МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Теоретическая психология (ответы на экзамене)

    Теоретическая психология (ответы на экзамене)

    Ответы на экзамен:

    Версия 6.06.02

    РАЗДЕЛ теоретическая ПСИХОЛОГИЯ:

    1. Методы психологического исследования, их взаимодополняющий характер.

    2. Общая характеристика ощущений как психологического процесса.

    3. Основные психологические направления (школы) в понимании и изучении

    психики человека.

    4. Общая характеристика психических процессов, их взаимосвязь и

    целостность функционирования. Приведите пример.

    5. Память. Её основные характеристики. Виды памяти.

    6. Общая характеристика восприятия как психологического процесса.

    7. Способы управления процессами запоминания.

    8. Способы управления эмоциональными состояниями.

    9. Способы активизации мыслительной деятельности.

    10. Эмоции и чувства человека. Проблема эмоций в психологии. Формы

    проявления эмоций человека.

    11. Проблема сознания и самосознания человека.

    12. Предмет психологии. Причины сложности в определении предмета

    психологии. Связь психологической науки с другими.

    13. Рефлексия как психологический механизм развития самосознания.

    14. Мышление. Основные характеристики. Виды мышления.

    ©Автор: Григорьев П.В.

    Вопрос № 1

    Методы психологического исследования, их взаимодополняющий характер.

    Основными методами получения фактов в психологии являются:

    > Наблюдение

    > Опрос

    > Эксперимент.

    Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не

    изменяют сущность.

    Метод Наблюдения – является одним из древнейших. Его примитивной формой –

    житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной

    практике. В научном исследовании этот метод приобретает особые

    характеристики и ценится тем, что объект наблюдения предстает перед

    исследователем целостно.

    Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

    1. Определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

    2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

    3. Выбор способа наблюдения (как наблюдать?);

    4. Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

    5. Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

    Недостатками метода наблюдения является субъективность, полученной

    информации. Вследствие чего, в психологии разработаны специальные приемы,

    снижающие этот недостаток. Большинство из них сводится к тому, что

    объективная оценка может быть достигнута не одним наблюдателем, а

    несколькими (минимум 2,3)

    Наблюдение входит составной частью в опросные методы и эксперимент.

    Опросные методы - очень сложная группа методов, включающая в себя

    математический, статистический и философский аспекты. Опросные методы, как

    правило, реализуется в форме беседы. Она предусматривает прямое или

    косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений, в

    которых отражаются свойственные ему психологические явления.

    Виды опросных методов (бесед):

    . Интервью

    . Вопросники

    . Психологические анкеты

    . Тесты

    К беседе существует ряд требований: наибольший результат приносит беседа в

    случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком.

    Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме

    конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы

    предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая

    двусторонняя беседа может дать больше информации по исследуемой проблеме,

    чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

    Эксперимент – выступает доминирующим методом в психологии – это активное

    вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания

    условий, в которых выявляется психологический факт. Эксперимент проводится

    многократно, с большим количеством участников, что позволяет устанавливать

    общие математико-статистически закономерности развития психических явлений

    Вопрос № 2

    Общая характеристика ощущений, как психологического процесса

    Ощущение - это элементарный психический процесс отражения отдельных свойств

    окружающей действительности и внутренних состояний организма при

    непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

    Отличие ощущения от восприятия:

    1. В ощущениях отражаются отдельные свойства, а не явления и не

    предметы, как в восприятии

    2. Ощущение - это отражение не только свойств из внешней среды, но и

    состояний из внутренней среды, а восприятие - отражает свойства

    только внешне окружающего нас мира.

    Таким образом внешние явления, воздействуя на наши органы чувств,

    вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было

    встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию.

    Способность ощущать дана всем живым существам, обладающим нервной системой,

    с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только

    человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в

    жизненном опыте.

    Функции ощущения:

    1. Познавательная - т.е. ощущения выступают в роли каналов, с помощью

    которых мы связаны с окружающим миром

    2. Энергетическая - состоит в том, что благодаря ощущениям

    поддерживается необходимый уровень бодрствования.

    3. Развивающая - тесно сопряжена с познавательной функцией и состоит в

    том, что приток ощущений обязательно необходим для нормального

    психического развития, особенно опасно если ощущения не поступают в

    сензитивные периоды жизни (периоды, благоприятные для развития той

    или иной психической функции - в 1 год, 3 года, 13-14 лет).

    Диапазон ощущений человека сильно связан с образом жизни и состоянием

    организма.

    Классификация ощущений (по Шеррингтону):

    Деление ощущений на виды в зависимости от того, где находится действующий

    раздражитель:

    1. Экстероцептивные - ощущения из вне, контактные и дистантные.

    2. Интероцептивные - раздражители из внутренней среды, которые мы даже

    порой не осознаем.

    3. Проприоцептивные - ощущения от нашего опорно-двигательного аппарата.

    Общие закономерности ощущений:

    Ощущения не возникают моментально после начала действия раздражителя:

    существует очень короткий период времени, когда раздражитель действует, а

    ощущений нет.

    Ощущение всегда имеет пространственную локализацию

    Адаптация к ощущениям

    Взаимодействие ощущений, возникает когда наличие одного ощущения влияет на

    другое.

    Особая форма взаимодействия ощущений - синестезия, т.е. под воздействием

    ощущений одной модальности, появляются ощущения другой модальности.

    Вопрос №3

    Основные психологические направления (школы) в понимании и изучении психики

    человека

    Традиционно принято выделять 3 основные психологические школы:

    Бихеовиаризм

    Психоанализ

    Гуманистическая психология

    Особняком выделяют также отечественное психологическое направление в

    понимании и изучении психики человека.

    Бихеовиаризм - (наука о поведении). С точки зрения данного подхода

    подлинным предметом психологии является поведение человека. Это

    противопоставляется психологии сознания. Бихеовиаризм исключает сознание из

    психологии, хотя и не отрицает его наличие. Основным тезисом здесь

    является: «ничего кроме поведения наблюдать нельзя».

    Модель стимул-реакция, представляет собой по сути то, что психологи может

    исследовать и то, чем он может управлять. Отсюда бихеовиаристами делается

    вывод, что задача психологии и заключается в выявлении закономерностей

    стимул - реакции, т.е. на какие стимулы и каким образом отвечает человек.

    (Данный подход является несколько упрощенным, поскольку даже один и тот же

    стимул на различных людей действует не одинаково, кроме того бихеовиаризм

    не учитывает бессознательные явления человеческой психики).

    Психоанализ (Фрейд) - во главу угла ставит бессознательную сферу, которая

    является мощным и сильным пластом психики. Сознание данной школой

    рассматривается как вершина айсберга. Психоанализ отталкивается от того,

    что бессознательное в большей степени определяет сознательное, т.е.

    действие, поведение индивида и т.п. Ярким примером проведения

    бессознательного в человеческой жизни - являются сновидения, оговорки,

    забывания, свободные ассоциации и т.п.

    Гуманистическая психология - активно развивается с 60-х гг. XX века. В

    основе своей противостоит и бихеовиаризму и психоанализу, как не гуманным

    подходам к изучению психики человека. Видными представителями данного

    направления были (Роджерс, Маслоу, Батракова и др.). Они видят в качестве

    предмета психологии уникальную личность, постоянно созидающую себя и

    осознающую свое назначение. «Человек - потенциально склонен к непрерывному

    развитию. Он способен управлять им». Приоритет в гуманистической психологии

    отдается собственным движениям учащегося в знании, радости открытия нового

    знания. Этот подход относится к человеку как к целостности,

    индивидуальности и неповторимости.

    Отечественная школа - представила свое видение предмета психологии.

    Исходной позицией ее является общественно-историческая и социальная

    сущность человека. Человек присваивает общественный опыт и превращается в

    личность («Личностью не рождаются, а личностью становятся»). Признается

    деятельный способ ее существования, т.к. личность формируется и проявляется

    в деятельности. Исходя из деятельной концепции отечественная школа и

    объясняет становление психики человека, включение его в систему

    общественных связей и отношений. Психологическое развитие приравнивается

    процессу развития деятельности и сознания личности. В возрастном плане этот

    подход проявляется в игре- в общении - в труде.

    Вопрос № 4

    Общая характеристика психических процессов, их взаимосвязь и целостность

    функционирования. (Привести пример).

    Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей

    среды, а также образы внутренней среды самого организма – называются

    познавательными психическими процессами. Именно они обеспечивают получение

    человеком знаний об окружающем мире и о самом себе.

    Все психические процессы условно принято делить на 3 большие группы:

    1. Познавательные, направленные на отражение окружающей действительности

    ( К ним относятся: ощущения, восприятие, мышление, память,

    воображение).

    2. Регулятивные, направленные на регуляцию и организацию поведения ( К

    ним относятся: речь, воля, внимание.

    3. Эмоциональные (эмоции, чувства).

    Каждый из этих процессов, независимо от классификации, имеет свои

    собственные характеристики и вносит свой особый вклад в формирование

    внутренне связанной, динамичной, но в то же время целостной картины мира.

    Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют настолько слаженно и

    настолько незаметно для нас, что мы воспринимаем мир не как нагромождение

    форм, цветов, запахов и т.п., а именно как мир, находящийся вне нас,

    целостно наполненный светом, звуками, запахами, предметами, представляющий

    своеобразное органическое единство.

    Психические процессы – выступают как важнейшие компоненты любой

    деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться,

    играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать

    внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять

    то, что ему нужно сделать, увидеть, запомнить, обдумать. Следовательно, без

    участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они

    выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

    Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в

    деятельности, а они в ней развиваются. В результате практического

    манипулирования с объемными, близлежащими и удаленными предметами, человек

    обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза,

    сопровождаемые скоординированными сокращениями определенных групп мышц,

    способствуют становлению восприятия движения и его направления.

    Воображение также как и восприятие связано с деятельностью. Во-первых,

    человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не

    выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом

    какой-либо деятельности. Фактура воображения есть ,хотя и не буквальное,

    отражение опыта практической деятельности.

    Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двум ее основным

    процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению. Запоминание

    осуществляется в деятельности. Это – структурирование, осмысление,

    ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразных

    предметов и движений в процесс запоминания и т.д. Припоминание также

    предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы

    вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти материал.

    Мышление - это высшая ступень познания человеком действительности.

    Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления.

    Через органы чувств в мозг поступает информация. Содержание информации

    перерабатывается им. Этот переход от ощущения к мысли - сложный процесс,

    осуществление его было бы невозможно без целостного взаимодействия всех

    психических процессов.

    Вопрос №5

    Память. Ее основные характеристики. Виды памяти.

    Существует несколько определений памяти:

    1. Память - это психическое свойство человека, способность, к

    накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и

    информации.

    2. Память - это способность вспоминать отдельные переживания из

    прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории

    нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.

    Итак, память – это очень сложный механизм, который хранит, и

    восстанавливает разные элементы нашего опыта. Наиболее важные черты,

    неотъемлемые характеристики памяти, от которых зависит ее продуктивность

    это:

    Память нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности.

    Важно понимать, что у разных людей память развита неодинаково.

    Когда мы говорим о механизмах памяти, мы говорим о процессах, через

    которые проходит любой человек чтобы запомнить нужную информацию, а

    впоследствие ее воспроизвести. Основные процессы памяти - это запоминание,

    сохранение, воспроизведение и забывание.

    12. Запоминание - главный процесс памяти. От него зависит полнота,

    точность, прочность и продолжительность хранения материала и т.д.

    13. Сохранение - процесс при котором следы памяти не исчезают, а

    фиксируются, даже после того как исчезают возбудители, которые их

    вызвали. Благодаря этому "банк информации" постоянно возрастает.

    14. Воспроизведение - этап вспоминания или воспроизведения лежит в основе

    познавательных процессов. Благодаря этой фазе информация извлекается из

    "огромной" библиотеки" памяти.

    15. Забывание - процесс противоположный сохранению. Когда мы видим

    значительное различие между оригинальным материалом и тем что удается

    воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Забывание может быть

    как полезным так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и

    деятельности. Позитивная функция забывания в том, что оно забирает

    громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает

    перенагрузки памяти. Негативным забывание становится когда память стирает

    целые блоки информации, которые необходимы для нормальной плодотворной

    жизни.

    Существуют разные классификации видов человеческой памяти:

    1. Классификация по участию воли в процессе запоминания;

    2. Класификация по психической активности, которая преобладает в

    деятельности.

    3. По продолжительности сохранения информации;

    По характеру участи воли память делят на непроизвольную и произвольную.

    1) Непроизвольная память - запоминание происходит без всяких усилий,

    «автоматический».

    2) Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует

    конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

    По характеру психической деятельности с помощью которой человек запоминает

    информацию, память делять на двигательную, эмоциональную, словестно-

    логическую и образную.

    1) Двигательная память – запоминание и сохранение, а при необходимости

    воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память активно

    участвует в развитии двигательных умений и навыков. Все ручные

    движения человека связаны с этим видом памяти.

    Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима

    для нормального развития ребенка.

    2) Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид

    памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то

    что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им

    без особого труда и на длительный срок.

    3) Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда

    большую роль в процессе запоминания играет слово и логика. В данном

    случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.