МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Учётная политика

    §     учет финансовых результатов при выполнении договоров долгосрочного характера:

    ·                    по окончании всех работ (без использования счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам»),

    ·                    этапам законченных работ с использованием счета 46.

    Техническая сторона учетной политики включает:

    ·                    план счетов бухгалтерского учета;

    ·                    формы и регистры бухгалтерского учета;

    ·                    технологию обработки учетной информации;

    ·                    организацию внутрипроизводственного учета и контроля;

    ·                    порядок инвентаризации имущества и обязательств.

    Организационная сторона учетной политики включает:

    ·                    выбор организационной формы построения и структуры бух­галтерии (централизация или децентрализация учета);

    ·                    место бухгалтерии в системе управления организации и взаи­модействие с другими службами;

    ·                    Состав и соподчиненность отдельных подразделений и работ­ников.

    Организация бухгалтерского учета на предприятии и методика учета отдельных объектов. Раскрытие учетной политики

    Основные вопросы организации бухгалтерского учета рас­смотрены в «Положении по ведению бухгалтерского учета и бух­галтерской отчетности» от 29 июля 1998 г. № 34н.

    Определяется порядок организации ведения бухгалтерского учета и предоставления отчетности. Рассматриваются основные понятия, объекты и задачи бухгалтерского учета.

    Организация бухгалтерского учета - система условий и элементов построения учетного процесса с целью получения до­стоверной и своевременной информации о хозяйственной дея­тельности организации и осуществления контроля за рациональ­ным использованием производственных ресурсов и наиболее вы­годной продажей готовой продукции.

    Постановка бухгалтерского учета предполагает:

    ·                    разработку организационно-распорядительных документов (положения о бухгалтерии, должностных инструкций работни­ков бухгалтерии, штатного расписания);

    ·                    составление графика документооборота организации;

    ·                    создание, номенклатуры дел и организацию хранения доку­ментов;

    ·                    создание технологии обработки получаемой информации (формирование системы регистров бухгалтерского учета и правил внутренней, отчет-ности, разработку порядка проведения инвен­таризации и методов оценки видов имущества и обязательств);

    ·                    формирование кадровой политики бухгалтерии (порядка ат­тестации бухгалтеров, системы подбора персонала, системы повышения квалификации).

    Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Они могут в зависимости от объема учетной работы:

    ·                              учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

    ·                    ввести в штат должность бухгалтера;

    ·                              передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета центра-лизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

    ·                              вести бухгалтерский учет лично.

    Организация должна раскрывать принятые при формирова­нии учетной политики способы бухгалтерского учета, существен­но влияющие на оценку и принятие решений заинтересованны­ми пользова телями бухгалтерской отчетности.

    Существенными признаются способы ведения бухгалтер­ского учета, без знания о применении которых заинтересован­ными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денеж­ных средств или финансовых результатов деятельности органи­зации.

    Подлежат раскрытию способы амортизации основных средств, нема-териальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершённого производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, то­варов, работ, услуг и другие способы, отвечающие требованиям, приведенным в Положении.

    В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме ин-формация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.

     

    1.2 Формирование и назначение учетной политики организации


    Самое главное, что должно быть определено в бухгалтерской учетной политике, - это во-первых, варианты учета того или иного объекта (группы объектов), вы­бранные из нескольких допускаемых законодательством о бухучете вариантов, во­вторых, самостоятельно разработанные способы ведения учета при отсутствии нормативного урегулирования конкретного вопроса[1].

    Относительно порядка составления учетной политики для целей исчисления налогов в нормативных актах нe содержится никаких особых требований. Напри­мер, отсутствует указание на то, должна учетная политика по каждому налогу ут­верждаться как отдельный документ или надо составить единый документ по всем налогам. Налогоплательщик может поступить так, как ему удобно. Вместе с тем сама обязанность налогоплательщика применять учетную политику в отно­шении ряда налогов, для которых допускается несколько возможных вариантов расчета, прямо закреплена Налоговым кодексом РФ[2].

    По общим правилам в учетную политику для целей налогообложения надо включить те вопросы, решение которых имеет варианты в соответствии с норма­тивными документами, обусловлено отраслевыми особенностями, а также те вопросы, в отношении которых в нормативных документах отсутствуют методы (способы) или существуют противоречия (неоднозначность) решения.

    Например, в гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» HK РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика вести раздельный учет при наличии операций, как облагаемых, так и нe облагаемых НДС. Как вести такой учет, не указано. Поэтому это решает уже сам налогопла­тельщик и закрепляет правила такого учета в учетной политике.

    Таким образом, целью учетной политики является, во-первых, формирование единообразного подхода к отражению операций в бухгалтерском и налоговом учете, а во-вторых, закрепление своего выбора в качестве дополнительных аргу­ментов в споре с налоговыми органами, если последние посчитают что организа­ция какой-либо показатель посчитала (отразила) неверно. Если выбранный способ учета закреплен в учетной политике, не организации, а налоговому орга­ну придется доказывать в суде то, что он неправомерен.

    Теперь посмотрим, как соотносятся между собой учетная политика для целей бухгалтерского учета и учетная политика для целей налогообложения. Как прави­ло, это зависит от целей организации. Если предпочтение отдается достоверному отражению финансового положения организации, максимизации бухгалтерской прибыли с целью выплаты больших дивидендов или повышения привлекательнос­ти организации, то нужно внимательно отнестись не только к правилам исчисле­ния налогов, но и к вопросам бухгалтерского учета и не стремиться совмещать его с налоговым учетом. Если же, кроме госорганов (налоговой службы и орга­нов статистики), содержание бухгалтерской отчетности более никого нe интере­сует, а приоритетное значение имеет налоговая экономия, то следует оптимизи­ровать методы исчисления налогов, а бухгалтерскую учетную политику с учетом уже наработанной практики максимально прибли­зить к политике для целей налогообложения при­были, установив одинаковые методы учета.

    Это упростит ведение учета, в частности по­может избежать трудоемкого отражения времен­ных разниц в соответствии с ПБУ 18/02, позволит пользоваться на отдельных участках данными бух­учета при исчислении налога на прибыль.

    Безусловно, не все методы учета в бухгалтер­ском учете и при исчислении налогов совпадают, однако в этом случае можно воспользоваться та­ким принципом бухучета, как требование рацио­нальности. Ведь ПБУ 1/98, закрепляющее основы составления бухгалтерской учетной политики, го-ворит о том, что учетная политика должна обес­печивать рациональное ведение бухучета исходя из условий хозяйственной деятельности и величи­ны организации[3]. Поэтому если применение организацией метода учета, отличного от утвержденного в нормативных документах по бухучету, позволяет достоверно отразить ее имущественное положение и фи­нансовые результаты, то применение такого метода допустимо.

    Например, обосновав свой выбор требованием рациональности учетного про­цесса, можно нe включать в бухучете в первоначальную стоимость приобретае­мого имущества суммовые разницы, учитывая их в составе прочих расходов. По­скольку для целей налогообложения прибыли суммовые разницы включаются во внереализационные расходы[4], это поможет сблизить бухгалтерскую и налоговую первоначальную стоимость приобретаемого имущества.

    Принятая организацией учетная политика должна применяться последовательно из года в год[5]. В то же время бухгалтерская учетная политика может изменяться, если[6]:

    ·             меняется законодательство. Отсутствие перемен в нормативных документах на 2006 год и изменения в налоговом законодательстве, в отдельных случаях могут повлечь и изменение способов бухгалтерского учета;

    ·                    существенно меняются условия деятельности, например в связи с реорга-низа­цией, сменой собственников, изменением видов деятельности;

    ·             организацией разработаны новые способы ведения бухучета, применение кото­рых позволит более достоверно представлять в учете и отчетности факты хозяй­ственной деятельности либо снизит трудоемкость учетного процесса без сниже­ния степени достоверности отчётности.

    При этом изменять учетную политику, применяемую для целей бухгалтерско­го учета, в течение года нельзя, поскольку должна обеспечиваться сопостави­мость данных бухучета. Любое изменение должно вводиться с 1 января года, следующего за годом утверждения этих изменений приказом (распоряжением) руководителя[7]. To есть к процессу составления бухгалтерской учетной политики нa последующий год стоит подойти обстоятельно - в течение следующего года ничего по­менять не удастся.

    Обращаем внимание на то, что если бухгалтерская учетная политика на будущий год, будет изменена по сравнению с предыдущим, то на 1 января будущего года необходимо оценить в денежном выражении последствия изменений, которые оказали (или окажут) существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации. Результаты такой оценки отражаются следующим образом.

    Применяется ретроспективный подход к учету изменений учетной политики, особенностью которого является то, что изменение показателей бухгалтерской отчетности, вызванное сменой учетной политики, осуществляется путем изме­нения данных бухгалтерской отчетности, а не путем осуществления записей по счетам бухгалтерского учета. При этом поскольку ни расходы, ни доходы нe мо­гут быть признаны (счет прибылей и убытков нe затрагивается - он уже за­крыт), то корректировка показателей доходов и расходов произво­дится за счет нераспределенной прибыли организации. Меняются данные вступительного баланса на следующий год. Вступительный баланс формируется так, как будто бы с первого момента возникно­вения фактов хозяйственной деятельности данного вида применялся измененный способ ведения бухучета[8].

    Иными словами, данные вступительного баланса на 1 января будущего года no ряду статей не будут соответствовать данным заключитель­ного баланса на 31 декабря предыдущего.

    При этом в пояснительной записке к отчетности за будущий год надо будет указать:

    ·             причину изменения учетной политики;     

    ·                    оценку последствий изменения в стоимостном выражении;

    ·                    тот факт, что включенные в бухгалтерскую отчетность данные за период, предшествующий отчетному, откорректированы.

    Приведем пример. Организация в течение 2005 г. нe создавала резерв по со­мнительным долгам. Однако в связи с тем, что в 2005 г. размер задолженности, имеющей статус сомнительной, был довольно велик, организация приняла реше­ние с 1 января 2006 г. создавать такой резерв, что и зафиксировала в учетной политике на 2006 г. В этом случае ей надо пересчитать данные бухгалтерского учета за 2005 г. исходя из предположения, что в 2005 г. указанный резерв созда­вался, а долги, срок исковой давности по которым истек, и прочие нереальные для взыскания долги списывались за счет такого резерва. Исходя из результатов пересчета нужно изменить вступительное сальдо бухгалтерского баланса на 1 ян­варя 2006 г. To есть скорректируются, а именно уменьшатся показатели стро­ки 240 «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)» и подстроки «в том числе покупатели и заказ­чики» баланса на 1 января 2006 г. Кроме того, произойдет изменение (уменьше­ние) вступительного остатка показателя нераспределенной прибыли прошлых пе­риодов в пассиве баланса (строка 470 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»). Уменьшится показатель строки «Прибыль (убыток) прошлых лет за аналогичный период предыдущего года» справочной таблицы «Расшифровка от­дельных прибылей и убытков» формы № 2 «Отчета о прибылях и убытках» за 2006 г. Также необходимо будет отразить уменьшение нераспределенной прибы­ли, произошедшее вследствие изменений в учетной политике, в разд. I «Измене­ния капитала» формы №3 «Отчет об изменениях капитала» за 2006 г.

    В пояснительной записке к отчетности за 2005 г. надо указать, что с 1 января 2006 г. будет создаваться резерв no сомнительным долгам. В пояснительную записку к отчетности за 2006 г. (включая промежуточную отчёт-ность) необходимо включить положение о том, что в 2006 г. организация стала создавать резерв, и указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за 2006 г. соответствую­щие данные 2005 г. скорректированы необходимым образом.

    Проведение таких корректировок необходимо для того, чтобы пользователи бухгалтерской отчетности могли сравнивать показатели отчетности за текущий и предыдущие годы в сопоставимых показателях.

    He проводить оценку последствий изменений учётной политики можно толь­ко в том случае, если такая оценка в денежном выражении не может быть про­изведена с достаточной точностью. В этом случае надо лишь раскрыть в поясни­тельной записке этот факт. И со следующего года к новым операциям применять новый метод учета[9].

    Таким образом, видно, что изменение какого-либо способа ведения учета приводит к необходимости проведения дополнительных трудоемких расчетов, ко­торые нужны для формирования показателей вступительного баланса нового отчетного года. Поэтому любое изменение учетной политики должно быть обоснованным[10].

    Что же будет, если проигнорировать требо­вания ПБУ 1/98 об отражении последствий изме­нения учетной политики и, главное, не обосно­вать, почему раскрытие такой информации не приводится. В теории при искажении какой­-либо строки отчетности нe менее чем на 10% может быть применена админист­ративная ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, выражающаяся в наложении штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб[11]. Кроме того, такая отчетность может быть признана недостоверной при аудиторской проверке, что может привести к отказу в выдаче организации положительного аудиторского за­ключения[12].

    Учетную политику для целей налогообложения можно поменять вследствие изме­нения законодательства либо выработки налогоплательщиком более удобной схе­мы исчисления и уплаты налогов[13]. При этом требования раскрывать последствия таких изменений каким-либо образом в налоговом учете нет.

    В общем случае изменять учетную политику, применяемую для целей налого­обложения, в течение года нельзя. Любое изменение должно вводиться с I янва­ря года, следующего за годом утверждения этих изменений приказом (распоряжением) руководи­теля[14].

    Вместе с тем Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность внесения изменений в учет­ную политику в отношении налога на прибыль при изменении налогового законодательства. Та­кие изменения должны вноситься нe ранее чем с момента вступления в силу изменений норм законо-дательства13. Иными словами, если законода­тель изменит порядок исчисления налога задним числом с начала текущего налогового периода, допускается изменить учетную политику в середи­не года, произвести перерасчет налоговых обяза­тельств, исходя из новых способов учета с начала года, и представить необходимые уточненные дек­ларации. Однако это право, а не обязанность на­логоплательщика.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.