Методика преподавания темы: Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов в 10 классе
формате.
8.1. Установите масштаб 75%.
8.2. Скопируйте значения Y из столбца F в столбцы К, L, M, N.
Для этого воспользуйтесь правой кнопкой мыши. Откроется контекстно-
зависимое меню, где нужно выбрать пункт Копировать значения.
8.3. В столбце К задайте формат, в котором отражаются две значащие
цифры после запятой 0,00.
8.4. В столбце L задайте формат Научный .
8.5. В столбце М задайте формат Процент.
8.6. В столбце N установите собственный (Пользовательский) формат -
четыре знака после запятой:
Формат, Ячейки, Число, код: 0,0000, ОК.
8.7. Оформите блок К2:N24 в стиле оформления основной и
вспомогательной таблиц (заголовок, обрамление, заполнение, шрифт).
Задание 9. Предъявите результат работы учителю. Вид экрана
представлен на Рисунке 5.
Задание 10. Сохраните файл под старым именем work2_2.xls.
Задание 11. Распечатайте таблицу на принтере, предварительно
просмотрев ее вид на экране.
Печать таблицы на экране и принтере
Прежде чем распечатать таблицу, неплохо убедиться в том, что она
выглядит так, как вы хотите. Excel позволяет сделать это.
Для этого необходимо выполнить команду меню Файл, Просмотр или
щелкнуть по кнопке Просмотр панели инструментов Стандартная, функция
предварительного просмотра выводит таблицу на экран, но ошибки исправлять
не позволяет. Для исправления прийдется вернуться в обычный режим
представления на экране, но в режиме просмотра (Рисунок 5.) можно выполнить
очень полезные операции: изменить параметры страницы, установленные поля и
разбивку на страницы; начать печать.
Функция предварительного просмотра позволит вам сэкономить время,
бумагу и избежать ненужных разочарований.
11.1. Задайте режим предварительного просмотра.
С помощью кнопки Просмотр панели инструментов Стандартная.
11.2. Щелкните по кнопке Страница и в окне параметров выберите
ландшафтную ориентацию.
11.3. Щелкните по кнопке Поля; на экране будут видны линии,
обозначающие поля.
Установите указатель мыши на второй квадратик, расположенный слева по
вертикали. Нажмите и не отпускайте левую кнопку мыши.
Внизу вы увидите цифры 2,50. Это высота установленного в данный
момент верхнего поля.
Измените высоту верхнего поля на 3,00.
Этот способ может использоваться для изменения любого поля в режиме
предварительного просмотра.
Измените ширину левого поля на 1,00.
Измените ширину полей таблицы таким образом, чтобы все данные в них были
видны и таблица полностью помещалась на странице.
11.4. Убедитесь в том, что принтер подключен к вашему компьютеру и
работоспособен.
11.5. Нажмите на кнопку Печать.
Задание 12. Завершите работу с Excel.
Задание 13. Подведите итоги.
Проверьте:
знаете ли вы, что такое: функции Excel; форматы чисел;
умеете ли вы: защищать информацию в таблице; использовать функции;
Если нет, то еще раз внимательно перечитайте соответствующие разделы
работы.
Предъявите учителю:
краткий конспект;
файл work2_2.xls на экране и на рабочем диске в личном каталоге;
распечатку таблицы work2_2.xls.
Алгоритмическая последовательность №4 на тему:
«Составление штатного расписания хозрасчетной больницы»
Цели работы:
научиться использовать электронные таблицы для автоматизации расчетов;
закрепить приобретенные навыки по заполнению, форматированию и печати
таблиц.
Постановка задачи: заведующий хозрасчетной больницей должен составить
штатное расписание, т. е. определить, сколько сотрудников, на каких
должностях и с каким окладом он должен принять на работу. Общий месячный
фонд зарплаты составляет $10 000.
Построим модель решения этой задачи.
Поясним, что является исходными данными. Казалось бы, ничего не дано,
кроме общего фонда заработной платы. Однако заведующему больницей известно
больше: он знает, что для нормальной работы больницы нужно 5—7 санитарок,
8—10 медсестер, 10—12 врачей, 1 заведующий аптекой, 3 заведующих
отделениями, 1 главный врач, 1 заведующий хозяйством, 1 заведующий
больницей. На некоторых должностях число людей может меняться. Например,
зная, что найти санитарок трудно, руководитель может принять решение о
сокращении числа санитарок, чтобы увеличить оклад каждой из них.
Итак, заведующий принимает следующую модель задачи. За основу берется
оклад санитарки, а все остальные вычисляются исходя из него: во столько-то
раз или на столько-то больше. Говоря математическим языком, каждый оклад
является линейной функцией от оклада санитарки: А(С+В, где С — оклад
санитарки; А и В—- коэффициенты, которые для каждой должности определяются
решением совета трудового коллектива.
Допустим, совет решил, что
медсестра должна получать в 1,5 раза больше санитарки (А=1,5, В=0);
врач — в 3 раза больше санитарки (В=0, А=3);
заведующий отделением — на $30 больше, чем врач (А=3, В=30);
заведующий аптекой — в 2 раза больше санитарки (А=2, В=0);
заведующий хозяйством —на $40 больше медсестры (А=1.5, В=40);
главный врач — в 4 раза больше санитарки (А=4, В=0);
заведующий больницей — на $20 больше главного врача (А=4, В=20).
Задав количество человек на каждой должности, можно составить
уравнение: Nl((Al(C+BI)+N2((A2(C+B2)+...+N8((A8(C+B8)=10000,
где N1 — количество санитарок; N2 — количество медсестер и т. д.
В этом уравнении нам известны А1...А8 и В1...В8, а неизвестны С и
NI...N8.
Ясно, что решить такое уравнение известными методами не удастся, да и
единственно верного решения нет. Остается решать уравнение путем подбора.
Взяв первоначально какие-либо приемлемые значения неизвестных, подсчитаем
сумму. Если эта сумма равна фонду заработной платы, то нам повезло. Если
фонд заработной платы превышен, то можно снизить оклад санитарки либо
отказаться от услуг какого-либо работника и т. д.
Проделать такую работу вручную трудно. Но вам поможет электронная
таблица.
Ход работы
1. Отведите для каждой должности одну строку и запишите названия
должностей в столбец А (см. Рисунок 1 — пример заполнения таблицы).
2. В столбцах В и С укажите соответственно коэффициенты А и В.
3. В ячейку Н5 занесите заработную плату санитарки (в формате с
фиксированной точкой и двумя знаками после нее).
4. В столбце D вычислите заработную плату для каждой должности по
формуле А*С+В.
Обратите внимание! Этот столбец должен заполняться формулами с
использованием абсолютной ссылки на ячейку Н5, в которой указана зарплата
санитарки. Изменение содержимого этой ячейки должно приводить к изменению
содержимого всего столбца D и пересчету всей таблицы.
5. В столбце Е укажите количество сотрудников на соответствующих
должностях в соответствии со штатным расписанием.
6. В столбце F вычислите заработную плату всех рабочих данной
должности. Тогда сумма элементов столбца F даст суммарный фонд заработной
платы.
Данные в столбцах D, F должны быть представлены в формате с
фиксированной точкой и двумя знаками после нее.
7. Если расчетный фонд заработной платы не равен заданному, то
внесите изменения в зарплату санитарки или меняйте количество сотрудников в
пределах штатного расписания, затем осуществляйте перерасчет - до тех пор,
пока сумма не будет равна заданному фонду.
8. Сохраните таблицу в личном каталоге под именем work_3.xls.
9. После получения удовлетворительного результата отредактируйте
таблицу.
См. Рисунок 2 — пример оформления штатного расписания больницы без
подобранных числовых значений.
9.1. Оставьте видимыми столбцы А, D, Е, F.
Столбцы В, С можно скрыть, воспользовавшись пунктом меню Формат.
столбец, Скрыть.
9.2. Дайте заголовок таблице “Штатное расписание хозрасчетной
больницы” и подзаголовок “зав. больницей Петров И. С.”.
9.3. Оформите таблицу, используя автоформатирование. Для этого:
выделите всю таблицу, включая заголовки;
выберите пункт меню Формат, Автоформат (см. Рисунок 3);
выберите удовлетворяющий вас формат.
10. Сохраните отредактированную таблицу в личном каталоге под именем
hospital.xls.
11. Распечатайте отредактированную таблицу hospital.xls.
Воспользуйтесь режимом предварительного просмотра. При просмотре выберите
ландшафтное расположение и подберите оптимальную ширину полей.
Предъявите учителю:
файл work_3.xls на экране;
распечатанный файл hospital.xls.
3.2 Материально-техническое обеспечение компьютерного класса.
Требование пакета Microsoft Office к программному и аппаратному
обеспечению
Материально-техническое обеспечение компьютерного класса
Прежде чем рассматривать возникшее недавно направление компьютерного
обучения, определим предмет обсуждения, потому что многие авторы
публикаций, посвященных компьютерным технологиям, в основном рассматривают
программную часть. Здесь возникает ситуация, похожая на ту, когда
возможности характеристик автомобиля оцениваются без учета характеристик
двигателя. Уровень образовательной системы определяется в равной степени не
только программой, но и аппаратной составляющей. Поэтому уместно ввести
понятие обучающей системы как совокупности программных и аппаратных
средств.
Под аппаратурой понимается компьютер как совокупность средств,
обеспечивающих ранение, ввод/вывод, модификацию текстовой, графической,
аудио- и видеоинформации. Программное обеспечение это управляющая среда,
которая, в зависимости от возникающей ситуации, адекватно реагирует на
действия обучаемого. Компьютерная программа учебного назначения это любое
программное средство, специально разработанное или адаптированное для
применения в обучении. Выбирая конкретную модель персонального компьютера
ПК для выполнения образовательных задач, необходимо остановиться на
варианте, который при минимальных затратах соответствовал бы требованиям,
предъявляемым при решении подобных задач.
На возможности компьютеров, призванных решать образовательные задачи,
влияют следующие компоненты аппаратуры:
•тип процессора;
•кэш-память;
•тип шины;
•размер и характеристики оперативной памяти;
•параметры внешних носителей информации;
•звуковые адаптеры;
•видеоадаптеры;
•периферия.
Наиболее популярными в настоящее время в России являются компьютеры,
совместимые с IBM PS, поэтому ниже они будут рассмотрены более подробно.
Процессор. В совместимых IBM PS компьютерах используются процессоры
фирмы INTEL или им подобные. Каждый тип процессора имеет свое обозначение,
которое заканчивается двузначной цифрой 86, 87 и др. Полное обозначение
процессора выглядит следующим образом: INTEL8086 (либо i8086). За
сравнительно короткий период фирма INTEL выпустила целый ряд процессоров -
i8086, i8088, i80186, i80286, i80386, i80486, i80586 (PENTIUM), i80686 (P-6
или PENTIUM PRO). Сегодня на завершающей стадии разработки процессор P-7.
Процессоры в - i8086, i8088, i80186 имеют аналогичную внутреннюю
структуру, позволяющую обрабатывать. 16-разрядные слова Принципиальные
различия между этими устройствами заключаются в следующем:
•i8086 работает с 16-разрядными словами данных;
•i8088 по организации идентичен предыдущему: но обмен информацией за
пределами процессора осуществляется только байтами, что существенно снижает
производительность ПК, но, с другой стороны, упрощает его схему;
•i80186 включает в свой состав схемы процессора, идентичного i8086, и
математического сопроцессора, обмен данными ведется с 16-разрядными
словами. Для совместной работы с i8086 и i8088 используется сопроцессор
i8087 (ускоритель при работе со специальной математикой), который
увеличивает производительность. Первые ПК типа IBM PC и PC/XT (eXTended
version - расширенная версия) были укомплектованы процессорами i8086, i8088
и i80186, которые позволяли работать с оперативной памятью объемом до 640
Кб (основной). Частота работы процессора определяет производительность
процессора.
•Процессор i80286 (или i80286) стал основой для создания компьютера
IBM PC/AT (Advanced Technology усовершенствованная технология). Основные
особенности данного процессора заключаются в том, что, хотя обмен с памятью
ведется 16-разрядными словами, шина адреса теоретически может иметь 24
разряда (возможность адресации к 16 Мб памяти), но практически реализуется
двадцатиразрядная адресная шина (1 Мб ОЗУ). Частота работы процессора от 8
до 20 мГц. Для эффективного выполнения математических вычислений
предназначен сопроцессор i287.
•Вслед за i286 были выпущены несколько типов процессоров с номером
i386 (или i80386), за которыми указывается буквенное обозначение DX или SX.
Общим для 386 процессоров является то, что они обрабатывают 32-разрядные
слова, а отличие заключается в длине слов, которыми они обмениваются с
памятью и внешними устройствами: i386 имеет "широкую" шину, то есть за одно
обращение к памяти обрабатывается 32-разрядное слово, а i386SX с узкой
шиной ведет обмен 16-разрядными словами. Частота работы этих процессоров
составляет от 16 до 40 мГц. При равной частоте i386DX примерно в полтора
раза производительней i386SX. Процессор может дополняться математическим
сопроцессором i387 (с обозначением DX и SX соответственно. Тридцать два
разряда адресной шины позволяют адресовать до 4 Гб памяти.
•Следующий процессор, i486, также имеет несколько типов. Первоначально
был выпущен i486DX, в кристалле которого размещаются:
•процессор i386;
•сопроцессор i387;
•схема управления кэш-памятью;
•дополнительные схемы управления.
Кроме конструктивных особенностей необходимо отметить иную организацию
процесса обработки команд по сравнению с предыдущими вариантами.
Процессоры i486 работают на частоте 25, 33 и 50 мГц. Выпускаются также
процессоры, работающие на удвоенной частоте, у которых при использовании
внутренней кэш-памяти частота процессоров удваивается, а при работе с
данными за пределами процессора остается неизменной. Такие процессоры имеют
обозначения i486DX2-50 (или 66, 100). Одновременно выпускаются процессоры
i486 с упрощенной за счет уменьшения кэш-памяти до 1 Кб и отсутствия
сопроцессора схемой. Такие процессоры обозначаются как i486SX .
Под кэш-памятью (cache) понимается очень быстродействующая буферная
память, размещенная между процессором и оперативной памятью (ОЗУ), которая
используется для сокращения времени обмена информацией между ОЗУ и
процессором. Объем памяти типа кэш составляет:
64 128 Кб для i386;
128 256 Кб для i486;
512 Кб для PENTIUM и P6.
Практика показывает, что оптимальным является объем не менее 128 Кб.
Следует отметить, что в прошлом году фирмы, занимающиеся выпуском
процессоров этой серии прекратили их выпуск ниже i486. Одновременно начат
выпуск процессоров i80586 (PENTIUM), который обеспечивает удвоенную
производительность по сравнению с i486DX2- 66.
И, наконец, последнее детище фирмы INTEL процессор P6 (i80686 или
PENTIUM PRO) с производительностью вдвое большей, чем PENTIUM. Тактовая
частота 200, 180, 166, 150 мГц. Уже сейчас он завоевывает рынок. Оценить
степень сложности этого процессора можно, если сравнить количество
транзисторов в схемах процессоров разных поколений. Если i486 содержал в
себе несколько тысяч транзисторов, то P6 имеет на двух кристаллах поистине
фантастическое количество 5.5 млн.
Всеобщая болезнь это зацикливание только на IBM PC. Между тем большую
работу по созданию обучающих систем ведут программисты для компьютеров
Macintosh. Если учесть, что фирма Apple недавно выпустила целую серию
русскоязычных обучающих пакетов на CD-ROM, то следует обратить внимание
INTEL на этот компьютер. Тем более, что оптические диски распространяются
бесплатно. В комплект входят мультимедийные пакеты по естественно-научным,
лингвистическим INTEL филологическим дисциплинам.
Оперативная память. В персональных компьютерах выполнена на
интегральных схемах и характеризуются двумя параметрами: объемом для
хранения информации (в битах, байтах и их производных килобайтах Кб,
мегабайтах Мб, гигабайтах Гб) и временем доступа к элементам оперативной
памяти. Кроме этого модули памяти, выпущенные разными фирмами, отличаются
возможностью контроля и исправления ошибок при хранении информации. Это
определяет с одной стороны надежность ОЗУ, а с другой стороны стоимость 1
Мб памяти. Оперативная память разделяется на зоны; основная память (640
Кб), дополнительная память (Expanded Memory Specification EMS) и
расширенная память (extended Memory Specification XMS). Время обращения в
современных микросхемах составляет 60 80 нанасекунд.
Шина (или магистраль) является связующим компонентом между элементами
компьютера по ней передаются адреса ячеек, ОЗУ информация и управляющие
инструкции. В персональных компьютерах используются, в зависимости от типа
процессора три вида шин:
•XT-bus i8086, i8088 (по этой шине на частоте 4.77 МГУмГц передается
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|