Организация и учет расчетов со страхователями
p> Согласно расчетной ведомости по Форме-4ФСС за 9 месяцев (таблица )
перечисления за июль составили у организации 3872126 рублей в погашение
задолженности. Эти суммы были перечислены в разные сроки 4 платежными
поручениями с разными отметками банка. Согласно «Инструкции о порядке
начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств
государственного страхования» днем уплаты страховых взносов и других
платежей считается день списания банком суммы платежа со счета
страхователя, независимо от времени зачисления ее на соответствующий счет
Фонда – при перечислении суммы платежа со счета страхователя в банке,
день внесения денежных сумм в соответствующий банк – при уплате наличными.
Поэтому при начислении пени в качестве даты поступления средств берется
дата банковской отметки о приеме денег от страхователя. Таблица Пример расчетов по средствам Фонда социального страхования за 9 месяцев
1998 года (таблица 2 «Расчетной ведомости по средствам ФСС РФ»)
|Статьи | |Сумма |Статьи | |Сумма |
|Остаток |1 |160 476 240 |Остаток |14 |0 |
|задолженности за | | |задолженности за| | |
|страхователем на | | |отделением Фонда| | |
|начало | | |на начало года | | |
|года | | | | | |
|В т.ч. пени и |1а |46 531 039 |Зачтено расходов|15 |556 619 085 |
|штрафные санкции | | |по социальному | | |
| | | |страхованию | | |
|Начислено |2 |1 013 326 114|На начало | |297 200 327 |
|страховых взносов| | |квартала | | |
|на начало | |648 794 483 |За отчетный | |259 418 758 |
|квартала | | |квартал | | |
|за отчетный | |364 531 631 |1-месяц | |48 250 576 |
|квартал | | | | | |
|1-месяц | |128 830 767 |2-месяц | |57 519 764 |
|2-месяц | |121 694 924 |3-месяц | |153 648 418 |
|3-месяц | |114 005 940 |Перечислено на |16 |27 582 485 |
| | | |текущий счет по | | |
| | | |социальному | | |
| | | |страхованию | | |
|Начислено пени |3 |460 596 932 |на начало | |16 321 295 |
| | | |квартала | | |
|Начислено по |4 |0 |за отчетный | |11 261 190 |
|актам взносов | | |квартал | | |
|пени |5 |0 |1-месяц | |3 872 126 |
|Возмещены пособия|6 |4 632 866 |2-месяц | |4 646 504 |
|по трудовым | | | | | |
|увечьям и | | | | | |
|профзаболеваниям | | | | | |
|Получено за |7 |10 719 560 |3-месяц | |2 742 560 |
|путевки | | | | | |
|Не принято к |8 |0 |в том числе |16а |0 |
|зачету расходов | | |претензии | | |
|Взыскано штрафов |9 |0 |Перечислено на |17 |0 |
| | | |счет ФСС пени и | | |
| | | |финансовых | | |
| | | |санкций | | |
|Сокрытый фонд |10 |0 |в том числе |17а |0 |
|оплаты труда | | |претензии | | |
|Получено от |11а |3 469 250 |Всего зачтено и |18 |584 201 570 |
|отделения Фонда | | |уплачено (14-17)| | |
|на расчетный счет| | | | | |
|Дотация на |116 |47 240 000 |Задолженность за|19 |1 116 259 392|
|путевки | | |страхователем на| | |
| | | |конец отчетного | | |
| | | |периода | | |
|Всего следует к |12 |1 700 460 962|в том числе пени|19а |507 127 971 |
|платежу (1-11а) | | |и штрафные | | |
| | | |санкции | | |
|Задолженность за |13 |0 |в том числе |20 |643 596 976 |
|отделением Фонда | | |просроченная | | |
|на конец | | |задолженность | | |
|отчетного периода| | | | | | Первое поручение поступило с отметкой от 1 июня 354756 руб. В
результате эта сумма ставится во второй строке начисления пени(таблица)по
кредиту, так как она уменьшает сумму просроченной задолженности и
задолженность становится 440338463 рублей. Просроченная задолженность
440693219 рублей была без изменений в течение 10 дней. За каждый день
просрочки на эту задолженность начисляется пени 1%. Поэтому в строке 1 в
колонке «Дни просроченной задолженности» мы ставим 10, в колонке процентные
числа 4406932190 (таблица). Процентное число равно сумме просроченной
задолженности умноженной на дни просроченного платежа и умноженное на
процентную ставку. Для получения реальной суммы пени процентное число
делится на 100. В течение июня перечислений от страхователя больше не
производилось. 10 июля является сроком уплаты страховых взносов для данного
страхователя, поэтому нам необходимо посчитать сумму причитающуюся к
платежу за прошедший месяц, т.е. с 11 июня по 10 июля. Для этого из
отчетной формы-4ФСС за 6 месяцев 1998 года (таблица) мы берем начисленные
страховые взносы за июнь (от сложившегося фонда оплаты труда), они составят
113519224 рублей, зачтенные расходы по социальному страхованию за этот же
месяц у страхователя сложились в размере 67723352 рублей, таким образом
начисление пени производится на сумму недоимки полученную как результат
разницы суммы начисленных страховых взносов и суммы зачтенных расходов по
социальному страхованию: 113519224 – 67723352 = 45795872. Таблица
Расчетная ведомость начисления пени за неполное перечисление страховых
взносов за 3-й квартал 1998 г.
|№ |Даты |СУММЫ |Сальдо, сумма |Дни |Процентные |
| |платеж| |просроченной | |числа |
| |а | |задолженности | | |
| | |дебет |кредит | | | |
|1 |30 / |440 693 219 |0 |440 693 219 |10 |4 406 932 190 |
| |06 | | | | | |
|2 |10 / |0 |354 756 |440 338 463 |0 |0 |
| |07 | | | | | |
|3 |10 / |53 040 349 |0 |493 378 812 |1 |493 378 812 |
| |07 | | | | | |
|4 |11 / |0 |1 552 738 |491 826 074 |1 |491 826 074 |
| |07 | | | | | |
|5 |12 / |0 |1 414 474 |490 411 600 |4 |1 961 646 400 |
| |07 | | | | | |
|6 |1б / |0 |550 158 |489 861 442 |11 |5 388 475 862 |
| |07 | | | | | |
|7 |27 / |0 |0 |4 898 614 442 |17 |3 081 228 470 |
| |07 | | | | | |
|8 |13 / |7 500 000 |0 |497 361 442 |0 |0 |
| |08 | | | | | |
|9 |13 / |80 580 191 |*0 |577 941 633 |3 |641 515 213 |
| |08 | | | | | |
|10|16 / |0 |243 070 |577 698 563 |3 |641 245 405 |
| |08 | | | | | |
|11|19 / |0 |3 283 172 |574 415 391 |1 |212 533 695 |
| |08 | | | | | |
|12|20 / |0 |1 120 262 |573 295 129 |2 |424 238 395 |
| |08 | | | | | |
|13|22 / 0|0 |0 |573 295 129 |19 |3 267 782 235 |
| |8 | | | | | |
|14|10 / |64 175 160 |0 |637 470 289 |7 |1 338 687 607 |
| |09 | | | | | |
|15|17 / |0 |1 742 536 |635 727 753 |10 |1 907 183 259 |
| |09 | | | | | |
|16|27 / |о |1 000 024 |634 727 729 |3 |571 254 956 |
| |09 | | | | | |
|17|30 / |0 |0 |634 727 729 |0 |0 |
| |09 | | | | | |
|Итого начислено пени: 248 279 286 = 24 827 928 573 х 0,01 | Также учитываются при расчете пени и другие доходы: • начислено по актам страховых взносов (стр.4, таблицы 2, расчетной
ведомости Ф-4ФСС)- по дате ревизии; • возмещены пособия, выплаченные по трудовым увечьям и
профзаболеваниям(стр.6, таблицы 2, расчетной ведомости Ф-4ФСС); • получено за путевки (стр.7, таблицы 2, расчетной ведомости Ф-4ФСС)
; • не принято к зачету расходов (стр.8/ таблицы 2, расчетной ведомости Ф-
4ФСС) ; Суммы строк 6, 7, 8 должны распределяется равномерно к начисленным
страховым взносам за месяцы отчетного периода, но это ведет к суммарному
завышению пени за отчетный период, поэтому эти суммы присоединяют к сумме
начисленных страховых взносов за последний месяц отчетного периода. • получено от исполнительного органа Фонда на расчетный (текущий)счет
(стр.11, таблицы 2, расчетной ведомости Ф-4ФСС) - по дате перечисления; • дотация на путевки (стр.11а, таблицы 2, расчетной ведомости Ф-4ФСС) -
по дате перечисления. Расходы по социальному страхованию в организациях страхователях
отражаются помесячно (стр.15, таблицы 2, расчетной ведомости Ф-4ФСС). Эти
данные по статьям расходов расшифровываются в таблице 3 расчетной ведомости
по средствам Фонда социального страхования (приложение) . Поскольку в июнь месяц последний рассматриваемого нами квартала то мы
прибавляем к получившейся сумме недоимке сумму прочих доходов. Вычисляем
чистый доход по прочим доходам (данные заносятся в расчетную ведомость с
нарастающим итогом, а для начисления пени берется сумма только за
начисляемый период). Для данного страхователя согласно расчетным ведомостям
за 1 и 2 квартал (таблицы 14, 15) чистый доход: по 6 строке составил 4179506 - 683029 = 3496477 по 7 строке: 5996000 - 2248000 = 3748000. по 8 строке поступлений не было. Суммируем получившийся чистый доход: 3496477 + 3748000 + 45795872 = 53040349. Эту сумму ставим в 3 строку начисления пени (таблица) по дебиту, так
как эта сумма предназначенная к платежу и увеличивает сальдо просроченной
задолженности до 493378812.
Следующее платежное поручение в июле по перечислению страховых взносов от
11 июля на сумму 1552738 рублей. Эту сумму ставим 4 строкой, по кредиту и
уменьшает сумму просроченной задолженности до 491826074 рублей, эту сумму
ставим также по 4 строке в колонку просроченной задолженности. Таким
образом, предыдущая сумма просроченной задолженности оставалась неизменной
1 день и процентное число пени составило в 3 стоке 493378812. Следующее
платежное поручение в июле поступило с пометкой от 12 июля 1414474 рублей.
Эту сумму ставим в 5 строку по кредиту и уменьшает сумму просроченной
задолженности до 490411600 рублей. Таким образом, сумма просроченной
задолженности была неизменной 1 день и процентное число пени составило
1961646400. Платежное поручение от 16 июля на сумму 550158 рублей ставим
в 6 строку по кредиту и просроченная задолженность после уменьшения
составила 489861442, которая была неизменна 11 дней и процентное число
составило 5388475862. На недоимку образовавшуюся в период с 1 июля 1993
года до 26 июля 1998 года включительно пени начислялось в размере 1
процента за каждый день просрочки. На недоимку, имевшуюся по состоянию на 27 июля 1998 года или
образовавшуюся в период с 27 июля 1998 года до 21 августа 1998 года
включительно в соответствия с письмом Пенсионного фонда Российской
Федерации от 5 августа 1998 г. № ЮЛ-16-1 1/5629-ИН и постановлением Фонда
социального страхования от 15.10.98 № 09-370АН «О порядке применения вновь
установленных размеров пени по платежам в ФСС РФ» - в размере 0,37 процента
за каждый день просрочки. Поэтому в расчет пени (таблица) вводится
специальная строка которая подсчитывает сколько дней до указанного периода
существует просроченная задолженность - 11 дней (с 16 июля по 27 июля) на
нее насчитывается процентное число 3081228470. Срок уплаты страховых взносов за август не 10 как в июле, а 13, так
как согласно «Инструкции начисления, уплаты страховых взносов,
расходования и учета средств государственного страхования», если срок
уплаты страховых взносов совпадает с выходным (праздничным) днем, пеня
начисляется со дня второго рабочего дня после выходного (праздничного) дня.
10 июля является сроком уплаты страховых взносов для данного страхователя,
но так как 10 августа выходной, то пени будут начисляться только с 13
августа. На 13 августа относится и срок дотации, полученный в предыдущем
месяце с 10 июля по 13 августа. Дотации по социальному страхованию
заносятся из ЖО-7 и распределяются по месяцам и относятся на дату уплату
страховых взносов. Данный страхователь в течение 1 месяца с 10/07 по 13/08
получил дотацию 7 500 000, эта сумма относится в строку 8 по дебету и
увеличивает задолженность страхователя 497361442. Предыдущая сумма была
неизменна 28 дней.
Подсчитаем, какое количество страховых взносов должен уплатить страхователь
за 3 квартал. Для этого берем сложившиеся страховые взносы в первом месяце
квартала (июль) 128830767 рублей и отнимаем сложившиеся в этом месяце
расходы 48250576 рублей. Таким образом, сумма к перечислению в Фонд
социального страхования на 13 августа составила 80580191 рублей ее ставим в
9 строку по дебету и онаувеличивает задолженность до 577941633 рублей. За
август страхователем было перечислено 4646504 рублей с разными датами
банковских отметок. Поставим перечисления в расчетную ведомость
перечисления пени по датам, уменьшая сумму просроченной задолженности
страхователя. Так первое платежное поручение 243070 от 16 августа поставили
в 10 строку и она уменьшила сумму просроченной задолженности до 577685563
рублей. Предыдущая задолженность 577941633 рублей была неизменна 3 дня и
при ставке начисления 0,37% процентное число составило 641515213. Второе
платежное поручение в августе месяце на сумму 3283172 руб. поступило с
банковской отметкой от 19 августа. Просроченная задолженность, которая
образовалась после перечисления предыдущего платежного поручения, была
неизменна 3 дня и процентное число на нее составило 641245405. Последнее
платежное поручение, в этом месяце, было получено от 20 августа на сумму
1120262 рублей, было поставлено 'В 12 строке по кредиту и уменьшила
просроченную задолженность до 573295129 рублей. Процентное число по
предыдущей задолженности составило 212533695, т.к. задолженность была без
изменений в течении одного дня. 22 августа произошло изменение процентной
ставки начисления пени и поэтому в расчете пени была введена дополнительная
строка 13 от 22/08. При подсчете процентного числа по 12 строке за два дня
просроченного платежа по ставке 0,37% мы получает 424238395. Следующий срок уплаты страховых взносов за август - это 10 сентября.
Поэтому по 14 строке (таблица 17)ставим сумму недоимки сложившейся на
август месяц. Она равна начисленные страховые взносы за август минус
расходы по социальному страхованию произведенные за этот месяц 121694924 -
57519764 = 64175160 и помещаем в 14 стр. по дебету на 10/09 и увеличивает
просроченную задолженность до 637470289. Предыдущая сумма просроченной
задолженность находилась без изменения 21 день. Причем из них 19 дней по
новой ставке 0,3% и процентное число составило 3267782235. За сентябрь страхователь перечислил 2742560 двумя платежными
поручениями с банковскими отметками за 17/09 и 27/09. Эти суммы мы ставим в
15 и 16 строки по кредиту (таблица 17) . Они уменьшили просроченную
задолженность до 635727753руб. и затем 634727729 руб. Сумма просроченной
задолженности образовавшаяся до поступления платежных поручений
оставалась неизменной 7 дней и процентное число составило 1338687607.
Просроченной задолженностью образовавшейся после перечисления от 17/09
оставалась неизменной до перечислением от 27/09, т.е. 10 дней и процентное
число по ней составило 1907183259.
Последняя 17 строка - «30 сентября» - это дата завершения начисления пени
за этот квартал, вводится принудительно, просроченная задолженность была
неизменной 3 дня (с 27/09 до 30/09) / процентное число составило 571254956.
Сумма всех процентных чисел за3 квартал 1996 года составила 24827928573,
для того чтобы получить
сумму пени процентное число умножается на 0,01 и получаем 248279286
рублей. ^Таким образом расчетные ведомости по начислению пени и расчетные
ведомости по форме-4 ФСС РФ представляют собой 2 связанных ме-' жду собой
самостоятельных потока документов. Очевидно, что необходим некий способ
контроля согласованности этой бухгалтерской документации. Ситуация
осложняется тем, что оба потока имеют смещенные относительно друг друга
реальные сроки отчетности. Так расчетная ведомость начисления пени
учитывает производит расчеты по датам с календарного начала по календарное
окончание квартала. А у расчетной ведомость по Форме-4 ФСС РФ начало
отчетного срока - это следующий день после срока уплаты страховых платежей
за последний месяц предыдущего квартала по дату уплаты страховых платежей
последнего месяца текущего квартала. С этой целью вводится процедура
контроля правильности ведения расчетной ведомости по начислению пени. По
обоим расчетным ведомостям: по форме-4 ФСС РФ за предыдущий квартал
(таблица 15) и по расчетной ведомости начисления пени за текущий квартал
(таблица 17) независимым образом может быть вычислен один и тот же
показатель - сумма просроченной задолженности, сложившейся на дату выплаты
заработной платы за последний месяц прошедшего квартала. В приведенном примере начисления пени (таблица 17) просроченная
задолженность на 10 июля равна 493378812 руб. Эта величина по отчету Формы-
4 ФСС РФ страхователя за прошедший квартал (таблица 15) подсчитывается
следующим образом: из общей задолженности страхователя сложившейся за
предыдущий квартал в размере 674914528 рублей (таблица 15 стр.19)
вычитается сумма вошедших в нее штрафных санкций 46531039 рублей
(задолженность по штрафным санкциям на начало года) (таблица 15 стр.1а), а
также пени начисленные в течении второго квартала 134649921 рублей (таблица
15 стр.3). Однако полученная сумма не совпадет с суммой просроченной
задолженности на дату уплаты страховых платежей за последний месяц
прошедшего отчетного периода, так как страхователь в начале текущего
отчетного периода до даты уплаты страховых взносов (10 июля) перечислил
сумму в размере 354756 рублей. Эту сумму также надо вычесть из
задолженности страхователя, так как она уменьшает сумму просроченной
задолженности. В результате получаем: 647914528-46531039-134649921 - 354756
= 493378812, что говорит о правильности перехода в начислении пени со 2
квартала к 3 кварталу. Аналогичным образом необходимо учитывать и
полученные страхователем дотации, сроки получения которых* находятся между
календарным началом квартала и сроком уплаты страховых взносов за последний
месяц прошедшего отчетного периода, так как они не могут быть учтены в
расчетной ведомости фор-мы-4 ФСС РФ за прошедший квартал, но увеличивают
сумму просроченной задолженности страхователя на эту дату. 3.4. Автоматизированная система обработки информации в Курганском
региональном отделении Фонда социального страхования. В Курганском региональном отделении в течение последних 4 лет большое
внимание уделяется автоматизации офисной и бухгалтерской деятельности. Это
связано с тем, что: • при объединении отраслевых отделов социального страхования в
единое региональное отделение произошло объединение информационных потоков
и банков данных; • за этот же период более чем в 3,5 раза выросла численность
страхователей ; • численность персонала регионального отделения в результате нескольких
реорганизаций сократилась на 30-35%; • в связи с отсутствием закона с социальном страховании, а также ввиду
отсутствия четкого определения круга задач социального страхования
постоянно, не реже одного-двух раз в квартал, идет изменение структуры
отчетности, как правило, в сторону усложнения (появление дополнительных
отчетных таблиц в финансовых отчетах, дополнительных расшифровок,
изменение структуры отчетных документов в сторону увеличения объема
данных, предоставляемых страхователем). Следствием таких изменений обычно
является появление новых, часто очень сложных межтабличных увязок. В итоге, за этот период сильно возросла нагрузка на работников
регионального отделения, в особенности это касается сотрудников отдела
финансовой и бухгалтерской отчетности. При сложившихся обстоятельствах
нормальное функционирование регионального отделения оказалось бы
невозможным без широкого внедрения средств вычислительной техники,
оснащенных специализированным программным обеспечением. Внедрение такой
системы позволило увеличить нагрузку на бухгалтера-консультанта,
занимающегося приемкой финансовых отчетов от страхователей почти в 10 раз
(с 95-120 отчетов, принимаемых без использования вычислительной техники,
до 700-1200 в случае работы на автоматизированном рабочем месте). В настоящее время региональное отделение располагает следующей
вычислительной техникой: Рабочие станции: IBM PS/1 486SX – 25Mhz RAM 2Mb, HDD 125Mb – 1 шт. IBM PC AT 486DX2 – 66Mhz RAM 4Mb, HDD 210-528Mb – 18 шт. IBM PC AT 486DX5 – 133Mhz RAM 4Mb, HDD 510Mb – 3 шт. Pentium – 120Mhz 5DVX RAM 16Mb, HDD 850Mb – 2 шт. Pentium – 133Mhz 5DHX RAM16Mb, HDD 1. 08Gb – 2.5Gb – 15 шт. Pentium – 200MMX RAM32Mb, HDD 2.6Gb – 15 шт. Сервер: Compaq Prosing 300, Pentium – 150Mhz, RAM 64Mb, HDD 2x1.05Gb Wide SCSI-
2. Обработка информации в Курганском региональном отделении основана на
использовании популярной в настоящее время технологии «клиент-сервер». Для разработки клиентской части программного обеспечения широко
используется Visual Basic For Application в сочетании с ресурсами пакета MS
Office, СУБД Visual FoxPro v.5.0, Visual C++ v.4.2, однако, ряд основных
задач решен с использование старой версии СУБД MS FoxPro 2. 6а For DOS. В
качестве серверной части автоматизированной системы используется MS SQL
Server v.6.5 под управлением Windows NT Server v.3.51 Service Pack 5. С помощью этих технических средств автоматизировано решение следующих
задач: • ведение справочника страхователей (отдел уполномоченных); • учет прихода/расхода путевок, ЖО-4 и ЖО-5 (отдел санаторно-
курортного обеспечения) ; • подготовка и сведение отчетной информации (ревизионный отдел); • анализ сметных предприятий (предприятий, имеющих на своем балансе
определенную социальную инфраструктуру, в содержании которой участвуют
средства социального страхования, например, санатории-профилактории,
детские оздоровительные лагеря и т.п.), анализ административно-
хозяйственных расходов, анализ деятельности санаториев профилакториев,
анализ исполнения бюджета и т.п. (планово-экономический отдел); • подготовка корреспонденции для страхователей с контрольными цифрами по
финансовой отчетности (более 4,5 тысяч писем в квартал) (центральная
бухгалтерия и организационный отдел; • ведение банка перечислений страхователей, начисление зарплаты,
бухгалтерский учет, учет материальных ценностей и т.п. (центральная
бухгалтерия); • автоматизированное рабочее место бухгалтера по приему финансовых
отчетов страхователей по формам 4, 16, 18 ФСС; • просмотр и контроль текущего состояния бухгалтерской отчетности,
выдачи путевок и расчетов со страхователями, обработка заявок
страхователей на все виды оздоровления (планово-экономический отдел,
руководство регионального отделения и ряд начальников отделов. Основным по функциональному наполнению бухгалтерскими задачами является
автоматизированное рабочее место бухгалтера по приему финансовых отчетов
страхователей. Программа "АРМ бухгалтера" практически полностью охватывает рабочий цикл
бухгалтера-консультанта по приемке, сведению, контролю непротиворечивости,
анализу в динамике отчетов страхователей. Учету перечислений страхователей,
выдачи и возврату путевок, перечислению дотаций страхователям, Начислению
пени, подготовке камеральных актов и ведению журнала регистрации
камеральных актов проверки. Автоматизировано также формирование инкассовых
поручений страхователям с использованием регистрационных данных,
полученных из справочника, формирование корреспонденции и частичное
заполнение отчетов по форме 4 на следующий период для отправки
страхователям. Здесь также возможно ведение справочника страхователей и
карточек аналитического количественного и суммового учета для формирования
финансовой отчетности по форме №6. В программе предусмотрено создание новых выписок и платежных
поручений (функциональные клавиши F2 и F3 соответственно), редактирование
ранее созданных выписок и поручений (клавиши Ctrl+Enter), удаление ненужных
платежных поручений (клавиша F4) , подведение итогов по выписке (клавиша
F5), формирование отчетной формы ЖО-1 за указанный период (клавиша F6) ,
формирование итогов по счетам за указанный период (клавиша F7) . Отнесение
сумм платежей на страхователя автоматически поддерживается только через
справочник страхователей, без справочника возможно отнесение сумм только на
счет 76.5 (невыясненные суммы). Выбор счета, на который зачисляется
пришедшая сумма, также осуществляется в полуавтоматическом режиме. Если
пользователь определяет сумму как страховые взносы, то если дата банковской
отметки поручение и дата выписки относятся к одному кварталу сумма ставится
на счет 72/1/1 (перечисленные страховые взносы), если дата выписки
относится к более позднему отчетному периоду программа относит сумму на
счет 57/1 (страховые взносы в пути) . Если же сумма определяется как
перечисленные пени и штрафные санкции, то программа относит их либо на счет
72/1/2 (перечисленные пени и штрафные санкции) , либо на счет 57/2
(перечисленные пени и штрафные санкции в пути). если дата выписки относится
к более позднему отчетному периоду. Кроме того, в программе предусмотрена возможность просмотра всех
перечислений для одного страхователя. Для этого в поле ввода «Страхователь»
надо внести регистрационный номер страхователя (предусмотрен поиск по
справочнику по идентификационному номеру налогоплательщика, присваиваемый
предприятию государственной налоговой службой или части наименования
организации) и нажимается кнопка «Просмотр». Информация о перечислениях используется в дальнейшем при принятии
отчетов и начислении пени, когда в расчетную ведомость начисления пени
программа автоматически ставит перечисления страхователя по кредиту по дате
банковской отметки платежного поручения, уменьшая сумму просроченной
задолженности страхователя. Если при просмотре отчета бухгалтер-консультант считает, что отчет
страхователем сдан, то он должен нажать клавишу пробел, что присваивает
отчету статус «Принят». Это важно при учете неотчитавшихся страхователей и
при начислении пени, так как в случае непринятого отчета начисление пени
невозможно. Кроме того, при нажатии функциональных клавиш F2 и F3 в режиме
просмотра расчетной ведомости формы 4 ФСС РФ, можно просмотреть остальные
таблицы отчета (расходы по ЧАЭС, выдачу/возврат путевок, отчет по
производственному травматизму). В том же разделе предусмотрен ряд сервисных процедур, позволяющих
облегчить работу бухгалтера-консультанта. Например, это процедура
контроля непротиворечивости бухгалтерской документации (клавиша F8). Эта
процедура, во-первых, проверяет правильность разнесения перечислений
страховых взносов, штрафных санкций и дотаций в отчетах страхователей,
правильность показанных в отчетах полученных путевок, наличие баланса в финансовых отчетах. Во-вторых, это правильность разнесения остатков
задолженности за страхователем и за Фондам на начало года, а также
остатков на начало периода начисления страховых взносов, перечислений и
произведенных расходов по социальному страхованию. В третьих, программа
отслеживает ситуации, когда у страхователя имеются остатки в финансовых
отчетах предыдущих периодов, но страхователь не предоставил отчета за
текущий квартал. Здесь же предусмотрена возможность последовательного формирования
итоговой расчетной ведомости формы 4 ФСС РФ (клавиша F3) , а также итоговой
расчетной ведомости за чистый квартал (клавиша F4) и журнального ордера 8
(клавиша F5). Все перечисленные документы позволяют получить отчетные цифры
о доходах и расходах Фонда по всем имеющимся статьям как с начала года, так
и за отчетный кварталу Так называемый «Черный список» (клавиша F6) позволяет бухгалтеру-
консультанту, принимающему отчеты оперативно работать со
страхователями не предоставившими отчетов в период приемки отчетов. Этот
список страхователей может быть сформирован с группировкой по районам, с
реквизитами руководителей и главных бухгалтеров предприятий. Все это
позволяет работать как со страхователями напрямую, так и через
уполномоченных в районах. В целом набор, описанных выше, сервисных функций позволяет существенно
облегчить прием и проверку финансовой отчетности страхователя, а затем
упростить и сведение отчетных данных по принятым бухгалтером-консультантом
отчетам. Реальный выигрыш от внедрения такого программного комплекса для
принятия отчетов - сокращение на две недели сроков сведения отчетов и
предоставления сводных отчетных данных Центральному отделению Фонда (г.
Москва), без потери достоверности отчетных данных. После того, как расчетная ведомость по форме 4 ФСС РФ считается
принятой, бухгалтер-консультант используя режим «Печать формы 4» может
надпечатать для страхователя прямо на пустом бланке необходимые контрольные
цифры остатков и штрафных санкций и недоимок и вручить частично заполненный
отчет за следующий отчетный период страхователю, что значительно
уменьшает вероятность ошибки при заполнении формы 4 ФСС РФ. Для того, чтобы приступить к начислению пени нужно рассмотреть ведение
справочника страхователей. В приложении представлено окно с регистрационной
картой страхователя. Регистрационная карта содержит все основные реквизиты
организации. Тем не менее наряду с идентификационным номером страхователя,
присваиваемым государственной налоговой службой, у страхователя есть еще
регистрационный номер, присваиваемый региональным отделением. Это кажется
избыточным только на первый взгляд. Дело в том, что целый ряд «дочерних»
организаций существует по одним ИНН и налоговая инспекция рассматривает как
одну организацию, в региональном же отделении они проходят как
самостоятельные организации. Выявить такие расхождения и позволяет
ежемесячная сверка с налоговой инспекцией, что было бы невозможно без
применения вычислительной техники. В справочнике хранится информация о
руководителе и главном бухгалтере предприятия-страхователя, три варианта
расчетных счетов, почтовый адрес для переписке, наименование предприятия,
пригодное для финансовых документов, а также реквизиты, присваиваемые
государственным комитетом по статистике: ОКПО - регистрационный номер
предприятия, присваиваемый государственным комитетом по статистике, ОКОНХ
- отраслевой код. Регистрационная карта содержит также информацию о дне выплаты заработной
платы на предприятии. Эти данные впоследствии используются при начислении
пени. Выходные формы документов составляются на основании отчетов
страхователей по форме 4 ФСС РФ. Часть данных этого отчета предоставляется
страхователем и может быть проверена только на месте при ревизорских
документальных проверках. Это, например, все виды расходов по пособиям,
распределение начисления страховых взносов по месяцам, распределение
расходования средств социального страхования по месяцам, численность
работающих, расходы по ряду статей оздоровления. Другая часть данных может
быть получена из журнальных ордеров 1, 5, 7. Например, перечисления
автоматически попадают группируясь по месяцам с опорой на дату банковской
отметки из журналов-ордеров 1 и 7. Дотации (строки 11а и 11 б), штрафные
санкции и недоимки (строки 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10) из журнала-ордера 7.
Выданные и возвращенные путевки из журнальных ордеров 4 и 5. Остатки на
начало периода и на начало года из финансовых отчетов предыдущих периодов.
Кроме того, существует еще ряд увязок между таблицами отчета и итоговые
цифры, подсчитываемые на основе вводимых данных. Кроме того, для
принимающего отчеты бухгалтера-консультанта важен визуальный контроль с
опорой на цифры финансового отчета предыдущего отчета, так как отчетные
формы заполняются с нарастающим итогом. После получения всех расчетных ведомостей определяется доходная и
расходная часть бюджета Фонда социального страхования по Курганской
области. На основании отраслевых сводных расчетных ведомостей составляется
отчет об исполнении бюджета Фонда социального страхования по Курганской
области за соответствующий период. В приложении показано окно программы с журнальным ордером №7. Этот
журнал служит для учета поступивших по перечислению через центральную
бухгалтерию страховых взносов, пени и штрафных санкций, выдачи дотаций
страхователям на пособия и оздоровительные мероприятия, финансирования
санаториев-профилакториев, летних детских площадок и детских
оздоровительных лагерей, расчетов с разными организациями, исправительные
авизо и прочих проводок, участвующих в последующем формировании карточек
аналитического учета. В этом же журнале-ордере учитывается ряд проводок, не
участвующих в формировании баланса, для облегчения учета ряда сумм при
формировании расчетных ведомостей страхователей по форме-4 ФСС РФ: это
начисленные ревизорами и бухгалтерами пени, штрафные санкции и недоимки,
инкассовые поручения, предъявленные страхователям акты камеральной
проверки, списанные и восстановленные суммы начисленных платежей по срокам
реально выплаченной заработной платы для начисления пени организациям,
подпадающим под действие Указа Президента РФ №1274 от 28.08.96 года и пр. Программа позволяет вносить новые (клавиша F2) и удалять ненужные авизо
из журнального ордера (клавиша F4) . При нажатии клавиш Ctrl+Enter возможно
редактирование выбранного авизо. Как и в случае обработки банковских
выписок отнесение сумм на страхователя осуществляется лишь через справочник
страхователей, что позволяет дополнительно контролировать правильность
заполнения авизо. Выбор счетов производится при нажатии во время редактирования авизо
клавиши F3. Поскольку в журнальном ордере №7 в настоящее время уже
зарегистрировано более 160 типов проводок и он постоянно пополняется,
потребовалась методика, облегчающая ориентацию пользователя при выборе
корреспондирующих счетов. В качестве такой методики была выбрана
группировка проводок смысловому назначению, например группа «Штрафы»
содержит проводки для забалансовых авизо, позволяющих учитывать в
журнальном ордере №7 начисленные пени и штрафные санкции всех видов для
автоматического формирования доходной части отчетов страхователей.
Методика реализована в виде двух связанных таблиц: первая это группы
проводок, вторая – это набор проводок из заданной группы. Каждая проводка
снабжена комментарием. При выборе проводки пользователь нажимает клавишу
F2, после чего выбранная корреспонденция счетов заносится в редактируемое
авизо. Аналогично банковским выпискам может быть получен журнальный ордер №7
для конкретного страхователя. Для этого достаточно ввести в поле ввода
«Страхователь» его регистрационный номер и нажать кнопку «Просмотр». При нажатии функциональной клавиши F5 при просмотре журнала пользователь
получит журнал регистрации камеральных актов, предъявленных страхователю за
выбранный период. Здесь же существует возможность получить и итоговые
результаты по журнальному ордеру №7 как по обычным авизо, так и по
забалансовым. Формирование практически всех забалансовых авизо происходит
автоматически, то есть без участия бухгалтера-консультанта. Так занесение
авизо-штрафных санкций происходит при начислении штрафных санкций, авизо-
инкассовых поручений при создании инкассовых поручений, авизо-
сторнирования/восстановления начисленных к уплате страховых платежей по
датам реальной выплаты зарплаты во время начисления пени. Кроме того, авизо
связанные с перечислением дотаций, финансирования санаториев-
профилакториев, оздоровительной программы, найденных сумм страхователей
формируются в центральной бухгалтерии и переносятся на машину бухгалтера -
консультанта автоматически. Все авизо, необходимые для расчета пени
(дотации, перечисление страховых взносов, недоимки, начисленные
ревизорами с проставленной датой акта ревизии) автоматически
выставляются в расчетную ведомость начисления пени по датам занесения
согласно порядку, определенному для начисления пени. Так начисленные
ревизорами при начислении пени предъявляются через 10 дней после
составления акта. Подытоживает информацию, содержащуюся в банковских выписках и журнальном
ордере №7 режим «Платежи». После выбора этого режима необходимо в поле
ввода «Страхователь» набрать регистрационный номер интересующего
страхователя и нажать кнопку «Просмотр». Если в качестве регистрационного
номера страхователя будет набран номер 99999, то пользователь получит
итоговую группировку сумм первого и седьмого журнальных ордеров за
указанный период по счетам. На основе расчетной ведомости начисления пени автоматически может быть
сформирован акт камеральной проверки страхователя (приложение). Для
автоматического заполнения акта камеральной проверки используется
информация как из расчетной ведомости начисления пени, так и из
регистрационной карты страхователя и данные организационного отдела – номер
исходящего документа и т. п. Кроме того, бухгалтеру консультанту предоставляется возможность подправить акт камеральной проверки в соответствии с теми или иными обстоятельствами, например, изменить дату, добавить штраф за непредоставление расчетной ведомости по форме 4 ФСС РФ и т.д. При нажатии клавиши «Пробел» результаты камерального акта автоматически
заносятся в журнальный ордер №7, как соответствующее забалансовое авизо. На основе этих авизо для бухгалтера-консультанта автоматически
налажен по журнальному ордеру №7 учет камеральных актов в виде документа
под название «Журнал регистрации» камеральных актов. ----------------------- Рис.1. Организационная структура Курганского РО ФСС Хозяйственный отдел Отдел организационной работы и кадров Отдел автоматизации Отдел уполномоченных Заместитель управляющего Планово-экономический отдел Отдел правового и санаторно-курортного обеспечения Уполномоченные в районах Филиал АПК Главный бухгалтер Отдел финансов, бухгалтерского учета и отчетности Руководитель Ревизионной службы УПРАВЛЯЮЩИЙ РЕГИОНАЛЬНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Председатель координационного совета КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ Контрольно- Ревизионный отдел
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|