МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Исследование организации учета отпуска материалов в производство и анализ их использования

    Остаток стали 25 ХГТ ф 45на начало месяца на складе составил 9010 кг на сумму 6909255,43 руб. В текущем месяце от поставщиков получено указанной стали в количестве 13810 кг по цене 766,843 руб. за кг. на общую сумму 10590101,83. Транспортные расходы 63500 руб. Отсюда фактическая себестоимость одного килограмма стали 769,63 руб. ((6909255,43 + 10590101,83 + 63500) : 22820 = 769,63) [ПРИЛОЖЕНИЕ 6].

     ЛИФО – это метод оценки производственных запасов по восстановительной стоимости (по текущим ценам) исходя из правила: “последняя партия на приход – первая в расход”. Списанные в производство материалы оцениваются по стоимости последней закупочной партии, затем предыдущей и т.д., хотя их фактическое движение на складе может быть иным. Подтверждением цены партии последнего приобретения  служат накладные поставщика, а также сведения об уровне цен на товарно-материальные ценности, опубликованные в печати, и справки предприятий изготовителей аналогичных материалов.

    Пример расчета стоимости материала (стали 18ХГТ ф100), израсходованного на производство, и оценки его конечного остатка на складе методом ЛИФО [ПРИЛОЖЕНИЕ 7]. Списание материалов в производство по методу ЛИФО ведет к росту себестоимости и снижению прибыли, что соответственно снижает налогооблагаемую базу.  Это происходит за счет того, что оценка запасов сырья и материалов на конец периода производится по самым ранним и, следовательно, самым низким ценам, а стоимость сырья и материалов, израсходованных в течение отчетного периода на производство определяется по самым поздним, более высоким ценам.

    Хозяйствующие субъекты самостоятельно выбирают один из методов оценки стоимости производственных запасов при определении фактической себестоимости продукции (работ, услуг). Изменение порядка оценки производственных запасов, осуществляемого по избранному ими методу, в течение года не допускается. При выборе той или иной методики следует исходить из складывающихся на предприятии хозяйственных связей с поставщиками, номенклатуры используемых материалов, системы ценообразования и других условий материально-технического обеспечения.

    Необходимо отметить, что отечественные способы проведения такой операции являются довольно громоздкими. По нашему мнению, следует более серьезное внимание уделить изучению зарубежных методов списания материалов на себестоимость продукции и использованию в практике отечественного учета.

    Так, в Российской Федерации в определение фактической себестоимости материально-производственных ценностей, списываемых в производство в соответствии с п. 49 “Положения о бухгалтерском учете и отчетности РФ”, разрешается проводить одним из трех методов оценки запасов:

    1)     по (средневзвешенной) средней себестоимости;

    2)     по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО);

    3)     по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО).

    Это позволяет российским предприятиям варьировать свою учетную политику и выбирать наиболее выгодный для себя метод оценки материальных ресурсов.

     В первую очередь следует обратить внимание на метод ФИФО (first in – first out) – первая партия на приход – первая в расход. Данный метод предполагает, что материалы должны списываться по себестоимости соответствующих партий в хронологическом порядке их поступления. В условиях инфляции он обуславливает занижение стоимости отпущенных в производство ресурсов, завышение их остатка в балансе, а следовательно – завышение финансового результата от основной деятельности и улучшение показателей ликвидности. Данный метод целесообразно использовать если предприятие планирует осуществление капитальных вложений за счет собственных средств и пользующимися при этом соответствующими льготами по налогу на прибыль.

    На РУП “Минский завод шестерен” списание материальных ценностей в производство (на себестоимость) осуществляется по учетным ценам с учетом отклонений от них. Учетными ценами на предприятии определены цены закупки материалов, т.е. цены их поступления на склад. Данный метод указан в Учетной политике предприятия [ПРИЛОЖЕНИЕ 8]. Также о том, что используется именно этот метод, свидетельствуют данные оборотной ведомости движения материальных ценностей [ПРИЛОЖЕНИЕ 6]. Но в то же время в учетной политике предприятия указывается метод ФИФО. Это противоречит не только названному выше пункту, но и отечественному законодательству.

    Международными стандартами бухгалтерского учета предусмотрено, что в отчетном бухгалтерском балансе материальные ценности оцениваются по минимально возможной стоимости при сравнении фактической заготовительной себестоимости материальных ценностей с их рыночными ценами на момент составления отчетного баланса. Сопоставляя стоимость материальных ценностей в учете с их стоимостью по текущим рыночным ценам, выбирают количественно меньшую оценку и в соответствии с ней отражают материальные ценности в отчетном балансе. Возникающие отрицательные разницы в стоимостном выражении относят на результаты хозяйственной деятельности (себестоимость и прибыль).

    В международной практике имеют место следующие методы оценки:

    1.     ЛИФО

    2.     ФИФО

    3.     По методу ХИФО списание материалов происходит по принципу: вошедший по наивысшей стоимости выходит первым. Материальные ресурсы, числящиеся в запасе на кладе на конец месяца, оцениваются по фактической себестоимости закупок с наименьшей стоимостью, а в себестоимости реализованной продукции учитывается стоимость закупок с наивысшей стоимостью.

    Метод ХИФО целесообразно использовать на предприятии, если оно имеет высокую прибыль и стремится уменьшить сумму налогов, чтобы тем самым оптимизировать свое финансовое состояние в результате снижения базы налогообложения.

    В настоящее время у нас в стране этот метод перекликается с методом ЛИФО, так как применяемые цены, в основном имеют тенденцию не к снижению, а к повышению.

    4.     По методу ЛОФО списание материалов на производство происходит по принципу: вошедший по наименьшей стоимости выходит первым. Этот метод в основном перекликается с методом ФИФО.

    Метод ЛОФО целесообразно применять для отражения в учете большей суммы прибыли, что способствует привлечению потенциальных инвесторов.

    5.     По методу НИФО применяют правило: следующим пришел, первым ушел. Это означает, что списание материалов на производство происходит в порядке очередности, начиная с цены второй закупленной партии. Остатки сырья и материалов на складах на конец месяца оцениваются по цене первой закупленной партии.

    Международные стандарты бухгалтерского учета дают значительную свободу в выборе методики оценки материальных ценностей, т.е. они не ограничиваются рекомендациями по выбору минимальной оценки из двух возможных. Однако большая часть данных методов использует затраты, которые не были произведены и поэтому не являются оценкой затрат по фактической стоимости.

    Практическое применение данных методов на зарубежных предприятиях осуществляется в рамках двух различных систем списания на затраты стоимости потребляемых товарно-материальных ценностей. Это может быть либо система постоянного (perpetual) списания, либо система периодического (periodical) списания использованных товарно-материальных ресурсов.

    Основу обоих систем списания составляет известная формула учета движения товарно-материальных ценностей:

    Онп + ДОп – КОп = Окп          (1.3.1)

    Онп – стоимость остатков товарно-материальных ценностей на начало периода;

    ДОп – дебетовый оборот (поступление);

    КОп – кредитовый оборот (продажи, расход) [65, с 236].

    Различие систем постоянного и периодического списания на затраты стоимости реализованных (израсходованных) товарно-материальных ценностей заключается в последовательности расчета таких элементов данной формулы, как КОп и Окп.

    При системе постоянного списания на основе имеющихся данных об остатках на начало периода (Онп) и поступлений за период (ДОп) вначале определяется величина кредитового оборота (КОп), а затем конечных остатков (Окп) товарно-материальных ценностей. Алгоритм расчетов при этой системе полностью совпадает с формулой 13.1 (6909255,43 + 10590101,83 – 766843 = =16732514,26) [ПРИЛОЖЕНИЕ 6].

    Напротив, при использовании системы периодического списания, зная остатки на начало периода (Онп) и поступления за период (ДОп) вначале методом инвентаризации рассчитывают величину конечных остатков (Окп) и лишь затем показатель кредитового оборота (КОп) товарно-материальных ценностей. т.е. сумму подлежащую списанию на затраты. При этом формула (13.1) путем перемены мест слагаемых трансформируется следующим образом:

    Онп + ДОп – Окп = КОп                 (1.3.2)    

    Делая вывод, можно сказать, что метод ФИФО самый логичный в том смысле, что он связан с соответствующими допусками в процессе движения материалов. Предполагается, что материалы, полученные первыми, будут и отпущены первыми. Это особенно важно в период инфляции, когда материалы поступившие раньше других и имеющие самую низкую цену, первыми отпускаются в производство. Что касается метода ЛИФО, то он не обеспечивает приемлемого соотношения учетных затрат с фактическими расходами отчетного периода и не пригоден для составления внешней отчетности. С использованием метода средневзвешенной цены себестоимость реализованной продукции будет находится где-то между значениями, полученными методами ФИФО и ЛИФО.

    Если рассматривать преимущества и недостатки отечественных методов оценки материальных ресурсов. То для промышленных предприятий наиболее целесообразным будет использование метода средневзвешенных цен. Однако в этом случае до конца месяца невозможно определить сумму списываемых материалов. Но несмотря на это данный метод применяется на большинстве предприятий республики.


    2 УЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ В ПРОИЗВОДСТВЕ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

     

     

    2.1 Документальное оформление отпуска и использования материалов в производстве

     

    Материалы со складов предприятия отпускаются в цехи для изготовления продукции и на различные хозяйственные нужды, а также на сторону для переработки или реализации как излишние или ненужные.

    Под отпуском в производство понимается отпуск материалов для изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг и др. Отпуск материалов в кладовые цехов рассматривается как внутреннее перемещение. При отсутствии кладовых цехов отпуск ценностей с центральных складов считается расходом на производство.

    При отпуске материалов в производство на РУП “Минский завод шестерен” соблюдаются определенные требования. 

    Во-первых, материалы отпускаются по весу, объему и массе в строгом соответствии  с расходными нормативами на заданный объем производства. Во-вторых, отпуск, как правило, осуществляется в пределах предварительно установленных лимитов. Лимитирование основывается на прогрессивных нормах расхода материалов, объемах производственных программ цехов с учетом переходящих  не использованных цехами запасов на начало и конец месяца. Лимитирование осуществляется отделом материально-технического снабжения. В-третьих, согласовываются с главным бухгалтером списки лиц, которым предоставлено право требовать со складов материалы, а также берутся образцы их подписей. Эти данные обязательно сообщаются работникам складов. Материалы на производство выдаются со складов только официально выделяемым для их получения представителям цехов, хозяйств, отделов и т.п.

    Отпуск материалов в производство оформляется следующими расходными документами:

    -         лимитно-заборными картами;

    -         актами-требованиями на замену (дополнительный отпуск) материалов;

    -         раскройными листами.

    Для систематического отпуска в производство лимитируемых материалов,   а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов их отпуска на производственные нужды на РУП “Минский завод шестерен” используется лимитно-заборная карта формы М-8.  Она является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада. Исходя из плановой потребности в тех или иных материальных ценностях, отдел материально-технического снабжения  выписывает лимитно-заборные карты в двух экземплярах на месяц. Один экземпляр карты передается потребителю (цех, участок), а второй – на склад. В каждом экземпляре указываются установленный лимит, наименование, номенклатурный номер материалов, шифр затрат и другие данные. Отпуск материалов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем цеха (участка) своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита. В лимитно-заборной карте цеха (участка) расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада – представитель цеха (участка), что обеспечивает взаимный контроль за правильностью производимых в них записей.

    По окончании месяца оба экземпляра лимитно-заборных карт передаются в бухгалтерию, где производится сверка их итогов и  отражается расход материалов на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

    Лимитно-заборные карты способствуют усилению контроля за отпуском материалов со склада в пределах предусмотренного лимита и резко сокращают число разовых документов. Однако их применение не позволяет контролировать использование материалов непосредственно в производстве (там применяются иные документы и методы).

    Всякий сверхлимитный отпуск материалов на производство (возмещение брака, перерасход, перевыполнение производственной программы) или замена материалов оформляется выпиской специального требования с отметкой в нем кода причины и виновника перерасхода.

    Сверхлимитный отпуск материалов на РУП “Минский завод шестерен” и замена одних видов материалов другими допускается только по разрешению руководителя предприятия или лиц, им на то уполномоченных. При этом выписывается акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материалов формы М-10. При замене в лимитно-заборной карте пишут “Замена, смотри требование №__” с обязательным уменьшением остатка.

    В случае возврата неиспользованных сырья и материалов их записывают в лимитно-заборную карту без составления сопроводительных накладных. Акт-требование выписывается на один вид материала и его многократный отпуск в двух экземплярах: один из них предназначен для получателя (цеха, участка), второй – для склада. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах акта-требования дату и количество отпущенного материала, после чего выводит остаток.

    В акте-требовании получателя (цеха, участка) расписывается заведующий складом (кладовщик), а в складском экземпляре – представитель получателя (цеха, участка).

    Изменение лимита производится теми же лицами, которым предоставлено право его установления, т.е. отделом материально-технического снабжения.

    По лимитно-заборной карте ведется учет возврата материалов, не использованных в производстве. При этом никаких дополнительных документов не составляется.

    Особенностью документального оформления отпуска материалов в производство на РУП “Минский завод шестерен” является то, что на предприятии используются раскройные листы. Данный документ используется на заготовительном участке производства, т.е. в кузнечном цехе. В раскройном листе указывается цех и участок, получающий данный материал, наименование материала, его номенклатурный номер, цена за единицу, т.е. за одну тонну материала. По окончании раскроя показывается фактическое движение материала в цехе: остаток на начало, фактически получено за вычетом возврата, фактический расход и остаток на конец. Здесь же указывается выход деталей в количественном выражении и расход материала по норме. И в конечном итоге выводится результат раскроя: экономия или перерасход. Например, из раскройного листа [ПРИЛОЖЕНИЕ 9] видно, что сталь 25 ХГТ ф80 (номенклатурный номер 10121027) имелась в цехе № 9 (кузнечный цех) на участке 14 в количестве 15 тонн. Фактически было получено 117,335 тонн, а израсходовано на производство 132,335 тонн. В итоге по окончании раскроя данной стали в цехе не осталось. Из данной стали были получены детали, обозначение которых также указывается в раскройном листе. На изготовление каждой детали существует своя норма расхода данного материала, но общий расход материала по норме составил 132,455 тонн. Таким образом была получена экономия стали в размере 0,12 тонн (132,335 – 132,455).

    В конце месяца на основании раскройных листов в бухгалтерии составляется баланс металла по кузнечному цеху [ПРИЛОЖЕНИЕ 10], где отражается экономия или перерасход по каждому металлу, а также выводится общая экономия или перерасход металла за месяц в целом в стоимостной оценке.

    Оформление отпуска материалов трудоемко из-за большого количества и разнообразия первичных документов. Поэтому важное значение имеет упрощение учета на этом участке. И главным направлением упрощения учета отпуска материалов в производство является автоматизация данного участка учета. При использовании электронно-вычислительной техники возможно применение карточек складского учета в качестве единого документа для учета расхода материалов в производство. По данным карточек выдается машинограмма (ведомость) расхода материала за подписями цеха-получателя и материально ответственного лица склада, отпустившего ценности.

    Используя вычислительные машины, можно централизованно по данным технологических карт предварительно выписывать расходные документы на отпуск материалов и до начала месяца передавать их цехам (участкам). В дальнейшем эти документы будут использоваться цехами (участками) для получения материалов со складов.

    Кроме того, значительно улучшает снабжение цехов, участков, бригад и отдельных рабочих мест материалами их централизованная доставка. При такой доставке материалов составляется специальный документ на отпуск (план-карта), в котором отражаются лимит отпуска и сроки подачи материалов в производство. По этому документу склад сам выписывает расходные документы на отпуск материалов в пределах месячного лимита и доставляет их производству в утвержденные сроки (через экспедитора). Это значительно сокращает расходы на транспортировку и освобождает производственников от заботы о материальном обеспечении. К сожалению, на предприятии РУП “Минский завод шестерен” план-карты используются лишь при сдаче готовой продукции на склад и не применяются при снабжении цехов и участков материалами.




    2.2 Учет отпуска и использования материалов в производстве

     

    Учет и контроль за расходованием товарно-материальных ценностей – одна из важных задач бухгалтерского учета.

    Материалы, сырье, топливо, полуфабрикаты списываются в следующих случаях:

    -    при передаче их в основное, вспомогательное производство;

    -    при использовании их в непроизводственной сфере;

    -    в результате продажи излишних материальных ценностей;

    -    при безвозмездной передаче юридическим и физическим лицам;

    -    при передаче в счет вкладов в уставные фонды других предприятий;

    -    в результате возникших стихийных бедствий;

    -    при недостаче, порче, хищениях;

    -    при обнаружении брака в производстве и т.д.

    Приобретенные материалы предприятие расходует прежде всего на изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, а также на другие цели: содержание и ремонт оборудования, помещений; канцелярские и другие цели. В связи с этим на основании первичных документов расход материалов оформляется в зависимости от направления затрат следующей корреспонденцией счетов:

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.