МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Духовно-нравственное воспитание в семье

    равном уважении обоих родителей традиция отдает предпочтение матери, так

    как узы, связывавшие мать и ребенка, могла разрушить только смерть. Дети

    обязаны почитать родителей не только из благодарности за свое рождение, но

    и за те бесчисленные хлопоты и заботы, которыми отец и мать окружали детей

    на протяжении всей своей жизни Советы и опыт родителей — бесценный дар

    детям. Они должны не только принимать его с радостью, но и стараться по

    мере сил отблагодарить родителей. Взаимная радость от общения добрых детей

    и родителей продлевает годы тех и других, делает их жизнь счастливой и

    благополучной.

    Многочисленные цитаты из книг Священного Писания, а также

    произведения русского фольклора приводились русскими народными педагогами в

    целях воспитания у детей должного уважения к родителям. Причем в

    зависимости от обстоятельств, выбирались наиболее подходящие методы, приемы

    и средства воспитания. Если проступок ребенка по отношению к родителям был

    незначителен и объяснялся скорее неопытностью, чем злым умыслом, старались

    применить мягкие способы воздействия. Если же непослушание и вина ребенка

    перед родителями была очевидной, применяли достаточно жесткие методы,

    вплоть до изгнания из «общества». Таким образом, одним из существенных

    направлений воспитания в русской народной педагогике было привитие детям

    почтения к родителям, твердого усвоения пятой заповеди. Для решения этой

    сложной задачи широко привлекались как библейская традиция, так и

    сформированные на ее основе фольклорные произведения русского народа. [9]

    Отношение семейного воспитания и православной школы

    Новизна и необыкновенность православной школы в том, что эта школа –

    церковная, то есть имеющая в своем основании те принципы, которые заложены

    в жизнь самой Церкви, а конкретно – в жизнь прихода. Поэтому та школа,

    которая выросла из прихода, существует, органично входя в жизнь прихода, а

    та, которая возникла в стороне, даже если и окормляется сторонним

    священником, испытывает значительные сложности. Вероятно, дело не только в

    священническом руководстве, но и в той живой общинной ткани, которая

    составляется всеми взрослыми и маленькими прихожанами совместно с церковным

    клиром. Эта общность имеет свое основой Литургическое и молитвенное

    единение и пронизывает собой весь организм молодой школы.

    Очень многие родители желали бы пристроить своих детей в хорошую

    школу, дать им христианское воспитание и образование, но при этом никак не

    хотят понять, что христианством нельзя "заниматься", христианством надо

    жить. Обычный аргумент этих родителей: нам меняться уже поздно, но мы

    хотим, чтобы у наших детей все было хорошо. И дети, действительно, на

    первых порах очень восприимчивы к Слову Божию, к богослужению, к молитве.

    Но если дома в своей семейной реальности дети видят, что их родители не

    придают никакого значения духовному, а то и открыто живут по-язычески, то

    рано или поздно такие дети начинают вести двойную жизнь и лицемерить.

    Нельзя никогда и никому передать дело воспитания своего ребенка.

    Даже самой что ни есть православной гимназии. Взять на себя ответственность

    за воспитание – значит постоянно отдавать самого себя семье, детям, Церкви.

    Сейчас в России существует несколько десятков православных школ. Они

    работают уже пять лет, а ведь такое простое дело не сделано – хотя бы

    наладить предметные олимпиады между православными школами. Или вечера для

    старшеклассников. Это очень важно для ребят – ощутить свою школу не

    одиноким островком, но частью большого единого целого, встретить еще кого-

    то кроме узкого круга однокашников – других ребят, таких же православных,

    живущих сходными интересами и проблемами.

    Похоже, мы слишком быстро похоронили советскую школу, радостно

    отряхнули ее прах с наших ног и совершенно не заметили того колоссального

    положительного учебного, методического, административного и даже

    воспитательного опыта, которым она обладала. Многим кажется, что у нас все

    будет хорошо просто оттого, что мы все православные. Но реальность говорит

    об ином: возникает множество трудностей, специфичных именно для

    православной школы. Трудным, к примеру, оказывается вопрос поддержания

    дисциплины. Принцип семейственности, увы, может быть воспринят по-разному.

    Для одних – это особая ответственность и духовное родство, для других –

    панибратская вседозволенность. Родительское настроение моментально

    передается детям. Дело может дойти до того, что на уроке дети перестанут

    обращать какое-либо внимание на педагогов, ходить по классу и т.д. Ну, а

    если, преподаватель не имеет особого педагогического опыта или совсем

    новичок, тогда могут происходить самые невероятные вещи. Ученик что-нибудь

    сделает, а учитель ему (с истинно православным "смирением"): "Прости меня,

    Христа ради"! Многие учителя, нужно сказать, стесняются дисциплинарных мер

    и решают начисто избавиться от таких непопулярных "советских" методов, как

    двойка за поведение, запись в дневник и вызов родителей, а вместо этого

    всячески "смиряются" перед детьми.

    Дисциплина подрывается еще и тем, что православные родители по-своему

    понимают взаимосвязь церковной жизни и школьного распорядка, т. е.

    совершенно произвольно могут устраивать выходные своим детям по случаю того

    или другого церковного праздника.

    Основная идея православной школы – уберечь детей от растлевающей

    обстановки в школах государственных, но, оказывается, немало опасностей

    поджидает нас и в церковном кругу. Дети воспринимают православную школу как

    место, куда их поместили, чтобы избавить от всех проблем, в том числе и от

    учебы. Приходится преодолевать у детей и у родителей странный стереотип:

    для православного ребенка главное – читать по-церковнославянски и знать

    гласы, а что более того, то от лукавого. А если дитя рисует, особенно если

    не храмы и иконы, а город, еще что-то, тогда точно в прелести. А уж если

    стихи о любви пишет ...

    Хорошо воспитывать детей на житиях святых. Но нельзя требовать с них

    после этого исполнения прочитанного. Это такой уровень духовной жизни, на

    который запросто не взбираются.

    Ступенька к духовной жизни это правильно устроенная жизнь души,

    правильное эмоциональное устроение, которое потом приведет к устойчивой,

    трезвой, жертвенной духовной жизни. Нужны реальные, общие, интересные дела,

    в которых дети могли бы проявить себя как люди, которые не предают

    товарища, которые помогут друг другу, простят обиды. Нужны общие дела,

    которые помогут им сдружиться. А то ведь бывает так, что в классе всего 10

    человек, но и те не ладят между собой. Даже нецерковные дети по сравнению с

    ними оказываются более открытыми и дружелюбными. А эти – "ангелочки" с

    виду, но иногда друг по отношению ко другу такие дикости допускают – просто

    диву даешься. Причем находят себе при этом "духовные" оправдания.

    Мы должны постоянно искать общие для школы дела. Чтобы дети и преподаватели

    участвовали в этих детских театрах, студиях, в издании гимназической газеты

    или журнала. Это очень сближает, это служит моментом общего доверия, когда

    дети по-настоящему не боятся себя раскрыть. А закладывать в них духовные

    понятия, я убеждена, лучше всего именно в такие моменты открытости.

    Православие – это не система, это жизнь в любви. И православным наше

    воспитание получается тогда, когда мы начинаем совершать его в любви.

    Мы пытаемся оградить ребенка от дурного влияния, и это правильно. Но

    в этом стремлении мы заходим слишком далеко – мы ограждаем ребенка вообще

    ото всех, и он остается совершенно один. Мы запрещаем ему дружить во дворе,

    в школе, и все это время стараемся пристроить ребенка туда, где он сможет

    дружить "безопасно". Так, в конечном итоге, мы доходим до православной

    гимназии, и, увы, здесь нас тоже поджидает разочарование: оказывается, что

    и здесь есть такие дети, с которыми ни в коем случае дружить нельзя.

    Мы учим детей, что земная жизнь есть подготовка к жизни вечной. Но

    ведь подготовка, а не ожидание! Жизнь – это деятельность, созидающая и

    преобразующая работа. Иначе она становится похожей на томительно-

    напряженное ожидание в очереди к зубному врачу: "Боже мой! Когда же все это

    кончится!"

    Наши дети панически боятся ошибок. Это наверняка происходит от

    непонимания ими сути греха. Они путают свои неизбежные на первых порах

    "рабочие" ошибки с грехами и потому жить боятся. Расскажите им притчу о

    талантах! Дайте понять, что Господь не ждет от них с первых шагов какой-то

    по-особенному выверенной и безошибочной жизни. Использовать таланты, отдав

    их в торговлю, это риск. Риск ошибиться и потерять все. Но Господь отдает

    предпочтение именно такому рискованному решению, а не безопасной

    возможности зарыть имеющийся талант в землю.

    Принципы семейного воспитания

    Когда начинать воспитание ребенка

    Однажды профессора Московской Духовной Академии А.И. Осипова

    спросили, с какого возраста следует начинать воспитание ребенка. "А с

    какого возраста начинают развращать?" – ответил он. Начинают развращать, к

    сожалению, когда он находится еще в материнской утробе, если родители ведут

    не целомудренный образ жизни, не задумываясь о будущем своего чада, – и это

    уже влияет на будущего человека, формирует его душу, реально существующую

    еще до момента появления ребенка на свет Божий. Вот тогда-то и начинается

    процесс воспитания – или не-воспитания. Все здесь важно: и как мамочка себя

    ведет в период беременности, и как папочка относится к жене и ребенку. На

    Западе проводились определенные исследования, и есть свидетельства, что в

    период чревоношения ребенок реагирует на внимание со стороны отца и матери.

    Это естественно, ведь ребенок – плод родительской любви, отвечает на

    любовь. Но он чувствует также и нелюбовь – в том случае, если он

    нежеланный. Это нельзя забывать.

    Святые отцы советуют матери во время чревоношения часто исповедоваться,

    причащаться Святых Христовых таин, молиться, ходить на службы, быть более

    собранной и внимательной к себе, помня о теплящейся под сердцем жизни. И

    благодать Божия будет действовать на еще не родившегося в мир, но уже

    живущего младенца.

    Дитя человеческое начинает свою жизнь с материнской утробы –

    следовательно, с этого времени начинается и его взаимоотношение с миром. И

    если это взаимоотношение не управить, не организовать, не согреть Божией

    благодатию, то мир сам начнет воспитание младенца – но уже по своим

    законам, законам "века сего".

    Ничто не заменит ребенку семью

    По монастырскому обычаю, в воскресной школе учатся мальчики.

    И вот почему. В традиционной школе всегда считали, что раздельное обучение

    правильнее. Не только мальчики, но и юноши в России получали образование

    отдельно от девочек и девушек. Так было и в Древней Руси, и позже. В

    университетах учились мужчины, а в институтах благородных девиц, на женских

    курсах – девушки.

    Основание этому – в глубоком различии назначения мужчины и женщины.

    Об этом различии мы забыли, и более всего забыли о назначении женщины,

    хранительницы семьи. Для женщины семья всегда была главным деланием. Не

    работа, не учеба, не карьера и тем более не общественно-политическая

    деятельность – все это разрушает женщину, убивает ее внутренние, глубинные

    основы. Но теперь все смешалось, и женщина уже не знает своего призвания.

    Поскольку нет созидательницы и хранительницы семьи, нет домашнего тепла и

    уюта, семья разваливается. Утрачивается чувство ответственности за брак,

    все чаще создаются "семьи-однодневки". Не понравились друг другу, не

    сошлись характером – разбежались. Проблемы в этом теперь не видит никто.

    Никто не задается вопросом: почему же такое блуждание является грехом,

    почему Церковь всегда выступала против блуда и прелюбодеяния? Потому что,

    соединяясь с другим человеком, мы оставляем в нем как бы часть себя, часть

    своей личности. А тот человек оставляет часть себя в нашем сердце, в нашей

    душе. Представим себе: если зеркало, в котором отражается наш образ,

    разобьется на кусочки, и в каждом из них зафиксируется наше отражение, что

    произойдет с образом? Получится некоторое множество нашего "я". Целое

    рассыпется. В этом, кстати, один из смыслов греха нецеломудрия –

    нецелостность. Во мне, в моей душе много других "я", а мои "я" тоже где-то

    гуляют. Могут быть и духовные прелюбодеяния, когда человек, сохраняя

    видимую верность, душой прилепляется к другому. Здесь та же ситуация

    нецелостности – нецеломудрия. Многие острые вопросы нашей жизни, многие

    неурядицы, горе и трагедии связаны прежде всего с развалом семьи. Нет семьи

    – и человек лишается корней.

    Никто, даже самый хороший и добрый батюшка или самый прекрасный

    педагог, самый замечательный детский дом или интернат не могут заменить

    ребенку папу и маму. Дети это очень глубоко чувствуют. Был такой случай. В

    один из рейдов по Москве группа сотрудников милиции вошла в зал ожидания

    Казанского вокзала и увидела такую картину: возле билетных касс полулежит

    женщина, еще не старая, худая, синяя, обезображенная пьянством, в каких-то

    лохмотьях; около нее – тоже вся оборванная грязная девчушка лет шести. Как

    только эта девочка увидела, что к ее маме приближается милиционер, то

    засуетилась, стала приводить ее в порядок, достала расческу с тремя

    зубьями, чтобы причесать... Маленькая, умом еще ничего не понимает, но: это

    – моя мама, моя семья; она частичка чего-то такого, чего и сама еще не

    осознает.

    И так практически у всех детей. Никакая организация не заменит того,

    что вложил в родителей, особенно в мать, Господь: дар не только рожать, но

    дар воспитывать, учить детей. Все глубинные отношения человека с Богом, с

    ближним, с миром закладываются в семье. От семьи – все импульсы жизни.

    Родители учатся вместе с детьми

    Семья, родители должны активно включаться в процесс духовного

    образования ребенка, быть первыми помощниками Церкви в этом деле. В наше

    время родители, воспитывая детей в Церкви, одновременно и сами потихоньку

    духовно растут. Бывают случаи, и нередкие в наши дни, когда ребенок

    воцерковляется самостоятельно от семьи и приводит в храм родителей.

    Наша воскресная школа работает не только с ребенком, но и с его

    семьей. Родители, подавая прошение о приеме детей в школу, обязательно дают

    свое согласие на посещение занятий. Другое дело, как они это выполняют. Но

    мы никого не неволим.

    В нашем разноликом мире, где отсутствует какое бы то ни было

    единство, трудно воспитывать человека в цельности. Очень страшно, когда в

    детскую душу вносится разлад. Приведу такой пример. После беседы о

    сотворении мира приходит ученик нашей школы домой и рассказывает своему

    отцу о том, что узнал у нас. А тот слушал-слушал, глядел вялым взором на

    своего ребенка, а потом сказал: "Все это поповские бредни". И все. В

    следующее воскресенье мальчик был неузнаваем: смотрит недоверчиво – мнение

    папы для него оказалось убедительнее. Для семи-восьмилетнего малыша

    родительский авторитет очень высок.

    Когда-то на Руси церковное воспитание было неотделимо от семейного.

    Осуществить это в наше время не так-то легко, поскольку связь поколений

    прервана во всем, в том числе и в деле воспитания. Нельзя забывать, что

    многие из родителей наших учеников – в прошлом питомцы яслей, детсадов,

    "продленок" и других детских учреждений – сами были лишены тепла семейного

    очага. И теперь, если мы хотим вернуться к нашим семейным традициям, то

    учить прежде всего нужно родителей. Это касается не только воскресной

    школы, но и светской. Очевидно, потребность эта пока не осмыслена нами в

    достаточной степени, так как в целом такой практики – просвещения родителей

    – у нас пока нет.

    Мы должны помнить, что забота о ребенке – это не только добывание

    для него хлеба насущного. Намного важнее то, что в детстве формируется душа

    человека, душа гражданина Царства Небесного. [5]

    Как воспитать религиозность у детей

    Закон Божий, которому учат в школах, не имеет целью дать детям

    знание Бога (это знание он предполагает уже существующим); он дает детям

    только знание о Боге.

    А так как знание о Боге, как и всякое другое знание, усвояется

    только умом и памятью, то изучение Закона Божия в школе обычно становится

    отвлеченным, внешним усвоением религиозных истин, не проникающим в глубину

    души.

    Знание Бога отличается от знания о Боге.

    Знание Бога — непосредственное восприятие Бога внутренним чувством,

    знание о Боге — достояние ума и памяти.

    О знании Бога говорит Евангелие: Сия же есть жизнь вечная, да знают

    Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3).

    О том же говорит пророк Исайя: Вол знает владетеля своего, и осел — ясли

    господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет (Ис. 1,

    3).

    И самое слово «религия» означает не простое понятие о Боге, а живую

    связь между живыми существами — человеком и Богом.

    Прийти к познанию Бога — не значит найти Бога вне себя, как

    некоторый внешний предмет, или убедиться в его существовании какими-то

    логическими доводами,— это значит каким-то таинственным образом дать

    возможность нашему внутреннему «я» увидеть Бога внутренним оком.

    Отсюда ясно, что никаким умножением богословских знаний нельзя

    достигнуть познания Бога. Сильные богословской ученостью иудейские книжники

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.