Исчисление и уплата страховых взносов во внебюджетные фонды
В Министерстве финансов РФ считают, что введенные меры не
означают повышения уровня налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, а период
снижения эффективной ставки налогообложения фонда оплаты труда (2010 год)
считает возможным рассматривать как период предоставления временной налоговой
льготы налогоплательщикам. Конечно, это повышение уровня налоговой нагрузки,
если сравнивать его с достигнутым к 2009 г. фактическим уровнем. [30]
Согласно закона N212-ФЗ совокупная величина страховых тарифов
составит 34% и будет применяться с 1 января 2011 г. (в 2010 г. - 26%) к
плательщикам, указанным в пп. 1 п. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах.
Структура тарифов выглядит следующим образом:
- ПФР - 26%;
- ФСС РФ - 2,9%;
- ФФОМС - 2,1%;
- ТФОМС - 3%.
Применение регрессивных ставок отменено. Однако с сумм выплат и
иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим
итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не будут взиматься. Предельная
величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января
соответствующего года) индексации в соответствии с ростом средней заработной
платы в Российской Федерации (п. п. 4, 5 ст. 8 Закона о страховых взносах).
Проведем сравнительный анализ налоговых ставок ЕСН и новых
страховых тарифов (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Сравнительный анализ ставок ЕСН и страховых тарифов
Налоговая
база, руб.
Налоговая
нагрузка по ЕСН
Налоговая
нагрузка по страховым
взносам
Ставки ЕСН
(п. 1 ст.
241
НК РФ)
Ставки
ЕСН, в % к
общей базе
Сумма
налога
в руб.
Страхо-вые
тарифы
Страховые
тарифы,
в % к
общей базе
Сумма
взносов
в руб.
1
2
3
4 (1x3)
5
6
7 (1x6)
До
280 000
26%
26%
0 -
72 800
34%
34%
0 -
95 200
280 001 -
415 000
72 800
руб.
+ 10% с
суммы,
превышающей
280 000
руб.
26% -
20,795%
72 800 -
86 300
34%
34%
95 200 -
141 100
415 001 -
600 000
72 800
руб.
+ 10% с
суммы,
превышающей
280 000
руб.
20,795% -
17,46(6)%
86 300 -
104 800
0%
34% -
23,51(6)%
141 100
600 000 -
2415000
104 800
руб.
+ 2% с
суммы,
превышающей
600 000
руб.
17,46(6)%
-
5,843%
От
104 800
до
141 100
0%
23,51(6)%
-
5,843%
141 100
Из таблицы 1.1 видно, что, когда Закон N212-ФЗ о страховых взносах
заработает в полую силу, налоговая нагрузка на налогоплательщиков увеличится.
Только для физических лиц, у которых доход за год составит более 2 415 000
руб., она будет снижена. Очевидно, что таких случаев будет не так уж много.
Расчет предельной величины доходов производится следующим образом:
141 100 руб. = 104 800 руб. + (X - 600 000 руб.) x 2%,
где X - предельная величина дохода, при которой и ЕСН, и страховые
взносы будут равны.
Понятно, что если облагаемый доход будет выше рассчитанных 2 415 000
руб., то сумма ЕСН будет больше, так как с величины, превышающей 600 000 руб.,
налогоплательщики исчисляют взносы в размере 2%, а по страховым взносам
начисление прекращается при достижении дохода в размере 415 000 руб.
На рисунке 1.2 показана налоговая нагрузка по ЕСН и страховым
взносам в рублях при налоговой базе от 0 до 3 000 000 руб. (рис.1.1).
* Примечание. линия - страховые взносы; пунктирная
линия - ЕСН.
Рис. 1.2. Налоговая нагрузка по ЕСН и страховым взносам
Однако Федеральный закон N 212-ФЗ не решает указанную проблему.
Одновременно с отменой регрессивной шкалы ставок ЕСН (страховых взносов) происходит
сокращение налоговой базы до 415 тыс. руб. (т.е. с выплат свыше этой суммы
страховые взносы вообще не взимаются). Таким образом, если в 2009 г. с налогоплательщика,
выплачивающего миллионные заработные платы, можно было исчислить в бюджет ЕСН -
2% с сумм, превышающих 600 тыс. руб. в год, то по новым правилам уже с сумм
выплат, превышающих 415 тыс. руб., бюджет не получит ничего.
Рассматриваемое нововведение потребует дополнительных бюджетных
расходов. Вместо внесения "легких" поправок в Налоговый кодекс РФ в
лучших отечественных традициях было принято решение о полной революционной
перестройке действующего порядка, которое повлечет за собой значительные
потери. Между тем для таких революционных преобразований, что и было показано
выше, не представлено никаких веских оснований.
Остается сожалеть, что решения подобного рода возникают несмотря
на экономический кризис, который, казалось бы, требует экономного расходования
бюджетных средств.
С экономической точки зрения потери от введения нового порядка
точно оценить пока трудно. Учитывая объем передаваемых внебюджетным фондам
контрольных полномочий, организационные потери по его внедрению (вместе с
расходами на увеличение численности штатов фондов) будут исчисляться
миллионами. Кроме того, многие эксперты прогнозируют огромную волну судебных споров,
что также отразится на карманах налогоплательщиков, которым придется оплачивать
очередной законодательный эксперимент. [27]
1.2 Особенности переходного
периода от уплаты единого социального налога к уплате страховых взносов
С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июля
2009 г. N 212-ФЗ, который регулирует отношения, связанные с исчислением и
уплатой страховых взносов, а гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог"
утратила силу. Страховые взносы должны перечисляться отдельно в Пенсионный фонд
РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского
страхования (федеральный и территориальный). Действие нового Закона не
распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на
производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование
неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными
законами.
В связи с принятием Федерального закона N 212-ФЗ были внесены изменения
в целый ряд законодательных актов РФ, а некоторые акты утратили силу.
С 2011 г. планируется значительное увеличение тарифов страховых
взносов, но в 2010 г. действуют пониженные ставки. При этом для некоторых
категорий плательщиков на период 2010 - 2014 гг. предусмотрен постепенный
переход к применению общеустановленных тарифов.
Плательщиками страховых взносов признаются (п. 1 ст. 5 Закона о
страховых взносах):
- лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим
лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не
признаваемые индивидуальными предпринимателями;
- лица, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим
лицам: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся
частной практикой.
Важно, что федеральными законами о конкретных видах обязательного
социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей,
являющихся плательщиками страховых взносов (п. 2 ст. 5 Закона о страховых
взносах). [14]
В 2010 г. тарифы взносов будут повторять ставки ЕСН без учета
регрессивной шкалы: В ПФР – 20%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 1,1% и в ТФОМС – 2%.
Суммарная ставка составит 26% (табл. 1.2). Пенсионные взносы распределятся
следующим образом. Для лиц 1966 года рождения и старше все 20 % пойдут на
страховую часть. Для лиц 1967 года рождения и младше на страховую часть пойдет
14%, и на накопительную – 6%.
Таблица 1.2
Тарифы страховых взносов в 2010 г.
Пенсионный
фонд Российской Федерации
Фонд
социального страхования Российской Федерации
фонды обязательного
медицинского
страхования
Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования
Кроме того, в 2010 г. будут применяться пониженные тарифы для
сельхозпроизводителей, резидентов технико-внедренческой особой экономической
зоны и для налогоплательщиков ЕСХН.
Начиная с 2011 г. тарифы страховых взносов возрастут и буду
составлять: в ПФР – 26%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 2,1% и в ТФОМС – 3%. Суммарная
ставка достигнет 34% (табл. 1.3). Пенсионные взносы распределятся следующим
образом. Для лиц 1966 года рождения и старше все 26 % пойдут на страховую
часть. Для лиц 1967 года рождения и моложе на страховую часть пойдет 20%, и на
накопительную – 6%.
Таблица 1.3
Тарифы страховых взносов с 2011 г.
Пенсионный
фонд Российской Федерации
Фонд
социального страхования Российской Федерации
Фонды
обязательного
медицинского
страхования
Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования
В период с 2011 г. по 2014 г. включительно будут действовать
пониженные тарифы для сельхозпроизводителей, резидентов технико-внедренческой
особой экономической зоны, налогоплательщиков ЕСХН, коренных малочисленных
народов Севера и организаций инвалидов. Начиная с 2015 г. все льготные тарифы
отменяются. В 2010 г., являющемся переходным периодом, для
сельхозтоваропроизводителей, резидентов технико-внедренческой ОЭЗ, плательщиков
УСН, ЕНВД, ЕСХН, организаций инвалидов ст. 57 Закона установлены пониженные
страховые тарифы:
Таблица 1.4
Пенсионный
фонд Российской Федерации
Фонд
социального страхования Российской Федерации
Фонды
обязательного
медицинского
страхования
Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования
- для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих
критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ, за исключением организаций и
индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН, организаций народных
художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных
народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования (табл. 1.4):
- для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих
статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих
выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой
экономической зоны;
- для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих
УСН;
- для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих
ЕНВД (в отношении выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам в
связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на
вмененный доход для отдельных видов деятельности);
- для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные
вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, -
в отношении указанных выплат и вознаграждений, для общественных организаций
инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов),
среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее
80%, их региональных и местных отделений, для организаций, уставный капитал
которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в
которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля
заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%, для
учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных,
лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и
иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам,
детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными
собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов,
за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и
(или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных
ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым
Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций
инвалидов (табл. 1.5):
Таблица 1.5
Пенсионный
фонд Российской Федерации
Фонд
социального страхования Российской Федерации
Фонды
обязательного
медицинского
страхования
Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования
Уплачиваемые по этим льготным тарифам пенсионные взносы в 2010 г.
распределяются так (ст. 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ
(ред. от 24 июля 2009 г.)):
- для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих
критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ, за исключением организаций и
индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог,
организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин
коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями
хозяйствования (табл.1.7):
Таблица 1.7
Тариф
страхового
взноса
На
финансирование страховой части
трудовой
пенсии
На
финансирование
накопительной
части
трудовой
пенсии
для лиц
1966 г. р.
и старше
для лиц
1967 г. р.
и моложе
для лиц
1967 г. р.
и моложе
15,8%
15,8%
9,8%
6,0%
- для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих
статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих
выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой
экономической зоны;
- для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих
УСН;
- для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих
ЕНВД (в отношении выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам в
связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на
вмененный доход для отдельных видов деятельности);
- для страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения
физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении
указанных выплат и вознаграждений, для общественных организаций инвалидов (в
том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов
которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональных
и местных отделений (далее - общественные организации инвалидов), для
организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных
организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов
составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда
составляет не менее 25%, для учреждений, созданных для достижения
образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных,
научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой
и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным
представителям), единственными собственниками имущества которых являются
общественные организации инвалидов, за исключением страхователей, занимающихся
производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья,
других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем,
утвержденным Правительством Российской Федерации по представлению
общероссийских общественных организаций инвалидов (табл. 1.8):