Трансактный анализ
Трансактный анализ
Министерство образования Российской Федерации
Новосибирский Гуманитарный Институт
Психолого - философский факультет
ТЕМА
Трансактный анализ как психотерапевтическое средство в работе с клиентом
Выпускная квалификационная работа
студентки 5-го курса
заочного обучения
Гринченко Светланы Николаевны
Научный руководитель:
врач - психотерапевт
Левченко Иван Иванович
Дата защиты
Оценка
Новосибирск 2001
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение....................................................................
............................................3
Глава I. Психотерапия как универсальное средство формирования
психического здоровья
людей................................................................
6
§ 1. Психотерапевтическое воздействие на
личность.......................................6
§ 2. Трансактный
анализ......................................................................
..............15
§ 3. Врачебно - психологический центр "Личность",
организация работы и
технология..............................................................
23
Глава II. Практика трансактного анализа
Экспериментальное
исследование.....................................................26
§ 1. Индивидуальная терапия трансактного
анализа........................................26
§ 2. Выявление эго-состояний в групповой терапии ТА,
анализ взаимодействий, анализ
игр............................................................35
Заключение..................................................................
..........................................43
Список использованной
литературы..................................................................
..46
Приложение
1...........................................................................
..............................48
Приложение
2...........................................................................
..............................50
Приложение
3...........................................................................
..............................54
Приложение
4...........................................................................
..............................55
Приложение
5...........................................................................
..............................56
Приложение
6...........................................................................
..............................57
Словарь терминологии
ТА..........................................................................
...........60
ВВЕДЕНИЕ
"…у каждого времени свои неврозы
-
и каждому времени требуется своя
психотерапия."
Виктор Франкл
Сегодня в нашей стране попросту трудно встретить человека без проблем
психологической адаптации или же психических расстройств. У кого не
обнаруживается названных нарушений, те часто демонстрируют зависимость от
психически активных веществ.
Жизнь общества сегодня трудно представить без алкоголя, табака. Все более
властно заявляют о себе наркотики. "Когда у человека не выявляется
психологических проблем, психической адаптации или зависимостей от
психически активных веществ, важно измерить его интеллект. И если
результаты измерения интеллекта показывают норму, можно говорить о
человеке, составляющем счастливое исключение из жестких правил нашего
бытия", - так считает профессор, президент психотерапевтической лиги В.В.
Макаров.
В нашей стране, как и других, самым главным национальным богатством и
основными национальными ресурсами являются люди, граждане страны. Несколько
поколений людей в нашей стране были зажаты, зачарованы, заморожены одним,
признанным единственно правильным, взглядом на вещи, на жизнь, на себя и
других людей. И это приводило в тупик.
Три или даже четыре поколения жителей нашей страны жили в советскую
эпоху, время, вполне достаточное для того, чтобы эти люди стали носителями
особого мировоззрения, занявшее прочное место в сознании и бессознательном.
Для формирования жизненного сценария или неосознаваемого плана жизни
нужно три поколения, что убедительно показал Э. Берн (1971). Это открытие
он выразил в краткой фразе: "Для того, чтобы воспитать леди, нужно начать с
бабушки."
По нашим данным, сегодня уже родились эти самые бабушки, внучки которых
смогут стать леди. Сейчас им, этим бабушкам, не более семи-восьми лет.
Теперь мы живем в иной реальности или даже в иных реальностях, резко
отличающихся от советских. Противоречия сложившихся жизненных сценариев и
требований социальной жизни приводят к психологической нестабильности, к
психосоматическим, психическим и наркологическим расстройствам. И даже если
в жизни нашей страны больше не будет столь резких потрясений и поворотов,
то высокая потребность в специалистах в области психического здоровья будет
удерживаться на протяжении жизни не менее чем трех-четырех поколений, то
есть в течении целого века.
Несколько поколений людей в нашей стране жили в одной реальности - в
реальности построения коммунизма… И коммунистическая идеология занималась
индивидуальным воспитанием человека в духе коллективизма.
После разрушения идеологии индивидуальное развитие человека у нас в
стране стало ничьей территорией. А между тем эта территория должна
принадлежать культуре. Психотерапия и составляет значительную часть
культуры.
Психотерапия - это, с одной стороны, мировоззрение и философия жизни, с
другой стороны - набор практических приемов и технологий достижений
поставленных целей. Все это привело к повышенному интересу в нашей стране к
различным психотерапевтическим направлениям, в частности - к разработанному
Э. Берном менее полувека назад трансактному анализу, который сегодня
признан во всем мире и бурно прогрессирует, поэтому выбранную мною тему
квалификационной работы "Трансактный анализ как психотерапевтическое
средство в работе с клиентом" считаю актуальной для нашего времени.
Объектом данной работы является теория и практика современной
психотерапии.
Предметом является трансактный анализ в контексте психотерапевтического
воздействия на личность и межличностные отношения.
Цель работы:
1) теоретическое обоснование методик трансактного анализа разными
авторами;
2) экспериментальная проверка на основе работы психологического центра
"Личность" под руководством психотерапевта Левченко И.И.
Задачи:
1) на основе изучения психологической литературы проанализировать эти
цели;
2) изучить опыт организации работы и технологии центра "Личность",
расположенного по адресу: г. Павлодар, ул. Торайгырова 81;
3) проследить экспериментальную практику работы врача-психотерапевта
Левченко И.И.
Работа в центре "Личность" проводилась в течение шести месяцев. В
процессе сбора информации была сформулирована гипотеза о том, что
трансактный анализ является универсальным средством (открытым и доступным)
в разрешении внутриличностных проблем и межличностных отношений.
ГЛАВА I. ПСИХОТЕРАПИЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО
ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ
§ 1. Психотерапевтическое воздействие на личность
Психотерапия как неотъемлемая часть культуры и самостоятельная профессия
в нашей стране только начинает развиваться. До настоящего времени она была
отдана медицине (Вельвовский И.З., 1966; Морозов Г.В., 1977; Кабанов М.М.,
1978; Рожнов В.Е., 1979 и др.), а внутри медицины стала отдельной
специальностью только в 1985 году. И не мудрено, что врачи - хирурги,
акушеры, инфекционисты и другие - не считают психотерапию полностью
медицинской специальностью.
В конце 70-х годов наши замечательные психологи Б.В.Зейгарник и С.Л.
Рубинштейн осторожно подняли вопрос о праве психологов заниматься
психотерапией, но инициатива не прошла. Не то, чтобы все оказалось напрасно
- нет. Психологи перестали быть музейной редкостью, в медицине появилась
специальность - медицинская психология, представителями которой могли стать
и психологи, и врачи. Но львиную долю медицинской психологии составляли
психодиагностика и академические исследования.
В наше время реальная ситуация стала значительно шире и гибче инструкций,
и практически психологи сегодня работают как психотерапевты даже чаще
врачей.
Вот что по этому поводу говорит профессор В.В, Макаров :"Каждый человек,
по роду своей деятельности соприкасающийся с людьми, занимается
психотерапией! И делает это вербально и невербально, осознано или
бессознательно, принося своими действиями облегчение и пользу людям или
усугубляя их проблемы. Каждое взаимодействие между людьми несет в себе и
психотерапевтическое послание. И важно, как донор передает это послание, а
реципиент принимает его" [18, c.8].
Основные цели психотерапии - воспитание гибкости, умения находить новые,
эффективные стратегии поведения; накапливать и рационально использовать
энергетические ресурсы; изыскивать, сохранять и развивать ресурсные
состояния; обеспечивать активность, энтузиазм, оптимизм, сохранять и
развивать здоровье.
В 1966 году в Московском Центральном институте усовершенствования врачей
была открыта кафедра психотерапии. Ее заведующим стал профессор В.Е.
Рожнов.
На базе кафедры в последующем был сформирован Всесоюзный центр
психотерапии. Кафедра и центр занимались в основном гипнозом, аутогенной
тренировкой, рациональной и групповой психотерапией.
Сложившаяся школа психотерапии называлась Московской. Она соответствовала
заказу тоталитарного общества, но, несмотря на это, в ее недрах
складывались новые, авторские направления психотерапии. Например,
развивалась концепция эмоцианально-стрессовой психотерапии, клиническая
терапия духовной культуры.
Иной точки зрения придерживались ученые в Ленинградской школе
психотерапии. Многие из них работали в Научно-исследовательском
психоневрологическом институте им. В.Н. Бехтерева и развивали идеи В.Н.
Мясищева. Здесь избегали гипноза и занимались личностно-ориентированной
психотерапией, причем как индивидуальной, так и групповой.
Кроме двух главных, официальных школ, развивались и другие направления в
психотерапии.
Среди них в первую очередь "Метод интенсивной психотерапии жизни" доктора
А.Е. Алексейчика из Вильнюса и "Спасительный круг" доктора М.Н. Маякина из
Нижнего Новгорода.
Применительно к сегодняшнему дню и в Москве, и в Санкт-Петербурге
существует множество психотерапевтических начинаний, направлений,
концепций, коллективов и групп.
Мы живем в невероятное время, когда история делается каждый день, прямо у
нас на глазах и зачастую с нашим участием. В большей мере это касается и
психотерапии. Из всех медицинских специальностей, занятых психическим
здоровьем, психотерапия претерпела наибольшие изменения.
В нашей официальной, профессиональной литературе наконец-то появились
описания современных западных методов психотерапии. Одна из первых,
вышедших в свет, была книга профессора Б.Д. Карвасарского "Психотерапия". В
книге научно излагались концепции и подходы, приводились факты.
Специалисты и общественность нашей страны начинают с восторгом
знакомиться с западными методами психотерапии.
В последние годы освоением новых методов активно занимались и
государственные, и негосударственные учебные структуры по всей стране. В
числе методов, приобретших стабильную популярность можно назвать: гештальт-
терапию, групп-анализ, нейролингвистическое программирование, психодраму,
психосинтез, телесно ориентированную психотерапию, трансперсональную
психотерапию, трансактный анализ, психоанализ (президент России в 1996 году
издал специальный Указ о развитии психоанализа).
Мир психотерапии не просто разнообразен - он необозрим. Каждый специалист
видит лишь какую-то его часть. И называет только эту часть психотерапией.
Существует великое множество определений психотерапии.
Вот, например, что писал М.С. Лебединский в 1959 году:
"Психотерапией является целенаправленное, планомерное, учитывающее не
только особенности и состояние организма в целом, но и социальную природу,
личность человека, врачебное воздействие на психику в целях лечения его
психики, его нервной системы, в соответствующих случаях и всего организма в
целом."
По мнению А.М. Свядоща, которое он сформулировал в 60-х годах,
психотерапия - это лечение информацией.
П.И. Буль в 1974 году заметил, что "основа психотерапевтического
воздействия - речевое воздействие врача его врачебным словом."
Начиная с 70-х годов у нас в стране было принято определение В.Е.
Рожнова: "Психотерапия есть комплексное лечебное воздействие с помощью
психических средств на психику больного, а через нее и на весь его организм
с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе,
своему состоянию и окружающей среде."
Если вглядеться, вдуматься в эти определения, можно заметить, что все они
так или иначе содержат в себе общие ключевые слова, рисующие психотерапию
как составную часть медицины: больной, врач, лечение.
Но сегодня, когда и железный, и идеологический занавесы с жизни сняты,
когда нам стал доступен весь ранее скрытый или запрещенный опыт мировой
психологии и психотерапии, психиатры - психотерапевты - те, кто, по
выражению М.Е. Бурно, "основательно поварились в котле большой психиатрии",
пришли к заключению, что "высокая психотерапия есть, в сущности, целебное
обучение пациента искусству жизни и лечение средствами души" [9, c.16].
Я полностью согласна с этим определением, а еще мне нравится точка зрения
профессора В.В. Макарова. Он считает, что: "…психотерапия - это процесс
психологического упорядочения прошлого, настоящего и будущего, достижение
гармонии с собой и миром в настоящем."
Гармония с собой и миром в настоящем может быть получена в случае полной
самореализации, покоя, достижения счастья. Ее можно сформулировать и как
высвобождение потенциала человека, самоактуализации и позитивной
саморегуляции, достижения аутентичности, подлинной человечности. Такое
краткое и вместе с тем широкое понимание психотерапии может обеспечить ее
развитие в различных направлениях [18, c.26].
Приведем и более традиционное, детализированное определение. Психотерапия
- система психического (психологического) воздействия словом, мимикой,
молчанием при помощи техник, изменяющих психические процессы и соматическое
состояние, воздействия группы, специально организованной среды, на психику,
а через нее и весь организм человека или группу с целью лечения или
профилактики заболевания и состояний дезадаптации, развития здоровья или
достижения других сформулированных целей.
Это эклектичное определение, сконструированное с учетом представлений
ряда авторитетных исследователей, в частности, В.Е. Рожнова и Б.Д.
Карвасарского, отражает различные аспекты предмета [18, c.27].
Можно выделить шесть моделей терапии: медицинскую, психологическую,
педагогическую, философскую, социальную и недифференцированную [Макаров
В.В., 1999].
Польский психотерапевт Станислав Ледер описал четыре основные модели
психотерапии:
* психотерапия как метод лечения, влияющий на состояние и
функционирование организма в сфере психических и соматических функций
(медицинская модель психотерапии);
* психотерапия как метод манипулирования, носящий характер инструмента и
служащий целям общественного контроля (социологическая модель);
* психотерапия как комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодействия
между людьми (философская модель психотерапии);
* психотерапия как метод, который приводит в действие процесс научения
(психологическая модель).
Существование этих моделей, объяснимое воздействием разнообразных
социально-культурных, экономических и других факторов, оказывающих влияние
на развитие психотерапии в современном мире, заостряет вопрос о социальной
релевантности целевых установок в психотерапии, ее нормативном аспекте.
Этот аспект отчетливо выступает в работах К.К. Платонова (1974), Е.В.
Шороховой (1978), А.М. Изуткина (1982), [10, c. 8].
Я остановлюсь только на психологической модели в психотерапии, которая
предназначена для решения проблем, не достигающих уровня патологии, однако
влияющих на развитие психологических функций, личностный рост.
Выделяются четыре варианта психотерапии по продолжительности: терапия
сверхкороткая (сверхбыстрая), короткая (быстрая), длительная (медленная),
сверхдлительная (сверхмедленная), [18, c.33].
сверхкороткая терапия длится минуты и часы, направлена на разрешение
актуальных, изолированных проблем и конфликтов; глубокими личностными
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|