Исчисление и уплата страховых взносов во внебюджетные фонды
Реализация развития пенсионной системы - введение тарифа страховых
взносов 20% (а с 2011 года - 26%) и ликвидация бедности среди пенсионеров -
позволит в период до 2050 года поддерживать расходы на пенсионное обеспечение
граждан на уровне не ниже 6% ВВП с увеличением до 7% к 2050 году, а затраты на
финансирование пенсионной системы, включая формирование накоплений, - на уровне
не ниже 6,9-7,8% ВВП.
Тем самым уровень расходов на пенсионное обеспечение в России
приблизится к нынешнему уровню расходов на эти цели в США (7,2% ВВП).
Современный среднеевропейский показатель расходов на пенсионное обеспечение -
12% ВВП (Германия - 12,%, Франция - 12,8%, Италия - 15,4%). К 2050 году,
однако, в связи со старением населения прогнозируется рост этого показателя в
ряде стран Европы на 3-7% ВВП и более.
Поступления налогов в федеральный бюджет в первом квартале выросли
на 32%. Всего в январе-марте 2010 года (по предварительным данным) в
федеральный бюджет без учета поступлений ЕСН, зачисляемого в федеральный
бюджет, поступило 825 млрд. рублей, что на 32% больше, чем в январе-марте 2009
года
Всего поступило в бюджетную систему РФ налогов и сборов за 2008
год в консолидированный бюджет РФ (включая ЕСН) 10 032 млрд. руб., из них 8 455,7
млрд. руб. налогов и сборов и 2 513,0 млрд.руб. налога на прибыль организации.
За 2009 год налоги и сборы составили 6 798,1 млрд.руб., а налог на прибыль
организации 1 264,4 млрд. руб.
Как видно из табл. 2.1, рис. 2.6 страховые взносы, зачисляемые в
Пенсионный Фонд в 2008 году составили 1 251,4 млрд. руб, в 2009 году на 16,3
млрд. руб. больше, что составило 101,3% к 2008 году.
Взносы в Фонд социального страхования (ФСС) (без учета суммы
расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного
социального страхования) составили 74,0 млрд. руб, в 2009 году на 12,5 млрд.
руб. меньше, что составило 83,1% к 2008 году.
Таблица 2.1
Поступление в государственные внебюджетные фонды за 2008-2009 гг.
2008 год
2009 год
в
процентах к 2008 году
Государственные
внебюджетные фонды - всего
в том
числе:
1 577,1
1 581,2
100,3
Страховые
взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР)
1 251,4
1 267,7
101,3
Фонд
социального страхования (ФСС) (без учета суммы расходов, произведенных
налогоплательщиками на цели государственного социального страхования)
74,0
61,5
83,1
Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)
Рис. 2.6. Поступление государственных внебюджетных фондов за
2008-2009 гг.
Рассмотрим поступление по месяцам в таблице 2.2 и на рис. 2.7
Взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
(ФФОМС) составили 89,3 млрд. руб, в 2009 году на 0,5 млрд. руб. больше, что
составило 100,6% к 2008 году. [12]
Как следует из расчетов Минздравсоцразвития России вследствие
реформы единого социального налога, предлагаемые изменения в налогообложении с
2010 года не приведут к существенному снижению бюджетных расходов на пенсии: с
2011 года они продолжат рост на 200-300 млрд руб.
Таблица 2.2
Поступление государственных внебюджетных фондов, тыс. руб.
Пенсионный
фонд Российской Федерации
Фонд
социального страхования Российской Федерации
Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования
Рис.2.7. Поступление государственных внебюджетных фондов
Поступление государственных внебюджетных фондов за 2009-2010 гг.
рассмотрены в таблице 2.3.
В целом за период январь-март 2010г. прослеживается положительная
тенденция по поступлению администрируемых ФНС России доходов в бюджетную
систему Российской Федерации.
Таблица 2.3
Поступление государственных внебюджетных фондов
январь-март
2009 года
январь-март
2010
года
в
процентах к 2009 году
Государственные
внебюджетные фонды - всего
345,2
470,3
186,7
в том
числе:
Страховые
взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР)
272,2
394,9
105,1
Фонд
социального страхования (ФСС) (без учета суммы расходов, произведенных
налогоплательщиками на цели государственного социального страхования)
17,7
17,2
97,2
Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)
Как видно из таблицы 2.4 за период январь-март 2010г. в
государственные внебюджетные фонды поступило 470,3 млрд. руб., что на 16 млрд.
руб. больше, чем в аналогичный период за 2009 год. В страховые взносы, зачисляемые
в Пенсионный фонд (ПФР) в 2010 зачислено 394,9 млрд. руб., что на 122,7 млрд.
руб., что составляет 175,1% к 2009 году.
По итогам первого квартала 2010 года в целом по стране ПФР собрал
почти 395 миллиардов рублей страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование, что составляет 102,2% по сравнению с прогнозным показателем.
В Фонд социального страхования (ФСС) (без учета суммы расходов, произведенных
налогоплательщиками на цели государственного социального страхования) зачислено
17,2 млрд. руб., что составляет 97,2% к 2009 году, меньше на 0,5 млрд. руб.
В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)
зачислено на 1 млрд. руб. больше, чем в 2009 году за аналогичный период.
В Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
(ТФОМС) за период январь-март 2010г. поступило 37,6 млрд. руб., что на 1,7
млрд. грн. Больше, чем за аналогичный период в 2009 году, и составило 104,7% от
2009 года.
[9]
Наглядно Поступление государственных внебюджетных фондов за январь-март
2009-2013 гг. представлены на рис. 2.8.
В федеральный бюджет РФ в январе-марте 2010г. перечислено 825 млрд
руб. администрируемых доходов, что на 32% больше, чем за аналогичный период
2009г. Поступления в консолидированные бюджеты субъектов РФ выросли на 16% - до
932,9 млрд руб.
Замена регрессивной шкалы ЕСН с 2010 года единой ставкой взносов в
три внебюджетных фонда в размере 34% (из них 26% будет получать Пенсионный
фонд) и введение порога годовой зарплаты 415 тыс. руб., до достижения которого
будут взиматься эти платежи. Также госпожа Голикова говорила о "небольшом
дефиците" 184 млрд руб., который останется у Пенсионного фонда после
реформирования ЕСН.
По итогам первого квартала 2010 года в целом по стране ПФР собрал
почти 395 миллиардов рублей страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование, что составляет 102,2% по сравнению с прогнозным показателем,
перевыполнив прогнозные показатели на 2,2%
Рис. 2.8. Поступление государственных внебюджетных фондов за
январь-март 2009-2013 гг.
Еще 569 млрд руб. бюджету придется потратить на валоризацию
(переоценку) пенсионных прав, приобретенных гражданами до 2002 года, и еще 16
млрд руб.— на доплаты получателям социальной пенсии, увеличивающие ее до
прожиточного минимума. В итоге в 2010 году трансферт бюджета может составить
769 млрд руб. При этом если не трогать ЕСН (и не проводить валоризацию),
средств бюджета потребуется 873 млрд руб., то есть всего на 104 млрд руб.
больше.
В последующие годы трансферты из бюджета в Пенсионный фонд при реализации
Закона N212-ФЗ будут увеличиваться на 200-300 млрд руб. в год. В 2011 году ПФР
будет недоставать уже 1,07 трлн руб. (из них на покрытие дефицита — 369 млрд
руб.). В 2013-м эта сумма возрастет до 1,47 трлн руб. (дефицит 585 млрд руб.),
в 2015-м — до 2,01 трлн руб. (926 млрд руб.), в 2020-м — до 3,9 трлн руб. (2,4
трлн руб.).
С 1 января 2010 года действует новый порядок уплаты страховых
взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС и ТФОМС, регулирует который Федеральный закон от 24
июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского
страхования".
Данный закон не распространяется на уплату и исчисление страховых
взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний.
Плательщиками взносов являются:
- работодатели - фирмы, предприниматели, граждане, которые платят
другим людям вознаграждения: по трудовым договорам в виде заработной платы,
премий, натурального дохода; по гражданско-правовым договорам за оказание услуг
и выполнение работ; по лицензионным договорам, договорам авторского заказа;
- предприниматели и граждане, которые получают доход от
собственной деятельности.
Объектом обложения для работодателей является сумма выплат по
перечисленным договорам. Базой для начисления взносов у работодателей является
сумма начисленного работникам дохода за год по этим договорам.
Для расчета страховых взносов доход по договорам, связанным с
интеллектуальной собственностью, может быть уменьшен на документально
подтвержденные расходы. Если расходы не подтверждены документально, то доход
можно уменьшить на сумму нормативного вычета (п. 7 ст. 8 Федерального закона от
24 июля 2009 г. N 212-ФЗ). С 2010 года регрессивные ставки не действуют.
Вместо них установлена предельная сумма - 415 000 рублей на
человека в год, свыше которой страховые взносы не начисляют. Эту сумму с 2011
года будут ежегодно индексировать. [11]
В базу для начисления страховых взносов в ФСС не включают доходы
по гражданско-правовым, лицензионным договорам и договорам авторского заказа.
Доходы, которые не облагают взносами, перечислены в статье 9 Федерального
закона N 212-ФЗ. К ним, в частности, относят:
- все виды государственных пособий - по безработице, по
беременности и родам, по временной нетрудоспособности и прочие;
- компенсации, связанные с выполнением гражданином трудовых
обязанностей;
- расходы физического лица в связи с выполнением работ, оказанием
услуг по договорам гражданско-правового характера;
- единовременную материальную помощь работнику в связи со
стихийным бедствием или террористическим актом, в связи со смертью члена семьи
или рождением ребенка (не более 50000 рублей на каждого ребенка, выплаченных в
течение первого года после рождения);
- материальную помощь работникам в размере не более 4000 рублей на
одного работника в год;
- взносы по обязательному страхованию работников, добровольному
страхованию на случай смерти и медицинскому добровольному страхованию на срок
от одного года;
- дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой
пенсии, но не более 12 000 рублей на каждого работника в год;
- суммы платы за обучение по основным и дополнительным
профессиональным образовательным программам;
- командировочные расходы (суточные, документально подтвержденные
расходы: на проезд, по найму жилого помещения, на оплату услуг связи, прочие).
С 2010 года изменился перечень не подлежащих обложению страховыми
взносами сумм (ранее не облагаемых ЕСН), выплачиваемых в пользу физических лиц
(ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ). Так, из него
исключили:
- компенсацию за неиспользованный отпуск, которую выплачивают при
увольнении;
- суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые членам
семьи умершего работника;
- выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или)
опасными условиями труда;
- выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов
заграничного плавания и личному составу экипажей воздушных судов, выполняющих
международные рейсы.
Также не действует норма, которая позволяла не облагать те доходы,
которые не уменьшают базу по налогу на прибыль.
С 2010 года любые выплаты и вознаграждения, независимо от того,
признаются они в целях налогообложения прибыли или нет, подлежат обложению
страховыми взносами (табл. 2.5).