Порядок проведения налоговых проверок в Республике Беларусь
p> 19.8. сличения в предусмотренных законодательством случаях и порядке
копий платежных документов, имеющихся у проверяемого налогоплательщика, с
платежными документами, хранящимися в банке; 19.9. контрольного обмера объемов выполненных работ; 19.10. взвешивания и обмера сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых
изделий; 19.11. контрольного запуска сырья и материалов в производство,
контрольного анализа сырья, материалов и готовой продукции для установления
действительных расходов сырья и материалов, правильности списания на
производство сырья и материалов, а также установления норм их расходов,
сопоставления фактических и заправочных данных; 19.12. проверки полноты оприходования готовой продукции, соблюдения
норм естественной убыли при хранении, транспортировке и реализации товаров
и материальных ценностей; 19.13. других контрольных действий, связанных с изучением вопросов,
определенных программой проверки. 20. Проверяющий с учетом программы проверки, состояния бухгалтерского
учета и вопросов, возникающих у него при анализе документов бухгалтерского
учета проверяемого налогоплательщика, самостоятельно определяет методы
проверки и конкретные контрольные действия при проведении проверки. В ходе проведения налоговой проверки могут использоваться следующие
методы: 20.1. сплошной проверки, в ходе которой проверяется полнота определения
плательщиком объектов налогообложения в проверяемом периоде путем анализа
всех хозяйственных операций и документов бухгалтерского учета, которыми
оформлялись эти операции; 20.2. выборочной проверки, в ходе которой анализируется часть
документов бухгалтерского учета, оформленных в подтверждение проведенных
плательщиком финансово - хозяйственных операций, но не менее 30 процентов
ежемесячно совершавшихся операций. Кроме того, при выборочной проверке
проверяющий должен применять экономический анализ показателей,
характеризующих различные стороны коммерческой деятельности
налогоплательщика, с целью выявления несоответствий и негативных отклонений
взаимосвязанных показателей, с последующим выявлением причин образования
несоответствий и отклонений. Если выборочной проверкой устанавливаются нарушения налогового
законодательства, то проверка проводится сплошным способом. При использовании выборочного метода проверки в акте проверки подлежит
указанию, какие документы и за какой период подвергались проверке.
Документы бухгалтерского учета налогоплательщика, подвергавшиеся выборочной
проверке, по усмотрению проверяющего могут быть помечены подписью
проверяющего или специальным клише; 20.3. проведение встречных проверок путем сопоставления имеющихся у
проверяемого налогоплательщика записей, документов и фактических данных с
соответствующими записями, документами и фактическими данными, находящимися
у тех субъектов, от которых получены или которым выданы денежные средства,
материальные ценности и документы. Направление запросов налоговым органам других государств для проведения
встречных проверок осуществляется инспекциями ГНК по районам (городам),
областям и г.Минску путем направления соответствующего письма (с
приложением копий документов, подлежащих проверке) Государственному
налоговому комитету для обращения в установленном порядке в налоговые
администрации соответствующих государств. Выезд в другие государства для проведения встречных проверок
осуществляется только с разрешения Государственного налогового комитета,
который согласовывает подобные контрольные действия проверяющих с
налоговыми администрациями других государств; 20.4. расчетный метод определения налогооблагаемых объектов с
использованием данных, имеющихся у налоговых органов или других субъектов
предпринимательской деятельности, занимающихся аналогичными видами
деятельности. Расчетным методом определяются объекты налогообложения у плательщиков,
документы бухгалтерского учета у которых утрачены (уничтожены) и которые не
восстановили бухгалтерский учет в соответствии с требованиями налогового
органа, а также в случае непредставления (отказа представить) плательщиком
бухгалтерских документов для проведения проверки; 20.5. проверяющие могут производить осмотр используемых для
осуществления деятельности территорий или помещений налогоплательщика либо
осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических
данных об объектах налогообложения или объектах, используемых для
осуществления деятельности, документальным данным, представленным
налогоплательщиком; 20.6. налоговый орган при проведении налоговой проверки вправе
требовать письменные объяснения от налогоплательщика или его
представителей, других должностных лиц проверяемого субъекта или других
физических лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки, если
такая проверка проводится в отношении этого лица либо иного
налогоплательщика, о котором это лицо обладает или может обладать
необходимой информацией. В связи с этим указанному лицу заблаговременно направляется письменный
вызов, содержащий указания на цели, время вызова, адрес, по которому
следует явиться. Вызов высылается по почте письмом либо вручается вызываемому лично под
роспись. Физическое лицо, вызванное в налоговый орган, вправе потребовать
участия своего представителя или адвоката, а также разрешения на
магнитофонную запись. Налоговый орган не вправе отказать в указанных
требованиях. По результатам опроса проверяющим составляется акт опроса, в котором в
произвольной форме отражается изложение фактов, сообщенных физическим
лицом, или истребуется письменное объяснение физического лица по этим
фактам (согласно приложению 4 к настоящему Положению). Акт опроса
физического лица подписывается проверяющим и опрашиваемым физическим лицом,
которое при подписании акта обязано собственноручно сделать запись,
свидетельствующую о том, что все изложенные опрашиваемым лицом факты
отражены в акте опроса верно. Порядок проведения налоговых проверок при условии отсутствия (утраты) у налогоплательщика документов бухгалтерского учета 21. Налогоплательщикам, не обеспечившим сохранность бухгалтерских
документов либо не обеспечившим ведение учета в соответствии с требованиями
Закона Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности",
предлагается в устанавливаемый налоговым органом срок восстановить
бухгалтерский учет. Предложение по восстановлению учета вносится в форме письменного
требования налогового органа в адрес налогоплательщика. Налоговый орган вправе сообщить о фактах необеспечения сохранности
бухгалтерских документов территориальному подразделению Комитета
государственного контроля для привлечения виновных должностных лиц субъекта
предпринимательской деятельности к административной ответственности в
соответствии с подпунктом 2.1 Декрета Президента Республики Беларусь от 4
августа 1997 г. N 14 "О некоторых мерах по упорядочению экономических
отношений" (Собрание декретов, указов Президента и постановлений
Правительства Республики Беларусь, 1997 г., N 22, ст.786; Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 23, 1/182; N 50,
1/451). 22. Восстановление бухгалтерского учета проводится путем получения
налогоплательщиком надлежаще заверенных копий первичных документов у других
субъектов предпринимательской деятельности, с которыми производились
хозяйственные операции, у обслуживающего банка и других учреждений и
организаций, с последующей их систематизацией и отражением в регистрах
аналитического и синтетического учета. 23. В случае невыполнения плательщиком предложений налогового органа о
восстановлении бухгалтерского учета проверка правильности исчисления,
полноты и своевременности уплаты налогов после истечения установленного
срока возобновляется и осуществляется с применением расчетного метода
определения объектов налогообложения, с использованием следующих вариантов
контрольных действий по установлению объектов налогообложения: 23.1. Вариант 1. Методом восстановления учета в ходе проверки: - выручка от реализации продукции и затраты (издержки обращения)
определяются на основании сведений банка о движении денежных средств по
расчетным и другим счетам (валютным, депозитным, трастовым, ссудным и
другим) плательщика, а также сведений, полученных от таможенных органов об
отгрузке продукции за пределы республики и о стоимости приобретенного за
пределами республики товара, других документов (в случае, если в результате
принятых мер не представилось возможным обнаружить указанный товар или его
остатки в местах хранения); - данные по внереализационным доходам и расходам принимаются в суммах,
отраженных в выписках банка по счетам субъекта предпринимательской
деятельности и иным имеющимся документам; - фонд оплаты труда определяется на основании выписок банка или чеков
банка, выписанных на получение наличных денежных средств, либо на основании
опроса лиц, получавших заработную плату; - при утрате субъектом предпринимательской деятельности документов,
подтверждающих прием наличных денег при помощи кассового аппарата, отрывных
талонов или приходных кассовых ордеров, исчисление выручки осуществляется
по кассовой книге субъекта предпринимательской деятельности и снятым
показаниям контрольного счетчика кассового аппарата, а также по другим
документам, свидетельствующим о реализации продукции, движении товарно -
материальных ценностей; - объектами налогообложения являются: выручка, определенная по суммам, поступившим на счета плательщика, а
также по стоимости продукции (товаров, услуг), отпущенной за пределы
республики и/или ввезенной из-за пределов республики; фонд оплаты труда; добавленная стоимость, определенная путем уменьшения выручки на
документально подтвержденные плательщиком или проведенные встречными
проверками материальные затраты, уплаченные налоги (сборы); прибыль (доход), определенная как разница между выручкой и
документально подтвержденными плательщиком или проведенными встречными
проверками расходами, связанными с осуществлением плательщиком коммерческой
деятельности, суммами налогов, исчисляемыми от выручки и относимыми на
себестоимость, суммой налога на добавленную стоимость, с увеличением
(уменьшением) на сальдо по внереализационным операциям. 23.2. Вариант 2. Методом расчета чистой выручки плательщика на
основании материалов встречных проверок: - проведением встречных проверок заказчиков (клиентов) проверяемого
налогоплательщика, перечислявших денежные средства на его счета,
устанавливается сумма вознаграждения, причитавшегося плательщику за
выполнение работ (оказание услуг); - на основании полученных от клиентов сведений рассчитывается удельный
вес (в процентах) причитавшегося вознаграждения к общей сумме,
перечисленной заказчиком (клиентом) на счет проверяемого плательщика; - полученный удельный вес чистой выручки (определенный в среднем по
материалам нескольких встречных проверок) применяется к общей сумме
средств, зачислявшихся на счета плательщика по периодам, установленным для
представления налоговых расчетов по НДС и налогу на прибыль; - данные по внереализационным доходам и расходам принимаются в суммах,
отраженных в выписках банка по счетам субъекта предпринимательской
деятельности и иным имеющимся документам; - фонд оплаты труда определяется на основании выписок банка или чеков
банка, выписанных на получение наличных денежных средств, либо на основании
опроса лиц, получавших заработную плату; - объектами налогообложения являются: выручка, определенная по удельному весу вознаграждения, причитавшегося
плательщику к суммам, поступившим на счета плательщика, а также по
стоимости продукции (товаров, услуг), отпущенной за пределы республики
и/или ввезенной из-за пределов республики; фонд оплаты труда; добавленная стоимость, определенная путем уменьшения выручки на
документально подтвержденные плательщиком или проведенные встречными
проверками материальные затраты, а также уплаченные налоги (сборы); прибыль (доход), определенная как разница между выручкой и
документально подтвержденными плательщиком или проведенными встречными
проверками расходами, связанными с осуществлением плательщиком коммерческой
деятельности, суммами налогов, исчисляемыми от выручки и относимыми на
себестоимость, суммой налога на добавленную стоимость, с увеличением
(уменьшением) на сальдо по внереализационным операциям. 23.3. Вариант 3. Определение выручки согласно нормам, выведенным на
основании сведений плательщиков, занимающихся аналогичными видами
деятельности: - на территории района (города, области) определяется плательщик,
занимающийся аналогичным видом деятельности, у которого не истек годичный
срок с даты завершения последней налоговой проверки; - по налоговым расчетам данного плательщика определяется удельный вес
добавленной стоимости и прибыли к полученной выручке, что фиксируется
расчетом, заверяемым подписями проверяющих и представителей
налогоплательщика; - по выведенным нормам определяются добавленная стоимость и прибыль,
подлежащая налогообложению; - фонд оплаты труда определяется на основании чеков банка, выписанных
на получение наличных денежных средств, либо на основании опроса лиц,
получавших заработную плату; - объектами налогообложения являются: выручка, определенная по суммам, поступившим на счета плательщика, а
также по стоимости продукции (товаров, услуг), отпущенной за пределы
республики и/или ввезенной из-за пределов республики; фонд оплаты труда; добавленная стоимость, определенная согласно выведенным нормам; прибыль (доход), определенная как разница между выручкой и
документально подтвержденными плательщиком или проведенными встречными
проверками расходами, связанными с осуществлением плательщиком коммерческой
деятельности, суммами налогов, исчисляемыми от выручки и относимыми на
себестоимость, суммой налога на добавленную стоимость, с увеличением
(уменьшением) на сальдо по внереализационным операциям. 24. Вариант применения расчетного метода определения объектов
налогообложения определяется проверяющим. Если плательщиком в период проведения проверки представлены документы,
подтверждающие факт приобретения товаров (на основании копий накладных),
проверяющим устанавливается достоверность представленных документов путем
проведения встречных проверок и принимаются расходы с учетом полученных
результатов. Исчисленные проверяющими выручка, себестоимость реализованной продукции
(товаров, работ и услуг), прибыль (доход), а также другие объекты
налогообложения сравниваются с данными, отраженными в расчетах,
представлявшихся налогоплательщиком в налоговые органы. Пресекательный (ограничительный) срок для представления
налогоплательщиком восстановленных документов бухгалтерского учета либо
дополнительных документов законодательством не установлен. У инспекций ГНК
и их должностных лиц отсутствуют основания для отказа в приеме таких
документов. Достоверность дополнительно представленных документов
производится проверяющим в порядке, установленном настоящим Положением. Изменения в акт предыдущей проверки производятся либо путем составления
нового акта проверки с отменой решений инспекции ГНК по предыдущему акту
проверки, либо путем составления заключения к акту проверки, уточняющему
результаты проверки с учетом дополнительно представленных документов. Возврат излишне взысканных сумм по результатам проверки производится в
порядке, определенном пунктом 3 статьи 10 Закона Республики Беларусь "О
налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь". Порядок привлечения к проверке специалистов и использования их заключений при подведении результатов проверки 25. Для проведения контрольного обмера объемов выполненных работ,
взвешивания и обмера сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий,
контрольного запуска сырья и материалов в производство, контрольного
анализа сырья, материалов и готовой продукции (в целях установления
действительных расходов сырья и материалов, правильности списания на
производство сырья и материалов, а также установления норм их расходов,
сопоставления фактических и заправочных данных) проверяющие вправе
привлекать специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками и не
заинтересованного в результатах проверки. Налоговые органы имеют право привлекать специалистов и экспертов для
оказания содействия в проведении налоговых проверок при: - выявлении отклонений в процессе сопоставления записей, документов и
фактических данных по одним операциям с записями, документами и
фактическими данными по связанным с ними другим операциям; - выявлении отклонений экономических показателей проверяемого
предприятия с предприятиями аналогичных отраслей; - отсутствии на проверяемом предприятии разработанных в законодательном
порядке норм расхода сырья и материалов. 26. Налоговый орган, проводящий проверку, направляет письмо в
компетентный орган с просьбой о направлении необходимого специалиста для
участия в проверке или же о проведении экспертизы количества и качества
сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, оказанных услуг и
выполненных работ, для проверки фактических затрат сырья и материалов,
состояния зданий и сооружений, для контрольных обмеров объемов ремонтно -
строительных работ и определения их качества. Экспертиза проводится на основании договора между инспекцией ГНК и
органом, выполняющим экспертизу, в котором должны быть предусмотрены: - сроки выполнения экспертизы; - виды и характер проводимой экспертизы; - стоимость экспертиз и порядок возмещения расходов, связанных с
проведением экспертизы; - фамилии, имена, отчества специалистов, проводящих экспертизу. По результатам выполненной экспертизы специалистами, проводившими
экспертизу, составляется заключение. Заключение со всеми материалами
направляется в налоговый орган, проводящий проверку для приобщения к акту
проверки. При установлении экспертами фактов нарушений в акте проверки на
основании экспертного заключения выводится сумма завышенных расходов,
отнесенных на себестоимость продукции (работ, услуг), сумма заниженных
налогов и сборов. К акту проверки прилагаются заключение и все производимые
на основании экспертного заключения расчеты, объяснения виновных
должностных и материально ответственных лиц. Оплата за проведение экспертизы осуществляется налоговыми органами за
счет средств проверяемого налогоплательщика или за счет средств
государственного бюджета, если вина этого налогоплательщика не установлена. Контрольный запуск сырья в производство 27. Производственное предприятие, занимающееся выпуском продукции
(запасных частей, деталей, продукции производственного характера, бытового
назначения и др.) на каждый вид производимых изделий в обязательном порядке
должно составлять калькуляции потребляемого количества (расхода) сырья,
материалов, комплектующих изделий (по наименованиям, сортам, маркам,
номенклатурным номерам, ГОСТам и т.д.) для контроля за правильностью их
списания на производство продукции. При проведении налоговой проверки и определении материальных затрат на
производство продукции проверяющий обязан проверить калькуляции
материальных затрат на выпускаемые предприятием изделия. В случае
отсутствия на предприятии калькуляций на списание материалов на выпускаемую
продукцию либо установления проверяющим фактов, свидетельствующих о
завышении норм расходования сырья, материалов на единицу продукции,
проверяющий вправе потребовать от руководителя предприятия провести
контрольный запуск сырья и материалов в производство для установления
фактического расхода их на изготовление конкретных видов изделий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|