Порядок проведения налоговых проверок в Республике Беларусь
p> 50.2. В изложении акта должны быть соблюдены объективность, ясность и
точность описания выявленных фактов. Не допускается включение в акт
проверки различного рода не подтвержденных документами предположений и
данных о деятельности проверяемого субъекта. 50.3. В акте проверки указываются: 50.3.1. основания назначения проверки, дата и номер приказа
(распоряжения) о ее проведении, должность, фамилия, имя и отчество лица,
составившего акт проверки, а также иных лиц, привлекавшихся к проверке; 50.3.2. даты начала и окончания проверки (в случае перерывов
указывается их период), а также место составления акта проверки; 50.3.3. должности и фамилии лиц, обязанных в соответствии с настоящим
Положением подписать акт проверки (руководитель юридического лица, главный
бухгалтер (бухгалтер), имеющие право подписи в банке и в расчетах по
налогам, представляемых налоговым органам в порядке, установленном
законодательством), с указанием периода их работы на занимаемых должностях
в проверяемом периоде; 50.3.4. наименование и местонахождение проверяемого налогоплательщика; 50.3.5. кем и когда были проведены предыдущие проверки соблюдения
налогового законодательства, какие принимались меры по выявленным фактам
нарушения актов законодательства; 50.3.6. какие финансово - хозяйственные операции (документы), каким
методом и за какой период проверены; 50.3.7. выявленные факты занижения, сокрытия и несвоевременного
перечисления причитающихся в бюджет платежей (место, время и характер
совершенного нарушения акта законодательства о налогах и
предпринимательстве, размер неуплаченных платежей, акт законодательства,
требования которого нарушены, установленная актом законодательства
ответственность за данный вид нарушения); 50.3.8. факты неправильного ведения бухгалтерского учета и составления
отчетности; 50.3.9. должности и фамилии лиц, по вине которых допущены
соответствующие нарушения, а также сведения о том, какие именно действия
(бездействие) этих должностных лиц повлекли нарушения законодательства о
налогах и предпринимательстве; 50.3.10. иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о
совершенном правонарушении. В необходимых случаях для подтверждения изложенных в акте фактов к нему
прилагаются копии или выписки из документов (счетов, ведомостей, ордеров,
банковских поручений, чеков, нарядов, актов, приказов, писем и т.п.), а
также справки и расчеты, составленные на основании проверенных документов. Для обобщения нарушений одного и того же вида составляются
накопительные ведомости, являющиеся приложением к акту. Результаты проверки, отраженные в текстовой части акта по финансовым и
другим показателям, вносятся в соответствующие таблицы - приложения к акту,
для сопоставления данных, представлявшихся плательщиком по этим
показателям, с данными, установленными в ходе проверки и выведения
отклонений. В отдельных таблицах - приложениях к акту приводится расчет
экономических санкций в случаях выявления сокрытия (занижения) объектов
налогообложения. 50.4. Обязательным при составлении акта проверки является описание в
нем: - установленных фактов нарушения плательщиком конкретных предписаний
актов законодательства о налогах и предпринимательстве и предусматривающих
экономическую ответственность за данный вид нарушения; - вины индивидуального предпринимателя, должностных лиц или иных
работников юридического лица в деяниях, повлекших экономическую
ответственность этого индивидуального предпринимателя или юридического
лица; - определение объектов налогообложения в соответствии с методикой,
определенной законодательством и нормативными правовыми актами (нарастающим
итогом; помесячно; от даты совершения операции и т.д.). При этом определение и указание в акте проверки формы вины (по умыслу
или по неосторожности) не входит в компетенцию налоговых органов. Налогоплательщики, совершившие экономические правонарушения, несут
ответственность на основании актов законодательства, действующих во время и
по месту совершения правонарушения. Экономические санкции применяются к
плательщикам за правонарушения, совершенные по истечении 10 дней после
вступления в силу соответствующих актов законодательства. 50.5. В актах следует излагать только факты нарушений с указанием
пункта и статьи законодательных нормативных правовых актов, которые были
нарушены. В случаях, когда в ходе проверки возникают вопросы, подлежащие
методологическому разъяснению со стороны уполномоченных на это министерств
и иных органов государственного управления, то эти вопросы отражаются в
актах проверки, но по ним экономические санкции не применяются. В акте
проверки делается запись об обращении в министерства и ведомства за
соответствующими разъяснениями. После получения письменного разъяснения по возникшему вопросу субъекту
предпринимательской деятельности направляется письмо с предложением о
внесении соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность,
представлении в инспекцию уточненных расчетов по налогам, устанавливается
срок для уплаты причитающихся платежей в бюджет и представления информации
об устранении допущенных нарушений либо с сообщением, что отраженный в акте
спорный вопрос не расценивается как нарушение согласно поступившему
методологическому разъяснению. По истечении срока уплаты налогов, установленного инспекцией ГНК,
проводится проверка выполнения предложений налогового органа. В случае невыполнения плательщиком предложений инспекции ГНК о внесении
в установленный ею срок соответствующих изменений в бухгалтерский учет и
отчетность и непредставлении налогоплательщиком уточненных расчетов по
налогам и неналоговым платежам к нему применяются экономические санкции в
установленном законодательством порядке. 50.6. В случаях, когда выявленное нарушение может быть сокрыто или по
выявленным фактам необходимо принять срочные меры к их устранению и
привлечению к ответственности виновных должностных лиц, индивидуального
предпринимателя, не ожидая окончания проверки, составляется отдельный
(промежуточный) акт по выявленным нарушениям. Промежуточный акт
подписывается проверяющим, налогоплательщиком или его представителями, а
также лицами, причастными к выявленным нарушениям, от которых в
обязательном порядке истребуются письменные объяснения. Один экземпляр акта передается налогоплательщику. Факты, изложенные в
промежуточном акте, включаются в общий (итоговый) акт проверки. 50.7. Согласно пункту 8 статьи 8 Закона Республики Беларусь "О
государственной налоговой инспекции Республики Беларусь" должностные лица
налоговой инспекции имеют право требовать от налогоплательщика или его
представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и
предпринимательстве, а также контролировать выполнение таких требований. Все требования излагаются в предложениях, прилагаемых к акту проверки,
с указанием сумм экономических санкций, пени и налогов, подлежащих
зачислению в бюджет, номеров счетов, куда подлежат перечислению указанные
суммы. При необходимости вносятся и другие предложения, направленные на
недопущение в дальнейшем налоговых нарушений. Предложения подписываются
проверяющими с ознакомлением под роспись налогоплательщика или его
представителей. Вручение акта выездной налоговой проверки налогоплательщику или его представителям 51. Акты подписываются проверяющими и налогоплательщиком (его
представителями). Подписание акта проверки производится, как правило, в
помещении налогового органа, должностные лица которого производили
проверку. В случае отказа от подписания акта проверки в нем делается
соответствующая запись. При наличии возражений по акту проверки
налогоплательщик вправе не позднее 5 дней со дня подписания (отказа от
подписи) представить в налоговый орган письменные возражения по содержанию
акта. Проверяющие вправе потребовать также письменные объяснения должностных
лиц юридического лица (индивидуального предпринимателя) и лиц,
непосредственно виновных в установленных проверкой нарушениях. Данные
объяснения и замечания прилагаются к акту выездной налоговой проверки. 52. В случае неявки представителя налогоплательщика или индивидуального
предпринимателя в налоговый орган для подписания акта проверки должны быть
приняты меры для вручения акта проверки в офисе плательщика. При этом
вручение акта производится не менее чем двумя должностными лицами
налогового органа. При отсутствии у плательщика офиса вручение акта
проверки производится по месту жительства руководителя или бухгалтера
предприятия (индивидуального предпринимателя) непосредственно работниками
налогового органа или заказным почтовым отправлением с уведомлением о
вручении. 53. Днем составления акта проверки считается день подписания акта
проверяющими и налогоплательщиком при условии, что налогоплательщик или его
представители не уклонялись от подписания акта проверки, либо день вручения
(направления заказной почтой с уведомлением) акта проверки
налогоплательщику (его представителям) для ознакомления и подписания, о чем
делается соответствующая запись на первом экземпляре акта. Порядок изъятия документов 54. В случае принятия решения об изъятии документов, свидетельствующих
о занижении (сокрытии) плательщиком объектов налогообложения, составляется
акт - опись изъятия документов, подтверждающих факты нарушения налогового
законодательства, по форме согласно приложению 14 к настоящему Положению. В акте подлежит отражению, кем, когда и по каким основаниям произведено
изъятие документов, наименование изъятых документов (при необходимости
дается более полная характеристика изымаемого документа - дата составления,
номер, кем выдан, количество листов и другие данные по усмотрению
должностного лица, производящего изъятие документов, которые позволили бы в
дальнейшем точно идентифицировать изъятый документ и его принадлежность к
финансово - хозяйственным операциям, совершавшимся налогоплательщиком). В обязательном порядке налоговый орган, должностные лица которого
произвели изъятие документов, обязан предоставить возможность плательщику
для снятия ксерокопий изымаемых документов, которые должны быть помещены в
дела вместо изъятых оригиналов документов, о чем делается отметка в акте -
описи изъятия документов. Акт - опись изъятия документов составляется в трех экземплярах и
подписывается лицом, производившим изъятие, и налогоплательщиком или его
представителями. В случае отказа налогоплательщика или его представителей
от подписания акта - описи изъятия документов в нем делается
соответствующая запись. Первый экземпляр акта приобщается к акту проверки, второй экземпляр
передается плательщику, третий - приобщается к акту - описи изъятия
документов на списание бланков строгой отчетности и хранится в налоговом
органе. IV. РЕЙДОВАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА Общие требования по подготовке и проведению рейдовых проверок 55. Рейдовая проверка является одним из методов осуществления контроля
налоговых органов за субъектами предпринимательской деятельности и
физическими лицами в части хозяйственной деятельности, непосредственно
связанной с приемом наличных денежных средств при реализации товаров,
продукции, оказании услуг и выполнением работ. Путем рейдовой проверки
осуществляется контроль за соблюдением законодательства о налогах и
предпринимательстве в данный момент и в данном месте. 56. Основными задачами, решаемыми налоговыми органами в ходе рейдовой
проверки, являются: 56.1. контроль за соблюдением субъектами предпринимательской
деятельности и физическими лицами требований законодательства о налогах и
предпринимательстве; 56.2. соблюдение установленного порядка приема наличных денежных
средств, кассовой дисциплины, а также хранения товаров в пунктах
реализации; 56.3. соблюдение установленного порядка хранения (как вида
деятельности), перевозки и реализации алкогольных и табачных изделий; 56.4. контроль за соблюдением установленного порядка проведения
дилинговых операций; 56.5. полнота уплаты фиксированных сумм налога на прибыль и твердых
сумм подоходного налога; 56.6. выявление физических лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без государственной регистрации и/ или постановки на налоговый
учет; 56.7. контроль за движением сырья (материалов), продукции и товаров как
на производстве, так и складах, а также в местах реализации продукции
(товаров, работ, услуг) путем проведения полной или частичной
инвентаризации в целях получения информации, необходимой для проведения
выездных налоговых проверок; 56.8. обеспечение полноты отражения в учете получаемых субъектами
предпринимательской деятельности доходов при реализации продукции (товаров,
работ, услуг); 56.9. другие вопросы в пределах компетенции налоговых органов. 57. Рейдовые проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые
рейдовые проверки проводятся по ежемесячно составляемым графикам. Рейдовые проверки, проводимые вне заранее составленных графиков и в
целях проверки сведений о совершаемых нарушениях законодательства о налогах
и предпринимательстве, являются внеплановыми. Независимо от характера проводимой рейдовой проверки с должностными
лицами налоговых органов, привлеченных к проведению проверки, проводится
инструктаж, определяются число и состав групп, их маршрут, объекты
проверки, время начала проверки, назначаются старшие групп, в необходимых
случаях согласовывается участие в рейде работников территориальных
подразделений МВД, ГАИ, ГКФР. В случае проведения внеплановой рейдовой
проверки об объекте проверки и маршруте группы ставится в известность
только старший группы с проведением комплекса контрольных мероприятий по
специальному плану рейдовой проверки, утвержденному Государственным
налоговым комитетом. При этом начальник отдела, осуществляющий инструктаж, а также
назначенные старшие групп обязаны убедиться в обеспеченности лиц,
направляемых для проведения проверки, бланками актов проверок, протоколами,
инвентаризационными описями, памятками для проверяющих, а также другими
документами, необходимыми для качественного проведения рейдовых проверок,
автотранспортом и мобильными средствами связи. Рейдовая проверка может осуществляться как в пределах одного субъекта
предпринимательской деятельности (с охватом всех торговых точек,
производственных и складских помещений, принадлежащих ему), так и носить
тематический характер, т.е. в конкретный период времени с охватом
большинства пунктов осуществления деятельности субъектами
предпринимательской деятельности и физическими лицами по отдельной тематике
(цветы, такси и т.д.). Выбор объекта рейдовой проверки начинается со сбора и накопления
информации по интересующим вопросам (реклама в СМИ, по телефону доверия,
информация таможни, объявления на улицах и т.д.). 58. Проведение рейдовых проверок осуществляется на основании приказа
(распоряжения) руководителя инспекции ГНК (его заместителя), в котором
указываются: - место проведения проверки (название рынка, улицы, района и др.); - цель рейдовой проверки; - дата проверки, время ее начала и завершения; - фамилия, имя и отчество, должности работников налоговых органов,
направляемых для проведения проверки. Копия приказа (распоряжения) выдается старшему группы и наряду со
служебными удостоверениями предъявляется представителям налогоплательщика,
индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, осуществляющим
предпринимательскую деятельность в районе, назначенном для проведения
рейдовой проверки. При этом в районе, назначенном для рейдовой проверки, должностные лица
налоговых органов вправе проверять деятельность плательщиков независимо от
места постановки их на налоговый учет. Выдача предписаний на проведение рейдовых проверок в районах, не
относящихся к административной территории, обслуживаемой инспекцией ГНК,
должностные лица которой направляются в рейдовую проверку, допускается при
условии проведения рейдовых проверок на рынках или по поручению вышестоящей
инспекции ГНК (города, области, Государственного налогового комитета),
которые и выдают соответствующие предписания. Действия проверяющих при проведении рейдовой проверки 59. Рейдовая проверка начинается проверяющими с наблюдения за работой
объекта, определенного для проверки, предъявления служебных удостоверений
налогоплательщику (его представителю в лице продавца, кассира и другим
лицам) и проводится, как правило, в месте торговли (осуществления иной
деятельности). При отсутствии у налогоплательщика (его представителя) документов,
удостоверяющих его личность, и установлении нарушений законодательства о
налогах и предпринимательстве налогоплательщик (его представитель) должен
быть приглашен в помещение ближайшего налогового органа или органа
внутренних дел для установления личности и составления акта проверки. Отказ последовать в помещение налогового органа или органа внутренних
дел фиксируется актом в присутствии свидетелей и, если это субъект
предпринимательской деятельности, составляется протокол по факту
невыполнения требований должностных лиц налоговой инспекции. Для
препровождения нарушителя необходимо привлекать работников ГКФР или органов
внутренних дел. Если в ходе проверки проверяемое лицо отказывается открыть сейф или
подсобное помещение, сейф и/или помещение опечатываются проверяющими в
соответствии с порядком, определенным настоящим Положением, для назначения
инвентаризации и дальнейшей проверки. 60. В ходе рейдовой проверки подлежат изучению следующие вопросы: 60.1. установление личности налогоплательщика или его представителя; 60.2. наличие свидетельства о государственной регистрации
индивидуального предпринимателя и лицензии (специального разрешения) на
осуществление данного вида деятельности; 60.3. прием наличных денежных средств от покупателей с использованием
кассового аппарата или отрывных талонов, приходных кассовых ордеров,
товарно - денежных (сменных) отчетов, зарегистрированных в налоговых
органах. Правильность заполнения книги кассира - операциониста и соблюдение
правил эксплуатации кассовых аппаратов; 60.4. соответствие остатков товара на момент проверки данным товарно -
транспортной накладной, иных документов и сумме выручки, проведенной по
кассовому аппарату (отрывным талонам или приходным кассовым ордерам); 60.5. соответствие наименования товара, ценников на него данным товарно
- транспортных накладных; 60.6. наличие документов, подтверждающих уплату фиксированных сумм
налогов, полнота и своевременность уплаты; 60.7. другие вопросы, отнесенные к компетенции налоговых органов. 61. В случае установления нарушений налогоплательщиком требований
законодательства о налогах и предпринимательстве должностные лица налоговых
органов обязаны составить акт обследования принадлежащих плательщику
производственных, складских, торговых и иных помещений по форме согласно
приложению 5 и/или акт проверки соблюдения порядка приема денежных средств
при реализации продукции (товаров, работ, услуг) за наличный расчет и
других вопросов по налоговому законодательству по форме согласно приложению
15 к настоящему Положению с отражением выявленных фактов допущенных
нарушений. При отсутствии нарушений законодательства о налогах и
предпринимательстве проверяющими составляется справка по форме согласно
приложению 16 к настоящему Положению в двух экземплярах, которая
подписывается проверяющими и представителями налогоплательщика. Первый
экземпляр направляется инспекции ГНК по месту постановки на налоговый учет
плательщика для приобщения к делу, а второй - оставляется представителям
налогоплательщика.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|