Духовно-нравственное воспитание в семье
равном уважении обоих родителей традиция отдает предпочтение матери, так
как узы, связывавшие мать и ребенка, могла разрушить только смерть. Дети
обязаны почитать родителей не только из благодарности за свое рождение, но
и за те бесчисленные хлопоты и заботы, которыми отец и мать окружали детей
на протяжении всей своей жизни Советы и опыт родителей — бесценный дар
детям. Они должны не только принимать его с радостью, но и стараться по
мере сил отблагодарить родителей. Взаимная радость от общения добрых детей
и родителей продлевает годы тех и других, делает их жизнь счастливой и
благополучной.
Многочисленные цитаты из книг Священного Писания, а также
произведения русского фольклора приводились русскими народными педагогами в
целях воспитания у детей должного уважения к родителям. Причем в
зависимости от обстоятельств, выбирались наиболее подходящие методы, приемы
и средства воспитания. Если проступок ребенка по отношению к родителям был
незначителен и объяснялся скорее неопытностью, чем злым умыслом, старались
применить мягкие способы воздействия. Если же непослушание и вина ребенка
перед родителями была очевидной, применяли достаточно жесткие методы,
вплоть до изгнания из «общества». Таким образом, одним из существенных
направлений воспитания в русской народной педагогике было привитие детям
почтения к родителям, твердого усвоения пятой заповеди. Для решения этой
сложной задачи широко привлекались как библейская традиция, так и
сформированные на ее основе фольклорные произведения русского народа. [9]
Отношение семейного воспитания и православной школы
Новизна и необыкновенность православной школы в том, что эта школа –
церковная, то есть имеющая в своем основании те принципы, которые заложены
в жизнь самой Церкви, а конкретно – в жизнь прихода. Поэтому та школа,
которая выросла из прихода, существует, органично входя в жизнь прихода, а
та, которая возникла в стороне, даже если и окормляется сторонним
священником, испытывает значительные сложности. Вероятно, дело не только в
священническом руководстве, но и в той живой общинной ткани, которая
составляется всеми взрослыми и маленькими прихожанами совместно с церковным
клиром. Эта общность имеет свое основой Литургическое и молитвенное
единение и пронизывает собой весь организм молодой школы.
Очень многие родители желали бы пристроить своих детей в хорошую
школу, дать им христианское воспитание и образование, но при этом никак не
хотят понять, что христианством нельзя "заниматься", христианством надо
жить. Обычный аргумент этих родителей: нам меняться уже поздно, но мы
хотим, чтобы у наших детей все было хорошо. И дети, действительно, на
первых порах очень восприимчивы к Слову Божию, к богослужению, к молитве.
Но если дома в своей семейной реальности дети видят, что их родители не
придают никакого значения духовному, а то и открыто живут по-язычески, то
рано или поздно такие дети начинают вести двойную жизнь и лицемерить.
Нельзя никогда и никому передать дело воспитания своего ребенка.
Даже самой что ни есть православной гимназии. Взять на себя ответственность
за воспитание – значит постоянно отдавать самого себя семье, детям, Церкви.
Сейчас в России существует несколько десятков православных школ. Они
работают уже пять лет, а ведь такое простое дело не сделано – хотя бы
наладить предметные олимпиады между православными школами. Или вечера для
старшеклассников. Это очень важно для ребят – ощутить свою школу не
одиноким островком, но частью большого единого целого, встретить еще кого-
то кроме узкого круга однокашников – других ребят, таких же православных,
живущих сходными интересами и проблемами.
Похоже, мы слишком быстро похоронили советскую школу, радостно
отряхнули ее прах с наших ног и совершенно не заметили того колоссального
положительного учебного, методического, административного и даже
воспитательного опыта, которым она обладала. Многим кажется, что у нас все
будет хорошо просто оттого, что мы все православные. Но реальность говорит
об ином: возникает множество трудностей, специфичных именно для
православной школы. Трудным, к примеру, оказывается вопрос поддержания
дисциплины. Принцип семейственности, увы, может быть воспринят по-разному.
Для одних – это особая ответственность и духовное родство, для других –
панибратская вседозволенность. Родительское настроение моментально
передается детям. Дело может дойти до того, что на уроке дети перестанут
обращать какое-либо внимание на педагогов, ходить по классу и т.д. Ну, а
если, преподаватель не имеет особого педагогического опыта или совсем
новичок, тогда могут происходить самые невероятные вещи. Ученик что-нибудь
сделает, а учитель ему (с истинно православным "смирением"): "Прости меня,
Христа ради"! Многие учителя, нужно сказать, стесняются дисциплинарных мер
и решают начисто избавиться от таких непопулярных "советских" методов, как
двойка за поведение, запись в дневник и вызов родителей, а вместо этого
всячески "смиряются" перед детьми.
Дисциплина подрывается еще и тем, что православные родители по-своему
понимают взаимосвязь церковной жизни и школьного распорядка, т. е.
совершенно произвольно могут устраивать выходные своим детям по случаю того
или другого церковного праздника.
Основная идея православной школы – уберечь детей от растлевающей
обстановки в школах государственных, но, оказывается, немало опасностей
поджидает нас и в церковном кругу. Дети воспринимают православную школу как
место, куда их поместили, чтобы избавить от всех проблем, в том числе и от
учебы. Приходится преодолевать у детей и у родителей странный стереотип:
для православного ребенка главное – читать по-церковнославянски и знать
гласы, а что более того, то от лукавого. А если дитя рисует, особенно если
не храмы и иконы, а город, еще что-то, тогда точно в прелести. А уж если
стихи о любви пишет ...
Хорошо воспитывать детей на житиях святых. Но нельзя требовать с них
после этого исполнения прочитанного. Это такой уровень духовной жизни, на
который запросто не взбираются.
Ступенька к духовной жизни это правильно устроенная жизнь души,
правильное эмоциональное устроение, которое потом приведет к устойчивой,
трезвой, жертвенной духовной жизни. Нужны реальные, общие, интересные дела,
в которых дети могли бы проявить себя как люди, которые не предают
товарища, которые помогут друг другу, простят обиды. Нужны общие дела,
которые помогут им сдружиться. А то ведь бывает так, что в классе всего 10
человек, но и те не ладят между собой. Даже нецерковные дети по сравнению с
ними оказываются более открытыми и дружелюбными. А эти – "ангелочки" с
виду, но иногда друг по отношению ко другу такие дикости допускают – просто
диву даешься. Причем находят себе при этом "духовные" оправдания.
Мы должны постоянно искать общие для школы дела. Чтобы дети и преподаватели
участвовали в этих детских театрах, студиях, в издании гимназической газеты
или журнала. Это очень сближает, это служит моментом общего доверия, когда
дети по-настоящему не боятся себя раскрыть. А закладывать в них духовные
понятия, я убеждена, лучше всего именно в такие моменты открытости.
Православие – это не система, это жизнь в любви. И православным наше
воспитание получается тогда, когда мы начинаем совершать его в любви.
Мы пытаемся оградить ребенка от дурного влияния, и это правильно. Но
в этом стремлении мы заходим слишком далеко – мы ограждаем ребенка вообще
ото всех, и он остается совершенно один. Мы запрещаем ему дружить во дворе,
в школе, и все это время стараемся пристроить ребенка туда, где он сможет
дружить "безопасно". Так, в конечном итоге, мы доходим до православной
гимназии, и, увы, здесь нас тоже поджидает разочарование: оказывается, что
и здесь есть такие дети, с которыми ни в коем случае дружить нельзя.
Мы учим детей, что земная жизнь есть подготовка к жизни вечной. Но
ведь подготовка, а не ожидание! Жизнь – это деятельность, созидающая и
преобразующая работа. Иначе она становится похожей на томительно-
напряженное ожидание в очереди к зубному врачу: "Боже мой! Когда же все это
кончится!"
Наши дети панически боятся ошибок. Это наверняка происходит от
непонимания ими сути греха. Они путают свои неизбежные на первых порах
"рабочие" ошибки с грехами и потому жить боятся. Расскажите им притчу о
талантах! Дайте понять, что Господь не ждет от них с первых шагов какой-то
по-особенному выверенной и безошибочной жизни. Использовать таланты, отдав
их в торговлю, это риск. Риск ошибиться и потерять все. Но Господь отдает
предпочтение именно такому рискованному решению, а не безопасной
возможности зарыть имеющийся талант в землю.
Принципы семейного воспитания
Когда начинать воспитание ребенка
Однажды профессора Московской Духовной Академии А.И. Осипова
спросили, с какого возраста следует начинать воспитание ребенка. "А с
какого возраста начинают развращать?" – ответил он. Начинают развращать, к
сожалению, когда он находится еще в материнской утробе, если родители ведут
не целомудренный образ жизни, не задумываясь о будущем своего чада, – и это
уже влияет на будущего человека, формирует его душу, реально существующую
еще до момента появления ребенка на свет Божий. Вот тогда-то и начинается
процесс воспитания – или не-воспитания. Все здесь важно: и как мамочка себя
ведет в период беременности, и как папочка относится к жене и ребенку. На
Западе проводились определенные исследования, и есть свидетельства, что в
период чревоношения ребенок реагирует на внимание со стороны отца и матери.
Это естественно, ведь ребенок – плод родительской любви, отвечает на
любовь. Но он чувствует также и нелюбовь – в том случае, если он
нежеланный. Это нельзя забывать.
Святые отцы советуют матери во время чревоношения часто исповедоваться,
причащаться Святых Христовых таин, молиться, ходить на службы, быть более
собранной и внимательной к себе, помня о теплящейся под сердцем жизни. И
благодать Божия будет действовать на еще не родившегося в мир, но уже
живущего младенца.
Дитя человеческое начинает свою жизнь с материнской утробы –
следовательно, с этого времени начинается и его взаимоотношение с миром. И
если это взаимоотношение не управить, не организовать, не согреть Божией
благодатию, то мир сам начнет воспитание младенца – но уже по своим
законам, законам "века сего".
Ничто не заменит ребенку семью
По монастырскому обычаю, в воскресной школе учатся мальчики.
И вот почему. В традиционной школе всегда считали, что раздельное обучение
правильнее. Не только мальчики, но и юноши в России получали образование
отдельно от девочек и девушек. Так было и в Древней Руси, и позже. В
университетах учились мужчины, а в институтах благородных девиц, на женских
курсах – девушки.
Основание этому – в глубоком различии назначения мужчины и женщины.
Об этом различии мы забыли, и более всего забыли о назначении женщины,
хранительницы семьи. Для женщины семья всегда была главным деланием. Не
работа, не учеба, не карьера и тем более не общественно-политическая
деятельность – все это разрушает женщину, убивает ее внутренние, глубинные
основы. Но теперь все смешалось, и женщина уже не знает своего призвания.
Поскольку нет созидательницы и хранительницы семьи, нет домашнего тепла и
уюта, семья разваливается. Утрачивается чувство ответственности за брак,
все чаще создаются "семьи-однодневки". Не понравились друг другу, не
сошлись характером – разбежались. Проблемы в этом теперь не видит никто.
Никто не задается вопросом: почему же такое блуждание является грехом,
почему Церковь всегда выступала против блуда и прелюбодеяния? Потому что,
соединяясь с другим человеком, мы оставляем в нем как бы часть себя, часть
своей личности. А тот человек оставляет часть себя в нашем сердце, в нашей
душе. Представим себе: если зеркало, в котором отражается наш образ,
разобьется на кусочки, и в каждом из них зафиксируется наше отражение, что
произойдет с образом? Получится некоторое множество нашего "я". Целое
рассыпется. В этом, кстати, один из смыслов греха нецеломудрия –
нецелостность. Во мне, в моей душе много других "я", а мои "я" тоже где-то
гуляют. Могут быть и духовные прелюбодеяния, когда человек, сохраняя
видимую верность, душой прилепляется к другому. Здесь та же ситуация
нецелостности – нецеломудрия. Многие острые вопросы нашей жизни, многие
неурядицы, горе и трагедии связаны прежде всего с развалом семьи. Нет семьи
– и человек лишается корней.
Никто, даже самый хороший и добрый батюшка или самый прекрасный
педагог, самый замечательный детский дом или интернат не могут заменить
ребенку папу и маму. Дети это очень глубоко чувствуют. Был такой случай. В
один из рейдов по Москве группа сотрудников милиции вошла в зал ожидания
Казанского вокзала и увидела такую картину: возле билетных касс полулежит
женщина, еще не старая, худая, синяя, обезображенная пьянством, в каких-то
лохмотьях; около нее – тоже вся оборванная грязная девчушка лет шести. Как
только эта девочка увидела, что к ее маме приближается милиционер, то
засуетилась, стала приводить ее в порядок, достала расческу с тремя
зубьями, чтобы причесать... Маленькая, умом еще ничего не понимает, но: это
– моя мама, моя семья; она частичка чего-то такого, чего и сама еще не
осознает.
И так практически у всех детей. Никакая организация не заменит того,
что вложил в родителей, особенно в мать, Господь: дар не только рожать, но
дар воспитывать, учить детей. Все глубинные отношения человека с Богом, с
ближним, с миром закладываются в семье. От семьи – все импульсы жизни.
Родители учатся вместе с детьми
Семья, родители должны активно включаться в процесс духовного
образования ребенка, быть первыми помощниками Церкви в этом деле. В наше
время родители, воспитывая детей в Церкви, одновременно и сами потихоньку
духовно растут. Бывают случаи, и нередкие в наши дни, когда ребенок
воцерковляется самостоятельно от семьи и приводит в храм родителей.
Наша воскресная школа работает не только с ребенком, но и с его
семьей. Родители, подавая прошение о приеме детей в школу, обязательно дают
свое согласие на посещение занятий. Другое дело, как они это выполняют. Но
мы никого не неволим.
В нашем разноликом мире, где отсутствует какое бы то ни было
единство, трудно воспитывать человека в цельности. Очень страшно, когда в
детскую душу вносится разлад. Приведу такой пример. После беседы о
сотворении мира приходит ученик нашей школы домой и рассказывает своему
отцу о том, что узнал у нас. А тот слушал-слушал, глядел вялым взором на
своего ребенка, а потом сказал: "Все это поповские бредни". И все. В
следующее воскресенье мальчик был неузнаваем: смотрит недоверчиво – мнение
папы для него оказалось убедительнее. Для семи-восьмилетнего малыша
родительский авторитет очень высок.
Когда-то на Руси церковное воспитание было неотделимо от семейного.
Осуществить это в наше время не так-то легко, поскольку связь поколений
прервана во всем, в том числе и в деле воспитания. Нельзя забывать, что
многие из родителей наших учеников – в прошлом питомцы яслей, детсадов,
"продленок" и других детских учреждений – сами были лишены тепла семейного
очага. И теперь, если мы хотим вернуться к нашим семейным традициям, то
учить прежде всего нужно родителей. Это касается не только воскресной
школы, но и светской. Очевидно, потребность эта пока не осмыслена нами в
достаточной степени, так как в целом такой практики – просвещения родителей
– у нас пока нет.
Мы должны помнить, что забота о ребенке – это не только добывание
для него хлеба насущного. Намного важнее то, что в детстве формируется душа
человека, душа гражданина Царства Небесного. [5]
Как воспитать религиозность у детей
Закон Божий, которому учат в школах, не имеет целью дать детям
знание Бога (это знание он предполагает уже существующим); он дает детям
только знание о Боге.
А так как знание о Боге, как и всякое другое знание, усвояется
только умом и памятью, то изучение Закона Божия в школе обычно становится
отвлеченным, внешним усвоением религиозных истин, не проникающим в глубину
души.
Знание Бога отличается от знания о Боге.
Знание Бога — непосредственное восприятие Бога внутренним чувством,
знание о Боге — достояние ума и памяти.
О знании Бога говорит Евангелие: Сия же есть жизнь вечная, да знают
Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3).
О том же говорит пророк Исайя: Вол знает владетеля своего, и осел — ясли
господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет (Ис. 1,
3).
И самое слово «религия» означает не простое понятие о Боге, а живую
связь между живыми существами — человеком и Богом.
Прийти к познанию Бога — не значит найти Бога вне себя, как
некоторый внешний предмет, или убедиться в его существовании какими-то
логическими доводами,— это значит каким-то таинственным образом дать
возможность нашему внутреннему «я» увидеть Бога внутренним оком.
Отсюда ясно, что никаким умножением богословских знаний нельзя
достигнуть познания Бога. Сильные богословской ученостью иудейские книжники
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|