МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности работы учителя с родителями в 1-2 классах

    выставки, родители писали пожелания своим детям (12, 54).

    «Педагоги многих школ ищут решения проблем, понимая и

    осознавая, что взаимоотношения учителей, родителей и учеников

    замкнутый треугольник.

    Учителя Ученики

    Родители

    И если стороны треугольника совпадают, то это прочнейшая

    фигура, а несовпадения и разногласия, приводят к ухудшению

    взаимодействия и взаимопонимания всех “сторон”. Поэтому если

    школа обвиняет родителей, следовательно она сама допускает

    ошибки и наоборот» (12, 54).

    Своеобразную «школу для родителей» создала в

    малокомплектной школе учительница А. Вайчюлене. Педагог

    заметила, что родители первоклашек не готовят детей к школе,

    поэтому просвещение педагог начала с родителей пяти-шестилетних

    детей. Кроме этого учительница начала выпускать книжки для

    родителей и детей (19, 32).

    Следовательно: «И родители нужны школе и она нужна сегодня семье.

    Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся.

    Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без

    этого он оказывается лишенным очень важной информации. У педагогов и

    семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь ребенка становится

    беднее» (32, 20).

    «Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него

    сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает

    практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому

    человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития

    личности необходимо и то и другое» (30, 165).

    3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ,

    УЧЕНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ.

    Как было сказано выше, школа и семья должны работать

    совместно, так как у них единая цель – воспитание личности.

    От взаимоотношении учителей, учеников и их родителей зависит

    успешность обучения и воспитания ребенка. Большую роль в

    данной цепи взаимоотношений играют отношения между учителем и

    родителями. C целью выяснить особенности работы учителя с родителями

    в первом – втором классах, проводилось анкетирование учителей в

    средней школе «Смялтес» города Клайпеда, в средней школе

    «Бяржино» города Шяуляй, а также в одном из городов соседнего

    государства Белоруссия – городе Лида в средних школах №4, №11,

    и №17, что дает возможность сравнить не только работу

    различных учителей, но и особенности этой работы, в

    зависимости от страны. Всего зимой 1999/2000 учебного года

    анкеты заполнили 44 учителя.

    Также проводился анкетный опрос родителей учащихся первых –

    вторых классов в выше перечисленных городах и школах.

    Родители отвечали на вопросы связанные со взаимоотношениями в

    семье, а так же – со школой. Всего было опрошено 90

    родителей.

    Анкеты были анонимными, каждому из опрашиваемых нужно было

    ответить на 13 - 14 вопросов. Анкеты были одинаково содержания

    на русском и литовском языках. Кроме этого устно общалась и

    беседовала со многими опрошенными учителями и родителями.

    Результаты исследования показали ряд интересных особенностей

    работы учителя с семьей на начальном этапе обучения, о чем

    подробнее и будет говориться ниже.

    3. 1. Анализ исследования деятельности учителей.

    Первые пункты анкеты носят общий характер, здесь выясняется

    в каком городе и в какой школе работает учитель, с каким

    классом он работает на данном этапе, то есть во время

    проведения опроса, а также педагогический стаж учителя.

    Таблица № 1 Данные об учителях.

    | | |Количество | |

    |Формулировка | |ответивших | |

    |вопроса |Ответы |по городам |ВСЕГО |

    | | | Клайпеда | Лида | |

    | | |Шяуляй | | |

    |1. Город, школа |Средние школы: | | | |

    | |«Смялтес» г. Клайпеда|18 | | |

    | | |4 | | |

    | |«Бяржино» г. Шяуляй | |7 | |

    | |№4 г. Лида | |5 | |

    | |№11 г. Лида | |10 | |

    | |№17 г. Лида | | | |

    | |22 |22 | 44 |

    |ВСЕГО: | | | |

    | | | | | |

    |2. С каким |1 класс |5 |8 |13 |

    |классом работаете |2 класс |4 |7 |11 |

    |на данном этапе. |3 класс |6 |4 |10 |

    | |4 класс |6 |3 |9 |

    | |логопед |1 | |1 |

    | | | | | |

    |3. Ваш |От 1 до 5 лет |3 |3 |6 |

    |педагогический |От 6 до 10 лет |3 |8 |11 |

    |стаж. |От 11 до 15 лет |5 |7 |12 |

    | |От 16 до 20 лет |5 |2 |7 |

    | |От 21 до 25 лет |1 |1 |2 |

    | |От 26 до 30 лет |3 | |3 |

    | |31 и более |2 |1 |3 |

    Как видно из таблицы всего было опрошено 44 учителя. Так

    как в городе Шяуляй опрос учителей был проблематичен, и

    удалось опросить лишь 4 человека, то в дальнейшем мы

    присоединим их ответы к ответам учителей из города Клайпеда,

    которых было 18. Таким образом у нас получилось одинаковое

    количество опрошенных по двум республикам.

    Опрос проводился среди всех учителей начальной школы,

    поэтому присутствуют представители всех классов, а также в

    опросе принял участие один логопед, который в момент опроса

    выполнял роль учителя и классного руководителя. Логопед отвечал

    на вопросы анкеты с точки зрения своей работы, поэтому эти

    ответы будем обговаривать отдельно.

    Количество учителей, опрошенных в Литве, можно сказать,

    равномерно распределилось по классам. (В 1-ом – 5, во 2-ом – 4, в

    3-ем – 6 и в 4-ом – 6 ). В городе Лида в опросе более

    активное участие приняли учителя первых – вторых классов,

    соответственно 8 и 7 человек, учителей третьего и четвертого

    класса лишь 4 и 3. Однако при обобщении получили почти

    одинаковое количество представителей каждого класса, что хорошо

    видно на круговой диаграмме

    Диаграмма 1. 1. Распределение по классам.

    30%

    25%

    23%

    20%

    2%

    Следующий актуальный вопрос анкеты: педагогический стаж

    учителей. Среди опрашиваемых в Литве учителей больше всего

    оказалось со стажем от 11 до 15 лет – 5, и со стажем от

    15 до 20 лет – 5. По 3 – со стажем от 1 до 5, от 6 до

    10, от 25 до 30. Следует отметить, что самый маленький стаж

    1,5 года, а самый большой 31 и 32 года работы в школе.

    Если учесть, что высшее учебное заведение заканчивается в 22

    года, то средний возраст опрошенных учителей 30 – 40 лет.

    Среди опрашиваемых учителей в городе Лида большее

    количество учителей со стажем от 6 до 10 лет – 8 и от 10

    до 15 лет – 7. Наименьший стаж – 2 года, а наибольший стаж –

    33 года работы по специальности учитель начальных классов.

    Сравнив данные опроса по Литве и Белоруссии, можно сказать,

    что в городе Лида в опросе принял более молодой контингент

    учителей.

    Подводя общие итоги по данному вопросу видим следующую

    картину:

    Диаграмма 1. 2. Педагогический стаж учителей.

    14%

    25%

    26%

    16%

    5%

    7%

    7%

    Следующая тема, которой посвящена группа вопросов,

    –планирование и проведение мероприятий для родителей в первом –

    втором классах. Учителям было предложено ответить на такие

    вопросы:

    > Что служит вам опорой при планировании работы в 1 – 2

    классах?

    > Как часто проводите мероприятия для родителей?

    > Какие мероприятия для родителей проводите?

    Были получены разнообразные ответы, основные из которых

    приводятся в данных таблице № 2, единичные разберем отдельно

    при анализе таблицы.

    Таблица № 2 Планирование и проведение мероприятий.

    | | |Количество | |

    |Формулировка | |ответивших | |

    |вопроса |Варианты |по городам |Всего |

    | |ответов | | |

    | | | Клайпеда |Лида | |

    | | |Шяуляй | | |

    | | | | | |

    |4. Что служит |1. Программа, план |4 |4 |8 |

    |Вам |2. Пед. опыт работы |5 |3 |8 |

    |опорой при плани- |3. Методические рекомен | | | |

    |ровании работы с |-дации и литература. |2 |10 |12 |

    | |4. Пожелания родителей. |6 |8 |14 |

    |родителями в 1 – 2| | | | |

    | |5. Индивидуальные |2 |4 |6 |

    |классах. |особен- | | | |

    | |ности детей. |11 |3 |14 |

    | |6. Ситуация: проблемы и |3 |3 |6 |

    | |трудности. | | | |

    | |7. Другие ответы. | | | |

    | | | | | |

    | | | | | |

    | | | | | |

    |5. Как часто про-|1 раз в триместр |14 | |14 |

    |водите мероприятия |1 раз в четверть |3 |12 |15 |

    | |1 раз в месяц и чаще |2 |5 |7 |

    |для родителей. |По необходимости |3 |5 |8 |

    | | | | | |

    | | | | | |

    |6. Какие |1. Родительские собрания |17 |17 |34 |

    |мероприя- |2. Дискуссии |3 |5 |8 |

    |тия для родителей |3. Индивидуальные | | | |

    |проводите. |консультации |11 |8 |19 |

    | |4. Совместные праздники |20 |13 |33 |

    | |5. Открытые уроки или | | | |

    | |дни открытых дверей |2 |7 |9 |

    | |6. Анкетирование |1 |5 |6 |

    | |7. Лекции |6 |3 |9 |

    | |8. Другие нетрадиционные | | | |

    | |мероприятия |3 |7 |10 |

    | | | | | |

    | | | | | |

    На вопрос о планировании работы с родителями опрашиваемые

    учителя Литвы чаще всего называли такие аспекты, как проблемные

    ситуации, которые складываются в конкретном классе в то или

    иное время в процессе обучения или воспитания учащихся или

    при общении и сотрудничестве с родителями –11. (То есть учителя

    ориентируются по обстановке.) Среди проблем учителя называют:

    проблемы поведения, успеваемости, физические и психологические

    особенности развития детей данного возраста, а также общие

    организационные вопросы класса, решаемые вместе с родителями.

    Следующей опорой планирования работы служат пожелания и

    предложения родителей – 6. Некоторые из учителей указывают, сто

    данные они получают способом анкетирования. Другой опорой

    служит педагогический опыт каждого учителя, а также его коллег

    – 5. Только 4 из опрошенных указали, что при планировании

    используют «Общие программы», школьный и классный план работы

    с родителями. Подсознательно хочется спросить других учителей,

    неужели они не составляют плана работы, а лишь идут на

    поводу у времени и ситуации? Всего 2 учителя указали, что

    ориентируются на методическую литературу, хотя на вопрос какую

    литературу используют учителя при работе с родителями указали

    все опрашиваемые. Столько же опираются и на индивидуальные

    особенности детей (2). Кроме этих ответов были и другие:

    одна, из опрошенных учителей, опирается на некоторые элементы

    проекта «Хорошее начало»; другая учительница старается изменить

    взгляд родителей на школу и внедрить новые направления

    воспитания. Отдельно оговорим ответ логопеда, так как её

    работа основывается на индивидуальных нарушениях речи у детей

    и для успешной работы необходимо сотрудничество с родителями.

    Результаты ответов на этот же вопрос в городе Лида

    оказались несколько иными. Здесь при планировании работы

    учителя в основном опираются на методические рекомендации и

    различную литературу – 10. Другим важным аспектом как и в

    Литве оказались пожелания, рекомендации и особенности родителей

    – 6. Одинаковое количество учителей и в Лиде и в Литве

    опирается на планы и программы – 4, кроме этого столько же

    основываются и на индивидуальных особенностях детей. По 3

    ответа на педагогический опыт и конкретную ситуацию. Среди

    других ответов следует выделить: учителя опираются на советы

    психологов, а также учитывают уровень педагогической подготовки

    родителей.

    Подводя итоги опроса по этому вопросу можно сказать, что

    основной опорой планирования работы с родителями являются

    пожелания и рекомендации самих родителей и ситуация

    складывающаяся во время учебного и воспитательного процесса.

    Большое влияние оказывают методические рекомендации и

    литература, а также педагогический опыт и план работы учителя.

    Все это хорошо видно на диаграмме.

    Диаграмма 2. 1. Опора планирования работы с родителями.

    20%

    18%

    12%

    12%

    20%

    9%

    9%

    Следующий вопрос связанный с темой планирования и

    проведения мероприятий для родителей: как часто проводите

    различные мероприятия для родителей? Полученные ответы можно

    разделить на четыре группы:

    1. группа – 1 раз в триместр

    2. группа – 1 раз в четверть

    3. группа – 1 раз в месяц и чаще

    4. группа – по необходимости

    Следует отметить, почему отдельно выделяется группа ответов:

    1 раз в четверть? В Белоруссии учащиеся учатся не по

    триместра в состав, которых входит 3 месяца, а по четвертям,

    которые состоят из 2 месяцев. Поэтому если учителя из Литвы

    отвечали, что проводят мероприятия один раз в два месяца, мы

    эти ответы отнесли ко второй группе.

    Большинство опрошенных учителей в Литве указали, что

    проводят мероприятия лишь один раз в триместр – 14 , некоторые

    отметили, что число мероприятий может колебаться от 3 до 5 в

    год. По 3 ответа о проведении мероприятий 1 раз в два

    месяца и по необходимости, то есть конкретное число проводимых

    мероприятий не указанно. С большим сожаление следует отметить,

    что только двое из опрошенных проводят мероприятия для

    родителей 1 раз в месяц и чаще.

    В городе Лида в связи с обучением по четвертям

    большинство учителей проводит мероприятия 1 раз в четверть –

    12. Остальные ответы разделились поровну, то есть 5 – проводят

    мероприятия 1 раз в месяц и чаще, что немногим больше, чем

    в Литве; и 5 – по необходимости.

    Подводя итог по данному вопросу следует сказать, что

    большинство учителей как в Литве, так и в городе Лида

    проводит мероприятия согласно установленных требований (1 раз в

    триместр или 1 раз в четверть), но не больше.

    Следующий вопрос тесно связан с предыдущими: какие

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.