МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Теоретическая психология (ответы на экзамене)

    встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности,

    блокируют ее.

    Эмоции воздействуют на нас через различные каналы. Они могут вызывать

    целый ряд изменений в организме человека: в органах дыхания, пищеварения,

    сердечно-сосудистой деятельности. При эмоциональных состояниях меняется

    пульс, кровяное давление, расширяются зрачки, наблюдается потоотделение и

    т. п.

    Кроме того эмоции имеют решающее значение для развития личности. Они

    сильно влияют на процессы социализации, т.к. эмоции, которые человек

    испытывает наиболее часто в детском возрасте (будь они отрицательными или

    положительными) откладываются в его психике и могут всплыть на поверхность

    уже, когда он становится взрослым, внешне проявляясь в особенностях

    характера, отношениях его к миру.

    Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека более

    интересным. Он откликается на самые разнообразные явления действительности:

    его волнуют музыка и стихи, новейшие достижения техники и т.д. Богатство

    собственных переживаний личности помогает ей более глубоко понять

    происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения

    между собой.

    Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого

    себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности,

    достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко

    раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов

    и явлений.

    Эмоции и чувства придают словам, поступкам, всему поведению

    определенный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его

    творческих поисках и смелых дерзаниях. Подчеркивая значение переживаний, В.

    И. Ленин говорил, что без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть

    не может человеческого искания истины.

    Вопрос № 11.

    Проблема сознания и самосознания человека.

    Сознание – представляет собой сложную философско-психическую проблему,

    связанную с пониманием сущности человека, его отличия от животных. С

    изучением этой проблемы связаны труды крупнейших философов и психологов:

    Рубинштейна, Юнга, Фрейда, Маслоу и др. Многие исследователи сознания любят

    ссылаться на положения Гесли, который пишет, что сознание также непонятно,

    как и появление джина из лампы Аладдина.

    Психолог Спиркин определял сознание, как осознанное бытие человека и

    отношение «Я» к « не - Я». Он отталкивался от того, что человек -

    сознательное существо, специфика которого состоит в способностях отделять в

    представлении свое «Я», от жизненного окружения.

    Представители бихеовиаризма считают, что сознание – это лишь «уважаемая

    гипотеза», а его наличие у человека – иллюзия, которая не может служить

    основанием для его поведения. Сознание сравнивается ими с черным ящиком.

    В отечественной психологии сознание рассматривается как форма отражения

    внешнего мира – как его своеобразная модель, в рамках которой

    осуществляется мысленное манипулирование, позволяющее сопоставлять текущее

    состояние с прошлым и намечать цели будущего.

    В настоящее время в качестве основных выделяют 3 свойства сознания:

    1. Способность к познанию

    2. Способность к переживанию

    3. Способность к построению отношений с миром в целом и с конкретными

    явлениями и людьми.

    Эти свойства сознания реализуются с помощью взаимодействия процессов

    мышления и эмоций - в результате чего формируется субъективное отношение

    человека к миру, к окружающим его предметам и людям.

    Все психические процессы вносят свой вклад в организацию сознания.

    Однако в зоне сознания находят отражения лишь малая часть всех сигналов,

    поступающих из внешней и внутренней среды организма; многое из того, что

    прежде было в поле актуального сознания, переводится в подсознательное

    регулирование и осуществляется человеком автоматически. В связи с этим

    Фрейд полагал, что бессознательное – это переживания подавляемые сознанием,

    против которых оно выдвигает мощные барьеры.

    Венцом развития высших психических процессов является формирование

    самосознания. Самосознание – это оценка человеком самого себя как личности

    — своего нравственного облика, интересов, ценностей и мотивов поведения.

    Этот процесс носит глубоко общественный характер, т.к. мерилом для человека

    выступают другие люди. Оценка себя с точки зрения того с кем встречается

    человек – делают его все более многосторонним. Сознательное поведение

    является в таком случае не столько проявлением того, каков человек на самом

    деле, сколько результатом представлений человека о самом себе, сложившимся

    на основании представлений о нем окружающих.

    В процессе жизнедеятельности и в общении у человека складывается

    самооценка, которая зависит от успехов и притязаний. Американский психологи

    Джеймс предложил формулу: Самоуважение = успех/притязания.

    Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем

    вероятнее снижение уровня самоуважения. Самосознание в данном случае должно

    дать человеку понять мотивы и результаты его поступков и притязаний, на

    основании которых он сможет сделать вывод о том, каков он на самом деле.

    Т.о. главная функция самосознания заключается в поддержании приемлемого для

    личности уровня самоуважения.

    Вопрос № 12

    Предмет психологии. Причины сложности его определения.

    Связь психологической науки с другими дисциплинами.

    В постоянном развитии науки то одна, то другая ее отрасль выступает в

    качестве фаворита. Так было с механикой, биологией, кибернетикой и

    социологией. В последнее десятилетие фаворитом стала психология. В

    обращении к ней заинтересованы педагоги, врачи, юристы, политики.

    Психология обладает особыми качествами по сравнению с другими научными

    дисциплинами. Как системой знаний ею владеют немногие. Однако с областью

    явлений, изучаемых этой наукой, сталкиваются все и на житейском уровне

    могут истолковать то или иное понятие.

    Что же изучает психология? Определение ее предмета представляется самым

    сложным, т.к. оно касается человека и, в особенности, его внутреннего мира.

    Как следствие – в ученой среде возникло множество точек зрения на эту

    проблему. Среди всего комплекса причин, затрудняющих определение предмета

    психологии, принято выделять 2 основные:

    1. Сложность понимания внутреннего мира человека объясняет тот факт, что

    нет единой психологии, а есть различные направления (научные школы),

    которые во главу угла ставят те или иные проявления внутреннего мира и

    соответственно с этим выстраивают теоретическую основу и методы

    исследования.

    2. Причина связана со специфическими особенностями самого человека.

    Человек – это существо многостороннее, для которого характерно наличие

    как бы двойной жизни внешне наблюдаемой и внутренне скрытой. Этот

    внутренний, недоступный субъективный мир сам по себе сложно

    организован. На его познание и направлена психология. Она стремиться

    к более обобщенному, систематизированному знанию и выявлению

    закономерностей.

    Т.о. Психология (лат. «учение о душе») – это наука о закономерностях и

    механизмах функционирования психики. Термин «психика» здесь обозначает все

    феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в

    сознании или поведении человека.

    Психику человека невозможно понять без знания ее природы и социальной

    сущности. Поэтому психология тесно взаимодействует с биологией, дающей

    знания о строении и функционировании центральной нервной системы человека.

    Психология также связана с историей, т.к. в формировании высших

    психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические

    достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы.

    Углубленному пониманию психики человека способствует знание основ

    социологии. Об этом свидетельствует бурное развитие социальной психологии,

    помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства

    социально-ориентированного поведения.

    Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны

    человеческому индивиду от рождения, а формируются в процессе его воспитания

    и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой.

    Наконец психология находится в родственных отношениях с философией,

    поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком

    случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и

    изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его

    бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого познания и

    деятельности.

    Вопрос № 13

    Рефлексия как психологический механизм развития самосознания.

    Одним из характерных проявлений самосознания является рефлексия.

    Рефлексия - (от лат. reflexio — обращение назад), термин пришел из

    философии, где он обозначал форму теоретической деятельности человека,

    направленную на освоение своих собственных действий и законов. В то же

    время в социальной психологии рефлексия - это не просто знание или

    понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие понимают

    его рефлексию, личностные особенности, эмоциональные реакции представления.

    Т.е. человек познает свои качества, сопоставляя их с качествами других, с

    их выводами о нем. («Он думает, что я думаю, что он думает» - по принципу

    отраженных зеркал).

    Рефлексия дополняется и обогащается в процессе этой обратной связи, что

    позволяет индивиду корректировать свою деятельность и общение, управлять

    своим поведением.

    Рефлексивные процессы, а к ним относятся: размышление, самонаблюдение и

    т.д. присущи человеческому сознанию и ими обладают все в разной степени.

    Выделяют два вида рефлексии:

    Таким образом, рефлексия выступает как механизм самосовершенствования.

    Изучение рефлексии осуществляется при коммуникациях и в совместной

    деятельности: в имитационных играх, при проведении психологических

    тренингов и т.п.

    Вопрос № 14

    Мышление. Основные характеристики. Виды мышления.

    Мышление - верх блаженства и радость жизни,

    доблестнейшее занятие человека.

    Аристотель

    Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и

    отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и

    восприятий, и такими - которые можно познать лишь опосредованно и благодаря

    обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление - это познавательный

    психический процесс, представляющий собой опосредованное и обобщённое

    отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в

    познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между

    ними.

    Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек

    не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно,

    опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное.

    Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения,

    восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания.

    Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение возможно потому,

    что все свойства объектов действительности связаны друг с другом. Общее

    существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном. Обобщения люди

    выражают посредством речи, языка. Философские понятия материи, движения,

    закона, явления, качества, и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные

    словом. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже

    восприятиям).

    Мышление - это высшая ступень познания человеком действительности.

    Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления.

    Через органы чувств в мозг поступает информация. Содержание информации

    перерабатывается им. Наиболее сложной (логической) формой переработки

    информации является деятельность мышления. Переход от ощущения к мысли -

    сложный процесс, который состоит прежде всего в обособлении предмета или

    его конкретного признака, и установлении существенного, общего для многих

    предметов.

    Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится

    мыслью и для себя и для других только через слово. Благодаря языку мысли

    людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в

    поколение.

    В психологии принято выделять три вида мышления:

    Практическое,

    Конкретно-образное (художественное)

    Абстрактное (словесно-логическое)

    1. Практическое мышление направлено на решение конкретных задач в условиях

    производственной, конструктивной, организаторской и иной деятельности

    людей. Это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в

    понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические

    задачи. Характерными особенностями практического мышления являются ярко

    выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение

    использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными

    образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и

    обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство

    мысли и воли.

    2. Конкретно-образное (художественное) мышление характеризуется тем, что

    отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

    3. Абстрактное (словесно-логическое) мышление направлено в основном на

    нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Оно

    оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы,

    представления в нём играют вспомогательную роль.

    Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в

    одинаковой мере развиты практическое, конкретно-образное и теоретическое

    мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на

    первый план выступает то один, то другой, вид мышления.

    Мышление неразрывно связано с практической деятельностью людей. Всякий вид

    деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование,

    наблюдение. Мыслительная деятельность человека представляет собой решение

    разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-

    либо.

    Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности,

    посредством которого человек решает поставленные перед ним жизнью задачи.

    Мыслительные опреации очень разнообразны - это анализ, синтез, сравнение,

    абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Что из этого

    списка применит человек, будет зависеть от характера информации, которую он

    подвергает мыслительной переработке. Эта переработка протекает в форме

    суждений и умозаключений:

    Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их

    связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.

    Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий новое знание о

    предметах и явлениях объективного мира.

    Результаты мыслительной деятельности людей фиксируют в форме понятий.

    Познать предмет - значит, раскрыть его сущность. Понятие - есть отражение

    существенных признаков предмета. Чтобы эти признаки раскрыть, нужно

    всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами.

    Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с

    овладением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями

    зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы учителя в

    этом направлении.

    -----------------------

    STIMUL

    Реакция

    Ответная

    Сознание

    Характеристики памяти

    Объем

    Быстрота

    запоминания

    Точность

    Длительность

    Готовность к воспроизведению

    Рефлексия

    Внутренняя

    Связана с внутренним ценностным осмыслением жизни. Проблемами уяснения

    самому себе знания.

    Анализом собственного сознательного опыта.

    Внешняя

    Связана с формированием слоя сознания заполненного традициями и

    стереотипами.

    Человек с помощью осознания содержания собственного «Я», своих переживаний

    способен познать переживания других.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.