МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности дополнительного образования взрослых

    Особенности дополнительного образования взрослых

    Дипломная работа

    «Особенности дополнительного образования взрослых»

    Содержание

    1. План с. 4

    2. Введение с. 5-9

    3. Глава I. с. 10-53

    . Основные понятия андрагогики с. 10-13

    . История развития системы дополнительного

    образования взрослых в России с. 14-31

    . Андрагогическая модель обучения с. 32-37

    . Сравнение андрагогической и педагогической

    модели обучения (общее и особенное) с. 38-41

    . Основные андрагогические принципы обучения с. 42-44

    . Условия применения андрагогической модели обучения с. 45-51

    . Выводы с. 52-53

    4. Глава II. с. 54-79

    . Виды и формы андрагогического образования с. 54-71

    . Практическое изучение видов и форм андрагогического

    образования (Анализ результатов анкетирования

    и интервьюирования) с. 72-78

    . Выводы с. 79

    5. Заключение с. 80-83

    6. Приложение с. 84

    7. Библиография с. 85-87

    8. Словарь с. 88-89

    ПЛАН

    1. Введение

    2. Глава I. Педагогические условия применения андрагогической модели

    обучения.

    . Основные понятия андрагогики

    . История развития системы дополнительного образования взрослых в

    России

    . Андрагогическая модель обучения

    . Сравнение андрагогической и педагогической модели обучения (общее и

    особенное)

    . Основные андрагогические принципы обучения

    . Условия применения андрагогической модели обучения

    . Выводы

    3. Глава II. Практическое изучение видов, форм и уровней дополнительного

    образования взрослых.

    . Виды и формы андрагогического образования

    . Практическое изучение видов и форм андрагогического образования

    (Анализ результатов анкетирования и интервьюирования)

    . Выводы

    4. Заключение

    5. Приложение

    6. Библиография

    7. Словарь

    1. Введение

    В начале нашей работы мы хотим обратить внимание на актуальность выбранной

    темы как для педагогики, так и для экономики. Андрагогика (наука,

    занимающаяся проблемами образования взрослых) появилась как отдельная часть

    педагогики сравнительно недавно. Тем не менее, образование взрослых имеет

    свои особенности, связанные с возрастными, психологическими, социальными

    характеристиками взрослых. В данной работе будет рассмотрен лишь один

    аспект андрагогики –непрофессиональное образование взрослых. Т.е. мы

    изначально исключаем получивший в профессиональной педагогической

    литературе наиболее полное освещение аспект профессионального образования.

    Теперь, прибегнув к помощи социологии, попытаемся продемонстрировать

    значимость нашей темы для педагогики.

    В современном мире постоянно растёт безработица. Этот непреложный и

    одновременно печальный факт подтверждается социологическими исследованиями.

    Из доклада МОТ (Международной организации труда) за 2003 г.: «Количество

    безработных в мире в 2003 году достигло рекордного уровня в 186 млн.

    человек». По данным организации, безработица в промышленно развитых странах

    осталась на уровне 6,8%, в Латинской Америке — упала на 1% до 8%. В то же

    время, в Восточной Азии, Северной Африке и на Ближнем Востоке безработица

    возросла.

    Очевидно, Андрагогика может помочь людям в решении проблем отдельных видов

    безработицы. Притом при функционной* безработице улучить общее состояние

    способны различные курсы повышения квалификации, самообразование,

    интенсивные курсы без отрыва от производства и т.п.

    При структурном** типе безработицы необходимы более «радикальные и

    долгосрочные меры» -переквалификация и связанные с нею большие денежные

    затраты.

    Но не только из-за специфики безработицы актуальна в наши дни тема

    непрофессионального образования взрослых –всё наше общество устроено так,

    что для продвижения по профессиональной лестнице, для активного участия в

    жизни страны и социума сегодня категорически недостаточно просто получить

    профессиональное образование. Сегодня в нашем постиндустриальном обществе

    знания и умения в любых сферах требуют постоянного обновления. Чтобы «не

    отстать от жизни», нужно непрерывное совершенствование профессиональных и

    околопрофессиональных навыков.

    Целью данного исследования было изучение особенностей образования взрослых,

    выделение форм и методов андрагогики, их сравнение с формами и методами

    педагогики.

    Цель определила следующие задачи исследования:

    . Изучить педагогическую, методическую, социологическую и историческую

    литературу по вопросам образования взрослых.

    . Проанализировать практический опыт образования взрослых

    . Описать, сравнить, проанализировать, дать рекомендации по

    совершенствованию развития образования взрослых

    Для решения поставленных задач используются такие методы исследования как:

    1. Теоретический анализ литературы

    2. Анализ работы преподавателей, работающих в системе андрагогического

    образования

    3. Итервьюирование, анкетирование и наблюдение.

    В ходе нашей работы будет проведено исследование:

    Объектом исследования стала организация непрофессионального образования

    взрослых.

    Субъект исследования –взрослые, когда либо сталкивавшиеся на практике с

    теми или иными формами андрагогического образования.

    Гипотеза: Мы предполагаем, что андрагогическая модель обучения актуальна

    для системы современного непрерывного образования при соблюдении следующих

    условий:

    . Организация различных видов и форм обучения

    . Различные уровни обучения

    . Специальная подготовка кадров для андрагогической системы

    . Методическая поддержка

    . Удовлетворение различных целей обучения слушателей (для

    удовлетворения своих личных интересов, расширения кругозора; для

    общения; для формирования и совершенствования

    околопрофессиональных знаний, умений, навыков; получение новых

    актуальных для профессионального роста умений и навыков и т.п.)

    Мы полагаем, что результаты данного дипломного исследования могут быть

    интересны:

    . Начинающим специалистам, которые уже работают в сфере

    образования взрослых

    . Студентам и слушателям магистратуры, которые в дальнейшем хотят

    работать в сфере образования взрослых

    . Взрослым людям, которые хотят получить непрофессиональное

    дополнительное образование

    . Организаторам различных форм андрагогического обучения

    Примечание к используемой в данной работе терминологии:

    Понятие «андрагогическое образование» -относительно новое в педагогике,

    поэтому в части «История развития системы дополнительного образования

    взрослых в России» для его обозначения используется «дополнительное

    образование взрослых», которое также и дальше встречается в нашей работе и

    является ни чем иным, как тем же «андрагогическим бразованием».

    Глава I. Педагогические условия применения андрагогической модели обучения.

    § 1. Основные понятия андрагогики

    Возрастающая значимость образования взрослых - общепризнанный факт. В

    мире нет страны, которая не была бы в той или иной мере обязана ему своим

    технологическим, социально-экономическим, культурным прогрессом. Равно как

    и нет страны, которая бы не связывала свое будущее с его дальнейшим

    развитием. В текущем столетии образованию взрослых социологи отводят

    исключительно важную роль. Характерная тенденция исторических изменений в

    образовании взрослых - его усиливающееся содержательное и организационное

    обособление, выраженное в расширении сети учреждений, предназначенных

    исключительно для взрослого населения, в увеличивающемся многообразии

    предлагаемых ими программ. Как следствие этого глобального процесса,

    возникает и ширится круг реалий, которых нет в детском и юношеском

    образовании.

    По материалам ЮНЕСКО, приоритетная задача образования взрослых -

    обеспечить человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной

    творческой и приносящей удовлетворение жизни в современном динамично

    развивающемся обществе. Речь идет о постоянном, непрекращающемся развитии

    человека как работника, гражданина, личности, индивидуальности в течение

    всей его жизни. К настоящему времени сложилась определенная общность

    взглядов на роль образования взрослых в достижении согласованного прогресса

    личности и общества и на подходы к осмыслению путей его обновления.

    Задачей номер один, по выражению одного из крупнейших теоретиков и

    практиков образования взрослых, американского ученого М.Ш.Ноулза, стало

    "производство компетентных людей — таких людей, которые были бы способны

    применять свои знания в изменяющихся условиях, и... чья основная

    компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на

    протяжении всей своей жизни"[1]. Дело обучения, res studiorum, всегда

    бывшее многотрудным занятием, ныне становится еще более сложным,

    напряженным и тяжелым. Где путеводная нить Ариадны современного человека,

    стремящегося преодолеть свои проблемы при помощи обучения? Этой нитью

    является андрагогика ( от греч. aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж

    — + ago — веду) — наука об обучении взрослых[2].

    Возникновение андрагогики как отдельной отрасли педагогики обусловлено

    рядом причин различного характера. Создавая основы новой науки, ученые,

    прежде всего, учитывали объективные условия, вызвавшие потребность в

    развитии андрагогики.

    Во-первых, сам ход развития образования вел к завоеванию обучающимся

    ведущей роли в процессе своего обучения. Педагогика же исходила из

    принципиальной позиции, что обучаемый в выборе содержания образования

    занимает в основном пассивную позицию; исключение составляют только

    профильные классы (школы), характерные для старшеклассников; в то время как

    взрослый учащийся сознательно избирает не только содержание курса, но и

    формы, сроки и уровень обучения.

    Во-вторых, эволюция идей философской и психологической наук привела к

    осознанию ведущей роли человека во всех социальных процессах, в том числе и

    в образовании.

    В-третьих, достижения в области информационных технологий позволили по-

    новому организовать учебный процесс, что существенно видоизменило роли

    обучающегося и обучающего в процессе обучения.

    В-четвертых, эволюция педагогических концепций также вела к осознанию

    необходимости предоставления большей свободы обучаемому в процессе

    обучения.

    В-пятых, из-за разной ведущей деятельности у детей и взрослых,

    необходимо чётко разделять принципы андрагогической и педагогической

    моделей обучения.

    Наконец, физиология и психология доказали, что люди способны успешно

    обучаться практически на протяжении всей сознательной жизни.

    Окончательное формирование основ андрагогики было осуществлено в 1970-е

    годы в работах американского ученого М.Ш.Ноулза, англичанина П. Джарвиса,

    американца Р.М.Смита и группы молодых ученых из Ноттингемского

    университета. В 1970 г. Малколм Шеппард Ноулз издал фундаментальный труд по

    андрагогике "Современная практика образования взрослых. Андрагогика против

    педагогики"[3].

    Из чего же исходили вышеперечисленные ученые?

    Учитывая перечисленные выше объективные изменения образовательной сферы

    и достижения различных наук в понимании роли человека в своей

    жизнедеятельности, они исходили из основополагающего факта — принципиальных

    различий между взрослым и невзрослым человеком вообще и в процессе обучения

    в частности.

    1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения

    (потому он не обучаемый).

    2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, самостоятельности,

    к самоуправлению и осознает себя таковым.

    3. Взрослый обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным)

    опытом, который может быть использован в качестве важного источника

    обучения как его самого, так и его коллег.

    4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и

    достижения конкретной цели.

    5. Взрослый рассчитывает на безотлагательное применение полученных в

    ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств.

    6. Учебная деятельность обучающегося в значительной степени

    детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными,

    социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют

    процессу обучения.

    7. Процесс обучения взрослого организован в виде совместной

    деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: диагностики,

    планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции.

    Учитывая все вышесказанное, андрагогику необходимо определить как отрасль

    педагогики, занимающуюся обучением взрослых, обосновывающую деятельность

    обучающихся и обучающих по организации и реализации процесса обучения.

    § 2. История развития системы дополнительного образования взрослых в России

    Дополнительное образование взрослых является одной из наиболее интенсивно

    развивающихся структур непрерывного образования в экономически

    благополучных государствах. В то же время его важность для развития всей

    системы отечественного образования остается неоцененной в должной мере.

    Между тем основное и дополнительное образование взаимосвязаны и

    обуславливают развитие друг друга. Исторически дополнительное образование

    выполняло компенсирующую, факультативную функцию по отношению к основному.

    Сейчас можно утверждать, что соотношение между ними постепенно меняется на

    обратное.[4]

    В отличие от основного образования, задача которого в прошлом и в настоящем

    - ликвидация "абсолютной" неграмотности, главной социальной миссией

    дополнительного образования взрослых является ликвидация или предупреждение

    "относительной", функциональной неграмотности. При этом в системе

    дополнительного образования взрослых выработка, апробация и практическое

    использование инновационных педагогических технологий идут быстрее и

    интенсивнее, чем в основном образовании, которое по своей природе намного

    более консервативно. Данное положение подтверждают формы и методы активного

    обучения, мощный импульс распространению которых был дан в 70-80-х в

    системе дополнительного образования взрослых, повышения квалификации и

    переподготовки специалистов.1

    История российского образования представляет собой процесс взаимодействия

    основного и дополнительного образования, занимающих большую или меньшую

    часть всей образовательной сферы в зависимости от конкретных исторических

    условий и образовательных потребностей. Будем иметь в виду, что понимание

    особенностей и роли основного и дополнительного образования в разное время

    менялось и современное понимание может отличаться от прежнего.

    При этом под основным будем понимать образование, организованное и

    контролируемое в соответствии с интересами доминирующего общественного

    института; дополнительным к нему выступает образование, не отражающее эти

    интересы, противостоящее им или выходящее за их пределы.

    Помимо этого, в качестве определяющего признака основного образования мы

    выделяем функцию контроля и, соответственно, регламентации образовательного

    процесса. Стремление уйти от той или иной формы контроля, вырабатываемой

    основным образованием и свойственное как учащим, так и учащимся или их

    родителям, являлось одним из факторов порождения тех или иных форм

    дополнительного образования.

    В российской истории имела место сложная картина взаимодействия не только

    трех основных социальных субъектов образовательного процесса (церкви,

    государства и общества), но и стоящих за ними сословий, каждое из которых

    имело собственные интересы и образовательные потребности и ожидало особых

    условий их удовлетворения. Таковыми являлись помещики, купечество,

    промышленники, разночинцы, позднее –крестьянство, женщины, национальные и

    конфессиональные группы. Еще позже тон стали задавать нетрадиционные

    профессиональные группы, проводившие свою образовательную политику через

    министерства и ведомства.

    "Следы" дополнительного образования можно найти на любом из этапов

    отечественной истории; фактически оно возникло и развивалось вместе с

    основным.

    Образование в допетровской Руси носило религиозный характер; священник был

    учителем людей всех возрастов: его обязанность - "учить малых детей в доме,

    а всех - в храме". К священнику шли прихожане со своими жизненными

    проблемами, от него ожидали совета, ободрения, нравственной поддержки.

    Это нельзя назвать образованием в собственном смысле, поскольку основное

    обучение шло через повседневную жизнь прихожан, их нравы и традиции, а

    священник по сути дела выступал представителем иного образования -

    дополнительного по отношению к образу жизни большинства верующих,

    отвечающего на духовные потребности населения, -которые выходили за рамки

    повседневных забот и не удовлетворялись в практической жизни.

    Церковно-религиозное образование, организованное в виде приходской школы,

    было основным только по выбранному нами критерию - как отвечавшее интересам

    господствующего социального института. Однако по степени распространения

    эта форма образования была слабо развитой и не играла большой роли в

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.