МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психокоррекция

    воспоминаний как "своих". Она может порождать чувство душевного онемения,

    которое защищает от острой психической травмы. Деперсонализация нарушает

    восприятие внешних явлений и предметов, вызывает ощущение чуждости и

    нереальности мира. Галлюцинации и бред также связаны с трансформацией

    восприятия, искажающей прерывающей контакт с опасной ситуацией: Это не

    имеет отношения ко мне", "Эта ситуация какая то необычная, ее невозможно

    понять", "Это объект, но не тот, о котором говорят другие". "Это надо

    понимать не так, а эдак".

    При отчуждении неприемлемая информация инкапсулируется в отдельной,

    автономной части сознания, болкируясь тем самым от доступа к остальным

    зонам сознания. В результате возникает отрыв от вызывающих беспокойство

    мыслей и чувств от их абстрактных или логических аспектов, нарушается связь

    между травмирующими событиями и их эмоциональной оценкой, хотя реальность

    этих событий осознается. Все это происходит, но словно-бы с кем то другим.

    В состоянии расщепления сознания одна из его частей, ответственная за

    сохранения тождества личности с протекавшими ранее процессами мысли,

    уклоняется от этой своей обязанности (так как тогда функционировала другая

    часть сознания), теряет большие промежутки времени в прошлом, путает

    порядок событий.

    Отчуждение, как ярко выраженная изоляция друг от друга отдельных частей

    личности, "доводит до абсурда" нормальную способность выйти за пределы

    собственного "Я", связанную со сменой ролей в совместной деятельности.

    Ограниченное отчуждение часто имеет положительный эффект, позволяя

    постигать новое с разных точек зрения.

    Ощущение свободы также предполагает способность к самоотстранению. Если

    человек не в силах все время терпеть самого себя, он может от чего-то в

    себе отмежеваться. Тогда возникает необходимая внутренняя дистанция между

    приемлемой и неприемлемой частями "Я", позволяющая занять новую позицию по

    отношению к какому-то своему состоянию или качеству.

    Таким образом, отчуждение имеет и негативные, и позитивные грани. В своей

    защитной роли оно выступает как внутренняя анестезия, дающая возможность

    отключиться от душераздирающих физических или психических страданий.

    Неоднократно отмечено, что в момент пыток, при ощущении сильной боли подчас

    возникает чувство некоторого удаления, отстранения от себя: "Это происходит

    с моим телом, но не со мной".

    Эффекты деперсонализации могут быть получены в экспериментальных условиях -

    при сенсорной депривации (искусственном ограничении ощущений). Одиночество

    и порождаемый им дефицит информации провоцируют раздвоение "Я": человек

    выделяет из себя партнера по общению и взаимодействует с ним. Страх,

    тревога, вызванные длительным одиночеством, ищут и находят себе разрешение

    в общении с "вынесенной наружу" частью собственной личности.

    В следственной практике известны ситуации, когда человек, совершивший

    тяжкое преступление в состоянии аффекта, не может осознать собственного

    участия в содеянном, не может вспомнить хоть что нибудь из того, что делал

    в том состоянии, ибо тогда им управляла другая часть сознания. Человек

    осознает предметы, с помощью которых было совершено преступление, как свои,

    не отрицает и своего присутствия в тот момент, но вопреки всякой

    очевидности и несмотря на вещественные доказательства, утверждает, что не

    совершал этого поступка, поскольку не переживает его как собственный -

    вторгается защита по типу отчуждения.

    Отчуждение связано с отмежеванием одной части личности человека,

    неприемлемой и травмирующей его, от другой части его же личности, которая

    вполне для него приемлема. Пока существует такое расщепление, достойная

    часть личности не страдает по поводу поступков недостойной,

    самоотстраняется от него. Проблема преодоления подобной отчужденности и

    обретения внутреннего единства, гармонии, душевного равновесия тесно

    связана с осознанием своей греховности, с признанием отвергаемых частей

    своей личности. Грех концентрирует в себе страх. вину, стыд, отвращение.

    Сам факт отчуждения Гегель рассматривал как необходимый момент развития,

    считая, что в акте отчуждения есть положительные элементы - становление

    самосознания, поляризация добра и зла, возникновение нравственной

    вменяемости.

    Таким образом, отчуждение расширяет возможности человека, создавая ему

    условия для осмысления своих поступков. Подобное отстранение от чего-либо

    позволяет обрести внутреннюю свободу и четче осознать свои внутренние

    устои.

    Замещение.

    Это психологическая защита, осуществляющая перенос действия, изначально

    направленная на недоступный объект, на объект доступный. Тем самым

    разряжается напряжение, созданное неудовлетворенной потребностью. Механизм

    замещения выступает как защита тогда, когда реализация замещающей

    деятельности хотя бы отчасти разрешает проблемы недостижимой.

    Сущность замещения связана с переадресацией реакции. Если желаемый путь

    реагирования оказывается закрытым, то отвергаемое желание находит другой

    выход. Тогда можно наблюдать специфические реакции разрядки :"плюнуть с

    досады", "топнуть ногой", "ударить кулаком по столу"... Аналогично

    действует смещение агрессии на "козла отпущения". Все заменители служат

    отведению возбуждения, не способного найти нормальный выход. Однако

    возможность переориентировать свои поступки с недопустимых на допустимые

    или с социально неодобряемых на одобряемые у человека ограничена.

    Ограничение определяется тем, что наибольшее удовлетворение от действия,

    замещающего желаемое, возникает тогда, когда близки их мотивы, т е когда

    мотивы обоих действий размещены на соседних или близких уровнях его

    мотивационной системы.

    Возникающие от невозможности реализовать желаемое действие чувства

    неуверенности, бессилия могут обернуться стремлением кразрушению. Подобные

    агрессивные формы "замещения" учащаются в стрессовых ситуациях, в

    обстановке кризиса. Характер поступка при "замещении" часто совершенно

    случаен, так как для человека важно лишь, чтобы действие обеспечило ему

    определенную "разрядку". Надо отметить, что объектом разрушительных

    тенденций может стать и сам человек (автоагрессия). Кроме того, замещение

    может иметь вид "ухода с поля" -например, в работу, в религию.

    Частичное замещение может проявляться в обращении к новым ценностям. Не

    редкость мужчины, испытывающие к своему автомобилю большую нежность, чем к

    своей жене, - гордятся им , ухаживают, моют, дают ласковое имя, внимательно

    следят за его состоянием и тревожатся при малейших признаках нарушения.

    Машина для них - объект любви. Жизнь без машины для них невыносимее, чем

    жизнь без женщин.

    Замещение более эффективно (т е внутреннее напряжение лучше разряжается,

    если с его помощью удалось хотя бы частично достичь исходной цели.

    Например, при желании наказать человека за неприемлемое действие - побить

    его - замещается нелицеприятными словами в его адрес. Любопытно, что если,

    несмотря на приложенные усилия, достичь желаемого не удалось - человек

    начинает ругать то, к чему только что стремился. Другой распространеный

    способ замещения наблюдается, когда исчерпав аргументацию, человек приходит

    в ярость и срывается на крик.

    Если невозможно не только побить или обругать обидчика, но даже как либо

    обнаружить свое отношение к нему, то напряжение разряжается сменой жертвы

    агрессии - человек направляет свои действия на другого человека или

    предмет. При прочих равных условиях замещение одного действия другим

    эффективнее, чем замещение его разговором.

    В структурах замещения особую роль играют ритуалы (как социально

    принятые виды действий-заместителей и навязчивые действия. Они позволяют

    человеку удовлетворить запретное, бессознательное желание окольным путем -

    слишком тревожные воспоминания уступают место действию. Например,

    ненормально частое мытье рук может замещать чувство вины и порождаемые им

    разрушительные импульсы.

    Стандартной формой замещения грубых действий, нацеленных на наказание или

    оскорбление, служит брань. Она используется как предварительный клапан для

    выхода переполняющих человека чувств, предотвращая физическое воздействие.

    Показано, что у человека, привыкшего решать свои проблемы с помощью грубой

    силы, запас слов-табу меньше, чем у не склонного к дракам завзятого

    сквернослова. "Человек, которому наступили на мозоль, либо ударит вас, либо

    обругает. Одновременное обращение к тому и другому происходит редко... Так

    что верно мнение, что тот, кто первым на свете обругал своего соплеменника

    вместо того, чтобы, не говоря худого слова, раскроить ему череп, тем самым

    заложил основы нашей цивилизации".

    Защита по типу замещения может осуществляться не только заменой объекта

    или самого действия, но и переводом их в иной план - из реального мира в

    мир утешительных фантазий.Всякий раз, когда действительность разочаровывает

    нас, угрожает нам, мы пытаемся вернуться в страну фантазий, где можно без

    труда достичь всего. Фантазии замещают реальность, ослабляя горечь

    страданий и ощущение неполноценности. В фантазии любая мечта - свершившийся

    факт. Достижение цели замещается грандиозными замыслами, которые

    освобождают человека от непереносимого чувства собственного ничтожества,

    дают ему чувство свой значительности.

    Но иногда фантазии могут быть очень опасными. Например, ребенок,

    родившийся после смерти родного брата или сестры, в психике матери иногда

    оказывается "заменой" умершего. Его жизнь может стать очень трудной, если

    мать в душе не оплакала своего первого ребенка, мысленно не осталась с ним.

    Тогда создаются условия для подсознательной фантазии - идентификации нового

    ребенка с умершим. Так, Ван Гог, родившийся через год после смерти брата,

    тоже Винсента, оказался в этой роли. В его семье было запрещено говорить о

    смерти первого Винсента. А Сальвадор Дали, который тоже имел старшего брата

    Сальвадора, умершего до его рождения, свои экцентрические выходки прямо

    объяснял желанием доказать родителям, что он ничуть не похож на брата, что

    он - особая личность.

    Сначала человек на свои фантазии тратит так много энергии, что начинает

    ощущать их как полноценную реальность, а затем и ведет себя так, как будто

    это действительно реальность. Поэтому мечты и фантазии небезобидны. Внедряя

    в сознание определенные образы, мы делаем первый шаг к их осуществлению в

    реальности. Так, например, ребенок, которому все время говорят: "Одевайся

    теплее, простудишься!" - болеет чаще других, потому что привык считать себя

    слабым, болезненным. Обычно фантазии восполняют недостатки человека, уводят

    от суровой реальности в мир обманчивых, но успокоительных иллюзий.

    Если стоящая перед человеком задача слишком трудна и ему не под силу

    сохранять поведение, достойное взрослого, он замещает егонизшими, детскими

    формами - эгоистическими и безответственными, когда допустимы и капризы и

    истерики. Известный психолог Жане обратил внимание на то, что человек

    откатывается к ранним, низшим формам поведения, когда он не выдерживает

    напряжения, связанного с "взрослой" жизнью. Появляющиеся детские формы

    демонстративны и призваны замаскировать, заместить, отодвинуть то, чего

    человек все же не может себе позволить.

    Следующие разновидности психологической защиты обладают более

    "конструктивным" характером. Если при рационализации, вытеснении, замещении

    цензура всегда "побеждает", то в некоторых видах подсознательной работы

    результат оказывается другим - человек находит пути преодоления цензуры.

    Они представлены ниже.

    Сновидение

    Сновидение - вид замещения, также переносящий недоступное действие в

    иной план - из мира реального в мир сновидений. Действия-заместители,

    которые "конструируются" в процессе обработки накопленной информации,

    разворачиваются в сюжете сновидения. Специфика замещения через сновидение в

    том, что события при этом не связаны ограничениями реальности: Временем,

    пространством, силой тяжести, необратимостью явлений, смертью.

    Задача сновидения - показать сложные чувства в картинках и дать человеку

    возможность пережить их, осуществляя замещение реальных ситуаций. Однако

    прямо чувства изображены быть не могут. Зрительно представимо только

    действие, отображающее это чувство. Невозможно отобразить страх, но его

    можно заместить таким выражением страха, как бегство. Невозможно показать

    чувство любви, но демонстрация сближения - достижима.

    Исполнение желаний, неудовлетворенных в бодрствовании, в сновидениях имеет

    явную форму и скрытое за ней содержание. Мысль, которую человек не может

    додумать до конца, боится допустить в сознание, часто приходит к нему во

    сне, ибо во сне подсознание продолжает свою работу, сводя воедино намеки,

    неосознанные ощущения и представления. Поэтому изучение сновидений, как

    считал Фрейд -"королевская дорога в бессознательное". Он обнаружил, что

    обычно несколько сновидений в течении одной ночи представляют собой попытки

    различными способами изобразить одно и тоже содержание, самые сильные

    влечения человека.

    Обратимся к классическим примерам Библии. Сон Иосифа "Вот мы вяжем снопы

    среди поля и вот мой сноп встал и стал прямо; и вот ваши снопы стали кругом

    и поклонились моему снопу. И сказали ему братья его: неужели ты будешь

    царствовать над нами?" Сон Навуходоноссора, истолкованный Даниилом

    :"Истукан громадный и страшный. Голова из золота, грудь и руки из серебра,

    чрево и бедра - из меди; голени железные, ноги глиняные. Камень оторвался

    от горы и разбил ноги исполина на мелкие части". Даниил предсказал падение

    царства Навуходоноссора вследствие постепенного дробления на мелкие

    государства. Уже на этих примерах очевидна символичность сновидений.

    Приведем другие, более обыденные примеры. Однажды 34-х летняя женщина

    увидела во сне, что она убила мужа и дочь большим кухонным ножом. С этого

    дня, стоило ей увидеть нож, как ее охватывал ужас, начинались приступы

    тоски и даже обмороки. Лишь сон помог ей осознать глубину своего конфликта

    с семьей. Известно, что лица с ориентацией на социальный успех достигают в

    сновидениях желаемого поведения. Длительно видят сюжеты выздоровления

    тяжелобольные. Острое состояние голода вызывают сны, связанные с

    употреблением пищи.

    Во время сна цензура ослабляется, и из подсознания в ткань сновидений

    проникают истинные влечения и мотивы, вплетая в сюжет сна соответствующие

    образы. Важно, что реализация в сновидениях осознаваемых и неосознаваемых

    желаний - истинное замещение, поскольку переживания, сопровождающие

    сновидение, могут приводить к нормализации состояния во время

    бодрствования.

    К работе сновидения относится превращения понятий и состояний,

    незрительных по своей природе, в зрительные образы. Видящий сновидение

    вовлечен в ситуацию, он-действующее лицо и активно ее переживает. Поэтому

    суть ситуации ясна ему и без слов. Рассказ же сновидений требует усилий,

    связанных с трансляцией образов в слова. Наоборот, перевод понятий и эмоции

    в образы сновидения призван скрыть, зашифровать истинный смысл мотивов,

    превратить скрытые желания в невинный по своему содержанию сюжет с целью

    обхода цензуры.

    Анализируя сновидения, Фрейд разделил их на 3 группы

    1- Сновидения, в которых вытесненные желания появляются в незамаскированном

    виде. Такие сны типичны для детей (корзина с вишнями)

    2- Сновидения, где вытесненные желания замаскированы

    3- Сновидения с недостаточной маскировкой, дефицит которой обнаруживается в

    фабуле, и в ощущениях страха, который может сохраняться и после

    пробуждения.

    Среди средств маскировки истинного желания в сновидениях выделяют такие

    разновидности, как сгущение, смещение и символизация.

    Сгущение - это объединение, слияние нескольких желаний в единую сцену,

    целостный образ. Так, Анна Каренина почти каждую ночь видела один и тот же

    сон - что Каренин и Вронский оба были ее мужьями, расточали ей свои ласки.

    Каренин плакал, целуя ее руки, и говорил о том, что ему теперь хорошо.

    Вронский был тут же, и он тоже был нежен с ней. Она удивлялась себе, что

    прежде ей казалось это невозможным, объясняла им, смеясь, что так все

    гораздо проще и что оба они теперь довольны и счастливы. Толстой показывает

    здесь, как несовместимые желания Анны, породившие у нее душевный конфликт,

    - жить в семье, сохранив сына, и жить с любимым - слились в общей сцене.

    Психологическая защита, реализованная через такое "сгущенное" сновидение,

    дала возможность разрядить душевное напряжение.

    Смещение - это замена в сновидении желания или объекта, которые не

    пропускаются цензурой, на другие, ассоциативно связанные с маскируемыми,

    менее тревожные и потому пропускаемые: переход от самой вещи к фетишу,

    символу или от одной части объекта к другой. Пропущенные цензурой и

    появившиеся в сновидении образы через ассоциации создают намек на

    отсутствующие в фабуле недоступные желания. Так, первое время после смерти

    матери нередко возникает

    конфликт между страстным желанием увидеть ее, хотя бы во сне, и

    травмирующими воспоминаниями о ее смерти. Этот конфликт разрешается с

    помощью смещения, и в сновидениях появляется не сам образ матери, а какая-

    нибудь из любимых ею вещей или что-то другое, связанное с ней по

    ассоциации.

    Символизация - распространенная форма маскировки в сновидениях. Фромм

    выделяет 3 вида символов: условные, случайные и универсальные. Первые

    опосредованны социально; они возникли как результат соглашения, и для них

    характерно отсутствие глубинной связи между самим символом и тем, что он

    обозначает. Случайные символы субъективно связаны с некоторой ситуацией,

    важной лишь для данного лица, а универсальные - общие для всех -

    характеризуются объективной, реальной связью символа и обозначаемого им

    предметаУниверсальность символов языка сновидений, как и языка мифов,

    связана с особенностями человеческого тела, общностью многих ощущений и

    представлений. В "Преступлении и наказании" Раскольников, терзаемый

    сомнениями в своем праве убить старуху-прощентщицу, видит сон: пьяные

    мужики беспощадно бьют слабую лошаденку, впряженную в тяжелый, сверх меры

    нагруженный воз. Он - ребенок - бросается к ним, умоляет не мучить лошадку,

    но в ответ мучители только смеются и еще яростнее избивают несчастную

    лошадь. В конце концов она падает и издыхает под их ударами.Проснувшись,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.