Формирование самоконтроля в процессе обучения математике по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова в начальных классах
соответствующих преобразований (обычно наглядность фиксирует лишь внешне
наблюдаемые свойства вещей).
Характерно, что в принятом начальном обучении появляется
абстрагирование материала (в частности, буквенными символами) в связи с
окончанием учебной работы по какому- либо разделу. В экспериментальном же
обучении такой материал вводится в самом начале учебной работы.
Переход от общего к частному осуществляется не только в форме
конкретизации содержания исходных абстракций, но и путем смены букв
символики конкретно числовой. Важно отметить, что такой переход
осуществляется как подлинное построение конкретного из абстрактного на
основании выделенных закономерностей. При этом дети должны первоначально
выполнять развернутые формы фиксации этого перехода, а затем учиться их
свертывать.
Когда ребенок уже овладел принципиальной схемой общего способа
предметных действий, необходимого для решения учебной задачи, на первый
план выступает учебное действие контроля, основная функция которого состоит
в обеспечении этого способа всеми операциями, необходимыми для успешного
решения ребенком всего многообразия конкретно- частных задач.
5 ХАРАКТЕРИСТИКА САМОКОНТРОЛЯ КАК КОМПОНЕНТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В последние годы проблема самоконтроля все больше становится
предметом психологических и педагогических исследований. По нашему мнению
это обусловлено тем, что самоконтроль- один из важнейших факторов,
обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение
заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных
ошибок. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с
формирования самостоятельного контроля. Между тем проверка показывает, что
именно навык самоконтроля обычно оказывается наиболее слабо сформированным
у учащихся.
Авторы, пользующиеся понятием самоконтроля, понимают его далеко не
всегда одинаково. Но при всем разнообразии определений в это понятие
обязательно входит такой признак, как сопоставление своего действия- его
хода, или его результата, или того и другого вместе- с эталоном, образцом.
В одних случаях под образцом понимают заданный результат действия, в других-
образцом является сам порядок выполнения основного действия, содержания и
последовательность его операций. Необходимость формирования самоконтроля
для успешного выполнения деятельности признается всеми исследователями. Во
всех работах также утверждается, что самоконтролю следует обучать
специально.
Обратимся к тому, как определяют самоконтроль некоторые
исследователи.
“Самоконтроль- это умение ученика оценивать свою работу с двух точек
зрения: верно ли я ответил? Все ли я ответил?” (16,С.18) Очень близко к
этому определению самоконтролю определение В.И.Страхова, который считает,
что “самоконтроль есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке
поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении ее
недочетов”.( 7,С.27)
Д.Б. Эльконин немного иначе формулирует понятие самоконтроля, но смысл его
остается тем же : “Действие контроля состоит в сопоставлении
воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом через
предварительный образ”.(25,С.218) Образец способа действия должен содержать
в себе опорные точки, на основании сопоставления с которыми может быть
произведено действие контроля до того, как осуществится то искомое
действие, ради которого применяется данный способ. В таких случаях прямое
наложение на образец невозможно, потому что образец, данный учителем (даже
если он находится перед глазами ребенка), -всегда лишь единичный случай
усваиваемого способа действия, и как таковой он никогда не может совпадать
со столь же единичным случаем произведенного ребенком действия.
Д.Б.Эльконин дает еще одно определение самоконтролю: “Контроль есть в
конечном итоге действие по сопоставлению представления о предстоящем
действии с непосредственно данным его образцом.”(25,С.218) На наш взгляд
оба эти определения уместны, но они соответствуют разным видам
самоконтроля.
В двух следующих определениях самоконтроль рассматривается более
широко. Так, в определении, данном И.И.Кувшиновым самоконтроль
отождествляется с сознательной деятельностью вообще: “Самоконтроль- это
сознательное регулирование и планирование деятельности на основе анализа
происходящих в предмете труда изменений, позволяющее достичь поставленной
цели”.( 7,С.27) Г.А.Соболева считает, что “самоконтроль- это умение
критически отнестись к своим поступкам, действиям, чувствам и мыслям,
регулировать свое поведение и управлять им. Самоконтроль связан с личностью
в целом.”(7,С.30)
П.Я.Гальперин сделал попытку дать психологическую характеристику
самоконтроля в связи с проблемой внимания. Автор пишет:”...контроль
составляет неотъемлемый элемент психики как ориентировочной деятельности.”
Он не имеет своего продукта, отдельного от той деятельности, внутри которой
осуществляется. Осуществляется же он “с помощью критерия, мерки, образца”.
Если контроль выступает как внешняя предметная материальная деятельность,
он не является вниманием. “Наоборот, он сам требует актов внимания,
сложившихся к этому времени.” Постепенно формируясь, действие контроля
становится сокращенным умственным действием. В этом случае П.Я.Гальперин
говорит о внимании:” Когда новое действие контроля превращается в
умственное и сокращенное, тогда - и только тогда- оно становится
вниманием... Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание означает
контроль”.(5,С.186)
Итак, в психолого- педагогической литературе отражены разнообразные
подходы к определению сущности самоконтроля. Авторы одних работ
рассматривают самоконтроль как свойство личности в широком смысле этого
слова. Другие авторы считают самоконтроль актом умственной деятельности
человека (формой проявления и развития самосознания, мышления, качеством
ума, признаком его критичности, дисциплины). Во многих работах самоконтроль
определяется как компонент учебной деятельности учащихся, заключающийся в
анализе и регулировании ее хода и результатов, или как умение (навык,
привычка) контролировать свою деятельность и исправлять замеченные ошибки.
Наконец, есть авторы, которые считают самоконтроль методом (средством,
условием) саморегуляции поведения, деятельности и активизации обучения. В
некоторых работах самоконтроль определяется не по одному, а по двум- трем
признакам. Все эти определения не являются ошибочными. Самоконтроль-
явление сложное и многогранное. Каждое из приведенных определений отражает
отдельные его стороны. Если сопоставить все определения самоконтроля, то
можно заметить, что, несмотря на некоторые различия в формулировках данного
понятия, у всех названных авторов одинаково выражена его психологическая
сущность. Заключается она в “сопоставлении”, “соотнесении” выполняемых
действий с “образцом”, с “поставленной целью”, “с предъявляемыми
требованиями”. Т.е. можно сказать, что действие контроля состоит в
сопоставлении воспроизводимого ребенком действия и его результата с
образцом через предварительный образ.
В ходе самоконтроля человек совершает умственные и практические
действия по самооценке, корректированию и совершенствованию выполняемой ими
работы, овладевает соответствующими умениями и навыками. Кроме того,
самоконтроль способствует развитию мышления.
В свою очередь самоконтроль опирается на мышление и другие
психические процессы. Большое значение для поведения человека, его
самооценки и саморегуляции имеет речь. Особенно велика роль внутренней
речи, являющейся механизмом самосознания. Самоконтроль также тесно связан с
памятью и вниманием. Так, память обеспечивает закрепление образца, чтобы
можно было сравнивать с ним ход и результаты выполняемой работы. Большую
роль в реализации самоконтроля играют ощущения и восприятие.
Будучи качеством личности и условием проявления ее самостоятельности
и активности, самоконтроль в то же время является составной частью,
необходимым компонентом всех видов учебной и трудовой деятельности. Он
необходим не только при выполнении самостоятельной работы, но и при
выполнении заданий на всех предшествующих стадиях, начиная с пробных
действий, совершаемых под внешним управлением. Благодаря самоконтролю
ребенок окончательно овладевает определенным способом действия. Кроме того,
авторы указывают на то, что без специального формирования приемов и навыков
самоконтроля качество деятельности остается очень низким. Лишь на основе
самоконтроля возможно регулирование деятельности при выполнении
определенных операций.
Большое значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной
работы на уроке, т.к. этапы ее проведения могут контролироваться только
самим исполнителем. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена
без самоконтроля. Учащиеся должны проводить самоконтроль на разных этапах
выполнения самостоятельной работы на уроках и дома.
Как и понятие самоконтроля, его функции в психолого- педагогической
литературе трактуются по разному. В ряде работ самоконтроль рассматривается
в узком плане, как способ фиксации состояния выполняемой работы и
установления ее качества, как самооценка деятельности, поведения.
Регулирование и усовершенствование своих действий и их результатов в
процесс самоконтроля не включается. Под самоконтролем понимается
критическое отношение учащихся к своему поведению, своим действиям и
действиям товарищей.
Отнесение к самоконтролю только функций регистрации состояния
выполненной работы и оценки своей деятельности, поведения (на основе ранее
усвоенного образца), без активного участия личности в их регулировании и
исправлении. Нельзя признать правильным. Отсутствие коррекции неизбежно
приводит к незавершенности самоконтроля, снижению его эффективности и
остроты самооценки. Поэтому в самоконтроль следует включать не только
оценочную функцию, но и регулирование учащимися своей деятельности и
поведения, исправление и обнаружение ошибок и внесение корректив,
рационализацию и усовершенствование выполняемой работы.
Включенные в содержание самоконтроля контрольно- оценочная и
регулировочная функции относятся не только к процессу и результату
выполняемой работы, но и к ее планированию.
К структурным элементам самоконтроля Н.Д. Левитов относит:
1) внимание к результатам своей работы, ее условиям, приемам;
2) наблюдение за ходом работы по ее показателям: скорости, точности
применяемых приемов и т.д;
3) мыслительные операции: прежде всего анализ результатов наблюдения,
установление причинной зависимости имеющихся недостатков от внешних
условий и от самого человека;
4) точная и своевременная реакция на подмеченные недостатки в работе,
выражающаяся в их исправлении;
Таким образом, одним из элементов самоконтроля является усовершенствование
исполнителем своей деятельности, участие его в решении творческих
заданий.
Самоконтроль является составной частью всех видов учебной
деятельности и осуществляется на всех этапах ее выполнения. Он выключает в
себя чувственные, умственные и двигательные компоненты деятельности,
позволяющие учащемуся на основе поставленной цели, намеченного плана и
усвоенного образца следить за своими действиями, результатами этих действий
и сознательно регулировать их. При этом в ходе самоконтроля оценивается
целесообразность и эффективность самого процесса выполнения работы,
намеченного плана и уже осуществленного регулирования.
Общая эволюция самоконтроля представляется в таком виде:
первоначально дети могут контролировать себя лишь по готовым образцам,
предъявленным учителем. Контроль направлен на основное действие как на свой
объект, естественно, только следует за ним. Самопроверка на основе
имеющихся знаний становится доступной детям позже, когда накапливается
определенный фонд хорошо закрепленных приемов и операций. Контроль начинает
все больше совпадать с основным действием и, наконец, даже опережать его. С
конечного результата действия самоконтроль постепенно распространяется на
все более ранние фазы деятельности, при этом он “везде совпадает с ней по
основному содержанию и все менее отделяется от нее по заметному для
субъекта времени”.(7,С.37) Естественно, что на этой заключительной стадии
для всяких наблюдений контроль выступает просто как направленность и
сосредоточенность на объекте, как внимательное обследование ситуации и
такое же внимательное использование основного действия.
Итак, изменения самоконтроля проявляются и в том, что первоначально
он направлен на результат деятельности и лишь постепенно вырабатывается
умение контролировать и сам процесс деятельности. Изменяется самоконтроль и
в другом отношении: меняется содержание контролируемых действий.
В соответствии с уровнем сформированности действия контроля выделяют
несколько видов самоконтроля. Как правило в учебной деятельности
преобладает контроль по результату или так называемый итоговый контроль.
Это первоначальная и простейшая форма самоконтроля, которая осваивается
учащимися. Его функция состоит в сличении результата с заданным образцом,
т.е. совершается проверка. В процессе проверки дети убеждаются, что ответ
удовлетворяет всем исходным условиям, в противном случае решение проведено
неверно. Мы сами учим детей именно такому контролю. Так, для того, чтобы
проконтролировать правильность арифметического действия, ученикам
рекомендуется проверить его другим действием: сложение- вычитанием, деление-
умножением и т.д. Таким образом проверяется не правильность проведения
отдельных операций и их последовательность, а полученный результат.
Существует две точки зрения на уместность проведения контроля по
результату. П.М.Эрдниев считает, что “проверка ответов любых упражнений
всегда связана с творческим отношением решающего к содержанию задачи. При
проверке смысловые связи выступают в новом сочетании, в новой
последовательности, а запас знаний используется в иных связях и
опосредованиях составляющих его элементов. Поэтому, проверяя решение того
или иного упражнения, учащиеся активно повторяют ранее изученный
материал.”(26,С.4)
Противоположной точки зрения придерживаются Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов
и некоторые другие исследователи. Они считают, что такая форма
самоконтроля, как контроль по результату не затрагивает процессуальной
стороны деятельности. Последовательность и полнота проделанных учащимися
операций остаются вне этого контроля. “Контроль по результату не ставит
перед учащимися задачи осознанного усвоения учебного действия.”(22,С.108)
Он имеет смысл только в том случае, когда он возвращается к контролю по
процессу, а это встречается только тогда, когда учащийся совершил ошибку.
Но и в этом случае гораздо целесообразнее вернуть ученика к развернутому
действию и процессуальному пооперационному контролю.
Нам более близка эта точка зрения. Мы считаем, что контроль по
результату целесообразно использовать на начальном этапе формирования
самоконтроля, а затем постепенно переходить к другим его видам.
Функция пооперационного контроля состоит в выявлении полноты,
правильности и последовательности произведенных действий. Этот вид контроля
в психологической литературе определяется как пошаговый. Он в первую
очередь обращает внимание учащихся на способ осуществляемого ими действия.
Еще более сложной формой контроля является предваряющий
(прогнозирующий) контроль, дающий учащемуся как субъекту деятельности
возможность предвосхищать результаты еще не осуществленного действия.
Проигрывая во внутреннем плане последовательность действий, необходимых для
решения учебной задачи, прогнозируя возможные результаты деятельности,
учащиеся с помощью этой формы контроля могут выделить наиболее трудные
этапы решения учебной задачи, наметить пути своего совершенствования.
“Антиципирующие действия, составляющие основу прогнозирующего контроля,
способствуют выработке учащимися индивидуального стиля деятельности,
оптимальному использованию ими своих возможностей и выступают как важнейший
итог и показатель сформированности учебной деятельности.”( 22,С.108) Этот
вид контроля несет на себе функцию “определения учащимися общей стратегии
учебной деятельности.”(22,С.108)
Классификация самоконтроля проводится также на основе других
признаков. По входящим в него элементам различают самоконтроль
констатирующий и корректирующий; по способам получения информации о
протекании выполняемой операции- непосредственный и опосредованный
контроль; по типу, какие органы чувств участвуют в оценке выполняемой
операции, выделяют мышечно- двигательный, зрительный, слуховой,
комбинированный. Существует также классификация самоконтроля по формам
организации работы учащихся. Остановимся на ней подробнее. Согласно этой
классификации самоконтроль делится на фронтальную, индивидуальную и
взаимную проверки. При фронтальной проверке проводится коллективный разбор
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|