Особенности работы учителя с родителями в 1-2 классах
мероприятия для родителей проводите? Так как были получены
разнообразные ответы, я постаралась их сгруппировать.
Излюбленной формой мероприятий для родителей в Литве
оказались совместные праздники, 20 из 22 опрошенных указали
именно данный вид. В анкетах многие учителя перечисляют
проводимые ими праздники для детей и для их родителей:
рождественские, новогодние, пасхальные праздники, «День Матери»,
«Праздник Азбуки» и другие. Следующая наиболее распространенная
форма работы с родителями – это родительские собрания (17
ответов), также многие учителя упоминают индивидуальные
консультации с родителями (11 ответов), следующими можно
назвать лекции (6 ответов) и дискуссии (3 ответа). Лишь двое
из опрошенных учителей проводят открытые уроки для родителей,
и лишь один упомянул об анкетировании. Кроме перечисленных в
таблице форм работы с родителями упоминаются: деловые доклады,
собрания актива класса, совместные экскурсии в музей и театры.
И лишь одна учительница ответила, что формы работы предлагают
сами родители во время первого собрания.
Опрошенные учителя в Белоруссии также как и в Литве
основными формами работы считают: родительские собрания (17
ответов), совместные праздники (13 ответов), коллективные и
индивидуальные консультации (8 ответов). Однако чаще чем в
Литве там указано проведение дней открытых дверей для
родителей (7 ответов), проведение дискуссии (5) и анкетирования
(5), а вот лекции для родителей упоминаются реже (всего 3
ответа). Особенность анкет из Лиды стали ответы о том, что
учителя проводят «круглые столы» обсуждения проблем (3),
встречи родителей с психологами и врачами (1), психологические
тренинги (3), родительский всеобуч (1). Кроме этого упоминаются
совместные экскурсии, концерты и спектакли учеников и
родителей.
Подводя итог по данному вопросу, можно сказать, что формы
работы учителя с родителями в 1 – 2 классах очень
разнообразны. Общая картина хорошо просматривается на диаграмме.
Диаграмма 2. 2. Проводимые для родителей мероприятия.
26%
26%
15%
7%
7%
6%
5%
8%
Следующий анализируемый вопрос, на который отвечали
опрашиваемые учителя: какую литературу используете для работы с
родителями? Здесь получили множество разнообразных ответов,
причем следует учесть, что опрос проводился в разных странах,
поэтому литература практически не может быть одинаковой. При
анализе указанной учителями литературы, попытались выделить
некоторых авторов или названия журналов, которые повторяются
хотя бы в нескольких анкетах, об остальных будет упомянуто
отдельно. К сожалению не все из опрашиваемых точно указали
литературу (то есть автора и название книги), многие
ограничились общими фразами, что применяют различную
методическую, педагогическую и психологическую литературу. Общая
картина видна в таблице № 3.
| | |Количество | |
|Формулировка | |ответивших | |
|вопроса |Варианты |по городам |Всего|
| |ответов | | |
| | | Клайпеда |Лида | |
| | |Шяуляй | | |
| | | | | |
|7. Какую |Педагого-психологическая | | | |
|литературу |литература: | | | |
|используете для |Dapkien? S |5 | |5 |
|работы с |?ernius V. J. |3 | |3 |
|родителями. |Gu?as A. |2 | |2 |
| |. Амонашвили |2 |3 |5 |
| |Сухомлинский | |6 |6 |
| |Другие авторы |8 |8 |16 |
| |Периодическая печать: | | | |
| |“?virbli? takas” |7 | |7 |
| |“Tavo vaikas” |2 | |2 |
| |“Psichologija Tau” |3 | |3 |
| |«Начальная школа» |1 |9 |10 |
| |Другие журналы и |2 |7 |9 |
| |газеты | | | |
| |Конкретный источник |7 |3 |10 |
| |неуказан | | | |
Таблица № 3 Используемая учителями литература.
Опрашиваемые в Литве учителя указали следующую литературу:
Dapkien? S. Klas?s aukl?tojas ir aukl?tinio ?eima.
(5)
?ernius V. J. Mokytojo pagalbininkas. (3)
Gu?as A. Vaiko ir paauglio psichologija. (2)
Giedraitien? T. Pedagogin?s situacijos mokykloje.
Arends Richard J. Mokom?s mokyti.
Mielke U. Geriau suprasti sunkius vaikus.
Mi?kinis K. ?eimos pedagogika.
Mieliauskien? M. Vaikeli, b?k geras.
Gage N., Berliner Pedagogin? psichologija.
Gailien? D., Bulotaite L., Sturlien? N. A? myliu kiekviena
vaika. и другие авторы.
Lietuvos bendro lavinimo mokyklos programas.
Bendro lavinimo standartai.
Кроме этого учителя указали журналы:
“?virbli? takas” (7)
“Psichologija Tau” (3)
“Tavo vaikas” (2)
Опрашиваемые учителя из города Лида также указали различную
литературу:
Сухомлинский В. «Сердце отдаю детям»
Сухомлинский В. «Мудрость родительской любви»
Сухомлинский В. «Как воспитать настоящего человека»
Корчак «Как любить детей»
Степаненков «План работы с классным коллективом»
Чечет В. «Умеем ли мы обращаться с детьми»
Грымощь, Варонецкая «Народная педагогика белорусов»
Урбанская О. Н. «Работа с родителями младших школьников»
Сенько В. Г. «Учителя и родители»
Коляда М. «Шпаргалка для родителей»
Солодухин В. З. «Книга для родителей»
Будлицкая И. И. «Библиотека для родителей»
Дерекливая Н. И. «Направление работы классного руководителя
с семьей и учащимися»
«Семейная энциклопедия» и другие.
Кроме книг упоминаются журнал «Начальная школа» (9) и
другие белорусские журналы и газеты.
Следует отметить, что и литовские и белорусский учителя
упоминают фамилию известного педагога и психолога Амонашвили.(5)
Следующий вопрос заданный учителям: какое участие принимают
родители в школьных мероприятиях для детей? Этим вопросом
хотелось выяснить активность родителей в школьной жизни. Кроме
того такой же вопрос задавался и родителям, позже сможем
сравнить ответы учителей и родителей. Основные данные
анкетирования по этому вопросу сведены в таблицу № 4.
| | |Количество | |
|Формулировка | |ответивших | |
|вопроса |Варианты |по городам |Всего |
| |ответов | | |
| | | Клайпеда |Лида | |
| | |Шяуляй | | |
| | | | | |
| |Помогают в организации |8 |13 |21 |
| |Участвуют сами |2 |4 |6 |
|8. Какое участие |Помогают материально |8 |3 |11 |
| |Лишь наблюдатели |4 |2 |4 |
|принимают родители | | | | |
|в школьных меро- | | | | |
|приятиях для | | | | |
|детей. | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| |Активное участие |12 |16 |26 |
| |По возможности |6 |6 |12 |
| |Пассивное участие |4 |2 |4 |
| | | | |7 |
Таблица № 4 Участие родителей.
Ответы на данный вопрос были различны, поэтому
проанализируем их по двум аспектам:
> Какое именно участие принимают родители.
> Какова активность родителей.
Ответы, опрошенных в Литве учителей, разделились так, что
в одинаковом количестве ответов (8) было указано, что родители
помогают при организации мероприятий для детей: составляют
сценарии, изготовляют костюмы и маски, украшают класс. Столько
же (8) учителей ответило, что родители помогают материально.
Двое из опрошенных написали о том, что родители сами
участвуют в мероприятиях и четверо – о том, что родители лишь
являются пассивными наблюдателями или вообще не участвуют в
мероприятиях проводимых для детей.
Большинство учителей из города Лида ответили, что родители
помогают им в организации мероприятии для детей (13 ответов),
некоторые родители сами организуют экскурсии на предприятия или
в другие учреждения. Однако можно отметить, что по сравнению
с Литвой здесь меньшее количество родителей помогают
материально (лишь 3 ответа против 8 в Литве), можно
предположить, что сказывается низкий экономический уровень
страны. Зато можно порадоваться, что в Белоруссии большее
количество родителей принимают участие в мероприятиях (4), хотя
их могло бы быть и больше.
Общие данные по двум республикам приведем на диаграмме:
Диаграмма 4. 1. Какое именно участие принимают родители.
50%
14%
26%
10%
Если сравнить данные ответов на этот же вопрос по
критерию активности то большую активность проявляют родители в
Белоруссии 16 против 12 – в Литве. Зато количество помогающих
по возможности одинаковое, по 6 ответов. В ответах учителей
из Клайпеды и Шяуляй присутствуют жалобы, что родители
принимают лишь пассивное участие – 4 ответа.
Итог виден на соответствующей диаграмме:
Диаграмма 4. 2. Активность родителей.
61%
29%
10%
Следующая тема опроса посвящено взаимопомощи учителя и
родителей 1 – 2 классов. Эта тема включает в себя два
вопроса:
> Какую помощь в воспитательном процессе получаете от
родителей?
> Как в свою очередь помогаете родителям?
Сводные данные ответов на эти вопросы помещены в таблице № 5
Таблица № 5 Сотрудничество и взаимопомощь.
| | |Количество | |
|Формулировка | |ответивших | |
|вопроса |Варианты |по городам |Всего |
| |ответов | | |
| | | Клайпеда |Лида | |
| | |Шяуляй | | |
| | | | | |
|9. Какую помощь |1. Информация |2 |8 |10 |
|в |2. Контроль за выполне- | | | |
|воспитательном про-|нием требовании учителя |5 |5 |10 |
| |3.Организационная помощь |5 |5 |10 |
|цессе получаете от|4. Сотрудничество |11 |8 |19 |
| |5. Другая помощь |1 |2 |3 |
|родителей. |6. Никакой помощи |2 |1 |2 |
| | | | |3 |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
|10. Как в свою |1. Советы и рекомендации|6 |14 |20 |
|оче- | |7 |10 |17 |
|редь помогаете им.|2. Консультации |8 |5 |13 |
| |3. Беседы | | | |
| |4. Совместное решение |4 |1 |5 |
| |проблем | | | |
| |5. Информация для |5 |2 |7 |
| |родителей о их детях | | | |
| |6. Рекомендация |1 |4 |5 |
| |литературы |1 |3 |4 |
| |7. Посещение на дому |1 |2 |3 |
| |8. Просвещение родителей |3 |4 |7 |
| |9. Другая помощь | | | |
| | | | | |
При опросе в Литве большинство из опрошенных из учителей
как основной вид помощи получаемой от родителей указали –
сотрудничество по различным вопросам, общее решение (11
ответов). Родители активно посещают мероприятия проводимые
учителем, консультируются, выслушивают советы и стараются их
придерживаться. Следующие по частоте ответов идет
организационная помощь: ремонт класса, организация праздников и
различных мероприятий (5 ответов) и контроль за выполнением
требований учителя, сюда входит домашний контроль детей за их
успеваемостью и поведением, помощь в выполнении домашних
задании (5 ответов). Двое из опрошенных указали, что получают
помощь от родителей в виде информации о детях. Кроме того
учителя указывают, что родители делятся своим опытом воспитания
детей в семье, проводят беседы с группой учащихся. К
сожалению 2 учителя ответили, что практически не получают
помощи от родителей. Отдельно отметим ответ логопеда, что
родители редко интересуются дефектами речи своих детей и мало
помогают логопеду по их устранению.
Также как и в Литве в Белоруссии учителя на первый план
выдвигают такой вид помощи родителей, как сотрудничество, где
вместе с родителями решаются вопросы воспитания и обучения (8
ответов). Столько же (8) из опрошенных учителей выделяют –
информацию, которую получают от родителей о психофизических
особенностях детей, их чертах характера. 5 ответов –
организационная помощь, родители помогают организовывать
выставки, походы, экскурсии, праздники и другие различные
мероприятия, а также выступления на классных часах. Такое же
количество ответов (5) о контроле родителей за выполнением
требовании учителя. Кроме этого как помощь от родителей
учителя указывают получаемые советы, пожелания, помощь при
работе в центрах и группах на уроках, посещение родительским
комитетом семей неблагополучных детей.
Итоги данного вопроса хорошо видны на диаграмме.
Диаграмма 5.1. Помощь, получаемая от родителей.
34%
18%
19%
19%
4%
6%
Следующий вопрос, адресованный учителям, тесно взаимосвязан
с предыдущим: как в свою очередь помогаете им? Здесь
проанализируем ответы учителей о той помощи, которую они
оказывают родителям.
Большинство опрошенных в Литве учителей указали следующие
виды, оказываемой ими помощи: беседы (8 ответов), консультации
(7 ответов), советы и рекомендации (6 ответов), таким образом
учителя преподносят родителям информацию о детях (5), о их
поведении, успеваемости и совместно решают проблемы (4). К
сожалению, лишь по одному ответу было о том что, учителя
рекомендуют литературу для родителей, посещают их на дому, а
также занимаются педагогическим просвещением родителей. Кроме
этого учителя делают памятки для родителей.
Опрошенные учителя из города Лида, также как и учителя из
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|