МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психокоррекция

    собеседника или частично оправдать их. Так, Б.Франклин писал:"Я взял себе

    за правило вообще воздерживаться от прямых возражений, от категорических

    утверждений со своей стороны. Когда кто-нибудь утверждал нечто, безусловно

    ошибочное с моей точки зрения, я отказывал себе в удовольствии решительно

    возразить ему и немедленно показать ему абсурдность его предложений. Я

    начинал говорить о том, что в некоторых случаях и при определенных

    обстоятельствах его мнение могло бы оказаться правильным, но в данном

    случае оно представляется несколько несоответствующим и т д" Эта же мысль

    звучит в замечании бывшего президента Франции Валери Жискар дЭстена

    относительно адвокатов, с которыми ему приходилось встречаться: "Тем, кого

    я принимал, хватало ума не пытаться переубедить меня. Они давали мне

    понять, что разделяют мои сомнения, и лишь хотели обратить мое внимание на

    те моменты, которые, по их мнению, я мог упустить из виду".

    Не спорьте. Если у человека уже сложилась доминанта, укрепилась

    установка, словами ее не изменить, она вашей аргументацией будет только

    укрепляться и питаться. Ведь логика - слуга ее. Когда субъективно важная

    деятельность сталкивается с ситуацией, вызывающей сильное негативное

    переживание, отрицательные эмоции, то личностный смысл от этого не

    меняется, но быстро нарастает психическая дискредитация возникшей эмоции.

    Задача состоит в том, чтобы найти способ сформировать другую доминанту,

    иную установку. Жестокая, лобовая критика, задевая ядро личности,

    способствует активизации защиты. Поэтому следует всемерно щадить самолюбие

    собеседника:"На вашем месте я бы, несомненно, поступил так же, если бы

    располагал теми же сведениями. Но, к сожалению, вы не полностью или не

    совсем точно информированы". Здесь подразумевается, что какое-то упущение

    связано не с низкой компетентностью, а с недостаточной информированностью,

    и положительная самооценка поддерживается.

    Поведение человека в значительной мере определяется его моделью мира.

    Взаимодействие людей протекает нормально, если их модели в значительной

    мере совпадают или по крайней мере не противоречат друг другу. Иначе

    поведение одного может показаться другому не правильным, нелогичным, не

    соответствующим ситуации - отсюда желание поправить партнера, дать ему

    совет. Это, в свою очередь, может быть воспринять партнером как непрошенное

    вторжение в его внутренний мир и вызвать его сопротивление. Теперь понятно,

    почему советы следует давать только тогда, когда их настоятельно просят,

    когда человек самостоятельнопришел к выводу, что надо изменить свою позицию

    (скорректировать свою модель мира), но не знает, как это сделать. Если

    такая потребность еще не сформировалась, давать советы преждевременно,

    бесполезно, а иногда и вредно. Вместе с тем лучшие советы - те, которые не

    имеют притязаний на безусловную обязательность и при этом своевременны. Эту

    грань тонко подметил Байрон:

    Среди различных форм и формул зла Всего досадней поздние советы,

    Пророчества вчерашнего числа И фразы: "Мы предчувствовали это".

    При необходимости коррекции поведения другого - форма взаимодействия

    играет ключевую роль. Никаких оценок, только констатация. Например: "Вы

    прервали меня трижды". В этом случае информация представляется более

    приемлемой, чем после замечания оценочного характера :"Вечно вы всех

    прерываете и не даете слова сказать!" "Наташа, ты неряха", -

    воспринимается как оскорбление "Ты пролила кофе и не вытерла", - как

    описание поведения. Оценка в реплике звучит как ярлык. Подмечено, что

    высказывания в описательном ключе вызывают минимальную психологическую

    защиту и большее желание понять и изменить поведение.

    Даже когда установка на изменение своих представлений у человека созрела,

    рекомендации следует ему предлагать не только в косвенной форме, но и с

    элементами неопределенности, в несколько общем, незавершенном виде.

    Определенность воспринимается зачастую как форма давления, а четкость

    рекомендации связывается подсознательно с заниженной оценкой партнера (он

    может понять только четкое и простое предписание). Здесь не исключена такая

    логика:"Если он обо мне так плохо думает, зачем мне пользоваться его

    помощью..." - и совет вытесняется. Усвоение рекомендации с неоднозначной

    формулировкой облегчается за счет косвенной активности человека при

    переработке информации, поданной ему в виде намека или в косвенной форме,

    когда необходимо догадаться о чем-то, доопределить воспринятое. Придав

    совету собственную, личностно приемлемую и завершенную форму, вложив свои

    усилия в понимание и оформление рекомендации, человек ощущает себя

    соавтором идеи и относится к ней не как к навязанной со стороны, а как к

    своему детищу. Тем самым защита от вторжения в его внутренний мир

    становится излишней, конфликт разрешается и самооценка повышается.

    Развивать и любить свое хобби

    Хобби - терапия - способ оперативно удалиться от аффективной ситуации.

    Заблокированность способностей, в частности тех, от которых зависит

    умение разрешать жизненные проблемы, связана с возможными для данного

    человека путями познания. Не все способности поддерживаются обществом в

    равной мере. Отдельные способности могут вступать в конфронтацию с

    окружением. Тогда они либо отвергаются им, либо оно не предоставляет

    необходимых условий для их развития, либо другим способностям придается

    такое значение, что для остальных не остается места.

    Абсолютная концентрация на одной идее или цели - один из источников

    внутренних конфликтов. Идея, оккупировавшая все поле сознания, делает

    человека недоступным ни для каких других идей, формируя предпосылки

    ограниченности и косности его психики. Когда у человека есть побочные

    интересы, диапазон его ощущений становится шире, и сами они проявляются

    многообразнее. В итоге он становится терпимее к другим точкам зрения, и

    вероятность конфликта уменьшается.

    В этом плане нельзя недооценивать влияние различных интересов и

    увлечений, хобби. Всякое увлечение можно назвать творческим, поскольку оно

    сохраняет открытость психики для новых влияний и образует противовес защите

    по типу замещения. В критических ситуациях, в случае поражения на

    генеральном направлении (профессиональном, семейном, политическом) для

    нормализации самочувствия не нужно срочно изобретать новые формы

    деятельности; наготове другая, привычная, достаточно привлекательная -

    хобби, и на нее можно переключиться, она поддержит самооценку,и, возможно,

    защита не потребуется.

    Кроме того, избирая хобби, человек существенно меньше зависит от

    социального окружения, здесь он свободнее, чем в других сферах своей жизни

    и деятельности. Эта свобода очень важна для творческой ориентации,

    поскольку внутренние изменения происходят с личностью, когда она позволяет

    себе быть самобытной, а не тогда, когда она старается оставаться "как все".

    Отнестись к "этому" с юмором

    Напряженность можно преодолеть и с помощью юмора. Это хороший способ

    разрешения противоречий, средство осмеяния преград, вызывающих ярость,

    страх и тревогу, помогающее избавиться от беспокойства за счет понижения

    значимости табуированных действий. Смех и слезы - универсальные механизмы

    разрядки, поскольку в обоихслучаях реакция переключается на процессы с

    существенным вегетативным компонентом, в которых и разряжается напряжение.

    Смех - это особая комическая оценка действительности, построенная на

    контрасте или неожиданности. Как считал Фрейд, смех возникает потому, что

    шутки, остроты обладают способностью обходить те барьеры (внутреннюю

    цензуру), которые культура возвела в психике человека. Юмористическое

    отношение к событию несовместимо с повышенной тревожностью по повожу его

    влияния на нашу жизнь. Поэтому смех и защищает нас от чрезмерного

    напряжения и тем самым продлевает жизнь тем, кто обладает достаточным

    чувством юмора. Последователи одного из религиозных течений даже развили

    специальную технику восстановления душевного равновесия, где используется

    совместный смех или крик.

    Ироничное отношение к себе и к значимости занятой позиции помогает

    здравому смыслу выйти из своего окостенения. Тогда и удается увидеть, что

    за тем, что часто встречается, к чему все притерпелись и мимо чего

    проходят, не задумываясь, нередко скрываются наиболее глубокие проблемы.

    Юмор дает возможность человеку увеличить дистанцию по отношению к чему

    угодно, в том числе и к самому себе,т е облегчает самоотстранение. Смех -

    это отдушина. Посмеявшись над чем-то, человек чувствует себя свободнее. Он

    освобождается от страха перед проблемой, которая начинает выглядеть простой

    и преодолимой, а следовательно, ситуация становится более управляемой.

    Человек начинает ощущать себя хозяином положения.

    Способность в неловкой или болезненной ситуации увидеть что-то смешное

    помогает предотвратить внедрение защиты. Недаром читается, что чувство

    юмора по отношению к собственным проблемам - главный способ защиты

    одаренного человека. Многие великие ученые обладали им в полной мере. Так,

    в 1919 году, когда девятнадцатилетний сын Эйнштейна - Эдуард спросил отца:

    " Папа, а почему, собственно ты так знаменит?", тот рассмеялся, а потом

    серьезно ответил: "Видишь ли, когда слепой жук ползет по поверхности шара,

    он не замечает, что пройденный им путь изогнут, мне же посчастливилось

    заметить это." Смех - это переживание чувства превосходства и способ снять

    напряжение. Роль смеха в разрядке конфликтов впервые описал Э.Боти. По его

    мнению, смех возникает при неожиданном осознании несоответствия между

    объектом и умозрительной концепцией этого объекта. Смех может парализовать

    не только внутреннее напряжение, но и агрессивные намерения противника.

    Поругать обидчика или ситуацию

    Если потребности человека входят в противоречие с социальными нормами, они

    порождают у него внутреннюю напряженность. Например, ему хочется стукнуть

    обидчика, но правила общежития не позволяют поднять на него руку. Тогда

    брань позволяет разрядить агрессию не через физическое воздействие, а

    замещением - словесной агрессией, оскорблениями.

    Допуская переход от рукоприкладства к брани, человек тем самым

    обесценивает ситуацию, снимает блокирующее действие защиты и разрежает свою

    внутреннюю напряженность. Действительно, согласно экспериментальным данным,

    из тех, кто обнаруживает тенденцию к резкому осуждению ситауации, в которой

    находится, лица, предпочитающие жаловаться на судьбу, неудачи, обильно

    уснащая речь бранью, как правило реже имеют повышенное кровяное давление,

    чем те, кто предпочитает не жаловаться, не ругаться, а переживает эти

    ситуации молча. Однако брань - не единственный способ разрядки замещением.

    Может быть, проблемы нет, а есть плохое самочувствие

    Чем тревожнее и напряженнее мы себя чувствуем, тем больше проблем мы

    себе создаем. Напряжение само создает дискомфорт и добавляет излишек

    значимости неблагоприятной ситуации. Нередко, не находя объяснения плохому

    самочувствию, человек интерпретирует его как следствие внутреннего

    конфликта, порожденного какими-то обстоятельствами. Но эта версия не всегда

    оправдана. Как показал Шехтер, если инъекцией или иным путем вызвать у кого-

    то определенную и весьма ощутимую физиологическую реакцию и не дать ей

    сразу надлежащего объяснения, человек будет искать причины и истолкует

    изменение своего состояния, основываясь на анализе и оценке того, что

    происходит вокруг него в данный момент. Такую инверсию причин и следствий

    следует иметь в виду. Для предотвращения подобного развития событий

    необходимо сосредоточить внимание пострадавшего на состоянии его здоровья и

    показать, что трудности, оцениваемые как неблагоприятные обстоятельства,

    относимые вовне, могут корениться в физиологии. Типичный пример - жалобы

    женщин на трудности семейного и профессионального общения на фоне

    климактерических перестроек обмена веществ. Когда истинные причины тревог

    осознаются, то значимость блокирующих обстоятельств понижается и

    открывается перспектива разрешения внутреннего конфликта.

    Значение исповеди

    Чувствуя, что совершил нечто нехорошее, согрешил, человек переживает

    собственное ничтожество, морально слабеет, исполняется к себе недоверием -

    а значит, становится готовым к совершению нового аналогичного поступка,

    нового греха, как только закончитсясамобичевание. Специальные обряды

    исповеди, утешения и отпущения грехов смягчают боль, снижают вероятность

    рецидивов, но вместе с тем порождают зависимость от тех, кто снимает эту

    боль и отпускает грехи. Облегчая душевный конфликт, исповедь требует от

    исповедующегося значительного усилия для преодоления препон, связанных со

    стыдом, страхом быть превратно понятым, трудностями выражения словами своих

    переживаний. В то же время исповедь, как хорошо построенный и

    доброжелательно осуществляемый психологический дренаж, дает человеку

    возможность описать не только совершенные поступки, но и рассказать об

    отброшенных возможностях.

    Когда человек говорит о своих проблемах - это уже определенная форма

    реагирования (замещение), уменьшающая для исповедующегося диссонанс между

    внутренним состоянием и реальными поступками.Кроме того, говоря о себе,

    человек поневоле становится и слушателем. Возникающая обратная связь

    помогает ему лучше разобраться в себе. переоценить свои поступки.

    Очаги душевных конфликтов устраняются быстрее и легче тогда, когда

    вызвавшее их событие не только узнается, но и переживается человеком

    совместно с другими. Осуществляя доверительный разговор, человек начинает

    понимать, что рядом есть другой, разделяющий бремя его страданий по-

    братски, для которого его беды близки, а переживания тяжелы. В

    кульминационный момент исповеди, при вскрытии душевного нарыва,

    исповедующийся испытывает боль и испуг, однако при этом он расстается с

    тайнами, которые требуют специальных непрерывных усилий для их сокрытия, и

    это тоже способствует облегчению состояния. Ведь в самом факте

    откровенности содержится катарсис. После раскаяния человек получает в свое

    распоряжение энергию, которую раньше обратил на сохранение тайны и на

    работу по созданию того представления, которое должны были иметь о нем

    другие в соответствии с выбранной легендой. Раскаяние - сильное аффективное

    состояние. Раскаявшийся испытывает чувство омерзения к себе и своим

    поступкам, а чувство стыда - та форма опыта, которая может препятствовать

    повторению проступков.

    Продуктивность исповедального общения предопределяется гарантией тайны,

    обстановкой доверия и сочувствия. Каждый знает, насколько легче изливать

    душу незнакомцу, когда гарантирована тайна. В беседе с незнакомцем

    образуется как бы неопределенный фон, где случайный собеседник является

    "мишенью" с характером и достоинствами близкого человека, но без его

    недостатков "Больше не встретимся и никто не узнает"), что и создает

    обстановку, предрасполагающую к идентификации.

    Эффективность исповеди определяется не только снятием напряжения путем

    разделения ноши с другим, но и за счет переложения на него

    частиответственности. Исповедь вызывает своего рода духовный взрыв, который

    очищает и обезболивает. Возникающее после удачной исповеди состояние

    освобождает от отрицательных эмоций, а перестройка системы ценностей,

    сопровождающаяся душевным подъемом и нормализацией самооценки, снижает риск

    рецидива и дает надежду на лучшее поведение в будущем.

    Дневник и литературное творчество

    Исповедь требует определенной меры доверия в общении. Эта мера служит

    показателем психического здоровья и формируется в семье. Сверхоткровенность

    и сверхзакрытость свидетельствует о том, что человек испытывает трудности в

    общении, в установлении контакта. Когда человек испытывает затруднения в

    общении или когда поговорить ему не с кем, надо выделить собеседника из

    себя, попробовать в беседе с самим собой найти положительные грани

    тревожащей ситуации и попытаться найти пользу из тревожащих неудач и ошибок

    для приобретения опыта. Переоценка своих поражений и ошибочных действий

    ("Ничего катастрофического, извлечем уроки") способствует снижению

    внутренней напряженности, создает благоприятный фон для развития личности.

    Такие действия многим помогают самостоятельно, без поиска "мишеней" найти

    путь гармонизации своей психики. Кроме того, свои действия легче

    анализировать по записям. Поэтому лица, имеющие трудности общения, часто

    ведут дневник. Собственно, многие литературные произведения представляют

    документ самопомощи их созидателей. В юности Гете перенес несчастную

    любовь, и у него появились мысли о самоубийстве. Он преодолел эти мрачные

    настроения и решил жить. "Однако для того, чтобы жить спокойно, я должен

    быть написать произведение". Это "Страдания молодого Вертера". Герой этого

    романа кончает мысль самоубийством. Можно допустить, что изложение своих

    проблем привело Гете к ослаблению установки на самоубийство и тем спасло

    ему жизнь.

    Перекладывая груз несчастий и неудач на плечи своего автобиографического

    героя, автор как бы отстраняется от него. Это дает ему возможность

    освободиться от жесткой скованности прошлым. Личное литературное творчество

    помогает усмотреть главные противоречия, "узлы" своей жизни и распутать их.

    Г.Гессе сравнивал литературное творчество с исповедью. В процессе написания

    произведения энергия, которая ранее тратилась на сокрытие травмирующего

    чувства, может быть направлена на продуктивные цели. Важно и то, что,

    занимаясь написанием своих конфликтов, автор не обостряет при этом внешнюю

    ситуацию.

    Если человек не склонен к литературному творчеству ,то, во всяком

    случае, он может написать себе письмо - это уже поможет ему, так как его

    проблемы перестанут "застревать у него в горле" и мешать дыханию.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Блум Ф., Лейзерсон А, "Мозг, разум и поведение" , Москва 1988

    2. Брату сь Б.С. "Аномалии личности", Москва 1988

    3. Грановская P.M. "Творчество и преодаление стереотипов", Москва 1993

    4. Грановская Р.М."Интуиция и искусственный интеллект",Ленинград1993 5-

    Завилянская Л.И."Психотерапия неврозоподобных состояний" ,Киев 1997

    6. Зимбардо Ф."3астенчивость", Москва 1991

    7. Карвасарский Б.Д. "Психотерапия", Москва 1985

    8. Любищев А.А. "Сборник" , Ленинград 1982

    9. Лебедев В.И. "Личность в экстремальных условиях", Москва 1989

    10. Рассел Б., Рудестам М.Н. "Психокоррекция группы. Теория и практика",

    Москва 1990

    11. "Этнические стереотипы поведения . Сборник.", Москва 1985

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.