Интернет в обучении иностранному языку
жизни: 10 Jahre Wiedervereinigung, 50 Jahre Bundesrepublik, Expo 2000, das
250. Goethe-Jubilдum, Umwelt, etc.
В основном программа предназначена для студентов, которые изучали
немецкий язык не менее 3-4 лет. Это могут быть как лица, самостоятельно
занимающихся языком, так и группа учащихся.
К целям обучения относятся понимание прочитанного и прослушанного
(аудирование), умение написания текста, компетенция в грамматике,
компетенция в технических средствах обучения.
Стратегия обучения
Формы упражнений, которые развивают умение понимать прочитанное,
традиционные: ответить на вопросы, найти в тексте соответствующие
предложения, расставить в правильном порядке, дать описание некоторых
понятий. Эти упражнения соответствуют поставленным целям и приводят к их
достижению.
Для развития навыков аудирования есть только одно задание: в разделе
«Augenblicke mit Goethe» предлагается прочитать и прослушать некоторые
тексты о Гётте.
В качестве работы по развитию навыков написания текста предлагается
выбрать одно из нескольких заданий и написать текст(«Wasserwelten», «Expo
2000»). Чтобы выполнить это задание, необходима соответствующая компетенция
в технических средствах обучения (в данном случае компьютер), так как здесь
не предлагается никакой помощи или разъяснений в техническом плане. Иначе
обучающийся просто не сможет написать никакого сообщения.
К межкультурному обучению относится без сомнения раздел «Expo 2000».
Развитие грамматических навыков также имеет место быть: в разделе
«Greenteams» – Partizip II, Perfekt; «Kohle, Mдuse, Piepen» – Konjnktiv II.
В разделе «Expo 2000» нужно найти и назвать различные грамматические
структуры.
Лексика
Работа с лексикой проходит в этой обучающей программе довольно сжато.
Только в разделе «Schьler Zeitung» встречается одно задание: найти понятиям
из текста их объяснение.
Грамматика
Упомянутые выше грамматические упражнения представлены также очень
сжато. Только одно из них имеет коммуникативную функцию: в разделе
«Greenteams» предлагается написать письмо и отправить его партнеру.
Методика
Некоторые упражнения в этой обучающей программе делают возможным
дальнейшую работу по установленным образцам. В разделах «Olli»,
«Wasserwelten», «Expo 2000» можно по вопросам написать собственное мнение и
предложения по теме или написать текст. В разделе «Greenteams» предлагается
лексическая помощь, по которой пишется письмо.
В разделах «Wildes Wasser», «50 Jahre Bundesrepublik», «Greenteams»
упражнения предложены так, что они делают возможным дальнейшую
коммуникацию: составляется диалог, делается проект или пишется письмо
сверстникам. Эти упражнения управляются лишь частично, и дают возможность
свободного общения на языке.
В этой обучающей программе есть следующие виды текстов: статьи из
газет и журналов, интервью, таблицы, предметные тексты. Здесь тренируются
такие способности как понимание прочитанного, говорение, письмо,
компетенция в технических средствах обучения.
Набор тем в данной обучающей программе довольно разнообразен.
Оформление
Соединение с другими источниками удобно, но индивидуальные пути
обучения не предусматриваются.
Сложность заданий соответствует кругу обучающихся, то есть студентам,
которые изучали немецкий 3-4 года. Если они участвуют в проектах и Интернет-
поисках, то можно сказать, что будет соответствующий прогресс.
Предложенный материал обзорный, фотографии, картинки, текст и
упражнения представлены на одной web-странице.
Оформление web-страниц визуально привлекательно, так как здесь есть
много цветных фотографий и картинок, также в упражнениях. Фотографии и
картинки предлагают поводы для обсуждения и помощь в понимании содержания
текстов. В связи с этим можно выделить такие разделы как «10 Jahre
Wiedervereinigung», «Wasserwelten», «Wildes Wasser», «50 Jahre
Bundesrepublik», «Sommer» (здесь также присутствует анимация).
Среди мультимедийных средств можно упомянуть E-Mail, где предложены
комментарии обучающихся. Но техническая поддержка здесь отсутствует.
Взаимодействие
Все задания в этой обучающей программе – подлинное взаимодействие
«человек–машина». Но ответы к заданиям, проверка и обнаружение ошибок
отсутствуют. Общение с другими обучающимися не предусмотрено. Различные
формы интернет-коммуникаций в эту обучающую программу не введены.
Страноведение
Тематика обучающей программы построена так, что выделяются общественно-
политические тексты. Есть только один текст о городской жизни «Sommer in
der Stadt». Жизнь в деревне не представлена.
Такие популярные темы как «Familie» и «Beruf» отсутствуют. Тема
«Freizeit» состоит из текста «Wildes Wasser», а «Schule» – из двух текстов:
«Bunte Abi-Tour» и «Ausbildung». Актуальной теме «Umwelt» уделено большое
внимание: «Wasserwelten», «Schьler zeitung», «Greenteams».
Повседневная жизнь в немецкоязычных странах ограничивается описанием
нескольких жителей из экс-ГДР: «Olli aus Ostdeutschland», «Zu einer anderen
Welt», «3.Oktober 2000»
Эту обучающую программу я нахожу очень интересной по содержанию.
3. «Kaleidoskop»
(www.goethe.de/z/50/alltag/deindex.htm)
Краткое описание
Тексты и интервью составлены В.Хибером и группой его коллег при
поддержке Гетте-института.
Потенциальные пользователи этой обучающей программы – учителя
немецкого языка и лица, изучающие немецкий язык начиная с начальной ступени
обучения.
К главным целям обучения относятся понимание прочитанного, написание
текстов, межкультурное обучение и компетенция в технических средствах
обучения.
На переднем плане стоит элементарное владение знанием повседневного
немецкого языка. Материал преподносится в качестве стимула для обмена
знаниями.
В качестве важнейших форм упражнений можно назвать такие как свободное
написание текста или сообщения и аутентичные задания в форме web-поисков.
Стратегия обучения
Упражнения для развития навыков понимания прочитанного по большей
части отсутствуют, тексты играют информативную роль. Только в главе
«Meinungen № 1» появляются два задания: привести в порядок надписи под
текстом и вставить слова.
Упражнения на аудирование представлены также сжато. Есть только одно
интервью для прослушивания, и то при условии наличия в компьютере «Real
Player».
В качестве упражнений по написанию текста в конце каждой главы
предлагается написать и отправить сообщение по соответствующей теме. Здесь
также предлагается составить сообщение о себе и опубликовать его в
Интернете.
К компетенции в медиасредствах обучения относится техническая
поддержка, которой можно воспользоваться при отправлении сообщений.
Межкультурное обучение представлено во многих главах: например,
«Eindrьcke № 3, 4, 8», где иностранцы выражают свое мнение о людях,
питании и семье в Германии. В главе «Geschmack – Essen» есть информационный
словарик об интернациональных привычках питания в Германии. В главе
«Meinungen – 2, 7, 9, 11» обсуждаются такие темы как «Heimat», «Auslдnder»,
«Englisch – Wortgeschichte», «Englisch im der deutschen Alltagssprache».
Грамматика в этой обучающей программе не тренируется.
Большинство упражнений наводят на мысль о том, что все материалы
используются как сопровождение к традиционному учебнику. Но все же эти
материалы имеют большое «медиальное значение». Такие темы как «Orientierung
– Adresse suchen; U-Bahn fahren», «Meinungen – Dialekt», «Spaziergдnge»,
«Internet-Kameras» вряд ли возможно обработать и презентировать при помощи
традиционных средств.
Лексика
В данной обучающей программе не предусмотрен поиск незнакомых слов в
Интернет-словарях. Лишь некоторые понятия, определенные самими авторами,
маркированы, и, кликнув на них, можно найти их толкование. Например
«Pausenbrot» – «man nimmt es von zu Hause und iЯt in der Schulpause».
Грамматика
Грамматика отсутствует в этой обучающей программе.
Методика
В обучающей программе «Kaleidoskop» отсутствуют какие-либо
рекомендации по работе, поэтому учитель должен сам разрабатывать дальнейшую
работу с материалом. В некоторых главах учащимся предлагается
подискутировать и обменяться мнениями. Это без сомнения ведет к свободному
общению на языке но не управляется самой программой. Таким образом у
учителя появляется огромное количество работы, чтобы этот материал
дидактизировать. Так как только чтение и понимание прочитанного я считаю
недостаточным.
К преимуществу этой программы относится то, что здесь уделяется
большое внимание свободному написанию сообщений на различные темы.
Написание текста – тяжелейшее задание. Здесь же учащийся может в любое
время спросить на форуме совета у сверстников или обсудить какую-либо
возникшую трудность.
Данная программа богата различными видами текстов. Это интервью и
диалоги, тексты по специальности или по предмету, объявления о знакомстве,
список желаемых подарков к Рождеству, пригласительные открытки, описания
путешествий из туристических брошюр, фотографии и статьи. Все это делает
программу очень интересной и разнообразной.
Оформление
Опыт работы с этой обучающей программой показывает, что соединение с
другими источниками очень удобно. Это делает возможным индивидуальные пути
обучения для лиц, самостоятельно занимающихся языком. Весь материал можно
рассматривать как предназначенный для начальной ступени обучения. Но здесь
есть пути обучения и для более высокого уровня. В главе «Meinungen – 9»
есть дополнительная информация для лиц, уже имеющих более глубокие знания.
Так что можно сказать, что эти материалы по сложности предназначены для
учащихся с различными уровнями знаний. Но в заданиях, к сожалению, не
обращается внимания на уровень знаний учащихся.
Выбор материалов достаточен, к тому же тексты сопровождаются
картинками, фотографиями и географическими картами. Они помогают лучше
понять содержание текстов и дают поводы для дополнительных дискуссий.
Web-страницы визуально наглядны и привлекательны. С главной страницы
можно легко найти все, что ищешь. Но материалы разнообразны только по
содержанию, не по структуре.
Мультимедийный характер хорошо выражается в главе «Internet-Kameras».
Кроме того, в каждой главе можно использовать E-Mail.
Взаимодействие
По моему мнению, все главы этой обучающей программы образуют настоящее
взаимодействие «человек–машина», так как все материалы можно самостоятельно
прорабатывать, если для этого есть достаточно знаний.
К сожалению, отсутствуют задания с соответствующими ответами на них
для самоконтроля. Проверка выполненной работы очень важна для учащихся, так
как это способствует прогрессу в обучении.
Если программа вводится в занятие, то учителю уже не нужно
поддерживать коммуникацию с учащимися при помощи каких-либо других средств.
Главы «Meinungen – 1, 2, 5, 6, 9» дают большие возможности для этого. Здесь
предлагаются различные дискуссионные вопросы, аргументы за и против, мнения
различных людей. Учащимся предлагается выразить свое мнение по таким
вопросам как «Heimat», «Menschen in Deutschland», «Rauchen»,
«Computerwelt», «Englisch in der deutschen Alltagssprache».
Страноведение
Что касается страноведения, то эта обучающая программа богата большими
возможностями. В главе «Menschen – 11» можно встретить не только городских
жителей, но и жителей деревни, благодаря чему мы в большем объеме узнаем о
жизни в Германии.
Жизнь в семье, в школе, на работе, в свободное время представлена
тематически очень объемно. К теме «Familie» есть достаточно материала в
таких главах как «Geschmak–Wohnort», «Tat-Orte – 1», «Menschen – 9»,
«Meinungen – 1, 6», «Eindrьcke – 6, 8». Тема «Schule» представлена в таких
главах как «Menschen – 5, 12, 16», «Eindrьcke – 5», тема «Arbeit»: «Tat-
Orte –12», «Menschen – 2, 3, 4, 6, 8, 11, 13, 15», «Meinungen – 6». Тема
«Freizeit»: «Geschmack – Ferien, Musik, Kino, Fernsehen, Bьcher, Sport»,
«Tat-Orte – 11», «Menschen – 1, 7», «Feste», «Meinungen – 6». Итак, здесь
мы видим богатую палитру самых употребляемых тем, где встречаются люди из
различных социальных слоев: рабочие, предприниматели, студенты, школьники,
крестьяне, пенсионеры, солдаты, иностранцы (главы «Menschen», «Meinungen»,
«Eindrьcke»). Здесь также обсуждается тема восточных земель Германии (глава
«Meinungen – 4, 6). Уделяется внимание таким актуальным проблемам как
«Umwelt» (глава «Tat-Orte – 7», «Orientierung – 4», «Meinungen – 5») и
«Computergesellschaft» («Meinungen – 9»).
Данная обучающая программа произвела на меня хорошее впечатление
благодаря разнообразию самых различных тем, которые обсуждаются реальными
людьми. Многие дискуссии способствуют проявлению языковой инициативы.
4. «Lernnetz – Deutsch als Fremdsprache»
(http://scoll.telia.se/TIS/tyska)
Краткое описание
Эта обучающая программа произведена в Швейцарии. Авторы – J.Jдnen и
J.Hallonqvist.
Аутентичные тексты этой программы подходят для обучающихся в группах
или классах с уровнем языковых знаний от начальных до высоких. Лица,
самостоятельно занимающиеся языком, могут также принимать участие в этой
обучающей программе. В первую очередь, это шведские школьники, которые
изучают немецкий как иностранный язык.
Цели обучения этой программы следующие: понимание прочитанного,
аудирование, написание текстов и докладов, компетенция в технических
средствах обучения.
«Lernnetz» – поддерживаемое Интернетом средство обучения, составленное
по страноведческим темам, где Грамматика играет важную роль.
Здесь предлагается богатый выбор различных видов упражнений: это
поисковые и проектные задания, вопросы для проверки понимания и знания
содержания аутентичных текстов, упражнения по грамматике.
Стратегия обучения
Чтобы добиться понимания прочитанного, по большей части ставятся
вопросы по содержанию текста (Netzteile 4, 12, 13, 17), иногда предлагаются
варианты ответов (Netzteile 8, 21). В разделе 33 предлагается написать
данные по содержанию текста.
Для аудирования предлагаются следующие упражнения: в разделе 6
учащиеся прослушивают новости из «Radio Schweden» и должны при этом найти и
выделить их заголовки. В разделе 14 слушают прогноз погоды и отвечают на
вопросы к этому сообщению. В разделе 26 смотрят и слушают «Die Deutsche
Tagesschau» и сравнивают его с предложенным текстом. В главе 32 «Deutsche
Welle» предлагает пьесы, но упражнения к ним к сожалению отсутствуют.
Во многих разделах тренируется написание текста. При этом пишутся
сочинения (Netzteil 22), объявления (Netzteil 25), рецепты (Netzteil 5),
публикации о розыске и задержании преступника (Netzteil 7), газетные статьи
(Netzteil 8). Также нужно написать, как бы хотелось жить ( Netzteil 3) и
как играют в футбол (Netzteil 13). В разделах 2 и 8 пишутся рефераты.
Компетенция в технических средствах обучения тренируется в разделе 22,
где требуется собрать информацию при помощи поисковых машин и после этого
написать сочинение.
Межкультурное обучение представляется в разделах 5 и 25, в которых
предлагаются рецепты и контактные объявления из различных стран.
Грамматическая компетенция тренируется активно, но упражнения большей
частью примитивные, слова часто не соответствуют теме. В этой обучающей
программе предлагаются следующие грамматические темы: Prдpositionen im
Akkusativ (Netzteil 5), Imperativ, wenn- und ob-Nebensдtze (Netzteil 21),
Modalverben (Netzteil 3), Personalpronomen (Netzteile 4, 7).
Языковые упражнения представлены сжато. Только в разделе 7 можно
описать автопортрет А.Дюрера.
Не всегда задания направлены на достижение поставленных целей
обучения. Так в разделе 1 предложенные упражнения едва ли помогут описать
путешествие. В разделе 7 не ясно, для чего там вообще упражнения.
Но в то же время многие задания приспособлены именно для работы в сети
и едва ли могут быть выполнены при помощи других технических средств
обучения. Например в разделах 1, 2 и 11 для описания путешествия необходимы
географическая карта Германии, составитель маршрута, определение места
стоянок, расписание движения поездов и соответствующие маршруты поездов.
Для разделов 5 и 9 в Интернете нужно найти коллекцию рецептов.
Раздел 7 содержит большое количество материалов об Альбрехте Дюрере,
его жизни, творчестве и о музеях, которые связанны с его именем.
В разделе 10 можно сделать покупки в Интернете.
Задания в вышеперечисленных разделах можно осуществить также и при
помощи традиционных учебников, но уже при потере многих инициативных
возможностей.
Лексика
В обучающей программе «Lernnetz» большая роль уделяется работе с
лексикой.
В разделе 12 незнакомые слова в тексте объясняются при помощи картинок
или описаний. К этому еще есть информация для отдельных понятий.
В разделе 21 «Cool, man!» есть сноска лексикона молодежного языка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|