Методика преподавания темы: Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов в 10 классе
применять увлажнители воздуха, заправляемые ежедневно дистиллированной или
прокипяченной питьевой водой.
2. Помещения с ВДТ и ПЭВМ перед началом и после каждого академического
часа учебных занятий, до и после каждого занятия в дошкольном учреждении
должны быть проветрены, что обеспечивает улучшение качественного состава
воздуха, в том числе и аэроионный режим.
3. Содержание вредных химических веществ в воздухе помещений
использования ВДТ и ПЭВМ в дошкольных и всех учебных заведениях, включая
вузы, не должно превышать среднесуточных концентраций для атмосферного
воздуха.
4. Запрещается проводить ремонт ВДТ и ПЭВМ непосредственно в рабочих,
учебных и дошкольных помещениях.
3.3.4.Требования к шуму и вибрации
1. При выполнении основной работы на ВДТ и ПЭВМ (диспетчерские,
операторские, расчетные кабины и посты управления, залы вычислительной
техники и др.) во всех учебных и дошкольных помещениях с ВДТ и ПЭВМ уровень
шума на рабочем месте не должен превышать 50 дБА.
2. Снизить уровень шума в помещениях с ВДТ и ПЭВМ можно использованием
звукопоглощающих материалов с максимальными коэффициентами звукопоглощения
в области частот 63—8000 Гц для отделки помещений (разрешенных органами и
учреждениями Госсанэпиднадзора России), подтвержденных специальными
акустическими расчетами.
Дополнительным звукопоглощением служат однотонные занавеси из плотной
ткани, гармонирующие с окраской стен и подвешенные в складку на расстоянии
15—20 см от ограждения. Ширина занавеси должна быть в 2 раза больше ширины
окна.
3.3.5.Требования к освещению помещений и рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ
1. Искусственное освещение в помещениях эксплуатации ВДТ и ПЭВМ должно
осуществляться системой общего равномерного освещения. В производственных и
административно-общественных помещениях, в случаях преимущественной работы
с документами, допускается применение системы комбинированного освещения (к
общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного
освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов).
2. Показатель ослепленности для источников общего искусственного
освещения в производственных помещениях должен быть не более 20, показатель
дискомфорта в административно-общественных помещениях не более 40, в
дошкольных и учебных помещениях не более 25.
3. Следует ограничивать неравномерность распределения яркости в поле
зрения пользователя ВДТ и ПЭВМ, при этом соотношение яркости между рабочими
поверхностями не должно превышать 3:1—5:1, а между рабочими поверхностями
стен и оборудования —10:1.
4. В качестве источников света при искусственном освещении должны
применяться преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ. При устройстве
отраженного освещения в производственных и административно-общественных
помещениях допускается применение металлогалогенных ламп мощностью до 250
Вт. Допускается применение ламп накаливания в светильниках местного
освещения.
5. Общее освещение следует выполнять в виде сплошных или прерывистых
линий светильников, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии
зрения пользователя при рядном расположении ВДТ и ПЭВМ. При периметральном
расположении компьютеров линии светильников должны располагаться
локализовано над рабочим столом ближе к его переднему краю, обращенному к
оператору.
6. Для освещения помещений с ВДТ и ПЭВМ следует применять светильники
серии ЛП036 с зеркализованными решетками, укомплектованные
высококачественными пускорегулирующими аппаратами (ВЧ ПРА). Допускается
применять светильники серии ЛП036 без ВЧ ПРА только в модификации
«Кососвет», а также светильники прямого света — П, преимущественно прямого
света— Н, преимущественно отраженного света — В. Применение светильников
без рассеивателей и экранирующих решеток не допускается.
7. Яркость светильников общего освещения в зоне углов излучения от 50
до 90 градусов с вертикалью в продольной и поперечной плоскостях должна
составлять не более 200 кд/кв. м, защитный угол светильников должен быть не
менее 40 градусов.
8. Светильники местного освещения должны иметь непроовечивающий
отражатель с защитным углом не менее 40 градусов.
9. Для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях
использования ВДТ и ПЭВМ следует проводить чистку стекол оконных рам и
светильников не реже двух раз в год и проводить своевременную замену
перегоревших ламп.
3.3.6.Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ
1. Рабочие места с ВДТ и ПЭВ по отношению к световым проемам должны
располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно
слева.
2. Схемы размещения рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ должны учитывать
расстояния между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла
поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора), которое
должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями
видеомониторов — не менее 1,2 м.
3.Оконные проемы в помещениях использования ВДТ и ПЭВМ должны быть
оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей внешних
козырьков и др.
4. Рабочие места с ВДТ и ПЭВМ при выполнении творческой работы,
требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации
внимания, следует изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5—2,0
м.
5. Шкафы, сейфы, стеллажи для хранения дисков, дискет, комплектующих
деталей, запасных блоков ВДТ и ПЭВМ, инструментов следует располагать в
подсобных помещениях, для учебных заведений — в лаборантских.
При отсутствии подсобных помещений или лаборантских допускается
размещение шкафов, сейфов и стеллажей в помещениях непосредственного
использования ВДТ и ПЭВМ при соблюдении требований к площади помещения и
требований, изложенных в настоящем разделе.
6. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное
размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его
количества и конструктивных особенностей (размер ВДТ и ПЭВМ, клавиатуры,
пюпитра и др.), характера выполняемой работы. При этом допускается
использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным
требованиям эргономики.
7. Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание
рациональной рабочей позы при работе на ВДТ и ПЭВМ, позволять изменять позу
с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и
спины для предупреждения развития утомления.
Тип рабочего стула (кресла) должен выбираться в зависимости от
характера продолжительности работы с ВДТ и ПЭВМ с учетом роста
пользователя.
8. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и
регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию
спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра
должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.
9. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла)
должна быть полумягкой, с нескользящим, неэлектризующимся и
воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнения.
10. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на
оптимальном расстоянии 600—700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров
алфавитно-цифровых знаков и символов.
11. В помещениях с ВДТ и ПЭВМ ежедневно должна проводиться влажная
уборка.
12. Помещения с ВДТ и ПЭВМ должны быть оснащены аптечкой первой помощи
и углекислотными огнетушителями.
3.3.7. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ
для учащихся средних и высших учебных заведений
1. Помещения для занятий с использованием ВДТ и ПЭВМ в средних и
высших учебных заведениях должны быть оборудованы одноместными столами,
предназначенными для работы на ПЭВМ и ВДТ.
2. Стол преподавателя о ВДТ или ПЭВМ и двумя тумбами-приставками для
размещения графопроектора и принтера должны устанавливаться на подиуме.
3. Цветной демонстрационный телевизор (экран по диагонали — 61 см)
следует располагать в учебных помещениях слева от экрана кодоскопа или
компьютерной классной доски и монтировать на кронштейне на высоте 1,5 м от
пола, при этом расстояние от экрана до рабочих мест учащихся должно быть не
менее 3,0 м.
4. Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ и ВДТ должна
предусматривать:
две раздельные поверхности: одна горизонтальная для размещения ПЭВМ и ВДТ с
плавной регулировкой по высоте в пределах 520—760 мм и вторая — для
клавиатуры о плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15
градусов с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12— 15
градусов), что способствует поддержанию правильной рабочей позы учащимися и
студентами, без резкого наклона головы вперед,
ширину поверхности для ПЭВМ, ВДТ и клавиатуры не менее 750 мм (ширина обеих
поверхностей должна быть одинакова) и глубину не менее 550 мм,
опору поверхности для ПЭВМ или ВДТ и для клавиатуры на стояк, в котором
должны находится провода электропитания и кабель локальной сети. Основание
стояка следует совмещать с подставкой для ног, — отсутствие ящиков, —
увеличение ширины поверхностей до 1200 мм при оснащении рабочего места
принтером.
5. Высота края стола, обращенного к работающему с ПЭВМ и ВДТ, и высота
пространства для него должны соответствовать росту учащихся или студентов в
обуви.
6. При наличии высокого стола и стула, не соответствующего росту
учащихся или студентов, необходимо обязательно пользоваться регулируемой по
высоте подставкой для ног.
7. Уровень глаз при вертикально расположенном экране ВДТ должен
приходиться на центр или 2/3 высоты экрана. Линия взора перпендикулярна
центру экрана, и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего
через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать ±5
градусов, допустимое ±10 градусов,
8. Рабочее место с ПЭВМ и ВДТ должно оборудоваться стулом, основные
размеры которого должны соответствовать росту учащихся или студентов в
обуви.
3.3.8. Требования к организации режима учебных и внеучебных занятий с ВДТ и
ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ
детей дошкольного возраста
1. Для учащихся X—XI классов по основам информатики и вычислительной
техники должно быть не более 2 уроков в неделю, а для остальных классов — 1
урока в неделю с использованием ВДТ и ПЭВМ.
2. Непрерывная длительность занятий непосредственно с ВДТ и ПЭВМ не
должна превышать:
для учащихся 1 класса (6 лет) — 10 минут;
для учащихся II—V классов — 15 минут; — для учащихся VI—VII классов — 20
минут;
для учащихся VIII—IX классов — 25 минут;
для учащихся X—XI на первом часу учебных занятий — 30 минут, на втором — 20
минут.
3. Работа с ВДТ и ПЭВМ должна проводиться в индивидуальном ритме и
темпе.
4. После установленной длительности работы на ВДТ и ПЭВМ должен
проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на
переменах — физические упражнения для профилактики общего утомления.
5. Длительность перемен между уроками должна быть не менее 10 минут,
во время которых следует проводить сквозное проветривание с обязательным
выходом учащихся из класса (кабинета).
6. При производственном обучении учащихся старших классов с
использованием ПЭВМ и ВДТ в учебно-производственном комбинате или других
учреждениях 50% времени следует отводить на теоретические занятия и 50%
времени — на практические.
7. Время производственной практики учащихся старших классов во
внеучебное время с использованием ПЭВМ и ВДТ должно быть ограничено для
учащихся старше 16 лет 3 часами, а для учащихся моложе 16 лет — 2 часами, с
обязательным соблюдением режима работы и проведением профилактических
мероприятий: гимнастики для глаз через 20—25 минут и физических упражнений
через 45 минут во время перерыва.
8. Занятия в кружках с использованием ПЭВМ и ВДТ должны
организовываться не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий
в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.
9. Занятия в кружках с использованием ПЭВМ и ВДТ должны проводиться не
чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
для учащихся II—V классов (7—10 лет) не более 60 минут,
для учащихся VI класса и старше — до 90 минут.
Недопустимо отводить время всего занятия для проведения компьютерных
игр с навязанным ритмом. Разрешается их проводить в конце занятия
длительностью до 10 минут для учащихся II—V классов и 15 минут для более
старших учащихся.
10. Условия и режим дня в школах юных программистов, организуемых в
период школьных каникул в течение 2—4 недель, должны соответствовать
санитарным нормам и правилам «Устройство, содержание и организация режима
детских оздоровительных лагерей».
11. Занятия с ПЭВМ и ВДТ в школах юных программистов не должны быть
более 6 дней в неделю, седьмой день недели отводится для отдыха, без работы
на ПЭВМ и ВДТ 9.4.12. Общая продолжительность занятий с ПЭВМ или ВДТ в
школах юных программистов должна быть в течение дня ограничена: —для
учащихся 8—20 лет одним занятием в первую половину дня продолжительностью
не более 45 минут, — для учащихся 11—13лет двумя занятиями по 45 минут:
одно — в первой половине дня и другое — во второй половине дня,
для учащихся 14^-16 лет тремя занятия -ми по 45 минут каждое: два — в
первой половине дня и одно — во второй половине дня.
12. Через 20 минут работы на ПЭВМ или ВДТ следует проводить гимнастику
для глаз. Между двумя занятиями следует устраивать перерыв в течение 15
минут, во время которого организовывать подвижные игры или физические
упражнения с проведением комплекса упражнений для снятия локального и
общего утомления.
13. В школах юных программистов компьютерные игры с навязанным ритмом
допускается проводить не более одного раза в день продолжительностью:
до 10 минут для детей младшего школьного возраста,
до 15 минут для детей среднего и старшего школьного возраста.
Запрещается проводить компьютерные игры перед сном.
14. В дошкольных учреждениях продолжительность занятий с
использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не
должна превышать 7 минут и для детей 6 лет — 10 минут.
15. Компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях следует
проводить не чаще двух раз в неделю в дни наиболее высокой
работоспособности детей: во вторник, среду и четверг. После занятый следует
проводить гимнастику для глаз.
16. Че допускается проводить занятия с ПЭВМ и ВДТ в дошкольных
учреждениях за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других
оздоровительных мероприятий.
17. Занятия дошкольников с использованием ПЭВМ или ВДТ должны
проводиться методистом или в его присутствии.
18. Занятиям с ПЭВМ или ВДТ должны предшествовать спокойные игры,
проводимые в зале, расположенном смежно с помещением, где установлены
компьютеры.
19. Запрещается использование одного ВДТ или ПЭВМ для двух или более
детей независимо от их возраста.
Допустимые значения параметров неионизирующих электромагнитных излучений
|Наименование параметров до 01.01.07 |Допустимое |
| |значение |
|Напряженность электромагнитного поля по электрической|10 В/м |
|составляющей на расстоянии 50 см от видеомонитора | |
|Напряженность электромагнитного поля по магнитной |0,3 А/м |
|составляющей на расстоянии 50 см от поверхности | |
|видеомонитора | |
|Напряженность электростатического поля не должна |20 кВ/м 15 кВ/м |
|превышать: —для взрослых пользователей —для детей | |
|дошкольных учреждений и учащихся средних специальных | |
|и высших учебных заведений | |
|Наименование параметров с 01.01.97 |Допустимое |
| |значение |
|Напряженность электромагнитного поля на расстоянии 50|25 В/м 2,5 В/м |
|см вокруг ВДТ по электрической составляющей должна | |
|быть не более: — в диапазоне частот 5 Гц—?кГц — в | |
|диапазоне частот 2—400 кГц | |
|Плотность магнитного потоа дожна быть не более: — в |250 нТл 25нТл |
|диапазоне частот 5 Гц—2кГц — в диапазоне частот 2—400| |
|кГц | |
|Поверхностный электростатический потенциал не должен |500В |
|превышать | |
Оптимальные и допустимые параметры температуры и относительной влажности
воздуха в помещениях с ВДТ и ПЭВМ во всех учебных и дошкольных учреждениях
|Оптимальные параметры |Допустимые параметры |
|Температура, |Относительная |Температура, |Относительная |
|градусы С |влажность, % |градусы С |влажность, % |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|