МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Коллектив, история и современность

    Коллектив, история и современность

    Содержание:

    Введение.

    Глава 1. Развитие представлений о коллективе и личности в истории

    педагогической мысли.

    1. Историко-философский аспект проблемы взаимоотношений личности и

    коллектива.

    2. История ученического коллектива.

    3. Российская традиция коллективного воспитания.

    Глава 2. Создание эффективных моделей воспитывающего коллектива.

    2.1 Социалистические эксперименты по воспитанию "нового человека"

    2.2 Теория и практика коллективного воспитания А.С. Макаренко.

    2.3 "Мудрая власть коллектива" по В. А. Сухомлинскому.

    2.4 Коммунарская методика И.П. Иванова.

    2.5 Современные модели воспитывающего коллектива.

    Глава 3. Психолого-педагогическая характеристика проблемы

    взаимоотношений коллектива и личности.

    3.1 Понятие коллектива и некоторые теоретические аспекты его

    формирования.

    2. Гуманистическая концепция коллектива.

    3. Оптимальная структура воспитывающего коллектива.

    4. Воздействие коллектива на личность.

    Заключение.

    Приложения.

    Библиография.

    Введение.

    Проблема коллективного воспитания была одной из наиболее проработанных

    в советской педагогике. Советской школой был накоплен солидный багаж

    теоретических исследований и практических наработок по данному вопросу. К

    сожалению, очень часто они бывали порождением той тоталитарной модели

    общества, которая сложилась в советском союзе, и недостаточно учитывали

    интересы личности, целиком подчиняя её целям, стоящим перед коллективом.

    Поэтому крушение тоталитарной системы в СССР логично повлекло за собой

    разрушение и забвение прежних моделей коллективного воспитания.

    За последние десять лет на постсоветском пространстве несколько раз

    сменилась парадигма воспитания. Первоначальный подход, возникший на волне

    отрицания опыта советской школы, провозгласил "Воспитание через обучение".

    Таким образом, школа добровольно отказалась от своей основной общественной

    функции - передачи социального опыта подрастающему поколению. Причины этого

    пагубного шага, думается, легко определить: с уничтожением коммунистической

    идеологии у воспитателей возник идеологический вакуум, исчезла база, на

    которой можно было строить воспитание подрастающего поколения. Однако

    последствия этого события оказались весьма серьёзными.

    Роль воспитателя, от которой отказалась школа, тут же перехватили

    различные структуры, не всегда безопасные: от общественных организаций до

    тоталитарных сект, от клубов по интересам до криминальных группировок.

    Последствия очевидны: утрата общественно-значимых ориентиров, распад

    культурных и моральных ценностей, дезориентация молодёжи в обществе,

    алкоголизм и наркомания.

    В этих условиях казахстанская школа провозгласила новую парадигму:

    "Образование через воспитание". Десять лет спустя общество независимого

    Казахстана осознаёт необходимость возврата от бездушного индивидуализма,

    порождённого капиталистическим обществом к ценностям коллективизма и

    альтруизма.

    К сожалению, за последнее время оказался забыт теоретический багаж

    советской школы, растрачен неоценимый практический опыт педагогов. На

    сегодня актуальной представляется задача возрождения этого опыта, его

    критического анализа, отбора из него тех истинных ценностей, которые

    помогут на современном этапе воспитывать благородную и нравственную

    личность строителя современного независимого Казахстана. Именно этот

    интерес заставил заняться данной проблемой автора этой дипломной работы.

    Цель денной работы заключается в том, чтобы проанализировать теорию

    коллективного воспитания в историческом контексте и выделить те её аспекты,

    которые продолжают сохранять свою актуальность и значимость для современной

    школы в свете её новой парадигмы.

    Цель определила задачи исследования:

    . Изучить историю становления коллективного воспитания;

    . Определить, насколько конкретно-историческая ситуация способствовала

    или препятствовала развитию личности в коллективе;

    . Выявить воспитывающий потенциал, содержащийся в коллективных моделях

    воспитания;

    . Определить модель коллектива, наиболее подходящую для целей

    современной казахстанской школы;

    . Выявить оптимальную структуру воспитывающего коллектива;

    . Определить факторы, при помощи которых коллектив воздействует на

    личность.

    В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие

    методы исследования:

    . Теоретический анализ философской, педагогической и методической

    литературы;

    . Наблюдение за современным учебным процессом;

    . Изучение школьной документации, касающейся воспитательного процесса.

    Проработанная литература по данному вопросу включает в себя труды таких

    крупных специалистов по вопросам коллективного воспитания, как А.С,

    Макаренко,

    _________________________________________________Доделать!!!!!!!

    Глава 1. Развитие представлений о коллективе и личности в истории

    педагогической мысли

    1. Историко-философский аспект проблемы взаимоотношений коллектива и

    личности.

    Начиная рассмотрение истории ученического коллектива, безусловно, просто

    необходимо обратиться, прежде всего, к самому термину и его определению,

    что бы с точностью знать предмет рассмотрения.

    Само слово коллектив происходит от латинского collectivus[1] и

    представляет собой относительно компактную социальную группу, объединяющую

    людей, занятых решением конкретной общественной задачи. Коллективы бывают

    разными: трудовыми, военными, спортивными... и ученическими, на которых в

    соответствии со спецификой выбранной темы мы и остановимся. Его понятие

    строится на основании определения коллектива и потому под ним

    подразумевается объединение учащихся на основе общественно полезной учебной

    деятельности. Узнав, что из себя представляет ученический коллектив, мы

    получили средство выявления его следов на всех этапах истории человека. Но

    перед этим хотелось бы затронуть определённые нюансы и сложности, которые

    неизбежно возникают при таком анализе истории. Одним таким нюансом

    является сам термин[2] «ученический коллектив». Дело в том, что широкое

    употребление он получил недавно, более того, он имеет значительное число

    синонимов и в наши дни. В связи с этим было бы верным оговориться, что

    предметом исследования данной работы будет не сам термин ученический

    коллектив, а понятие[3], которое он раскрывает.

    Оговорив некоторые сложности изучения темы, мы смело обращаемся к

    истории, начиная со времени появления самого человека.

    Философский аспект взаимоотношений коллектива и личности состоит в самой

    истории становления личности в коллективе. С самого начала человеческой

    истории существо рода Homo было общественным. Справедливо будет заметить,

    что на этапе первобытности человеческий индивид не являлся личностью,

    поскольку не осознавал своих характерологических особенностей, отличавших

    его от окружающего. Человек в тот период вообще не выделял себя из среды, о

    чём говорят тотемические верования в зверей-прародителей.

    В эпоху рабовладения мы тоже не можем говорить об отдельной человеческой

    личности. Как утверждает философ А.Ф. Лосев[4], отчуждённый характер

    общественных отношений, при котором раб является «телом без головы», а

    рабовладелец – «головой без тела», тоже не способствовал осознанию своей

    личностной самости. Именно на этой почве произрастали многочисленные

    гражданские доблести греков и римлян – личность по-прежнему не

    воспринималась обществом как самостоятельная общественная единица.

    В строгом смысле слова, мы имеем право говорить о становлении личности

    лишь с периодом наступления средневековья, когда отдельный человек стал

    самостоятельной производственной единицей в поле или в мастерской. Наступил

    этап развития индивидуальности. Но для понимания и восприятия человека, как

    личности, потребовалась эпоха Возрождения, которая суммировала

    индивидуалистическое сознание самостоятельного производителя и духовные

    представления, выросшие на почве христианской морали и подкреплённые

    античной традицией[5].

    С этого времени в истории педагогики начинается сложный диалектический

    процесс взаимодействия коллектива и личности, при котором акценты то

    смещаются на индивидуальное воспитание и образование, для того, чтобы

    получить «идеальную личность» (Руссо), то на коллективное воспитание для

    того, чтобы сформировать «нового человека» коммунистического общества.

    Остаётся открытым вопрос, почему человек так упорно ищет коллектив, а

    котором чувствует себя комфортно, даже невзирая на то, что зачастую, это

    требует от него поступаться интересами собственной личности?

    Ответ на этот вопрос неоднократно пытались дать различные философы, но

    один из наиболее убедительных предложен американским психоаналитиком Эрихом

    Фроммом[6]: "Человек вырван из изначального единства с природой, которое

    характерно для животного существования. Обладая одновременно разумом и

    воображением, он сознаёт своё одиночество и отделённость, своё бессилие и

    незнание, случайность своего рождения и смерти. Он не смог бы находиться

    перед лицом такого состояния бытия ни секунды, если бы не был способен

    находить новые связи со своими ближними, взамен старых, определяемых

    инстинктами… Необходимость единства с другими живыми существами,

    связанность с ними - насущная потребность, он неё зависит психическое

    здоровье человека… есть несколько способов, которыми это единство может

    быть найдено и достигнуто. Человек может попытаться достичь единства с

    миром путём подчинения человеку, группе, учреждению, Богу. На этом пути он

    преодолевает отделённость своего индивидуального существования, становясь

    частью кого-то или чего-то большего, чем он сам, и ощущает идентичность в

    своей связи с той силой, которой он подчинился. Или… человек может

    попытаться объединить себя с миром путём обретения власти над ним, делая

    других частью себя…"[7]

    Такой тип взаимодействия личности и коллектива Фромм называет

    симбиотическим. И утверждает, что именно такой тип взаимодействия был

    наиболее присущ человеку на разных этапах развития общества:

    "В развитии человеческого рода степень осознания человеком себя как

    отдельного Я зависит от степени, в которой он отделился от клана, и от

    степени развитости процесса его индивидуализации. Член примитивного клана

    мог бы выразить своё чувство идентичности формулой "Я - это Мы", он ещё не

    постиг себя как "индивидуума", существующего отдельно от группы. В

    средневековом мире индивид идентифицировался со своей социальной ролью в

    феодальной иерархии. Крестьянин не был человеком, который случайно оказался

    крестьянином, а феодал - человеком, который случайно оказался феодалом. Он

    был либо крестьянином, либо феодалом, и это чувство неизменности позиции

    было неотъемлемой частью его чувства идентичности. Когда рухнула феодальная

    система, его чувство идентичности было поколеблено, и встал острый вопрос

    "Кто я?"…

    Развитие западной культуры шло в направлении создания основы для полного

    выражения индивидуальности. Политическое и экономическое освобождение

    человека, приучение его думать за себя и избавление от авторитарного

    давления давали надежду, что он сможет ощутить своё Я как центр и активный

    субъект своих способностей, каким оно и является. Но лишь меньшинство

    пришло к новому переживания Я. Для большинства же индивидуализм был не

    больше, чем фасад, за которым скрывалась неудача в обретении

    индивидуального чувства идентичности… Вместо доиндивидуалистической

    клановой идентичности формируется новая, стадная идентификация, в которой

    чувство идентичности основывается на чувстве неоспоримой принадлежности

    толпе".[8]

    Столь обширная цитата приведена здесь для того, чтобы определить основную

    философскую предпосылку оптимального развивающего взаимодействия личности и

    коллектива. Оказывается, коллектив может способствовать саморазвитию

    личности ровно в той мере, в какой осознают себя личностями его члены.

    Поэтому основная философско-педагогическая задача воспитателя - построить

    коллектив, в котором каждая личность будет ощущать себя субъектом

    продуктивной деятельности, осознавать, насколько коллективная деятельность

    способствует развитию творческой индивидуальности, принимает её. Чувство

    продуктивной общности, а не иллюзия конформной защищённости - вот идеал

    отношений, которых каждая личность должна ждать от коллектива, к которым

    должна стремиться, продуцировать их собственной деятельностью в обществе.

    1.2 История ученического коллектива.

    Оговорив философские аспекты, связанные со становлением личности и

    коллектива, автор попытается дать краткий очерк истории педагогики в

    разрезе становления ученического коллектива.

    В первобытный период историю развития коллектива можно проследить на

    основании сведений об особенностях воспитания и обучения, так как

    коллективное воспитание неразрывно связано с самим ученическим коллективом.

    В данный период воспитание стало переходить в ранг особой деятельности, и

    являлось частью повседневной борьбы человека за выживание. И именно потому

    от того, как оно было организовано, порой зависело не просто

    благосостояние, а жизнь того или иного члена общины. Такие обстоятельства

    заставляли ответственно подходить к его реализации и заставляли выбирать

    самые эффективные и целесообразные его формы. И видимо, поэтому

    специфической чертой человечества в этот период являлось групповое[9]

    начало в воспитании. Первобытное воспитание готовило всех детей одинаково

    к повседневной жизни. Критериями отбора в ту или иную ученическую группу

    являлся пол и возраст. Такая коллективная традиция воспитания и

    формирования ученических коллективов на исходе первобытнообщинного периода

    привела к появлению своеобразных «Домов молодежи» для детей и подростков.

    Это были прототипы школ, организованные для воспитания общественного

    человека, обучения его определенным трудовым навыкам и умениям.

    Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах

    молодежи постепенно менялись.

    В условиях матриархата до 7-8 лет мальчики и девочки воспитывались

    совместно под руководством женщин, а в более старшем возрасте – раздельно.

    При патриархально-родовом строе из-за того, что воспитание мальчиков

    полностью перешло к старейшим и жрецам, дома молодежи становятся

    раздельными, а значит и ученические коллективы в этот период независимо от

    возраста учащихся стали формироваться по половому признаку. По мере

    имущественного расслоения общины появляются отдельные дома молодежи для

    бедных и для состоятельных членов общины (племена ацтеков, майя), что

    привело к формированию коллектива на основании имущественного критерия.

    Таким образом, основы формирования ученического коллектива при

    патриархально-родовом строе претерпели существенные изменения. Следует

    отметить, что любые изменения в формировании коллектива сказались и на его

    особенностях, в частности, на взаимоотношениях внутри него. Но, тем не

    менее, заслугой этого времени являлось и то, что ученические коллективы

    были и формирование их осуществлялось не насильственными методами.

    Впоследствии, возможно, из-за увеличения роли патриархальной семьи и

    из-за роста числа ремесленников, которые боялись конкуренции, коллективные

    формы обучения стали менее распространёнными. И поэтому проблема

    формирования и жизни ученического коллектива особого интереса не вызывала.

    Так, в Киевском периоде развития воспитания на Руси,[10] обучение

    носило индивидуальный характер, и каких-либо упоминаний об ученическом

    коллективе не было. После образования Московского государства кардинальных

    изменений не произошло. Но здесь на себя обращает особенность места

    обучения. Таким местом обучения была семья. Казалось бы, какая связь может

    быть между коллективом и семьёй? По мнению некоторых видных учёных-

    педагогов, например Крупской, Луначарского и т. д., семья также является

    коллективом, обучение в котором имело место особенно в то время наиболее

    распространенными считались многодетные патриархальные семьи[11],

    особенности которых давали все основания предполагать возможность

    существования ученического коллектива.

    Что же касается западной Европы, то она особо не отличалась в подходе к

    коллективу. Здесь, как и в России в этот период, коллективные формы

    воспитания и обучения утрачивали свои позиции, и распространение получили

    индивидуальные. По-видимому, значительную роль здесь сыграли, как

    вышеупомянутые факторы, так и имущественное неравенство. Отдельные

    феодалы имели возможность платить за обучение одного ученика нескольким

    учителям. Что же касается детей бедноты, то они, как правило, уходили в

    подмастерья или продолжали семейное дело. Таким образом, можно сделать

    вывод, о том, что в средневековье, если ученические коллективы и

    существовали, то только в качестве исключения из общего правила.

    В последующий период, каких-либо изменений в формах обучения даже не

    предвиделось, так как по-прежнему оставалась в центре внимания не столько

    личность, сколько передача индивидууму социальных функций, которые он

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.