Учётная политика
·
Активно-пассивный субсчет 79.7 «Расчеты по основным средствам».
·
Активно-пассивный субсчет 79.8 «Расчеты по расходам УК».
·
Активно-пассивный субсчет 79.9 «Расчеты по остатку прибыли».
Синтетический активно-пассивный счет 84 «Нераспределенная
прибыль»:
·
Активно-пассивный субсчет 84.1 «Прибыль, подлежащая
распределению».
·
Активно-пассивный субсчет 84.2 «Убыток, подлежащий покрытию».
·
Активно-пассивный субсчет 84.3 «Прибыль в обращении».
·
Активно-пассивный субсчет 84.4 «Прибыль использованная».
·
Активно-пассивный субсчет 84.5 «Фонд потребления».
Синтетический активно-пассивный счет 90 «Продажи»:
·
Пассивный субсчет 90.1 «Выручка».
·
Активный субсчет 90.2 «Себестоимость продаж».
·
Активный субсчет 90.3 «НДС».
·
Активный субсчет 90.4 «Акцизы».
·
Активный субсчет 90.5 «Экспортные пошлины».
·
Активно-пассивный субсчет 90.9 «Прибыль/убыток от продаж».
Синтетический пассивный счет 98 «Доходы будущих периодов»:
·
Пассивный субсчет 98.1 «Доходы будущих периодов».
·
Пассивный субсчет 98.2 «Безвозмездные поступления».
·
Пассивный субсчет 98.3 «Недостачи за прошлые годы».
·
Пассивный субсчет 98.4 «Разница сумм».
Синтетический активно-пассивный счет 99 «Прибыли и убытки»:
·
Активно-пассивный субсчет 99.1 «Прибыль и
убытки».
·
Активно-пассивный субсчет 99.2 «Налог на
прибыль».
Вывод по Главе 2
Учетная
политика «ВМК» для целей бухгалтерского учета строится на основе приведенных
выше норм и положений (Приложения 6, 7).
Организация
бухгалтерского учета в ЗАО «Военно-мемориальная компания» осуществляется с
помощью ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности,
отражающей нарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации
и результаты хозяйственной деятельности за отчетный период бухгалтерской
службой организации, возглавляемой главным бухгалтером, согласно Закона «О
бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ (ст.6 п.2).
Форма
бухгалтерского учета представляет собой использование компьютерной технологии
обработки учетной информации с применением бухгалтерской программы «1-С
Предприятие 7.7». Регистры бухгалтерского учета распечатываются на бумажные
носители и хранятся установленном порядком в делах организации, что
осуществляется по нормам Закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ
(ст.10).
В
организации «ВМК» утвержден рабочий план счетов бухгалтерского учета,
содержащий синтетические и аналитические счета для ведения бухгалтерского учета
и построенный на основании Плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по
его применению, утвержденных приказом Минфина РФ от 30.10.00 №94№.
Все хозяйственные операции оформляются типовыми формами
первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в
альбомах унифицированных форм первичной документации, утвержденных
Постановлениями Госкомстата РФ
Глава
3. Пути совершенствования формирования учетной политики в организациях РФ
Широкое
применение термина «учетная политика» началось после введения в действие
первого стандарта по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ
1/94), утвержденного приказом Минфина России от 28 июля 1994 г. № 100. Данное
положение содержало определение учетной политики как совокупность способов
ведения бухгалтерского учета и устанавливало основные правила ее формирования и
раскрытия. После принятия Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ
«О бухгалтерском учете» значение учетной политики еще более возросло.
С
1 января 1999 г. Вступило в силу новое Положение по бухгалтерскому учету
«Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина России
от 9 декабря 1998 г. № 60-н. Со вступлением в силу нового Положения ПБУ 1/94
утратило силу.
За
истекший период учетная политика превратилась из непонятной для многих
категории в реальный инструмент управления организацией, финансового и
налогового планирования ее деятельности, снижение налогового бремени. На
учетную политику ссылаются налогоплательщики, ее положения принимаются
арбитражными судами в качестве доказательств при разрешении налоговых споров. В
ряде случаев законные и обоснованные положения приказа об учетной политике
более весомы, чем письма и разъяснения Минфина России, МНС России,
территориальных налоговых инспекций.
Современное
формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность,
доступность и полезность для пользователя реализуется в учетной политике предприятия.
Формирование
и реализация учетной политики связаны с практическим осуществлением
бухгалтерского учета. Поэтому, говоря об учетной политике, следует
отталкиваться от традиционных взглядов на метод учета, который представляет
собой совокупность приемов первичного наблюдения, стоимостного измерения,
текущей группировки, итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Из
всей совокупности способов необходимо выбирать те, которые будут оптимальны для
конкретной хозяйственной ситуации, реализуемой в рамках конкретного
хозяйствующего субъекта, функционирующего в условиях конкретной среды —
правовой, экономической и т.д. Возможность выбора конкретных способов оценки,
калькуляции, состава и порядка ведения счетов и др., особенности использования
этих приемов — все это в целом составляет степень свободы организации в
формировании учетной политики.
Подчеркнем,
что учетная политика не должна быть слишком объемной. Общие положения,
действующие для всех предприятий, не следует отражать в приказе по учетной политике.
В него нужно включать только те вопросы, решение которых вариантно в
соответствии с нормативными документами, а значит, оно может отличаться от
принятых на других предприятиях. Эта позиция хороша, однако, с той
принципиальной оговоркой, что Положение по учетной политике не является
исчерпывающим документом по данному вопросу. Иными словами, должен существовать
еще комплекс документов, дополняющих данное положение или приказ (стандарты
учета), в которых описывается вся принципиальная постановочная часть учета. В
противном случае нельзя говорить об учетной политике как инструменте управления
организацией.
Отметим,
что часто предпринимаются попытки вынести за пределы учетной политики
технический и организационный аспекты системы учета, а методологический аспект
свести к простому декларированию без раскрытия сущности используемых методик
учета. Это обусловлено смешением двух разных процессов, связанных с учетной
политикой, — ее формирования и раскрытия. Поскольку традиционно в мировой
практике раскрытию подлежат только методические положения учетной политики, а
остальные аспекты не раскрываются (и даже являются коммерческой тайной), то
многие специалисты делают вывод о том, что вся деятельность организации в
данной области затрагивает лишь методический аспект системы учета.
Бухгалтерский учет, с точки зрения системы, отличается
от любых технических систем наличием обширной законодательной базы.
Бухгалтерский учет — это не только учет конкретных финансовых и материальных
показателей деятельности предприятия, а учет, регламентированный законами,
положениями и инструкциями.
В
условиях рыночной экономики многие положения нормативной базы носят
рекомендательный характер, при этом существуют различные варианты действий в
зависимости от многих конкретных факторов работы предприятия и внешних условий.
Например
дополнением № 65 от 10.07.2000 г. «О внесении изменений и дополнений в
инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях» допущена
некорректная проводка по расчетам, а именно: при списании фактических расходов
по бюджету субсчет источника финансирования, в корреспонденции с внебюджетными
источниками субсчет источника финансирования.
Кроме того, каждый руководитель и бухгалтер — это
личность с определенными знаниями и представлениями о бухгалтерском учете.
Поэтому, если бы можно было поставить эксперимент, в котором на одном и том же
предприятии бухгалтерский учет вели бы два бухгалтера, то он наверняка был бы
разным.
Следовательно, анализируя ситуации,
делаем вывод, что учетная политика, являющаяся реализацией одного и того же
метода бухгалтерского учета, обязательно будет отличаться в разных
организациях. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции,
состава и порядка ведения счетов, формы бухгалтерского учета и др. все это в
целом представляет степень свободы организации в формировании учетной политики.
Однако,
недопустимо, чтобы некоторые факторы учитывались и понимались по разному на
предприятии и налоговыми органами в разные моменты времени. Например,
недопустима ситуация, когда предприятие в одном месяце ведет учет с применением
одних счетов, а в следующем - других. В зависимости от принятия в учетной
политике предприятия того или иного способа оценки средств, начисления амортизации,
и т. д. По разному формируется себестоимость и отражаются операции.
Отметим,
что учетная политика – необходимый инструмент регулирования бухгалтерского
учета на конкретном предприятии.
Благодаря
учетной политике, организации могут защищать свои действия в Арбитражных судах
и перед проверяющими органами.
Заключение
В данной работе
была совершена попытка, дать анализ как научно-теоретического, так и
практического аспекта формирования и принятия учетной политики организации.
Чрезмерная обширность данной темы не позволяет подробно рассмотреть в одной работе
все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно
сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.
Итак,
теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что учетная политика
организации является как одной из важнейших частей финансовой политики
организации, так и основой организации и постановки бухгалтерского учета и
отчетности. Она охватывает методическую,
техническую и организационную стороны системы бухгалтерского учета. Учетная политики представляет собой совокупность
способов ведения бухгалтерского учёта - первичного наблюдения, стоимостного
измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной
деятельности. Техническая сторона учетной политики включает:
·
план счетов бухгалтерского учета;
·
формы и регистры бухгалтерского учета;
·
технологию обработки учетной информации;
·
организацию внутрипроизводственного учета и
контроля;
·
порядок инвентаризации имущества и
обязательств.
Организационная сторона учетной политики включает:
·
выбор организационной формы построения и
структуры бухгалтерии (централизация или децентрализация учета);
·
место бухгалтерии в системе управления
организации и взаимодействие с другими службами;
·
состав и соподчиненность отдельных
подразделений и работников.
Самое главное, что должно быть определено в бухгалтерской
учетной политике, - это, во-первых, варианты учета того или иного
объекта (группы объектов), выбранные из нескольких
допускаемых законодательством о бухучете вариантов, вовторых, самостоятельно
разработанные способы ведения учета при отсутствии нормативного урегулирования
конкретного вопроса.
Учетная политика
организации для целей бухгалтерского учета включает в себя определение
следующих понятий, методов и аспектов:
·
Рабочий план счетов
·
Формы первичных учетных документов,
применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не
предусмотрены типовые формы первичных учетных документов
·
Правила документооборота и технология обработки учетной информации.
·
Формы бухгалтерской отчетности.
·
Существенность показателя
с целью раскрытия его в бухгалтерской отчетности.
·
Инвентаризация имущества и обязательств.
·
Применение кассового метода организациями,
имеющими статус субъектов малого предпринимательства
·
Критерий для признания выручки (доходов по
обычным видам деятельности) при осуществлении нескольких видов деятельности.
·
Признание выручки, если продукции)
по этапам условиями заключенных договоров предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг).
·
Списание расходов
будущих периодов в состав расходов текущего отчетного периода.
·
Признание управленческих расходов.
·
Признание коммерческих расходов.
·
Группы однородных объектов, если предполагается
применение различных способов начисления амортизации по каждой группе объектов.
·
Срок полезного использования.
·
Суммовые разницы,
возникающие после принятия к yчету объекта в составе ОС.
·
Проценты по заемным средствам, привлеченным
для приобретения объектов ОС, являющихся инвестиционными активами.
·
Способ начисления амортизации по каждой
группе однородных объектов (либо по всем ОС в целом, если объекты нe разделялись по группам).
·
Специальные коэффициенты, применяемые при
начислении амортизации.
·
Срок полезного использования по объектам,
бывшим в эксплуатации.
·
Переоценка объектов ОС по однородным группам.
·
Периодичность проведения
переоценки пo группам объектов ОС.
·
Методика единовременного списания на затраты
объектов ОС стоимостью менее 20 000 руб за единицу.
·
Амортизация по объектам недвижимости, введенным
в эксплуатацию, документы по
которым переданы на госрегистра-цию.
·
Выбытие объектов
недвижимости.
·
Расходы на ремонт ОС.
·
Временные разницы и отложенные налоговые активы и обязательсгва, возникающие
по расходам, включаемым в себестоимость товаров (продукции, paбот, услуг).
·
Постоянные разницы и постоянные налоговые активы и обязательства,
возникающие по расходам, включаемым в себестоимость товаров (продукции, paбот, услуг).
·
Применение ПБУ 18/02 организациями, имеющими статус субъекта
малого предпрнимательства.
·
Резерв:
o
сомнительных долгов;
o
на предстоящую оплату отпyсков работников;
o
на предстоящую выплату вознаграждений по итогам работы за год;
o
на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.
·
Доход (проценты или дисконт) по размещенным облигациям.
·
Дисконт по
выданному векселю.
·
Дополнительные затраты по заемным средствам.
·
Долгосрочные кредиты
и займы.
·
Способ списания расходов по НИОКР, давшим
положительный результат.
·
Периодичность проверки финансовых вложений на
обесценение и создание резерва под обесценение финансовых вложений.
·
Резерв под обесценение финансовых вложений.
·
Оценка при выбытии для каждой группы (вида)
финансовых вложении кроме ценных бумаг, по которым определяется их рыночная
стоимость).
·
Группы (виды) в составе финансовых вложений,
если предпола гается применение различных способов
списания их стоимости при выбытии.
·
Переоценка долговых ценных бумаг с целью доведения первоначальной стоимости
до номинальной стоимости.
·
Периодичность переоценки финансовых вложений до текущей; рыночной стоимости для тех
ценных бумаг, по которым определяется текущая рыночная стоимость.
·
Критерий несущественности затрат, связанных с приобретением
ценных бумаг.
·
Несущественные затраты, свя занные с
приобретением ценных бумаг.
·
Списание стоимости спецодежды при отпуске в производство (эксплуатацию), если срок полезного использования спецодежды не превышает
12 месяцев.
·
Списание стоимости
спецоснастки при отпуске в производство (эксплуатацию).
·
Списание ТЗР, если учет МПЗ
ведется по учетным ценам.
·
Учет ТЗР.
·
Способ оценки товаров при их продаже (ином выбытии)
(кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости).
·
Группы (виды) в составе товаров, если предполагается применение различных способов списания стоимости нa затраты.
·
Определение учетной цены.
·
Покупная стоимость товаров (в розничной торгoвле).
·
Покупная стоимость товаров (в оптовой торговле).
·
Распределение косвенных
затрат (расходов вспомогательных
производств, обслуживающих производств,
обще-производственных расходов) между объектами калькулирования.
·
Учет полуфабрикатов собственного производства.
·
Оценка H3П.
·
Оценка остатков готовой продукции на складе
на конец отчетного месяца, если готовая продукция учитывается в продажных ценах.
·
Оценка стоимости готовой продукции.
·
Средние оценки фактической себестоимости материалов,
отпущенных в производство (списанных на иные цели).
·
Способ оценки материалов по каждой группе
(виду) при их отпуске в произ-водство.
·
Группы (виды) в составе материалов, если предполагается применение различных способов списания стоимости нa затраты.
·
Определение учётной цены.
·
Учет материалов по фактической себестоимости.
·
Резерв под снижение стоимости материальных
ценностей по оп-ределенным группам (видам) МП3.
·
Суммовые разницы,
проценты по заемным средствам, привлеченным для приобретения МПЗ, если сумма
таких расходов нe превышает 5% стоимости
приобретаемых МП3.
·
Принятие к учету МП3.
·
Амортизация по капитальным вложениям в
арендованное имущество, не компенсируемым арендодателем.
·
Отражение амортизационных отчислений по каждой
группе однородных объектов.
·
Способ начисления амортизации по каждой группе
однородных объектов.
·
Группы однородных объектов НМА, если предполагается применение
различных способов начисления
амортизации для каждой группы.
·
Расходы на ремонт ОС.
·
Выбытие объектов
недвижимости.
Комплекс проблем
формирования учетной политики в организациях исходит из условий сложившихся в
нашей стране с принятием проработанной нормативной базы. Так же можно прибавить
сюда порою нежелание организаций детально прорабатывать свою учетную политику и
в связи с этим расплывчатость и отсутствие конкретики при ведении
бухгалтерского учета и отчетности в данных организациях.
[1] п. 8 ПБУ 1/98
[2] п. 12 ст. 167, ст. 313 Налогового Кодекса РФ
[3] п. 7 ПБУ 1/98
[4] подп.5.1 п. 1 ст. 265 Налогового Кодекса РФ
[5] п. 4 ст. 6 Федерального Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском
учете»
[6] п. 16 ПБУ 1/98
[7] п. 4 ст. 6 Федерального Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском
учете»; пп. 17, 18 ПБУ 1/98
[8] п. 21 ПБУ 1/98
[9] п. 21 ПБУ 1/98
[10] п. 17 ПБУ 1/98
[11] ст. 15.11 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
[12] п. 6 ПБУ 4/99, утв. Приказом Минфина России от 06.07.99 №43н; пп. 24,
34 Правила (стандарта) №6 утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002
№696
[13] ст. 313 Налогового Кодекса РФ
[14] п. 12 ст. 167, ст. 313 Налогового Кодекса РФ
[15] п. 41 ст. 1, п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.06.2005 №58-ФЗ
[16] Письмо Минфина России от 21.10.2005 №03-03-02/117
[17] ст. 313 Налогового Кодекса РФ
[18] п. 16 ПБУ 1/98
[19] п. 16 ПБУ 1/98; ст. 313 Налогового Кодекса РФ
[20] п. 10 ПБУ 1/98; п. 12 ст.167, ст. 313 Налогового Кодекса РФ
[21] п. 10 ПБУ 1/98
[22] п. 12 ст.167 Налогового Кодекса РФ
[23] п. 10 ПБУ 1/98; п. 12 ст.167 Налогового Кодекса РФ
[24] п. 3 ст. 6 Федерального Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском
учете»; пп. 5, 9 ПБУ 1/98; п. 12 ст.167, ст. 313 Налогового Кодекса РФ
[25] п. 10 ПБУ 1/98; п. 12 ст.167, ст. 313 Налогового Кодекса РФ.
[26] подп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового Кодекса РФ; п 2., 4 ст. 13, п. 1, 2 ст.15
Федерального Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; пп. 2, 15,
23 ПБУ 1/98; п. 24 ПБУ 4/99.
[27] п. 2 ст. 13, ст. 16 Федерального Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О
бухгалтерском учете»; пп. 3, 15 ПБУ 1/98;
[28] подп. 1 п. 1 ст. 31 Налогового Кодекса РФ
[29] Письмо Минфина России от 06.07.2003 №67н.
[30] пп. 1, 3 ст. 4 Федерального Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О
бухгалтерском учете»
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|