Охрана труда - основные термины, понятия, определения
Устройства визуальной
информации оператора в зависимости от частоты их использования также должны
располагаться в соответствующих зонах визуального поля человека. При частом
использовании приборы должны располагаться в пределах оптимальных углов
обзора, при редком — в пределах максимальных углов обзора.
Цветовая
раскраска, размеры органов управления должны соответствовать психофизиологическим
и антропометрическим характеристикам человека, освещенности на рабочем месте и
другим характеристикам световой среды.
АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ
МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА
Аттестация
рабочих мест по условиям труда —
система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий,
ознакомления работающих с условиями труда, сертификации производственных
объектов, подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот
работникам, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями
труда.
Во исполнение Закона
РБ «О пенсионном обеспечении» (ст. 14) постановлением Кабинета Министров РБ от
02.08.1995 г. №409 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест
по условиям труда (с изм. и доп., внесенными постановлением СМ РБ от 14.12.1998
г. №1911).
Порядок проведения
аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — Порядок) распространяется
на все предприятия, учреждения, организации и другие субъекты хозяйствования
независимо от форм собственности (далее — предприятие).
Методика проведения
аттестации рабочих мест по
условиям труда утверждена постановлением Министерства труда РБ от 04.09.1995
г. №74 (с изм. и доп., внесенными постановлением Министерства труда РБ от
26.05.2000 г. №80).
Аттестация проводится
в соответствии с Порядком и Методикой проведения аттестации рабочих мест по
условиям труда, согласованной с Министерством здравоохранения и
республиканскими объединениями профсоюзов, и включает:
—гигиеническую
оценку существующих условий и характера труда;
—оценку
травмобезопасности рабочих мест;
—оценку
обеспеченности работников СИЗ.
По результатам
инструментальных измерений уровня вредных факторов на рабочем месте
определяется класс условий труда (безопасные, вредные, опасные) и степень (1,
2, 3 и 4-я) вредных условий труда по гигиеническим критериям (см. пп. 8.3.1,
8.3.2).
По результатам
обследования рабочего места на соответствие оборудования, инструмента, средств
обучения и инструктажа требованиям нормативных и правовых актов определяется
класс условий труда по травмобезопасности (оптимальные, допустимые, опасные).
По результатам
исследования характера труда определяется класс труда по степени тяжести
(легкий, средней тяжести, тяжелый трех степеней). Результаты оценок оформляются
актами и протоколами установленной формы. Сведения о результатах аттестации заносятся
в Карту условий труда на рабочем месте, форма которой утверждается Министерством
труда. Обязательными приложениями к Карте являются данные хронометражных
наблюдений, а также исходные данные для расчета фактических величин указанных
факторов.
Для обоснования
времени занятости в особых условиях труда проводится фотография рабочего дня,
результаты которой оформляются по форме, утверждаемой Министерством труда.
Фотография рабочего дня является обязательным приложением к Карте условий
труда на рабочем месте.
Аттестация проводится
аттестационной комиссией предприятия, состав и полномочия которой определяются
приказом руководителя предприятия. Периодичность проведения аттестации — один
раз в пять лет.
Результаты аттестации используются для:
— планирования и проведения мероприятий
по охране и улучшению условий труда;
обоснования предоставления льгот и
компенсаций работникам (доплаты к тарифной сетке, продолжительность рабочей
недели и отпуска, выдача молока и лечебно-профилактического питания, льготное
пенсионное обеспечение, режимы труда и отдыха, периодичность медицинских
осмотров, возможность использования труда некоторой категории работающих —
женщин, молодежи и др.);
—решения
о связи заболевания с профессией и установления диагноза профзаболевания;
—составления
статистической отчетности по охране труда;
—применения
административно-экономических санкций к должностным лицам, виновным в
нарушении условий труда.
Аттестация рабочих
мест по условиям труда является
одним из организационных методов обеспечения безопасности труда, контроля и
экспертизы условий труда.
Внеочередная
аттестация проводится: в
случае изменения условий и характера труда при реконструкции предприятия, внедрении
новой техники и технологии, применении новых видов сырья и материалов; при
улучшении условий труда за счет осуществления организационно-технических
мероприятий; по инициативе нанимателя, органа профсоюзного комитета, работника
предприятия; по инициативе Государственной экспертизы условий труда.
Контроль за качеством
проведения аттестации возлагается на Государственную экспертизу условий труда
Министерства труда и социальной защиты РБ.
ПРОПАГАНДА ОХРАНЫ
ТРУДА И ЕЕ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
Для пропаганды охраны
труда, безопасных методов и приемов работы предназначены кабинеты охраны труда.
Кабинет охраны труда может быть совмещен с кабинетом для учебных занятий (при
численности работающих менее 300 человек). В структурных подразделениях
организации создаются уголки по охране труда (при численности работающих менее
100 человек).
Основные задачи работы кабинета охраны труда:
—обучение,
инструктаж и проверка знаний по охране труда;
—информирование
работников об условиях и охране труда на рабочих местах, полагающихся СИЗ и
компенсациях по условиям труда;
—оказание
методической помощи структурным подразделениям в организации работы по охране
труда;
—организация
консультаций, лекций, выставок по охране труда;
—создание
информационной базы нормативных и правовых актов по охране труда.
В кабинете охраны труда имеются в наличии учебные
материалы, справочно-методические и информационно-выставочные. Кабинет охраны
труда должен быть оснащен:
—нормативными правовыми актами по охране труда с учетом
специфики предприятия, в том числе стандартами, правилами, инструкциями;
—учебными программами, методическими, справочными и другими
материалами, необходимыми для проведения обучения;
—техническими средствами обучения: проекционной, видео-,
аудиоаппаратурой, персональными компьютерами, тренажерами, контрольно-измерительными
приборами и др.;
—наглядными пособиями: плакатами, схемами, макетами; образцами
инструмента, защитных средств, видеофильмами и т.д.;
—экспозиционным
оборудованием: витрины, стеллажи, стенды;
— необходимой оргтехникой и телефонной связью.
Рекомендуемый перечень документации по охране труда:
1. Планы работы кабинета охраны труда. 2.
Журнал регистрации вводного инструктажа. 3. Программы обучения и протоколы
проверки знаний по вопросам охраны труда. 4. Учебно-методическая и инструктивная
литература по охране труда. 5. Нормативные правовые акты по охране труда. 6.
Информационные материалы по несчастным случаям и авариям на производстве,
профессиональным заболеваниям, происшедшим в отрасли. 7. Статистическая
отчетность по охране труда. 8. Протоколы совещаний, семинаров, планы мероприятий
и приказы по охране труда. 9. Коллективный договор, соглашение по охране труда.
10. Материалы аттестации рабочих мест по условиям труда.
ОСНОВНЫЕ ВРЕДНЫЕ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ
При контакте с
организмом человека пары, газы, жидкости, аэрозоли, химические соединения,
смеси (далее — вещества) могут вызывать изменения в состоянии здоровья или
заболевания.
Химические вещества
в зависимости от их
практического использования классифицируются на:
—промышленные
яды — используемые в производстве органические растворители (например,
дихлорэтан), топливо (например, пропан, бутан), красители (например, анилин) и
др.;
—ядохимикаты
— используемые в сельском хозяйстве пестициды и др.;
—лекарственные
средства;
—бытовые
химикаты — применяемые в виде пищевых добавок (например, уксус), средства
санитарии, личной гигиены, косметики и т.п.;
—биологические растительные и животные яды, которые содержатся
в растениях, грибах, у животных и насекомых;
—отравляющие
вещества — зарин, иприт; фосген и др.
В организм человека
вредные химические вещества могут проникать через органы дыхания,
желудочно-кишечный тракт, кожные покровы. Основным путем проникновения вредных
веществ в организм являются органы дыхания. Вредное действие химических веществ
на организм человека изучает специальная наука — токсикология.
Токсикология — медицинская наука, изучающая свойства ядовитых
веществ, механизм их действия на живой организм, сущность вызываемого ими
патологического процесса (отравления), методы его лечения и предупреждения.
Токсичность — способность веществ оказывать вредное действие
на живые организмы. Основным критерием (показателем) токсичности вещества
является предельно допустимая концентрация (мг/м3). Показатель
токсичности вещества определяет его опасность.
По характеру
воздействия на человека вредные вещества подразделяются на:
—общетоксические — вызывающие отравление всего организма
или поражающие отдельные системы: центральную нервную систему, кроветворные
органы, печень, почки (углеводороды, спирты, анилин, сероводород, синильная
кислота и ее соли, соли ртути и др.);
—раздражающие — вызывающие раздражение слизистых оболочек,
дыхательных путей, глаз, легких, кожи (органические азотокрасители,
диметиламинобензол и др.);
—сенсибилизирующие — действующие как аллергены (формальдегид,
растворители, лаки и др.);
—мутагенные — приводящие к нарушению генетического
кода, изменению наследственной информации (свинец, марганец, радиоактивные
изотопы и др.);
—канцерогенные
— вызывающие злокачественные опухоли (хром, никель, асбест, бенз(а)пирен,
ароматические амины и др.);
—влияющие
на репродуктивную (детородную) функцию и нормальное развитие плода: вызывающие
возникновение врожденных пороков, отклонений от нормального развития детей,
(ртуть, свинец, стирол, радиоактивные изотопы, борная кислота и др.).
Пыли
(аэрозоли) не обладают
выраженной токсичностью. Для этих веществ характерен фиброгенный эффект
действия на организм. Аэрозоли угля, кокса, сажи, алмазов, пыли животного и
растительного происхождения, силикат и кремнийсодержащие пыли, аэрозоли
металлов, попадая в органы дыхания, вызывают повреждение слизистой оболочки верхних
дыхательных путей и, задерживаясь в легких, вызывают воспаление (фиброзу) легочной
ткани.
Профессиональные
заболевания, связанные с воздействием аэрозолей, называются пневмокониозами.
Пневмокониозы делятся на:
—силикозы — развиваются при действии пыли свободного диоксида
кремния;
—силикатозы — развиваются при действии аэрозолей солей
кремниевой кислоты;
—разновидности силикатозов: асбестоз (асбестовая пыль),
цементоз (цементная пыль), талькоз (пыль талька);
—металлокониозы — развиваются при вдыхании металлической
пыли, например бериллиевой (бериллиоз);
—карбокониозы — например антраноз, возникающий при вдыхании
угольной пыли.
Результатом вдыхания
человеком пыли являются пневмосклерозы, хронические пылевые бронхиты,
пневмонии, туберкулезы, рак лёгких.
На
производстве, как правило, работают с несколькими химическими веществами и на
работника могут воздействовать негативные факторы другой природы (физические —
шум, вибрации, электромагнитные и ионизирующие излучения). При этом возникает
эффект сочетанного (при одновременном действии негативных факторов различной
природы) или комбинированного (при одновременном действии нескольких химических
веществ) действия химических веществ.
Комбинированное
действие — это одновременное
или последовательное действие на организм нескольких веществ при одном и том
же пути их поступления в организм. Различают несколько типов комбинированного
действия в зависимости от эффектов токсичности:
—суммация
(аддитивное действие, аддитивность) — суммарный эффект действия смеси равен
сумме эффектов входящих в смесь компонентов. Суммация характерна для
веществ однонаправленного действия, когда вещества оказывают одинаковое
воздействие на одни и те же системы организма (например, смеси углеводородов);
—потенцирование
(синергетическое действие, синергизм) — вещества действуют так, что одно
вещество усиливает действие другого. Эффект синергизма больше аддитивного.
Например, никель усиливает свою токсичность в присутствии медистых стоков в 10
раз, алкоголь значительно повышает опасность отравления анилином;
—антагонизм
(антагонистическое действие) — эффект меньше аддитивного. Одно вещество
ослабляет действие другого. Например, эзерин значительно снижает действие
атропина, является его противоядием;
—независимость
(независимое действие) — эффект не отличается от изолированного действия
каждого из веществ. Независимость характерна для веществ разнонаправленного
действия, когда вещества оказывают различное влияние на организм и
воздействуют на различные органы. Например, бензол и раздражающие газы, смесь
продуктов сгорания и пыль действуют независимо.
Наряду с
комбинированным действием веществ необходимо выделить комплексное действие,
когда вредные вещества поступают в организм одновременно, но разными путями (через
органы дыхания и кожу, органы дыхания и желудочно-кишечный тракт и т.д.).
ШУМ,
ВИДЫ ШУМА. ДЕЙСТВИЕ ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Шум (звук)
— упругие колебания в частотном диапазоне слышимости человека, распространяющиеся
в виде волны в газообразных средах.
Звук представляет собой волновое движение упругой
среды (например, воздуха, воды и др.), которое воспринимается слуховым аппаратом
человека. Основные характеристики звука в соответствии с ГОСТ 12.1.003—83 ССБТ
«Шум. Общие требования безопасности» и СанПиН 2.2.4/2.1.8.10—32—2002 «Шум на
рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территориях
жилой застройки».
Производственный
шум — совокупность звуков
различной интенсивности и частоты, беспорядочно изменяющихся во времени и вызывающих
у работников неприятные ощущения.
Постоянный
шум — шум, уровень звука
которого за 8-часовой рабочий день или рабочую смену изменяется во времени не
более чем на 5 дБА при измерениях на стандартизованной временной характеристике
измерительного прибора «медленно».
Непостоянный шум — шум, уровень звука которого за 8-часовой
рабочий день или рабочую смену изменяется во времени более чем на 5 дБА при
измерениях на стандартизованной временной характеристике измерительного
прибора «медленно». Непостоянный шум разделяют на колеблющийся, прерывистый и
импульсный.
Колеблющийся шум — шум, уровень звука которого непрерывно
изменяется во времени.
Прерывистый
шум — шум, уровень звука
которого изменяется во времени ступенчато (на 5 дБА и более), при этом уровни звука,
измеренные на стандартизованных временных характеристиках «импульс» и
«медленно», отличаются менее чем на 7 дБА.
Импульсный шум — шум, состоящий из одного или нескольких
звуковых сигналов, для которых уровни звука, измеренные на стандартизованных временных
характеристиках «импульс» и «медленно», отличаются на 7 дБ А и более.
Широкополосный
шум обладает непрерывным
спектром более одной октавы, тональный (дискретный) содержит в спектре
выраженные дискретные тона (частоты, уровень звука на которых значительно
выше уровня звука на других частотах). Шум реактивного самолета —
широкополосный шум, шум дисковой пилы — тональный (в спектре шума имеется ярко
выраженная частота с доминирующим уровнем звука).
Механические шумы возникают по причинам наличия в механизмах
инерционных возмущающих сил, соударения деталей, трения и др. Аэродинамические
шумы возникают в результате движения газа, обтекания газовыми (воздушными)
потоками различных тел. Аэродинамический шум возникает при работе
вентиляторов, воздуходувок, компрессоров, газовых турбин, выпусков пара и газа
в атмосферу и т.д. Гидравлические шумы возникают вследствие стационарных
и нестационарных процессов в жидкостях.
Электромагнитные
шумы возникают в
электрических машинах и оборудовании, использующих электромагнитную энергию.
Шум звукового
диапазона на производстве приводит к снижению внимания и увеличению ошибок при
выполнении работы. В результате снижается производительность труда и ухудшается
качество выполняемой работы. Шум замедляет реакцию человека на поступающие от
технических объектов и внутрицехового транспорта сигналы, что способствует
возникновению несчастных случаев на производстве.
Звуки, превышающие по
своему уровню порог болевого ощущения, могут вызвать боли и повреждения в
слуховом аппарате (перфорация или даже разрыв барабанной перепонки). Область
на частотной шкале, лежащая между двумя кривыми, называется областью слухового
восприятия.
Шум с уровнем
звукового давления до 30...45 дБ привычен для человека и не беспокоит его.
Повышение уровня звука до 40...70 дБ создает дополнительную нагрузку на нервную
систему, вызывает ухудшение самочувствия и при длительном воздействии может
стать причиной неврозов.
Длительное воздействие
шума с уровнем свыше 80 дБ может привести к ухудшению слуха — профессиональной
тугоухости. При действии шума свыше 130 дБ возможен разрыв барабанных перепонок,
контузия, а при уровнях звука свыше 160 дБ вероятен смертельный исход.
Предельно
допустимый уровень шума —
уровень, который при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 ч
в неделю в течение всего рабочего стажа не должен вызывать заболеваний или
отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами
исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и
последующих поколений.
Субъективные ощущения
человека от воздействия шума зависят не только от уровня звукового давления,
но и от частоты. Звуки низкой частоты воспринимаются как менее громкие по
сравнению со звуками более высокой частоты такой же интенсивности.
Уровень
громкости (единица измерения фон)
— разность уровней громкости двух звуков данной частоты, для которых
равные по громкости звуки с частотой 1000 Гц отличаются по интенсивности (или
уровню звукового давления) на 1 дБ.
При частотах
ниже 1000 Гц уровни громкости оказываются ниже уровней звукового давления, и,
наоборот, при больших частотах
уровни громкости оказываются выше уровней
звукового давления. Следовательно, понятие «уровень громкости» — чисто
физиологическая характеристика звука.
Измерения
уровней шума в производственных условиях производят приборами шумомерами.
Частотным
спектром постоянного шума
называется зависимость среднеквадратичных значений звукового давления от
частоты.
НОРМИРОВАНИЕ
ШУМА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ
При
нормировании допустимого звукового давления на рабочих местах частотный спектр
шума разбивают на девять частотных полос.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|