МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование самоконтроля в процессе обучения математике по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова в начальных классах

    правильности написанного текста, выполненного упражнения, задачи, решенной

    в классе или дома, изготовленного изделия и т.д. В ходе этой проверки

    учащиеся разбирают допущенные ошибки, их причины и пути устранения,

    знакомятся со способами реализации самоконтроля, обсуждают и оценивают

    предложения своих товарищей по исправлению ошибок. Такая форма является

    наиболее простой и применяется , как правило, для начального обучения

    учащихся самоконтролю.

    Взаимный контроль проводится при проверке письменных и графических

    работ, изделий и т.д., а также при рецензировании устных ответов и

    сообщений. Учащиеся обмениваются работами, и каждый из них выступает в роли

    рецензента. Они должны отметить допущенные их товарищем ошибки, объяснить

    их причины, способы исправления и предупреждения при выполнении аналогичной

    работы. Взаимный контроль позволяет углубить знания и умения учащихся,

    способствует развитию внимания, ответственного отношения к делу,

    формированию навыка самоконтроля. Это более высокая форма действия

    контроля, представляющая собой средство обучения учащихся самоконтролю.

    К индивидуальному контролю относятся все виды самоконтроля,

    проводимого по этапам выполняемой деятельности. Это основная и самая

    сложная форма самоконтроля. Каждый выполняет все его элементы

    самостоятельно.

    В структуре самоконтроля можно выделить следующие звенья:

    . уяснение учащимися цепи деятельности и первоначальное ознакомление с

    конечным результатом и способами его получения, с которыми они будут

    сравнивать применяемые ими приемы работы и полученный результат. По мере

    овладения данным видом работы, знание образцов будет углубляться и

    совершенствоваться;

    . сличение хода работы и достигнутого результата с образцами;

    . оценивание состояния выполняемой работы, установление и анализ допущенных

    ошибок и выявление их причин (констатация состояния);

    . коррекция работы на основе данных самооценки и уточнение плана ее

    выполнения, внесение усовершенствований.

    Ответственным моментом в обучении учащихся самоконтролю является

    уяснение цели деятельности и ознакомление с образцами, по которым они будут

    сравнивать применяемые способы выполнения работы и полученные результаты.

    Очень важно с самого начала дать учащимся исчерпывающие указания о

    правильном выполнении предстоящей работы и ознакомить их с образцами для

    сличения.

    Проблемы самоконтроля и его формирования у младших школьников

    различными авторами трактуются по разному. Некоторые из них считают, что

    представления о самоконтроле имеются уже у школьников 1-2 классов. Однако

    привычки к регулярному его проведению у них еще нет (Г.А.Собиева,

    И.Н.Марголин, А.К.Сердюк). Другие считают, что “собственно контроль

    становится возможен лишь к концу второго года обучения”.(7,С.31) В

    некоторых работах (С.П.Тищенко, К.П.Мальцева, Н.А.Романова и др.)

    отмечается, что у учащихся 1-2 класса самоконтроля нет совсем или же он

    крайне незначителен. Формирование самоконтроля- длительный процесс, он

    предполагает постоянное предъявление к учащимся определенных требований.

    “Приемы проведения самоконтроля школьники усваивают с трудом, т.к. они еще

    не владеют достаточным объемом знаний и умений и способами их усвоения. Все

    учебные задания они выполняют под руководством педагога. Самостоятельность

    в работах у них развита слабо. Это в значительной степени относится к

    учащимся 3-5 класса. Поэтому главное внимание должно быть обращено на

    обучение школьников. По мере роста знаний и умений у школьников будет

    развиваться и самоконтроль.”(14,С. 64)

    Мы не согласны со сторонниками этой точки зрения. Самоконтроль- это

    компонент учебной деятельности, но даже при наличии соответствующих

    предпосылок учебная деятельность возникает у ребенка не сразу. Ребенок,

    только что пришедший в школу, хотя и начинает обучаться под руководством

    учителя, но еще не умеет учиться. Учебная деятельность формируется в

    процессе обучения под руководством учителя. Ее формирование выступает

    важнейшей задачей обучения- задачей не менее важной, чем усвоение знаний,

    умений и навыков.

    ГЛАВА 2

    МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ НА УРОКАХ

    МАТЕМАТИКИ.

    1 СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ.

    Выполнение различного рода заданий на уроках математики можно

    организовать так, что ученик, сделав ошибку, сам обнаружит ее, сам (или с

    помощью дополнительной информации) исправит ее и подойдет к следующему

    этапу работы только после полного усвоения предыдущего материала, выполнив

    таким образом задание только правильно. Это произойдет в том случае, если у

    ребенка сформирован навык самоконтроля. “Самоконтроль является составной

    частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение или

    обнаружение -уже совершенных ошибок.”(15,С.3) Иначе говоря, с помощью

    самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том

    числе в игре, учебе и труде. В практике обучения следует учитывать наличие

    прямой зависимости между уровнем самостоятельности учащихся при выполнении

    учебных заданий и степень владения ими навыком самоконтроля.

    К сожалению, проблема обучению самоконтролю в школе до сих пор

    остается нерешенной, практически не используются возможности формирования у

    школьников навыка самоконтроля. В связи с этим учащиеся не всегда умеют

    самостоятельно найти ошибки в своей работе и исправить их на основе

    составления собственных действий с конкретным или обобщенным образцом. В то

    время как умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы

    (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания)- важный

    элемент самоконтроля, которому нужно учить.

    В заданиях, направленных на усвоение сущности приемов самоконтроля,

    предполагается использование приемов, составляющих основу различных видов

    проверки, применяемых при решении математических задач. Такие задачи

    учителю большей частью приходится составлять самому, т.к. число заданий с

    установкой на самоконтроль составляет (по данным некоторых исследователей)

    менее 2% от общего числа заданий, имеющихся в учебниках и учебных пособиях

    по математике.

    Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля оказалась

    более эффективной, надо убедить учащихся в необходимости самоконтроля и

    конкретно показать им как поступать в том случае, если при проверке

    выяснится, что полученный ответ не удовлетворяет условию задачи. Нужна

    систематическая работа в этом направлении. С.М.Чуканцов предлагает

    систематизировать работу следующим образом:

    “1.Надо создать потребность в самоконтроле. Учащиеся должны чаще

    встречаться с реальными условиями, ставящими их перед необходимостью

    самостоятельно контролировать правильность полученного ответа.

    2.Изредка целесообразно предлагать учащимся такие задания,

    неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате

    проверки.

    3.Надо сообщать учащимся способ проверки решенной задачи, уравнения,

    неравенства, тождественного преобразования. Разъяснять, что проверять надо

    не только окончательный ответ, но и промежуточные результаты.

    4.Во время анализа письменных контрольных и самостоятельных работ

    иногда полезно сначала рассмотреть не только наиболее часто встречающиеся

    неправильные решения, но и, путем проверки, доказать учащимся их

    неправильность, и лишь после этого рассмотреть правильное решение.

    5.Иногда учитель преднамеренно допускает ошибки на доске.

    6.В тех темах, в которых это возможно, желательно проводить

    наблюдения и практические работы по математике. Самоконтроль при выполнении

    лабораторных работ осуществляется обычно повторным измерением и

    вычислениями (при возможности- другим способом), иногда и непосредственным

    измерением искомой величины.

    7.Полезно иногда учащимся предлагать самим оценить свою работу

    (контрольную или самостоятельную). Это повышает ответственность ученика за

    ее выполнение и способствует воспитания умения и привычки самоконтроля.

    8.Полезно иногда предлагать учащимся проверить и оценить работу

    товарища.”( 23,С.55-60)

    Степень или мера обобщения действительности является одним из

    важнейших параметров самоконтроля, отработка которого необходима для

    получение полноценного умственного действия. Поэтому обучение самоконтролю

    следует начинать еще в дочисловой период, используя следующие задания:

    1) Проверь, правильно ли срисован узор (правильно ли срисовано положение

    фигур на шахматной доске).

    2) Найди такую же картинку.

    3) Что неправильно нарисовано на картинке?

    Позднее можно включать в работу задания с цифрами и буквами:

    1) Проверь, одинаковые ли цифры вычеркнуты на карточке и на образце.

    2) Найди цифру (букву) среди многих, изображенных в беспорядке.

    Далее при обучении математике возможно использовать разнообразные

    приемы формирования самоконтроля, которые можно классифицировать следующим

    образом:

    “-сверка с образцом;

    -повторное решение задачи;

    -решение обратной задачи;

    -проверка полученных результатов по условию задачи;

    -решение задачи различными способами;

    -моделирование;

    -примерная оценка искомых результатов (прикидка);

    -проверка на частном случае;

    -испытание получаемых результатов по косвенным параметрам.”(15,С.6)

    Следует отметить, что под словом “задача” здесь подразумеваются не

    только текстовые задачи, но и другие виды математических заданий.

    Эта классификация приемов самоконтроля составлена С.Г. Манвеловым. Мы

    рассмотрим подробнее некоторые из них.

    Ключевым звеном в проведении контроля над действиями является сверка

    с образцом. Образец действия должен быть хорошо усвоен, прежде чем он может

    быть использован в самоконтроле за действиями, которые должны

    соответствовать именно этому образцу. Т.е., чтобы сформировать самоконтроль

    у школьников, надо сначала обеспечить усвоение образца действия, это

    значит, надо создать у учащихся опыт, соответствующий нужному “акцептору

    действия”. Более того, процесс развития самоконтроля школьников базируется

    на переходе от готовых образцов к составным и их сочетаниям при постепенном

    проведении контролируемого действия. Кроме того, чтобы дети научились

    контролю, необходимо, чтобы действие с его операторно- предметным составом

    было представлено достаточно развернуто, а его состав разработан совместно

    учителем и учеником. В этом случае образцы действий предстанут перед

    учащимися не как заданные извне, а следовательно случайные, а как

    необходимые и обязательные.

    Г.С.Никифоров считает (мы соглашаемся с ним), что “наличие только

    одного образца, т.е. обеспечение эталонной составляющей в механизме

    самоконтроля, еще недостаточно для реализации последнего. Нужно побуждение

    к осуществлению самоконтроля. Но поскольку младшие школьники еще плохо

    осознают роль самоконтроля в решении поставленных перед ними задач, то

    необходим систематический и последовательный контроль за учащимися со

    стороны учителей, родителей, всего классного коллектива. Контроль извне

    является тем обязательным условием, соблюдение которого создает необходимую

    основу для формирования самоконтроля.”(17,С.93) Таким образом, самоконтроль

    учащихся не отменяет контроля учителя и не снижает его роли, с только

    предваряет, и тем самым усиливает его. Учитель должен систематически

    изучать и анализировать ошибки учащихся, обращать внимание на внутреннее

    содержание, а не на внешнюю, формальную их сторону, должен выявлять причины

    их появления и принимать меры к предупреждению ошибок. Конечно это

    предупреждение должно быть тактичным и не навязчивым.

    Приучать учащихся к самопроверке следует уже на занятиях по

    арифметике, где это особенно просто, и продолжать в течение изучения всего

    курса математики. С первого класса необходимо нацеливать детей на то, что

    контролировать себя нужно сразу же, как только решили самостоятельно хотя

    бы один пример. Этим реализуется принцип немедленной проверки решения

    (решил пример- проверь себя; убедился, что твое решение верное- приступай к

    решению следующего примера). Такое положение в классе создается при

    определенных условиях. В качестве внешних условий вначале выступают

    материализованные индивидуальные средства обучения и использование их при

    самоконтроле на этапе объяснения и первичного закрепления нового учебного

    материала. Обучая элементам самоконтроля на этом этапе, главное выработать

    у детей потребность контролировать правильность полученных результатов.

    Этап самоконтроля с конкретными предметами должен перейти в этап

    самоконтроля заменителями предметов в виде рисунков, схем, чертежей и т.д.

    Здесь методические усилия учителю целесообразно направить, главным образом,

    на понимание детьми соответствия между математическими записями, образцами

    математических выражений и их иллюстрациями в учебниках, тетрадях на

    печатной основе, дидактических материалах. Эти виды работ целесообразно

    применять на начальной стадии формирования вычислительных приемов с

    постепенным уменьшением вспомогательных наглядных элементов в обучении,

    переходя к обучению самоконтролю, в основе которого лежат закономерности,

    свойства арифметических действий, взаимосвязь между компонентами, состав

    чисел.

    Мы видим, что практически с самого начала обучения в школе,

    воспитание у учащихся навыка самоконтроля в математике осуществляется в

    первую очередь при решении математических задач (в широком смысле этого

    слова), хотя в школе решение математических упражнений учащиеся заканчивают

    большей частью получением лишь ответа, в лучшем случае они сверяют

    результат вычислений с ответом учебника (если ответ дается), но проверка

    решения по условию не производится. В связи с этим, для формирования

    самоконтроля следует использовать не только такой прием, как сверка с

    образцом, но и некоторые другие приемы.

    Одним из средств обучения самоконтролю являются указания учителя о

    порядке его проведения при выполнении задания, которые даются в процессе

    инструктирования учащихся. Рекомендуется даже использовать карточки с

    порядком проведения самоконтроля, выполнения проверки. В указаниях должны

    содержаться разъяснения о том, когда и какими способами учащимся следует

    контролировать свои действия и их результат. Это значит, что в первую

    очередь учащиеся должны знать способы проверки выполнения арифметических

    действий, тождественных преобразований, решения уравнений и неравенств и

    применять их на практике.

    Считаем нужным указать, что проверка результатов арифметических

    вычислений производится повторным вычислением (по возможности другим

    способом), обратным действием, а также приближенной прикидкой возможного

    ответа. Правильность выполнения тождественных преобразований выражений,

    содержащих переменные, обычно проверяется обратным действием или путем

    подстановки некоторых числовых значений вместо буквенных в левую и правую

    части полученного равенства. Но следует учитывать, что проверка

    тождественных преобразований путем подстановки числовых значений переменной

    в обе части полученного равенства может и не вскрыть ошибку в ответе. Это

    отрицательная сторона такого способа проверки. Проверка же обратным

    действием является совершенно надежной, конечно, если это действие

    выполнено учеником безошибочно. Проверка ответа при решении неравенства

    обязательно должна состоять их двух этапов:

    1) проверить правильность определения граничного значения переменной;

    2) убедиться в том, что произвольное значение переменной, взятое из

    соответствующего подмножества, действительно удовлетворяет данному

    неравенству.

    Игнорирование любого из этих этапов может привести к неправильному

    заключению.

    Во-вторых, учащиеся должны знать способы проверки решений текстовых

    задач и применять их для доказательства правильности ответа. Это тоже очень

    важно при формировании навыка самоконтроля, т.к. текстовые задачи

    составляют большую часть всего материала, изучаемого в курсе математики.

    В.И.Кузнецов считает, что в качестве эффективного средства

    формирования самоконтроля могут выступать обратные задачи:” Убедившись в

    правильности решения задачи, учитель обращается к классу с предложением:

    “Будем считать эту задачу прямой. Давайте теперь составим обратную к ней

    задачу. Сколько можно составить обратных задач?” Столько, сколько данных

    содержится в прямой задаче”.( 13,С.37)

    Такой методический подход представляется весьма важным для того,

    чтобы приучить детей к самостоятельному составлению и решению обратных

    задач, что в последствии перейдет в потребность и необходимость

    контролировать решение прямой задачи при выполнении самостоятельных,

    домашних и контрольных работ. В подобных заданиях правильность решения

    прямой задачи проверяется решением обратной задачи, что позволяет быстрее

    обнаружить ошибки, выявить их причины, и на основе этого анализа внести

    соответствующие коррективы. Взаимообратные задачи (как и взаимообратные

    действия) обеспечивают взаимное подкрепление и постоянную обратную связь.

    Приведем пример взаимообратных задач:

    “В понедельник в магазине продали 278 пар обуви, во вторник- в 2 раза

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.