Теоретическая психология (ответы на экзамене)
терминологию, установить все смысловые связи, и только после этого
запомнить материал.
4) Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением
чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между
ними.
1. Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением
зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно
имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть»
информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств.
2. Слуховая память - это хорошее запоминание и точное
воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки.
3. Осязательная, обонятельная и вкусовая память
По продолжительности сохранения информации:
1). Мгновенная память - удерживает материал, который был только что
получен органами чувств, без како-либо переработки информации. Часто
в этом случае человек запоминает информацию без сознательных усилий,
даже против своей воли. Это память- образ.
2). Кратко временная память - хранение информации в течении короткого
промежутка времени. Этот вид запоминания может происходить после
однократного или очень краткого восприятия. Эта память также работает
без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее
воспроизведение. В
3). Оперативная память - рассчитана на сохранение информации в течении
определенного, зараннее заданного срока. После решения поставленной
задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти.
4). Долговременная память - способна хранить информацию в течении
неограниченного срока.
Вопрос № 6
Общая характеристика восприятия как психологического процесса.
Восприятие – это целостное отражение в сознании человека
непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в
целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.
Предметность, целостность, и обобщенность – это основные свойства
образа, складывающиеся в процессе восприятия. Эти свойства восприятия не
присущи человеку с рождения; они постепенно складываются в ходе развития
жизненного опыта, частично являясь естественным следствием работы
анализаторов, синтетической деятельности мозга. Восприятие, т.о. выступает
как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с
речью) синтез разнообразных ощущений, которые получаются от целостных
предметов и явлений. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме
ощущений, хотя и включает их в свой состав.
Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное
обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам.
Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого
восприятия.
Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации,
поступающей из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в
дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции.
Исследования показывают, что восприятие является очень сложным
процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде
всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего мира
ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств
и доведения до коры мозга возбуждения от воспринимающих органов. В процесс
восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и
движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или
проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи). Результатом
этой воспринимающей деятельности является целостное представление о
предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.
Этапы восприятия:
1 этап - целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса
воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т.д.) основных ведущих с
одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Скорее всего, на
данном этапе восприятия в формировании образа может принимать участие
мышление.
2 этап восприятия требует объединения группы основных существенных
признаков и сопоставления их с прежними знаниями о предмете, т.е. в
процессе восприятия участвует память.
3 этап - воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое.
Поэтому скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом
определяется тем, насколько восприятие, как процесс, активно (т.е.
насколько активно идет отражение этого объекта).
Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или
иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его,
волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия,
настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в
восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность
(в данном случае желание).
С практической точки зрения главная функция восприятия заключается в
обеспечении распознавания объектов, т.е. отнесение их к той или иной
категории.
Можно выделить несколько подходов к классификации восприятия.
1. В соответствии с тем, какой анализатор играет преобладающую роль
восприятие делят на: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и
вкусовое восприятие.
2. По форме существования материи выделяют восприятие пространства,
восприятие времени и восприятие движения.
Вопрос № 7
Способы управления процессами запоминания.
Память - представляет собой систему процессов и состояний, где информация
организуется, обобщается и сохраняется определенное время. Важно
подчеркнуть, что хранение неразрывно связано с преобразованием информации -
ее упорядочиванием и классификацией по различным основаниям. Поэтому
обращаясь к своей памяти, нельзя рассчитывать найти в ней нечто в том же
состоянии, в каком оно было в момент запоминания.
Запоминание - процесс активный: новые сведения, взаимодействуя со всем
остальным багажом памяти, приводят к изменению установок и мотивов и тем
самым перестраивают все последующее поведение человека.
Умение организовать материал, знание разнообразных способов и приемов
запоминания делают человека сознательным властелином безграничных резервов
своей памяти.
Приемы запоминания можно разделить на две группы:
1) основанные на выявлении внутренних связей, существующих в самом
запоминаемом материале,
2) основанные на привнесении из вне искусственных связей в
запоминаемый материал.
Последние приемы носят название мнемонических, и применяются в тех случаях,
когда нет содержательных знаний о внутренней структуре материала.
Мнемонические способы управления памятью делятся на 3 вида:
Локальная привязка
Словесные посредники
Разбивание на группы
Ассоциации
1. Локальная привязка (метод мест). Состоит в построении для запоминания
ряда объектов другого ряда - опорного, состоящего из хорошо знакомых
объектов. На практике таким опорным рядом может служить последовательность
комнат , домов на своей улице и т.д. Человек сначала заучивает опорный ряд,
затем использует его элементы, чтобы сопоставить с ними элементы
запоминаемого ряда.
2. Метод словесных посредников (близок к методу мест) - он основан на
соотнесении двух рядов объектов , предназначенного для запоминания опорного
ряда слов, организованных в осмысленную фразу. Посредником может служить
например ритмический ряд (стихотворение - ритм и рифма придают ему
словесную организацию). Удобным приемом является запоминание опорных слов,
дат с которыми увязывается вновь заучиваемое.
3. Облегчает запоминание метод группировки. Он основан на разбиении ряда
объектов на части и объединении частей в ритмичную структуру (пример с
телефонными номерами).
4. Метод ассоциации предполагает создание связей между каждым элементом
запоминаемого ряда и зрительным образом. Чем необычнее ассоциация, тем
прочнее запоминание.
Обратимся теперь к приемам запоминания, которые опираются либо на выявление
или усиление внутренних связей в запоминаемом материале, либо на связи
этого материала с интересами человека.
1. Метод, основанный на создании нужной установки. Установка на запоминание
создается с помощью самоинструкции. Она влияет не только на сам факт
запоминания, но и на длительность сохранения. Нужно четко дифференцировать
материал, указывая, что следует запомнить на время, а что и на всегда.
2. Запоминание объекта в деятельном аспекте. Материал легче запомнить если
четко сформулирована цель деятельности. (Пересказ текста своими словами
приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, т.к. пересказ
- это активная, организованная целью работа). Цель также влияет не только
на эффект запоминания, она еще и обеспечивает определенную напряженность,
которое удерживает внимание к материалу до достижения результатов.
3. Понимание логической связанности материала также способствует его
запоминанию.
4. Способ, содержащий в явном виде все упомянутые приемы, - это составление
плана или блок-схемы.
Следует иметь ввиду, что положительный опыт запоминается лучше, чем
отрицательный, а последний в свою очередь лучше чем нейтральный. Излагая
трудный для запоминания материал полезно сопроводить его своей
эмоциональной оценкой. Но следует всегда помнить, что повторение - это
основной метод удержания информации в хранилище нашей памяти.
Вопрос № 8
Формы проявления эмоций человека.
Способы управления эмоциональным состоянием.
Эмоциональный мир человека разнообразен и разнокачественен.
Представление о богатстве и многообразии эмоциональной сферы личности дают
понятия чувственного тона, аффектов, стрессов, настроений. Все это – формы
проявления эмоций человека.
Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное
состояние, возникающее в связи с резким изменением жизненно важных условий.
Степени аффекта могут достигать только некоторые эмоции – гнев, радость,
горе, тревога, страх, и тогда они принимают форму соответственно ярости,
восторга, отчаяния, растерянности и ужаса. Аффект сравним с взрывом,
вспышкой, бурей большой интенсивности. Он оказывает выраженное
дезорганизующее действие на протекание познавательных психических
процессов.
Стресс – форма эмоциональных переживаний, возникающих в особой,
экстренной ситуации и требующих от человека мобилизации сил. Он также как
аффект может приводить к изменениям в организации психических процессов, к
эмоциональным сдвигам, к состояниям, когда человек «слова не может
сказать». Выделяют 3 стадии стресса:
1. реакция тревоги – мобилизация защитных сил организма
2. сопротивление – полная адаптация к стрессу
3. стадия истощения
Видный психолог Селье видит фидит физическую активность, как средство с
помощью которого можно победить стресс, но одной ее не достаточно,
необходим также кодекс поведения и конечная цель.
Нужно отметить, что стресс иногда необходим человеку, например, для
адаптации к меняющимся условиям существования.
Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течении
длительного времени различные психические процессы. Длительное плохое
настроение – показатель неблагополучия в жизни.
Чувство- устойчивая форма эмоционального переживания, связанная с каким-
то определенным объектом или категорией объектов, обладающих особым
значением для человека. Это высшее проявление эмоциональной сферы,
выражающее духовный мир личности. В психологии принято выделять 3 вида
чувств:
1. Интеллектуальные (связанные с интересом)
2. Нравственные
3. Эстетические (связанные с чувством прекрасного)
Человек, сделавший главный выбор и уверенный в его правильности избавляет
себя от страхов и колебаний, попадая в трудную ситуацию он соотносит ее с
главными ценностями и рассматривает на фоне общей перспективы (всей жизни
или всего человечества). Следовательно, первый способ управление эмоциями –
это установка на уверенность правильности цели.
Второй способ – это переключение внимания с эмоционального события на
другую деятельность («эмоции нужно вогнать в мышцы»).
Третий способ – это определение личной значимости события. Достаточная
информированность позволяет сделать это и тем самым предотвратить
возможность эмоционального срыва.
Четвертый способ – подготовка стратегии отступления. Она уменьшает страх
получить неблагоприятное решение. В случае поражения нужно произвести общую
оценку значимости по типу «не очень и хотелось»
Иногда человеку необходимо «выговорится» и выплеснуть все переживания
наружу.
Эмоции можно усилить интересной работой и целенаправленной деятельностью +
юмор.
Вопрос № 9
Способы активизации мыслительной деятельности.
Непосредственным толчком к развитию мыслительной деятельности служит
возникновение задачи. Вместе с тем следует отметить, что значительную роль
играет в этом процессе сила мотива. Так, слабая мотивация не обеспечивает
достаточной развернутости мыслительного процесса, и, наоборот. Существуют
различные способы создания оптимальной мотивации, активизирующей
мыслительную деятельность. Среди них особенно выделяют:
. Мотивационный вызов
. Правильная постановка проблемного вопроса
. Преодоление психических барьеров
. Подсказка
Иногда полезно бросить человеку вызов – побудить его к преодолению
трудностей и решению задач. Ярким примером этого способа является
эксперимент Тихомирова. Он предложил двум группам решить геометрическую
задачу, допускающую несколько различных решения. Первую группу просто
попросили решить эту задачу, а второй дополнительно сообщили, что задача
является тестом на умственные способности (был брошен вызов). В результате
первая группа быстро закончила работу, найдя первое подвернувшееся решение,
а вторая долго продолжала работать, находя все новые варианты решения, хотя
инструкция этого специально не поощряла.
Активизирует мыслительные процессы умение правильно, проблемно ставить
вопросы, т.к. они концентрируют внимание, ограничивая перебор гипотез в
памяти. Роль вопроса и тем более цепочки взаимосвязанных вопросов является
решающей в направлении мыслительного процесса, они не дают мысли
«растекаться».
Важным способом активизации мыслительной деятельности является
преодоление психологических барьеров, сущность которых заключается в
тенденции использовать штампы и шаблоны. Незаметно для себя человек
попадает на «традиционный» путь мышления, начинает думать в общепринятом,
обычном направлении и, естественно, ничего нового и оригинального придумать
не может. Для преодоления психологических барьеров полезно уже в начале
решения задачи подвергнуть анализу все поле гипотез. И только по мере того
как анализ начнет продвигаться, он должен сосредотачиваться на более узкой
сфере. Этот уход от стереотипов в конечном итоге дает мощный толчок
развитию творческой мысли.
Одним из действенных способов активизации мышления многие психологи
считают подсказку. Однако надо иметь ввиду, что подсказка, совпадающая по
времени с формированием собственного решения, может резко затормозить
мыслительную деятельность и вызвать так называемый эффект запирания.
Примером его может служить подсказка преподавателя на экзамене,
предложенная в момент, когда экзаменующийся почти достиг результата. Она
может внести дисбаланс в систему ответа и нарушить схему решения.
Все вышеперечисленные способы активизации мышления весьма эффективны
при анализе теоретических проблем в повседневной жизни.
Вопрос № 10
Эмоции и чувства человека их функции. Проблема эмоций в психологии.
Особую и важную сторону жизни человека представляют его эмоции и
чувства. Если в восприятии, ощущении, мышлении отражаются предметы и
явления, их различные свойства, всевозможные связи и зависимости, то в
эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию
познаваемого.
Проблема эмоций в психологии учеными оценивается по-разному. Существует
две точки зрения:
> Эмоции играют важную положительную роль в организации мотивации.
Человек – существо эмоциональное.
> Эмоции дезорганизуют поведение, разрушают его и являются источником
психосоматических заболеваний. Человек – существо рациональное и
главными для него выступают познавательные и интеллектуальные
процессы.
Эмоции представляют собой - психический процесс, основанный на чувственном
отражении значимости внешних воздействий.
Чувства и эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека.
Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. В связи с
этим выделяют 2 функции эмоций:
1. Сигнальная функция выражается в том, что переживания возникают и
изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или
в организме человека.
2. Регулирующая функция заключается в том, что стойкие переживания
направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать
Страницы: 1, 2, 3
|