Здоровый образ жизни и психология
|ощущение счастья |30 |- |- |- |
|отсутствие пристрастия к |35 |65 |58.9 |50 |
|алкоголю | | | | |
|умеренное употребление |5 |- |11.8 |5.6 |
|алкоголя | | | | |
|правильное питание |5 |55 |58.9 |39 |
|духовная жизнь |5 |- |5.9 |5.6 |
|гармония с собой |25 |10 |- |- |
|отсутствие привычки к |30 |60 |76.5 |56 |
|курению | | | | |
|умеренное курение |- |- |5.9 |- |
|доброжелательное отношения|10 |- |5.9 |5.6 |
|к другим | | | | |
|саморазвитие |- |5 |11.8 |5.6 |
|отсутствие беспорядочной |- |10 |- |5.6 |
|половой жизни | | | | |
|закаливание |- |- |- |5.6 |
|гигиена |- |- |5.9 |5.6 |
|оптимистичное отношение к |- |5 |- |- |
|жизни | | | | |
|деятельность на пользу |- |10 |- |- |
|обществу | | | | |
|режим дня |5 |20 |- |28 |
|материальное благополучие |10 |10 |- |- |
|физическое благополучие |20 |- |- |- |
|здоровье окружающих |5 |- |- |- |
Как показывает таблица 2.2, у врачей составляющие здорового образа жизни
образуют следующую последовательность: 1) отсутствие пристрастия к
алкоголю, 2) отсутствие привычки к курению, ощущение счастья, 3) занятия
спортом, отсутствие привычки к наркотикам, гармоничные отношения в семье,
гармония с собой, 5) физическое благополучие, 6) осмысленная жизнь, общение
с природой, доброжелательное отношение к другим, материальное благополучие,
7) положительное отношение к себе, умеренное употребление алкоголя,
правильное питание, духовная жизнь, режим дня, здоровье окружающих.
У учащихся медучилища составляющие здорового образа жизни расположены
в следующем порядке: 1) занятия спортом, 2) отсутствие пристрастия к
алкоголю, 3) отсутствие привычки к наркотикам, отсутствие привычки к
курению, 4) правильное питание, 5) режим дня, 6) осмысленная жизнь, 7)
материальное благополучие, деятельность на пользу общества, отсутствие
беспорядочной половой жизни, гармония с собой, положительное отношение к
себе, 8) общение с природой, саморазвитие, закаливание, оптимистичное
отношение к жизни.
У девушек-юристов составляющие здорового образа жизни представлены
так: 1) отсутствие привычки к курению, 2) занятия спортом, отсутствие
привычки к наркотикам, 3) отсутствие пристрастия к алкоголю, правильное
питание, 4) общение с природой, 5) умеренное употребление алкоголя,
саморазвитие, осмысленная жизнь, 6) положительное отношение к себе,
гармоничные отношения в семье, духовная жизнь, умеренное курение,
доброжелательное отношение к другим, гигиена.
Для юношей-юристов данная последовательность имеет следующий вид: 1)
занятия спортом, отсутствие привычки к курению, 2) отсутствие пристрастия к
алкоголю, 3) правильное питание, 4) режим дня, отсутствие привычки к
наркотикам, 6) гигиена, закаливание, отсутствие беспорядочной половой
жизни, саморазвитие, доброжелательное отношение к другим, духовная жизнь,
положительное отношение к себе, гармоничные отношения в семье.
Следовательно, представления о здоровом образе жизни у лиц юношеского
возраста, независимо от их образования прежде всего сводятся к занятиям
спортом, отсутствию вредных привычек и правильному питанию. Вместе с тем
врачами в качестве наиболее важных составляющих здорового образа жизни
называются такие, как ощущение счастья, гармония с собой, гармоничные
отношения в семье, что более соответствует современным представлениям о
здоровом образе жизни, не ограничивающимся только факторами физического
здоровья. Обращает также на себя внимание то, что умеренное употребление
алкоголя и сигарет не рассматривается частью испытуемых как несоблюдение
здорового образа жизни. Так, умеренное потребление алкоголя допускается не
только студентами - не медиками, но и врачами.
В качестве главного признака здорового образа жизни испытуемыми
назывались следующие показатели: врачи (здоровье - 35%, хорошее
самочувствие - 25%, хорошее настроение - 15%, внутренне спокойствие - 15%,
гармоничные отношения в семье - 10%, спорт - 10%, отсутствие привычки к
алкоголю - 5%, доброжелательное отношение к другим - 5%); учащиеся
медучилища (хорошее настроение - 60%, здоровье - 35%, хорошее самочувствие
- 25%, отсутствие привычки к курению - 20%, умеренное потребление алкоголя
- 20%, хорошая фигура - 20%, внутренне спокойствие -20%, спорт - 10%,
саморазвитие - 10%, отсутствие привычки к наркотикам - 10%, осмысленная
жизнь - 5%, свежий воздух - 5%, творчество - 5%); девушки-юристы (хорошее
настроение - 29,4%, хорошее самочувствие - 29,4%, здоровье - 23,5%, спорт -
23,5%, уверенность в себе - 5,9%, внутреннее спокойствие - 5,9%, режим -
5,9%, правильное питание - 5,9%, успех в делах - 5,9%, жить, как получается
- 5,9%, молодость - 5,9%); юноши-юристы (спорт - 50% испытуемых, хорошее
настроение - 27,8%, отсутствие болезни - 22,2%, правильное питание - 16,7%,
хорошая фигура - 16,7%, хорошее самочувствие - 11,1%, доброжелательное
отношение к другим - 5,6%, закаливание - 5,6%, отсутствие вредных привычек
- 5,6%).
Таким образом, в качестве главного признака здорового образа жизни
отмечаются как составляющие здорового образа, так и показатели здоровья,
которое на субъективном уровне оценивается как хорошее самочувствие и
хорошее настроение.
На основе анализа данных ранжирования составляющих здорового образа
жизни, предложенных в методике, получены следующие результаты.
Таблица 2.3
Таблица рангов составляющих здорового образа жизни практикующих медиков,
учащихся медицинского колледжа и студентов-юристов
|составляющие здорового |Медики |учащиеся- |девушки-|юноши- |
|образа жизни | |медики |юристы |юристы |
|занятия спортом |6-7 |2 |3 |3 |
|не употреблять |4 |1 |6-7 |7 |
|наркотики | | | | |
|осмысленная жизнь |1 |4 |4 |1 |
|позитивное отношение |6-7 |11 |10 |4 |
|к себе | | | | |
|гармоничные отношения |2 |8 |1 |5-6 |
|в семье | | | | |
|не употреблять алкоголь |12 |3 |6-7 |11 |
|правильно питаться |3 |6 |2 |2 |
|полноценная духовная |5 |10 |11 |8 |
|жизнь | | | | |
|не курить |11 |5 |9 |9 |
|не вести беспорядочную |10 |7 |12 |12 |
|половую жизнь | | | | |
|доброжелательное отношение к|8 |9 |8 |10 |
|другим | | | | |
|самосовершенствование |9 |12 |5 |5-6 |
Как показывает таблица 2.3, у врачей составляющие (факторы) здорового
образа жизни располагаются в следующем порядке: на первом месте -
осмысленная жизнь, затем - гармоничные отношения в семье, правильное
питание, неупотребление наркотиков, пятое мето занимает полноценная
духовная жизнь, занятия спортом и позитивное отношение к себе,
доброжелательное отношение к себе, самосовершенствование, отсутствие
беспорядочной половой жизни, отсутствие привычки к никотину, отсутствие
привычки к алкоголю. Таким образом, у врачей более широкое представление о
здоровом образе жизни, чем констатация отсутствия вредных привычек, так
как более значимым для них являются осмысленная жизнь и гармоничные
отношения в семье, а отсутствие привычки к никотину и алкоголю занимают
последние места.
У учащихся медучилища наблюдается следующая картина: неупотребление
наркотиков, занятия спортом, отсутствие привычки к алкоголю, осмысленная
жизнь, отсутствие привычки к никотину, правильное питание, не вести
беспорядочную половую жизнь, гармоничные отношения в семье,
доброжелательное отношение к другим, полноценная духовная жизнь, позитивное
отношение к себе, самосовершенствование. Как видно, первые места
принадлежат таким составляющим здорового образа жизни, как отсутствие
вредных привычек, занятие спортом, что традиционно относится к полной и
исчерпывающей характеристике ЗОЖ на уровне обыденного сознания.
Девушки-юристы расположили составляющие здорового образа жизни в
следующей последовательности: гармоничные отношения в семье, правильное
питание, занятие спортом, осмысленная жизнь, самосовершенствование, шестое
и седьмое места занимает отсутствие привычки к алкоголю и наркотикам, затем
идет доборожелательное отношение к другим, отсутствие привычки к курению,
позитивное отношение к себе, полноценная духовная жизнь, а на последнем
месте - отсутствие беспорядочной половой жизни. Как видно из этого перечня,
для девушек правильное питание и занятие спортом являются более важными для
здорового образа жизни, чем отсутствие вредных привычек.
У юношей-юристов на первом месте среди составляющих здорового образа
жизни стоит осмысленная жизнь, затем следуют правильное питание, занятие
спортом, позитивное отношение к себе, пятое и шестое место делят
гармоничные отношения в семье и самосовершенствование, затем идет
неупотребление наркотиков, полноценная духовная жизнь, отсутствие привычки
к курению, доброжелательное отношение к другим, последние места занимают
неупотребление алкоголя и беспорядочная половая жизнь.
Такая последовательность составляющих здорового образе жизни,
перемещение отсутствия вредных привычек на более нижние позиции можно
рассматривать как способствование методики расширению представлений о
здоровом образе жизни, не ограничению его исключительно занятиями спортом и
отсутствием вредных привычек.
Таблица 2.4
Составляющие здорового образа жизни
на уровне неосознанных представлений
|составляющие ЗОЖ |Врачи |учащиеся-м|девушки-юр|юноши-ю|
| | |едики |исты |ристы |
|занятия спортом |15 |30 |35 |50 |
|отсутствие привычки к |5 |20 |24 |33 |
|курению | | | | |
|доброжелательные |- |5 |6 |- |
|отношения с другими | | | | |
|семья |10 |10 |12 |- |
|оптимистичное отношение к|25 |45 |6 |11 |
|жизни | | | | |
|природа |30 |65 |47 |11 |
|отсутствие привычки к |10 |25 |18 |11 |
|алкоголю | | | | |
|отсутствие беспорядочной |- |5 |18 |6 |
|половой жизни | | | | |
|отсутствие привычки к |10 |25 |12 |11 |
|наркотикам | | | | |
|правильное питание |10 |- |6 |6 |
|саморазвитие |15 |- |- |- |
|любовь |10 |- |- |- |
|деятельность системы |5 |- |- |- |
|здравоохранения | | | | |
В результате анализа рисунков мы можем сделать ряд выводов о
неосознанных представлениях о здоровом образе жизни.
Так, как видно из таблицы 2.4, на выборке врачей выделено больше
составляющих здорового образа жизни, чем на выборках учащихся медучилища и
студентов-юристов, что может говорить о большей сложности и многогранности
представлений о здоровом образе жизни у них по сравнению с другими
группами. Составляющие здорового образа жизни располагаются у них в
следующей последовательности: 1) общение с природой, 2) оптимистичное
отношение к жизни, 3) саморазвитие, занятия спортом, 4) семья, отсутствие
привычки к алкоголю, отсутствие привычки к наркотикам, правильное питание,
любовь, 5) отсутствие привычки к курению, деятельность системы
здравоохранения. Таким образом, в рисунках место вредных привычек у врачей
стало более низким по сравнению с осознанными представлениями. Вместе с
тем, пусть и незначительную роль в обеспечении здорового образа жизни
населения, но играет для них деятельность системы здравоохранения, которая
не отмечается больше ни в одной из групп в качестве составляющей здоровый
образ жизни. Это можно рассматривать и как взятие на себя миссии быть
проводниками здорового образа жизни, и как переложение ответственности за
здоровье, в том числе и свое, на медицину.
У учащихся медучилища составляющие здорового образа жизни на основе
рисунков представляют следующий ряд по степени важности для здорового
образа жизни: 1) общение с природой, 2) оптимистичное отношение к жизни, 3)
занятия спортом, 4) отсутствие привычки к алкоголю, отсутствие привычки к
наркотикам, 5) отсутствие привычки к курению, 6) семья, 7) доброжелательное
отношение к другим, отсутствие беспорядочной половой жизни. Как можно
заметить, у девушек занятия спортом и отсутствие вредных привычек
отражаются в рисунках менее часто, чем в неоконченных предложениях, но, тем
не менее составляют основное содержание их неосознанных представлений о
здоровом образе жизни.
У девушек-юристов составляющие здорового образа жизни расположены в
следующем порядке: 1) общение с природой, 2) занятия спортом, 3) отсутствие
привычки к курению, 4) отсутствие привычки к алкоголю, отсуствие
беспорядочной половой жизни, 5) отсутствие привычки к наркотикам, семья, 6)
доброжелательные отношения с другими, правильное питание, оптимистичное
отношение к жизни.
У юношей картина следующая: 1) занятие спортом, 2) отсутствие привычки
к курению, 3) оптимистичное отношение к жизни, общение с природой,
отсутствие привычки к алкоголю, отсутствие привычки к наркотикам,
отсутствие беспорядочной половой жизни, правильное питание. Не трудно
заметить, что у юношей-юристов неосознанные представления о здоровом образе
жизни в значительной степени совпадают с осознанными, сводимыми к занятиям
спортом и отсутствию вредных привычек, тем более что “общение с природой”,
отраженное на рисунках практически сводится к занятиям спортом на свежем
воздухе (катание с гор на лыжах, плавание на яхте).
Среди рисунков встречались также такие, в которых отражались скорее не
составляющие здорового образа жизни, а те плюсы, которые он несет человеку.
Например, был рисунок со скипетром и державой, что мы интерпретируем как
возможность достичь больших успехов в жизни благодаря здоровому образу
жизни.
В целом, анализ рисунков показывает, что наиболее многогранные
представления о здоровом образе жизни присущи врачам, а наиболее
поверхностные, когда здоровый образ жизни понимается как отсутствие вредных
привычек и занятия спортом, наблюдаются у юношей-юристов. Более широкие
представления о здоровом образе жизни у медиков могут быть связаны как с
опытом работы, так и с более широким жизненным опытом. И для более точного
определения опосредованности представлений о здоровом образе жизни
медицинским образованием и опытом работы необходимо сравнение представлений
о здоровом образе жизни лиц одинаковых возрастных групп с медицинским и
немедицинским образованием, что может быть дальнейшим этапом данной работы.
Выявлены также различия в отношении испытуемых к здоровью (либо как к
средству, либо как к цели). Так, 40% врачей и учащихся медицинского
колледжа рассматривают здоровье как цель и 60% видят в нем средство. В то
же время среди юристов имеется другое соотношение: 88% девушек
рассматривают его как средство и лишь 12% видят в здоровье цель. При этом
29% девушек отмечают, что определяют здоровье как средство лишь потому, что
оно у них есть, что можно рассматривать как то, что они допускают, что
здоровье может быть целью, если с ним возникнут какие-то проблемы. 27,8%
юношей-юристов рассматривают здоровье как цель, 61,1% - как средство, 1
человек отметил, что определяет для себя здоровье и как цель, и как
средство, и один человек охарактеризовал его как ни то и ни другое.
В качестве объяснения, почему здоровье рассматривается как цель
отмечаются следующие: долгожительство, профилактика болезней, здоровье есть
самое главное в жизни, здоровье есть залог счастливой жизни, залог легкой,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|