МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов банка







    1 – отгрузка продукции (оказание услуг, выполнение работ); пересылка платежных требований-поручений покупателю; 2 – предъявление акцептованных платежных требований-поручений в обслуживающий банк для платежа; 3 – оплата платежного требования-поручения (списание средств со счета плательщика); 4 – перевод платежа в банк поставщика; 5 – зачисление денежных средств на счет поставщика; 6 – извещение поставщика о поступлении ему денежных средств.

    Рис. 2.2 Схема документооборота при расчетах платежными требованиями-поручениями


    Первый экземпляр платежного требования-поручения заверяется оттиском печати и подписями бенефициара.

    Акцептованное плательщиком платежное требование-поручение представляется в банк-отправитель в трех экземплярах. Первый экземпляр платежного требования-поручения заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати.

    Достоинства расчетов платежными требованиями-поручениями определяются упрощением документооборота (не надо сдавать документы на инкассо, отказы от оплаты производятся, минуя банк) и, следовательно, сокращением издержек по ведению расчетов. При их использовании повышается ответственность поставщика и плательщика за организацию расчетов (в связи с тем, что расчетные документы пересылаются непосредственно покупателю, и из привычной схемы документооборота выпадает такое звено, как банк).

    Недостатки, которые присущи этой форме расчетов, проявляются в отсутствии гарантии платежа, в возможности замедления оборачиваемости средств в случаях несвоевременной оплаты счетов покупателей, отказов от акцепта (особенно необоснованных).

    При использовании в расчетах между клиентами-участниками расчетов платежных требований перевод средств по ним является дебетовым.

    Дебетовый перевод - банковский перевод, инициатором которого является бенефициар. При осуществлении дебетового перевода платежные инструкции оформляются расчетными документами (платежным требованием), чеком или другими документами, предусмотренными законодательством Республики Беларусь.

    Как видно из этого определения, помимо платежных требований для осуществления дебетового перевода могут использоваться чеки. В мировой практике они основаны на чековых депозитах, в нашей же – чеки распространения не получили.

    Платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств (бенефициара) к плательщику об уплате определенной суммы через банк. Платежное требование представлено в приложении 12.

    Схема документооборота при расчетах платежными требованиями представлена на рис. 2.3


    Покупатель

     

    Поставщик

     
                                                 

     

    Банк покупателя

    4

     

    Банк поставщика

    7

     
     


     2 8 5


    1 – отгрузка продукции (оказание услуг, выполнение работ); 2 – представление расчетных документов на инкассо; 3 – проверка и пересылка расчетных документов (платежных требований) в банк покупателя; 4 – оплата платежных требований путем списания средств с расчетного счета или выдача кредита; 5 – сообщение плательщику о списании средств с его расчетного счета (выдача ссуды); 6 – перевод платежа поставщику; 7 – зачисление денежных средств на счет поставщика; 8 – извещение поставщика о поступлении денежных средств.

    Рис. 2.3 Схема документооборота при расчетах платежными требованиями.


    При проведении дебетовых переводов посредством платежных требований используется акцептная или безакцептованная форма инкассо.

    Безакцептованная форма используется при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке.

    Платежное требование оформляется бенефициаром и представляется в обслуживающий его банк (банк-получатель) для направления в банк, обслуживающий плательщика (банк-отправитель) в трех экземплярах.

    Первый экземпляр платежного требования заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц бенефициара.

    Платежное требование представляется в банк в течение десяти календарных дней со дня его выписки с реестром, оформленным в двух экземплярах.

    При приеме на инкассо платежного требования от клиента ответственный исполнитель банка-получателя проверяет правильность его оформления.

    На всех экземплярах платежного требования проставляется фактическая дата представления, на первом и втором экземплярах - штамп банка.

    Чек является ценной бумагой, выполненной владельцем счета в банке (чекодателем) на бланке установленной формы, содержащей поручение этому банку (плательщику) произвести платеж по ее предъявлении указанной суммы третьему лицу (чекодержателю) или лицу, давшему это поручение. В Республике Беларусь обращение чеков регулируется Банковским кодексом Республики Беларусь (гл.24, ст.280), положениями и инструкциями Национального банка Республики Беларусь [28, с. 119].

    При расчетах чеками, как и других дебетовых переводах, инициатива начала процедуры принадлежит кредитору (получателю платежа). Преимущество этого инструмента перед платежными поручениями состоит в том, что покупатель, удостоверившись в соответствии продукции, предъявленным требованиям, простым обменом документов, подтверждающих отпуск (отгрузку) товара, на чек рассчитывается сразу с поставщиком чека. Погашение долга чеком означает превращение задолженности чекодателя в долг банковской системы. При расчетах платежными поручениями такой возможности максимального приближения платежа к моменту получения товара нет.

    Расчетный чек — именной денежный документ, применяемый при всех видах расчетов граждан с организациями различных форм собственности, расположенных на территории Республики Беларусь.

    Расчетный чек может быть выдан банком после внесения в банк наличных денежных средств, за счет средств имеющихся на текущем, вкладном счете, либо за счет компенсационных или кредитных средств. При выдаче чека за счет компенсационных или кредитных средств на бланке расчетного чека делается запись: «Без права получения наличных денежных средств». На имя одного чекодателя по его просьбе может быть выдано несколько расчетных чеков. Расчетный чек действителен в приеме в уплату за товары, работы, услуги и получении наличных денежных средств в течение 30 календарных дней, не считая дня выписки. При оформлении физическому лицу расчетного чека при внесении наличными деньгами взимается комиссионное вознаграждение в размере 0,1 базовой величины за один расчетный чек. Организации, принимающие расчетные чеки в оплату за товары и услуги сдают вместе с денежной выручкой в банк.

    Чековая книжка — именной денежный документ, применяемый при всех видах расчетов граждан с организациями. Она может быть оформлена при внесении наличных денежных средств, перечислении с вкладных (депозитных), текущих (расчетных) счетов, в том числе компенсационных или кредитных средств. При оформлении чековой книжки клиент заполняет заявление-обязательство на сумму чековой книжки. Удобство чековой книжки состоит в том, что клиент сам заполняет чек на ту сумму, которая ему необходима при оплате товара или услуги. Предприятие, принимая чек из чековой книжки, обязано поставить отметку об оплате и дату совершения операции. Чеки отправляют в банк вместе с денежной выручкой, после чего он поступает в банк плательщика, где после проверки сумма по чеку списывается с его счета и отправляется на расчетный счет организации. Срок действия чековой книжки — один год, с правом продления еще на один год. При выписке чековой книжки за счет кредитных средств (за исключением льготных кредитов, выданных в соответствии с Указами Президента Республики Беларусь) взимается плата в размере 0,2 базовой величины.

     Расчеты чеками приведены на рис. 2.4

     


     

     



     

     



    1 - заявление и платежное поручение; 2 - чек; 3 - товар/ чек; 4 - предъявление чека на инкассо; 5 - пересылка реестров и чеков; 6 - перевод денежных средств; 7 - зачисление средств на счет получателя.

    Рис. 2.4 Схема документооборота при использовании чековой формы расчетов


    Все большую популярность начинают приобретать банковские пластиковые карточки.

    Банковская пластиковая карточка (в дальнейшем - карточка) является персонифицированным средством совершения платежей за товары и услуги, выполнения вкладных операций, получения наличных денег, обеспечения безналичных расчетов между физическими и юридическими лицами (субъектами хозяйствования).

    Существует много признаков, по которым можно классифицировать карты.

    1) По виду проводимых расчетов: кредитные карты; дебетные карты.

    2) По носителю информации пластиковые карточки разделяются на карточки с магнитной полосой (магнитные) и карточки с чипом (смарт-карточки).

    3) По характеру использования различают: индивидуальные карты; семейные карты; корпоративные карты.

    4) По способу записи информации на карту: графическая запись; штрих-кодирование; кодирование на магнитной полосе; чип; лазерная запись.

    5) По территориальной принадлежности: международные, действующие в большинстве стран; национальные, действующие в пределах государства; локальные, используемые на части территории государства; карты, действующие в одном конкретном учреждении.

    Банковские дебетные карточки (bank debit cards) функционируют по принципу «покупать сегодня – оплачивать сегодня» («buy now – pay now»). На счете клиента обязательно должна находиться сумма, достаточная для совершения покупки (оплаты услуг, получения наличных денег). Суммы операций, произведенных клиентом с помощью карточки, списываются непосредственно с карточного счета клиента. Если сумма операции превышает остаток по счету, то операция не проводится. Сегодня получают развитие и, так называемые, комбинированные карточки. Это дебетные карточки, которые допускают в отдельных случаях оплату товаров и услуг, стоимость которых выше остатка средств на карт-счете, за счет краткосрочного кредита (овердрафта), предоставляемого банком владельцу карт-счета.

    Банковские кредитные карточки (bank credit cards) функционируют по принципу «покупать сегодня – оплачивать потом» («buy now – pay later»). Кредитная карточка предполагает нулевой исходный остаток на карточном счете клиента. При этом держатель карточки может с ее помощью получить товар в предприятии торговли и сервиса (ПТС) или наличные деньги. Все операции с карточкой в этом случае оплачивает банк, а держатель карточки обязан впоследствии погасить свой долг банку. Карточки долгового обязательства («charge cards») – это так называемые расчетные карточки. Кредит по этим карточкам должен быть погашен к концу срока взыскания, как правило, в течение одного месяца.

    Гарантом выполнения платежных обязательств, возникающих в процессе обслуживания пластиковых карточек, является выпустивший их банк-эмитент. Поэтому карточки на протяжении всего срока действия остаются собственностью банка, а клиенты (держатели карточек) получают их лишь в пользование.

    Гарантом выполнения платежных обязательств, возникающих в процессе обслуживания пластиковых карточек, является выпустивший их банк-эмитент. Поэтому карточки на протяжении всего срока действия остаются собственностью банка, а клиенты (держатели карточек) получают их лишь в пользование.

    Таким образом, в Республике Беларусь безналичные расчеты осуществляются посредством дебетовых, кредитовых переводов, пластиковых карточек и аккредитивов. Следует отметить, что система безналичных расчетов в целом отражает и ситуацию в каждом конкретном банке. Однако, некоторые банки вследствие различных причин не используют некоторые из перечисленных форм расчетов. Например, в ОАО СБ «Беларусбанк» в настоящее время используются расчеты только посредством платежных требований и платежных поручений. Структура форм безналичных расчетов представлена на рис. 2.5.


    Рис. 2.5 Структура форм безналичных расчетов, используемых клиентами филиала № 529 «Белсвязь» АСБ «Беларусбанк»

    Таким образом, в банке осуществляются операции на основании платежных требований и поручений. Доля расчетов, проводимых на основании требований больше, чем в целом по республике, 9% и 7,09 % соответственно.

    Рассмотрим порядок организации кассового обслуживания клиентов в коммерческих банках. Кассовое обслуживание клиентов – лицензионная деятельность коммерческих банков.

    Прием денежной наличности от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в кассу банка производится по следующим документам:

    - объявлению на взнос наличными, представляющему собой комплект документов, состоящий из объявления, ордера и квитанции (далее - объявление на взнос наличными). Форма объявления на взнос наличными приведена в приложении 10;

    - приходному ордеру;

    - извещению, представляющему собой комплект документов, состоящий из извещения и квитанции (далее - извещение) (см. приложение 13);

    - комплект квитанций;

    - приходный кассовый ордер.

    Предприятия и предприниматели могут сдавать денежную выручку в вечернюю кассу самостоятельно через своих представителей или в инкассаторских сумках через работников службы инкассации.

    Прием денежной наличности, доставленной в вечернюю кассу через представителя предприятия (предпринимателя), осуществляется только по объявлениям на взнос наличными, при этом принятая денежная наличность должна быть зачислена на соответствующие счета не позднее следующего рабочего дня.

    Производить какие-либо расходные операции с клиентами банка работникам вечерних касс запрещается.

    Банки могут производить предварительную подготовку денежной наличности по заявкам предприятий (предпринимателей), а также своих филиалов (отделений).

    Предварительная подготовка и упаковка денежной наличности, предназначенной для выдачи предприятиям (предпринимателям), производится на основании полученных от них за один рабочий день до дня выдачи денежных чеков, а филиалам (отделениям) банка - письменных заявок. Форму заявок банки определяют самостоятельно.

    Для упрощения процедуры получения денежной наличности клиентами банки могут устанавливать банкоматы.

    В целях улучшения кассового обслуживания клиентов банк может открыть операционную кассу банка вне кассового узла.

    Касса банка при предприятии создается на основе договора на организацию кассы банка при предприятии и возглавляется старшим кассиром, который назначается приказом руководителя банка и осуществляет руководство и контроль за работой кассового подразделения.

    Денежная наличность, поступившая в кассы банка при предприятии, должна быть доставлена в банк через службу инкассации.

    У службы инкассации должен быть список предприятий (предпринимателей), обслуживаемых инкассаторами. На каждое предприятие (предпринимателя) ежемесячно составляется явочная карточка с присвоением ей номера, за которым предприятие (предприниматель) зарегистрировано в данном списке.

    Каждому предприятию (предпринимателю) в зависимости от объема денежной выручки выдается необходимое количество специальных инкассаторских сумок, на которых должно быть указано наименование банка. Кроме этого, на каждой сумке (мешке) проставляется дробный номер, в котором числителем является номер предприятия (предпринимателя), под которым он зарегистрирован в списке, а знаменателем - порядковый номер сумки (мешка).

    Предприятие (предприниматель) представляет в банк два образца оттисков пломбиров, которыми будут пломбироваться сумки (мешки) с денежной выручкой. Оттиск пломбы содержит номер и сокращенное наименование предприятия (инициалы предпринимателя). Все экземпляры образцов оттисков пломбиров заверяются пломбиром начальника службы инкассации путем наложения пломбы на шпагат ниже образца пломбы предприятия (предпринимателя).

    Один экземпляр заверенного образца пломбы передается предприятию (предпринимателю) для предъявления инкассаторам при получении ими сумок (мешков) с денежной выручкой, второй экземпляр передается в вечернюю кассу банка для осуществления контроля при приеме сумок (мешков) с денежной выручкой от инкассаторов.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.