МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Трансактный анализ

    треугольника С. Карпмана (см. приложение 3).

    Работа в группах трансактного анализа имеет познавательную и

    образовательную направленность, а создаваемая группой обстановка

    способствует работе по контрактам и реализации Взрослого "Эго" членов

    группы.

    Практика терапии ТА базируется на последовательном теоретическом подходе,

    основными строительными блоками которого являются модель эго-состояний и

    концепция сценария жизни.

    Другими признаками терапии ТА является ее ориентировка на изменение, а не

    просто на достижение инсайта или просветления.

    Конечно, ТА вызывает стресс при понимании природы и источников проблем,

    однако это понимание никогда не рассматривается как конечная цель.

    Напротив, осознавание представляет собой инструмент изменения личности, а

    изменение само по себе состоит из принятия решения на изменение, а затем

    активный процесс по его воплощению в жизнь.

    При таком подходе практики ТА никогда не придавали ценности длительной

    терапии ради самой терапии. Для достижения инсайта, после которого клиент

    может измениться, не обязательно нужно кропотливо работать в течении многих

    месяцев и лет. Эту мысль Берн особенно подчеркивал в своем знаменитом

    совете клиентам: "Сначала почувствуйте себя лучше, а уж потом посмотрим,

    хотите ли вы по-прежнему измениться или нет."

    В то же самое время кратковременная терапия не является единственным

    подходом в ТА. Для решения целого ряда проблем клиент и терапевт могут

    иногда работать в течении длительного промежутка времени, что также

    возможно в рамках теории ТА.

    § 3. Врачебно-психологический центр "Личность", организация работы и

    технология

    Врачебно-психологический центр "Личность" организован в 1996 году ведущим

    психотерапевтом города Павлодара, врачом И.И. Левченко. Лицензия П № 23.

    Центр "Личность" включает в себя следующий диапазон профессиональной

    компетентности:

    * хроническая психологическая усталость;

    * неврозы и навязчивые состояния;

    * психосоматические заболевания;

    * личностные проблемы и проблемы отношений;

    * терапия супружества;

    * сексуальные расстройства, проблемы полового созревания и полового

    угасания;

    * терапия зависимостей (наркомания, алкоголизм, табакокурение);

    * бизнесконсультирование.

    Люди, обратившиеся сюда, получают индивидуальное консультирование и

    различные виды терапевтической коррекции, такие, как эриксоновский гипноз,

    голотропное дыхание, трансактный анализ, цветотерапия, музыкотерапия,

    психопунктура и другие виды терапии.

    Центр имеет приемный кабинет, кабинет психотерапии, процедурную комнату.

    В работе с клиентом используются различные методы традиционной психотерапии

    и новейшие методы психодиагностики.

    Являясь членом Профессиональной психотерапевтической лиги (ППЛ) и обладая

    европейским сертификатом по психотерапии, И.И. Левченко придерживается

    принципа открытого для клиентов терапевта, что означает настрой на

    партнерские отношения с пациентом, присоединение к нему, раскрытие своих

    человеческих качеств, способность убеждать и увлечь своим примером.

    Терапевт и пациент говорят на простом языке, обычными словами. Записи

    терапевта всегда открыты для их изучения клиентом. Большое значение в своей

    работе И.И. Левченко уделяет такому методу психотерапии, как трансактный

    анализ, конечная цель которого - научить человека жить, полностью реализуя

    себя, и быть счастливым в изменяющемся мире. В то же время, используя

    элементы классического трансактного анализа, в центре "Личность" успешно

    работает эклектическая модель психотерапии, когда трансактный анализ

    включает в себя техники других направлений.

    Проходя практику в психологическом центре "Личность", мне представилась

    возможность участвовать в экспериментальной психотерапевтической работе с

    клиентом индивидуально, а также в группах. В результате прорабатывались

    такие основные процедуры, как выявление эго-состояний, анализ

    взаимодействий, анализ игр, анализ жизненных сценариев, составление

    контрактов, а также применялись методы групп встреч, гештальт-терапии,

    телесной терапии, психодрамы и другие методы.

    Навыки, полученные на занятиях, позволили определить цели трансактного

    анализа. Краткосрочная цель состоит в достижении целей, оговоренных в

    контрактах, долгосрочная - в переписывании сценариев жизни. В основе всей

    терапии трансактного анализа лежит убеждение в том, что сценарные паттерны

    поведения, мыслей и чувств могут быть изменены.

    Целью трансактного анализа также является достижение человеком

    независимости и автономии, принятие ответственности, владение собой,

    самостоятельное определение своей судьбы, включенность в настоящее,

    свободные от игр взаимодействия, допускающие откровенность и близость.

    Итогом всей работы явилась экспериментальная часть на основе анализа

    практики трансактного анализа под руководством врача-психотерапевта

    Левченко И.И., которая будет описана во второй главе.

    ГЛАВА II. ПРАКТИКА ТРАНСАКТНОГО АНАЛИЗА.

    ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

    § 1. Индивидуальная терапия трансактного анализа

    Рассмотрим конкретный пример индивидуальной терапии в психологическом

    центре "Личность".

    Опишем Рамиля З., 22 года. Жалобы на затруднения с речью, страх общения с

    другими людьми, спазмы в гортани, нехватка воздуха. Проблемы начались с

    раннего возраста. Мать -вспыльчивая, властная, раздражительная, своим

    поведением стремится обратить на себя внимание окружающих, наблюдаются

    частые аффектные срывы. Отец по характеру очень мягкий, безвольный, в

    вопросах воспитания детей целиком полагался на жену. Старшая сестра Рамиля

    часто подавляла его, насмехалась над его застенчивостью, с разрешения

    матери жестоко наказывала его за малейшие провинности. Рамиль чувствовал,

    что является нежеланным ребенком, и еще больше замыкался. Впервые

    почувствовал спазмы в горле и нехватку воздуха, когда после очередного

    скандала мать заявила: "Ты проклятье на нашем роду". Сестра часто обрывала

    его, когда он пытался возражать, такими словами, как : "Ты дурак", "Что

    умного ты можешь сказать".

    В играх со сверстниками стремился к лидерству или полулидерству, но,

    приходя домой, опять ощущал подавляющую власть сестры и замыкался в себе.

    Уже учась в школе, когда отвечал урок, почувствовал страх сказать что-то не

    так, появились спазмы, стал заикаться.

    С тех пор эти явления повторялись всякий раз, когда Рамиль З. пытался

    вступить в диалог или выступить на публике.

    После беседы с клиентом, а сюда входит: первичное интервью,

    присоединение, сбор информации (общепринятые закономерности описаны в книге

    Р. Качюнаса "Основы психологического консультирования"), мы определяем

    модель мира клиента, его фиксированную установку, жизненный сценарий, куда

    входят: анализ детства, сказки, фантазии клиента, детские впечатления,

    отношения с матерью и другими парентальными фигурами, ранние решения,

    запреты, разрешения.

    Вместе с Рамилем мы анализируем его ранние детские впечатления,

    сопоставляем их с его сегодняшними переживаниями и поведением, в результате

    чего у клиента происходит ряд катарсисов с осознанием и пониманием корней

    своих проблем.

    Важно также отметить , что во время сеансов индивидуальной психотерапии

    применяется недирективная эриксоновская терапия. Идет работа с метафорами

    изменения, при этом учитываются интересы клиента, его профессия, хобби,

    навыки. Применяя метафоры, терапевт использует речевые обороты клиента, его

    слова. С самого начала психотерапевт стремится заключить с клиентом

    контракт Взрослого типа, учитывая объективные потребности клиента.

    Терапевт: Что Вы хотите для себя?

    Р.З.: Хочу избавиться от страхов, любить жизнь, свободно выражать свои

    мысли, потребности, желания и уметь их реализовывать.

    Терапевт: Что надо для этого сделать?

    Р.З.: Разрешить себе это делать.

    Терапевт: Что Вы хотите от себя?

    Р.З.: Принять мир таким как он есть, быть равноправным членом общества.

    Терапевт: Что Вы ожидаете от терапевта?

    Р.З.: Сотрудничества, компетентных рекомендаций.

    Это, по существу, контракт между Взрослым и Взрослым. И психотерапевт, и

    клиент знают, ради чего они работают и ясно представляют себе, каким

    образом должен измениться клиент.

    Следующим этапом работы будет анализ жизненного сценария Рамиля З.

    В.В. Макаров внес в трансактный анализ свою модель формирования

    жизненного сценария, который метафорически представлен в виде дерева (см.

    приложение 4).

    После построения "дерева Макарова", полезным способом концептуализации

    состояний эго является составление диаграмм.

    Психотерапевт просит клиента составить эгограмму, идея которой

    заключается в том, чтобы нарисовать столбик над названием каждого эго-

    состояния. Высота столбика указывает на то, сколько времени вы находитесь в

    каждой функциональной части.

    ЭГОГРАММА РАМИЛЯ З.

    | | | | | |

    | | | | | |

    |КР |ВР |В | |АД |

    | | | |СД | |

    где, КР - контролирующий родитель;

    ВР - воспитывающий родитель;

    В - взрослый;

    СД - спонтанный ребенок;

    АД - адаптированный ребенок

    Высота каждого столбца говорит об относительном времени, которое Рамиль

    проводит в этой части эго-состояния в течение суток. Точная высота каждого

    столбика не так уж важна. Главное относительная высота каждого столбика по

    сравнению с другими.

    Из эгограммы видно, что большую часть времени Рамиль З. находится во

    взрослом состоянии и адаптированном ребенке. И редко находится в

    воспитывающем родителе и еще реже в спонтанном ребенке. Здесь терапевт дает

    рекомендацию - увеличить поведение спонтанного ребенка. Когда одно эго-

    состояние увеличивается по интенсивности, другое или другие должны

    уменьшаться с целью компенсации. Изменение в распределении психической

    энергии происходит таким образом, что общее количество энергии остается

    константным (Д. Дюсей "Гипотеза константности"), [29, c. 32].

    В данном случае содержание эго-состояния Ребенка принимается за

    содержание Взрослого, тогда считается, что Взрослый контаминирован (см.

    приложение Б).

    Покажем это на схеме контаминации Ребенком.

    | |Происходит как будто бы вторжение одного эго-состояния в |

    | |границы другого. Закрашенный участок означает контаминацию. |

    При контаминации Ребенком у Рамиля З. происходит затуманивание взрослого

    мышления заблуждениями (детскими представлениями) из детства. Они

    представляют собой фантазии, принимаемые за реальную действительность.

    Когда он слышит, что люди за его спиной смеются, он думает: "Они смеются

    надо мной!"

    В этот момент он проигрывает один случай из своего раннего детства, когда

    он, не задумываясь, решил: "Я хуже других. Все знают в чем, кроме меня. Но

    никто мне об этом не скажет."

    Он не осознает, что это проигрывание ситуации. При контаминации Рамиль

    ошибочно принимает эту детскую ситуацию за реальную действительность.

    Терапевт объясняет ему, что если даже люди смеялись над тобой, можно

    выйти из контаминации, осознав следующее: "Ну и что? Если они хотят

    смеяться надо мной, это их дело. Я все равно О,кей."

    В дальнейшем рекомендуется делать следующее упражнение:

    Расслабьтесь, вздохните и в течение некоторого времени осматривайте

    комнату, в которой вы находитесь. Для того, чтобы помочь себе войти во

    Взрослого, сядьте на стуле строго вертикально. Ноги поставьте плотно на

    пол. Возьмите листок бумаги и озаглавьте его: "Я человек, который…" Каждый

    вариант законченного вами предложения проверьте относительно того, является

    ли он отражением реальной действительности или контаминацией Ребенка.

    Выделите контаминированные Ребенком слова и употребите слова Взрослого.

    Рамиль З. "Я человек, который не умеет ладить с людьми", это предложение

    можно переделать и написать "Я разумный и дружелюбный человек и я вполне

    способен ладить с людьми" и т.д.

    Это упражнение приносит радость и пользу. Для анализа сценария также

    можно применить сценарную матрицу Клода Стайнера, которая считается одной

    из центральных моделей в ТА.

    Сценарная матрица

    |Мать |Рамиль |Сестра | |

    | | |"ты ни на | | | | |

    |контрприказа| |что не | |"не | |контрприказа|

    |ния | |способен" | |высовывайся" | |ния |

    | | | | | | | |

    | | |"вот так | | | | |

    |программа | |надо" | | | |программа |

    | | |"не будь | |"не будь рядом| | |

    |приказания -| |близок к | |со мной" | |приказания -|

    | | |другим | | | | |

    |разрешения +| |людям" | | | |разрешения +|

    Приказания / разрешения передаются в раннем детстве, а контрприказания в

    более позднем возрасте. В основном ребенок воспринимает приказания и

    разрешения до того, как он начинает говорить. Приказания могут

    восприниматься до шести - восьми лет, а контрприказания передаются от трех

    до двенадцати лет.

    Анализируя сценарий Рамиля З. по "дереву Макарова и сценарной матрице,

    можно заметить, что жизненный сценарий происходит через родительские

    послания, приказания. Родительская директива, запрет второго уровня по Р.

    Гулдингу, проявляется при взаимодействии Детского эго Родителей или

    парентальной фигуры (в данном случае сестры) и Детского эго Ребенка, и

    является более деструктивным.

    В ответ на послание матери, которое является бессознательным "Не будь

    близок к другим людям", ребенок принимает патологическое решение: "Я

    никогда не буду близок с людьми", "Я не буду верить ни одному человеку". Не

    получая близости в семье, он решает, что "нет смысла вступать в близкие

    отношения с другими людьми." Ребенком он решил следующее: "Со мной что-то

    не так". В детстве Рамиль часто идентифицировал себя со сказкой о "Коньке -

    горбунке", и фантазировал о том, как сделать жизнь как в сказке. Главная

    проблема состоит в том, что сказка заставляет верить в то, что для того,

    чтобы стать счастливым, необходимо сначала изрядно пострадать.

    Все это психотерапевт объясняет клиенту, чтобы произошло осмысление и

    выход из сценария. Часть работы по выходу из сценария заключается в отказе

    от веры в сказочный (идеальный) мир. Для этого нужно начать использовать

    для решения проблем потенциал нашего Взрослого и добиваться удовлетворения

    наших потребностей в нашем далеко не идеальном мире, но все же прекрасном и

    радостном.

    Из анализа сценария видно, что Рамиль выбрал жизненную установку

    неудачника, т.е. "Я не благополучен - Вы благополучны" и весь свой сценарий

    он подстраивает под эту позицию. Он недостаточно уверен в себе, не

    претендует на успех, подвержен стрессам, часто болеет. Задача терапевта

    помочь осознать эту позицию и вывести ее на более высокую ступень

    удачливости. Теоретически изменения происходят, когда внедренная в Ребенка

    информация становится осознанной и доступной для Взрослого.

    В противовес родительским драйверам поведения "Будь лучшим!"

    психотерапевт дает разрешение - "Ты и так достаточно хорош", "Открыто

    говори о своих желаниях!", "Делай это!"

    В процессе психотерапии происходит осознание собственных паттернов

    сценария, осуществляется контроль Взрослого над своим поведением и

    разрушение этих паттернов, т.е. выход из сценария и автономия.

    При завершении анализа сценария клиента, можно сказать ему: "Когда ваши

    проблемы будут решены, потребности удовлетворены, а цели достигнуты, как вы

    будете выглядеть, достигнув своих целей? Что выскажете и как будет звучать

    ваш голос? Войдите внутрь этого образа. Почувствуйте сейчас то, что будете

    чувствовать тогда! Удастся ли вам ощутить удовлетворение, спокойствие?"

    Здесь нами используется один из вариантов технологии самореализующихся

    пророчеств. То, что себе пророчествует, с чем соглашается, что окрашивает

    положительными эмоциями, то и свершается. Для этого человек сконцентрирует

    значительную часть своей энергии, других личностных ресурсов и будет

    осознанно и бессознательно стремиться к достижению цели.

    Самореализующиеся пророчества - это один из вариантов конструирования

    будущего. Для их закрепления Рамилю З. и проведена техника НЛП оформления

    желаемого результата, и было рекомендовано вести дневник будущего, куда бы

    записывались те события, которые должны произойти, а также обязательства,

    оговоренные в контракте.

    За две недели терапии у Рамиля З. намечалось заметное улучшение, спазмы

    стали все реже, через месяц почти исчезли. Сам пациент говорит, что

    осознание собственного сценария и стремление выйти из него, подействовало

    на него чудесным образом и он может сказать, что стал совсем другим

    человеком. Он ушел из семьи родителей, стал налаживать свою личную жизнь,

    стал более свободно общаться с другими людьми.

    Здесь мы видим, как терапия трансактного анализа способствовала росту

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.