МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Ответы на билеты по технологии образования (педкласс) 11 класс

    указывают положительные действия, если подобраны правильно).

    Метод примера – воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников

    впечатляющим образом, помощь в воспитании и достижении педагогических

    целей.

    3. Методы оценки и самооценки (контроля): относятся различные виды

    поощрений и наказаний, замечаний, ситуаций контроля и самоконтроля,

    доверия, критики и самокритики.

    Метод поощрения – это положительная оценка лучших качеств, которые

    проявились в учебе и поведении воспитанников.

    Метод наказания – это выявление ошибок в поведении и оценке

    антиобщественных поступков.

    Средства воспитания можно определить, как предмет среды или жизненную

    ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс. Любой предмет

    материальной и духовной культуры выполняет функцию средств воспитания если:

    1. Если с ним связана информация, необходимая для развития внутреннего

    мира личности.

    2. Если она выделена в образной или наглядной (устной или письменной)

    форме.

    3. Если объект информации включен в соответствующую деятельность

    воспитателя и воспитанников.

    Чем богаче набор средств воспитания, тем лучше результат.

    Зависимость уровня воспитания от системы средств воспитания один из

    фундаментальных законов педагогики. Система средств воспитания

    разрабатывается воспитателями соответственно цели воспитания.

    Методы и средства воспитания неразрывно связаны с формами и соответствуют

    одно другому и часто объединены названии (экскурсия (форма) в музей

    (средство)).

    Средства материальной культуры: игрушки, одежда, посуда – развивают

    практический интеллект и служат для воспитания убеждений, навыков, привычек

    культурного поведения.

    Средства духовной культуры: речь, книги, газеты, живопись. Являются

    основными в воспитании сознания (нравственного, эстетического, бытового), а

    также в развитии теоретического мышления и других высших психических

    функций.

    Вопрос 2.

    Деятельность. Основные виды деятельности ребенка.

    Понятие о деятельности

    Движения, действия, деятельность. Человек по своей природе активен. Он

    является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда

    занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно

    раскрытие богатства духовной жизни человека: глубины ума и чувств, силы

    воображение: и воли, способностей и черт характера.

    Деятельность – категория социальная. Животным доступна, лишь

    жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое: приспособление

    организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно

    сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и

    осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой

    цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.

    Принцип единства сознания и деятельности обобщает ряд теоретических

    положений. Содержанием сознания становятся прежде всего те объекты или

    стороны познаваемой деятельности, которые включены в деятельность. Таким

    образом, содержание и структура сознания оказываются связанными с

    деятельностью. Активность, как важнейшая характеристика психического

    отражения личности, закладывается и реализуется в предметной деятельности и

    затем становится психическим качеством человека.

    Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли

    это мускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой

    операции станочником или движение речевого аппарата при произнесении слов.

    Движение есть физиологическая функция живого организма. Двигательная, или

    моторная, функция у человека появляется очень рано.

    По физиологической основе все движения человека могут быть разделены на

    две группы: врожденные (безусловно-рефлекторные) и приобретенные (условно-

    рефлекторные). Подавляющее количество движений, включая даже такой

    элементарный, общий с животными акт, как передвижение в пространстве,

    человек приобретает в жизненном опыте, т. е. большинство его движений

    являются условно-рефлекторными. Лишь очень незначительное количество

    движений (крик, моргание) являются врожденными. Двигательное развитие

    ребенка связано с преобразованием безусловно-рефлекторной регуляции

    движений в систему условно-рефлекторных связей.

    Огромны прижизненные возможности развития движений человека. Они включены

    в различные виды труда обслуживают межличностные отношения. Упрочившиеся

    системы движений начинают выражать некоторые индивидуальные особенности

    личности. Движения ходьбы образуют походку, которая отличает одного

    человека от другого. На изменение походки, скорости движения оказывают

    влияние переживания. Огромное число движений (мимика, жесты) передают

    чувства, мысли, отношения. Жесты и мимика выполняют роль языка знаков.

    Звуки речи также относятся к движениям, обеспечивающим через звук речи

    информацию о психических состояниях человека.

    Двигательные способности у людей различны. Они тесно связаны с

    двигательными задатками. У балерин, спортсменов, певцов, актеров

    двигательные способности доводятся до такой степени совершенства, что они

    становятся объектом эстетического восприятия.

    Система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или

    изменения, называется действием. В отличие от движений, которые связаны с

    моторной функцией организма, действия изначально носят социальный характер:

    они зависят от предметов, созданных предшествующими поколениями, с которыми

    сталкивается человек.

    Самыми простыми действиями являются предметные. Ребенок учится есть

    ложкой, мыть руки мылом, вытирать их полотенцем. В самих предметах,

    созданных руками человека, заложен способ действия с ними.

    Ребенок постепенно овладевает предметным миром, и соответственно с этим

    происходит развитие его действий. Из случайных соприкосновений с предметами

    постепенно развиваются целенаправленные действия. Появление действий

    связано с выделением предметов из окружающей среды и их использованием в

    соответствии с потребностями ребенка. На первом году жизни выделение

    предметов и операции с ними основываются только в чувственном образе. С

    развитием речи слово начинает направлять и регулировать действие, хотя

    образ и остается по-прежнему важнейшим его компонентом.

    Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих

    людей. Тогда они становятся актом поведения: поступком, если они

    соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком,

    если противоречат им.

    В психологии различают физические (внешние, моторные) действия с

    предметами и умственные (внутренние, психические) действия с психическими

    реальностями.

    По степени осознанности целей («зачем я это делаю») и последствий («к

    чему это может привести») действия делятся на импульсивные и волевые.

    Импульсивные действия характеризуются малой степенью осознанности целей и

    возможных последствий. Возникший в сознании образ или слово, команда сразу

    же вызывает действие. Импульсивные действия часто встречаются у младших

    школьников и подростков – это обычные случаи незлостного, случайного

    нарушения дисциплины.

    Волевые действия предполагают продуманность целей и возможных

    последствий.

    Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих

    определенную общественную функцию, составляет деятельность.

    Виды деятельности

    Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на

    протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд.

    Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по

    организации, по особенностям мотивации.

    Основным видом деятельности человека является труд. Конечный результат

    труда – создание общественно значимого продукта. Игра не создает

    общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как

    субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение.

    Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает

    ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения

    профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.

    В психическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство

    овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического

    развития происходит освоение объективного мира взрослых.

    Учение и труд протекают в обязательных для человека организационных

    формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в

    соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты

    труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в

    соответствии с расписанием, и на протяжении всего урока учащийся занимается

    именно этим предметом.

    Различные формы организации видов деятельности связаны и с различной их

    мотивацией. Мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает

    от самого процесса игры.

    Основным мотивом учения и труда является чувство долга, чувство

    ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом

    деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у

    человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Не

    менее важно создавать привычку трудиться.

    Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют,

    взаимопроникают.

    Игровые моменты успешно вносятся и в организацию урока. Урок с элементами

    игровых ситуаций увлекает школьников.

    Хотя виды деятельности не существуют изолированно, в разные периоды жизни

    человека они имеют неодинаковое значение. Для одного периода жизни ведущей

    деятельностью является игра, для другого – учение, а для третьего – труд.

    Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются

    ведущими в тот или иной период развития личности. До поступления ребенка в

    школу ведущий вид деятельности – игра. Ведущий вид деятельности школьника –

    учение, взрослого – труд.

    Билет №12

    Вопрос 1.

    Зарубежные концепции воспитания.

    В Европе, Америке, Японии имеется значительное разнообразие теорий и

    подходов к воспитанию. Первую группу составляют концепции, в которых

    воспитание рассматривается как более или менее жесткое руководство

    учащимися, формирование заданных обществом свойств личности. Это можно

    назвать авторитарной, технократической педагогикой. Воспитательным

    концепциям второй группы можно дать обобщенное название – гуманистическая

    школа. В общем, воспитательные системы Запада базируют свои теории на

    философии прагматизма, позитивизма, экзистенциализма. Психоанализ и

    бихевиоризм являются психологической основой большинства воспитательных

    концепций Запада.

    Разработчики технократической авторитарной педагогики исходят из того,

    что задачей воспитательной системы школы и общества является формирование

    «функционального» человека – исполнителя, адаптированного к жизни в данной

    общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих

    социальных ролей. Так, в США эти роли были: гражданин, работник, семьянин,

    потребитель. Воспитание следует строить на рациональной научной основе,

    программируя поведение людей и управляя его формированием (Скиннер –

    создатель технократической педагогики). Советская педагогика пыталась

    строить воспитание именно как управляемый и контролируемый процесс,

    стремясь определить точные цели, задачи, содержание, методы и формы работы.

    Представители технократического подхода на Западе также исходят из того,

    что процесс формирования и воспитания личности должен быть строго

    направленным и приводить к проектируемым результатам. Однако в этом подходе

    таится угроза манипулирования личностью, опасность получить в итоге

    человека-функционера, бездумного исполнителя. Воспитание понимается как

    модификация поведения, как выработка «правильных» поведенческих навыков. В

    основе технократической педагогики лежит принцип модификации поведения

    учащихся в нужном направлении.

    Формирование навыков поведения необходимо, но нельзя пренебрегать

    собственной волей личности, ее сознанием, свободой выбора, целями и

    ценностями, что и детерминирует собственно человеческое поведение

    Модификационная методика предполагает выработку желаемого поведения в

    различных социальных ситуациях с помощью «подкрепителей»: одобрения или

    порицания в разных формах. В модификационной методике нет ничего плохого,

    если имеется в виду воздействие на сознание, поведение, эмоции человека с

    целью его развития. Но если модификация поведения приводит к манипуляции

    личностью, пренебрегает ее интересами, служит внешней адаптации, не

    апеллируй к собственной воле и свободе, то это носит антигуманный характер.

    Крайним выражением технократического подхода является теория и практика

    психотропного воздействия на учащихся и взрослых. Воспитание с помощью

    фармакологических препаратов противоречит всем нравственным и юридическим

    нормам.

    Вопрос 2.

    Общение.

    Многоплановый характер общения. Взаимодействие человека с окружающим его

    миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются

    между людьми в их общественной жизни, и прежде всего в производственной

    деятельности. Раскрывая сущность производственных отношений как основы

    общества.

    Объективные отношения и связи (отношения зависимости. подчинения,

    сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в

    любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между

    членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые

    изучает социальная психология.

    Основной путь исследования межличностного взаимодействия и

    взаимоотношения внутри группы – это углубленное изучение различных

    социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной

    группы.

    Итак, всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая

    человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную

    деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее

    включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так,

    например, для того чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен

    вступить с ними в общение.

    Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми,

    порождаемый потребностями совместной деятельности.

    Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной

    деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной

    стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших

    средств общения.

    Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе

    речи не только словами, но и действиями, поступками.

    Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг

    друга. Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три

    стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную

    (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).

    Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение выступает как способ

    организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее

    людей. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей

    общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может

    быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно

    включить учащихся в совместную с ним деятельность, наладить взаимодействие

    и взаимопонимание, отвечающее целям и задачам воспитания, т. е.

    осуществлять полноценное педагогическое общение.

    Педагогическое общение – это система приемов взаимодействия педагога и

    обучающегося. В качестве содержания общения выступает прежде всего обмен

    информацией, организация преподавателем взаимопонимания и взаимоотношений с

    учеником с помощью различных коммуникативных средств.

    Под педагогическим общением понимается система, приемы и навыки

    взаимодействия педагога и ученического коллектива, содержанием которого

    являются обмен информацией, оказание учебно-воспитательного воздействия и

    организация взаимопонимания. Педагог выступает как инициатор этого

    процесса, организует его и управляет им.

    Педагогическое общение выступает, с одной стороны, как эмоциональный фон

    учебно-воспитательного процесса, а с другой – как его непосредственная

    содержательная характеристика.

    Единство общения и деятельности Связь общения с совместной деятельностью

    очевидна. Но возникает вопрос: является ли общение частью, стороной,

    аспектом совместной деятельности или общение и деятельность – это два

    самостоятельных, равноправных процесса?

    В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с

    другими людьми, общаться с ними, т. е. устанавливать контакт, добиваться

    взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д.

    Здесь общение выступает как сторона, часть деятельности, как важнейший ее

    информативный аспект, как коммуникация (общение первого рода).

    Произведенный предмет (построенное здание, точная поэтическая строка,

    посаженное дерево, мастерски выточенная деталь, написанная книга,

    сочиненная или исполненная песня) – это, с одной стороны, предмет

    деятельности, а с другой – средство, с помощью которого человек утверждает

    себя в общественной жизни, потому что этот предмет произведен для других

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.