Особенности работы учителя с родителями в 1-2 классах
усложняет взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Помочь
ребенку может совместная деятельность учителя и родителей» (8,
166 –167).
Ирина Ханхасаева в свих советах для родителей пишет: «Школа –
первый класс – огромное событие в жизни ребенка... Такого же
серьезного волнения он не испытывает потом много лет. И хотя это
радостное волнение, все равно готовьтесь к стрессу. Малыш будет
чрезвычайно утомлен и не то, что первые дни – недели: слишком много
новых впечатлений, резок перелом в жизни. Будьте мягче и не очень
строги с ним в этот период. Он будет многое забывать, терять, путать
– умейте не делать из этого трагедию! Такая растерянность –
своеобразная реакция на переживаемое волнение» (34, 161).
Похожие мысли по этому вопросу высказывают авторы М. Перец,
Б. Минзел, Х. Вимери в свей книге «Что должны знать родители»:
«Это событие (начало учебы в школе) требует от ребенка большого
количества физических и духовных сил, т. к. меняется установленный
дома порядок. В школе ребенок попадает в абсолютно новое окружение и
чувствует противопоставление между требованием и окружением. В этой
ситуации ребенок должен адаптироваться. Должны различными способами
помочь ребенку войти в новое, совсем чужое социальное окружение, где
все так строго регламентировано» (18, 107-108).
Гигиенист профессор Е. Гринене утверждает: «Ученик начиная
посещать школу должен привыкнуть к длительному сидению за партой, к
режиму школы, к новой деятельности - учению, привыкнуть к учителю,
коллективу класса и другим новым вещам... В организме ребенка
происходит долговременная физиологическая адаптация. Она может пройти
легко или сложно, от 5- до 6 недель или продолжаться целый год, что
оказывает большое влияние на развитие и рост и даже на здоровье
ребенка» (7, 131)
И все же, эксперименты профессора Е. Гринене показали, «что в
начале учебного года примерно 26,2% детей не готовы к обучению в
школе, после двух месяцев обучения – 7,8%, а в конце учебного года –
4,1%. (Эти данные особенно характерны для детей шестилетнего
возраста)» (7, 73).
Решение данного вопроса предлагает литовский педагог
К. Мишкинис: «В семье должны соблюдаться педагогические и
гигиенические требования. Для этого родители должны:
1. Создать ребенку условие учиться в спокойном, постоянном месте.
2. Установить рациональный режим дня.
3. Создать условия для достаточной подвижности ребенка.
4. Создать для ребенка условия хорошо выспаться и вовремя покушать.
5. Систематически развивать внимание детей.
6. Бороться с умственной ленью.
7. Развивать веру в свои силы.
8. Регламентировать просмотр телепередач.
9. Не требовать с ребенка больше его возможностей.
10. Не перегружать ученика письменными заданиями.
11. Поощрять положительный взгляд на учебу.
12. Стараться поддерживать хорошие взаимоотношения ребенка с
родителями и другими членами семьи.
13. Учить экономить и ценить время» (16, 101-106).
Похожие мысли высказывают и российские педагоги К. В. Бардин
и В. А. Гейко (22, 160; 24, 60).
1.4. Работа классного руководителя с семьёй и её
особенности в 1 – 2 – ом классах.
«Основные направления реформы общеобразовательной школы
ориентируют педагогов на усиление помощи семье и поднятие ее
ответственности за воспитание подрастающего поколения, на широкое
вовлечение родителей в воспитательную работу с учащимися» (17, 57).
«Без сомнения, все школы хотят поддерживать открытые и тесные
связи с семьями. Они знают, что обучение – совместная работа учителей
и родителей. Они также понимают, что взаимосвязь с родителями
является обязательной при желании развивать способности каждого
ученика в школе и за ее пределами. Педагоги, которые это понимают,
будут стараться достичь содержательного диалога с родителями и будут
поддерживать теплый климат в классе: без напряжений, дружеский,
основанный на взаимопомощи.
Современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь
только одно направление как в старые времена, когда инициативу
указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Сейчас учителя не
могут обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества
на различных уровнях»,- вот что высказывают по данному вопросу датский
педагог Эйгил Кьяэргард и литовский педагог Рима Мартинене (13, 97).
Продолжает данную тему и российский педагог И. П. Подласый:
«Современные школы переходят к тесной интеграции школьного и
семейного воспитания, создаются комплексы «школа – семья».
Главным требованием устава таких комплексов является обеспечение
родительского контроля за всеми направлениями школьной
деятельности.
Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда
традиционно их не допускали, - выбору предметов для обучения,
определению объёмов их изучения, составлению учебных планов,
изменению сроков и длительности учебных триместров и каникул,
выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов,
разработке мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха,
питания, медицинского обслуживания школьников, системы поощрений
и наказаний и т. д. Словом, при хорошо организованной
совместной деятельности школа и семья становятся действительными
партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне
определенные задачи и выполняет свою часть работы» (29, 236).
С. Дапкене утверждает: «Форма и содержание сотрудничества школы
с семьей зависят от целей поставленных учителем.
Учитель, устанавливая связи с родителями и общественностью, решает
такие задачи как:
1. Познание семьи ученика.
2. Систематическое изучение влияния социального окружения на
личность ученика.
3. Организация совместной педагогической деятельности школы
и семьи в обучении и воспитании детей.
4. Помощь родителям в воспитании детей дома.
5. Организация педагогического просвещения родителей.
6. Нейтрализация отрицательного влияния семьи» (5, 4).
Однако, американский педагог Ричард Арендс отмечает: «Учителя
хотят, чтобы нормы, регулирующие их отношения с родителями,
охватили и заботу о детях, и поддержали их учебную программу.
В тоже время большинство учителей не хотят, чтобы родители
вмешивались в их классную работу. Вообще, учителя склонны
сохранить расстояние между собой и родителями.
... Правила, как работать с родителями зависят от
конкретных обстоятельств» (1, 427).
Русский педагог Т. Воликова пишет: «Формы работы учителя с
родителями разнообразны:
Индивидуальные: посещение семей учащихся на дому, беседы с
родителями в школе, дни консультаций родителей в школе;
Групповые: (Родители могут объединяться в группы по
образованию, педагогической культуре, по поведению и показателям
успеваемости их детей.) Здесь выделяются: взаимная работа
учителя и родителей на уроках, когда родители помогают учителю
вести урок; и работа с активом.
Коллективные: классные собрания, общешкольные родительские
собрания, родительские конференции по обмену опытом воспитания,
консультации, вечера вопросов и ответов, совместные внеклассные
мероприятия и т. д.
Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в
организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного
на всестороннее развитие подрастающего поколения» (23, 63-64).
И.В.Гребенщиков пишет: «Родители должны обладать педагогической
культурой. Под педагогической культурой понимается такой уровень
педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их
зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и
общественного воспитания детей. Важный компонент педагогической
культуры родителей – их сугубо педагогическая подготовленность:
определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и
правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по
воспитанию детей.
Основная роль в повышении педагогической культуры принадлежит
целенаправленному научно-педагогическому просвещению, которым
занимается тот же классный руководитель или учитель» (25, 12,15).
С. Дапкене выделяет следующее содержание общего
педагогического просвещения родителей:
1. Цели, задачи и методы образования и воспитания молодого
поколения.
2. Психологические, физиологические и педагогические основы
воспитания детей в семье, особенности детей в разном
возрасте.
3. Обязанности членов семьи, содержание, формы, методы,
трудности, недостатки и ошибки семейного воспитания.
4. Взаимоотношения детей и родителей, способы регулирования
отношении между школой и семьей.
5. Проблемы свободного времени и занятости детей,
пропаганда здоровья и здорового образа жизни.
Выделяются следующие формы педагогического просвещения:
Традиционные:
. Родительские собрания
. Лекции
. Вечера вопросов – ответов
. Диспуты
. Дни открытых дверей
Нетрадиционные:
. Деловые игры
. Регламентированные дискуссии (5, 22 – 32).
На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения
учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает В. А.
Сухомлинский. «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для
моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с
родителями, которое приносит радость матерям и отцам...» (33, 38).
Эту же мысль продолжает Вильма Сикорските-Войшнене: «Работая с
родителями важно достичь обоюдного откровения, познания и понимания,
создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и
между собой, со школой и школьной администрацией, подать как можно
больше информации о школе, об обучении, воспитании и других
интересующих родителей вопросах. Обязательно нужно дать родителям
высказаться» (20, 45).
Следующее мнение по тому вопросу в своей статье
высказывает Е. Мартишаускене: «Работа классного
руководителя с родителями очень сложна. Их влияние имеет
огромное значение для ребенка, однако в большинстве случаев
данное влияние стихийно. Часто оценка родителями поведения
их детей не совпадает с оценкой учителей участников, а также
с оценкой самих учеников. Поэтому учитель должен искать путь
к сердцу родителей, чтобы дать им позитивное направление.
Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:
. учитель родителям старается дать то, что требуется и от них
(выслушивает их проблемы, высказывает понимание и
доброжелательность по отношению к их детям);
. учитель не забывает, что родители должны смотреть на школу
глазами детьми (сначала устанавливает контакт с детьми, а
затем с их родителями);
. учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных
областях воспитания детей;
. учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более
ругать их детей;
. учитель надеется на победу добра в душе ребенка;
. учитель делится накопленным педагогическим опытом и т. д.»
(14, 173).
С. Дапкене подчеркивает, что для успешной воспитательной
работы учитель должен обладать педагогическим мастерством:
1. Хорошо знать и любить своего воспитанника и свою работу.
2. Сознательно стремиться достигнуть поставленных воспитательных
целей и задач.
3. Эффективно применять воспитательные формы, методы и способы.
4. Уметь общаться и взаимодействовать с семьей воспитанника.
5. Поднимать авторитет родителей в глазах учеников.
6. Передавать родителям научные (педагогические, психологические,
юридические и др.) знания и педагогический опыт.
7. Развивать свои способности и педагогическое мастерство (5,
17).
От тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в первом
классе, в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая
работа.
По мнению В. Н. Ибрагимовой содержание работы учителя с
родителями первоклассников определяется «тремя основными задачами:
1. Ознакомление с опытом семейного воспитания детей с целью изучения
уровня подготовленности первоклассников к школе; соблюдение
преемственности между дошкольным семейным и школьным воспитанием и
нахождение индивидуального подхода к каждому ребенку.
2. Управление воспитанием школьников в семье, оказание помощи
родителям в правильной организации учебной и творческой
деятельности первоклассника и его отдыха.
3. Привлечение родителей к организации воспитательной работы в школе,
в классе» (26, 57).
Литовский педагог С. Дапкене предлагает учителям следующие
« методы познания семьи:
. Наблюдение
. Беседа
. Анкетирование
. Метод сочинений
. Мнение других» (5 , 13 – 16).
Данную тему продолжает И. В. Гребенщиков: «Учителю первого
класса особенно необходимо за короткий срок изучить учащихся,
познакомиться с родителями.
Рекомендуется провести для родителей беседы на интересующие их
вопросы. Например: «Об организации учебы первоклассника»; «Учебная
работа первоклассников и задачи родителей»; «Младший школьник: возраст
и его особенности»; «Как помогать первокласснику в выполнении домашних
заданий?»; «Воспитание сознательной дисциплины у детей в семье» и
другие» (25, 44).
В. Сикорските-Войшнене пишет: «В первом – втором классе важно
поощрять родителей познакомиться между собой, обменяться адресами и
телефонами. Учитель должен обсудить случаи, когда родители недовольны
дружбой детей. Работа происходит лучше, если она основывается на
индивидуальных беседах. Следует больше организовывать совместных
праздников, утренников и других мероприятий. Очень важно выслушать
родителей, разрешить им говорить, высказать свои претензии
школе, учителю, руководителям школы.
Обычно родители, приходящие в школу делятся на две группы:
1. Те, которые знают, что их ребенок в школе оценивается
положительно, они ждут похвалы.
1. Те, которые знают о трудностях детей, но боятся об
этом говорить, избегают учителя, и не знают, как
помочь ребенку. Такие родители предпочитают вообще не
ходить в школу, ограничиться лишь телефонными
звонками, или приходить в школу лишь по вызову
учителя. Часто их пугают и возможные упреки со
стороны других родителей. На эту группу родителей
учитель должен обратить особое внимание» (20, 49 ).
Советы по решению проблем взаимоотношении между родителями,
учителем и учащимися предлагает Тома Гедрайтене: « Меткое
слово учителя, умная и тактичная аргументация, дельный совет
часто решают затянувшиеся, мучительные конфликты» (6, 5 ).
«Для родителей учащихся первого – второго класса характерен более
высокий уровень воспитательной активности и потребности во
взаимодействии со школой. Они часто приходят в школу, интересуются
своими детьми. И эти интересы учитель обязан удовлетворять и давать
родителям больше информации, чем их интересует» (26, 60).
Вильма Сикорските – Войшнене выделяет следующие «важные
аспекты общения учителя с родителями в 1 –2 –ом классах:
. Начинать разговор не с проблем детей, а с общих
приятных вопросов, не спешить решать проблемы;
. Показывать внимание родителям, интересоваться их работой,
домом;
. Обсудить эмоции, возникающие из-за школы, учителей, детей;
. Внимательно слушать и принимать то, что говорят родители,
не критиковать их мнение, а стараться понять, что
разрешает им так думать;
. Договориться об общих целях и на родительских собраниях
говорить о том, что важно всем;
. Уделять столько времени, сколько требуется;
. Мотивировать аргументы тем, что то о чем вы говорите
важно всем и большинство вас поддерживают;
. Информировать родителей лично, при помощи писем или
индивидуальных бесед. Информацию, предназначенную для
родителей, не передавать через детей или других лиц »
(20, 45 – 46).
Опытом работы с родителями делится группа учителей из
Жеймяльской средней школы. Они составили программу работы с
родителями, в которую входило так называемое обучение
родителей. Для родителей проводились курсы, читались лекции.
Программа предусматривала просвещение лишь родителей
первоклассников, одна родители захотели продолжить обучение и
дальше. В данной школе проводились родительские вечера поэзии,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|