Теоретическая психология (ответы на экзамене)
встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности,
блокируют ее.
Эмоции воздействуют на нас через различные каналы. Они могут вызывать
целый ряд изменений в организме человека: в органах дыхания, пищеварения,
сердечно-сосудистой деятельности. При эмоциональных состояниях меняется
пульс, кровяное давление, расширяются зрачки, наблюдается потоотделение и
т. п.
Кроме того эмоции имеют решающее значение для развития личности. Они
сильно влияют на процессы социализации, т.к. эмоции, которые человек
испытывает наиболее часто в детском возрасте (будь они отрицательными или
положительными) откладываются в его психике и могут всплыть на поверхность
уже, когда он становится взрослым, внешне проявляясь в особенностях
характера, отношениях его к миру.
Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека более
интересным. Он откликается на самые разнообразные явления действительности:
его волнуют музыка и стихи, новейшие достижения техники и т.д. Богатство
собственных переживаний личности помогает ей более глубоко понять
происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения
между собой.
Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого
себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности,
достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко
раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов
и явлений.
Эмоции и чувства придают словам, поступкам, всему поведению
определенный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его
творческих поисках и смелых дерзаниях. Подчеркивая значение переживаний, В.
И. Ленин говорил, что без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть
не может человеческого искания истины.
Вопрос № 11.
Проблема сознания и самосознания человека.
Сознание – представляет собой сложную философско-психическую проблему,
связанную с пониманием сущности человека, его отличия от животных. С
изучением этой проблемы связаны труды крупнейших философов и психологов:
Рубинштейна, Юнга, Фрейда, Маслоу и др. Многие исследователи сознания любят
ссылаться на положения Гесли, который пишет, что сознание также непонятно,
как и появление джина из лампы Аладдина.
Психолог Спиркин определял сознание, как осознанное бытие человека и
отношение «Я» к « не - Я». Он отталкивался от того, что человек -
сознательное существо, специфика которого состоит в способностях отделять в
представлении свое «Я», от жизненного окружения.
Представители бихеовиаризма считают, что сознание – это лишь «уважаемая
гипотеза», а его наличие у человека – иллюзия, которая не может служить
основанием для его поведения. Сознание сравнивается ими с черным ящиком.
В отечественной психологии сознание рассматривается как форма отражения
внешнего мира – как его своеобразная модель, в рамках которой
осуществляется мысленное манипулирование, позволяющее сопоставлять текущее
состояние с прошлым и намечать цели будущего.
В настоящее время в качестве основных выделяют 3 свойства сознания:
1. Способность к познанию
2. Способность к переживанию
3. Способность к построению отношений с миром в целом и с конкретными
явлениями и людьми.
Эти свойства сознания реализуются с помощью взаимодействия процессов
мышления и эмоций - в результате чего формируется субъективное отношение
человека к миру, к окружающим его предметам и людям.
Все психические процессы вносят свой вклад в организацию сознания.
Однако в зоне сознания находят отражения лишь малая часть всех сигналов,
поступающих из внешней и внутренней среды организма; многое из того, что
прежде было в поле актуального сознания, переводится в подсознательное
регулирование и осуществляется человеком автоматически. В связи с этим
Фрейд полагал, что бессознательное – это переживания подавляемые сознанием,
против которых оно выдвигает мощные барьеры.
Венцом развития высших психических процессов является формирование
самосознания. Самосознание – это оценка человеком самого себя как личности
— своего нравственного облика, интересов, ценностей и мотивов поведения.
Этот процесс носит глубоко общественный характер, т.к. мерилом для человека
выступают другие люди. Оценка себя с точки зрения того с кем встречается
человек – делают его все более многосторонним. Сознательное поведение
является в таком случае не столько проявлением того, каков человек на самом
деле, сколько результатом представлений человека о самом себе, сложившимся
на основании представлений о нем окружающих.
В процессе жизнедеятельности и в общении у человека складывается
самооценка, которая зависит от успехов и притязаний. Американский психологи
Джеймс предложил формулу: Самоуважение = успех/притязания.
Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем
вероятнее снижение уровня самоуважения. Самосознание в данном случае должно
дать человеку понять мотивы и результаты его поступков и притязаний, на
основании которых он сможет сделать вывод о том, каков он на самом деле.
Т.о. главная функция самосознания заключается в поддержании приемлемого для
личности уровня самоуважения.
Вопрос № 12
Предмет психологии. Причины сложности его определения.
Связь психологической науки с другими дисциплинами.
В постоянном развитии науки то одна, то другая ее отрасль выступает в
качестве фаворита. Так было с механикой, биологией, кибернетикой и
социологией. В последнее десятилетие фаворитом стала психология. В
обращении к ней заинтересованы педагоги, врачи, юристы, политики.
Психология обладает особыми качествами по сравнению с другими научными
дисциплинами. Как системой знаний ею владеют немногие. Однако с областью
явлений, изучаемых этой наукой, сталкиваются все и на житейском уровне
могут истолковать то или иное понятие.
Что же изучает психология? Определение ее предмета представляется самым
сложным, т.к. оно касается человека и, в особенности, его внутреннего мира.
Как следствие – в ученой среде возникло множество точек зрения на эту
проблему. Среди всего комплекса причин, затрудняющих определение предмета
психологии, принято выделять 2 основные:
1. Сложность понимания внутреннего мира человека объясняет тот факт, что
нет единой психологии, а есть различные направления (научные школы),
которые во главу угла ставят те или иные проявления внутреннего мира и
соответственно с этим выстраивают теоретическую основу и методы
исследования.
2. Причина связана со специфическими особенностями самого человека.
Человек – это существо многостороннее, для которого характерно наличие
как бы двойной жизни внешне наблюдаемой и внутренне скрытой. Этот
внутренний, недоступный субъективный мир сам по себе сложно
организован. На его познание и направлена психология. Она стремиться
к более обобщенному, систематизированному знанию и выявлению
закономерностей.
Т.о. Психология (лат. «учение о душе») – это наука о закономерностях и
механизмах функционирования психики. Термин «психика» здесь обозначает все
феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в
сознании или поведении человека.
Психику человека невозможно понять без знания ее природы и социальной
сущности. Поэтому психология тесно взаимодействует с биологией, дающей
знания о строении и функционировании центральной нервной системы человека.
Психология также связана с историей, т.к. в формировании высших
психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические
достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы.
Углубленному пониманию психики человека способствует знание основ
социологии. Об этом свидетельствует бурное развитие социальной психологии,
помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства
социально-ориентированного поведения.
Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны
человеческому индивиду от рождения, а формируются в процессе его воспитания
и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой.
Наконец психология находится в родственных отношениях с философией,
поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком
случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и
изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его
бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого познания и
деятельности.
Вопрос № 13
Рефлексия как психологический механизм развития самосознания.
Одним из характерных проявлений самосознания является рефлексия.
Рефлексия - (от лат. reflexio — обращение назад), термин пришел из
философии, где он обозначал форму теоретической деятельности человека,
направленную на освоение своих собственных действий и законов. В то же
время в социальной психологии рефлексия - это не просто знание или
понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие понимают
его рефлексию, личностные особенности, эмоциональные реакции представления.
Т.е. человек познает свои качества, сопоставляя их с качествами других, с
их выводами о нем. («Он думает, что я думаю, что он думает» - по принципу
отраженных зеркал).
Рефлексия дополняется и обогащается в процессе этой обратной связи, что
позволяет индивиду корректировать свою деятельность и общение, управлять
своим поведением.
Рефлексивные процессы, а к ним относятся: размышление, самонаблюдение и
т.д. присущи человеческому сознанию и ими обладают все в разной степени.
Выделяют два вида рефлексии:
Таким образом, рефлексия выступает как механизм самосовершенствования.
Изучение рефлексии осуществляется при коммуникациях и в совместной
деятельности: в имитационных играх, при проведении психологических
тренингов и т.п.
Вопрос № 14
Мышление. Основные характеристики. Виды мышления.
Мышление - верх блаженства и радость жизни,
доблестнейшее занятие человека.
Аристотель
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и
отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и
восприятий, и такими - которые можно познать лишь опосредованно и благодаря
обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление - это познавательный
психический процесс, представляющий собой опосредованное и обобщённое
отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в
познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между
ними.
Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек
не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно,
опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное.
Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения,
восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания.
Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение возможно потому,
что все свойства объектов действительности связаны друг с другом. Общее
существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном. Обобщения люди
выражают посредством речи, языка. Философские понятия материи, движения,
закона, явления, качества, и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные
словом. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже
восприятиям).
Мышление - это высшая ступень познания человеком действительности.
Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления.
Через органы чувств в мозг поступает информация. Содержание информации
перерабатывается им. Наиболее сложной (логической) формой переработки
информации является деятельность мышления. Переход от ощущения к мысли -
сложный процесс, который состоит прежде всего в обособлении предмета или
его конкретного признака, и установлении существенного, общего для многих
предметов.
Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится
мыслью и для себя и для других только через слово. Благодаря языку мысли
людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в
поколение.
В психологии принято выделять три вида мышления:
Практическое,
Конкретно-образное (художественное)
Абстрактное (словесно-логическое)
1. Практическое мышление направлено на решение конкретных задач в условиях
производственной, конструктивной, организаторской и иной деятельности
людей. Это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в
понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические
задачи. Характерными особенностями практического мышления являются ярко
выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение
использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными
образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и
обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство
мысли и воли.
2. Конкретно-образное (художественное) мышление характеризуется тем, что
отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.
3. Абстрактное (словесно-логическое) мышление направлено в основном на
нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Оно
оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы,
представления в нём играют вспомогательную роль.
Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в
одинаковой мере развиты практическое, конкретно-образное и теоретическое
мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на
первый план выступает то один, то другой, вид мышления.
Мышление неразрывно связано с практической деятельностью людей. Всякий вид
деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование,
наблюдение. Мыслительная деятельность человека представляет собой решение
разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-
либо.
Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности,
посредством которого человек решает поставленные перед ним жизнью задачи.
Мыслительные опреации очень разнообразны - это анализ, синтез, сравнение,
абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Что из этого
списка применит человек, будет зависеть от характера информации, которую он
подвергает мыслительной переработке. Эта переработка протекает в форме
суждений и умозаключений:
Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их
связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.
Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий новое знание о
предметах и явлениях объективного мира.
Результаты мыслительной деятельности людей фиксируют в форме понятий.
Познать предмет - значит, раскрыть его сущность. Понятие - есть отражение
существенных признаков предмета. Чтобы эти признаки раскрыть, нужно
всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами.
Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с
овладением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями
зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы учителя в
этом направлении.
-----------------------
STIMUL
Реакция
Ответная
Сознание
Характеристики памяти
Объем
Быстрота
запоминания
Точность
Длительность
Готовность к воспроизведению
Рефлексия
Внутренняя
Связана с внутренним ценностным осмыслением жизни. Проблемами уяснения
самому себе знания.
Анализом собственного сознательного опыта.
Внешняя
Связана с формированием слоя сознания заполненного традициями и
стереотипами.
Человек с помощью осознания содержания собственного «Я», своих переживаний
способен познать переживания других.
Страницы: 1, 2, 3
|