Судебная система РФ
2)
дела по жалобам и протестам на приговоры, решения и определения районных
(городских) судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу,
рассматривает коллегия, состоящая из трех судей;
3)
гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам рассматривает
судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей.
Судебная
коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам
утверждается президиумом суда из числа судей этого суда.
Судебной
коллегии по уголовным делам подсудно рассмотрение в первой инстанции дел:
перечисленных
в ст. 36 УПК (от убийства при отягчающих обстоятельствах до нападения на
лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК));
об
общественно опасном деянии, совершенном невменяемым и подпадающем под признаки
вышеуказанных преступлений;
содержащих
сведения, составляющие государственную тайну.
Судебная
коллегия по гражданским делам рассматривает дела:
связанные
с государственной тайной;
об
оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и
должностных лиц субъектов Российской Федерации;
о
прекращении или приостановлении деятельности межрегиональных и региональных
общественных организаций;
об
оспаривании решений и действий (бездействия) избирательной комиссии субъекта
Российской Федерации, окружной избирательной комиссии по выборам в органы
государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, соответствующих
комиссий референдума, должностных лиц этих комиссий (за исключением решений,
принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных
комиссий);
некоторые
иные, отнесенные к их подсудности дела.
В
кассационном порядке обе судебные коллегии проверяют законность и
обоснованность не вступивших в силу решений, приговоров и определений, принятых
в первой инстанции районными (городскими) судами.
Помимо
этого, судебная коллегия по гражданским делам пересматривает по вновь
открывшимся обстоятельствам собственные решения, вынесенные в первой
инстанции, а также определения, которыми изменено решение суда первой инстанции
или постановлено новое решение, - в кассационной инстанции.
Судебная
коллегия по уголовным делам, рассматривающая дело судом присяжных, разрешает также
административные дела о неявке для исполнения обязанностей присяжного заседателя
(ст. 165 КоАГГ).
Помимо
осуществления правосудия судебные коллегии изучают и обобщают судебную
практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия,
предоставленные им законодательством.
Председатели
рассматриваемых судов:
1)
являются судьями и соответственно осуществляют процессуальные полномочия,
установленные УПК и ГПК.
2)
могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий;
3)
приносят в пределах и порядке, установленных законом, протесты на судебные акты
по уголовным и гражданским делам;
4)
в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение
решений и определений по уголовным и гражданским делам;
5)
руководят организацией работы судебных коллегий, аппарата суда;
6)
созывают президиум суда и председательствуют на его заседаниях;
7)
распределяют обязанности между своими заместителями;
8)
принимают участие в согласовании с Генеральным директором Судебного
департамента при Верховном Суде РФ назначения на должность и освобождения от
должности начальника управления (отдела) Судебного департамента, предложений
о перераспределении образовавшихся в районном суде вакансий на должности
судей;
9)
готовят для начальника главного управления организационно-правового
обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном суде РФ
представление о назначении на должность администратора возглавляемого им суда;
10)
организуют работу по повышению квалификации членов суда и работников аппарата
суда;
11)
организуют работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной
статистики;
12)
вносят представления в государственные органы, общественные организации и
должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий,
способствовавших правонарушениям;
13)
ведут личный прием и организуют работу суда по приему граждан и рассмотрению
предложений, заявлений и жалоб;
14)
организуют работу канцелярии суда;
15)
осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
Председатель
Верховного Суда республики, кроме того, вносит в законодательный
(представительный) орган республики представления по вопросам, требующим
толкования законов республики.
Назначаются
на должность председатели верховных судов (судов) Президентом РФ по
представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении
Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и согласованному
с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих
субъектов Российской Федерации.
Аппарат
суда обеспечивает работу суда и подчиняется его председателю. Работники
аппарата являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и
другие специальные звания.
Структура
и штатная численность аппарата утверждаются Министром юстиции РФ по
представлению председателя соответствующего суда.
Районные
(городские) суды — это первое звено федеральных судов общей юрисдикции. Каждый
из них является вышестоящим судебным органом для мировых судей и осуществляет
надзор за судебной деятельностью названных судов.
В
районных (городских) судах нет президиума, судебных коллегий и
Научно-консультативного совета. В их состав входят председатель суда, члены
суда, народные заседатели и аппарат суда. В составе крупного районного
(городского) суда могут быть должности заместителей председателя. Если суд
состоит из одного судьи, то последний одновременно обладает и полномочиями
председателя суда.
Председатель
районного (городского) суда, его заместители и судьи этого суда назначаются на
должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ,
основанному на заключении квалификационных коллегий судей и согласованному с
законодательными (представительными) органами государственной власти
соответствующих субъектов Российской Федерации.
Народные
заседатели отбираются на основе списка районного суда.
Районный
(городской) суд может быть создан и упразднен только федеральным законом.
Районный
(городской) суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда
первой, апелляционной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.
В
первой инстанции районный (городской) суд рассматривает все дела, неподсудные
другим судам. В апелляционном порядке он проверяет законность и обоснованность
приговоров, решений и постановлений мировых судей. В гражданском процессе по
вновь открывшимся обстоятельствам им пересматриваются собственные решения, вынесенные
в первой и апелляционной инстанциях (ст. 333 ГПК), а в уголовном
судопроизводстве — приговоры (постановления) мировых судей.
Помимо
разрешения уголовных и гражданских дел он рассматривает:
дела
об административных правонарушениях; вопросы, связанные с исполнением приговора
(к примеру, применение к лицу института условно-досрочного освобождения от
исполнения наказания);
вопросы
о применении к лицу принудительных мер медицинского характера;
материалы,
подтверждающие законность и обоснованность ареста или продления срока
содержания под стражей, а также любого другого решения или действия органа
дознания, следователя, прокурора.
Районный
(городской) суд изучает и обобщает судебную практику, осуществляет другие
полномочия, предоставленные ему законодательством.
Председатель
районного (городского) суда:
1)
председательствует в судебных заседаниях и соответственно
осуществляет процессуальные полномочия, установленные УПК и ГПК;
2)
назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;
распределяет другие обязанности между судьями;
3)
организует работу с народными заседателями;
4)
ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению
предложений, заявлений и жалоб;
5)
руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной
статистики;
6)
вносит представления в государственные органы, общественные организации и
должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий,
способствовавших их совершению;
7)
руководит работой аппарата суда;
8)
организует работу по повышению квалификации работников суда, а также по повышению
правовых знаний народных заседателей;
9)
организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению
законодательства;
10)
систематически проверяет состояние делопроизводства в суде и своевременно
принимает меры к исправлению вскрытых ошибок и недостатков;
11)
организует работу канцелярии суда, а также выполнение канцелярией требований
государственных стандартов на организационно-распорядительную документацию;
12)
организует хранение, отбор и сдачу в архив документов суда, ежегодный отбор и
уничтожение дел и материалов, сроки хранения которых истекли;
13)
разрешает выдачу или высылку по запросам компетентных органов судебных дел,
материалов, документов;
14)
внедряет в практику суда передовой опыт работы по делопроизводству, средства оргтехники,
решает вопросы организации рабочих мест;
15)
разрешает снимать копии с документов, необходимых для вручения или высылки
гражданам и должностным лицам;
16)
устанавливает дни и часы, когда осуществляется прием граждан председателем
суда, его заместителем, судьями, работниками канцелярии;
17)
осуществляет контроль над обращением к исполнению приговоров, решений,
определений, судебных приказов и постановлений суда;
18)
осуществляет иные полномочия.
Аппарат
районного (городского) суда обеспечивает работу суда и подчиняется его
председателю. Работники аппарата суда являются государственными служащими, им
присваиваются классные чины и другие специальные звания.
Мировые судьи входят в единую
судебную систему страны и являются судьями общей юрисдикции субъектов
Российской Федерации.
Мировые
судьи могут, как назначаться, так и избираться.
Назначаются
(избираются) они законодательным (представительным) органом государственной
власти субъекта Российской Федерации либо избираются населением
соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом
соответствующего субъекта. При этом у всех мировых судей одинаковые полномочия.
Они рассматривают в первой инстанции отнесенные к их компетенции уголовные и
гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях.
Мировым
судьям подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может
быть назначено наказание, не превышающее двух лет лишения свободы. Иначе
говоря, мировой судья вправе рассматривать уголовные дела по следующим
составам преступлений:
1.
Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта (ст.
113 УК).
2.
Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов
необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица,
совершившего преступление (ст. 114 УК).
3.
Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности (ст.
118 УК).
4.
Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК).
5.
Заражение венерической болезнью (ст. 121 УК).
6.
Заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией (ч. 1
ст. 122 УК).
7.
Незаконное лишение человека свободы, не связанное с его похищением (ч. 1 ст.
127 УК).
8.
Причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества
путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения (ч.
1 ст. 165 УК).
9.
Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния
повлекли причинение значительного ущерба (ч. 1 ст. 167 УК).
10.
Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере,
совершенные по неосторожности (ст. 168 УК)
11.
Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное
неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо
угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого
имущества (ч. 1 ст. 213 УК), и по некоторым другим составам.
В
рамках гражданского процесса мировые судьи разрешают:
1)
дела о выдаче судебного приказа;
2)
дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
3)
дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;
4)
иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об
оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении
родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
5)
дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных
размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;
6)
дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении
на работе;
7)
дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и
другим недвижимым имуществом.
Мировой
судья рассматривает гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам в
отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.
Судебную
власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и
федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом
предусмотрена военная служба, осуществляют военные суды.
Военные
суды относятся к третьему звену судебной системы, хотя и сами подразделяются
на три уровня, которые в совокупности и взаимосвязи образуют систему военных
судов. Первый составляют гарнизонные военные суды. Ко второму относятся
окружные (флотские) военные суды и к третьему - Военная коллегия Верховного
Суда РФ.
Гарнизонные
военные суды действует на территории, где дислоцируются один или несколько
военных гарнизонов. Они образуются в составе председателя, его заместителей и
других судей.
Окружные
(флотские) военные суды действуют на территории одного или нескольких
субъектов Российской Федерации, где дислоцируются воинские части и учреждения
Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Они состоят
из председателя, его заместителей, а также других судей. Возможна должность
первого заместителя председателя. Здесь всегда есть президиум окружного
(флотского) военного суда; могут быть образованы судебные коллегии и(или) судебные
составы.
Военная
коллегия Верховного Суда РФ является частью Верховного Суда РФ со всеми
вытекающими из этого обстоятельства последствиями, связанными с ее
полномочиями и порядком назначения судей.
Количество
военных судов и численность судей устанавливаются Верховным Судом РФ. Все
военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных
Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (территориальный
принцип). Когда воинская часть, предприятие, учреждение или организация
Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются
за пределами Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы
военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской
Федерации.
Создаются
и упраздняются военные суды федеральным законом. Никакой военный суд не может
быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно
переданы в юрисдикцию другого суда.
На
организацию и деятельность военных судов полностью распространимы все и каждый
из принципов правосудия: осуществление правосудия только судом, назначаемость
судей на должность, гласность, состязательность и равноправие сторон,
презумпция невиновности, осуществление правосудия на началах равенства всех
перед законом и судом, обеспечение подсудимому права на защиту, сочетание
единоличного и коллегиального составов суда при рассмотрении судом гражданских
и уголовных дел, независимость судей и подчинение их только закону,
национальный язык судопроизводства и др.
Своеобразие
компетенции военных судов отражается на реализации в их деятельности принципа
национального языка судопроизводства. В военных судах как судопроизводство, так
и делопроизводство ведутся на государственном языке Российской Федерации —
русском языке. Где бы ни располагался суд, какой бы национальности население ни
проживало на данной территории, судопроизводство (делопроизводство) в военных
судах не может вестись на каком-либо ином языке.
Общими
задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:
нарушенных
и(или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и
гражданина, юридических лиц и их объединений;
нарушенных
и(или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного
самоуправления;
нарушенных
и(или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и
органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Специальные
задачи военных судов закреплены в федеральном процессуальном законе. Согласно
ст. 2 УПК, ст. 2 ГПК и ст. 1 КоАП военные суды, как и
любые иные суды общей юрисдикции должны решать задачи:
а)
быстрого и полного раскрытия преступлений;
б)
изобличения виновных;
в)
правильного применения закона;
г)
правильного и своевременного рассмотрения и разрешения гражданских
дел.
Как
уже отмечалось, военные суды осуществляют правосудие в первой, кассационной
инстанциях, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Им
подсудны:
а)
гражданские и административные дела о защите нарушенных и(или) оспариваемых
прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных
Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих
военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских
должностных лиц и принятых ими решений;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|