Особенности дополнительного образования взрослых
удовлетворении образовательных потребностей населения. Основную же роль
играло семейное воспитание и образование. Семья и семейные отношения
определяли даже педагогические принципы основного, церковно-религиозного
образования. П. Ф. Каптерев замечает по этому поводу: "Будучи не в
состоянии создать самостоятельную систему воспитания, русский народ
естественно заимствовал то, что ему было более по сердцу, отвечало складу
его жизни, его привычкам и взглядам".[5]
Таким образом, домашнее воспитание представляло собой внецерковное,
внешкольное обучение и воспитание, а потому может рассматриваться как
исторически наиболее ранняя форма дополнительного образования. В то же
время оно несло основную социальную функцию воспитания и в этом плане
выступало как основное, во всяком случае, для наиболее значительной массы
населения.
Иначе говоря, основное и дополнительное образование не разделяется еще в
этот период на самостоятельные формы, точнее, они сосуществуют вместе.
Одним из главных условий разделения образования на основное и
дополнительное, условием формирования у человека потребности в
дополнительном образовании, выступило появление педагогических систем с их
монистической и монологической позицией учителя как представителя
определенной педагогической истины.
Патриархальное семейное воспитание в идеальном виде представляет собой
устойчивую самодостаточную социальную функцию, по отношению к которой даже
церковно-религиозное образование оказывалось в роли дополнительного. Его
устойчивость и самодостаточность обеспечили ему выживание в течение не
только всего церковно-религиозного, но и значительного государственного
периода развития педагогики, и лишь отмена крепостного права и размывание
крестьянской общины сделали невозможным его дальнейшее существование в
традиционном виде.
Прежде всего выявилось, что значительная часть образовательных процессов
совершалась вне сферы внимания и влияния церкви, выступавшей основным
социальным субъектом образования в рассматриваемый период. Более того,
между церковным и внецерковным образованием возникало противостояние
(которому в немалой степени способствовал церковный раскол), в результате
которого образовательные процессы принимали скрытый, подспудный характер.
Эта сфера образования в соответствии с заявленным нами критерием должна
быть определена как сфера дополнительного образования населения.
Дополнительное образование населения отличалось от основного характером
образовательных потребностей, которые оно обслуживало: овладение грамотой и
письмом служило средством решения повседневных жизненных задач крестьянина,
а не совершения службы и знания Священного Писания, как это предполагалось
основным образованием.
Дополнительное образование в период развития государственной школы. Со
времен Петра I церковно-приходскую школу и училище сменяет и становится
доминирующей светская, государственная школа, перед которой ставится задача
воспитания работника, служащего, гражданина, а основным содержанием
образования становятся светские, научные знания.
В 1714 году были открыты цифирные школы для детей от 10 до 15 лет всех
сословий, кроме однодворцев. Они просуществовали недолго, однако школа,
преследующая государственные интересы и решающая .государственные задачи
подготовки служилых людей, в других формах продолжала развиваться по мере
укрепления светского государства, все более и более вытесняя дьячковские
школы и мастеров грамоты в сферу крестьянского сословия и ограничивая
область их распространения.
В других сословиях (дворянском, купеческом) потребность в дополнительном
образовании как отличном от государственного и церковного не исчезла совсем
и удовлетворялась посредством семейного воспитания и в частных, главным
образом иностранных, пансионах. П. Ф. Каптерев писал, что при Екатерине II
велась борьба со старыми дьячковскими школами и частными пансионами, в
которых учили плохо, поскольку большинство учителей-иностранцев были не
только не педагогами, но и мало образованными, а то и невеждами. Однако
государственных школ было мало, а на частные был постоянный запрос.
Отметим, что именно домашнее, частное, по сути дополнительное образование
явилось той базой, на которой стало возможным создание в 1755 году
Московского университета.
Достаточно длительная история выяснения отношений между государственными и
частными учебными заведениями предшествовала реформе образования 1804 года,
задуманной еще при Екатерине II и призванной разрешить противоречия между
государственными и частными учебными заведениями в пользу первых. Это стало
возможным за счет снятия ограничений (сословных, национальных) и создания
преемственности различных ступеней образовательной системы (приходское и
уездное училище, губернская гимназия, университет). В последующем тенденция
к преобладанию государственной школы над частной усилилась и стала еще
более явной. Был также утерян всесословный характер образовательной .
системы, придававший ей открытость и преемственность ступеней.
Вместе с тем отношения между самодеятельными (дьячковскими), частными
(прежде всего иностранными) школами, с одной стороны и государственными - с
другой становятся все более разносторонними. Необходимость в дополнительном
образовании возникает по все более многочисленным причинам - таким, как
содержание образования (классическое или реальное, религиозное или
светское), сословность образования, национальность учащегося,
профессиональная квалификация учителя, ограниченные финансовые возможности
государства в открытии новых учебных заведений.
Другими словами, чем более жесткой и разносторонней становилась
деятельность государства по контролю, регламентации и ограничению
возможностей получения того или иного вида образования, удовлетворению той
или иной образовательной потребности, тем больше причин способствовало
развитию дополнительного образования. Лишь в 1857 году было разрешено
открытие частных школ и пансионов, что возвестило начало нового этапа
развития российской школы - периода общественной педагогики.
Дополнительное образование в период общественной педагогики. Этот период
открывается статьей Н.И. Пирогова "Вопросы жизни" (1856 г.)[6], получившей
огромный резонанс в обществе. Статья вызвала самые противоречивые суждения
и положила начало обсуждению вопросов образования в новой общественной
ситуации, которая возникла вместе с окончанием николаевской эпохи и началом
социальных реформ. По этому поводу П. Ф. Каптерев писал: "Новая русская
педагогика вступила в борьбу с прежней государственной, с ее
односторонностью. Против основного догмата государственной педагогики -
задача воспитания заключается в подготовке законопослушного верноподданного
сообразно его сословию - новая педагогия выдвинула коренное положение:
воспитание и образование в своей сути общечеловечны и их задача подготовка
человека".[7]
Провозглашенный Н. И. Пироговым новый идеал и цель образования - оно
«должно готовить дитя быть человеком»[8] - вызвали недоумение общества и
правительства. "Разве вы не знаете, - говорили ему, - что людей собственно
нет на свете. Это одно отвлечение, вовсе не нужное для нашего общества. Нам
необходимы негоцианты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди". Однако
противопоставление общего образования профессиональному было оправданным
лишь в начале социальных реформ. Последовавший затем промышленный и
культурный подъем обусловил необходимость подготовки работников, знающих
свое дело, профессионалов, специалистов. Классическое, формальное
образование все более теснилось реальным, профессиональным. В ходе
начавшейся вскоре полемики о народной школе и национальной образовательной
системе выявилась недостаточность и непроработанность общечеловеческого
идеала воспитания и образования.
Одной из форм развития дополнительного образования стали в этот период
воскресные школы, целями и задачами которых были воспитание и обучение
грамоте. Они не имели каких-либо определенных средств для своего
существования, помещений для занятий, стабильного преподавательского
персонала, даже определенных учащихся. Внутренняя организация этих школ
строилась на принципе гуманности; школы управлялись собранием
преподавателей, на которых решались все хозяйственные и педагогические
вопросы; особое внимание уделялось тесным связям между учащими и учащимися,
ради чего исключались всякие наказания, необходимые внушения делались всем,
а не провинившимся; методы обучения создавались самими учителями на
основании существующих руководств; школы имели общеобразовательный характер
и тем отличались от воскресных школ Западной Европы как конфессиональных
учреждений.
Воскресные школы представляются первым проявлением общественного движения,
имеющего целью удовлетворение образовательных потребностей населения в
форме, отличной от государственных школ. Будучи порождением духовного
порыва передовой российской общественности, вдохновляемой идеей народного
просвещения, воскресные школы способствовали удовлетворению общественной
потребности не только учиться, но и учить. Они выступали формой
образования, альтернативной государственной, формальной, и тем самым были
первым проявлением массового дополнительного начального образования.
Однако в 1862 г. воскресные школы были закрыты "впредь до преобразования".
Как было указано в высочайшем повелении, "в последнее время обнаружено, что
под благовидным предлогом распространения в народе грамотности, люди
злоумышленные покушались в некоторых воскресных школах развивать вредные
учения, возмутительные идеи, превратные понятия о праве, собственности и
безверии"[9].
В истории дополнительного образования особое место занимает период конца
XIX - начала XX века, характеризующийся бурным развитием "вольной"
российской школы как негосударственной системы образования, учебные
заведения которой являлись частными или общественными.
Если воскресные школы в значительной мере были следствием общественного
энтузиазма и формой своеобразного братания интеллигенции с народом, то
негосударственное высшее образование возникло прежде всего под натиском
требований решения "женского вопроса" - устранения неравенства в области
женского образования. После отмены крепостного права и появления свободы
передвижения многие молодые женщины устремились за границу, где они
приобретали образование и образ мыслей, далекий от отечественных
представлений о добродетельной матери семейства, особенно тех, которые
культивировались в отечественных женских учебных заведениях. Под угрозой
оказывалась семья - оплот государства. Так женский вопрос приобрел
государственное значение.
Бурное общественное движение 50-60-х годов, отмена крепостного права,
либерализация образа жизни, переоценка традиционных культурных ценностей
привели к разрушению традиционных социальных структур, и прежде всего
патриархальной семьи и формируемого ею отношения к миру. Стал формироваться
в качестве основного тип буржуазной, городской семьи со свойственными ей
педагогическими принципами. В этих условиях возник вопрос о новой
социальной роли женщины.
Одним из следствий распада патриархальной семьи и традиционного семейного
воспитания явились учреждения дошкольного воспитания, образцом организации
которых в России стали фребелевские детские сады. А. С. Симонович, одна из
русских женщин, получивших образование в Швейцарии, следующим образом
описывает устройство и назначение детского сада: "Внешним образом
фребелевский детский сад основан по образу большой семьи, где дети - братья
и сестры, а воспитательница - ласковая, всезнающая, всегда готовая помочь
мать. Таким образом, фребелевский детский сад является дополнением
семейного воспитания в тех случаях, когда в семье не имеется других
подходящих по- возрасту детей, когда мать не имеет достаточного времени или
знания, чтобы руководить занятиями маленьких детей, когда в семье не
имеется свободного для игры помещения или копа житейские условия требуют
домашней тишины, которая сильно стесняет ребенка"[10]. Очень скоро все
перечисленные особенности станут основными характеристиками семьи, которая
сменит патриархальную.
В приведенном описании, на наш взгляд, очень точно употреблены слова
"внешним образом". Действительно, речь может идти только о внешнем сходстве
детского сада ' семьей, особенно патриархальной, потому что по сути
различия между ними радикальные: патриархат в воспитании сменился
своеобразным матриархатом - не только ведущая роль перешла от отца к
матери, но и сама фигура отца была устранена из воспитательного процесса.
По мере того как фигура женщины-матери выдвигалась на первый план не только
в семейном воспитании, но и в общественной жизни, в печальной необходимости
(идея детских садов выросла из детских приютов) стали видеть социальное
благо. И хотя большинство детских садов оставались скорее дневными
приютами, основным мотивом деятелей общественной педагогики оставался идеал
дошкольного воспитания: образованная воспитательница, садовница, которая
должна если не заменить мать, то во всяком случае играть ведущую роль в
воспитании ребенка, обеспечить "умственное и нравственное развитие под
руководством сведущих педагогов". Утверждению этих идей при всей их
привлекательности для женщин предшествовала ожесточенная полемика. Попытка
Ушинского еще в 1859 году реформировать оплот российского женского
образования - Смольный институт, окончилась тем, что он был вынужден
покинуть свой пост и выехать за границу. Неудача была обусловлена тем, что
он попытался провести в жизнь общесоциальные идеи в узкосословном,
дворянском учебном заведении, то есть там, где он менее всего мог
рассчитывать на успех.
Таким образом, разрушение традиционных семейных обязанностей женщины, с
одной стороны, и призывы к расширению ее образования - с другой привели к
появлению нетрадиционных образовательных потребностей, которые не могли
быть удовлетворены существующей системой образования. В конце 60х годов
государство разрешило создание дополнительных форм женского образования,
однако, по инициативе и на средства частных лиц и только с педагогическим и
врачебным направлением подготовки. На этой основе был создан Клинический
институт Н. В. Склифосовского и Э. Э. Эйхвальда (вольная медицинская
школа), Аларчинские и Владимирские женские курсы в Петербурге, Лубянские в
Москве. В 70е годы создаются Московские, Казанские, Киевские, Бестужевские
(в Петербурге) высшие женские курсы. В 1893 году в Петербурге открываются
Курсы воспитательниц и руководителей физического воспитания.
Дополнительное образование в сфере высшего образования. "Женский вопрос"
был лишь одним из многих факторов, обусловивших появление
негосударственного образования. Помимо ограничений на прием женщин в
учебные заведения, существовали политические, экономические, национальные,
сословные, религиозные и иные ограничения, которые также способствовали
возникновению негосударственных учебных заведений, решавших проблемы,
касавшиеся обоих полов и имевших общесоциальное значение.
Особенно бурное развитие общественно-педагогическое движение получило после
разрешения Николая II (декабрь 1905 года) открывать частные высшие учебные
заведения. В Москве на средства отставного генерал-майора А. Л. Шанявского
был открыт городской народный университет (1908 г.); открываются народные
университеты в Томске, Нижнем Новгороде, Киеве, Харькове. К февралю 1917
года в различных городах Российской империи насчитывалось уже 59
негосударственных высших учебных заведений. По количеству учебных заведений
вольная высшая школа сравнялась с государственной, насчитывавшей 65 вузов.
Общественный успех негосударственных учебных заведений в значительной мере
был обусловлен отсутствием ограничений при приеме абитуриентов: принимались
все желающие, достигшие 16летнего возраста, без различия пола.
вероисповедания и национальности и даже не имеющие аттестата о среднем
образовании. Появилась возможность получать или продолжать образование
людям, не имеющим возможности учиться в государственной системе
образования, нашли свое применение преподаватели, не имеющие или потерявшие
возможность работать в ней.
Помимо всеобщей доступности, в деятельности вольно школы проводились
принципы свободы преподавания и демократизации отношений между учащимися и
учащим, проявлявшиеся как в свободном выборе учебных курсов, та и в свободе
их построения, выбора методов и форм обучения. Однако такая свобода
покупалась не только отказом от субсидий, но и невозможностью выдачи
государственных дипломов об образовании, дающих право занимать определенные
должности (диплом 1 степени об окончании государственного вуза давал право
на чин Х класса, коллежского секретаря, учителя гимназии, а диплом 2
степени - чин XI класса, губернского секретаря, учителя уездного училища).
Вместе с тем несомненно, что подобные формы отвечали общественной
потребности в образовании, которое с полным правом можно назвать
дополнительным: слушатели шли на курсы, в школы и университеты за знаниями,
которые не могло дать официальное образование, мирясь с отсутствием
дипломов об окончании обучения.
Перейдем теперь к важнейшему, ограничению, которое порождало объективную
необходимость в дополнительном образовании.
Содержание образования как, фактор, обусловливающие развитие
дополнительного образования. Содержание образования отражало и выражало
интересы сословий и оставалось основной проблемой образования на всех
этапах его развития. Неудивительно, что оно постоянно оказывалось предметом
споров и разногласий.
В допетровские времена содержание образования определялось необходимостью
"править церковный чин", совершать службы и обряды в известном порядке,
нести в мир слово божье. В период петровских реформ проблема содержания
образования решалась в отношении светского и религиозного направлений.
Светское означало прежде всего пригодное для государевой службы.
В начале XIX века проблема содержания определяется борьбой сторонников
классического и реального образования. Начиная с пятидесятых - шестидесятых
годов, проблема общего и профессионального образования приобретает
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|