Особенности дополнительного образования взрослых
обучающийся (в том числе и взрослый), как правило, не имеет достаточной
предварительной подготовки для определения на этапе планирования процесса
обучения, скажем, содержания, форм и методов обучения.
Все остальные цели, в той или иной степени, предполагают наличие у
обучающихся определенного опыта и предварительной подготовки в изучаемой
области знаний или деятельности, достаточно сформированную мотивацию, более
или менее четко определенную жизненную проблему, для решения которой они
выбирают ту или иную цель обучения.
Таким образом, такие типологические цели обучения, как овладение
информацией на новом уровне, приобретение навыков и умений в использовании
информации, выработка убеждений и новых качеств, удовлетворение
познавательных интересов позволяют использовать андрагогические принципы
при обучении всех лиц, независимо от возраста.
Наконец, применение андрагогической модели обучения во многом
предопределяют условия обучения, о которых уже упоминалось выше. То есть, в
тех случаях, когда обучающийся обучается, скажем, заочно или вечером, на
курсах выходных дней, на краткосрочных интенсивных курсах, наконец,
самостоятельно, экстерном и т.п. , когда он ограничен во времени и сроках
обучения либо проживает в удалении от источников обучения, когда бытовые,
профессиональные, социальные условия не позволяют ему осуществлять учебную
деятельность в обычном порядке, необходимо использовать андрагогические
приемы обучения.
Таковы основные факторы (условия), предопределяющие необходимость
применения андрагогической модели и андрагогических принципов обучения. Эти
факторы одинаково влияют на организацию процесса обучения как собственно
взрослых, так и тех лиц, которых нельзя с полным основанием отнести к этой
категории обучающихся.
В связи с этим становится ясно, что андрагогическая и педагогическая
модели обучения не противостоят друг другу, а дополняют одна другую.
Педагогику и андрагогику следует рассматривать как составные части науки об
обучении, которые относятся к разным периодам единого жизненного и учебного
континуума –процесса обучения человека на протяжении всей жизни.
Мы хотим подчеркнуть, что автор не согласен с позицией Ноулза,
рассматривающего андрагогику как отдельную от педагогики науку. Мы считаем
андрагогику отдельной отраслью педагогики, обладающей своими особенностями
и принципами, но в основе своей подчиняющейся закономерностям и принципам
педагогики. По нашему мнению было бы неверно пытаться «выдумать» новую
науку, которая по сути своей не противостоит педагогике, а является её
логическим продолжением.
Выводы:
1. Дополнительное образование возникло и развивалось вместе с основным; их
взаимодействие составляет существенный аспект истории российского
образования.
2. Дополнительное образование рассматривается как образование, необходимое
основному и во многом его определяющее; как его историческая предпосылка,
условие его развития и его продолжение. Дополнительное образование
понимается как образование, отличное от общего, основного, с иными
образовательными потребностями, ценностями и интересами, целями и
средствами достижения.
3. Субъектом образовательного процесса в дополнительном образовании
выступает социальный субъект (сословие, социальная группа, отдельная
личность), который в тот или иной исторический период или в настоящее время
не является основным и доминирующим в обществе.
4. По мере перехода к непрерывному образованию основное образование,
выступающее в форме всеобщего массового, необходимого и обязательного для
каждого члена общества, все больше нуждается в дополнении видами н формами
обучения, отвечающими образовательным потребностям, тем более различными,
чем больше различаются сферы деятельности, в которых они возникают.
5. Взрослого обучающегося характеризует пять основных особенностей: 1)
взрослый обучающийся осознает себя все более самостоятельной,
самоуправляемой личностью; 2) он накапливает все больший запас жизненного
(бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным
источником обучения его самого и его коллег; 3) его готовность к обучению
(мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности
решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретные цели; 4) он
стремится к безотлагательной реализации полученных ЗУНКов*; 5) его учебная
деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными,
бытовыми, профессиональными, социальными факторами (условиями).
6. Не только наличие значительного жизненного опыта, отличающее взрослого
человека, но и наличие предварительной подготовки в той области знаний или
деятельности, в которой проходит обучение, диктует целесообразность
применения андрагогических технологических действий в обучении лиц,
независимо от их возраста и других параметров, характеризующих взрослых
людей.
7. Использование андрагогических принципов обучения возможно и достаточно
эффективно в той мере, в какой обучающийся, независимо от возраста, в
состоянии по уровню мотивации, ответственности, предварительной подготовки,
общего развития, наличия жизненного опыта активно участвовать в
осуществлении всех указанных выше совместных с преподавателем действий.
8. Педагогику и андрагогику следует рассматривать как составные части науки
об обучении, которые относятся к разным периодам единого жизненного и
учебного континуума –процесса обучения человека на протяжении всей жизни.
При этом андрагогика является отраслью педагогики, а не отдельной наукой.
9. Эффективность обучения в андрагогической модели обучения в неизмеримо
большей степени по сравнению с педагогической моделью зависит от мотивации
обучаемого, т.к. сам обучающийся играет ведущую роль в формировании
мотивации и определении целей обучения.
Глава II. Практическое изучение видов, форм и уровней дополнительного
образования взрослых.
§ 1. Виды и формы андрагогического обучения
Исходя из целей андрагогического обучения, перечисленных в первой главе
нашей работы, существуют следующие формы обучения взрослых:
. Классические курсы –форма дополнительного образования (обычно
платная), при которой в течение заранее установленного количества
часов слушатели получают ЗУНки в определённой сфере и на уровне,
повышающем предыдущий уровень знаний слушателя в данной сфере или
закладывающем основы ЗУНков слушателя в случае, если до прохождения
курсов он вовсе не был знаком с их предметом. Методы и цели курсов
могут сильно варьироваться в зависимости от их предмета, требований
слушателей и т.п. Но в целом обозначить цели курсов можно как
улучшение, развитие или привитие ЗУНков по предмету данных курсов.
Местом проведения курсов могут быть как специализированные учебные
центры, так и рабочее место слушателей.
. Интенсивы –в отличие от классических курсов проходят обычно в сжатые
сроки и с более высокой периодичностью, при этом суть интенсивов
практически такая же, что и суть курсов, т.к. преследуются одни и те
же цели.
. Погружение (Sugesto pedia) –главной характеристикой данной формы
является проведение занятий с отрывом от производства. Обычно такие
курсы проводятся в течение нескольких дней, когда слушатели не только
не работают, но иногда лишены контакта со своим привычным окружением
–идеей такой формы обучения является полное избавление слушателей от
его «бытовых» проблем, чтобы ничего не отвлекало его от процесса
обучения. Данная форма часто применяется для обучения управляющего
звена компаний, а также иногда при изучении иностранных языков. По
интенсивности он ближе к интенсивам, чем к классическим курсам.
. Стажировки –традиционная форма, суть которой в производственной
деятельности под руководством профессионала для приобретения опыта
работы или повышения квалификации по специальности.
. Самообразование –приобретение ЗУНков путём самостоятельных занятий без
помощи преподавателя. Данная форма обучения стала особенно актуальна в
современном мире, когда людям подчас не хватает времени на подбор
соответствующего курса; часто человек не может найти курсов, которые
соответствуют его целям, запросам по времени или месту проведения
обучения. Самообразование требует от обучающегося высокого уровня
дисциплинированности и навыков самоорганизации процесса обучения и
самоконтроля. Эта форма не очень популярна в России, т.к.
самообразование до недавнего времени нельзя было подтвердить
соответствующим документом. Сейчас система сдачи квалификационного
экзамена для получения соответствующего документа в России начала
развиваться. Аналогичная форма обучения взрослых на Западе весьма
распространена.
. Дистанционное обучение –это получение образовательных услуг без
посещения ВУЗа, с помощью современных информационно-образовательных
технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта,
телевидение и INTERNET. Дистанционное обучение можно использовать в
высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки
специалистов. Учитывая территориальные особенности России и
возрастающие потребности качественного образования в регионах,
дистанционное обучение в самом скором времени займет прочное место на
рынке образовательных услуг.
Дистанционное обучение позволяет получить университетский диплом всем,
кто по тем или иным причинам не может учиться очно. Это особенно
актуально именно для России, где в последнее время остро стоит
проблема подготовки и переподготовки специалистов.
[pic] Дистанционное образование открывает большие возможности для студентов-
инвалидов. Современные информационные образовательные технологии
позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-
двигательного аппарата.
Получив учебные материалы в электронном и/или печатном виде с
использованием телекоммуникационных сетей, студент может овладевать
знаниями дома, на рабочем месте, или в специальном компьютерном классе
в любой точке России и Зарубежья.
Компьютерные системы могут проэкзаменовать, выявить ошибки, дать
необходимые рекомендации, осуществить практическую тренировку, открыть
доступ к электронным библиотекам, за считанные секунды найти нужную
цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное.
Учебные курсы сопровождаются игровыми ситуациями, снабжены
терминологическим словарем и открывают доступ к основным отечественным
и международным базам данных и знаний на любом расстоянии и в любое
время.
[pic] Учитываются индивидуальные способности, потребности,
темперамент и занятость студента. Он может изучать учебные курсы в
любой последовательности, быстрее или медленнее. Все это делает
дистанционное обучение качественнее, доступнее и дешевле
традиционного.
1. Лекции ДО, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое
общение с преподавателем. Однако, имеют и ряд преимуществ. Для записи
лекций используются дискеты и CD-ROM - диски и т.д. Использование
новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-
технологий, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными
и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности
кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов и т.д. Такие лекции можно
слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется
конспектировать материал.
2. Консультации ДО являются одной из форм руководства работой обучаемых и
оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используется
телефон и электронная почта. Консультации помогают педагогу оценить
личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и
мышление.
3. Лабораторные работы ДО предназначены для практического усвоения
материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы
требуют: специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров,
химических реактивов и т.д. Возможности ДО в дальнейшем могут
существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за
счет использования мультимедиа-технологий, ГИС[20]-технологий,
имитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит
продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях
показать очень сложно или вообще невозможно.
4. Контрольные работы ДО - это проверка результатов теоретического и
практического усвоения обучаемым учебного материала.
Сравнительная таблица форм андрагогического обучения
Из вышеприведённой таблицы очевидно, что выбор той или иной формы
андрагогического обучения зависит в основном от следующих факторов*:
. Объём материала, которым слушатель хотел бы овладеть за время обучения
. Время, которое слушатель готов потратить в день на обучение
. Время, за которое слушатель хотел бы усвоить определённый объём
материала
. Место, в котором проводится обучение –слушатель волен решать не только
какой объём знаний и за какой срок он хочет получить, но и где он
станет обучаться.
. Вопрос финансирования –слушателю нужно до начала обучения твёрдо
знать, на какие затраты он готов пойти ради приобретения ЗУНков в той
или иной сфере знаний.
Опираясь в сравнении различных форм обучения на вышеперечисленные факторы,
мы приходим к выводу, что идеальной, т.е. универсальной формы
непрофессионального андрагогического обучения не существует. Перед тем, как
выбрать ту или иную форму образования мы рекомендуем слушателю расставить 5
факторов в порядке релевантности, и исходя из них оценивать тот или иной
конкретный курс, после чего принимать решение об участии или неучастии в
нём.
Примеры наиболее популярных курсов
Курсы английского языка при МГИМО
Курсы не являются подготовительными для поступления в МГИМО. Принимаются
все желающие независимо от возраста и уровня подготовки по английскому
языку.
Курсы многоуровневые. По мере поступления заявок формируются группы из
учащихся одного уровня. Для определения уровня предусмотрено бесплатное
письменное диагностическое тестирование. Это тестирование проводится в
удобное для потенциального учащегося время в течение 20-30 минут.
Всего выделяются 6 уровней владения английским языком. Обучение на каждом
уровне рассчитано на 100 академических часов, что соответствует трём
месяцам занятий на курсах.
Занятия в группе начинаются, когда записываются 4-6 человек. Занятия
проходят в здании МГИМО во второй половине дня. Начало занятий, как
правило, в 16:30-17:00, продолжительность - 4 академических часа. Все
занятия проводят высококвалифицированные преподаватели МГИМО. Используются
современные версии традиционных методик преподавания иностранных языков.
Занятия обычно проходят в лингафонных и мультимедийных аудиториях.
Стоимость обучения на одном уровне (три месяца занятий) - 450 у.е. С
учащимся заключается договор.
Последний набор в каждом учебном году – в конце марта.
Возможны также занятия по заказу фирм и предприятий по тематике, близкой
профилю МГИМО.
Центр делового английского языка
Основная задача курса связана с приобретением и углублением
профессиональных знаний и совершенствованием навыков, полученных на
предшествующих этапах изучения английского языка.
Программа обучения и учебный материал построены таким образом, чтобы
обеспечить обучение слушателей деловому английскому языку с максимальным
охватом сфер его применения в коммерческой и внешнеэкономической
деятельности. Программа также предусматривает корректирующий курс
общеязыковой практики.
Учебный материал распределен на три крупных блока с множеством
подразделов, которые позволяют выстраивать комплексные профессионально-
ориентированные курсы, адаптированные к потребностям и возможностям
слушателей ЦДА. Время занятий определяется по договоренности слушателей и
преподавателя. Число слушателей в группах до 7 человек.
Блоки включают:
- курс коммерческого английского языка (коммерческая, банковская,
транспортная, страховая и пр. корреспонденция и документация, аудио и видео
материалы по деловому английскому, диалоги для двустороннего перевода
деловых переговоров и т.д.); - курс экономического английского языка
(тексты экономической тематики для устного и письменного перевода,
реферирования и аннотирования, рассчитанные на разные уровни языковых и
фоновых знаний; аудио и видео курс по экономической проблематике;
специализированные курсы по темам: маркетинг, страхование, бухучет,
транспорт, валютно-кредитные отношения и т.д.; учебный материал для ведения
дискуссии на экономические темы); - курс общеязыковой практики,
разработанный для начинающего, продолжающего и продвинутого уровней.
Программа предусматривает обучение слушателей в течение двух-трех
семестров (140–210 академических часов). Обучение платное.
Обучение проводится в группах, сформированных по уровню знаний
слушателей, определяемому по результатам тестирования.
Занятия проводятся в здании МГИМО по следующим схемам (по выбору):
2 раза в неделю (для продолжающих): 1-е занятие по деловому английскому, 2-
е занятие по общему языку (корректирующий курс)
2 раза в неделю (для продолжающих): 1-е и 2-е занятие делового английского
2 раза в неделю (для начинающих): спецкурс делового английского и общего
языка
1 раз в неделю (для продолжающих): 1 занятие делового английского
Курсы в Центре Компьютерного Обучения «Специалист» при МГТУ им. Баумана
Все слушатели Центра Компьютерного Обучения получают самый широкий спектр
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|