МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Теоретическая психология (ответы на экзамене)

    терминологию, установить все смысловые связи, и только после этого

    запомнить материал.

    4) Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением

    чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между

    ними.

    1. Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением

    зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно

    имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть»

    информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств.

    2. Слуховая память - это хорошее запоминание и точное

    воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки.

    3. Осязательная, обонятельная и вкусовая память

    По продолжительности сохранения информации:

    1). Мгновенная память - удерживает материал, который был только что

    получен органами чувств, без како-либо переработки информации. Часто

    в этом случае человек запоминает информацию без сознательных усилий,

    даже против своей воли. Это память- образ.

    2). Кратко временная память - хранение информации в течении короткого

    промежутка времени. Этот вид запоминания может происходить после

    однократного или очень краткого восприятия. Эта память также работает

    без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее

    воспроизведение. В

    3). Оперативная память - рассчитана на сохранение информации в течении

    определенного, зараннее заданного срока. После решения поставленной

    задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти.

    4). Долговременная память - способна хранить информацию в течении

    неограниченного срока.

    Вопрос № 6

    Общая характеристика восприятия как психологического процесса.

    Восприятие – это целостное отражение в сознании человека

    непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в

    целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

    Предметность, целостность, и обобщенность – это основные свойства

    образа, складывающиеся в процессе восприятия. Эти свойства восприятия не

    присущи человеку с рождения; они постепенно складываются в ходе развития

    жизненного опыта, частично являясь естественным следствием работы

    анализаторов, синтетической деятельности мозга. Восприятие, т.о. выступает

    как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с

    речью) синтез разнообразных ощущений, которые получаются от целостных

    предметов и явлений. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме

    ощущений, хотя и включает их в свой состав.

    Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное

    обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам.

    Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого

    восприятия.

    Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации,

    поступающей из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в

    дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции.

    Исследования показывают, что восприятие является очень сложным

    процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде

    всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего мира

    ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств

    и доведения до коры мозга возбуждения от воспринимающих органов. В процесс

    восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и

    движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или

    проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи). Результатом

    этой воспринимающей деятельности является целостное представление о

    предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

    Этапы восприятия:

    1 этап - целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса

    воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т.д.) основных ведущих с

    одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Скорее всего, на

    данном этапе восприятия в формировании образа может принимать участие

    мышление.

    2 этап восприятия требует объединения группы основных существенных

    признаков и сопоставления их с прежними знаниями о предмете, т.е. в

    процессе восприятия участвует память.

    3 этап - воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое.

    Поэтому скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом

    определяется тем, насколько восприятие, как процесс, активно (т.е.

    насколько активно идет отражение этого объекта).

    Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или

    иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его,

    волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия,

    настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в

    восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность

    (в данном случае желание).

    С практической точки зрения главная функция восприятия заключается в

    обеспечении распознавания объектов, т.е. отнесение их к той или иной

    категории.

    Можно выделить несколько подходов к классификации восприятия.

    1. В соответствии с тем, какой анализатор играет преобладающую роль

    восприятие делят на: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и

    вкусовое восприятие.

    2. По форме существования материи выделяют восприятие пространства,

    восприятие времени и восприятие движения.

    Вопрос № 7

    Способы управления процессами запоминания.

    Память - представляет собой систему процессов и состояний, где информация

    организуется, обобщается и сохраняется определенное время. Важно

    подчеркнуть, что хранение неразрывно связано с преобразованием информации -

    ее упорядочиванием и классификацией по различным основаниям. Поэтому

    обращаясь к своей памяти, нельзя рассчитывать найти в ней нечто в том же

    состоянии, в каком оно было в момент запоминания.

    Запоминание - процесс активный: новые сведения, взаимодействуя со всем

    остальным багажом памяти, приводят к изменению установок и мотивов и тем

    самым перестраивают все последующее поведение человека.

    Умение организовать материал, знание разнообразных способов и приемов

    запоминания делают человека сознательным властелином безграничных резервов

    своей памяти.

    Приемы запоминания можно разделить на две группы:

    1) основанные на выявлении внутренних связей, существующих в самом

    запоминаемом материале,

    2) основанные на привнесении из вне искусственных связей в

    запоминаемый материал.

    Последние приемы носят название мнемонических, и применяются в тех случаях,

    когда нет содержательных знаний о внутренней структуре материала.

    Мнемонические способы управления памятью делятся на 3 вида:

    Локальная привязка

    Словесные посредники

    Разбивание на группы

    Ассоциации

    1. Локальная привязка (метод мест). Состоит в построении для запоминания

    ряда объектов другого ряда - опорного, состоящего из хорошо знакомых

    объектов. На практике таким опорным рядом может служить последовательность

    комнат , домов на своей улице и т.д. Человек сначала заучивает опорный ряд,

    затем использует его элементы, чтобы сопоставить с ними элементы

    запоминаемого ряда.

    2. Метод словесных посредников (близок к методу мест) - он основан на

    соотнесении двух рядов объектов , предназначенного для запоминания опорного

    ряда слов, организованных в осмысленную фразу. Посредником может служить

    например ритмический ряд (стихотворение - ритм и рифма придают ему

    словесную организацию). Удобным приемом является запоминание опорных слов,

    дат с которыми увязывается вновь заучиваемое.

    3. Облегчает запоминание метод группировки. Он основан на разбиении ряда

    объектов на части и объединении частей в ритмичную структуру (пример с

    телефонными номерами).

    4. Метод ассоциации предполагает создание связей между каждым элементом

    запоминаемого ряда и зрительным образом. Чем необычнее ассоциация, тем

    прочнее запоминание.

    Обратимся теперь к приемам запоминания, которые опираются либо на выявление

    или усиление внутренних связей в запоминаемом материале, либо на связи

    этого материала с интересами человека.

    1. Метод, основанный на создании нужной установки. Установка на запоминание

    создается с помощью самоинструкции. Она влияет не только на сам факт

    запоминания, но и на длительность сохранения. Нужно четко дифференцировать

    материал, указывая, что следует запомнить на время, а что и на всегда.

    2. Запоминание объекта в деятельном аспекте. Материал легче запомнить если

    четко сформулирована цель деятельности. (Пересказ текста своими словами

    приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, т.к. пересказ

    - это активная, организованная целью работа). Цель также влияет не только

    на эффект запоминания, она еще и обеспечивает определенную напряженность,

    которое удерживает внимание к материалу до достижения результатов.

    3. Понимание логической связанности материала также способствует его

    запоминанию.

    4. Способ, содержащий в явном виде все упомянутые приемы, - это составление

    плана или блок-схемы.

    Следует иметь ввиду, что положительный опыт запоминается лучше, чем

    отрицательный, а последний в свою очередь лучше чем нейтральный. Излагая

    трудный для запоминания материал полезно сопроводить его своей

    эмоциональной оценкой. Но следует всегда помнить, что повторение - это

    основной метод удержания информации в хранилище нашей памяти.

    Вопрос № 8

    Формы проявления эмоций человека.

    Способы управления эмоциональным состоянием.

    Эмоциональный мир человека разнообразен и разнокачественен.

    Представление о богатстве и многообразии эмоциональной сферы личности дают

    понятия чувственного тона, аффектов, стрессов, настроений. Все это – формы

    проявления эмоций человека.

    Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное

    состояние, возникающее в связи с резким изменением жизненно важных условий.

    Степени аффекта могут достигать только некоторые эмоции – гнев, радость,

    горе, тревога, страх, и тогда они принимают форму соответственно ярости,

    восторга, отчаяния, растерянности и ужаса. Аффект сравним с взрывом,

    вспышкой, бурей большой интенсивности. Он оказывает выраженное

    дезорганизующее действие на протекание познавательных психических

    процессов.

    Стресс – форма эмоциональных переживаний, возникающих в особой,

    экстренной ситуации и требующих от человека мобилизации сил. Он также как

    аффект может приводить к изменениям в организации психических процессов, к

    эмоциональным сдвигам, к состояниям, когда человек «слова не может

    сказать». Выделяют 3 стадии стресса:

    1. реакция тревоги – мобилизация защитных сил организма

    2. сопротивление – полная адаптация к стрессу

    3. стадия истощения

    Видный психолог Селье видит фидит физическую активность, как средство с

    помощью которого можно победить стресс, но одной ее не достаточно,

    необходим также кодекс поведения и конечная цель.

    Нужно отметить, что стресс иногда необходим человеку, например, для

    адаптации к меняющимся условиям существования.

    Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течении

    длительного времени различные психические процессы. Длительное плохое

    настроение – показатель неблагополучия в жизни.

    Чувство- устойчивая форма эмоционального переживания, связанная с каким-

    то определенным объектом или категорией объектов, обладающих особым

    значением для человека. Это высшее проявление эмоциональной сферы,

    выражающее духовный мир личности. В психологии принято выделять 3 вида

    чувств:

    1. Интеллектуальные (связанные с интересом)

    2. Нравственные

    3. Эстетические (связанные с чувством прекрасного)

    Человек, сделавший главный выбор и уверенный в его правильности избавляет

    себя от страхов и колебаний, попадая в трудную ситуацию он соотносит ее с

    главными ценностями и рассматривает на фоне общей перспективы (всей жизни

    или всего человечества). Следовательно, первый способ управление эмоциями –

    это установка на уверенность правильности цели.

    Второй способ – это переключение внимания с эмоционального события на

    другую деятельность («эмоции нужно вогнать в мышцы»).

    Третий способ – это определение личной значимости события. Достаточная

    информированность позволяет сделать это и тем самым предотвратить

    возможность эмоционального срыва.

    Четвертый способ – подготовка стратегии отступления. Она уменьшает страх

    получить неблагоприятное решение. В случае поражения нужно произвести общую

    оценку значимости по типу «не очень и хотелось»

    Иногда человеку необходимо «выговорится» и выплеснуть все переживания

    наружу.

    Эмоции можно усилить интересной работой и целенаправленной деятельностью +

    юмор.

    Вопрос № 9

    Способы активизации мыслительной деятельности.

    Непосредственным толчком к развитию мыслительной деятельности служит

    возникновение задачи. Вместе с тем следует отметить, что значительную роль

    играет в этом процессе сила мотива. Так, слабая мотивация не обеспечивает

    достаточной развернутости мыслительного процесса, и, наоборот. Существуют

    различные способы создания оптимальной мотивации, активизирующей

    мыслительную деятельность. Среди них особенно выделяют:

    . Мотивационный вызов

    . Правильная постановка проблемного вопроса

    . Преодоление психических барьеров

    . Подсказка

    Иногда полезно бросить человеку вызов – побудить его к преодолению

    трудностей и решению задач. Ярким примером этого способа является

    эксперимент Тихомирова. Он предложил двум группам решить геометрическую

    задачу, допускающую несколько различных решения. Первую группу просто

    попросили решить эту задачу, а второй дополнительно сообщили, что задача

    является тестом на умственные способности (был брошен вызов). В результате

    первая группа быстро закончила работу, найдя первое подвернувшееся решение,

    а вторая долго продолжала работать, находя все новые варианты решения, хотя

    инструкция этого специально не поощряла.

    Активизирует мыслительные процессы умение правильно, проблемно ставить

    вопросы, т.к. они концентрируют внимание, ограничивая перебор гипотез в

    памяти. Роль вопроса и тем более цепочки взаимосвязанных вопросов является

    решающей в направлении мыслительного процесса, они не дают мысли

    «растекаться».

    Важным способом активизации мыслительной деятельности является

    преодоление психологических барьеров, сущность которых заключается в

    тенденции использовать штампы и шаблоны. Незаметно для себя человек

    попадает на «традиционный» путь мышления, начинает думать в общепринятом,

    обычном направлении и, естественно, ничего нового и оригинального придумать

    не может. Для преодоления психологических барьеров полезно уже в начале

    решения задачи подвергнуть анализу все поле гипотез. И только по мере того

    как анализ начнет продвигаться, он должен сосредотачиваться на более узкой

    сфере. Этот уход от стереотипов в конечном итоге дает мощный толчок

    развитию творческой мысли.

    Одним из действенных способов активизации мышления многие психологи

    считают подсказку. Однако надо иметь ввиду, что подсказка, совпадающая по

    времени с формированием собственного решения, может резко затормозить

    мыслительную деятельность и вызвать так называемый эффект запирания.

    Примером его может служить подсказка преподавателя на экзамене,

    предложенная в момент, когда экзаменующийся почти достиг результата. Она

    может внести дисбаланс в систему ответа и нарушить схему решения.

    Все вышеперечисленные способы активизации мышления весьма эффективны

    при анализе теоретических проблем в повседневной жизни.

    Вопрос № 10

    Эмоции и чувства человека их функции. Проблема эмоций в психологии.

    Особую и важную сторону жизни человека представляют его эмоции и

    чувства. Если в восприятии, ощущении, мышлении отражаются предметы и

    явления, их различные свойства, всевозможные связи и зависимости, то в

    эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию

    познаваемого.

    Проблема эмоций в психологии учеными оценивается по-разному. Существует

    две точки зрения:

    > Эмоции играют важную положительную роль в организации мотивации.

    Человек – существо эмоциональное.

    > Эмоции дезорганизуют поведение, разрушают его и являются источником

    психосоматических заболеваний. Человек – существо рациональное и

    главными для него выступают познавательные и интеллектуальные

    процессы.

    Эмоции представляют собой - психический процесс, основанный на чувственном

    отражении значимости внешних воздействий.

    Чувства и эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека.

    Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. В связи с

    этим выделяют 2 функции эмоций:

    1. Сигнальная функция выражается в том, что переживания возникают и

    изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или

    в организме человека.

    2. Регулирующая функция заключается в том, что стойкие переживания

    направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.