Трансактный анализ
гештальт-упражнениями. Пер. С англ./общ. Ред. и послесл. Л.А.
Петровской - М., 1993
8. Кон И. В поисках себя. - М., 1984
9. Каган В.Е. Психотерапия для всех и для каждого. - М.: ЭКСМО - Пресс,
1998
10. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - М.: Медицина, 1985
11. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. - Л.: Медицина, 1985
12. Качунас Р. Основы психологического консультирования. - М.:
Академический проект, 1999
13. Кондрашенко В.Г. Основы психотерапии. - М., 1995
14. Как построить свое "Я"/ под ред. В.И. Зинченко - М., 1991
15. Кабрин Э. Транскоммуникация и личностное развитие. Томск, 1992
16. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр, микруструктура общения М.,
1993.
17. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. - Ростов н/Д.: "Феникс", 2000
18. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. - М., 1999
19. Ниренберг Д., Калере Г. Читать человека как книгу. - М., 1990
20. Немов П.С. Общие основы психологии в 3-х т. - М., 1992, - т. 3
21. Основы психодиагностики (под ред. Шмелева), Ростов-на-Дону, 1996
22. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. - М., 1993
23. Рудестам К. Групповая психотерапия - СПб, Питер Ком, 1999
24. РоговЕ.И. Психология человека - М.: "Владос", 1999
25. Рахматмаев В. Быть в гармонии с собой и другими. Астрахань, 1993
26. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов - на - Дону, "Феникс", 1997
27. Столяренко Л.Д. Психологический практикум. Ростов - на - Дону,
"Феникс", 1997
28. Сосновникова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и
диагностика. Горький, 1975
29. Стьюарт и. Джоинс В. Современный ТА: пер. с англ. - Касьянов Д.Д.
Ленинград, 1987
30. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990
31. Харрис Томас А. Я благополучен, ты благополучен. Красноярск, 1993
32. Шмидт Р. Искусство общения. - М., 1992
Приложение 1
Структурная диаграмма первого порядка. Модель эго-состояний
| |Эго-состояние Родителя (поведение, мысли и чувства,|
| |скопированные у родителей или парентальных фигур) |
| |Эго-состояние Взрослого (поведение, мысли и |
| |чувства, которые являются прямым реагированием на |
| |здесь и теперь) |
| |Эго-состояние Дитя (поведение, мысли и чувства, |
| |проигрываемые из детского возраста) |
Э. Берн не раз подчеркивал, что Родитель и Ребенок являются эхом
прошлого. В Ребенке я проигрываю поведение, мысли и чувства из моего
собственного прошлого - моего детства. В эго-состоянии Родителя я
проигрываю поведение, мысли и чувства, которые я скопировал в прошлом с
моих родителей и парентальных фигур. Лишь во Взрослом я реагирую на
ситуацию со всем моим настоящим потенциалом взрослой личности.
Структурная модель показывает, что из себя представляет каждое эго
состояние. Функциональная модель делит эго-состояние на части с тем, чтобы
показать, как мы их используем.
Структура = "что" = содержание
Функция = "как" = процесс
Функциональный анализ эго-состояний
|Контролирующий | |Воспитывающий |
|Родитель | |(Заботливый) Родитель |
| | |Взрослый |
|Адаптированный Ребенок | |Свободный Ребенок |
|(Дитя) | | |
Свободный ребенок спонтанен, импульсивен, независим, эгоцентричен и
настроен творчески.
Адаптированный Ребенок ограничен, но не влиянием Взрослого, а рамками
Родительских правил и запретов. Уступчивость Адаптированного Ребенка
побуждает его угождать другим. С этим связаны чувства страха, стыда и вины.
Функционально Родитель может выступать в роли Заботливого Родителя,
который защищает, поддерживает, беспокоится, одобряет, и Критичного, или
Контролирующего Родителя. Критика со стороны Контролирующего Родителя может
быть как конструктивной, так и деструктивной. КР проявляет себя
произвольными и неоправданными запретами и установками.
Почему так важно правильно различать структуру и функцию?
Всегда, когда мы говорим о взаимодействии между людьми (межличностные
аспекты), мы должны использовать функциональную модель. Структурная модель
применяется тогда, когда мы анализируем, что происходит внутри человека
(интрапсихические вопросы).
Приложение 2
Трансакцию можно определить как трансакциональный стимул плюс
трансакциональная реакция. Э. Берн считал трансакцию "основной единицей
социального взаимодействия".
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| |Ст- "стимул" | |
| |Rк - "реакция" | |
рис. 1. Параллельная трансакция Взрослый - Взрослый
| | | |
рис. 2. Параллельная трансакция Р(Д, Д(Р
| | | |
рис. 3. Параллельная трансакция СД(ВР, ВР(СД
Первое правило коммуникации
До тех пор, пока трансакции остаются параллельными, коммуникация
продолжается бесконечно долгое время.
| | | |
рис. 4. Пересекающаяся трансакция В(В, Р(Д
| | | |
рис. 5. Пересекающаяся трансакция Р(Д, В(В
Второе правило коммуникации
При пересекающейся трансакции происходит разрыв коммуникаций, при этом
для восстановления коммуникации одному или обеим людям необходимо будет
изменить свои эго-состояния.
В скрытой трансакции одновременно передаются два сообщения. Одно из них -
открытое сообщение или сообщение социального уровня, другое - скрытое
сообщение или сообщение психологического уровня.
| | | |
рис. 6. Двойная скрытая трансакция: социальный уровень В(В, В(В;
психологический уровень Р(Д, Д(Р
| | | |
рис. 7. Угловая скрытая трансакция
Третье правило коммуникации
Поведенческий результат скрытой трансакции определяется на
психологическом, а не на социальном уровне.
С. Карпман считал, что мы можем сами выбирать трансакции и общаться так,
как мы хотим. В особенности мы можем избирать новые способы общения с тем,
чтобы сломать обычные неприятные, "замкнутые" взаимодействия с другими
людьми. Для этого необходимо заставить другого человека выйти из его эго-
состояния, или изменить свое собственное эго-состояние, или то и другое. Он
выделяет четыре условия, которые необходимы для осуществления этой
стратегии:
* одно или оба эго-состояния должны реально измениться;
* трансакция должна быть непересекающейся;
* необходимо изменить предмет разговора;
* предыдущий разговор (тема) должен быть забыт.
Приложение 3
Драматический треугольник
Стивен Карпман разработал простую, но чрезвычайно эффективную диаграмму
для анализа игр - драматический треугольник (рис. 1)
|(Преследователь) | |(Спаситель) |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
(Жертва)
рис. 1
Ее идея заключается в том, что в играх люди играют одну из следующих
сценарных ролей: Преследователя, Спасителя или Жертвы.
Преследователь - человек, который унижает и принижает других людей,
считающими их стоящими ниже себя и не "О,кей."
Спаситель также считает других ниже себя и не "О,кей", однако предлагает
свою помощь, исходя из своего более высокого положения. Он считает: "Я
должен помогать всем этим людям, так как они сами не в состоянии себе
помочь!"
Жертва сама ощущает свое приниженное положение и свой не "О,кей". Иногда
Жертва ищет Преследователя с тем, чтобы он унизил ее и поставил ее на
место. В других случаях Жертва ищет Спасителя, который поможет ей и
подтвердит убеждение Жертвы в том, что "Я не смогу сам справиться со своими
проблемами."
В виртуозно разыгрываемой игре возможно перемещение между вершинами
треугольника. В таком случае Жертва может стать Преследователем, а
Спасатель Жертвой и т.д.
Чтобы пресечь подобные развития событий, необходимо его осмыслить и
предпринять сознательные усилия для выхода из порочного круга.
Приложение 5
Контаминация
До сих пор мы предполагали, что всегда можно четко отличать содержание
одного эго-состояния от другого.
Однако, что происходит, если два эго-состояния смешаны друг с другом?
Или, когда человек не может войти или выйти из какого-то эго-состояния? Э.
Берн назвал эти две проблемы контаминацией и исключением (выключением). Оба
эти явления имеют общее название - структурная патология.
Иногда я могу принять содержание эго-состояния моего Ребенка или Родителя
за содержание Взрослого. В этом случае считается, что мой Взрослый
контаминирован.
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | |Двойная контаминация |
|Контаминация Родителем |Контаминация Ребенком |Например: |
|Например: |Например: |(Р) "Людям нельзя |
|"Черномазые - Лентяи" |"Я плохо пишу" |доверять", в сочетании |
|"Белые - Эксплуататоры" |"Я хуже других" |с: |
|"Мир ужасен" |"Я родился жирным" |(Д) "Я никому никогда не|
| |"Я не могу бросить |верю" |
| |курить" |или: |
| | |(Р) "Детей нужно видеть,|
| | |но не слышать", |
| | |в сочетании с: |
| | |(Д) "Чтобы нормально |
| | |жить, я должен молчать" |
Некоторые современные авторы ТА считают все контаминации двойными. Для
них содержание двойной контаминации состоит из всех старых, искаженных
убеждений, которые человек имеет о себе, других людях и о мире. В ТА они
получили название сценарных убеждений.
Приложение 6
Практические упражнения для групп трансактного анализа
Заключение контракта в ТА
Цель. Это упражнение готовит к заключению контракты и побуждает к
переменам, направленным на дальнейший личностный рост и достижение
самостоятельности.
Необходимое время. 1 час и более.
Подготовка. Руководитель должен быть знаком с процессом заключения
контракта.
Процедура. Напишите на бумаге ваши собственные ответы на следующие
вопросы:
Что бы вы хотели именно для себя такого, что сделало бы вашу жизнь более
полной? Что надо сделать, чтобы так и получилось? Что вы готовы сделать?
Как вы сами и другие поймете, что эта цель достигнута? Какие у вас есть
способы саботировать работу над собой?
Ответы на эти вопросы являются этапами заключения хорошего ТА-контракта
по достижению перемен в своей личности. Когда все в группе кончат на них
отвечать, остальное время занятия можно потратить на обмен мнениями о
контрактах и на их уяснение.
Идентификация сценариев
Цель. Это упражнение является вводным в задачу понимания жизненных
сценариев и позволяет участникам определить, какие формы поведения они
хотели бы у себя изменить.
Необходимое время. 1 час.
Материалы. Не требуются.
Подготовка. Руководитель должен быть опытным, потому что это упражнение
может вызвать сильные эмоции.
Процедура. Разбейтесь на подгруппы по четыре-пять человек. В каждой
подгруппе подумайте над ответами на такие вопросы:
Что случается с людьми вроде меня? Если я и дальше буду таким, как есть,
чем это по логике должно кончиться? Что при этом скажут обо мне другие?
В пределах подгруппы поделитесь ответами на вопросы на вопросы, насколько
сочтете нужным. Эти ответы могут иметь происхождением те решения, которые
вы приняли когда-то в детстве. Теперь у вас может появиться желание
пересмотреть эти решения.
Следующие вопросы также могут быть полезны в идентификации жизненных
сценариев и добавлены к упражнению.
Какая у вас в детстве была любимая история или волшебная сказка?
Что рассказывали в семье о вашем рождении?
Как было выбрано ваше имя?
Какая надпись на вашем надгробии подвела бы итог вашей жизни?
Характер семейных воздействий
Цель. Это упражнение разработано на основе работы Гулдинга и Гулдинга
(1979). Оно применяется, чтобы усилить осознание того, как семейные
воздействия подкрепляют ощущения счастья и несчастья.
Необходимое время. 45 минут.
Материалы. Не требуются.
Подготовка. Руководитель должен быть опытным, поскольку это упражнение
может вызвать сильные эмоции.
Процедура. Примите удобное положение и закройте глаза. Представьте, как
вы стоите возле дома, где жили, когда были маленькими. Теперь представьте,
что вы упали и разодрали колено. Вы с рыданиями бежите в дом, а по ногам у
вас стекает маленькая капля крови. Посмотрите на выражения лиц членов вашей
семьи. Что они говорят вам? Какие чувства они испытывают? Что они делают?
Повторите это упражнение в следующих воображаемых ситуациях:
Вы вбегаете в дом злым и плачущим, потому что кто-то из детей постарше
отобрал у вас игрушку.
Вы вбегаете в дом в сильном испуге, потому что увидели большую собаку.
Вы вбегаете в дом, смеясь и радуясь тому, что получили в школе приз.
По завершении этого упражнения откройте глаза и разбейтесь на пары.
Поделитесь впечатлениями. Случалось вам испытывать чувство, которое в вашей
семье считалось неприемлемым и которое вы теперь отказываетесь у себя
признавать? Были ли у вас чувства, которые поощрялись и с помощью которых
вы теперь манипулируете другими, чтобы добиваться того, что вам нужно?
Словарь терминологии ТА
Автономия - качество, которое выражается в раскрытии или восстановлении
трех следующих способностей: осознания, спонтанности и
интимности; любое поведение, мышление или чувства, которые
являются реакцией на реальность здесь и теперь, а не на
сценарные убеждения.
Адаптивный Ребенок - часть Ребенка в функциональной модели, указывающая,
как человек может использовать это эго-состояние
при взаимодействиями с правилами и требованиями
общества.
Воспитывающий Родитель - субподразделение Родителя в функциональной
модели, указывающая на то, как человек
может использовать это эго-состояние,
воспитывая, заботясь и помогая другим.
Времяпровождение - способ структурирования времени, когда люди говорят о
чем-то, однако, ничего не предпринимают в
отношении этого.
Деятельность - способ структурирования времени, при котором люди
стремятся достигнуть определенной цели в
противоположность тому, когда об этом только говорят.
Драматический треугольник - диаграмма, показывающая, как люди могут
занимать, а также перемещаться из одной
из следующих ролей в другую
(Преследователь, Спаситель и Жертва).
Думать по-Марсиански - объяснение поведения и общения людей, включающее в
себя наблюдение, в котором отсутствуют предубеждения
(апперцепция).
Естественный Ребенок - то же, что и Свободный Ребенок.
Жизненная позиция - основные убеждения и понятия человека о себе и других
людях, которые призваны оправдывать решения и
поведение человека; основополагающая позиция
человека, заключающаяся в его отношении к себе и
другим людям.
Игра - продолжительный ряд действий (трансакций), часто заученных с
определенной скрытой целью, движущихся к определенному исходу, или
последовательность действий, часто заученных, на первый взгляд
очевидных, но со скрытой мотивацией.
Интимность - способ структурирования времени, при котором люди выражают
друг другу аутентичные чувства и желания без какой-либо
цензуры.
Контаминация - часть содержания эго-состояния Ребенка или Родителя,
которое человек ошибочно воспринимает как содержание
своего Взрослого.
Контракт - четко выраженная двусторонняя приверженность определенному
плану действий, приверженность Взрослого самому себе или кому-
либо другому с целью достижения какого-либо изменения.
Контролирующий Родитель - субподразделение Родителя в функциональной
модели, характеризующееся тем, как
человек может использовать это эго-
состояние с целью контроля, управления и
критики.
Контрприказания - сценарные послания, исходящие от Родителя и хранимые
Ребенком в Родителе.
Крючок - трансакционный стимул, который на психологическом уровне
является приглашением к игре.
Маленький профессор - Взрослый в Ребенке.
Марка - рэкетное чувство, которое человек собирает с целью последующего
его обмена на негативную расплату.
Модель эго-состояний - модель, отражающая личность в терминах эго-
состояния Родителя, Взрослого и Ребенка.
Переключение - положение в игре, когда игрок меняет свою роль с целью
получить свою расплату.
Победитель - человек, который достигает поставленной цели.
Поглаживание - единица признания.
Послание на социальном уровне - открытое послание, которое обычно
передается с помощью слов.
Приказания - негативные, ограничивающие сценарные послания, исходящие из
Ребенка родителя и хранимые в Ребенке ребенка.
Разрешения (в сценарии) - позитивные, освобождающие сценарные послания,
исходящие из Ребенка родителя и хранимые
ребенком в Ребенке.
Расплата - рэкетное чувство, испытываемое игроком в конце игры (о
сценарии) завершающая сцена сценария.
Решение - мнение человека о себя. других людях и о жизни в целом,
принятое в детстве как наилучший имеющийся в наличии способ
выживания и удовлетворения потребностей, связанный с
ограниченными возможностями для ребенка чувствовать и
тестировать реальность.
Ритуал - способ структурирования времени, при котором люди обмениваются
хорошо известными и заранее запрограммированными
поглаживаниями.
Свободный Ребенок - часть Ребенка в функциональной модели, показывающее,
как человек может использовать это эго-состояние
при выражении своих чувств и деланий без всякой
их цензуры и ссылками на правила и требования
общества.
Структура - классификация поведения, чувств и переживаний с помощью эго-
состояний.
Структурирование времени - то, как люди проводят время, находясь в парах
или группах.
Сценарий жизни - бессознательный план жизни, принятый в детстве,
усиливаемый родителями, "оправдываемый" ходом событий
и достигающий кульминации в выбранной альтернативе.
Трансактный анализ - (определение Берна) (1) - система психотерапии,
основанная на анализе трансакций или серий
трансакций, которые имеют место во время лечения;
(2) - теория личности, основанная на изучении
отдельных эго-состояний; (3) - теория социального
действия, в основе которой лежит анализ эго-
состояний; (4) - анализ отдельных трансакций с
помощью трансакциональных диаграмм.
Трансакция - трансакциональный стимул плюс трансакциональная реакция -
основная единица социального общения.
Угловая трансакция - скрытая трансакция, включающая в себя три эго-
состояния.
Уход - способ структурирования времени, при котором человек не общается с
другими людьми.
Эгограмма - диаграмма в виде схемы с колонками, показывающая интуитивную
оценку человеком важности каждого субподразделения модели
эго-состояний в личности человека.
Эго-состояние - постоянный паттерн чувств и переживаний, непосредственно
связанный с соответствующим постоянным паттерном
поведения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|