МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Трансактный анализ

    гештальт-упражнениями. Пер. С англ./общ. Ред. и послесл. Л.А.

    Петровской - М., 1993

    8. Кон И. В поисках себя. - М., 1984

    9. Каган В.Е. Психотерапия для всех и для каждого. - М.: ЭКСМО - Пресс,

    1998

    10. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - М.: Медицина, 1985

    11. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. - Л.: Медицина, 1985

    12. Качунас Р. Основы психологического консультирования. - М.:

    Академический проект, 1999

    13. Кондрашенко В.Г. Основы психотерапии. - М., 1995

    14. Как построить свое "Я"/ под ред. В.И. Зинченко - М., 1991

    15. Кабрин Э. Транскоммуникация и личностное развитие. Томск, 1992

    16. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр, микруструктура общения М.,

    1993.

    17. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. - Ростов н/Д.: "Феникс", 2000

    18. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. - М., 1999

    19. Ниренберг Д., Калере Г. Читать человека как книгу. - М., 1990

    20. Немов П.С. Общие основы психологии в 3-х т. - М., 1992, - т. 3

    21. Основы психодиагностики (под ред. Шмелева), Ростов-на-Дону, 1996

    22. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. - М., 1993

    23. Рудестам К. Групповая психотерапия - СПб, Питер Ком, 1999

    24. РоговЕ.И. Психология человека - М.: "Владос", 1999

    25. Рахматмаев В. Быть в гармонии с собой и другими. Астрахань, 1993

    26. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов - на - Дону, "Феникс", 1997

    27. Столяренко Л.Д. Психологический практикум. Ростов - на - Дону,

    "Феникс", 1997

    28. Сосновникова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и

    диагностика. Горький, 1975

    29. Стьюарт и. Джоинс В. Современный ТА: пер. с англ. - Касьянов Д.Д.

    Ленинград, 1987

    30. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990

    31. Харрис Томас А. Я благополучен, ты благополучен. Красноярск, 1993

    32. Шмидт Р. Искусство общения. - М., 1992

    Приложение 1

    Структурная диаграмма первого порядка. Модель эго-состояний

    | |Эго-состояние Родителя (поведение, мысли и чувства,|

    | |скопированные у родителей или парентальных фигур) |

    | |Эго-состояние Взрослого (поведение, мысли и |

    | |чувства, которые являются прямым реагированием на |

    | |здесь и теперь) |

    | |Эго-состояние Дитя (поведение, мысли и чувства, |

    | |проигрываемые из детского возраста) |

    Э. Берн не раз подчеркивал, что Родитель и Ребенок являются эхом

    прошлого. В Ребенке я проигрываю поведение, мысли и чувства из моего

    собственного прошлого - моего детства. В эго-состоянии Родителя я

    проигрываю поведение, мысли и чувства, которые я скопировал в прошлом с

    моих родителей и парентальных фигур. Лишь во Взрослом я реагирую на

    ситуацию со всем моим настоящим потенциалом взрослой личности.

    Структурная модель показывает, что из себя представляет каждое эго

    состояние. Функциональная модель делит эго-состояние на части с тем, чтобы

    показать, как мы их используем.

    Структура = "что" = содержание

    Функция = "как" = процесс

    Функциональный анализ эго-состояний

    |Контролирующий | |Воспитывающий |

    |Родитель | |(Заботливый) Родитель |

    | | |Взрослый |

    |Адаптированный Ребенок | |Свободный Ребенок |

    |(Дитя) | | |

    Свободный ребенок спонтанен, импульсивен, независим, эгоцентричен и

    настроен творчески.

    Адаптированный Ребенок ограничен, но не влиянием Взрослого, а рамками

    Родительских правил и запретов. Уступчивость Адаптированного Ребенка

    побуждает его угождать другим. С этим связаны чувства страха, стыда и вины.

    Функционально Родитель может выступать в роли Заботливого Родителя,

    который защищает, поддерживает, беспокоится, одобряет, и Критичного, или

    Контролирующего Родителя. Критика со стороны Контролирующего Родителя может

    быть как конструктивной, так и деструктивной. КР проявляет себя

    произвольными и неоправданными запретами и установками.

    Почему так важно правильно различать структуру и функцию?

    Всегда, когда мы говорим о взаимодействии между людьми (межличностные

    аспекты), мы должны использовать функциональную модель. Структурная модель

    применяется тогда, когда мы анализируем, что происходит внутри человека

    (интрапсихические вопросы).

    Приложение 2

    Трансакцию можно определить как трансакциональный стимул плюс

    трансакциональная реакция. Э. Берн считал трансакцию "основной единицей

    социального взаимодействия".

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    | |Ст- "стимул" | |

    | |Rк - "реакция" | |

    рис. 1. Параллельная трансакция Взрослый - Взрослый

    | | | |

    рис. 2. Параллельная трансакция Р(Д, Д(Р

    | | | |

    рис. 3. Параллельная трансакция СД(ВР, ВР(СД

    Первое правило коммуникации

    До тех пор, пока трансакции остаются параллельными, коммуникация

    продолжается бесконечно долгое время.

    | | | |

    рис. 4. Пересекающаяся трансакция В(В, Р(Д

    | | | |

    рис. 5. Пересекающаяся трансакция Р(Д, В(В

    Второе правило коммуникации

    При пересекающейся трансакции происходит разрыв коммуникаций, при этом

    для восстановления коммуникации одному или обеим людям необходимо будет

    изменить свои эго-состояния.

    В скрытой трансакции одновременно передаются два сообщения. Одно из них -

    открытое сообщение или сообщение социального уровня, другое - скрытое

    сообщение или сообщение психологического уровня.

    | | | |

    рис. 6. Двойная скрытая трансакция: социальный уровень В(В, В(В;

    психологический уровень Р(Д, Д(Р

    | | | |

    рис. 7. Угловая скрытая трансакция

    Третье правило коммуникации

    Поведенческий результат скрытой трансакции определяется на

    психологическом, а не на социальном уровне.

    С. Карпман считал, что мы можем сами выбирать трансакции и общаться так,

    как мы хотим. В особенности мы можем избирать новые способы общения с тем,

    чтобы сломать обычные неприятные, "замкнутые" взаимодействия с другими

    людьми. Для этого необходимо заставить другого человека выйти из его эго-

    состояния, или изменить свое собственное эго-состояние, или то и другое. Он

    выделяет четыре условия, которые необходимы для осуществления этой

    стратегии:

    * одно или оба эго-состояния должны реально измениться;

    * трансакция должна быть непересекающейся;

    * необходимо изменить предмет разговора;

    * предыдущий разговор (тема) должен быть забыт.

    Приложение 3

    Драматический треугольник

    Стивен Карпман разработал простую, но чрезвычайно эффективную диаграмму

    для анализа игр - драматический треугольник (рис. 1)

    |(Преследователь) | |(Спаситель) |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    (Жертва)

    рис. 1

    Ее идея заключается в том, что в играх люди играют одну из следующих

    сценарных ролей: Преследователя, Спасителя или Жертвы.

    Преследователь - человек, который унижает и принижает других людей,

    считающими их стоящими ниже себя и не "О,кей."

    Спаситель также считает других ниже себя и не "О,кей", однако предлагает

    свою помощь, исходя из своего более высокого положения. Он считает: "Я

    должен помогать всем этим людям, так как они сами не в состоянии себе

    помочь!"

    Жертва сама ощущает свое приниженное положение и свой не "О,кей". Иногда

    Жертва ищет Преследователя с тем, чтобы он унизил ее и поставил ее на

    место. В других случаях Жертва ищет Спасителя, который поможет ей и

    подтвердит убеждение Жертвы в том, что "Я не смогу сам справиться со своими

    проблемами."

    В виртуозно разыгрываемой игре возможно перемещение между вершинами

    треугольника. В таком случае Жертва может стать Преследователем, а

    Спасатель Жертвой и т.д.

    Чтобы пресечь подобные развития событий, необходимо его осмыслить и

    предпринять сознательные усилия для выхода из порочного круга.

    Приложение 5

    Контаминация

    До сих пор мы предполагали, что всегда можно четко отличать содержание

    одного эго-состояния от другого.

    Однако, что происходит, если два эго-состояния смешаны друг с другом?

    Или, когда человек не может войти или выйти из какого-то эго-состояния? Э.

    Берн назвал эти две проблемы контаминацией и исключением (выключением). Оба

    эти явления имеют общее название - структурная патология.

    Иногда я могу принять содержание эго-состояния моего Ребенка или Родителя

    за содержание Взрослого. В этом случае считается, что мой Взрослый

    контаминирован.

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    | | |Двойная контаминация |

    |Контаминация Родителем |Контаминация Ребенком |Например: |

    |Например: |Например: |(Р) "Людям нельзя |

    |"Черномазые - Лентяи" |"Я плохо пишу" |доверять", в сочетании |

    |"Белые - Эксплуататоры" |"Я хуже других" |с: |

    |"Мир ужасен" |"Я родился жирным" |(Д) "Я никому никогда не|

    | |"Я не могу бросить |верю" |

    | |курить" |или: |

    | | |(Р) "Детей нужно видеть,|

    | | |но не слышать", |

    | | |в сочетании с: |

    | | |(Д) "Чтобы нормально |

    | | |жить, я должен молчать" |

    Некоторые современные авторы ТА считают все контаминации двойными. Для

    них содержание двойной контаминации состоит из всех старых, искаженных

    убеждений, которые человек имеет о себе, других людях и о мире. В ТА они

    получили название сценарных убеждений.

    Приложение 6

    Практические упражнения для групп трансактного анализа

    Заключение контракта в ТА

    Цель. Это упражнение готовит к заключению контракты и побуждает к

    переменам, направленным на дальнейший личностный рост и достижение

    самостоятельности.

    Необходимое время. 1 час и более.

    Подготовка. Руководитель должен быть знаком с процессом заключения

    контракта.

    Процедура. Напишите на бумаге ваши собственные ответы на следующие

    вопросы:

    Что бы вы хотели именно для себя такого, что сделало бы вашу жизнь более

    полной? Что надо сделать, чтобы так и получилось? Что вы готовы сделать?

    Как вы сами и другие поймете, что эта цель достигнута? Какие у вас есть

    способы саботировать работу над собой?

    Ответы на эти вопросы являются этапами заключения хорошего ТА-контракта

    по достижению перемен в своей личности. Когда все в группе кончат на них

    отвечать, остальное время занятия можно потратить на обмен мнениями о

    контрактах и на их уяснение.

    Идентификация сценариев

    Цель. Это упражнение является вводным в задачу понимания жизненных

    сценариев и позволяет участникам определить, какие формы поведения они

    хотели бы у себя изменить.

    Необходимое время. 1 час.

    Материалы. Не требуются.

    Подготовка. Руководитель должен быть опытным, потому что это упражнение

    может вызвать сильные эмоции.

    Процедура. Разбейтесь на подгруппы по четыре-пять человек. В каждой

    подгруппе подумайте над ответами на такие вопросы:

    Что случается с людьми вроде меня? Если я и дальше буду таким, как есть,

    чем это по логике должно кончиться? Что при этом скажут обо мне другие?

    В пределах подгруппы поделитесь ответами на вопросы на вопросы, насколько

    сочтете нужным. Эти ответы могут иметь происхождением те решения, которые

    вы приняли когда-то в детстве. Теперь у вас может появиться желание

    пересмотреть эти решения.

    Следующие вопросы также могут быть полезны в идентификации жизненных

    сценариев и добавлены к упражнению.

    Какая у вас в детстве была любимая история или волшебная сказка?

    Что рассказывали в семье о вашем рождении?

    Как было выбрано ваше имя?

    Какая надпись на вашем надгробии подвела бы итог вашей жизни?

    Характер семейных воздействий

    Цель. Это упражнение разработано на основе работы Гулдинга и Гулдинга

    (1979). Оно применяется, чтобы усилить осознание того, как семейные

    воздействия подкрепляют ощущения счастья и несчастья.

    Необходимое время. 45 минут.

    Материалы. Не требуются.

    Подготовка. Руководитель должен быть опытным, поскольку это упражнение

    может вызвать сильные эмоции.

    Процедура. Примите удобное положение и закройте глаза. Представьте, как

    вы стоите возле дома, где жили, когда были маленькими. Теперь представьте,

    что вы упали и разодрали колено. Вы с рыданиями бежите в дом, а по ногам у

    вас стекает маленькая капля крови. Посмотрите на выражения лиц членов вашей

    семьи. Что они говорят вам? Какие чувства они испытывают? Что они делают?

    Повторите это упражнение в следующих воображаемых ситуациях:

    Вы вбегаете в дом злым и плачущим, потому что кто-то из детей постарше

    отобрал у вас игрушку.

    Вы вбегаете в дом в сильном испуге, потому что увидели большую собаку.

    Вы вбегаете в дом, смеясь и радуясь тому, что получили в школе приз.

    По завершении этого упражнения откройте глаза и разбейтесь на пары.

    Поделитесь впечатлениями. Случалось вам испытывать чувство, которое в вашей

    семье считалось неприемлемым и которое вы теперь отказываетесь у себя

    признавать? Были ли у вас чувства, которые поощрялись и с помощью которых

    вы теперь манипулируете другими, чтобы добиваться того, что вам нужно?

    Словарь терминологии ТА

    Автономия - качество, которое выражается в раскрытии или восстановлении

    трех следующих способностей: осознания, спонтанности и

    интимности; любое поведение, мышление или чувства, которые

    являются реакцией на реальность здесь и теперь, а не на

    сценарные убеждения.

    Адаптивный Ребенок - часть Ребенка в функциональной модели, указывающая,

    как человек может использовать это эго-состояние

    при взаимодействиями с правилами и требованиями

    общества.

    Воспитывающий Родитель - субподразделение Родителя в функциональной

    модели, указывающая на то, как человек

    может использовать это эго-состояние,

    воспитывая, заботясь и помогая другим.

    Времяпровождение - способ структурирования времени, когда люди говорят о

    чем-то, однако, ничего не предпринимают в

    отношении этого.

    Деятельность - способ структурирования времени, при котором люди

    стремятся достигнуть определенной цели в

    противоположность тому, когда об этом только говорят.

    Драматический треугольник - диаграмма, показывающая, как люди могут

    занимать, а также перемещаться из одной

    из следующих ролей в другую

    (Преследователь, Спаситель и Жертва).

    Думать по-Марсиански - объяснение поведения и общения людей, включающее в

    себя наблюдение, в котором отсутствуют предубеждения

    (апперцепция).

    Естественный Ребенок - то же, что и Свободный Ребенок.

    Жизненная позиция - основные убеждения и понятия человека о себе и других

    людях, которые призваны оправдывать решения и

    поведение человека; основополагающая позиция

    человека, заключающаяся в его отношении к себе и

    другим людям.

    Игра - продолжительный ряд действий (трансакций), часто заученных с

    определенной скрытой целью, движущихся к определенному исходу, или

    последовательность действий, часто заученных, на первый взгляд

    очевидных, но со скрытой мотивацией.

    Интимность - способ структурирования времени, при котором люди выражают

    друг другу аутентичные чувства и желания без какой-либо

    цензуры.

    Контаминация - часть содержания эго-состояния Ребенка или Родителя,

    которое человек ошибочно воспринимает как содержание

    своего Взрослого.

    Контракт - четко выраженная двусторонняя приверженность определенному

    плану действий, приверженность Взрослого самому себе или кому-

    либо другому с целью достижения какого-либо изменения.

    Контролирующий Родитель - субподразделение Родителя в функциональной

    модели, характеризующееся тем, как

    человек может использовать это эго-

    состояние с целью контроля, управления и

    критики.

    Контрприказания - сценарные послания, исходящие от Родителя и хранимые

    Ребенком в Родителе.

    Крючок - трансакционный стимул, который на психологическом уровне

    является приглашением к игре.

    Маленький профессор - Взрослый в Ребенке.

    Марка - рэкетное чувство, которое человек собирает с целью последующего

    его обмена на негативную расплату.

    Модель эго-состояний - модель, отражающая личность в терминах эго-

    состояния Родителя, Взрослого и Ребенка.

    Переключение - положение в игре, когда игрок меняет свою роль с целью

    получить свою расплату.

    Победитель - человек, который достигает поставленной цели.

    Поглаживание - единица признания.

    Послание на социальном уровне - открытое послание, которое обычно

    передается с помощью слов.

    Приказания - негативные, ограничивающие сценарные послания, исходящие из

    Ребенка родителя и хранимые в Ребенке ребенка.

    Разрешения (в сценарии) - позитивные, освобождающие сценарные послания,

    исходящие из Ребенка родителя и хранимые

    ребенком в Ребенке.

    Расплата - рэкетное чувство, испытываемое игроком в конце игры (о

    сценарии) завершающая сцена сценария.

    Решение - мнение человека о себя. других людях и о жизни в целом,

    принятое в детстве как наилучший имеющийся в наличии способ

    выживания и удовлетворения потребностей, связанный с

    ограниченными возможностями для ребенка чувствовать и

    тестировать реальность.

    Ритуал - способ структурирования времени, при котором люди обмениваются

    хорошо известными и заранее запрограммированными

    поглаживаниями.

    Свободный Ребенок - часть Ребенка в функциональной модели, показывающее,

    как человек может использовать это эго-состояние

    при выражении своих чувств и деланий без всякой

    их цензуры и ссылками на правила и требования

    общества.

    Структура - классификация поведения, чувств и переживаний с помощью эго-

    состояний.

    Структурирование времени - то, как люди проводят время, находясь в парах

    или группах.

    Сценарий жизни - бессознательный план жизни, принятый в детстве,

    усиливаемый родителями, "оправдываемый" ходом событий

    и достигающий кульминации в выбранной альтернативе.

    Трансактный анализ - (определение Берна) (1) - система психотерапии,

    основанная на анализе трансакций или серий

    трансакций, которые имеют место во время лечения;

    (2) - теория личности, основанная на изучении

    отдельных эго-состояний; (3) - теория социального

    действия, в основе которой лежит анализ эго-

    состояний; (4) - анализ отдельных трансакций с

    помощью трансакциональных диаграмм.

    Трансакция - трансакциональный стимул плюс трансакциональная реакция -

    основная единица социального общения.

    Угловая трансакция - скрытая трансакция, включающая в себя три эго-

    состояния.

    Уход - способ структурирования времени, при котором человек не общается с

    другими людьми.

    Эгограмма - диаграмма в виде схемы с колонками, показывающая интуитивную

    оценку человеком важности каждого субподразделения модели

    эго-состояний в личности человека.

    Эго-состояние - постоянный паттерн чувств и переживаний, непосредственно

    связанный с соответствующим постоянным паттерном

    поведения.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.