МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Коллектив, история и современность

    деятельность так называемых неформальных лидеров, а, следовательно, и

    наличие двойных, а нередко и тройных систем ценностей и отношений, эту

    модель нельзя игнорировать. Яркая личность, ее индивидуальный опыт могут в

    силу тех или иных причин оказаться привлекательными в глазах членов

    коллектива. Эта привлекательность чаще всего обусловлена личностными

    качествами, необычностью суждений или поступков, оригинальностью статуса

    или позиции. В таком случае социальный опыт коллектива может измениться.

    Этот процесс может иметь двойственный характер и приводить как к обогащению

    социального опыта коллектива, так и к обеднению его, если новый кумир

    становится неформальным лидером и ориентирует коллектив на более низкую

    систему ценностей, чем та, которой коллектив уже достиг.

    Психологи и педагоги отмечают распространенную позицию членов школьных

    коллективов, при которой индивидуализм проявляется в скрытой,

    завуалированной форме. Есть немало школьников, весьма охотно берущихся за

    предложенную работу, особенно ответственную. Блеснуть, быть у всех на виду,

    показать свое превосходство над другими и нередко за счет других — частый

    мотив их усердия. Их не печалит плохое состояние дел в коллективе, иногда

    даже радуют общие неудачи класса, так как на этом фоне ярче блестят их

    собственные достижения.

    Разумеется, рассмотренными моделями не исчерпывается все огромное

    многообразие отношений личности и коллектива, к анализу которого в каждом

    конкретном случае надо подходить во всеоружии знания психологических

    механизмов мотивации деятельности и поведения личности, а также

    закономерностей социальной педагогики и психологии.

    В структуру отдельных современных школ могут входить также временные

    коллективы. Такими временными коллективами могут быть различные кружки,

    коллективы художественной самодеятельности и т.д. В последнее время, у школ

    нашей республики, особый интерес появился к органам ученического

    самоуправления. Что стало заметным благодаря вхождению в официальную

    структуру отдельных школьных коллективов: классных старост, ученических

    комитетов и т.д.

    Но из всех вышеупомянутых, наиболее признанным и стабильным звеном в

    официальной структуре школьного коллектива является коллектив класса, в

    рамках которого протекает основная деятельность школьников – учение. Именно

    в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть

    межличностных связей и отношений. В силу этого он выполняет роль того

    своеобразного фундамента, на базе которого формируются различные, в том

    числе и не формальные, школьные коллективы.

    Последние образуются, из-за того, что в любом школьном классе

    независимо от возраста его членов и их сплочённости есть микрогруппы,

    связанные неформальными отношениями. В одном классе, как правило,

    существует несколько неформальных групп. Такую ситуацию можно объяснить

    тем, что эмоциональный и временной ресурс человека ограничен[90], в связи,

    с чем группа более 8 человек распадается на более мелкие[91]. Учитывая эти

    особенности, существование ученического коллектива с идентичной, формальной

    и неформальной структурой возможно лишь как исключение из правил. Так как

    формирование неформального коллектива зависит, прежде всего, от личных

    симпатий, определённых общих интересов, в такой неформальный коллектив

    нередко входят ученики из нескольких классов. На фоне неформальных групп

    общешкольного коллектива или класса может выделиться одна или несколько

    лидирующих групп, которые обладают наибольшим авторитетом. Благодаря такому

    своему положению при трансформации ценностей коллектива под влиянием малых

    групп позиция лидирующих групп в формировании общественного мнения,

    рангового положения школьников в системе неформальных отношений, как

    правило, оказывается доминирующей, что, безусловно, не должно оставаться

    без внимания педагогов. Педагоги должны постоянно отслеживать неформальную

    структуру коллектива школы и предупреждать появление неформальных

    лидирующих групп с негативной системой ценностей. Кроме этого большое

    значение имеет знание педагогами рангового положения школьников в системе

    неформальных отношений при распределении формальных обязанностей. Важным

    является соответствие неформальной и формальной позиции ученика в

    ученическом коллективе, особенно при назначении лидера. По мнению

    А.В.Петровского[92] таким человеком должно быть наиболее референтное для

    группы лицо в отношении совместной предметной деятельности, некий общий для

    группы средний член межличностных отношений оказывающий влияние на её

    эффективность. В коллективе могут существовать и другие лица, занимающие

    те или иные официальные и неофициальные роли и позиции о которых уже

    упоминалось выше. Круг таких ролей и позиций может быть достаточно широк

    и зависит от возложенных на ученика обязанностей, и внутриколлективных

    взаимоотношений.

    Для более полного рассмотрения темы хотелось бы отметить, что в

    некоторых источниках[93] ученический коллектив как система упоминается в

    качестве органической части более сложного объединения – воспитательного

    коллектива. Что касается последнего в его структуру кроме детского

    коллектива входит и коллектив педагогов-воспитателей.

    Таким образом, можно было отметить, что структура коллектива сложна и

    зависит от той группы, которую мы называем коллективом. Так, например,

    обнаружилось несоответствие структуры обычного коллектива от ученического,

    который помимо внутренней структуры имеет и регламентированную извне

    (формальную). Такая особенность ученического коллектива предопределила

    особый подход к его рассмотрению и пониманию.

    4. Воздействие коллектива на личность.

    При воздействии на личность коллектив использует общественное мнение.

    Общественное мнение выступает как инструмент формирования личности ребёнка.

    Используя реальную возможность высказать критические замечания в адрес

    товарищей, отметить их достоинства школьники проникаются сознанием

    ответственности за коллектив, учатся жить интересами класса, вскрывая те

    или иные недостатки, негативные стороны личности учащихся коллективное

    обсуждение способствует активизации их самовоспитания. Общественное мнение

    ученического коллектива при этом выступает действенным стимулом его

    дальнейшего становления и совершенствования.

    Общественное мнение коллектива для подростка является критерием оценки

    собственных поступков и собственного поведения. П. П. Блонский писал,

    отмечая влияние коллектива на формирование личности: детский коллектив

    является огромной воспитывающей силой к отдельным своим членам. Он

    регулирует не только общественно-моральное поведение своих членов: он

    доходит иногда до регламентаций мелочей, вплоть до способа до способа

    выражаться, носить шапку… Регулируя поведение отдельного члена коллектива

    не только подробно, но и интенсивно. Хороший, товарищ вызывает уважение и

    любовь коллектива. Коллектив выделяется отдельными своими членами. Но в

    случае конфликта с коллективом ребёнок рискует подвергнуться очень сильным

    мерам воздействия вплоть до насмешек, издевательств, побоев, изгнания.

    Непрерывно воздействуя на личность школьника, выполняя функции

    нравственного контроля за поведением личности, общественное мнение может

    предупредить возможные нарушения норм поведения.

    Такие средства воздействия на личность школьника, как деятельность,

    соревнование, внушение, эффективно влияют на него постольку, поскольку

    существует определённая ситуация. Что же касается общественного мнения, то

    оно оказывает воздействие постоянно, независимо от той конкретной ситуации,

    в которой находится данный школьник.

    Общественное мнение воздействует одновременно и на сознание, и на волю,

    и на чувства ученика. Под его воздействием общее настроение неизбежно

    передается человеку, нередко даже помимо его желания, и при этом

    захватывает всю сферу индивидуальной психики.

    Находясь в атмосфере общественного мнения коллектива, школьник

    испытывает на себе его влияние и не будучи специально объектом его

    воздействия. Но это влияние значительно увеличивается, когда оно становится

    объектом целенаправленного воздействия общественного мнения коллектива

    выраженного в форме одобрения или осуждения. Общественное одобрение

    утверждает человека в собственной значимости, приносит ему моральное

    удовлетворение, вдохновение, стимулирует общий подъём. Общественное мнение

    может быть выражено в самых разнообразных формах, например: собранием,

    сборе, линейке, отметить ученика, рекомендовать всему коллективу брать с

    него пример, поместить фотографию наиболее отличившихся в книгу почёта.

    Положительная оценка коллективом оказывает благотворное влияние на

    внутренний мир и поведение личности потому, что человек живёт не только

    материальным довольствием, но и душевными радостями, среди них немалое

    место занимает чувства душевного подъёма, доставляемого общественным

    признанием его заслуг перед коллективом. Стремление заслужить общественную

    похвалу вовсе не следует рассматривать как проявление тщеславия и

    себялюбие, так как оно питается не эгоизмом, а выражает нравственную

    зрелость, оно говорит о том, что человек высоко ставит общественное мнение,

    уважает, ценит его.

    Однако подросткам не всегда присущи положительные эмоции, вызываемые

    поощрением похвалой их товарищей. Реакцией могут быть и зависть, и

    недоброжелательность.

    При рассмотрении данной темы нельзя не увидеть, что общественная

    похвала оказывается в некоторых случаях значительно весомее личного

    поощрения педагога.

    Обычно использование общественного мнения связывают с борьбой против

    отрицательных поступков и недисциплинированностью школьников. О нём

    вспоминают тогда, когда происходит Ч.П. или когда учитель оказывается

    бессильным в своих попытках повлиять на ученика.

    Одним из эффективных методов в педагогике можно назвать метод

    одобрения, но при применении этого метода без участия коллектива,

    появляется множество ненужных слухов и кривотолков в среде школьников.

    Награждение сверху без учёта мнений снизу снижает эффективность самого

    метода.

    Общественное мнение, выражая одобрение деятельности поступка данной

    конкретной личности, тем самым преследует цель повлиять на её дальнейшее

    поведение, содействовать её самоутверждению.

    А.С.Макаренко придерживался, как и многие современные педагоги того,

    что, общественное мнение одно из наиболее, и даже наиболее эффективное

    средство в воспитании личности. Он считал, что в каждый момент нашего

    воздействия на личность эти воздействия обязательно должны быть

    воздействием на коллектив. И наоборот, каждое наше прикосновение к

    коллективу обязательно будит и воспитанием каждой личности входящей в

    коллектив.

    Однако общественное одобрение не должно превратиться в некоторое

    возвеличивание мнимых заслуг школьников, что может привести к появлению

    зазнайства и других отрицательных черт личности.

    Метод общественного обсуждения, выраженного в форме порицания, гнева,

    негодования и других искореняет плохие черты подростков, помогает им в

    формировании правильного поведения в коллективе, защищает коллектив от

    произвола своевластия, от капризов отдельных личностей.

    Публичное осуждение вызывает чувство стыда, неловкости, неприятных

    переживаний перед своими товарищами. Оно способно вызвать у подростка

    быструю перестройку его желаний, чувств, стремлений и воплотиться в

    позитивные для педагога действия. В данном случае особо интересным

    представляется мнение А.С.Макаренко, который, рассматривая данную

    ситуацию, замечал, что потрясенные в самой сущности своих отношений к

    коллективу и поставленные перед необходимостью принять решение, подчиняясь

    эмоциональному влиянию коллектива ученики «взрывают» в себе очень многие

    прежние представления.

    Но здесь нужно заметить и то, что наблюдения показывают: не все случаи

    публичного обсуждения приводят к вышеупомянутому взрыву. Иногда наоборот

    такое осуждение вызывает обиду, озлобление, возмущение. Дейл Карнеги в

    своей книге «девять способов воздействия на людей, не оскорбляя их и не

    вызывая чувства обиды» [94] писал, что открытая прямая критика может

    вызвать совершенно обратный ожидаемому результат. Такую критику, тем более,

    усиленную поддержкой всего или части коллектива, личность может принять за

    оскорбление. Она может решить, что критика направлена не на

    непосредственные его ошибочные действия, а на неё саму, в результате чего

    она может противопоставить себя коллективу проигнорировав его требования.

    Поэтому было бы разумным считать что при применении того или иного

    метода необходимо учитывать то к кому применяется этот метод. Тот же метод

    публичного обсуждения у определённой личности может вызвать душевную боль,

    которая она пронесёт через всю жизнь. После применения этого метода

    чувствительный к замечаниям человек будит в последствии испытывать

    дискомфорт при нахождении в данном коллективе или даже в каком либо ином.

    Личность может замкнуться в самой себе, что создаст её жизни много

    различного рода проблем. Но, не смотря на все сложности применения данного

    метода, нельзя закрывать глаза на его результативность и потенциал.

    Необходимо его углублять и развивать с учётом современных достижений.

    Разрабатывая проблему «взрыва» А.С.Макаренко раскрыл соотношение

    медленных изменений и скачка в развитии личности подчеркивал, что медленные

    изменения являются необходимой стороной, что они, подготавливают какие то

    предрасположения в духовной структуре, которые ведут к коренным

    качественным изменениям. Чтобы в сознании ученика произошёл перелом,

    общественное воздействие на личность должно удовлетворять следующим

    требованиям:

    1 выражать непримиримую волю всего коллектива

    2 быть выразительным, эмоционально насыщенным.

    3 отражать истину, быть объективным и справедливым.

    Особенно важно последнее требование, так как отсутствие его приведёт к

    тяжёлому нравственному травмированию личности.

    При применении общественного мнения коллектива для осуждения того или

    иного поступка совершённого личностью необходимо учитывать: характер

    проступка, индивидуальные особенности личности и её душевное состояние,

    отношения коллектива к личности и личности к коллективу, а также другие

    факторы.

    Коллектив, единодушно осуждающий какой-либо проступок товарища,

    убеждается в своей силе, что очень важно для всей его деятельности. Но при

    использовании общественного мнения больше всего следует опасаться

    формального осуждения, когда большинство присутствующих равнодушно, молча

    сочувствуют провинившемуся, или, что ещё хуже, поддерживают его. Поэтому,

    собираясь подвергнуть какой – либо проступок ученика общественному

    воздействию необходимо тщательно продумать, готов ли коллектив, способен ли

    он к искреннему осуждению этого поступка. Это необходимо сделать так как,

    если он будет не готов то «проработка» поведения учащихся ничего дать не

    может или приведёт только к озлоблению ученика, против такого использования

    общественного мнения выступал В.А Сухомлинский. Считая общественное мнение

    сильным инструментом воздействия на личность, он указывал на большую

    опасность «подвергнуть перегибу палки», превратив его в средство расправы

    над школьниками, он рекомендовал прибегать к коллективному осуждению в

    крайних случаях.

    Лишь тогда когда актив коллектива является не только творцом, но и

    выразителем подлинного общественного мнения, его воздействие плодотворно.

    Общественное мнение является только тогда подлинным, когда оно возникает в

    процессе общения детей в виде тех требований, правил и оценок, которые

    нужны им самим и творцом которых они сами выступают. При этом требования

    педагога должны усваиваться не одним активом, а всем коллективом или его

    абсолютным большинством. Если же их усваивает только актив, создаётся

    формальное общественное мнение, которое используется им как средство

    принуждения и давления на остальную массу детей. В подобных ситуациях

    органы детского самоуправления могут превращаться в помощников учителей

    выполняющих преимущественно дисциплинарные функции.

    Выразителем общественного мнения могут быть выражение отдельных органов

    коллектива, уполномоченных лиц, если они безоговорочно поддерживаются

    общественным мнением. В каждой конкретной ситуации когда встречается

    необходимость использовать силу общественного мнения для воздействия на

    провинившихся очень важно всесторонне подумать, принесёт ли пользу это

    воспитательное средство, но даже и тогда, когда учитель абсолютно убеждён в

    педагогической целесообразности и результативности обсуждения какого-либо

    поступка нельзя допускать, что бы обсуждение это превращалось в судилище,

    убивающее в личности всё человеческое, в злорадство и глумление, вызываемые

    чувством превосходства большинства, в насмешки и издевательства,

    продиктованные жаждой отмщения. Подросткам нельзя давать право одним без

    присутствия учителя подвергать общественному обсуждению своего товарища,

    какой бы отвратительный поступок он ни совершил. Критика должна быть

    прямой, острой, открытой, но вместе с тем благожелательной, дружеской,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.