МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Здоровый образ жизни и психология

    14). Так, Ф. В. Василюк утверждает, что лишь ценности творчества обладают

    способностью превращать потенциальные разрушительные события в точки

    духовного роста и приумножения здоровья (14). В. А. Лищук же полагает, что

    развитие духовного мира человека, его творческих способностей способствуют

    изменению образа жизни, сохранению и приумножению здоровья (35).

    Итак, здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о

    здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных

    привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие.

    Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая

    все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо

    шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система

    питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также

    входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а

    также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д. (12).

    Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение

    представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего

    спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую,

    психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными,

    общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями, формирование

    установки на здоровый образ жизни.

    Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что понятие здорового

    образа жизни является многогранным и пока недостаточно разработанным.

    Вместе с тем на уровне обыденного сознания представления о здоровом образе

    жизни существуют многие столетия. Исследованию современных социальных

    представлений о здоровом образе жизни посвящена данная работа. Но прежде

    хотелось бы немного остановиться на самом понятии “социальные

    представления” и истории их изучения.

    1.3. Изучение социальных представлений в психологии

    В 60-70 гг. 20 века как реакция на засилье в современной науке

    американских образцов социально-психологического знания сциентистского

    толка во французской социальной психологии возникла концепция социальных

    представлений, которая была разработана С. Московиси при участии Ж. Абрика,

    Ж. Кодола, В. Дуаза, К. Херзлиш, Д. Жодале, М. Плона и др.

    Ключевым понятием концепции является понятие социального

    представления, заимствованное из социологической доктрины Э. Дюркгейма.

    Одним из устоявшихся определений понятия “социальное представление”

    является трактовка данного феномена как специфической формы познания,

    знания здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которых

    социально обусловлены. Согласно С. Московиси, социальные представления -

    это обобщающий символ, система интерпретации, классификации явлений. Именно

    здравый смысл, обыденные знания, folk-science (популярная наука), по мнению

    С. Московиси, открывают доступ к фиксации социальных представлений (39). Р.

    Харре считает, что социальные представления есть версия теорий, являющихся

    составной частью убеждений и практик, разделяемых индивидами. Таким

    образом, можно говорить, что данные теории (социальные представления)

    упорядочиваются вокруг одной темы, имеют схему классификации, описания,

    объяснения и действия. Кроме того, как отмечает А. В. Овруцкий, можно

    предположить, что эти теории содержат серии примеров, предназначенных для

    их иллюстрации, ценности, соответствующие им модели поведения, а также

    клише, служащие для припоминания этой теории, распознавания ее истоков и

    дифференциации от других (41).

    С. Московиси указывает на то, что социальные (обыденные) представления

    черпают свое содержание во многом из научных представлений, и этот процесс

    не связан обязательно с деформацией и искажением последних. С другой

    стороны, социальные представления оказывают существенное слияние и на

    научные представления, являясь своеобразным проблемным полем для научных

    изысканий (39).

    В структуре социальных представлений принято выделять 3 важных

    измерения (структурных компонента): информация, поле представлений и

    установка.

    Под информацией (определенным уровнем информированности) понимается

    сумма знаний об объекте исследования. С другой стороны, информация

    рассматривается как необходимое условие их формирования (22). Последователи

    концепции социальных представлений считают, что люди познают природу и

    социальные миры посредством сенсорного опыта. Важным положением в этом

    выводе является то, что все знания, убеждения и какие бы то ни было иные

    когнитивные конструкты имеют свои истоки только во взаимодействии людей и

    иным способом не образуются.

    Поле представлений является оригинальной категорией данной концепции и

    определяется как более или менее выраженное богатство содержания. Это

    иерархизированное единство элементов, где имеются образные и смысловые

    свойства представлений. Содержание поля представлений является характерным

    для определенных социальных групп. С. Московиси считает, что социальные

    представления являются своеобразной визитной карточкой социальной группы

    (40).

    Установка определяется как отношение субъекта к объекту представления.

    Считается, что установка - первична, так как она может существовать при

    недостаточной информированности и нечеткости поля представлений (41).

    Большое значение в концепции социальных представлений уделяется

    выделению социальных функций последних. Важнейшей из функций является то,

    что они служат инструментом познания. Согласно логике представителей данной

    теории, социальные представления сначала описывают, затем классифицируют и,

    наконец, объясняют объекты представлений. С другой стороны,

    подчеркивается, что социальные представления представляют собой не только

    сетку, с помощью которой люди перерабатывают ту или иную информацию, а

    являются фильтром, парциально и селективно трансформирующим информацию из

    внешнего мира (39). С. Московиси говорит о том, что именно социальные

    представления подчиняют психический аппарат внешним воздействиям, побуждают

    людей формировать привычки или, наоборот, не воспринимать события внешнего

    мира. Иначе говоря, человек видит окружающий мир не таким, каков он есть на

    самом деле, а “сквозь призму собственных желаний, интересов и

    представлений” (22).

    Второй важной функцией социальных представлений является функция

    опосредования поведения. Социальные представления кристаллизуются в

    специфических социальных структурах (кланы, церкви, социальные движения,

    семья, клубы и т.д.) и оказывают принудительное воздействие,

    распространяющееся на всех членов данного сообщества. Эта функция

    проявляется как во внешне наблюдаемом поведении, так и в эмоциональных

    проявлениях. Так, Р. Харре, исследовав проявление эмоций в различных

    культурах, выявил, что появление тех или иных эмоций и их динамические

    параметры зависят от социальных представлений, существующих в тех или иных

    культурах. Иначе говоря, социальные представления трактуются как

    независимая переменная, детерминирующая все многообразие поведения

    человека.

    Третьей функцией социальных представлений является адаптационная,

    выступающая в двух планах: во-первых, социальные представления адаптируют

    новые социальные факты, явления научной и политической жизни к уже

    сформировавшимся и ранее сушествовавшим взглядам, мнениям и оценкам; во-

    вторых, они выполняют функцию адаптации индивида в социуме. Р. Харре

    указывает на то, что люди своим поведением постоянно транслируют

    собственные знания и умения по прочтению социального контекста, социальной

    семантики, что необходимо для адаптации человека в той или иной социальной

    общности. Таким образом, социальные представления являются своеобразным

    ключом к социализации (41).

    В фокусе внимания основателей концепции социальных представлений

    находится проблема динамики социальных представлений. В частности,

    выделяется несколько динамических тенденций. Прежде всего изменения и

    преобразования совершаются между представлениями здравого смысла и научными

    представлениями. Так, С. Московиси пишет, что научные представления

    ежедневно и спонтанно становятся представлениями здравого смысла, а

    последние превращаются в научные (39).

    Безусловной заслугой данной концепции явилось то, что она инициировала

    многочисленные социально-психологические исследования на актуальные для

    современного общества темы, а также темы, не традиционные для классической

    социальной психологии. В числе этих тем можно назвать следующие:

    трансформация культурных несоответствий (проблема вживания и адаптации

    эмигрантов), проблема развития среднего класса, анализ истории жизни

    (анализ автобиографий), представления о досуге и проблема его организации,

    детская социальная компетентность, проблема экологического сознания и

    изучение социальных представлений, связанных с экологией, исследование

    социально-психологических компонентов идеологий и пропаганды, анализ

    социальных представлений о демократии в обыденном и рефлексивном мышлении

    (41). Кроме того, изучены системы представлений о психоанализе (С.

    Московиси), о городе (Ст. Милгрем), о женщине и детстве (М.-Ж. Шомбар де

    Лов), о человеческом теле (Д. Жоделе), о здоровье и болезни (К. Херзлиш) и

    другие (44).

    В рамках концепции социальных представлений сложились следующие

    направления анализа социальных представлений: 1) на уровне индивидуальной

    картины мира социальное представление рассматривается как феномен,

    разрешающий напряженность между привычным и новым содержанием, адаптирующий

    последние к уже имеющимся системам представлений с помощью так называемых

    “моделей закрепления” и превращающий необычное в банальное; 2) на уровне

    малой группы социальное представление выступает в концепции социальных

    представлений как феномен рефлексивной активности во внутригрупповом

    взаимодействии (так, показано существование иерархической системы

    представлений об элементах ситуации взаимодействия, а также эффекта

    “сверхсоответствия Я”, выражающегося в конструировании субъектом

    представления о себе как о человеке более соответствующем требованиям

    ситуации, чем другие люди; 3) в плане межгрупповых отношений социальное

    представление понимается как элемент рефлексивных отношений между группами,

    детерминированный, с одной стороны, общесоциальными факторами, с другой -

    частноситуативными особенностями взаимодействия; 4) на уровне больших

    социальных групп создан подход к изучению элементов обыденного сознания

    (41, 44).

    2. Анализ результатов исследования

    2.1. Описание методики и организации исследования

    Для изучения представлений о здоровом образе жизни нами была

    разработана анкета, состоящая из 2 частей (прил.1).

    Первая часть включает 6 вопросов, 3 из которых носят открытый характер

    и представляют собой неоконченные предложения, а в других трех пунктах

    испытуемому необходимо выбрать один из предлагаемых ответов и обосновать

    свой выбор.

    При обработке первой части анкеты использовался контент-анализ.

    Вторая часть анкеты состоит из двух пунктов. Первый пункт представляет

    собой сокращенный вариант методики ценностных ориентации М. Рокича.

    Испытуемому предлагается список из 15 терминальных ценностей, которые

    необходимо проранжировать согласно их значимости для испытуемого. Во втором

    пункте указаны составляющие здорового образа жизни, которые также

    необходимо расставить по степени важности для здорового образа жизни.

    При обработке определялись средние показатели рангов отдельно для

    каждой группы испытуемых.

    Для анализа неосознанных представлений о здоровом образе жизни

    испытуемым также предлагалось сделать рисунок, отражающий их представления

    о здоровом образе жизни. Участвующие в эксперименте получали следующую

    инструкцию: “Нарисуйте, пожалуйста, что Вы представляете, когда слышите

    выражение “здоровый образ жизни”.

    При анализе рисунков были выделены такие аспекты здорового образа

    жизни, как занятия спортом, отсутствие привычки к курению, общение с

    природой, отсутствие пристрастия к алкоголю, правильное питание, отсутствие

    привычки к наркотикам, доброжелательные отношения к другим людям, семья,

    любовь, оптимистичное отношение к жизни, отсутствие беспорядочной половой

    жизни, саморазвитие, мир на Земле и деятельность системы здравоохранения.

    В эксперименте приняли участие 20 девушек - учащихся 2 курса Базового

    медицинского колледжа в возрасте от 18 до 20 лет, 35 студентов 2 курса

    юридического факультета Донецкого филиала Ростовского института управления,

    бизнеса и права (17 девушек и 18 юношей) в возрасте от 18 до 20 лет и 20

    врачей Больницы №20 (17 женщин и 3 мужчины) в возрасте от 22 до 53 лет .

    Полученные в исследовании результаты представлены в следующих

    разделах.

    2.2. Результаты исследования и их обсуждение

    Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать ряд

    выводов относительно представлений о здоровом образе жизни в юношеском

    возрасте, а также у врачей и будущих медиков.

    Таблица 2.1

    Таблица рангов ценностных ориентаций на выборках практикующих медиков,

    учащихся медицинского колледжа и студентов-юристов

    |ценности |медики|Учащиес|девушки-|юноши- |

    | | |я-медик|юристы |юристы |

    | | |и | | |

    |беспечная жизнь |15 |14 |14 |15 |

    |образование |5 |4 |9 |9 |

    |материальная обеспеченность |3 |5 |5 |4 |

    |здоровье |1 |1 |1 |1 |

    |семья |2 |2 |2 |3 |

    |дружба |6 |7-8 |4 |7 |

    |красота |11 |11 |7-8 |10 |

    |счастье других |12 |13 |10 |13 |

    |любовь |4 |3 |3 |2 |

    |познание |10 |10 |13 |8 |

    |развитие |8 |7-8 |11 |6 |

    |уверенность в себе |7 |6 |6 |5 |

    |творчество |13 |12 |12 |11 |

    |интересная работа |9 |9 |7-8 |12 |

    |развлечения |14 |15 |15 |14 |

    Как показывает таблица 2.1 у всех групп испытуемых здоровье занимает 1

    место в системе ценностных ориентаций. Вместе с тем, анализ результатов

    анкеты позволяет сделать заключение о том, что несмотря на то, что ранг

    здоровья во всех группах одинаков, количество людей, отдающих приоритет

    среди прочих ценностей именно здоровью, различно, что дает основание судить

    об отличиях отношения к собственному здоровью у испытуемых. Так, 55%

    учащихся медицинского колледжа, 53% девушек-юристов и 45% врачей отдают

    первое место в ряду ценностей здоровью, в то время как среди студентов-

    юристов таких лиц только 33,3% (т.е. лишь каждый третий считает здоровье

    самой большой ценностью в жизни).

    Таким образом, можно говорить об отсутствии влияния медицинского

    образования на значимость здоровья для человека. Скорее, можно заключить,

    что женщины придают в целом большее значение здоровью, чем мужчины.

    При анализе открытых вопросов анкеты был выделен ряд составляющих

    здорового образа жизни, характеризующих с точки зрения испытуемых данный

    феномен.

    Так, испытуемые указывали на такие аспекты здорового образа жизни, как

    занятия спортом, отсутствие пристрастия к наркотикам, осмысленная жизнь,

    общение с природой, положительное отношение к себе, гармоничные отношения в

    семье, ощущение счастья, отсутствие пристрастия к алкоголю, умеренное

    употребление алкоголя, правильное питание, духовная жизнь, гармония с

    собой, отсутствие привычки к курению, саморазвитие, отсутствие

    беспорядочной половой жизни, закаливание, гигиена, оптимистичное отношение

    к жизни, деятельность на пользу обществу, режим дня. Сюда же некоторые

    испытуемые относили материальное и физическое благополучие, и здоровье

    окружающих, рассматривая их как факторы здоровья.

    Распределение данных ответов у разных групп испытуемых представлено в

    таблице 2.2.

    Таблица 2.2

    Составляющие здорового образа жизни

    | |Врачи |учащиеся|девушки-юр|юноши-юр|

    |составляющие ЗОЖ | |медики |исты |исты |

    |занятия спортом |25 |70 |64.7 |56 |

    |отсутствие привычки к |25 |60 |64.7 |28 |

    |наркотикам | | | | |

    |осмысленная жизнь |10 |15 |11.8 |- |

    |общение с природой |10 |5 |41.2 |5 |

    |положительное отношение к |5 |10 |5.9 |- |

    |себе | | | | |

    |гармоничные отношения в |25 |- |5.9 |5 |

    |семье | | | | |

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.