природа, люди, различные предметы) и
невещественные (образы различных людей и предметов, воспоминания о них,
переживания), таинственные, подчас трудно объяснимые. Не имея возможности
правильно понять эти загадочные явления, раскрыть их природу и причины
возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно,
независимо от окружающего реального мира. Так возникло представление о теле
и душе, о материи и психике как самостоятельных началах. Позднее возникли и
оформились в принципиально противоположные, взаимоисключающие друг друга
философские направления: материализм и идеализм.
Начавшаяся более двух тысяч лет тому назад борьба между материализмом и
идеализмом продолжается и в наши дни.
При этом следует иметь в виду, что если появление идеализма можно
объяснить низким уровнем знаний людей на ранних ступенях развития
человеческого общества, то сохранение идеализма до настоящего времени
порождается стремлением эксплуататорских классов использовать идеализм для
обоснования и упрочения своего привилегированного положения. На протяжении
всей истории человечества идеализм был и остается философией всего
реакционного, отживающего.
Сущность идеалистического понимания психических явлений заключается в
том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее
самостоятельно, независимо от материи. Психика, – говорят идеалисты, – это
проявление бесплотной, нематериальной основы – «абсолютного духа», «идеи».
В зависимости от исторических условий идеализм меняет свои формы, но
сущность его остается той же.
В противоположность идеализму материалистическое понимание психики
выражается в том, что психика рассматривается как явление вторичное,
производное от материи, а материя – как первичное, как субстрат (основа),
носитель психики.
Первичность материи и вторичность психики убедительно можно доказать тем,
что психика возникает только на определенном этапе развития материи. До
появления на Земле живых существ, обладающих психикой, существовала неживая
природа, возраст которой исчисляется миллиардами лет. Первые живые существа
появились только несколько миллионов лет назад. «Естествознание, – писал В.
И. Ленин, – положительно утверждает, что земля существовала в таком
состоянии, когда ни человека, ни вообще какого бы то ни было живого
существа на ней не было и быть не могло. Органическая материя есть явление
позднейшее, плод продолжительного развития… Материя есть первичное, мысль
сознание, ощущение – продукт очень высокого развития.
Психика, согласно материалистическому учению, понимается как свойство
особым образом. организованной материй – мозга. То, что психика
действительно является продуктом деятельности мозга, особым свойством его,
доказывается многочисленными экспериментами над животными и клиническими
наблюдениями над людьми. Так, при определенных поражениях мозга всегда
неизбежно наступают изменения психики, и притом, вполне определенные: при
поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария мозга нарушается
ориентировка человека в пространстве, а при поражении височных отделов –
восприятие (понимание) речи, музыкальных мелодий. Эти и многие другие
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|