Ответы на билеты по технологии образования (педкласс) 11 класс
| | | | |общественно-оц|
| | | | |ениваемой |
| | | | |деятельности |
|Младший |Учение |На познание |Интеллектуальн|Произвольность|
|школьный – | |начал наук |о-познавательн|. Внутренний |
|возраст (7 – | | |ая |план действия.|
|11 лет) | | | |Самоконтроль. |
| | | | |Рефлексия. |
|Подростковый |Деятельности |На познание |Личностная |Стремление к |
|возраст (11 – |общения в |системы |(потребностно-|«взрослости», |
|15 лет) |процессе |отношений в |мотивационная)|самооценка, |
| |обучения, |разных | |подчинение |
| |организованной |ситуациях | |нормам |
| |трудовой | | |коллективной |
| |деятельности | | |жизни |
|Старший |Учебно-професси|На познание |Познавательная|Мировоззрение,|
|школьный |ональная |профессий | |профессиональн|
|возраст (15 – | | | |ые |
|17 лет) | | | |интересы |
Билет №3
Вопрос 1.
Великие педагоги прошлого. Рассказать подробно об одном из них.
Иоган Генрих Песталоцци – гармоническое развитие личности.
Жан Жак Руссо – природосообразное воспитание. Человек и природа
неразделимы.
Януш Корчак.
Я. А. Коменский – создатель гуманистической педагогической системы.
Ян Амос Коменский (1592-1670) – выдающийся чешский мыслитель-гуманист и
педагог. Он родился в семье члена протестантской общины «чешских братьев» –
наследников антифеодального гуситского движения. Первоначальное образование
получил в братской школе, в 1608-1610 учился в латинской школе, затем в
Херборнской академии и Гейдельбергском университете. По окончании учебы
Коменский возвращается на родину, где становится выборным священником
общины и возглавляет братскую школу.
Педагогическая и проповедническая деятельность Коменского была прервана
Тридцатилетней войной (1618-1648). Будучи одним из. руководителей чешской
реформаторской церкви, он вынужден скрываться. Во время скитаний погибают
его жена и дети, в Праге сжигают принадлежащие ему рукописи. В конечном
итоге Коменский вынужден навсегда покинуть Чехию. С этого момента он
занимается только педагогической деятельностью. В польском городе Лешно,
где обосновалась часть общины «чешских братьев», Коменский руководил
братской школой, работал над «Великой дидактикой» .
В 40- годах Коменский по предложению шведского правительства занимается
подготовкой реформы школы в Швеции С 1650 по 1654 г. он работает В.
Венгрии, где пытается реализовать свои идеи устройства школы.
В. 1654 г. Коменский возвращается в Лешно, но в ходе польско-шведской
войны этот город был разрушен. Во второй раз погибли все его рукописи и
библиотека. С 1656 г. и до конца жизни Коменский жил в Амстердаме, где по
решению сената издавалось собрание его трудов о воспитании и образовании.
Там же он много работал над завершением главного труда своей жизни –
«Всеобщего совета об исправлении дел человеческих», который являлся итогом
его философско-педагогических и общественных планов по исправлению
общества.
Один из путей исправления мира Коменский видел в совершенствовании
системы воспитания и образования. Обновленный образовательно-воспитательный
процесс должен строиться «природосообразно» – в соответствии с объективными
законами природы. «Искусство воспитания совершенствует природу, а не
извращает ее Искусство против природы бессильно… может сделать только то,
что допускает природа. Искусство, не следующее природе, больше вредит, чем
помогает».
Коменский считал, что человек есть часть природы и подчиняется ее
главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных,
так и в отношении человека. Он указывал, что «точный порядок школы надо
заимствовать от природы», что необходимо исходить из наблюдений «над тем»
процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях». Принцип
природосообразности полагает при этом изучение законов духовной жизни
человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.
Воспитательные усилия Коменского были направлены на просвещение всего
человечества. «Всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом
впитав в себя знания, могли с пользой пройти настоящую жизнь… Если мы
позволим развивать ум только некоторым, исключив остальных, то будем
несправедливы по отношению. к тем, кто обладает той же природой».
Теорию всеобщего универсального образования он изложил в «Великой
дидактике» (1638).
Вопрос 2.
Психологические особенности развития младшего школьника.
7-11 лет.
В этом возрасте активно идет развитие психических черт и свойств
личности. Идет формирование основных духовно-нравственных качеств людей
(детей). Значительно сохраняется активная роль семьи и школы в формировании
познавательных процессов и интересов, но возрастает влияние на это
неоформленных воздействий. Но роль семьи и школы доминирует. У детей со
сформированными … положительными качествами возрастает способность
противостоять отрицательным влияниям среды.
Главные психолого-педагогические направления в развитии:
1. Изменения социального статуса ребенка.
2. Соединение свободы выбора с режимом.
3. Перестройка деятельности (теперь не игровая, а учебная деятельность,
но игра имеет свое существенное значение).
4. Изменяются мотивы, дающие толчок к развитию познавательных сил; идет
адаптация к школьному коллективу; обучению нормам и правилам школьной
жизни.
В этом возрасте у детей существуют определенные трудности. Одна из них
состоит в сложности освоения нового режима жизнедеятельности, другая –
сложность в усвоении отношений с учителями и товарищами.
Главной психической особенностью является ярко выраженная мотивация,
направленная на учебную деятельно и на оценку этой деятельности со стороны
учителя и родителей.
Доминанты развития детей в этом возрасте:
1. Развитие речи, внимания, памяти, эмоций. Со стороны педагога требуется
помощь в понимании и закреплении ответственности в отношениях.
2. Ведущей педагогической идеей является формирование у детей убеждений,
направленных на общечеловеческие ценности (труд, семья, родители,
послушание, уважение старших, чувство гражданственности, чувство понимания
отечества, Родины). Нужно создавать и ситуацию успеха в учебно-
воспитательной деятельности школьников.
Билет №4
Вопрос 1.
Выдающиеся педагоги 20 века. Рассказать подробно об одном из них.
Ушинский – воспитание зависит от исторического значения народа.
Сухомлинский.
Л.Н. Толстой.
Антон Семенович Макаренко родился 1/13/марта 1888 года в г. Белополье на
Украине в семье рабочего. После окончания Кременчугского городского училища
и педагогических курсов при нем (1905) учительствовал в поселке Крюков и на
станции Долинская (1911-1914). Преподавал русский язык, черчение и
рисование, после уроков увлекал детей играми, походами, устройством
костюмированных вечеров, спектаклей, создал духовой оркестр, организовал
бытовой и сельскохозяйственный труд учащихся по бригадам.
Окончив Полтавский учительский институт {1914-1917) с золотой медалью,
заведовал железнодорожным училищем в Крюкове и городским училищем в
Полтаве. С 1920 г. по 1928 г. руководил трудовой колонией для
несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1926 г. переведенной в
Куряж под Харьков. Она носила имя М. Горького. Макаренко отразил ее
деятельность в «Педагогической поэме». 6 повестях «Флаги на башнях» и «Март
30 года» изложен опыт работы трудовой коммуны им. Ф. Э. Дзержинского, где
Антон Семенович работал с 1927 по 1935. годы. С 1935 по 1937 годы Макаренко
служил в управлении трудовых колоний НКВД УССР. Осенью 1936 года возглавил
колонию для несовершеннолетних № 5 в Броварах под Киевом. В 1937 году
переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической
деятельности. Он скоропостижно скончался 1 апреля 1939 года от паралича
сердца – сгорел «в огне действенной любви к детям», как писал о нем
Горький. Похоронен А. С. Макаренко в Москве на Новодевичьем кладбище.
Памятник на могиле изображает детей, скорбящих о любимом учителе, который
был для них другом и духовным отцом,
А. С. Макаренко прошел сложный путь, наполненный стремлением создать
нового совершенного человека и полемикой с противниками его теории, верой в
светлое будущее и разочарованиями.
Ядро учения Макаренко – теория воспитательного коллектива, в котором
формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Он
разрабатывал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания
в нем, взаимоотношений с личностью ребенка и связи с другими коллективами,
методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования
сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, которые он
рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей.
Макаренко определил стадии развития коллектива: его создание, становление
и сплочение в единую организацию с системой самоуправления и сложившимися
традициями. Коллектив в своем развитии не может оставаться на месте – он
либо совершенствуется, либо деградирует. Эту закономерность он назвал
«законом движения коллектива». Для. того, чтобы не произошло остановки и
отката назад, перед коллективом необходимо ставить ряд взаимосвязанных
между собой и удаляющихся по времени в будущее реально достижимых целей
(перспектив). Такие цепочки перспектив (близкая – средняя – далекая) Антон
Семенович назвал перспективными линиями.
Коллектив нужен был Макаренко как средство воспитания личности. Он
состоит из детей с различными качествами и, если его члены взаимно
обогащают друг друга своими знаниями, умениями и другими индивидуальными
чертами, то он становится благоприятной средой для развития личности, для
формирования гражданина демократического общества.
Вопрос 2.
Психологические особенности развития подростков.
Это возраст с 11-12 лет до 14-15 лет. Отроческий возраст. Это период
бурного физического и психического развития человека. Перед подростком
ставить какие-либо цели бессмысленно. Период бурного развития: 2 причины:
(переход от детства с ориентацией на взрослого к юности, которая считается
психически достаточным возрастом) (характеристики двух возрастов: с одной
стороны взрослость, а с другой детское поведение).
1. Физиологический – это период … – половое созревание…
2. Пробуждение впервые к взрослости, потребность быть взрослым, не быть
как взрослым (она пережита в школьном возрасте).
Что значит для подростка быть взрослым? Быть взрослым значит иметь равные
со взрослыми права (хочет иметь равные права). И хочет чтобы взрослые
видели эту взрослость, признавали ее, уважали, т.е. давали права. Есть еще
один пар… – центром психической жизни становятся сверстники.
Ведущим видом деятельности в подростковом возврате является общественно-
полезная деятельность. Для подростка ОПД – это деятельность на пользу «моих
или его значимых других». Есть еще одна психическая характеристика:
подростковый возраст – это возраст активного поиска референтной (референт –
советчик) группы.
От чего зависит выбор референтной группы:
1. Успешная деятельность.
2. Чтобы был признан в этой деятельности.
Во многих конфликтах виноваты родители.
Немаловажную роль играет половое созревание:
1. Вследствие выделения большого числа гормонов, происходит чрезмерная
утомляемость.
2. Фигура оформляется по женскому или мужскому типу, и тело функционирует
по женскому или мужскому типу.
Педагогическая проблема: отставание нравственного и социального
созревания.
Есть еще два психических новообразования:
1. В учебной деятельности должно стать логическое, абстрактное мышление.
Вся психическая деятельность начинает …
2. Именно в этом возрасте начинают формироваться взгляды, мнения и
впервые появляются осознанные идеалы. Появление идеалов – это психический
показатель. Идеалы выбираются по чисто внешним показателям.
Подростковый возраст – возраст смешанный.
Билет №5
Вопрос 1.
Внешний вид учителя.
Огромна общественная значимость учительского труда, поскольку в руках
учителя судьба поколений. Велико социальное значение учительской
деятельности, связанной с формированием общественного сознания, культурного
наследия, настроений и потребностей людей. Поэтому очень высокими должны
быть требования к личности учителя. Ум, знания, поступки – все постоянно
подвергается критическому анализу учеников, родителей, окружающих людей.
Очень важен внешний вид учителя: аккуратность, строгость,
интеллектуальность, индивидуальность, естественность (макияж, парфюмерия –
не чрезмерны).
Чаще всего окружающие обращают внимание на мимику, манеру поведения и
общения, жесты, речь, прическу, одежду, стиль (консервативный или
демократический, современный), руки (аккуратны ли).
Внешний вид учителя играет значительную роль у младших школьников, т.к.
они в большинстве случаев подражают своим учителям, и пытаются быть
максимально похожими на них.
Вопрос 2.
Темперамент, диагностика темперамента.
Темперамент – это индивидуальное свойство психики, которое определяет
динамику психической деятельности человека, проявляющуюся во всех видах
деятельности и являющейся устойчивым, постоянным на протяжении всей жизни
человека.
Особенности:
1. Темперамент – это несодержательная характеристика человека – это
динамика.
Динамика – это сила, скорость, подвижность всех наших проявлений.
Темперамент – это тонус психической деятельности человека.
2. Темперамент постоянно проявляется во всех видах деятельности.
3. Темперамент изменению не подвержен, он устойчив.
Больше всего люди отличаются друг от друга в темпераменте.
Эти различия были подмечены очень давно. Были теории:
1. Теория Гиппократа. Он считает, что в основе темперамента лежит
пропорция жидкостей в теле человека: кровь, слизь, желчь.
2. Теория связанная с конституцией.
3. Правильная теория: изучение типа ВНД человека (учение Павлова).
В основе темперамента лежит 3 … …: 1. Сила, 2. Уравновешенность, 3.
Подвижность.
Темперамент зависит от того, как они сочетаются.
Сила – это показатель ее работоспособности (запас питательных веществ в
нервных клетках). Сильная нервная система реагирует на все адекватно,
«соответственно». Слабая нервная система реагирует не адекватно..
По каким показателям можно судить: сильная или слабая нервная система:
Сильная: 1) Работоспособность, 2)Выносливость к неблагоприятным условиям
среды.
Уравновешенность – это показатель баланса (соотношения) процессов
торможения и возбуждения в коре больших полушарий.
Уравновешенность нервной системы.
Характерно адекватная реакция у человека с неуравновешенной нервной
системой преобладает над торможением или наоборот. Уравновешенность
проявляется в самообладании умения владеть собой. Подвижность нервной
системы – показатель того, как быстро на силу первого процесса приходит
другой.
Эти свойства лежат в основе типов ВНД:
Сильная Слабая (меланхолик)
Неуравновешенная (холерик) Уравновешенная
Подвижный (сангвиник) неподвижный (флегматик)
1. Сильный, уравновешенный, подвижный, быстрый тип – сангвиник
2. Сильный неуравновешенный – холерик
3. Сильный, уравновешенный, неподвижный – тип спокойный (флегматический
темперамент).
4. Слабая нервная система – слабый тип ВНД (высшая нервная деятельность)
(меланхолик).
Билет №6
Вопрос 1.
Мастерство общения в профессии педагога.
В профессии учителя общение – профессиональный долг.
Две стороны:
1. Общие принципы, заложенные самим характером и унаследованные ценностями
прошлого.
2. Индивидуальные принципы. Совокупность приемов и средств, которые
учитель, в условиях различных обстоятельств реализует в своей
деятельности на основе имеющихся у него личных знаний, опыта,
способностей, умений.
Умения:
1. Умение достижения целей обучения и воспитания.
2. Способность выстраивать взаимоотношения с различными по полу, возрастным
признакам, психическими наклонностями воспитанниками.
3. Умение управлять развитием личности.
4. Умение рассказывать о сложном просто (Адаптировать учебный материал).
5. Для полноценного общения учителю необходимо соотносить содержание,
способ, ритм, характер общения, с различными психофизическими и
социальными особенностями всех, вступающих в контакт с учителем.
6. Строить свое общение исходя из особенностей и чутко реагируя на малейшие
изменения всех партнеров по общению.
Факторы, влияющие на общение:
1. Внешний вид учителя.
a) Одежда.
b) Манера общения.
c) Мимика.
d) Темперамент.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|