Особенности работы учителя с родителями в 1-2 классах
выставки, родители писали пожелания своим детям (12, 54).
«Педагоги многих школ ищут решения проблем, понимая и
осознавая, что взаимоотношения учителей, родителей и учеников
замкнутый треугольник.
Учителя Ученики
Родители
И если стороны треугольника совпадают, то это прочнейшая
фигура, а несовпадения и разногласия, приводят к ухудшению
взаимодействия и взаимопонимания всех “сторон”. Поэтому если
школа обвиняет родителей, следовательно она сама допускает
ошибки и наоборот» (12, 54).
Своеобразную «школу для родителей» создала в
малокомплектной школе учительница А. Вайчюлене. Педагог
заметила, что родители первоклашек не готовят детей к школе,
поэтому просвещение педагог начала с родителей пяти-шестилетних
детей. Кроме этого учительница начала выпускать книжки для
родителей и детей (19, 32).
Следовательно: «И родители нужны школе и она нужна сегодня семье.
Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся.
Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без
этого он оказывается лишенным очень важной информации. У педагогов и
семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь ребенка становится
беднее» (32, 20).
«Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него
сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает
практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому
человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития
личности необходимо и то и другое» (30, 165).
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ,
УЧЕНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ.
Как было сказано выше, школа и семья должны работать
совместно, так как у них единая цель – воспитание личности.
От взаимоотношении учителей, учеников и их родителей зависит
успешность обучения и воспитания ребенка. Большую роль в
данной цепи взаимоотношений играют отношения между учителем и
родителями. C целью выяснить особенности работы учителя с родителями
в первом – втором классах, проводилось анкетирование учителей в
средней школе «Смялтес» города Клайпеда, в средней школе
«Бяржино» города Шяуляй, а также в одном из городов соседнего
государства Белоруссия – городе Лида в средних школах №4, №11,
и №17, что дает возможность сравнить не только работу
различных учителей, но и особенности этой работы, в
зависимости от страны. Всего зимой 1999/2000 учебного года
анкеты заполнили 44 учителя.
Также проводился анкетный опрос родителей учащихся первых –
вторых классов в выше перечисленных городах и школах.
Родители отвечали на вопросы связанные со взаимоотношениями в
семье, а так же – со школой. Всего было опрошено 90
родителей.
Анкеты были анонимными, каждому из опрашиваемых нужно было
ответить на 13 - 14 вопросов. Анкеты были одинаково содержания
на русском и литовском языках. Кроме этого устно общалась и
беседовала со многими опрошенными учителями и родителями.
Результаты исследования показали ряд интересных особенностей
работы учителя с семьей на начальном этапе обучения, о чем
подробнее и будет говориться ниже.
3. 1. Анализ исследования деятельности учителей.
Первые пункты анкеты носят общий характер, здесь выясняется
в каком городе и в какой школе работает учитель, с каким
классом он работает на данном этапе, то есть во время
проведения опроса, а также педагогический стаж учителя.
Таблица № 1 Данные об учителях.
| | |Количество | |
|Формулировка | |ответивших | |
|вопроса |Ответы |по городам |ВСЕГО |
| | | Клайпеда | Лида | |
| | |Шяуляй | | |
|1. Город, школа |Средние школы: | | | |
| |«Смялтес» г. Клайпеда|18 | | |
| | |4 | | |
| |«Бяржино» г. Шяуляй | |7 | |
| |№4 г. Лида | |5 | |
| |№11 г. Лида | |10 | |
| |№17 г. Лида | | | |
| |22 |22 | 44 |
|ВСЕГО: | | | |
| | | | | |
|2. С каким |1 класс |5 |8 |13 |
|классом работаете |2 класс |4 |7 |11 |
|на данном этапе. |3 класс |6 |4 |10 |
| |4 класс |6 |3 |9 |
| |логопед |1 | |1 |
| | | | | |
|3. Ваш |От 1 до 5 лет |3 |3 |6 |
|педагогический |От 6 до 10 лет |3 |8 |11 |
|стаж. |От 11 до 15 лет |5 |7 |12 |
| |От 16 до 20 лет |5 |2 |7 |
| |От 21 до 25 лет |1 |1 |2 |
| |От 26 до 30 лет |3 | |3 |
| |31 и более |2 |1 |3 |
Как видно из таблицы всего было опрошено 44 учителя. Так
как в городе Шяуляй опрос учителей был проблематичен, и
удалось опросить лишь 4 человека, то в дальнейшем мы
присоединим их ответы к ответам учителей из города Клайпеда,
которых было 18. Таким образом у нас получилось одинаковое
количество опрошенных по двум республикам.
Опрос проводился среди всех учителей начальной школы,
поэтому присутствуют представители всех классов, а также в
опросе принял участие один логопед, который в момент опроса
выполнял роль учителя и классного руководителя. Логопед отвечал
на вопросы анкеты с точки зрения своей работы, поэтому эти
ответы будем обговаривать отдельно.
Количество учителей, опрошенных в Литве, можно сказать,
равномерно распределилось по классам. (В 1-ом – 5, во 2-ом – 4, в
3-ем – 6 и в 4-ом – 6 ). В городе Лида в опросе более
активное участие приняли учителя первых – вторых классов,
соответственно 8 и 7 человек, учителей третьего и четвертого
класса лишь 4 и 3. Однако при обобщении получили почти
одинаковое количество представителей каждого класса, что хорошо
видно на круговой диаграмме
Диаграмма 1. 1. Распределение по классам.
30%
25%
23%
20%
2%
Следующий актуальный вопрос анкеты: педагогический стаж
учителей. Среди опрашиваемых в Литве учителей больше всего
оказалось со стажем от 11 до 15 лет – 5, и со стажем от
15 до 20 лет – 5. По 3 – со стажем от 1 до 5, от 6 до
10, от 25 до 30. Следует отметить, что самый маленький стаж
1,5 года, а самый большой 31 и 32 года работы в школе.
Если учесть, что высшее учебное заведение заканчивается в 22
года, то средний возраст опрошенных учителей 30 – 40 лет.
Среди опрашиваемых учителей в городе Лида большее
количество учителей со стажем от 6 до 10 лет – 8 и от 10
до 15 лет – 7. Наименьший стаж – 2 года, а наибольший стаж –
33 года работы по специальности учитель начальных классов.
Сравнив данные опроса по Литве и Белоруссии, можно сказать,
что в городе Лида в опросе принял более молодой контингент
учителей.
Подводя общие итоги по данному вопросу видим следующую
картину:
Диаграмма 1. 2. Педагогический стаж учителей.
14%
25%
26%
16%
5%
7%
7%
Следующая тема, которой посвящена группа вопросов,
–планирование и проведение мероприятий для родителей в первом –
втором классах. Учителям было предложено ответить на такие
вопросы:
> Что служит вам опорой при планировании работы в 1 – 2
классах?
> Как часто проводите мероприятия для родителей?
> Какие мероприятия для родителей проводите?
Были получены разнообразные ответы, основные из которых
приводятся в данных таблице № 2, единичные разберем отдельно
при анализе таблицы.
Таблица № 2 Планирование и проведение мероприятий.
| | |Количество | |
|Формулировка | |ответивших | |
|вопроса |Варианты |по городам |Всего |
| |ответов | | |
| | | Клайпеда |Лида | |
| | |Шяуляй | | |
| | | | | |
|4. Что служит |1. Программа, план |4 |4 |8 |
|Вам |2. Пед. опыт работы |5 |3 |8 |
|опорой при плани- |3. Методические рекомен | | | |
|ровании работы с |-дации и литература. |2 |10 |12 |
| |4. Пожелания родителей. |6 |8 |14 |
|родителями в 1 – 2| | | | |
| |5. Индивидуальные |2 |4 |6 |
|классах. |особен- | | | |
| |ности детей. |11 |3 |14 |
| |6. Ситуация: проблемы и |3 |3 |6 |
| |трудности. | | | |
| |7. Другие ответы. | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
|5. Как часто про-|1 раз в триместр |14 | |14 |
|водите мероприятия |1 раз в четверть |3 |12 |15 |
| |1 раз в месяц и чаще |2 |5 |7 |
|для родителей. |По необходимости |3 |5 |8 |
| | | | | |
| | | | | |
|6. Какие |1. Родительские собрания |17 |17 |34 |
|мероприя- |2. Дискуссии |3 |5 |8 |
|тия для родителей |3. Индивидуальные | | | |
|проводите. |консультации |11 |8 |19 |
| |4. Совместные праздники |20 |13 |33 |
| |5. Открытые уроки или | | | |
| |дни открытых дверей |2 |7 |9 |
| |6. Анкетирование |1 |5 |6 |
| |7. Лекции |6 |3 |9 |
| |8. Другие нетрадиционные | | | |
| |мероприятия |3 |7 |10 |
| | | | | |
| | | | | |
На вопрос о планировании работы с родителями опрашиваемые
учителя Литвы чаще всего называли такие аспекты, как проблемные
ситуации, которые складываются в конкретном классе в то или
иное время в процессе обучения или воспитания учащихся или
при общении и сотрудничестве с родителями –11. (То есть учителя
ориентируются по обстановке.) Среди проблем учителя называют:
проблемы поведения, успеваемости, физические и психологические
особенности развития детей данного возраста, а также общие
организационные вопросы класса, решаемые вместе с родителями.
Следующей опорой планирования работы служат пожелания и
предложения родителей – 6. Некоторые из учителей указывают, сто
данные они получают способом анкетирования. Другой опорой
служит педагогический опыт каждого учителя, а также его коллег
– 5. Только 4 из опрошенных указали, что при планировании
используют «Общие программы», школьный и классный план работы
с родителями. Подсознательно хочется спросить других учителей,
неужели они не составляют плана работы, а лишь идут на
поводу у времени и ситуации? Всего 2 учителя указали, что
ориентируются на методическую литературу, хотя на вопрос какую
литературу используют учителя при работе с родителями указали
все опрашиваемые. Столько же опираются и на индивидуальные
особенности детей (2). Кроме этих ответов были и другие:
одна, из опрошенных учителей, опирается на некоторые элементы
проекта «Хорошее начало»; другая учительница старается изменить
взгляд родителей на школу и внедрить новые направления
воспитания. Отдельно оговорим ответ логопеда, так как её
работа основывается на индивидуальных нарушениях речи у детей
и для успешной работы необходимо сотрудничество с родителями.
Результаты ответов на этот же вопрос в городе Лида
оказались несколько иными. Здесь при планировании работы
учителя в основном опираются на методические рекомендации и
различную литературу – 10. Другим важным аспектом как и в
Литве оказались пожелания, рекомендации и особенности родителей
– 6. Одинаковое количество учителей и в Лиде и в Литве
опирается на планы и программы – 4, кроме этого столько же
основываются и на индивидуальных особенностях детей. По 3
ответа на педагогический опыт и конкретную ситуацию. Среди
других ответов следует выделить: учителя опираются на советы
психологов, а также учитывают уровень педагогической подготовки
родителей.
Подводя итоги опроса по этому вопросу можно сказать, что
основной опорой планирования работы с родителями являются
пожелания и рекомендации самих родителей и ситуация
складывающаяся во время учебного и воспитательного процесса.
Большое влияние оказывают методические рекомендации и
литература, а также педагогический опыт и план работы учителя.
Все это хорошо видно на диаграмме.
Диаграмма 2. 1. Опора планирования работы с родителями.
20%
18%
12%
12%
20%
9%
9%
Следующий вопрос связанный с темой планирования и
проведения мероприятий для родителей: как часто проводите
различные мероприятия для родителей? Полученные ответы можно
разделить на четыре группы:
1. группа – 1 раз в триместр
2. группа – 1 раз в четверть
3. группа – 1 раз в месяц и чаще
4. группа – по необходимости
Следует отметить, почему отдельно выделяется группа ответов:
1 раз в четверть? В Белоруссии учащиеся учатся не по
триместра в состав, которых входит 3 месяца, а по четвертям,
которые состоят из 2 месяцев. Поэтому если учителя из Литвы
отвечали, что проводят мероприятия один раз в два месяца, мы
эти ответы отнесли ко второй группе.
Большинство опрошенных учителей в Литве указали, что
проводят мероприятия лишь один раз в триместр – 14 , некоторые
отметили, что число мероприятий может колебаться от 3 до 5 в
год. По 3 ответа о проведении мероприятий 1 раз в два
месяца и по необходимости, то есть конкретное число проводимых
мероприятий не указанно. С большим сожаление следует отметить,
что только двое из опрошенных проводят мероприятия для
родителей 1 раз в месяц и чаще.
В городе Лида в связи с обучением по четвертям
большинство учителей проводит мероприятия 1 раз в четверть –
12. Остальные ответы разделились поровну, то есть 5 – проводят
мероприятия 1 раз в месяц и чаще, что немногим больше, чем
в Литве; и 5 – по необходимости.
Подводя итог по данному вопросу следует сказать, что
большинство учителей как в Литве, так и в городе Лида
проводит мероприятия согласно установленных требований (1 раз в
триместр или 1 раз в четверть), но не больше.
Следующий вопрос тесно связан с предыдущими: какие
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|