МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Духовно-нравственное воспитание в семье

    родным его душе на всю жизнь.

    Так именно и воспитывались древние христиане, мученики, мученицы и

    отцы Церкви в своих родных христианских семьях. Достаточно вспомнить

    воспитание сестер — Веры, Надежды и Любови их матерью Софией, или святых

    Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста их матерями.

    Таким образом, основанием правильного религиозного воспитания

    является то, чтобы с самых ранних лет вложить в душу ребенка положительное

    христианское содержание, вложить не как нечто внешнее и временное, а как

    ответ на собственные глубочайшие запросы его духа. С этим положительным

    содержанием в душе ребенку легче будет преодолевать возникающие в нем

    темные, греховные влечения и соблазны.

    Как происходит у молодежи отход от Христа

    И все же мы должны признать, что лишь немногие счастливые и крепкие

    духом натуры успевают устоять на положительном христианском основании

    своего духа, большинство же молодежи переживает тяжелый и мучительный

    процесс отхода от Бога и последующего к Нему возвращения.

    В кратких словах я постараюсь изобразить этот процесс.

    Возникающие в молодой душе и постепенно развивающиеся влечения

    чувственности и горделивого самообольщения — в конце концов, становятся

    господствующими элементами души. Молодая душа становится их послушным

    орудием. В этом послушном служении своим желаниям и страстям молодежь

    полагает даже свою свободу и горячо протестует против всякой попытки

    ограничения этой ее мнимой свободы.

    Нельзя сказать, чтобы эти воздвигнувшиеся в молодых душах кумиры

    доставляли им действительное удовлетворение. Они носятся с ними, но покоя

    себе не находят. Страдают и тоскуют, ищут чего-то лучшего, более

    правдивого, чистого и прекрасного, — откуда и возникает та жажда найти

    смысл и цель жизни, которая так присуща молодости.

    Отсюда вытекает страсть к посещению великих людей или к писанию им

    писем, в надежде услышать от них спасающее, руководящее слово или готовый

    рецепт истинной жизни.

    Отсюда увлечение всевозможными учениями и теориями, обещающими

    всеобщее счастье и блаженство.

    Потеряв под собой религиозную почву раннего детства, молодежь

    употребляет все усилия утвердиться на какой-нибудь иной почве.

    Однако все эти прекрасные порывы и стремления большей частью не

    выходят из пределов мечтаний.

    Не хватает воли к реальному деланию добра, к преодолению

    чувственности, к отрешению от безплодных умствований.

    В конце концов, создается тяжелая внутренняя драма,

    неудовлетворенность, тоска, недовольство собой, желание смерти. Охваченные

    этим настроением, молодые люди погружаются в самих себя, забывают самых

    близких и родных людей, чувствуют глубокое одиночество. И в этом

    одиночестве они создают себе самые фантастические, нездоровые планы. Ни

    усиленная работа, ни шумное веселье не могут разогнать этого тяжелого

    состояния духа.

    Как происходит перелом в религиозной жизни

    В этот период может последовать перелом в религиозной жизни. По

    прежнему пути идти уже некуда. Собственное внутреннее состояние

    представляется отвратительным, хотя юноша или девушка, может быть, еще и не

    умеет назвать его греховным. Является желание найти подлинный, высокий,

    прекрасный и не умирающий смысл жизни, ибо жить, не найдя такой смысл,

    значит влачить жалкое, безцветное, безцельное, скучное существование.

    В этот роковой момент перелома молодой жизни в душе вдруг, каким-то

    загадочным и таинственным путем, загорается некоторый свет, возникает

    некоторое свежее и радостное чувство, появляется некоторая надежда: жизнь

    не безсмыслица.

    Откуда берется эта уверенность, что жизнь не безсмыслица? Что такое

    жизнь? До сих пор молодая мысль склонялась к механическому мiросозерцанию—

    жизнь есть совокупность атомов и сил и их непрерывное движение и

    взаимодействие; жизнь есть причинная цепь явлений, из совокупности которых

    составляется вся картина мiрового, земного и человеческого существования. И

    вдруг в этом огромном, безграничном и бездушном механизме молодая душа

    начинает чувствовать присутствие чего- то живого, великого, разумного и

    прекрасного — присутствие Бога.

    Откуда это чувство?

    Многие обстоятельства могут этому содействовать; главное то, что

    надломилась вера в свою молодую непогрешимость, глубоко почувствовалась

    своя внутренняя несостоятельность. Не стало опоры в самом себе. Явилась

    потребность в иной, более сильной опоре.

    Душа стоит на некотором распутье. Она находится в состоянии

    неустойчивого равновесия. Прежние влияния и влечения потеряли над ней свою

    власть. Новые силы в ней еще не определились. Каждый, самый незначительный

    толчок может иметь в этот момент чрезвычайное, решающее значение для всей

    жизни.

    Всплывшие из подсознательной области души сладостные, религиозные

    переживания детства, неожиданно услышанный церковный звон, случайно

    попавшая в руки книга, встреча и разговор с глубоко и искренне верующим

    человеком, посещение монастыря, таинственная и молчаливая красота природы,

    яркий художественный образ и многое другое может содействовать тому, что

    подготовленный уже в душе перелом вдруг найдет свой исход. Проснется

    детская вера, ярко и сладостно путеводной звездой загоревшись в душе. Жизнь

    получает вдруг смысл, является желание жить, работать во имя вспыхнувшего в

    душе идеала. Старое материалистическое мiровоззрение оказалось

    несостоятельным. Новое религиозное мiровоззрение согрело душу и осмыслило

    жизнь.

    Вспоминая свою собственную молодость, я нахожу в ней подтверждение,

    что таким именно путем, путем многолетней внутренней драмы происходило и в

    нас возвращение к утраченному религиозному мiровоззрению и идеалу.

    Пробудившееся в душе религиозное чувство сразу же по иному осветило мiр и

    жизнь. Молодая душа начинает видеть красоту и величие мiра, появляется вера

    в высший смысл и значение жизни, открывается сердце к принятию Евангелия.

    Начинает тянуть в церковь, к богослужению, к исповеди, к причастию,

    хотя мысли нередко остаются еще еретическими.

    И когда в молодой душе, после пережитого раньше хаоса, начинают

    говорить эти иные чувства и потребности, тогда смело можно сказать, что

    душа уже спасена. Здесь начинается новый период духовной жизни, когда

    утвердившись на камне горьким опытом приобретенной, а не рассудочно

    усвоенной веры, — человек начинает сознательно строить на этом основании

    свою жизнь.

    Основные принципы духовного воспитания

    Все изложенное можно формулировать в следующих положениях:

    1. Каждый человек, будучи образом и подобием Божиим, по природе

    своей способен к внутреннему, опытному, непосредственному познанию Бога, то

    есть к вере в Бога. Религиозно неспособных людей, атеистов по природе, не

    существует.

    2. Познание о Боге, о Его свойствах и действиях, о Его отношении к

    мiру и об отношении людей к Нему должно быть неразрывно связано с познанием

    Бога, то есть с живой верой в Него, В противном случае оно становится

    внешним, мертвенным знанием, достоянием только ума и памяти и имеет мало

    значения для подлинной религиозной жизни.

    3. Познание Бога сохраняется и возрастает в человеке при условии

    правильного отношения к Богу, чистоты сердца и смирения, в благоприятной

    духовной среде, семейной и церковной.

    4. Главной причиной утраты веры является нездоровое, греховное

    направление жизни, когда собственная личность с ее эгоистическими

    стремлениями выдвигается на первое место и заслоняет правильное отношение к

    Богу и людям. Это есть то именно, что случилось с первозданными людьми.

    5. Начавшийся процесс греховной жизни и отчуждения от Бога не может

    быть остановлен никакими рассудочными способами, пока не дойдет до своего

    предела, пока молодому сознанию путем горького опыта не откроется ясно

    безсмысленность и невозможность жизни без Бога. Так было и с дохристианским

    человечеством.

    6. Греховный процесс преодолевается в молодой душе ее духовным

    воскресением, возникновением в ней захватывающего душу религиозного,

    святого идеала, влекущего и дающего силу к новому направлению жизни во имя

    Бога. Так возникла и христианская культура.

    7. Благоприятными моментами, возвращающими юную душу к религиозной

    жизни, являются: религиозные воспоминания детства, влияние природы, влияние

    художественной литературы, встречи с действительно религиозными людьми,

    посещение центров религиозной жизни (монастырей, старцев, святых мест) и

    чтение религиозной литературы. [6]

    Семейное воспитание детей в духе православия

    Воспитание самых младших детей

    Среди средств, пригодных для религиозного воспитания детей самого

    малого возраста, можно указать: 1) на окружающую дитя внешнюю обстановку,

    2) на образ жизни взрослых, поскольку они соприкасаются с детьми, 3) на

    частое благоговейное осенение детей крестным знамением, 4) на посещение с

    детьми храма и богуслужений и 5) на причащение их Телом и Кровию Христовою.

    Из внешней обстановки, окружающей ребенка, останавливает на себе

    внимание, прежде всего, детская. Чтоб удовлетворить целям религиозного

    воспитания, от детской требуется не многое, а именно, чтоб в ней была

    икона, перед которой бы теплилась по временам лампадка.

    Уместней всего в детской комнате изображение Спасителя,

    благословляющего детей, или Божией Матери с Превечным Младенцем на руках.

    Изображение на иконе должно быть достаточной величины и хорошей работы,

    чтобы привлекать внимание детей и художественной своею стороной. Икону

    следует устанавливать, по возможности, в восточном углу (или стене) комнаты

    (а не над кроватью, как принято в учебных заведениях), на достаточной

    высоте, чтобы с самых ранних лет внедрить в детях этот обычай православной

    церкви, сделавшийся добрым преданием русской народности. Это маловажное, с

    виду, обстоятельство впоследствии даст повод к обстоятельной беседе о

    разумном почитании икон, об обычае строить храмы алтарем на восток и т. д.

    Для большего привлечения внимания ребенка к иконе, пред нею зажигают

    лампаду. Дети любят огонек и тянутся к блестящим вещам; пусть же такою

    вещию будет не скоро подвергающаяся ломке игрушка, а на недосягаемой для

    дитяти высоте, как-бы на небе, висящая с лампадою икона; пусть наши дети

    приучаются с первых дней не к капризу, непостоянству и своеволию, а к

    постоянству, благоговейной настроенности, к чистой и святой вере.

    Среди других религиозно-воспитательных средств для самых малых детей

    заслуживает внимания обычай осенять их крестным знамением во всех тех

    случаях, когда взрослые сами крестятся, а именно: утром по пробуждении

    детей, при вставании их с постели, по умывании лица, пред началом и по

    окончании кормления, пред отправлением на гулянье и всяким выходом из дома,

    пред укладыванием спать, когда дитя засыпает и во многих других случаях,

    особенно во время нездоровья или болезни детей. При этом родители твердо

    веруют, что своим благословением они низводят на детей благословение Божие,

    испрашивают помощь свыше и, вместе с тем, с первых же дней приучают детей

    проводить жизнь с Богом и в Боге.

    К благотворным влияниям храма самого по себе должно присоединиться

    влияние богатого у нас священными действиями богослужения. Опять, если свет

    одной лампады, образ одной молящейся матери может благотворно действовать

    на душу дитяти, то тем больше может повлиять на ребенка свет от множества

    лампад, сотен свечей, разнообразные действия служащих. «Благолепие храма»,

    пишет один епископ, «освещение, светлые облачения священнослужащих, пение и

    безмолвное предстояние молящихся, обращенных к алтарю, священные действия,

    отсутствие предметов обыденной жизни, запрещение неблагоговейных движений,

    требование внимания к чему-то высшему, особенному, это уроки благоговения

    пред Богом, которых не заменить никакая красноречивая речь».

    В церкви может подействовать на ребенка и то чувство благоговения,

    которым исполнены взрослые молящиеся. Известию, что чувство одного человека

    иногда неотразимо действует на другого, даже на целое общество.

    Доказывается это впечатлением ораторских речей, воодушевленной проповеди,

    артистической игры на сцене. А если чувство одного лица передается другому,

    то может передаться и чувство благоговения в храме от молящихся душе

    ребенка. Таким образом, есть в храме Божием средства воздействия на душу

    ребенка и помимо смысла и содержания Богослужения. Ими и нужно

    пользоваться, тем более, что дожидаться развития смысла и разумения ребенка

    приходится долго.

    Выяснять теоретически зависимость религиозного и нравственного

    настроения дитя от влияния окружающих и особенно матери для большинства

    родителей не представляется надобности: приведем только несколько

    свидетельств других по этому предмету. Св. Тихон Задонский говорит: «Не

    одно рождение делает отцом или матерью, но и хорошее образование детей».

    Ребенок, растущий в христианской семье, дышит христианскими идеями и

    усваивает себе эти идеи в том виде, в каком находит их вокруг себя. Пример

    старших увлекающим образом действует на детские души. Благочестивое

    настроение отца и матери, проявляющееся в искренней молитве, или в других

    действиях религиозного характера, благотворно влияет на религиозную

    настроенность, детей.

    Юного отрока, говорит св. Димитрий Ростовский, можно уподобить

    доске, приготовленной для изображения картины: что живописец изобразит —

    доброе или худое, святое или грешное, то и останется. Так и дитя: какое

    родители дадут ему первоначальное воспитание, к каким правилам приучат его,

    с такими оно и будет жить. Поэтому необходимо с детства приучать их к

    добру.

    Из сказанного однако не следует, будто внешний строй религиозной

    жизни взрослых в семье может сообразоваться только с потребностями их духа,

    а не с целями и задачами детской жизни. Суждение, к сожалению, весьма

    распространенное, но ошибочное и противоречащее нашим взглядам по всем

    другмм предметам обучения. Употребляются особые приемы при обучении детей

    рукодельям, никто не учит детей чтению и письму чрез одно только

    собственное чтение и письмо, но вводят нарочитые для того упражнения. Так и

    для достижения целей религиозного воспитания и обучения вовсе недостаточно

    того, чтобы взрослые молились сами и вообще были бы религиозны, ибо тем и

    другим могут хорошо удовлетворяться религиозные их потребности и не

    затрогиваться интересы детей. Справедливость этой мысли подтверждается и

    тем наблюдением, что у религиозных родителей, случается, бывают крайне

    нерелигиозные дети, как и наоборот, подобно тому, как у родителей

    образованных и высоконравственных могут быть и, к сожалению, часто

    оказываются дети, которым учение трудно дается, и нравственные правила

    которых не высоки.

    Названные факты показывают, что требуется в образ жизни взрослых,

    окружающих дитя, внесение таких особенностей поведения, которые бы

    содействовали насаждению в детях начатков веры и нравственности. Среди этих

    особенностей первое место должна занять молитва родителей о детях, как их

    единичная и семейная, так вместе с ними и, по их инициативе, молитва всей

    церкви. Если о некоторых ветхозаветных людях можно сказать, что они были

    дети молитвы (так, первосвященник и судия еврейского народа носил имя

    Самуил, что в переводе на русский язык значит: «испрощенный молитвой у Бога

    или дар материнской молитвы; всем известно также об усердной молитве

    родителей, предшествовавшей рождению Иоанна Крестителя и Девы Марии), то с

    большею справедливостию это выражение приложимо к христианским детям. У нас

    молитва предшествует появлению дитяти на свет, сопровождает его и освящает

    всю его жизнь, особенно же первое детство.

    Благочестивые родители смотрят на привитие детям добрых обычаев веры

    и нравственности, как на священнейшую свою обязанность, возложешиую на них

    Богом, Церковию и людьми и примером собственной благочестивой жизни

    стараются учить детей страху Господню от колыбели, ибо они разделяют мнение

    одного учителя Церкви, что душе, с первых лет получающей впечатления Слова

    Божия, трудно забыть страх Божий. В этот нежный возраст дети легко

    воспринимают и, как печать на воске, напечатлевают в душе то, что слышат;

    преимущественно с этого времени жизнь детей наклоняется к добру или злу.

    Если, начиная от самых дверей жизни, отводить детей от зла и наводить на

    путь правый, то добро обращается у них в господствующее свойство и природу;

    потом им не так легко перейти на сторону зла, когда сама привычка будет

    влечь их к добру.

    Возможно, частое причащение детей Телом и Кровию Христовою

    составляет новое и при том самое могущественное средство религиозного

    воспитания в рассматриваемый период. Воспитатель должен твердо помнить, что

    как растение получает главные свои свойства не от желания, ухода или

    искусства садовника, а от всемогущего слова Того, Кто раз и навсегда

    заключил эти свойства в семени, сказав: да произрастит земля зелень, траву,

    сеющую семя по роду и по подобию ее и древо плодовитое, приносящее по роду

    своему плод, так и богоподобные свойства духа человеческого поддерживаются

    и развиваются не усилиями только, учением и человеческим искусством

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.