МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психокоррекция

    Раскольников чувствует себя так, будто били его самого. Образ избиваемой

    лошади он сразу воспринимает как символ своей души, своей совести, которую

    он обрек на непосильное бремя. Отметим, что конь, как символ души,

    универсален для многих мифов и сказок.

    Когда у человека возникают внутренние трудности, он ищет выход из положения

    - пытается организовать деятельность, направленную на реальное изменение

    ситуации. Если это ему не удается, включается один из видов защиты -

    например, желаемое замещается символами сновидения, и, тем самым, бремя

    психической перегрузки до некоторой степени облегчается.

    Катарсис

    В переводе с греческого "катарсис" - очищение. Катарсис - вид

    психологической защиты, приводящий к изменению системы ценностей с целью

    ослабить влияние травмирующего фактора. Для этого может использоваться

    некая внешняя, универсальная система ценностей, с точки зрения которой

    травмирующая ситуация теряет в своей значимости.Катарсис может наступать

    только при значительных эмоциональных напряжениях, в накале страстей,

    которые изменяют обычные соотношения ценностей и мотивов. Так, переживание

    сильного страха иногда приводит к нравственному перерождению, пробуждению

    совести, духовному обновлению. Резко измеряется структура установок,

    появляется решимость действовать в новом направлении. Сравнимое по силе и

    результатам воздействие может произвести любовь, которую недаром нгазывают

    "землетрясением души". Она наделяет человека новой жизненной позицией,

    преобразуя всю шкалу его ценностей и идеалов.

    Для катарсиса ключевым моментом является эмоциональный всплеск. Еще св.

    Августин писал, что чем интенсивнее переживание, тем больше душа утрачивает

    господства над собой, а в экстазе она лишается всякой проницательности и

    бдительности. Очевидно, такое состояние необходимо для распределения

    ценностей. Установлено, что одновременно испытываемые близкие эмоции,

    накладываясь одна на другую, взаимно усиливаются. Например, при восприятии

    произведения искусства чувство восхищения совершенством его формы усиливает

    удовлетворение от оценки нравственной его ценности. Морено различал 2 вида

    катарсиса: "катарсис действия", испытываемый участником события, и

    "катарсис интеграции", вызванный чувством сопричастности с другими

    действующими лицами. В этом случае эмоциональное отношение к герою драмы

    непроизвольно актуализирует аналогичные составляющие личного опыта зрителя,

    усиливая сопереживание. Сочувствуя герою, человек одновременно переживает

    собственное - важное, болезненное или тревожащее - событие. Сопереживая

    страданиям героев трагедии, зритель иногда испытывает такой страх, ужас,

    горе, что в кипении этих эмоций рождается катарсис -преодолевается,

    разрешается душевный конфликт и нормализуется его собственное психическое

    состояние

    Ярко описал воздействие театра через механизм катарсиса Шиллер: "Театр

    развертывает перед нами разнообразную природу человеческих страданий. Он

    искусственно вводит нас в сферу чужих бедствий и за мгновенное страдание

    награждает нас роскошным приростом мужества и опыта... Все то, что

    чувствует наша душа в виде смутных, неясных ощущений, преподносит он нам в

    громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас. Искусство

    оказывает нравственное действие не только потому, что доставляет

    наслаждение, но и потому, что наслаждение, доставляемое искусством, служит

    само путем к нравственности."

    Творческое вдохновение художника есть, в сущности, тот же катарсис - в этом

    состоянии происходит гармонизация "Я", его синтезирование, преодоление

    дезинтеграции. Вадим Шалимов говорил:"Для художника записать - это значит

    отделаться от боли, ослабить боль". При этом творец очищается от внутренних

    конфликтов, возвышается над своими предрассудками, становится способным

    преодолеть субъективность. Через катарсис искусство реализует особые,

    высшие формы общественного сознания, достигая социально значимых целей

    нравственного преобразования и совершенствования личности.

    Человек особенно близок к пониманию истинных ценностей в момент, когда

    рискует лишиться их полностью. Тогда ломается и перестраивается многое из

    прежнего отношения к миру и к самому себе, устанавливается новая система

    ценностей - изменяются критерии решений. Одна из пациенток Московского

    кризисного стационара так описывает свои впечатления :"У меня произошла

    переоценка ценностей. За короткий срокврачи сумели помочь мне ситуации,

    которую я считала трагически неразрешимой". Как показано Толстым в

    "Исповеди", выход человека из кризиса всегда связан с обретением им другого

    места в жизни, новых духовных ценностей. Аристотель, который ввел термин

    "катарсис", понимал его как процесс очищения человеком от дурных эмоций,

    аффектов путем воздействия на самые социально-значимые эмоции - страх и

    сострадание.

    Фрейд рассматривал катарсис через призму любви и веры, формирования

    религиозных культов и обрядов. У истинно верующего или преданно любящего

    человека меняются мотивы и установки: воля к самоутверждению и желание

    настоять на своем сменяются готовностью "быть ничем", чтобы раствориться во

    Всевышнем, любимом. В этом состоянии резко меняется шкала ценностей.

    Прибежищем безопасности человека становится то, чего раньше он больше всего

    боялся. Наступает состояние счастья и наслаждения новоприобретенной

    свободой.

    Сублимация

    - это защита, осуществляющая переориентацию сексуального или

    агрессивного потенциала человека, реализация которого входит в конфликт с

    личностными и социальными нормами, в приемлемые и даже поощряемые обществом

    формы творческой активности. Это - наиболее адаптивная из форм защиты,

    поскольку не только снижает чувство тревоги, но и приводит к социально-

    одобряемому результату. Важно, что при сублимации замещается не сам объект

    (неприемлемый-приемлемым), а способы взаимодействия с ним.

    Способность большинства людей отвлекаться от первоначальной цели и

    находить удовлетворение в объекте, допустимом с социальной точки зрения, т

    е сублимировать свои влечения, ограничена. Сублимация часто связана с

    десексуализацией, но последняя не всегда является порождением защиты, так

    как, в норме, возникновение "сверх-Я" также предполагает десексуализацию.

    Сублимация - процесс, ведущий к переориентации реагирования с низших,

    рефлекторных форм - на высшие, произвольно управляемые, разрядка энергии

    инстинктов в неинстинктивных формах поведения. Она включает перенаправление

    энергии от объекта инстинктивных влечений к объектам иного рода и

    сопутствующую трансформацию эмоций. Благодаря исключительной силе

    сексуального в человеке, его переадресация в другие области приводит к

    значительному повышению работоспособности и творческой отдачи. Сублимацией

    Фрейд объяснял как научную деятельность, так и художественное творчество,

    которые, по Фрейду, суть лишь разные способы снятия напряжения. Следствием

    творческого акта является разрядка накопленных эмоций, что разрешает

    конфликт или ослабляет его до допустимого уровня. Разрядка психического

    напряжения наблюдается в момент "озарения". Фрейд писал:"Часто

    исключительное чувство ясности в мыслях, чувство просветления заменяют

    собой сексуальное удовлетворение."

    Хотя абсолютное подавление сексуальности, несомненно, снижает творческую

    активность и способность к эффективным решениями, многим удается перевести

    значительную часть полового влечения в профессиональную деятельность.

    Ньютон не знал половой жизни, как и Грегор Мендль. Превращение сексуальной

    энергии в творческий потенциал невозможно без личностных потерь. Человек,

    вставший на путь сублимации и запрещающий себе половую любовь,

    откладывающий ее до момента, когда "хорошо узнает партнера", не способен

    уже на сильные чувства. Он остается "по ту сторону" любви и ненависти, так

    как затемняет страсть исследованием.

    Половое влечение особенно пригодно для сублимации, так как оно

    сравнительно легко поддается подмене своей цели на другую ( в том числе и

    несексуальную). Важно заметить, что если нечто, например сексуальная

    любознательность, сублимируется в стремление к познанию вообще, то таким

    способом оно избегает вытеснения. Образование идеала "Я" и повышение

    требований к себе провоцирует вытеснение, но сублимация позволяет

    осуществить эти неприемлемые устремления и обойтись без вытеснения.

    Идентификация

    - разновидность проекции, неосознаваемое отождествление себя с другим

    человеком и перенос на него желательных для себя чувств и качеств. Это

    -возвышение себя до другого через расширение границ своей индивидуальности:

    человек, "включив" другого в свое "Я", заимствует его мысли, чувства или

    действия. Вообразив себя на месте "образца", т е переместив центр своего

    "Я" в этом, теперь уже общем пространстве, он может испытать сочувствие,

    соучастие, эмпатию, почувствовать другого через себя и тем самым глубже его

    понять, а сочувствие или сопереживание, в свою очередь, предполагают

    "слияние" индивидульностей через общие чувства и переживания. Фрейд

    рассматривал идентификацию как самоотождествление человека созначимой

    личностью, по образцу которой он сознательно или подсознательно старается

    действовать.

    Идентификация реализуется не только при отождествлении себя с кем-то, но

    и при причислении себя к определенному роду, классу, психологическому типу.

    В любом случае она облегчает осознание, понимание своей сущности, расширяет

    "Я", включая в него не только конкретных людей, но в отдельных случаях и

    мир, общество в целом. Еще Фрейд отмечал возникновение особой формы

    идентификации -"океанического" чувства, состояния полного слияния со

    вселенной, единения, разрушаещего любые преграды между "Я" и остальным

    миром. Растворяя себя в чем-то большем, человек преодолевает свои границы,

    приобретает единство с природой и Богом. Это не формирование дополнительных

    границ внутри, а утрата границ внешних. В общем случае граница "Я",

    помогающая личности ощутить свою нетождественность с остальным миром,

    смещается, в результате чего либо отвергается то, что принадлежит нам

    самим, либо принимается принадлежащее другому человеку или миру в целом.

    Состояния транса или гипноза -разновидности межличностного слияния.

    Идентификация как один из механизмов самопознания начинается с детских

    ролевых игр ("дочки-матери", "пожарники", "космонавты") Она приносит

    чувства единства и гармонии через сопричастность с кем-то или с чем-то.

    Дети идентифицируются с теми, кого больше любят, кого выше ценят, создавая

    тем самым основу для самоуважения. С помощью сублимации ребенок усваивает

    нормы поведения значимых для него людей, т е активно социализируется.

    Идентификация опосредует принятие женской или мужской роли, позиции

    взрослого, т е участвует в формировании "сверх-Я".

    Отсюда ясно, насколько важна для развития ребенка возможность общаться с

    такими взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться, перенося на себя

    их положительные качества. Включая в свой внутренний мир нормы, ценности и

    установки любимых и уважаемых им людей как свои собственные, человек из

    этих элементов формирует свой идеал - внутреннее представление о том, каким

    бы он хотел бы стать.

    Для идентификации с кем-то нужна определенная мера сходства с ним.

    усиливающая чувство симпатии, близости и инициирующая процессы

    отождествления. Стремление к идентификации тем больше, чем ближе образ

    героя смыкается с представлением об идеальном варианте себя самого.

    Вспомним, что обижаемся мы только на того, кого любим, ибо только в этом

    случае у нас имеются ожидания, установки - мы знаем, как "он" должен вести

    себя, ведь это "часть нас самих".

    Идентификация с героем помогает человеку принять его способы восприятия

    окружающего и разделить его представления о приемах разрешения конфликтов.

    Она дает возможность не столько понять, сколько почувствовать то, что

    чувствует герой, и таким образом научиться интерпретировать сходные

    состояния у себя. Идентификация - это состояния, в котором человек

    сливается с объектом, с тем, что он делает, говорит, чувствует, желает, с

    тем, во что он верит. Это отождествление изменяет его ощущения и

    организацию внимания настолько, что он теряет способность со стороны,

    непредвзято посмотреть на объект идентификации.

    Осознание своих недостатков, особенно в сравнении с достоинствами

    других людей, вызывает у человека внутреннюю напряженность. Этот конфликт

    можно разрешить по-разному: закрыть глаза на свои недостатки, возненавидеть

    идеал, который служит прямым укором, или же, наоборот, полюбить этот идеал.

    Не все виды психологической защиты примиряют человека с самим собой за

    счет отвержения неприемлемой новой информации. Идентификация, катарсис и

    сублимация - приводят к включению части этой новой информации в собственную

    систему ценностей, изменяют модель мира и таким образом ослабляют конфликт

    между "хочу" и "могу".

    Человеку, относящемуся к жизни творчески, необходима свобода. Свобода

    эта заключается прежде всего в умении смотреть на события с разных точек

    зрения, в многообразии способов взаимодействия с миром. Но на пути

    непредвзятого восприятия окружающих вещей и событий встают психологические

    барьеры. Они как шоры, фильтры, линзы, ограничивают и искажают восприятие

    мира. Коль скоро какую-то часть мира человек не воспринимает, а другая для

    него деформирована, он может не усмотреть объективные закономерности во

    внешней среде, что резко ограничивает разнообразие гипотез, выдвигаемых при

    решении задач.

    Психологические барьеры формируются и укрепляются как система защиты от

    травмирующих факторов, угрожающих положительной самооценки человека. Но

    одновременно они представляют собою скорлупу, в которой человек живет, и

    иногда она настолько тверда, что он не может "прорасти" за ее пределы. Для

    проявления творческих возможностей личности полезно ограничить влияние этих

    барьеров, т епоставить их на необходимую высоту и расположить наилучшим

    образом, - так как эти эти барьеры играют как отрицательную, так и

    положительную роль ( они конденсируют, фокусируют, собирают мысль, не

    позволяя ей чрезмерно растекаться).

    Подсознательные барьеры отражают противостояние человека самому себе.

    Неосознанность их влияния на поведение и их глубинные связи с физиологией

    затрудняют управление ими. Но если существующее положение вещей не

    осознавать и признавать, то его невозможно будет изменить, и оно неизбежно

    будет возникать снова и снова.

    Осознание является необходимым, но недостаточным условием для

    управляемости психологических барьеров. Осознание ситуации ничего не стоит,

    если оно не притворено во внутренний опыт, если ответ "застревает в голове

    и не проникает в сердце". Нужно не познать , а постичь истину -не

    интеллектуально, а через бессознательные составляющие опыта. Поэтому для

    ослабления влияния подсознательных факторов необходимо не только осознание

    их свойств и механизмов действия, но и эффективное отреагирование. Ведь

    если бы знакомство с содержимым бессознательного было достаточно для

    радикального улучшения самочувствия, то лекции и книги могли бы облегчить

    страдания. Однако только новое переживание позволяет переоценить ранее

    вытесненное и запомнить его по-новому. В этом смысле снижение барьерных

    эффектов зависит не только от содействия в решении проблем и уяснения всех

    возможных подходов к их преодолению, но и от канализирования их

    энергетического потенциала, т е создания условий отреагирования старых

    очагов.

    Итак, задача в том, что бы осознать и отреагировать. Известны

    специальные приемы, облегчающие вывод в сознание подсознательных

    представлений. Такую роль могут выполнять свободные ассоциации и

    психоаналитические беседы. Но профессиональная помощь вряд ли может быть

    оказана каждому нуждающемуся в ней. Именно поэтому "ликбез по самоанализу"

    имеет такое большое значение. Каждый способен овладеть простейшими

    приемами, нацеленными на возврат ранее преобразованных цензурой мыслей и

    чувств в сферу сознания. Тогда повышается вероятность их направленного

    отреагирования, т е преодоления, без чего невозможно душевное равновесие.

    Возникновение феномена бегства от... и в ...

    Когда жизнь человека теряет привычную стабильность, когда необходимо

    принимать ответственные решения, у него может возникнуть ощущение тревоги и

    даже страха. Эти чувства иногда переживаютсянастолько тяжело, что

    включаются защитные механизмы. Простейшая реакция защиты - стремление выйти

    из травмирующей ситуации. (Есть люди, вообще склонные к бегству от

    трудностей. В сложных обстоятельствах они предпринимают переезд, эмиграцию,

    либо стремятся отсидеться, переждать - не вступать в конфликты, но и не

    приспосабливаться к новой ситуации.) В этом варианте защита создает

    тенденцию уклонения, "бегства в болезнь", в работу, в одиночество. Желание

    избежать угнетающей тревоги, сомнений в своей состоятельности может

    принимать самые неожиданные формы.

    Наиболее типично бегство в работу. Оно порождает стремление все время

    что-нибудь делать. Такого рода перманентная активность происходит не от

    внутренней силы и уверенности в себе, а от отчаянной попытки заглушить

    глубинную тревогу. Достаточно часто поиск идеального варианта решения - это

    поиск предлога, чтобы уклониться от решения вообще, ничего не делать. Ведь

    идеального решения не существует. Просто человек не отваживается сказать

    себе: "Пока я не готов к решению!"

    Неадекватно восприняв нечто случившееся или свою роль в нем, человек

    начинает недооценивать свои перспективы и уклоняться от всех ситуаций, где

    есть вероятность оказаться несостоятельным. Например, он неожиданно уходит

    из семьи, с работы, изолирует себя от привычной обстановки,- окружающие не

    могут понять, в чем дело. Если травмирующая ситуация сложилась в

    профессиональной сфере, человек вдруг объявляет, что работа для него - не

    главное. И действительно, не исключено, что под влиянием защиты его

    жизненные ценности сместились в сферу непрофессиональных интересов, а все

    неудачи на службе обесцениваются по типу "зелен виноград" для ослабления их

    травмирующего воздействия.

    Уход в болезнь - человек неожиданно начинает демонстрировать чрезмерное,

    необоснованное беспокойство о своем здоровье, утверждая, что "все остальное

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.